КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-00014

НазваниеСинтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов

РуководительЛевицкая Анастасия Александровна, Кандидат педагогических наук

Организация финансирования, регион Частное образовательное учреждение высшего образования "Таганрогский институт управления и экономики", Ростовская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2014 г. - 2016 г. 

Конкурс№1 - Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-604 - Теория и методология инновационных процессов в образовании, экспериментальная и инновационная деятельность в образовании

Ключевые словамедиаобразование, медиакультура, медиакритика, медиатекст, медиапедагогика, медиаграмотность, медиакомпетентность

Код ГРНТИ14.00.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов Актуальность нашего проекта подтверждается и на государственном уровне: 17 ноября 2008 года Правительство России утвердило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Согласно распоряжениям Правительства, федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано руководствоваться положениями «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности, а органам исполнительной власти руководствоваться данными основными направлениями при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности. Среди приоритетных направлений в Концепции называется «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования». Задачи проекта: формулировка и обоснование совокупности теоретических положений, составляющих основу проекта; разработка концепции, методов, технологий, механизмов решения проблем исследования; теоретическое обоснование и разработка графически представленной инновационной теоретической модели (включая определение существенных признаков, качеств и свойств, разработка структуры, целей, задач, содержания данной модели, условий ее реализации), синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики для эффективного развития медиакомпетентности и аналитического мышления будущих педагогов, их целенаправленной подготовки к медиаобразованию школьников; разработка показателей и способов оценивания эффективности внедрения упомянутой выше модели (разработка пакетов социологических анкет, валидных тестов, способствующих развитию медиакомпетентности и аналитического мышления студентов и др.); разработка и публикация учебных программ по теме проекта; проведение констатирующих (начального и итогового) и формирующего (внедрение разработанной модели в учебный процесс вуза) экспериментов по теме проекта. написание и публикация статей, монографии по теме проекта. Научная новизна поставленной задачи заключается в том, что впервые в мировой науке будет разработана и апробирована на практике инновационная теоретическая модель, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики для эффективного развития медиакомпетентности и аналитического мышления будущих педагогов, их целенаправленной подготовки к медиаобразованию школьников. Таким образом, будет получен принципиально новый результат, позволяет решать новые задачи медиаобразования.

Ожидаемые результаты
Основную научную и общественную значимость проекта мы видим в том, что нами будет теоретически обоснована, разработана и практически апробирована (в результате формирующего эксперимента) инновационная теоретическая модель, синтезирующая задачи медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов, что будет способствовать эффективному развитию медиакомпетентности и аналитического мышления будущих учителей, их целенаправленной подготовке к медиаобразованию школьников. Возможность практического использования запланированных результатов проекта в экономике и социальной сфере: результаты проекта (теоретическая модель, учебные программы, технологии) могут быть, по нашему мнению, широко использованы во всех гуманитарных вузах страны для повышения уровня медиакомпетентности студентов (как, впрочем, и на курсах повышения квалификации учителей и преподавателей вузов). Среди наших мировых научных конкурентов можно выделить следующие организации: CLEMI (Париж), данная общенациональная французская медиаобразовательная организация активна занимается теоретическими, технологическими разработками в области массового медиаобразования и их практическим внедрением; образовательный отдел Британского киноинститута (Лондон), занимающийся теорией и практикой внедрения медиаобразования в школах Великобритании; Центр медиаобразования (США) под руководство профессора Р.Хоббс, эта исследовательская организация занимается теорией и практикой внедрения медиаобразования в вузах и школах США; лаборатория медиаобразования Российской Академии образования (Москва). Однако в связи с тем, что ни одна из упомянутых выше организацией не занималась разработкой каких-либо моделей, синтезирующих медиаобразование и медиакритику, мы предполагаем, что в итоге научный уровень результатов нашего проекта будет опережать мировой уровень по заявленной нами тематике. Конкретные планируемые способы их обнародования: монография (объем не мене 10 п.л.), серия статей (запланировано за 3 года опубликовать не менее 20-ти статей, из них: не менее 2-х статей в журналах, индексируемых в базе Web of Science, и не менее 18 статей в журналах, индексируемых в базе РИНЦ).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2014 году
1. Сформулирована и обоснована совокупность теоретических положений, составляющих основу проекта; концепции, методов, технологий, механизмов решения проблем исследования. Выявлено противоречие между недостаточным уровнем исследований в области синтеза медиаобразования и медиакритики (в том числе и в процессе подготовки будущих педагогов) и актуальностью развития медиакомпетентности и аналитического мышления студентов педагогического профиля путем не только медиаактивности / медиадеятельности, т.е. создания, использования и распространения медийной информации (разных видов, жанров и форм), но и ее всестороннего анализа, определения экономических, политических, социальных и/или культурных интересов, которые с ней связаны. В частности, четко прослежено противоречие между журналисткой моделью медиаобразования, направленной на развитие медиаактивности аудитории в сфере практического создания и распространения аудиторией медиатекстов, моделью интегрированного медиаобразования, где основная ставка делается на медиаобразовательную поддержку в изучении обязательных школьных дисциплин, и необходимостью выхода за эти рамки путем создания более важной для широкой аудитории модели развития медиакомпетентности и аналитического мышления аудитории, построенной на синтезе медиаобразования и медиакритики. Кроме того, выявлено противоречие в теоретических и практических подходах сторонников «защитной теории» медиаобразования, призывающей оградить аудиторию от вредных медийных манипуляционных влияний, в том числе и путем воспитания подрастающего поколения на образцах «высокого искусства» и сторонниками культурологической и социокультурной теорий медиаобразования, рассматривающих задачи медиаобразования в широком социальном, культурном и жанрово-тематическом спектре медиатекстов. Успешному разрешению этого противоречия может помочь предпринятое в нашем проекте теоретическое обоснование, разработка, пробация и внедрение модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики (в том числе - в процессе подготовки будущих педагогов). Таким образом, данные противоречия порождают научную проблему, связанную с ответом на ключевой проблемный вопрос: Как синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов может способствовать эффективному развитию медиакомпетентности и аналитического мышления, подготовке будущих учителей к медиаобразованию школьников? 2. Обобщен и проанализирован накопленный зарубежный и отечественный опыт медиаобразования и медиакритики, проанализированы зарубежные и российские монографии, учебные пособия, статьи по теме проекта. 3. Теоретически обоснована и разработана, графически представлена инновационная теоретическая модель (включая определение существенных признаков, качеств и свойств, разработку структуры, целей, задач, содержания данной модели, условий ее реализации), синтезирующая задачи медиаобразования и медиакритики для эффективного развития медиакомпетентности и аналитического мышления будущих педагогов, их целенаправленной подготовки к медиаобразованию школьников. Цели теоретической модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики для эффективного развития медиакомпетентности и аналитического мышления будущих педагогов, их целенаправленной подготовки к медиаобразованию школьников: развитие медиакомпетентности личности, культуры ее общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, аналитического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки взаимоотношений социума, медиа, медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, подготовка будущих педагогов к медиаобразованию учащихся в учреждениях различных типов. Задачи теоретической модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики для эффективного развития медиакомпетентности и аналитического мышления будущих педагогов, их целенаправленной подготовки к медиаобразованию школьников: развитие у аудитории следующих умений: - аналитических (анализ взаимоотношений социума, медиа, медиатекстов различных видов и жанров, основанный на развитом медиавосприятии); - историко-теоретических (самостоятельное использование полученных знаний по теории и истории медиа/медиакультуры, по медиакритике); - практико-креативных (самовыражение с помощью медиа, то есть создание и распространение медиатекстов различных видов и жанров); - методических/технологических (владение методами и формами медиаобразования, в том числе с привлечением медиакритики); В теоретической модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики для эффективного развития медиакомпетентности и аналитического мышления будущих педагогов, их целенаправленной подготовки к медиаобразованию школьников, нами представлены следующие компоненты: 1) начальный констатирующий компонент: констатация и анализ уровней медиакомпетентности (включая развитие аналитического мышления) по отношению к медиа и медиатекстам в данной аудитории на начальном этапе обучения; 2) формирующий компонент: теоретическая составляющая (блоки теоретической подготовки аудитории в области медиаобразования и медиакритики), то есть изучение аудиторией методов и форм медиаобразования; и практическая составляющая (блок аналитической и креативной деятельности аудитории по отношению к медиа; блок технологии подготовки аудитории к медиаобразованию школьников); 3) итоговый констатирующий компонент (блок проведения тестирования аудитории с целью выявления итоговых уровней медиакомпетентности (включая развитие аналитического мышления) аудитории; блок анализа результатов тестирования аудитории с целью выявления итоговых уровней медиакомпетентности (включая развитие аналитического мышления) аудитории; 4) результативный компонент: повышение уровней медиакомпетентности аудитории, в том числе - на материале анализа взаимоотношений медиа и социума и анализа медиатекстов разных видов и жанров. 4. Разработаны показатели и способы оценивания эффективности внедрения упомянутой выше модели (пакеты социологических анкет, валидных тестов, способствующих развитию медиакомпетентности и аналитического мышления студентов и др.). Констатация уровней медиакомпетентности аудитории основывается на разработанной нами классификация показателей медиакомпетентности (развития аудитории в области медиакультуры). В соответствие с ней аудитории предлагается 7 основных блоков вопросов и заданий: 1) блок вопросов (закрытого типа) для выявления уровня контактного показателя медиакомпетентности аудитории (частоты контактов с медийной сферой в целом и произведениями медиапедагогов и медиакритиков, в частности); 2) блок вопросов (закрытого типа) для выявления уровней мотивационного показателя медиакомпетентности аудитории (мотивы контакта с медийной сферой, медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетичес¬кие, терапевтические и др.; мотивы медиаобразовательной деятельности: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования); 3) блок вопросов (закрытого типа) для выявления уровня информационного показателя медиакомпетентности аудитории (знания терминологии, теории и истории медиакультуры (включая медиаобразование, медиакритику), процесса массовой коммуникации, медиаобразования); 4) блок аналитических заданий для выявления уровня оценочного показателя медиакомпетентности аудитории (умения интерпретировать, анализировать взаимоотношения социума и медиа, медиатексты, в том числе тексты медиакритиков, медиапедагогов на основе определенного уровня медиавосприятия); 5) блок заданий для выявления уровня практико-операционного, деятельностного показателя медиакомпетентности аудитории (умения создавать и распространять собственные медиатексты; качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов); 6) блок творческих заданий для выявления уровня творческого/креативного показателя медиакомпетентности аудитории (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности – аналитической, игровой, художественной, исследовательской и др., связанной с медиа; уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности); 7) блок творческих заданий для выявления уровня методического/технологического показателя медиакомпетентности аудитории (методические/технологические умения в области медиаобразования). 5. Написан отчет по теме проекта. Написана и опубликована серия статей по тематике проекта. Ссылки на информационные ресурсы в сети, посвященные проекту: Новый научный грант в ТИУиЭ http://www.tmei.ru/news/news_1110.html Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов http://mim.org.ru/phocadownload/fedorov-me14.doc http://psyfactor.org/kinoprop/fedorov24.htm

 

Публикации

1. Горбаткова О.И. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Белоруссии Медиаобразование, № 4. С.109-120. (год публикации - 2014)

2. Левицкая А.А., Горбаткова О.И. Медиаобразование в странах Европейского Союза на современном этапе Медиаобразование, № 3. С. 93-97. (год публикации - 2014)

3. Левицкая А.А., Федоров А.В. Показатели и способы оценивания эффективности внедрения модели, синтезирующей задачи медиаобразования и медиакритики Медиаобразование, № 3. С. 65-84. (год публикации - 2014)

4. Мурюкина Е.В. Анализ медиаобразовательных видеолекций профессора Имре Сиярто для венгерских студентов Медиаобразование, № 3. С. 85-89. (год публикации - 2014)

5. Подлесный К.А. Анализ фильмов-экранизаций фантастического жанра на занятиях со студентами Медиаобразование, № 3. С. 38-44. (год публикации - 2014)

6. Подлесный К.А. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Латинской Америки Медиаобразование, - (год публикации - 2014)

7. Сальный Р.В. Медиавосприятие как философская и психологическая проблема Медиаобразование, № 3. С. 24-37. (год публикации - 2014)

8. Федоров А.В. Массовое медиаобразование в современной России: реальные достижения и трудности Школьные технологии, - (год публикации - 2014)

9. Федоров А.В. Украинские повстанцы 1940-х – 1950-х годов в экранной версии Олеся Янчука: медиакритический анализ Медиаобразование, № 4. С. 156-163. (год публикации - 2014)

10. Федоров А.В., Левицкая А.А. Модель, синтезирующая задачи медиаобразования и медиакритики для эффективного развития медиакомпетентности и аналитического мышления будущих педагогов, их целенаправленной подготовки к медиаобразованию школьников Дистанционное и виртуальное обучение, № 10 (88). С. 94-110. (год публикации - 2014)

11. Челышев К.А., Челышева И.В. Synthesis of Media Criticism and Media Education in Education of Pupils and Students in Poland Журнал Министерства народного просвещения., № 1. С. 46-53. (год публикации - 2014) https://doi.org/10.13187/ISSN.2409-3378

12. Челышев К.А., Челышева И.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов во Франции Медиаобразование, № 4. С. 121-130. (год публикации - 2014)


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
Проведен начальный констатирующий эксперимент по теме проекта (выявлены исходные уровни медиакомпетентности и аналитического мышления студентов относительно социальных функций медиа и медиатекстов). Констатация уровней медиакомпетентности аудитории основывалась на разработанной нами классификация показателей медиакомпетентности (развития аудитории в области медиакультуры). В соответствие с ней аудитории при проведении констатирующего эксперимента было предложено 7 основных блоков вопросов и заданий: Блок № 1. Выявление уровня контактного показателя медиакомпетентности аудитории (частоты контактов с медийной сферой в целом и произведениями медиакритиков, в частности). Цель констатирующего эксперимента по блоку № 1: выявить частоту контактов аудитории с произведениями медиасферы (и в частности, с произведениями медиапедагогов и медиакритиков); полученные результаты во многом показывают степень обращения респондентов к медиатекстам разных видов и жанров и произведениям медиакритики. Блок № 2. Выявление уровней мотивационного показателя медиакомпетентности аудитории (мотивы контакта с медийной сферой, медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.; мотивы медиаобразовательной деятельности: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования). Цель констатирующего эксперимента по блоку № 2: выявить наиболее популярные у аудитории мотивы (жанровые, психологические, терапевтические, эмоциональные, гносеологические, моральные, интеллектуальные, творческие, эстетические и др.) контактов с произведениями медиасферы и текстами медиапедагогов и медиакритиков, совершенствования своих знаний в области медиаобразования; полученные данные помогли нам учесть реальные предпочтения аудитории, обратить внимание на конкретные жанры, мотивы, которые пользуются успехом у данной аудитории, а, следовательно, оказывают максимальное воздействие (нравственное, психологическое и т.д. Полученные результаты были нужны для сопоставления их с материалами письменных, творческих работ, устных бесед в фокус-группе, чтобы точнее констатировать самооценку аудиторий причин своих предпочтений и их подлинные основания, выявленные в результате всего исследования. Блок № 3. Выявление уровня информационного показателя медиакомпетентности аудитории (знания терминологии, теории и истории медиакультуры (включая медиакритику, медиапедагогику), процесса массовой коммуникации, медиаобразования). Цель констатирующего эксперимента по блоку № 3: выявить знания аудиторией терминологии, истории и теории медиакультуры, медиаобразования и медиакритики. Результаты данного блока свидетельствовали о существенных пробелах в области терминологии, теории и истории медиакультуры, медиаобразования и медиакритики у многих респондентов в контрольной группе опрошенных. Блок № 4. Выявление уровня оценочного показателя медиакомпетентности аудитории (умения интерпретировать, анализировать взаимоотношения социума и медиа, медиатексты, в том числе тексты медиапедагогов и медиакритиков, на основе определенного уровня медиавосприятия). Цель констатирующего эксперимента по блоку № 4: выявить уровни оценочного показателя медиакомпетентности аудитории по отношению к письменным и аудиовизуальным медиатекстам, включая произведения медиакритиков и медиапедагогов (высокий уровень: анализ медиатекста на основе способности к медиавосприятию, близкому к «комплексной идентификации» (отождествления с автором медиатекста), понимание, интерпретация (трактовка) и оценка авторской концепции в контексте структуры произведения, умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры и виды медиакультуры, связать медиатекст со своим опытом и опытом других людей и т.п.); средний уровень: умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей, фигурирующим в медиатексте, на основе фрагментарных знаний, умение рассказать об отдельных компонентах медиаобраза, отсутствие интерпретации авторской позиции (или примитивное ее толкование); низкий уровень - «безграмотность», то есть незнание языка медиа, неустойчивость, алогичность суждений, подверженность внешнему влиянию, отсутствие интерпретации позиции автора медиатекста). Блок № 5. Выявление уровня практико-операционного, деятельностного показателя медиакомпетентности аудитории (умения создавать и распространять собственные медиатексты; качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов). Цель констатирующего эксперимента: выявить уровни практико-операционного показателя медиакомпетентности аудитории (высокий уровень: практические умения самостоятельного создания медиатекстов, медиапедагогических и медиакритических текстов различных видов и жанров; средний уровень: практические умения создания медиатекстов, медиапедагогических и медиакритических текстов с помощью консультаций педагогов/специалистов; низкий уровень: отсутствие практических умений создания медиатекстов, медиапедагогических и медиакритических текстов, или нежелание их создания). Блок № 6. Выявление уровня творческого/креативного показателя медиакомпетентности аудитории (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности – аналитической, игровой, художественной, исследовательской и др., связанной с медиа; уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности). Цель констатирующего эксперимента по блоку № 6: выявить уровни креативного показателя медиакомпетентности аудитории (высокий уровень — ярко выраженное творческое начало человека в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской, преподавательской и др.), связанной с медиакритикой, медиаобразованием и медиакультурой; средний уровень — творческие способности человека проявляются лишь в отдельных видах деятельности, связанной с медиаобразованием, медиакритикой и медиакультурой, при этом они не носят ярко выраженного характера; низкий уровень — творческие способности человека выражены слабо, фрагментарно, либо отсутствуют вообще). Блок № 7. Выявление уровня методического/технологического показателя медиакомпетентности аудитории (методические / технологические умения в области медиаобразования). Цель констатирующего эксперимента по блоку № 7: выявить уровни методического/технологического показателя медиакомпетентности аудитории (высокий уровень — ярко выраженные технологические умения в области организации и проведения медиаобразовательных занятий с учащимися; средний уровень — технологические умения в области организации и проведения медиаобразовательных занятий с учащимися проявляются лишь в отдельных видах деятельности, связанной с медиакритикой и медиакультурой, при этом они не носят ярко выраженного характера; низкий уровень — технологические умения в области организации и проведения медиаобразовательных занятий с учащимися выражены слабо, фрагментарно, либо отсутствуют вообще). В итоге констатирующего эксперимента наше исследование показало, что медиакомпетентность современных студентов по ряду показателей (мотивационному, информационному, интерпретационному/оценочному, деятельностному) нуждается в существенном улучшении. Улучшение упомянутых выше показателей медиакомпетентности, по нашему мнению, возможно в процессе медиаобразования. Следовательно, студенты университетов (не менее, чем школьники) нуждаются в изучении медиаобразовательных курсов. Только в этом случае можно будет говорить о существенном продвижении концепции ЮНЕСКО о синтезе информационной и медиаграмотности. По плану нами должно было быть опубликовано 6 статей в журналах из базы РИНЦ и 1 статья в журнале, входящем в базу Web of Science. Данные показатели были нами превышены по количеству публикаций. По итогам 2015 года нами была опубликовано 22 статьи и 2 учебных программы: 1. Levitskaya, A. Defining the Levels of the Audience's Media Competence and Critical Thinking in Sociological Surveys // Russian Journal of Sociology. 2015. Vol. 1. № 1, p.19-26. 2. Федоров А.В. Медиаобразование и медиакритика: новый поворот?//Дистанционное и виртуальное обучение. 2015.№4.С.73-80. 3. Мурюкина Е.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Северной Европы // Дистанционное и виртуальное обучение.2015. № 2. С.99-109. 4. Fedorov, A., Levitskaya, A. The Framework of Media Education and Media Criticism in the Contemporary World: The Opinion of International Experts // Comunicar. 2015. n 45, Vol. XXIII, pp.107-115. (журнал включен в базы Web of Science и Scopus). 5. Fedorov, A., Levitskaya, A. Media Literacy Function in Critical Blogs // European Researcher, 2015, Vol.(93), Is. 4, pp. 331-334. 6. Сальный Р.В. Творческий портрет медиакритика Л.А.Аннинского// Медиаобразование.2015.№1.С.90-101. 7. Левицкая А.А., Федоров А.В. Педагогическая модель синтеза медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов // Медиаобразование. 2015. № 2. С. 26-32. 8. Сальный Р.В. Творческий портрет медиакритика Н.М.Зоркой// Медиаобразование.2015.№2.С.132-144. 9. Федоров А.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в современной России // Инновации в образовании.2015. №3. C.70-88. 10. Мурюкина Е.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Балтии // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 3. С.71-80. 11. Сальный Р.В. Творческий портрет медиакритика М.И.Туровской// Медиаобразование.2015.№2.С.145-155. 12. Боярченко П.Б. Образ России на страницах "The New York Times" // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов [Электронный ресурс]. М.: Макс Пресс, 2015. http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7053/uid87744_report.pdf 13. Челышев К.А. Творческий портрет медиакритика Р.П.Баканова//Медиаобразование.2015.№3.С.150-161. 14. Мурюкина Е.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Восточной Европы // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015.№4.С.81-91. 15. Сальный Р.В. Творческий портрет медиакритика Д.Б.Дондурея// Медиаобразование.2015.№3.С.137-149. 16. Горбаткова О.А. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан) // Медиаобразование. 2015. № 1. С. 65-76. 17. Мурюкина Е.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах бывшей Югославии // Медиаобразование.2015.№ 2.С.107-117. 18. Левицкая А.А. Современная медиакритика в США: актуализация образовательного компонента // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 5. С. 85-103. 19. Левицкая А.А., Федоров А.А. Программа учебного курса для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики»//Медиаобразование. 2015. №2. С.86-106. 20. Левицкая А.А., Федоров А.А. Программа учебного курса для вузов «Основы медиакритики»// Медиаобразование. 2015. №2. С.73-85. 21. Федоров А.В. «Левиафан» и «Cолнечный удар» в зеркале российской медиакритики // Медиаобразование. 2015. №3. С.105-136. 22. Чумаколенко Н.А. Cинтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Азии // Инновации в образовании. 2015. №5. С.56-72. 23. Мурюкина Е.В., Челышев К.А. Теория и практика синтеза медиакритики и медиаобразования в Финляндии и Франции // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2015. № 11. С. 90-94. 24. Селиверстова Л.Н., Левицкая А.А. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов Германии //Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. №3. C.57-69. Был написан отчет по теме проекта. Ссылки на информационные ресурсы в сети, посвященные результатам проекта: На сайте ООН: The framework of Media Education and Media Criticism in the Contemporary World: The opinion of International Experts http://milunesco.unaoc.org/magazine/ 1.07.2015. На сайте http://psyfactor.org/lib/media-education-2.htm : Федоров А.В., Левицкая А.А. Синтез медиаграмотности и медиакритики: мнения экспертов. 2015.

 

Публикации

1. Fedorov, A., Levitskaya, A. The Framework of Media Education and Media Criticism in the Contemporary World: The Opinion of International Experts Comunicar, № 45, Vol. XXIII, pp.107-115. (год публикации - 2015) https://doi.org/10.3916/C45-2015-11

2. Fedorov, A., Levitskaya, A. Media Literacy Function in Critical Blogs European Researcher, № 4. Т. 93. С.331-334. (год публикации - 2015) https://doi.org/10.13187/er.2015.93.331

3. Levitskaya, A. Defining the Levels of the Audience's Media Competence and Critical Thinking in Sociological Surveys Russian Journal of Sociology, № 1. Т. 1. С.19-26. (год публикации - 2015) https://doi.org/10.13187/rjs.2015.1.19

4. Горбаткова О.А. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан) Медиаобразование, № 1. С. 65-76. (год публикации - 2015)

5. Левицкая А.А. Современная медиакритика в США: актуализация образовательного компонента Дистанционное и виртуальное обучение., № 5. С 85-103. (год публикации - 2015)

6. Левицкая А.А., Федоров А.В. Педагогическая модель синтеза медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов Медиаобразование, № 2. С. 26-32. (год публикации - 2015)

7. Мурюкина Е.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Балтии Дистанционное и виртуальное обучение, № 3. С.71-80. (год публикации - 2015)

8. Мурюкина Е.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах бывшей Югославии Медиаобразование, № 2. С. 107-117. (год публикации - 2015)

9. Мурюкина Е.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Северной Европы Дистанционное и виртуальное обучение, № 2. С.99-109. (год публикации - 2015)

10. Мурюкина Е.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Восточной Европы Дистанционное и виртуальное обучение, № 4. С.81-91. (год публикации - 2015)

11. Мурюкина Е.В., Челышев К.А. Теория и практика синтеза медиакритики и медиаобразования в Финляндии и Франции Alma Mater. Вестник высшей школы., № 11. С. 90-94. (год публикации - 2015)

12. Сальный Р.В. Творческий портрет медиакритика Д.Б. Дондурея Медиаобразование, № 3. С. 137-149. (год публикации - 2015)

13. Сальный Р.В. Творческий портрет медиакритика М.И. Туровской Медиаобразование, № 2. С. 145-155. (год публикации - 2015)

14. Сальный Р.В. Творческий портрет медиакритика Н.М. Зоркой Медиаобразование, № 2. С. 132-144. (год публикации - 2015)

15. Сальный Р.В. Творческий портрет медиакритика Л.А. Аннинского Медиаобразование, № 1. С. 90-101. (год публикации - 2015)

16. Селиверстова Л.Н., Левицкая А.А. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов Германии Дистанционное и виртуальное обучение, № 3. C. 57-69. (год публикации - 2015)

17. Федоров А.В. «Левиафан» и «Солнечный удар» в зеркале российской медиакритики Медиаобразование, № 3. С. 105-136. (год публикации - 2015)

18. Федоров А.В. Медиаобразование и медиакритика: новый поворот? Дистанционное и виртуальное обучение., № 4. С. 73-80. (год публикации - 2015)

19. Федоров А.В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в современной России Инновации в образовании., № 3. C. 70-88. (год публикации - 2015)

20. Челышев К.А. Творческий портрет медиакритика Р.П. Баканова Медиаобразование, № 3. С. 150-161. (год публикации - 2015)

21. Чумаколенко Н.А. Cинтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в странах Азии Инновации в образовании., № 5. С.56-72 (год публикации - 2015)

22. Боярченко П.Б. Образ России на страницах "The New York Times" Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015». М: Макс-пресс, 2015, http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7053/uid87744_report.pdf (год публикации - 2015)

23. Левицкая А.А., Федоров А.В. Программа учебного курса для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики» Медиаобразование, № 2. С. 86-106. (год публикации - 2015)

24. Левицкая А.А., Федоров А.В. Программа учебного курса для вузов «Основы медиакритики» Медиаобразование, № 2. С. 73-85. (год публикации - 2015)


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Было продолжено проведение формирующего эксперимента (внедрение разработанной модели в учебный процесс вуза) по теме проекта. При этом формирующий эксперимент был основан на разработанной нами ранее педагогической модели синтеза медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов, предназначенной для внедрения в учебный процесс вуза (в рамках предметов по выбору) для будущих учителей любых направлений, профилей, однако, в большей степени соотнесенной с гуманитарной, социальной направленностью. В нашей экспериментальной работе данная модель внедрялась на факультете социальной психологии и педагогики для студентов – будущих социальных педагогов (Таганрогский институт имени А.П. Чехова). Данная модель включала следующие структурные блоки: 1. Блок историко-теоретической подготовки будущих педагогов в области медиакритики: - основные этапы развития медиакритики (литературная, театральная, музыкальная критика, фотокритика, арт-критика (художественная критика), кинокритика (с начала XX века), телевизионная критика (с 1940-х – 1950-х годов) – как базис современной медиакритики. Идеологические, политические и тематические отличия (медиа)критики на Западе и в СССР в XX веке. Возникновение термина «медиакритика» как реакция на интенсивное развитие масс-медиа в XX веке; - медиакритика в контексте современной социокультурной ситуации: задачи, особенности (современная социокультурная ситуация и ее влияние на медиа и медиакритику. Особенности развития медиакритики в России и за рубежом в XXI веке. Типология медийных источников, содержащих тексты медиакритиков. Наиболее влиятельные в плане медиакритики современные российские и зарубежные газеты и журналы, радиопередачи, интернет-порталы, блоги и др. Основные задачи современной медиакритики: познание информационного производства; изучение и изменение общественного восприятия медийного содержания и представлений о внешнем мире, складывающихся в сознании аудитории СМИ; оказание влияния на отношение публики к медиа, формирование определенной общественной культуры изучения и оценки деятельности масс-медиа, развитие духовного мира аудитории; содействие развитию и совершенствованию творческо-профессиональной культуры создателей медиатекстов; социальной среды функционирования средств массовой информации и т.д. [Короченский, 2003]. Направленность современной медиакритики на научное сообщество исследователей медиакультуры, медийные агентства и массовую медийную аудиторию. Профессиональная и любительская (блоговая) медиакритика. Медиакритика и гражданское общество, медиакритика и медиаобразование; - основные виды медиакритики (академическая, направленная на аудиторию ученых, исследователей медиакультуры, преподавателей медийных курсов; корпоративная, направленная на аудиторию руководителей и сотрудников медийных агентств, медийной индустрии; массовая, направленная на массовую аудиторию); - основные жанры медиакритики (аналитическая статья о процессах, событиях (прошлого и настоящего) в медийной сфере; заметка, комментарий на медийную тему; интервью, беседа, дискуссия с персонами медийной сферы; кино/теле/радиообозрение; мемуары на медийную тему; открытое письмо на медийную тему; очерк о медийном событии; пародия на медийную тему; репортаж о медийном событии; рецензия на медиатекст; творческий портрет представителя медийной сферы; фельетон, памфлет, связанные с темой медиа; эссе на медийную тему и др.) медиакритики; - основные функции медиакритики (информационно-коммуникативная, аналитическая, идеологическая, политическая, просветительская, образовательная, развлекательная, рекреативная, регулятивно-корпоративная, рекламно-коммерческая, эстетическая, этическая, коррекционная, социально-организаторская). 2. Блок аналитической и креативной деятельности будущих педагогов по отношению к медиа: - в рамках формирующего эксперимента осуществлялась следующая аналитическая деятельность студентов по отношению к медиа (медиакритическая составляющая): 1) дескриптивный/нарративный анализ медиатекста: пересказ медиатекста, перечисление действующих лиц и событий; 2) структурный анализ медиа и/или медиатекста: выявление и анализ структуры медийного агентства и/или медиатекста; 3) контент-анализ медиатекста: качественно-количественный анализ содержания медиатекста с целью выявления или измерения в нем различных фактов и тенденций; 4) историко-классификационный анализ медиатекста: определение места медиатекста в историческом контексте; 5) культивационный анализ медиа и/или медиатекста: анализ содержания медиасферы и медиатекстов с опорой на исследование социокультурного контекста и исследования масс-медиа (G. Gerbner). Согласно культивационной теории медиа, аудитория выбирает медиатексты с точки зрения своих взглядов, предпочтений. Отсюда культивационный анализ можно представить как технологию приемов создания условий для того, чтобы аудитории было легче обозначить (сознательно или бессознательно) свои мнения, ожидания и ценности; исследование демографических и психологических мотивов выбора конкретного респондента; исследование периодических опросов медийной аудитории; 6) анализ персонажей медиатекста: разносторонний (включая компаративный) анализ характеров главных и второстепенных персонажей медиатекста; 7) анализ стереотипов медиатекста : выявление и анализ стереотипного изображения людей, идей, событий, сюжетов, тем в медиатекстах; 8) анализ культурной мифологии медиатекста: выявление и анализ мифологизации (в том числе в рамках так называемых фольклорных источников – сказок, «городских легенд» и т.д.) стереотипов фабул, тем, персонажей в медиатекстах; 9) автобиографический (личностный) анализ медиатекста: анализ отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст у конкретного индивидуума; 10) иконографический анализ медиатекста: анализ визуального ряда, языка медиатекста; 11) семиотический анализ медиатекста: анализ языка знаков и символов в медиатекстах; данный анализ тесно связан с иконографическим анализом; 12) идеологический и философский анализ медиа и/или медиатекста: анализ философии, идеологии медийного агентства и/или медиатекста; 13) идентификационный анализ медиатекста: распознание/идентификация скрытых сообщений в медиатекстах; 14) этический анализ медиатекста: анализ медиатекста с точки зрения моральной позиции его автора(ов) и персонажей; 15) эстетический анализ медиатекста: анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров, тесно связан с эстетической (художественной) теорией медиаобразования, теоретическая база которой во многом совпадает с культурологической теорией медиаобразования. Эстетический анализ медиатекстов помогает аудитории развить эстетическое/художественное восприятие и вкус, понять основные законы и язык той части медиатекстов, которая имеет отношение к искусству; 16) оценочный анализ медиатекста: заключение о достоинствах и недостатках явления медиакультуры и/или медиатекста (в целом или его части) на основе личностных, нравственных или формальных критериев; 17) герменевтический анализ медиа и/или медиатекста в социокультурном контексте: комплексное исследование процесса интерпретации явлений медиасферы и/или медиатекстов, социокультурных, исторических, политических и иных факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ в студенческой аудитории предполагал постижение учащимися явлений медиасферы и/или медиатекста через сопоставление с социокультурной традицией и действительностью; проникновение в логику явлений медиакультуры и/или медиатекста. Предмет анализа герменевтического анализа - система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык медиа и его использование. Комплексность, междисциплинарность, интегрированность использования данного метода. - осуществлялась креативная деятельность студентов по отношению к медиа: творческая (творческие задания на медийном материале: литературно-имитационные, театрализовано-ролевые, изобразительно-имитационные), связанные с проникновением внутрь лаборатории создателей произведений медиакультуры / медиатекстов, медиакритических текстов, системы функционирования медиа в социуме в целом; создавались учебные проекты, рассчитанные на самостоятельную исследовательскую и практическую деятельность студентов на медийном материале; осуществлялись практические упражнения, связанные с медийной активностью и медиакритикой – созданием медиатекстов на материале прессы, кино, видео, интернета). 3. Блок технологии подготовки будущих педагогов к медиаобразованию школьников: - полученные знания и умения в области медиаобразования и медиакритики использовались в процессе студенческой педагогической практики: в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования (центрах эстетического воспитания, клубах по месту жительства), интернатах, детских домах, летних оздоровительных центрах: осваивались основные технологии данной работы. Практическое применение полученных знаний по медиаобразованию и медиакритики было продемонстрировано студентами во время проведения текущих и зачетных занятий со школьниками (факультативы, кружки, тематические утренники и вечера, викторины, игры и т.д.). В итоге внедрения данной модели студенты (будущие педагоги) смогли, как показали контрольные срезы знаний, развивать медиакомпетентность [Корконосенко, 2004; Короченский, 2003; Почепцов, 2008; Potter, 2014; Worsnop, 2013] школьников, опираясь на полученные знания, синтезирующие основы медиаобразования и медиакритики. В связи с этим ключевой для внедрения в нашем формирующем эксперименте стала разработанная нами программа учебного курса для вузов «Синтез медиаобразования и медиакритики». Актуальность данного учебного курса определялась настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно – будущими педагогами) медиакритики как эффективного союзника медиаобразования. Объект учебного курса – процесс развития медиакомпетентности студентов на материале синтеза медиаобразования и медиакритики. Предмет учебного курса – синтез медиаобразования и медиакритики. Цель учебного курса: дать представление о возможностях интеграции медиакритики и медиаобразования. Задача учебного курса: обучение студентов практическим технологиям синтеза медиаобразования и медиакритики. Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М. Бахтина – В. Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса синтеза медиаобразования и медиакритики. Методы: анализ научной и учебной литературы по тематике медиаобразования и медиакритики, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий. Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «Основы медиаобразования», «Основы медиакритики», «Психология», «Социология», «Политология», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др. Практическая значимость данного курса: в результате занятий студенты стали не только обладать запасом знаний по теме синтеза медиаобразования и медиакритики, но и умели использовать эти знания в педагогической практике. Был проведен итоговый констатирующий эксперимент по теме проекта (выявление итоговых уровней медиакомпетентности и аналитического мышления студентов – будущих педагогов). После завершения формирующего эксперимента выявление итоговых уровней медиакомпетентности и аналитического мышления студентов – будущих педагогов проводилось нами по той же схеме анкетирования, тестирования, что и в начальном констатирующем эксперименте. Сравнения результатов начального и итогового констатирующих экспериментов позволило нам сделать выводы об изменениях в уровнях медиакомпетентности и аналитического мышления студентов, выводы о степени эффективности разработанной нами теоретической модели по тематике проекта и внедрения ее в ходе формирующего эксперимента. В 2016 году нашим коллективом было написано и опубликовано 13 статей, входящих в список ВАК и РИНЦ, плюс 2 статьи в журнале, входящем в базу Web of Science. Была написана и опубликована коллективная монография по теме проекта, изданная в издательстве Южного федерального университета: Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов: монография / А.А. Левицкая, А.В. Федоров, Е.В. Мурюкина и др.; под общ. ред. А.А. Левицкой. Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. 574 с.

 

Публикации

1. Боярченко П.Б. Современная американская медиакритика Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (9–11 марта 2016 года) / Под ред. М. А. Бережной; сост. А. Н. Марченко. СПб.: СПб. гос. ун-т, 2016., С. 61-63. (год публикации - 2016)

2. Левицкая А.А. Формирование медийной грамотности и медиакритика в Канаде Медиаскоп, № 1 (год публикации - 2016)

3. Мурюкина Е.В. Технология проведения занятий со студентами по тематике синтеза медиакритики и медиаобразования Дистанционное и виртуальное обучение., № 8 (110). С. 47-56. (год публикации - 2016)

4. Мурюкина Е.В. Сравнительный анализ российских сайтов по медиакритике Crede Experto, № 3 (год публикации - 2016)

5. Мурюкина Е.В. Сравнительный анализ сайтов по медиакритике в Белоруссии и на Украине Crede Experto, № 2 (год публикации - 2016)

6. Подлесный К.А. Северная Европа: медиакритика, медиаобразование, аудитория Инновации в образовании, № 4. С. 106-116. (год публикации - 2016)

7. Селиверстова Л.Н. Особенности интеграции медиакритики и медиаобразования в Австрии Медиаобразование, № 4. С. 109-126. (год публикации - 2016)

8. Селиверстова Л.Н. Роль медиакритики в развитии медиаобразования в Швейцарии Alma mater (Вестник высшей школы)., № 1. С. 108-113. (год публикации - 2016)

9. Селиверстова Л.Н., Левицкая А.А. Речевое поведение российских медиакритиков (на материале научных и публицистических статей) Crede Experto., № 2 (год публикации - 2016)

10. Селиверстова Л.Н., Левицкая А.А. Влияние деятельности медиакритиков Швейцарии на качество СМИ Медиаскоп, № 2 (год публикации - 2016)

11. Федоров А.В. Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере тематических сборников «мифы и реальность»: 1966-1989) Медиаобразование, № 3. С. 75-131. (год публикации - 2016)

12. Федоров А.В. Высшая школа и кинематограф: российский опыт Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования., № 1. С. 16-20. (год публикации - 2016)

13. Федоров А.В., Левицкая А.А. Modern media criticism and media literacy education: the opinions of Russian university students European Journal of Contemporary Education., 2016. № 2 (16). С. 205-216. (год публикации - 2016) https://doi.org/10.13187/ejced.2016.16.205

14. Федоров А.В., Левицкая А.А., Камареро Е. Curricula for Media Literacy Education According to International Experts European Journal of Contemporary Education, Vol. (17), Is. 3, pp. 324-334. (год публикации - 2016) https://doi.org/10.13187/ejced.2016.17.324

15. Челышев К.А. Анализ студенческих работ в процессе выполнения творческих медиаобразовательных заданий Crede Experto., № 3. (год публикации - 2016)

16. Чумаколенко Н.А. Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе обучения школьников и студентов в странах Африки Дистанционное и виртуальное обучение., № 1 (103). С. 55-63. (год публикации - 2016)

17. Левицкая А.А., Федоров А.В., Мурюкина Е.В., Сальный Р.В., Горбаткова О.И., Челышев К.А. Медиакритика в России: творческие портреты Монография / Под ред. А.А. Левицкой. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 288 c., Электронное издание. 228 с. (год публикации - 2016)

18. Левицкая А.А., Федоров А.В., Мурюкина Е.В., Селиверстова Л.Н., Горбаткова О.И., Подлесный К.А., Сальный Р.В., Чумаколенко Н.А., Челышев К.А. Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов Монография; под общ. ред. А.А. Левицкой. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. 574 с., 574 с. (год публикации - 2016)

19. Федоров А.В. Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики. Монография. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 228 с., Электронное издание. 228 с. (год публикации - 2016)

20. Федоров А.В. Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики. Монография. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2016. 111 c., Электронное издание. 111 с. (год публикации - 2016)

21. - В Таганрогском институте управления и экономики завершается научный проект «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов» при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда Портал "Информационная грамотность и медиаобразование для всех", Информационная грамотность и медиаобразование для всех. 9.11.2016. (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
не указано