КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер14-18-02709

Название”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма

РуководительТопорков Андрей Львович , Доктор филологических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, г Москва

Года выполнения2014 - 2016

КонкурсКонкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словарусская культура первой трети ХХ века литература и искусство авангарда сюжеты мировой литературы мифологические образы

Код ГРНТИ17.00.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Принципиально важной составляющей модернистской литературы и авангардного искусства в России начала ХХ в. было обращение к культуре прошлого – к мифологии и фольклору, к западному и восточному искусству древности, средневековья и последующих культурных эпох. Особое значение получили так называемые «вечные» образы, архетипы и мифологемы, накопившие в своей семантике опыт веков и открытые для семантических приращений нового времени. Их потенциальная многозначность привлекала художников слова, которые с опорой на этот культурный фундамент создавали новый тип художественного сознания, погружаясь и погружая читателя в неизведанные глубины и вибрации смыслов. Именно это обеспечило литературе начала XX века ее принципиально новаторский характер. Научная значимость проекта обусловлена тем, что в нем впервые установлены факты использования целого ряда сюжетов и образов мифологии и мировой литературы в творчестве русских писателей и художников 1900-1920-х гг., пути исторических трансформаций «вечных» сюжетов и образов в России периода войн, революций, социальных и политических трансформаций, причины их актуализации и переосмысления; предложена оригинальная концепция целостного осмысления литературы и искусства русского авангарда и его роли в мировой культуре; обоснован новый способ осмысления литературного процесса, при котором полемика между разными направлениями анализируется в контексте закономерного процесса трансформации «вечных» сюжетов и образов; установлены многообразные связи между литературными новациями русских писателей начала ХХ в., идеями религиозных философов и творчеством художников русского авангарда, которые благодаря длительной жизни за границами России и универсальности живописного языка получили позднее широкое международное признание; выявлена особая роль женщин и гендерной проблематики в формировании русского авангарда. Актуальность проблемы обусловлена выдающейся ролью, которую сыграли русская модернистская литература и авангардное искусство в развитии литературы и искусства ХХ в. не только в России, но и во всемирно историческом масштабе. Творчество А. Блока и М. Булгакова, М. Шагала и В. Кандинского и многих других русских писателей и художников хорошо известно на Западе, однако его связи с традициями русской культуры далеко не очевидны. Предлагаемый нами путь осмысления русской литературы и искусства 1900-1930-х гг., эпохи войн и революций, социальных и политических катаклизмов, совершенно не банален и имеет новаторский характер: речь идет не о возобновлении архаических традиций, само существование которых в прошлом довольно сомнительно, а о том, как отечественная культура творчески и оригинально воспринимала и перерабатывала наследие мировой цивилизации, создавая в результате нечто небывалое и узнаваемое в одно и то же время.

Ожидаемые результаты
В результате осуществления проекта будут опубликованы 3 монографии: коллективные монографии «Утопические сюжеты и образы в русской литературе первой трети ХХ в.» (2015) и «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» (2015), а также монография С.А. Серегиной «А.Белый и С.Есенин. Образы и сюжеты культуры модерна». Участники проекта опубликуют серию статей (55 статей), из них 25 в рецензируемых периодических изданиях, входящих в системы РИНЦ, Scopus и Web of Science. Будет создан сайт по теме проекта на русском и английском языках; на сайте будут регулярно вывешиваться материалы о ходе работы над проектом, библиографические материалы, информация о семинарах и конференциях в России и за рубежом и т.д. Будут проведены один круглый стол и 2 международные конференции и опубликованы их результаты. Тема круглого стола: «Проблемы изучения “вечных” сюжетов и образов в литературе и искусстве русского модернизма» (2014); темы международных конференций: «Утопические сюжеты и образы в русской литературе первой трети ХХ в.» (2015) и «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» (2015). На запланированных мероприятиях будут выступать не только участники проекта, но и другие научные работники, преподаватели московских вузов, аспиранты и студенты. В течение всего времени действия проекта будет регулярно действовать семинар, в рамках которого будут проведены не менее 22 заседаний, лекций, круглых столов; заседания семинара будут транслироваться через Интернет, а их материалы вывешиваться на сайте проекта. Для участия в семинарах и выступления с лекциями будут приглашаться ведущие ученые Москвы и других городов (в том числе из РГГУ, МГУ, Пушкинского Дома и др.). Участники проекта доложат о результатах своих разысканий в докладах на конференциях (не менее 60 докладов), в том числе международных (в России, ближнем и дальнем зарубежье). На 2014 г. намечены выезды молодых ученых для участия в международных конференциях в Лондоне, Токио, Бордо. Поскольку среди участников проекта много преподавателей вузов, результаты их разысканий будут использованы при чтении лекций в университетах Москвы, при подготовке аспирантов и молодых специалистов. Мы предполагаем также популяризовать результаты нашего проекта посредством СМИ (в частности, выступлений на канале «Культура»). Не ограничиваясь ранее опубликованными материалами, участники проекта будут вовлекать в научный оборот материалы из архивов Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе из Отела рукописей ИМЛИ РАН. Результаты проекта (аналитические разработки, введенные в научный оборот материалы, новаторские концепции, методики и приемы исследования) могут быть использованы при построении курсов истории русской литературы и культуры в старших классах школы, в высших учебных заведениях; при чтении лекций и написании обобщающих трудов по истории русской и мировой литературы Нового времени, истории русской и мировой культуры ХХ в., по искусству ХХ в.; они могут стать основой для составления словарей символов, сюжетов и образов в литературе и искусстве XIX-XX вв. и других исторических периодов; могут быть использованы при организации выставочных проектов, музейных экспозиций, театральных постановок, подготовке иллюстрированных изданий, посвященных искусству эпохи модернизма.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация полученных результатов в 2014 году
В течение 2014 г. проведена серия семинаров, на которых было уточнена и конкретизирована концепция проекта. Организован круглый стол «Проблема изучения “вечных” сюжетов и образов в литературе и искусстве русского модернизма», на котором в качестве докладчиков и оппонентов выступили молодые участники проекта. Разработаны научные концепции трех конференций, которые будут проведены в 2015 г.: международные конференции «Утопические сюжеты и образы в русской литературе первой трети ХХ в.» и «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма», а также конференция аспирантов и молодых учёных «Мифологические образы в литературе и искусстве». Участники проекта разработали концепцию двуязычного сайта по теме проекта. Написали в общей сложности 23 статьи по теме проекта, из которых 21 опубликованы в изданиях, индексируемых в системе РИНЦ. Участники проекта сделали 43 доклада по теме проекта на научных конференциях, в том числе 24 доклада на международных конференциях. В частности, они выступали на конференциях, проводимых за рубежом (Швейцария, Япония, Великобритания, Польша). Достигнуты результаты в разработке ряда актуальных научных тем: «Фольклор в творчестве писателей и художников-модернистов»; «Художественное творчество и эстетические концепции Вяч. Иванова»; «Литературные проекции русской заговорно-заклинательной традиции» (А.Л. Топорков); «Античные и средневековые мистериальные действа в жанровых новациях русского символизма и авангарда»; «Трансформации романтических традиций мистериальной сюжетики и топики в литературе русского модернизма»; «Сакраментальные и травестийные сюжетно-образные структуры в неорелигиозных, антропософских и буффонадных мистериальных драмах» (В.В. Полонский); «Генезис и значение отдельных мотивов и сюжетов в литературе русского символизма и постсимволизма», «Эволюция основной мифологической сюжетной схемы в культуре символизма»; «Влияние творчества Вагнера на русских символистов» (Д.М. Магомедова); «Образы “Откровения Иоанна Богослова” в литературе и искусстве русского модернизма и религиозно-философской мысли конца 1890-х – 1930-х годов»; «Техника и органика. Образ мира и человека в творчестве пролетарских и новокрестьянских писателей», «Образ Софии Премудрости Божией и его трансформации в культуре Серебряного века» (А.Г. Гачева); «"Обет молчания" как тема и поведенческая стратегия Андрея Белого», «"Райские птицы" в живописи и литературе 20 века» (М.Л. Спивак); «Мифологема «земля» в творчестве Ф.М. Достоевского» (О.А. Богданова); «Историософская проблематика литературы русского модернизма: восприятие Петра I и Петербурга в начале ХХ века», «Миф о сотворении человека в культуре 1900-1930-х гг.», «Образы и идеи раннего творчества А.Н. Толстого» (А.С. Акимова); «Новокрестьянские поэты в культуре модерна» (С.А. Серегина); «"Вечные" женские образы и их трансформации в русской литературе начала ХХ века» (О.А. Симонова); «Тангейзер в кругу канонических образов русского декаданса», «Средневековый сюжет об ожившей статуе в литературе и искусстве русского модернизма», «Русский балет начала XX века и искусство декаданса» (В.Д. Кастрель); «Эсхатология Серебряного века» (М. А. Соловьева), «Система образования начала XX века и ее влияние на формирование поэтики русских писателей» (М.В.Скороходов); «Мифология города в творчестве писателей русского модернизма» (Л.С. Гульба (Павленко)); «Образ города в творчестве С.А. Есенина и новокрестьянских поэтов в контексте классической литературы и литературы русского модернизма» (Н.А.Еременко), «Хронотоп бала в русской литературе начала ХХ века» (А.В. Леонавичюс), «”Вечные” образы и сюжеты в творчестве А.Н.Толстого конца 1910-начала 1920-х годов» (Е.А. Извозчикова). М.Л. Спивак работала в архивах Швейцарии (Дорнах: Архив Гетеанума; архив «Наследие Р. Штейнера, частное собрание С.О. Прокофьева); Женева (частное собрание В.И. Рыковой); Уцвиль (частное собрание семьи Бюлеров); выявила материал, необходимый для дальнейшего исследования (письма Белого к Н.А. Тургеневой-Поццо 1910-х гг. и М. Бауэру 1921 г.). С.А. Серегина в ходе командировки в Великобританию работала в фонде «Русской коллекции» London Library, где сделала текстологическое описание ранее неизвестных автографов и авторизованной машинописи драматической поэмы С. А. Есенина «Пугачев». Эти материалы способствуют изучению эволюции жанровой и образной системы драмы в литературе русского модернизма. Полонский В.В. в рамках реализации образовательной составляющей проекта разработал программу спецкурса для студентов историко-филологического факультета РГГУ «Русская литература конца XIX – начала XX века: поэтика образа и текста между религией, философией и мифотворчеством». Чтение курса начато в осеннем семестре 2014 г. Будет продолжено в весеннем семестре 2015-го.

 

Публикации

1. Соловьева М.А. Образ Христа в маленькой поэме С. А. Есенина “Товарищ”: историко-культурный контекст Сергей Есенин и искусство. М.: ИМЛИ РАН, С. 190-206 (год публикации - 2014).

2. Кастрель В.Д. Литературные проекции оперы Р. Вагнера „Тангейзер” (О. Уайльд, М. Кузмин) Новый филологический вестник, №3 (30). C. 50-62. (год публикации - 2014).

3. Полонский В.В. Максимилиан Волошин Очерки истории русской литературы конца XIX – начала XX в. М.: Издательство Московского университета, - (год публикации - 2015).

4. Акимова А.С. Прилючения Пиноккио в России: К истории мирового сюжета Культурологический журнал, - (год публикации - 2014).

5. Леонавичус А.В. Бал как пляска смерти у А. Блока и русских романтиков Вестник РГГУ, - (год публикации - 2015).

6. Спивак М.Л. Андрей Белый в 1913 году: в поисках альтернативы слову 1913. «Слово как таковое»: Юбилейный год русского футуризма / Сост. и науч. ред. Ж.-Ф. Жаккар и А. Морар. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, С. 181–193 (год публикации - 2014).

7. Симонова О.А. «Сквозные» образы и сюжеты в прозе дамских журналов начала XX века Культура и образование, Октябрь 2014. № 10. (год публикации - 2014).

8. Серегина С.А. Орнамент как искусство в «Ключах Марии» Есенина и культуре модерна Сергей Есенин и искусство. М.: ИМЛИ РАН, С. 116-127 (год публикации - 2014).

9. Гачева А.Г. Идеал “Царства Божия на земле” в русской мысли Серебряного века Соловьевские исследования, - (год публикации - 2015).

10. Скороходов М.В. «Вечные» сюжеты и образы в программах земских школ и творчестве писателей-выпускников (к постановке проблемы) Мастера русской словесности. М.: МГУКИ., С. 227-235 (год публикации - 2014).

11. Акимова А.С. Трансформация структурообразующих мотивов и образов в рассказе А.Н. Толстого “Клякса” Вопросы культурологии., № 12. С. 79-83. (год публикации - 2014).

12. Полонский В.В. Федор Сологуб Очерки истории русской литературы конца XIX – начала XX в. М.: Издательство Московского университета, - (год публикации - 2015).

13. Полонский В.В. Мифологизация и экспериментальная архаизация поэтики в русской прозе конца XIX – начала XX веков Разрыв и связь времен. Проблемы изучения литературы рубежа ХIХ-ХХ вв. Аспекты тематики. Книга 2. (отв. ред. А.Ф. Кофман). М.: ИМЛИ РАН, - (год публикации - 2015).

14. Богданова О.А. Метаморфозы библейского образа “земли” в исследованиях Г.И. Чулкова о Ф.М. Достоевском Проблемы исторической поэтики, - (год публикации - 2015).

15. Топорков А.Л. Отзвуки Данте в «Повести о Светомире царевиче» Вяч. Иванова Память литературного творчества. М.: ИМЛИ, 2014., С. 519-536. (год публикации - 2014).

16. Павленко (Гульба) Л.С. Мифология города в творчестве символистов. Петербургский текст в творчестве А. Блока и А. Белого Вестник московского государственного областного университета, - (год публикации - 2015).

17. Топорков А.Л. «В наших Сказаниях не все то помещено, что известно в селениях» (Фольклорные записи из архивного собрания И.П. Сахарова) Традиционная культура., 2014. № 4. C. 141-154. (год публикации - 2014).

18. Гачева А.Г. Образы “Откровения Иоанна Богослова” в творчестве Василия Чекрыгина (религиозно-философский контекст) Вопросы культурологии, - (год публикации - 2015).

19. Соловьева М.А. Ветхозаветные пророчества и эсхатологические образы Нового завета в лирике С.А.Есенина 1918-1919 гг. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, Выпуск 9. С. 394 - 416 (год публикации - 2014).

20. Полонский В.В. Б. Эйхенбаум и П. Клодель: символистская мистерия в России Известия РАН. Серия литературы и языка, №3 (год публикации - 2015).

21. Спивак М.Л. Андрей Белый в альманахе «Скифы» («Жезл Аарона» и «Котик Летаев») Вестник РГГУ: Ежемесячный научный журнал. Серия «Филологические науки. Журналистика. Литературная критика», № 12 (134). С. 64–70. (год публикации - 2014).

22. Еременко Н.А. Образ города в творчестве новокрестьянских поэтов в контексте литературы русского модернизма European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук), № 8. Том 1. (год публикации - 2014).

23. Извозчикова Е.А. Сюжет продажи души человека дьяволу в повести А.Н.Толстого ”Похождения Невзорова, или Ибикус” Филологические науки. Вопросы теории и практики, Октябрь. №10(40). С. 94 - 96 (год публикации - 2014).


Аннотация полученных результатов в 2015 году
В 2015 г. участники проекта далеко продвинулись в области изучения некоторых «вечных» образов в литературе и искусстве русского модернизма (Саломея, Фауст, Арлекин и Коломбина, Гамлет и Офелия, фольклорные образы Матери-земли и девы-воительницы, чудесных птиц Алконоста, Сирина, Гамаюна и др.). Исследователи обсудили на семинарах и конференциях женские образы в эпоху модернизма, переосмысление христианской апокалиптики и эсхатологии, актуализацию и трансформацию фольклорных жанров и образов (в частности, духовных стихов и заговоров), проблемы составления словарей и указателей фольклорных и литературных сюжетов и образов. Особое внимание уделялось восприятию наследия мировой культуры в эпоху Серебряного века (Гомер, Данте, Гете и др.). Широко привлекались архивные материалы Вяч. Иванова, А. Белого, С.А. Есенина, в том числе из зарубежных архивов (Рим, Лондон, Дорнах). разрабатывались междисциплинарные подходы и методики на границе филологии, искусствознания, психологии творчества, исторической поэтики. Открытия и находки, сделанные в ходе работы над проектом, популяризировались в ходе лекций и семинаров в РГГУ (Д.М. Магомедова, В.В.Полонский, А.Л. Топорков). А.Г. Гачева выступала в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Королева, Балашихи, Истры с просветительными лекциями, связанными с темой проекта. Руководила философским семинаром и литературно-философской студией «Алетейя» при Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова. Организовала выставку «Колыбель человечества: философия космизма» в Мемориальном музее космонавтики, в рамках которой проводила тематические экскурсии и лекции. В 2015 г. участники проекта создали книжную серию «”Вечные” сюжеты и образы» (редакционная коллегия: А.Г. Гачева, Е.В. Глухова, В.В. Полонский, А.Л. Топорков (председатель)); провели 3 международные научные конференции и издали 2 сборника статей. 1) Международная научная конференция «”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма» (ИМЛИ РАН, 27-28 апреля 2015 г.). На конференции выступили 37 ученых, в том числе исследователи из Польши, Франции, Латвии. По итогам конференции опубликован сборник статей: «Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма / Отв. ред. член-корр. РАН А.Л. Топорков. М., 2015. 416 c., илл. (Серия «”Вечные” сюжеты и образы»; Вып. 1). ISBN 978-5-91674-355-5 Тираж — 500 экз. 2) Международная научная конференция аспирантов и молодых ученых «Мифологические образы в литературе и искусстве» (ИМЛИ РАН 29-30 апреля 2014 г.). На конференции выступили 55 докладчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Тамбова, а также из США, Италии, Франции, Германии. По итогам конференции опубликован сборник статей: Мифологические образы в литературе и искусстве / Отв. ред. М.Ф. Надъярных, Е.В. Глухова. М., 2015. 384 с., илл. (Серия «”Вечные” сюжеты и образы»; Вып. 2). ISBN 978-5-91674-356-2. Тираж — 500 экз. 3) Международная научная конференция «Утопия и эсхатология в литературе, искусстве и философской мысли русского модернизма» (ИМЛИ, 25-27 июня 2015 г.). На конференции было заслушано 87 докладов, с которыми выступили ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Твери, Екатеринбурга, Иваново, Орла, Новосибирска, Севастополя, Уфы, Ставрополя, а также из США, Польши, Черногории, Китая, Молдовы, Венгрии, Испании, Индии, Бельгии. По итогам конференции подготовлен сборник статей, который находится на стадии редактирования. Примерный объем — 36 а.л. Отв. ред. д.ф. н. А.Г. Гачева. В 2015 г. участники проекта опубликовали 52 статьи по теме проекта, из них 52 в изданиях, входящих в систему РИНЦ, 11 в изданиях, входящих в систему Web of Science, и 4 в изданиях, входящих в систему Scopus. Они сделали 67 докладов по теме проекта, в том числе 50 на международных конференциях. Результаты работы над проектом были апробированы в докладах на международных конференциях в Великобритании, Венгрии, Испании, Китае, Польше, Эстонии, Японии. В течение года проведено 9 заседаний семинара по теме проекта, в том числе: семинар «Женские образы в литературе и искусстве русского модернизма» (22 января 2015 г.), Круглый стол «Проблемы составления сюжетно-мотивных указателей» (19 марта 2015 г.), семинары с докладами А.Л. Топоркова «О статье А. Блока “Поэзия заговоров и заклинаний”» (17 апреля 2015 г.) и «Фольклорная тематика на заседаниях Московского лингвистического кружка (1919–1922) (по архивным материалам)», семинар с докладом В.Б. Зусевой-Озкан «Образ девы-воина в творчестве М. Цветаевой» (9 октября 2015 г.) и др. По теме проекта создан сайт; электронный адрес: http://modernista.moscow/. Сайт регулярно пополняется материалами, отражающими работу над проектом. А.Л. Топорков в статье «Духовные стихи в русской литературе первой трети XX века» выявил основные направления рецепции русских духовных стихов в творчестве символистов и других писателей Серебряного века. Впервые в полном объеме опубликовано центральное сочинение Вяч. Иванова эмигрантского периода: Иванов Вяч. Повесть о Светомире царевиче / Изд. подг. А.Л. Топорков, О.Л. Фетисенко, А.Б. Шишкин. М.: «Ладомир», 2015. 824 с. (Серия «Литературные памятники»). В комментариях, подготовленных А.Л. Топорковым, выявлены сложные подтексты произведения, в частности, пласт эзотерической каббалистической и гностической символики. В статье ««Повесть о Светомире царевиче» Вяч. Иванова: от замысла до его воплощения». А.Л. Топорков проследил творческую историю произведения, установил основные литературные и художественные контексты «Повести». В статье «Символика и функции сновидений в «Повести о Светомире царевиче» Вяч. Иванова» предложил типологию литературных сновидений. В публикации «Фольклорные темы на заседаниях Московского лингвистического кружка» ввел в научный оборот большой объем архивных материалов, в частности, сообщения Ю.М. Соколова о народных легендах, связанных с текущими политическими событиями. О.А. Богданова осмыслила двойственный характер восприятия «земли» в Серебряном веке: с одной стороны, «отрицание» наличной, «ветхой» земли, которая должна погибнуть в огне религиозно-социальных революций, с другой – хилиастическое чаяние «новой земли», которая соотносится с универсальным для тысячелетней русской культуры образом «Святой Руси». А.Г. Гачева установила, что эсхатологизм в культуре модернизма представал в разных обличьях: от историософского негативизма и сурового апокалиптизма в духе К.Н. Леонтьева до попыток прочесть обетование о «новом небе и новой земле» как задание истории, которая может стать богочеловеческим деланием. Особое внимание в рамках темы уделялось сюжету спасения, теме «Царства Божия на земле», проблеме апокатастасиса, тем образам «Откровения Иоанна Богослова», в которых акцентированы не гибель, но всецелое обновление твари. Е.В. Глухова выявила роль сюжета о Фаусте в контексте автобиографической мифологии Андрея Белого и проследила антропософские источники образа Фауста в творчестве писателя. Изучение поэтики и творческой истории пьесы А. Блока «Балаганчик» сквозь призму «вечных» образов и сюжетов позволило Д.М. Магомедовой сделать ряд источниковедческих открытий. В.Б. Зусева-Озкан в статье «Дева-воительница в литературе русского модернизма. Брадаманта Л. Ариосто и Браманта М. Кузмина» установила связь между образом Брадаманты из рыцарской поэмы Ариосто «Неистовый Роланд» и Брамантой – персонажем поэмы М. Кузмина «Всадник» (1908 г.). Автору удалось проследить варианты образа девы-воина в русской литературе начала XX в. и установить их связи с архетипическими сюжетами европейской литературы и фольклора. В.В. Полонский в исследованиях 2015 года проанализировал стратегии критического прочтения творчества А.П. Чехова сквозь призму модернистского и раннеавангардного утопического мифологизма; выявил сравнительно-типологические особенности транскрипции литературно-классических «вечных» образов в рамках символистско-неорелигиозной и позитивистско-социологической парадигм 1-й половины XX века (на материале рецепции наследия Данте). С.А. Серегина в докладе «Андрей Белый в художественном сознании новокрестьянских поэтов» и в статье «Образы поэтической утопии в творчестве Андрея Белого и Сергея Есенина» обосновала положение о том, что концепция жизнетворчества А. Белого 1900-х годов сформировалась на базе представления Вл. Соловьева об искусстве как теургическом действе, а С. Есенин, в числе других поэтов 1910–1920-х гг., наследовал опыт поэтической теургии А. Белого. М.Л. Спивак изучила образы райских птиц (Сирин, Алконост, Гамаюн) в изобразительном искусстве (русский лубок, картины В. Васнецова, журнальная графика 1900-х), в литературе модернизма, в названиях издательств, журналов и альманахов Серебряного века. М.Л. Спивак проследила две тенденции в создании образов райских птиц: одна опирается на народное творчество и духовную литературу, другая – на картины В. Васнецова, существенно переосмыслившего образы лубка.

 

Публикации

1. Спивак Моника Львовна Сирин, Алконост, Гамаюн: между В.М. Васнецовым и А.А. Блоком Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. Отв. ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2015 (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 1)., С. 331–355. (год публикации - 2015).

2. Гачева Анастасия Георгиевна Образы «Откровения Иоанна Богослова» в творчестве Василия Чекрыгина Вопросы культурологии, № 10. С. 94–102. (год публикации - 2015).

3. Гачева Анастасия Георгиевна Идеал “Царства Божия на земле” в русской философской мысли: от Серебряного века до новоградства 1930-х годов Соловьевские исследования, № 3. С. 80–98. (год публикации - 2015).

4. Гачева А. Г. ”Почему мiр не мир?” Образ войны в философии русского космизма Соловьевские исследования, 2016. № 1 (49). С. 44-62. (год публикации - 2016).

5. Скороходов Максим Владимирович Материалы к биографии мифотворца Серебряного века: Из писем А.А.Кондратьева периода эмиграции (1952–1960) Русская литература, 2016 (год публикации - 2016).

6. Топорков Андрей Львович Повесть А.М. Ремизова «О безумии Иродиадином», пьеса Оскара Уайльда «Саломея» и «Песнь песней» царя Соломона Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. Отв. ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2015 (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 1)., С. 170-191 (год публикации - 2015).

7. Серегина Светлана Андреевна Образ распятия в произведениях Андрея Белого, Николая Клюева и Сергея Есенина (1917–1918 гг.) Мифологические образы в литературе и искусстве / Отв. ред. М.Ф. Надъярных, Е.В. Глухова. М.: Индрик. (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 2)., С. 262-283 (год публикации - 2015).

8. Топорков Андрей Львович Фольклорные темы на заседаниях Московского лингвистического кружка Неизвестные страницы русской фольклористики / Отв. ред. чл.-корр. РАН А.Л. Топорков. М.: Индрик, С. 56-141. (год публикации - 2015).

9. Соловьева Мария Александровна "Вечные сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма" Культурологический журнал. Электронное периодическое рецензируемое научное издание, № 3 (21) (год публикации - 2015).

10. Полонский В.В. Поэтика Федора Сологуба: основные принципы, мифологические образы, литературные аллюзии Известия РАН. Серия литературы и языка., Т. 75. № 2. С. 5-20 (год публикации - 2016).

11. Глухова Елена Валерьевна Фауст в автобиографической мифологии Андрея Белого Андрей Белый: автобиографизм и биографические практики: Сборник статей. Редакторы-составители Клаудия Кривеллер, Моника Спивак. СПб.: Нестор-История., С. 230-250 (год публикации - 2015).

12. Скороходов Максим Владимирович Университетские курсы рубежа XIX–XX веков как источник образной системы русского модернизма Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 10. Ч. I. C. 165–168 (год публикации - 2015).

13. Извочкикова Екатерина Андреевна Обетованная земля или «дикая пустота»? Образ Европы в произведениях А.Н. Толстого конца 1910-х и 1920-х гг. Мифологические образы в литературе и искусстве / Отв. ред. М.Ф. Надъярных, Е.В. Глухова. М.: Индрик. (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 2)., С. 298-307 (год публикации - 2015).

14. Кастрель Вера Дмитриевна Сюжет об ожившей статуе в романе Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» и в рассказе А.В. Амфитеатрова «Мертвые боги» Мифологические образы в литературе и искусстве / Отв. ред. М.Ф. Надъярных, Е.В. Глухова. М.: Индрик. (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 2)., С. 196-205 (год публикации - 2015).

15. Скороходов Максим Владимирович Маленькая поэма С.А.Есенина “Певущий зов” в историко-культурном контексте Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 7. Ч. 1. С. 167-169 (год публикации - 2015).

16. Топорков Андрей Львович Духовные стихи в русской литературе первой трети XX века Русская литература, № 1. С. 5–29. (год публикации - 2015).

17. Глухова Елена Валерьевна «Пока Вы не решитесь родиться вновь духовно...»: Переписка Э.К. Метнера и М.В. Сабашниковой Russian Literature (Амстердам). Special issue «Эмилий Метнер: Жизнь, творчество, роль в культуре» / Guest editor Monika Spivak, Volume LXXVII, No. IV (2015), pp. 559-569 (год публикации - 2015).

18. Магомедова Дина Махмудовна “Человеческое лицо гонимого судьбой…”: А. Блок и Э.К. Метнер в свете вагнеровского мифа Russian Literature (Амстердам). Special issue «Эмилий Метнер: Жизнь, творчество, роль в культуре» / Guest editor Monika Spivak, Volume 77, Issue 4, 15 May 2015, P. 603–612 (год публикации - 2015).

19. Акимова Анна Сергеевна Сюжет о сотворении человека в русской литературе ХХ века: жанровые трансформации Социокультурные и филологические аспекты в образовательном и научном контексте. Первый Международный виртуальный форум по русистике, культуре, педагогике в Японии. Статьи, доклады Международного форума в Японии 2014 года. Япония, Киото: Tanaka Print., С. 25-29. (год публикации - 2014).

20. Магомедова Дина Махмудовна, Топорков Андрей Львович Стихотворение А.А. Блока «Царица смотрела заставки...» и духовный стих о Голубиной книге Русская литература, № 2. С. 192-203 (год публикации - 2015).

21. Полонский Вадим Владимирович А.П. Чехов в критике рубежа XIX–XX веков: динамика восприятия от народничества к авангарду Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. Материалы XIII конгресса МАПРЯЛ в 15 томах., Т. 14: Направление 13. Русская литература в мировом литературном процессе: история и современность. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. С. 555–559. (год публикации - 2015).

22. Гачева Анастасия Георгиевна Cкрябин как творец жизни (А.К. Горский об А.Н. Скрябине) / Подгот. к публикации, предисл. и примеч. А.Г. Гачевой Мемориальный музей А.Н. Скрябина. Ученые записки. М.: Мемориальный музей А.Н. Скрябина., С. 153–262. (год публикации - 2014).

23. Леонавичус Анна Витальевна Дионисийский танец в «Снежной маске» Александра Блока Мифологические образы в литературе и искусстве / Отв. ред. М.Ф. Надъярных, Е.В. Глухова. М.: Индрик. (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 2)., С. 66-75 (год публикации - 2015).

24. Гачева Анастасия Георгиевна Образ Китовраса в культуре Древней Руси и его трансформации в эпоху русского модернизма Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. Отв. ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2015 (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 1)., С. 192-219 (год публикации - 2015).

25. Гачева Анастасия Георгиевна От имяславия к имядействию: А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.Н. Муравьев в кругу споров об имени Вопросы философии, № 3. С. 122–136. (год публикации - 2015).

26. Зусева-Озкан В.Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма. Брадаманта Л. Ариосто и Браманта М. Кузмина Русская литература, 2016. № 1. С. 124-133 (год публикации - 2016).

27. Серегина Светлана Андреевна Штейнерианство Андрея Белого: путь к религиозной культуре Андрей Белый: автобиографизм и биографические практики: Сборник статей. Редакторы-составители Клаудия Кривеллер, Моника Спивак. СПб.: Нестор-История., С. 102–115. (год публикации - 2015).

28. Топорков Андрей Львович Символика и функции сновидений в «Повести о Светомире царевиче» Вяч. Иванова Известия РАН. Серия литературы и языка., Т. 74. № 4. С. 17-34. (год публикации - 2015).

29. Зусева-Озкан Вероника Борисовна Образ девы-воина у Валерия Брюсова и Николая Гумилева: «Бой» и «Поединок» Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. Отв. ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2015 (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 1)., С. 206-227 (год публикации - 2015).

30. Соловьева Мария Александровна Тема Голгофы в поэтической эсхатологии С.А. Есенина: историко-литературный контекст Сергей Есенин и его современники. Рязань - Москва: ИМЛИ РАН, С. 129-149 (год публикации - 2015).

31. Богданова Ольга Алимовна В.Л. Комарович и публикация «Братьев Карамазовых» Die Weltder Slaven, 2017. № 1. С. 177-188 (год публикации - 2017).

32. Богданова О.А, Спор о Хромоножке Достоевского: литература – театр – литература Вопросы литературы, 2016. № 5. С. 191-213 (год публикации - 2016).

33. Полонский Вадим Владимирович Борис Эйхенбаум и Поль Клодель: к вопросу о рецепции символистской мистерии в России Русская литература, № 3. С. 227–234. (год публикации - 2015).

34. Богданова Ольга Алимовна От Мережковского до Комаровича: динамика образа-мифа Достоевского в Серебряном веке Альманах «Достоевский и современность. Материалы XXX Международных Старорусских чтений 2015 года», В. Новгород, 2016. (год публикации - 2016).

35. Полонский Вадим Владимирович «Вечные образы» Данте в русской культуре конца XIX — первой половины XX века: между Д.С. Мережковским и А.К. Дживелеговым Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. Отв. ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2015 (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 1)., С. 84-105 (год публикации - 2015).

36. Глухова Елена Валерьевна Лермонтов и мифологемы религиозно-философской и символисткой критики конца XIX- начала XX века Соловьевские исследования, Вып 1 (45) 2015. С. 130-147 (год публикации - 2015).

37. Богданова О. А. Миф Достоевского в поэзии Б.А. Садовского и научной прозе В.Л. Комаровича Русская литература, 2016. № 4. С. 171-181 (год публикации - 2016).

38. Спивак Моника Львовна, Наседкина Елена Вкиторовна «Примирение состоялось?»: о том, как Андрей Белый «ждал», но «не просил» прощения Эмилия Метнера Russian Literature (Амстердам). Special issue «Эмилий Метнер: Жизнь, творчество, роль в культуре» / Guest editor Monika Spivak, LXXVII (2015) IV. С. 533–557. (год публикации - 2015).

39. Симонова Ольга Алексеевна Символика часов в лирике И.Ф. Анненского в контексте литературной традиции Мифологические образы в литературе и искусстве / Отв. ред. М.Ф. Надъярных, Е.В. Глухова. М.: Индрик. (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 2)., С. 228–251 (год публикации - 2015).

40. Симонова Ольга Алексеевна Женщина в Гражданской войне: трактовка образа в художественной и мемуарной прозе Женщины и женское движение за мир без войн и конфликтов: Материалы Восьмой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. М.; Старый Оскол: ИЭА РАН, СТИ НИТУ «МИСиС»., Т. 2. С. 221–225. (год публикации - 2015).

41. Зусева-Озкан Вероника Борисовна Проблема эстетической целостности стихотворения В. Брюсова «Бой» Диалог согласия: сборник научных статей к 70-летию В.И. Тюпы. М.: Intrada, С. 297-305 (год публикации - 2015).

42. Глухова Елена Валерьевна Мифология «Солнечного града» в работах Андрея Белого послереволюционного периода Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. Отв. ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2015 (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 1)., С. 146-169 (год публикации - 2015).

43. Акимова Анна Сергеевна Структурообразующие мотивы повести Бориса Пастернака «Детство Люверс» Мифологические образы в литературе и искусстве / Отв. ред. М.Ф. Надъярных, Е.В. Глухова. М.: Индрик. (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 2)., С. 284-297 (год публикации - 2015).

44. Серегина Светлана Андреевна Образы поэтической утопии в творчестве Андрея Белого и Сергея Есенина Соловьевские исследования, № 3 (47). С. 116–129 (год публикации - 2015).

45. Богдановна Ольга Алимовна Мотив «отрицания земли» в критике и прозе русских символистов Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. Отв. ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик (Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 1)., С. 238-255 (год публикации - 2015).

46. Гачева Анастасия Георгиевна Гностические мотивы в мистерии В.Н. Муравьева «София и Китоврас»; В.Н. Муравьев. София и Китоврас (фрагмент диалога) / Публ. и примеч. А.Г. Гачевой Россия и гнозис: Труды Международной научной конференции, Т. 1. С. 15–51 (год публикации - 2015).

47. Скороходов Максим Владимирович Вячеслав Завалишин об Андрее Белом (из книги «Русская литература послевоенного периода (1917–1951 гг.)») Андрей Белый: автобиографизм и биографические практики: Сборник статей. Редакторы-составители Клаудия Кривеллер, Моника Спивак. СПб.: Нестор-История., С. 300-315 (год публикации - 2015).

48. Симонова Ольга Алексеевна Образ сестры милосердия в русской литературе конца XIX – начала XX века: диалог с традицией Культурологический журнал, 2015. № 1. [Электронный ресурс] (год публикации - 2015).

49. Скороходов Максим Владимирович Учебная литература в кругу источников поэтической образности С.А. Есенина Библиотековедение, № 5. С. 72-78 (год публикации - 2015).

50. Акимова Анна Сергеевна Природа фантастического в ранней прозе А.Н. Толстого Новый филологический вестник, № 2 (33). С. 93-102 (год публикации - 2015).

51. Спивак Моника Львовна Белый-танцор и Белый-эвритмист Андрей Белый: автобиографизм и биографические практики: Сборник статей. Редакторы-составители Клаудия Кривеллер, Моника Спивак. СПб.: Нестор-История., С. 116–162 (год публикации - 2015).

52. Скороходов Максим Владимирович Библейские сюжеты и образы у Есенина: от учебных курсов к поэтическому осмыслению Современное есениноведение, № 31. С. 18-27 (год публикации - 2014).