КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-38-00031

НазваниеСоздание Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики

РуководительЗамятин Дмитрий Николаевич, Доктор культурологии

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Арктический государственный институт искусств и культуры", Республика Саха (Якутия)

Период выполнения при поддержке РНФ 2014 г. - 2016 г. 

Конкурс№3 - Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований вновь создаваемыми научной организацией и вузом совместными научными лабораториями».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-701 - Теория, методология и история изучения культуры

Ключевые словаКультурное наследие, геокультура, геокультурное пространство, образы территорий, коренные малочисленные народы, традиционная культура, гуманитарная география, региональная идентичность, музыкальное искусство, ритуал, декоративно-прикладное искусство, культурный ландшафт, геокультурная стратегия, визуальная антропология, геокультурный брендинг территорий

Код ГРНТИ13.00.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на изучение геокультурного пространства Арктики как важнейшего стратегического ресурса освоения и развития самой северной части Земли в условиях модернизационных и глобализационных процессов, происходящих в современном мире. В рамках проекта планируется проведение фундаментальных и комплексных исследований в области археологии, истории, гуманитарной и культурной географии, этнологии, искусствоведения, культурологии и прикладной антропологии. Территориальные границы исследования охватывают арктические районы Республики Саха (Якутия), Таймыр, Ямал, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотку, Магаданскую область. Актуальность исследования определяется разработкой Арктической доктрины Российской Федерации, где геокультурная составляющая должна стать одной из ключевых факторов в развитии единого информационного и культурного пространства, объединяющего народы Арктики. Создаваемая Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики станет научно-образовательным центром, разрабатывающим концептуальные основы геокультурной политики России в Арктической зоне. Деятельность лаборатории рассматривается как проектно-сетевое взаимодействие, направленное на прикладное использование геокультуры территории и на осмысление ее стержневых аспектов, как специфическая региональная идентичность, историко-культурное наследие, архетипические географические образы, локальные мифы и культурные ландшафты. Новизной проекта является изучение культурного наследия не только как института памяти, но и как ресурса развития, как фактора, конструирующего и формирующего современную культурную среду. В результате исследований впервые будут предложены различные модели геокультурного брендинга арктических регионов России в целях формирования и продвижения социально значимого и эффективного образа территорий. Проект опирается на богатый корпус полевых исследований, а также на методологические и концептуальные инновации российской и зарубежной гуманитарной науки. Впервые предлагается комплексное геокультурное изучение Арктики, объединяющее наиболее эффективные фундаментальные и прикладные концепции гуманитарных наук, развивающиеся в ходе «пространственного поворота», определяющего доминирующие научные, культурные и социальные стратегии в современном мире. Использование такого подхода позволяет оперативно разработать базовый спектр ключевых геокультурных политик и стратегий, эффективных для территорий Арктической зоны.

Ожидаемые результаты
- публикация 10 (десяти) статей в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science) или «Скопус» (Scopus), в том числе не менее 5 (пяти) публикаций в рецензируемых русскоязычных изданиях, учитываемых упомянутыми базами данных; - подготовка фундаментальной коллективной монографии «Геокультурные образы Арктики: взгляд из Полюса Холода», в которой впервые будет дана интерпретация методологии философии ландшафта и предложен междисциплинарный дискурс в осмыслении историко-культурного наследия как ресурса развития территории; - важным результатом деятельности лаборатории станет разработка концепции Международного Арктического центра культуры и искусства и проведение Международного культурно-антропологического фестиваля «Хэку» («Северное сияние») с целью продвижения образа Арктики и культурного реферирования коренных малочисленных народов, проживающих в арктической зоне; - разработка рекомендаций органам законодательной и исполнительной власти по комплексной стратегии геокультурного освоения Арктики, охране, использованию и развитию культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, геокультурному брендингу арктических территорий; - организация образовательных семинаров и курсов по геокультурному пространству Арктики, обучение представителей бизнес-структур (менеджеров), действующих в арктической зоне, инновационным этнографическим техникам (ethnographic vendors), смещению фокуса внимания от потребительской культуры на этническую; - создание Арктической аудиовизуальной обсерватории с целью содействия формированию единого информационного пространства и актуализации информационных технологий в исследовании Арктики, накопление аудиовизуальных знаний, разработка мультимедийных научно-образовательных, культурологических проектов. Полученные результаты должны способствовать успешной реализации геокультурной политики в арктических регионах России, где триада "геополитика - геоэкономика - геокультура" выступают как единая модель в системе стратегического развития Арктики.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2014 году
Сотрудниками Лаборатории проведены экспедиции в Магаданскую область, Таймырский долгано-ненецкий национальный муниципальный район Красноярского края и Оленекский район Республики Саха (Якутия). Цель комплексных экспедиций состояла в сборе материалов по геокультуре и культурному наследию регионов Севера РФ, связанных с раскрытием образов территории, и фиксации современного состояния геокультуры на аудио-, фото-, видеоносителях. В результате экспедиционных исследований были выделены три базовые арктические геокультуры: - геокультура коренных народов; - геокультура вахтовых посёлков; - геокультура локусов постоянного освоения. Осмысление образов локальных геокультур в когнитивной истории, включая мифы, искусство, символы реального и вымышленного в диахронии и синхронии позволяет в перспективе выявить основные модели воображения арктического пространства. Арктический аутопойесис осознается как органика постоянно двигающихся, перетекающих, путешествующих феноменологических состояний пространства (пространств), причём именно пространство, его неявно выявляемая эмоциональная составляющая оказывается в каждой временной точке онтической репрезентацией не-самости, не-персональности, а-топичности в её традиционном истолковании. Человек, постоянно живущий в Арктике, может в феноменологическом плане отождествить пространство и интенциональность, полагая тем самым собственную экзистенцию как сопространственную. Лабораторией установлены контакты с Международной лабораторией сравнительных мультидисциплинарных исследований представлений Севера (International Laboratory for the Comparative Multidisciplinary Study of Representations of the North) Университета Квебека в Монреале, целью которой является сравнительное исследование образов Севера в культурах северных стран (Квебека, скандинавских стран, инуитов и т.д.). В рамках проекта был проведен семинар (Монреаль, декабрь 2014 г.), в котором приняли участие сотрудники Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики, руководитель лаборатории Университета Квебека в Монреале, профессор Даниель Картье. В ходе семинара были представлены научные проекты двух лабораторий, презентация результатов исследований, обсуждены методологические принципы предстоящей совместной работы. Достигнута договоренность о проведении в г. Якутске междисциплинарного семинара по образам Арктики и Севера в 2015 году.

 

Публикации

1. Добжанская О.Э. Система традиционных звуковых инструментов нганасан Традиционная культура, № 4, с. 64-70 (год публикации - 2014)

2. Замятин Д.Н. Постгеография: капитал(изм) географических образов Социологические исследования, № 10. С. 3-14. (год публикации - 2014)

3. Замятин Д.Н. Сакральная география: пространство и место в онтологических моделях воображения Заповедные этнокультурные ландшафты Арктики и Евразии. - Якутск: Изд. АГИИК, Вып. 2 (год публикации - 2014)

4. Замятина Н.Ю. Социальная лесотундра: географическая подвижность как элемент семейных траекторий жителей северных городов (на примере Норильска и Дудинки) Неприкосновенный запас, № 5 (97) 2014 (год публикации - 2014)

5. Курилова С.Н. Объективизация образов водного фрагмента ландшафтной концептосферы североюкагирской лингвокультуры Северо-Восточный гуманитарный вестник, № 2(9). С. 98-104 (год публикации - 2014)


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
В результате проведенных исследований, посвященных геокультурным пространствам Ямала, Югры и Чукотки, была выделена ментальная сеть сопространственностей культур Арктики. Впервые культурное наследие и образы северных территорий рассматриваются как современная когнитивная карта арктического пространства. Анализ пространственного текста культуры (мифы, топонимика, знаковые места, фольклор, праздники и обряды) позволил выявить и разработать базовые элементы потенциальных имиджей территорий. Семантическая составляющая этих образов раскрывается в дихотомии природного и окультуренного, так, выстраиваются пространственные образы Начала и Конца, Созидания и Разрушения, Жизни и Смерти. Арктика никогда не была безжизненной ледяной пустыней, о чем свидетельствуют археологические памятники Якутии. Так, культура больших пространств была освоена со времен позднего плейстоцена и голоцена, высокий уровень когнитивных технологий древних охотников доказывают петроглифы, святилища, найденные по всей территории. В научный оборот сотрудниками Лаборатории впервые введены результаты исследования Малотарынской писаницы, расположенной на Полюсе холода Северного полушария в Оймяконье (В.М. Дьяконов). Очевидно, что сквозная тема Арктики – образ Времени – акцентирован в таких имиджевых ресурсах, как Медвежий праздник, являющийся ядром традиционной культуры хантов и манси и обыгрывающий Время “сновидений и пробуждения” (Югра), как образ времени Начала на Чукотке («У нас начинается день», «Люди, шагающие в ногу со временем») и образ Ямала, где ритм оленей и человека организуют пространство и время (путевая стратегия “жизнь в пути”). Онтология бесконечности пространства и цикличность природного времени отражают созидательный код этнокультурного наследия коренных народов Арктики. Миф о Берингии (мифологическое время) как наиболее знаковом месте движения и встречи культур разыгрывается через образы “хозяев местности” (животных и птиц) – ворона Кутх (создателя Вселенной), белого медведя Умки (хозяина белой пустыни), кита (священного животного эскимосов и береговых чукчей), оленя (священного животного тундровых чукчей и эвенов) – и ритуальный предмет чукчей и эскимосов – мяч Кэпыл~Анкак, символизирующий Солнце и Вселенную (изображение трех ярусов мироздания, четырех сторон света и четырех времен года). Эти образы сопрягаются с пластическим фольклором в творчестве чукотских косторезов (Уэленская мастерская, мастерские Анадыря) и танцевально-пластической культурой, построенной на звукоподражании голосам животных и птиц (“throat games”) и представленной в постановках Государственного чукотско-эскимосского ансамбля “Эргырон” и более 60 любительских танцевальных коллективов. Берингия была мостом, по которому совершался культурный обмен между континентами. Осмысление экспедиционных материалов подтверждает тезис о том, что образ Арктики в первую очередь ассоциируется с символами холода, снега и льда и отражается в знаковых местах территорий – “Лабиринт ледяных пещер” в г. Салехарде, “Ледниковый останец” в г. Ханты-Мансийске, “Царство вечной мерзлоты” в г. Якутске, символическая арка Полярного круга в г. Анадыре. Анализ архивных и музейных собраний, посвященных коренным народам Севера и Арктики, позволил говорить о ментальном генерировании пространственных образов в мифоритуальных, визуальных, звучащих, пластических контекстах культуры. Семантическим ядром образов в арктической зоне выступает символ мамонта. Ископаемое животное доледникового периода, которого никто никогда не видел, но, благодаря находкам останков в вечной мерзлоте, он был введен коренными народами в контекст освоения северного пространства, создавая связи между реальностью и вымыслом. Локальные мифы северных народов о мамонте сохранили оригинальную версию о творении Земли мамонтом. Современные репрезентации образа актуализируются через Музей мамонта в г. Якутске, мамонтенка “Люба” (Ямал), мамонтенок “Женя” (Таймыр) и др. В традиционном сознании коренных народов Севера природный ландшафт как живой организм управляется (санкционируется) хозяевами местности, духами-хранителями «с семи углов земли, с семи углов вод» (ханты). В советское время хозяином тундры и тайги становится Человек – Homo Soveticus, разрушающий природную первозданность и конструирующий эсхатологическое пространство (ГУЛАГ) и индустриальный ландшафт (геокультура вахтовых поселков). Впервые в России проведена международная конференция, посвященная геообразам Арктики, одним из итогов которой стала апробация и презентация результатов исследования. Были предложены новые междисциплинарные методологии освоения арктического аутопойесиса. Речь идет о базовых принципах и интеллектуальных позициях дефиниций Арктики, среди которых: разнообразие терминов; необходимость циркумполярной перспективы; междисциплинарность; учет точки зрения коренного и пришлого населения; «природные» и урбанистические аспекты; многоязычие; необходимость выработки новых терминов для «усложнения» («recomplexifier») Арктики, транскрипции арктического текста. Одним из важных концептуальных выводов научного дискурса стал вывод о том, что для регионов со столь хрупкой социокультурной и экологической системой необходим постоянный диалог между фундаментальной и социальной наукой, культурологией и практиками культурного творчества. Таким образом, онтологическая модель воображения арктического геокультурного пространства в её базовом варианте включает как минимум три слоя-субстрата: 1) обобщенное, генерализованное описание постоянных ритмических процессов сжатия и расширения культурных ландшафтов, связанных как с пульсациями, переходами света и тьмы, холода и относительного тепла, стоянками и кочёвками, так и с экзистенциальными состояниями мест-путешествий, мест-мостов, мест-разрывов; 2) структурная характеристика постоянно расширяющихся, неустойчивых в своей семантике географических образов ускользающей дали, ассоциирующейся с эротикой погони, убегания, неуловимости; 3) фиксация и адекватная репрезентация локальных мифологий, синтезирующих распад традиционных этнокультурных оснований, мифоритуальных миров арктических народов и ментальное генерирование, создание, сотворение новых пост-сакральных миров снега, белесоватого света или светящейся тьмы, внутреннего холода технологических миров «точечного» освоения арктических территорий. Всякий раз, конкретизируя подобную модель применительно к исследовательской ситуации, нужно говорить о фрактальных сочетаниях таких онтологических субстратов, а также о принципиальной онтологической незавершенности, неоконченности арктического воображения. Арктическое геокультурное пространство моделируется как постоянно разрываемая ментальная сеть сопространственностей неустойчивых, пульсирующих, рассеянных экзистенций путевых мест, чьи онтологии могут приравниваться к видимым ландшафтным «отсутствиям», где экологическая оптика «пустоты» и бесконечности порождает поверхности расходящихся и сходящихся в своих разрывах образов максимального отдаления природы-как-свободы телесных феноменологий. Для расширения знаний об Арктике как уникальном геокультурном пространстве предложена концепция образовательного контура, раскрывающая такие важные и актуальные для сегодняшней Арктики вопросы, как сосуществование традиционных и современных культур, включение традиционных мотивов в произведения современного искусства, особенности геопоэтики Арктики. Базовые курсы и спецкурсы разработанной магистерской программы позволят подготовить уникальных специалистов по изучению Арктики, которые смогут приложить свои знания и способности как в сфере культурологических, гуманитарных и социальных процессов, происходящих в Арктике, так и в сфере управления этими процессами. Создана международная научная сеть по изучению геопоэтики Арктики, включающая Международную лабораторию сравнительных мультидисциплинарных исследований представлений Севера Университета Квебека (руководитель – Даниель Шартье), Институт по изучению ландшафта (Норвегия, координатор – Патрик Хьюз), Британскую ассоциацию ученых, занимающихся Восточной Европой и Россией (координатор – Джудит Паллот). В рамках проекта разрабатывалась «Информационная модель геокультуры Арктики», которая определялась коррекционно-инновационной деятельностью, актуализирующей область материала, «освоенного» в период 2014 года. В качестве наиболее полярных жанров документирования образов арктичности используются содержания, образующие смыслы в сопоставлении статических графических материалов (картографика и видовые гравюры) XVII-XVIII вв. и синемографика (кинографика) XX в. Достигнута договоренность с редакцией журнала «Этнологическое обозрение» о публикации 6 (шести) статей в блоке, подготовленном приглашенными редакторами – сотрудниками Лаборатории Д.Н. Замятиным и Е.Н. Романовой, в 2016 году (SCOPUS).

 

Публикации

1. Данилова Н.К. Водные экосистемы: пространственные представления и духовный универсум (по этнографическим материалам народа саха) Теория и практика общественного развития: международный научный журнал, Вып. №16, с.160-163 (год публикации - 2015)

2. Данилова Н.К. Концепт Север/Хоту в представлениях народа саха и долган Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2015 г. СВФУ, Якутск, - (год публикации - 2015)

3. Данилова Н.К. Верхоянье: символический образ арктического пространства Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, Якутск, С.38-42 (год публикации - 2015)

4. Добжанская О.Э. Путешествие через звук: пространственные ориентиры человека Арктики с точки зрения музыкального фольклора нганасан Ural-altaic studies. Урало-алтайские исследования, № 2 (17). С. 7-19. (год публикации - 2015)

5. Добжанская О.Э. Оппозиция музыкальных стилей обрядового и необрядового фольклора нганасан как отражение представлений об организации пространства Культура и искусство Арктики. АГИКИ, Якутск, № 1 июнь 2015. С. 60-65. (год публикации - 2015)

6. Добжанская О.Э. Живое - звучит, мертвое - молчит Anthropology and Archeology of Eurasia (Университет Джорджия, США), - (год публикации - 2016)

7. Добжанская О.Э., Романов А.С. Таймырский маршрут: в поисках многообразия этнических культур Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Якутск: Издат. центр АГИКИ, С. 13-15. (год публикации - 2015)

8. Дьяконов В.М. Малотарынская писаница – символическая карта культурной памяти древних сообществ Оймяконья Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, Якутск, С.29-34. (год публикации - 2015)

9. Дьяконов В.М. Антропологическое исследование раннеякутского Атласовского погребения XIV–XV вв. Археология, этнография и антропология Евразии., - (год публикации - 2016)

10. Дьяконова В.Е. Проблемы изучения современных (инновационных) музыкальных инструментов саха (на примере мембранофона кюпсюр) Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, № 12. Ч.3. С. 66-69 (год публикации - 2015)

11. Дьяконова В.Е., Зайков М.А., Габышева Т.Т. Оленёкский эвенкийский национальный район Якутии: экспедиционный проект 2014 г. Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, Якутск, С.42-45. (год публикации - 2015)

12. Замятин Д.Н. Геокультурное пространство Арктики: онтологические модели воображения Мир психологии. ОАНО ВО «МПСУ». Москва, 2015., №4 (год публикации - 2015)

13. Замятин Д.Н. Метагеография культуры: российская цивилизация и северо- евразийский вектор развития Культура и искусство Арктики. АГИКИ, Якутск, № 1 июнь 2015. С. 32-35. (год публикации - 2015)

14. Замятин Д.Н. Стратегии репрезентации культурно-географических образов Арктика XXI век. Гуманитарные науки. СВФУ, Якутск, - (год публикации - 2015)

15. Замятин Д.Н. Арктические геокультуры: экзистенция сопространственности Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, Якутск, С.7-8. (год публикации - 2015)

16. Замятин Д.Н. О проекте "Комплексное геокультурное исследование Арктики" Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат. центр АГИКИ, Якутск, С.9-10. (год публикации - 2015)

17. Замятина Н.Ю. Социальная лесотундра: Географическая подвижность как элемент семейных траекторий жителей северных городов (на примере Норильска и Дудинки) Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, Якутск, С.35-39. (год публикации - 2015)

18. Кардашевская Л.И., Курилова С.Н. Свои и чужие образы «Золотой Колымы» Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, С.48-50. (год публикации - 2015)

19. Курилова С.Н. Потенциальные имиджи арктических регионов: актуальные геообразы Ямала Международный научно-исследовательский журнал «International Research Journal XLV», - (год публикации - 2015)

20. Курилова С.Н. «Каслание» за образами бескрайнего края земли Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, Якутск, С.19-23 (год публикации - 2015)

21. Курилова С.Н. Концепт «река» как актуальная ментальная единица водного пространства ландшафтной концептосферы в лингвокультуре лесных юкагиров Арктика XXI век. Гуманитарные науки. СВФУ, Якутск, - (год публикации - 2015)

22. Никифорова В.С., Романова Е.Н. «Зимние» сакральные практики: ночные сказывания олонхо Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, Якутск, С.16-18 (год публикации - 2015)

23. Романова Е.Н. Ландшафт в культуре памяти Арктика XXI век. Гуманитарные наук. СВФУ, Якутск, - (год публикации - 2015)

24. Романова Е.Н. Север в биографическом нарративе (опыт автоэтнографии) Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, Якутск, С.24-28. (год публикации - 2015)

25. Романова Е.Н., Данилова Н.К. Концепт «леса» у периферийных групп северных тюрков Общество: философия, история, культура, Вып.6, 2015 (год публикации - 2015)

26. Романова Е.Н., Никифорова В.С. Культурный ландшафт традиционных обществ в контексте рискогенного пространства Российской Арктики (ресурсы устойчивого развития) Социальные риски и управление ими в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5 декабря 2014 г. МГГУ, Мурманск, С. 36-38. (год публикации - 2015)

27. Шейкин Ю.И. Оленеводческое интонирование у народов Арктики Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, Якутск, С.11-12. (год публикации - 2015)

28. Данилова Н.К. Ментальный образ «сакральной земли» у народов Арктики на примере северных районов РС (Я) XI Конгресс антропологов и этнологов России, С. 188 (год публикации - 2015)

29. Добжанская О.Э. Многообразие музыкально-фольклорных традиций как феномен авамской тундры (Центральный Таймыр) ХI конгресс антропологов и этнологов России, С. 189. (год публикации - 2015)

30. Дьяконов В.М. Скальные останцы с петроглифами – нерукотворные храмы древних племен Ленского края ХI конгресс антропологов и этнологов России, С. 190 (год публикации - 2015)

31. Дьяконова В.Е. «Поющие» и «играющие»: к проблеме звукового ландшафта эвенков Якутии XI Конгресс антропологов и этнологов России, С. 190. (год публикации - 2015)

32. Замятин Д.Н. Сопространственности: методологические основания и ключевые интерпретации ХI конгресс антропологов и этнологов России, С. 191. (год публикации - 2015)

33. Замятина Н.Ю., Яшунский А. Organized proximity and migration flows: how do universities push young talents to Russian Arctic 8th international conference on Population Geographies. 30 june - 3 july 2015. Conference handbook (The Universiny of Queensland. Brisbane, Australia)., P. 91 (год публикации - 2015)

34. Замятина Н.Ю., Яшунский А. The stabilizing role of social proximity in the arctic migration: the case of Russian cities Norilsk, Dudinka and Igarka in comparision with international arctic zone 8th international conference on Population Geographies. 30 june – 3 july 2015. Conference handbook (The Universiny of Queensland. Brisbane, Australia)., P.102. (год публикации - 2015)

35. Курилова С.Н. Памятование: на грани сакрального и профанного ХI конгресс антропологов и этнологов России, С. 193-194. (год публикации - 2015)

36. Никифорова В.С. Winter sacred practice. Night performing of Olonkho («Зимние» сакральные практики: ночные сказывания олонхо) The Dynamics of Darkness in the North Reykjavík, February 26-28, 2015. Conference abstracts booklet. – Island 2015., 86 p. (год публикации - 2015)

37. Романова Е.Н. Степная Арктика (пространственная память и преобразование культурного ландшафта) ХI конгресс антропологов и этнологов России, С. 197. (год публикации - 2015)

38. Шейкин Ю.И. Ареал распространения «медвежьего праздника» у народов Нижнего Приамурья ХI конгресс антропологов и этнологов России, С. 200 (год публикации - 2015)

39. Добжанская О.Э. Звуковые ландшафты северного леса (о докторской диссертации И.М. Нуриевой «Удмуртская музыкально-песенная традиция: специфика жанрообразования и функционирования») Ежегодник финно-угорских исследований., Выпуск 1 . С. 143-151. (год публикации - 2015)

40. Добжанская О.Э. Шаманская музыка самодийских народов (нганасаны, ненцы, энцы, селькупы) Шаманская музыка самодийских народов (нганасаны, ненцы, энцы, селькупы). АГИКИ, Якутск, АГИКИ. Добжанская О.Э. 488 Мб. (год публикации - 2015)

41. Дьяконова В.Е. Чукотка: «У нас начинается день» Ваше право. Общественно-политическое издание. Якутск, №23 (269), 19 ноября 2015. – С.7. (год публикации - 2015)

42. Пчелкин С.А. Тысячи слов стоят одной картиной Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики: дорожный проект. Издат.центр АГИКИ, Якутск, С.51-52 (год публикации - 2015)

43. Романова Е.Н., Данилова Н.К. Ысыах – живая нить культуры. Ысыах – живая нить культуры. Цикл мультимедийных лекций по курсу «Геокультурное пространство Арктики». Лекция 1. Мультимедийное издание. Якутск, 2015., 614 Мб (год публикации - 2015)


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Методология геокультурных исследований, разработанная Д.Н. Замятиным, содержит ряд базовых исследовательских принципов и новых концептуальных понятий. Одним из них является геокультурный брендинг территорий. Концептуализация методологии соотнесена с определением геокультурного брендинга территорий как целенаправленного онтологического совмещения конкретного культурного пространства с самим собой, причём территориальные границы, взятые в их физическом/политико-административном аспекте, выступают здесь как непосредственное выражение конкретной геокультуры. Доказано, что многоцелевой и полифункциональный геокультурный брендинг территорий является базовым типом территориального брендинга. Анализ имиджевых ресурсов Арктики отсылает исследователя к долговременным геокультурным образам-архетипам, формирующим геокультуры данной территории. Основными компонентами геокультурного брендинга являются региональная идентичность, культурный ландшафт, географические образы, локальные мифы, а скрепляющими элементами геокультуры выступают Гений места и Контекст. Анализ полевых исследований в 2015-2016 гг. на Чукотке позволил сформулировать композицию геокультур Арктики: - геокультура коренных народов Арктики; - геокультура постоянных поселений советской колонизации; - геокультура постсоветской неолиберальной колонизации с риторикой традиций. Разработана стратегия развития имиджа арктических территорий, которая включает: - осевую стратегию (контекст), составляющую ключевой образ; - интенсивную стратегию, являющуюся стратегией локального уровня. Использование историко-культурного наследия территории; - экстенсивную стратегию, являющуюся стратегией международного уровня и направленную на развитие образа (бренда) арктической территории (города) вовне. Одним из важных результатов реализации проекта стала разработка методологии геокультурного брендирования арктических городов. Геокультурный брендинг города и территории – это перспективная сфера интеллектуальной занятости, один из видов креативных индустрий, который даёт возможность ускорить их социокультурное развитие. Лабораторией была предложена стратегия развития г. Якутска как культурной столицы Арктики по направлениям: туризм, современное искусство, традиционная культура/интерактив, креативные индустрии, социально-культурные программы. Были выделены компоненты геокультурного брендинга: культурные ландшафты, региональная идентичность, локальные мифы, географические образы. Практическим воплощением геокультурного брендинга Якутии стало проведение Нулевой Арктической биеннале современного искусства в формате "Science Art". Амбициозный проект молодых сотрудников Лаборатории на тему вечной мерзлоты впервые представил концептуальное видение образов Арктики как художественное исследование и научное творчество. Коллаборация московских и якутских художников с научными институциями в поисках "воображаемой" Арктики расширила горизонты научного и художественного познания. В 2016 году по результатам исследований Лабораторией подготовлены: - итоговая коллективная монография по проекту "Геокультурные образы Арктики: взгляд из Полюса Холода", посвященная методологии геокультурных исследований российской Арктики, брендингу северных территорий, экзистенции арктического пространства; - сборник материалов международной конференции "Геокультурные образы Арктики", состоявшейся в июне 2015 года; - первый выпуск серии "Письма на снегу" - "Сакральные песни Медвежьего праздника казымских хантов", представленного корпусом уникальных текстов священных песен знаменитых медвежьих игрищ - древней сокровищницы традиционной культуры обских угров. Сотрудниками Лаборатории за отчетный год опубликовано 11 статей в научных журналах, индексируемых международной базой данных "Scopus" и "Web of Science". Геокультурному пространству Арктики, его генезису, формированию и развитию была посвящена специальная тема номера журнала "Этнографическое обозрение" (2016 г., № 4). В рамках образовательного контура Лаборатории в отчетном году разработан учебный курс "Русские в Арктике: геокультура и идентичность", в стадии разработки находятся курсы "Этнокультуры и мифоритуальные миры народов Арктики", "Образы Арктики и арктичности в искусстве", "Геокультурный брендинг арктических городов и территорий". Новизной образовательных проектов Лаборатории станет учебный курс "Психология и психогеография Арктики" для вузов, находящихся в арктической зоне. Фонд Арктической аудиовизуальной обсерватории создается для сохранения культурного наследия Арктики и связан в первую очередь с экспедиционной деятельностью Лаборатории и полевыми научными исследованиями. Прорывным результатом мирового значения в рамках международной научной сети является создание Международной циркумполярной обсерватории, которая стала центром междисциплинарного объединения ученых разных стран, где Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики впервые в полноценном формате представила современные тренды российского гуманитарного арктиковедения (Буэнос-Айрес, Аргентина). Результаты деятельности и методология исследований российских ученых послужили основой для разработки совместных стратегических программ научного взаимодействия в поиске путей решения устойчивого развития холодных территорий Земли.

 

Публикации

1. Багашёв А.Н., Ражев Д.И., Зубова А.В., Бравина Р.И., Дьяконов В.М., Степанов А.Д., Кузьмин Я.В., Ходжинс Г.В.Л. A Medieval Yakut Burial Near Lake Atlasovskoe of the 14th-15th Centuries: An Anthropological Study Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia, № 44 (2). Pp. 137-147 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.17746/1563-0110.2016.44.2.137-147

2. Багашёв А.Н., Ражев Д.И., Зубова В.А., Бравина Д.И., Дьяконов В.М., Степанов А.Д., Кузьмин Я.В., Ходжинс Г.В.Л. Антропологическое исследование раннеякутского Атласовского погребения XIV-XV вв. Археология, этнография и антропология Евразии, № 44 (2). С. 137-147 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.17746/1563-0102.2016.44.2.137-147

3. Данилова Н.К. Сакральное пространство: архитектурное воплощение традиционного мировоззрения народа саха Вестник Томского государственного университета. История, № 1 (39). С. 135-142 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.17223/19988613/39/19

4. Добжанская О.Э. Шаманский бубен: музыкальный инструмент или ездовой олень шамана? Томский журнал лингвистических и антропологических исследований, 2(12), с.81-90 (год публикации - 2016)

5. Добжанская О.Э. Карнавал животных (голоса птиц и зверей в музыкальном фольклоре таймырских ненцев) Традиционная культура, №2 (62). С.20-31. (год публикации - 2016)

6. Добжанская О.Э. Путешествие через звук: пространственные ориентиры человека Арктики с точки зрения музыкального фольклора нганасан Урало-Алтайские исследования, №2 (17). С. 7-19 (год публикации - 2015)

7. Дьяконова В.Е., Кардашевская Л.И. Сигнальные напевы и звукоподражания эвенков Традиционная культура, №2 (62). С. 32-41. (год публикации - 2016)

8. Замятин Д.Н. Постномадизм: пространственные антропологии путешествий Уральский исторический вестник, № 2 (51). С. 17-26. (год публикации - 2016)

9. Замятин Д.Н. Геокультурное пространство Арктики: онтологические модели воображения Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования. М.: Издательство "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2017, С. 28-38. (год публикации - 2017)

10. Замятин Д.Н. Арктические геокультуры: ландшафт, сопространственность и онтологические модели воображения Геокультуры Арктики: Методология анализа и прикладные исследования. Монография. Под общ. ред. Д.Н. Замятина, Е.Н. Романовой. М.: издательство "Канон+" РООИ "Реабидитация", - (год публикации - 2017)

11. Замятин Д.Н., Курилова С.Н., Дьяконова В.Е. Геокультурный брендинг арктических территорий (на примере моделирования базового географического образа тундры) Этнографическое обозрение, № 4. С. 60-74 (год публикации - 2016)

12. Замятина Н.Ю. Символический капитал территории в контексте арктических миграций: взгляд из Норильска Этнографическое обозрение, № 4. С. 45-59 (год публикации - 2016)

13. Романова Е.Н., Замятин Д.Н. Холодный мир: два полюса измерения Этнографическое обозрение, №4. С. 5-8 (год публикации - 2016)

14. Романова Е.Н., Игнатьева В.Б., Дьяконов В.М. Степная сага коневодов Арктики: от древних времен до недавних событий Этнографическое обозрение, № 4. С. 9-19 (год публикации - 2016)

15. Шартье Д. Что такое «воображаемый север»? Этнографическое обозрение, № 4. С. 20-29 (год публикации - 2016)

16. Шейкин Ю.И., Добжанская О.Э., Никифорова В.С. Звучащий ландшафт Арктики Этнографическое обозрение, № 4. С. 30-44. (год публикации - 2016)

17. Шейкин Ю.И., Игнатьева Т.И. Образы птиц в звукоподражаниях и звукоподражательных напевах юкагиров Традиционная культура, 2 (62). С. 7-19. (год публикации - 2016)

18. Добжанская О.Э., Молданов Т.А., Василенко О.В. САКРАЛЬНЫЕ ПЕСНИ МЕДВЕЖЬЕГО ПРАЗДНИКА КАЗЫМСКИХ ХАНТОВ Письмена на снегу, Вып.1. 157 с. (год публикации - 2016)

19. Замятин Д.Н., Романова Е.Н. и др. Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования Издательство "Канон+" РООИ "Реабилитация", 504 с. (год публикации - 2017)

20. - Нулевое, но содержательное ЯКУТИЯ, http://www.gazetayakutia.ru/index.php/component/k2/item/23306-nulevoe-no-soderzhatelnoe (год публикации - )

21. - В Якутске состоялось открытие биеннале современного искусства "JOSSO. Вечная мерзлота" Yakutia24, http://yakutia24.ru/obshestvo/obshestv/42196-v-yakutske-sostoyalos-otkrytie-biennale-sovremennogo-iskusstva-ljosso-vechnaya-merzlotar (год публикации - )

22. - Нулевая Арктическая биеннале современного искусства ЯСИА.RU, http://ysia.ru/afisha/nulevaya-arkticheskaya-biennale-sovremennogo-iskusstva/#1480390834544-4ca2e6e3-af68 (год публикации - )

23. - В Якутске открылась выставка «Нулевая Арктическая биеннале современного искусства» Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, http://heritage-institute.ru/news/media-about-us/item/2925-v-yakutske-otkrylas-vystavka-nulevaya-arkticheskaya-biennale-sovremennogo-iskusstva (год публикации - )

24. - В Якутске пройдет Нулевое Арктическое Биеннале современного искусства SakhaLife, http://sakhalife.ru/v-yakutske-proydet-nulevoe-arkticheskoe-biennale-sovremennogo-iskusstva/ (год публикации - )

25. - Арктическая биеннале в Якутске – проект на стыке искусства и науки SakhaNews, http://www.1sn.ru/179919.html (год публикации - )

26. - Якутск готовится к фестивалю «Зима начинается с Якутии» nvpress.ru, http://nvpress.ru/culture/18483 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
не указано