КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-48-00043

НазваниеГенетически информативное лонгитюдное исследование психического развития детей в раннем возрасте

РуководительКовас (Сметана) Юлия Владимировна, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет", Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2014 г. - 2016 г. 

Конкурс№4 - Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-552 - Психофизиология, психогенетика, сравнительная психология, зоопсихология, эволюционная психология

Ключевые словараннее развитие, психическое развитие, развитие, лонгитюдное исследование, генетические и средовые факторы, пре- и постнатальные средовые факторы, экстракорпоральное оплодотворение, младенцы

Код ГРНТИ15.31.00, 15.21.25


СтатусЗакрыт досрочно


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Целью данного проекта является проведение исследования, направленного на изучение влияния различных генетических и пре- и постнатальных средовых факторов на здоровье и психическое развитие ребенка. Данное исследование станет основой для крупномасштабного лонгитюдного проекта, в ходе которого будет создана первая в России генетически информативная когорта семей с началом прослеживания в период беременности. Целью этого большого проекта является прослеживание развития детей в пренатальный (с первых месяцев беременности), перинатальный (в момент рождения) и постнатальный (до момента поступления детей в школу) периоды. Предлагаемый в заявке проект является первым этапом этого большого проекта. В данном проекте мы предлагаем совместить традиционный для психологии развития лонгитюдный метод с инновационным методом исследования, позволяющим оценить вклад взаимодействующих генетических и средовых факторов в психическое развитие ребенка. Основой метода является изучение семей, в которых дети были зачаты посредством искусственного оплодотворения (ЭКО), что позволяет оценить относительный вклад генетических, дородовых и послеродовых средовых факторов, лежащих в основе индивидуальных различий раннего развития ребенка. Дети, зачатые посредством гомологичного ЭКО, донорства яйцеклеток, спермы, эмбриона и суррогатного материнства, различаются по количеству генов, разделяемых с их родителями. Сравнивая схожесть родителей и детей среди этих групп, мы можем разделить вклады генетических факторов и пре-, пери- и постнатальных средовых факторов в индивидуальные различия в раннем психическом развитии. Задачи проекта связываются как с теоретическими результатами в области психологии развития, так и с прикладным характером решаемой научной проблемы. В частности, в рамках настоящего проекта предполагается: 1) Организация исследования, в котором будут систематически оцениваться по одному и тому же набору измерений две когорты: выборка детей, зачатых посредством ЭКО (N=300 семей) и выборка естественно зачатых детей (N=300 семей). Таким образом, в исследовании примут участие 1800 человек (включающих матерей, отцов и детей). Обе выборки будут набраны с помощью клиник по планированию семьи и включены в исследование в период беременности. Предполагается провести 4 волны сбора данных биологических, когнитивных, социально-эмоциональных и физических характеристик: первые два измерения планируются в период беременности, третье измерение – в период родов, четвертое – в первый год после рождения. В дальнейшем планируется продолжить лонгитюдные исследования данной когорты. Для предотвращения уменьшения лонгитюдной выборки предполагается возмещение расходов, связанных с участием в исследовании семьям из исследуемой когорты, а также, предоставление семьям бесплатной медицинской/психологической диагностики в сотрудничестве с клиниками, участвующими в проекте. 2) В исследовании предполагается сбор следующих биоматериалов: слюна у родителей и детей для выделения ДНК и молекулярно-генетического анализа; кровь из пуповины ребенка для проведения эпигенетических исследований; образцы волос для проведения биохимического анализа. 3) Для исследования физического, когнитивного и социо-эмоционального развития будет использована специально разработанная батарея, включающая надежные и широко используемые в мировой практике современные диагностические методики. 4) Сопоставительный анализ данных результатов в кросс-культурном аспекте. Полученные многомерные лонгитюдные данные будут проанализированы совместно с данными по раннему развитию детей, полученными в международных исследованиях с участием или под руководством участников проекта: Квебекское лонгитюдное исследование детского развития и Квебекское близнецовое исследование новорожденных (М. Буаван); английская ЭКО-когорта семей (Г. Харольд), исследование развития детей раннего возраста TEDS (Ю. Ковас). Это позволит получить новые знания о развитии детей в раннем возрасте, начиная с пренатального периода и до конца первого года жизни. Предложенный в проекте междисциплинарный подход к исследованию раннего развития ребенка в сочетании со сложными статистическими методами анализа позволит проверить гипотезы о влиянии генетических, дородовых и послеродовых средовых факторов на когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики ребенка, а также идентифицировать генетические факторы и описать эпигенетические процессы, участвующие в развитии этих характеристик. Используемый в проекте метод исследования ЭКО-когорты дает уникальные результаты, позволяющие разделить влияние генетических и пре-, пере-, и постнатальных факторов в психическом развитии. Результаты, которые планируется получить в ходе выполнения настоящего проекта, представляют интерес для мирового научного сообщества и будут опубликованы в высокорейтинговых изданиях и представлены на крупнейших психологических конгрессах.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты настоящего проекта вносят вклад в решение фундаментальной проблемы – понимание закономерностей психического развития, в том числе, генно-средовых взаимодействий в формировании индивидуальных различий (включая патологии) в социальном, эмоциональном и когнитивном развитии. Мировой уровень выполнения проекта обеспечивается: 1) междисциплинарным подходом к решению задач; 2) применением инновационного генетически информативного метода исследования развития (исследование семей с использованием ЭКО-когорты); 3) современными методами статистического анализа, включающими перекрестно-лонгитюдное структурное моделирование и многоуровневый анализ; 4) соблюдением этических норм, принятых в мировом научном сообществе; 5) участием ведущих мировых специалистов в области психологии развития, генетики поведения, молекулярной генетики, эпигенетики и научным заделом группы, при консультациях международного научного совета, состоящего из ведущих мировых специалистов в области междисциплинарных исследований раннего детского развития. В результате выполнении проекта будет: 1. Создана основа для масштабного генетически информативного лонгитюдного исследования психического развития. 2. Разработана и адаптирована батарея диагностических методов исследования; разработана процедура рекрутирования семей для лонгитюдного прослеживания и установлено долговременное сотрудничество с клиниками для сопровождения беременных женщин и детей участвующих в проекте; разработаны протоколы сбора, хранения и анализа генетических, биохимических, когнитивных, социо-эмоциональных, поведенческих и средовых данных. 3. Получены результаты сравнительного анализа факторов психического развития детей, рожденных с помощью ЭКО и естественно зачатых детей. 4. Получены результаты, позволяющие разделить роль генетических и пре-, пере-, постнатальных факторов, а также описать процессы генно-средовых взаимодействий в процессе развития. 5. Идентифицированы конкретные генетические полиморфизмы, участвующие в индивидуальных различиях в развитии детей. 6. Выявлены новые эпигенетические механизмы, лежащие в основе индивидуальных различий в развитии. 7. Оценено влияние макро-средовых влияний на развитие детей при помощи кросс-культурного анализа.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2014 году
Целью данного проекта является проведение исследования, направленного на изучение влияния различных генетических и пре- и постнатальных средовых факторов на здоровье и психическое развитие ребенка. С этой целю в проекте предполагается провести лонгитюдное исследование двух когорт детей: выборка детей, зачатых посредством ЭКО и выборка естественно зачатых детей . В исследовании будут проведены 4 волны сбора данных биологических, когнитивных, социально-эмоциональных и физических характеристик: первые два измерения планируются в период беременности, третье измерение – в период родов, четвертое – в первый год после рождения. Для достижения поставленной цели в 2014 году исследовательским коллективом были проведены все подготовительные работы необходимые для реализации проекта, в том числе получено одобрение этического комитета. В рамках выполнения проекта задачи 2014 года выполнены полностью: 1. Установлено долговременное сотрудничество с клиниками для сопровождения беременных женщин и детей, участвующих в проекте. 2. Сформирован механизм рекрутирования семей в исследование и базовая выборка лонгитюдного исследования (выборка детей, зачатых посредством ЭКО и выборка естественно зачатых детей, получены согласия на исследование). 3. Проведена адаптация психологических методик для оценки когнитивных, социо-эмоциональных и поведенческих особенностей родителей и детей. 4. Разработаны протоколы сбора, хранения и анализа генетических, биохимических, когнитивных, социо-эмоциональных, поведенческих и средовых данных. 5.Получено одобрение этического комитета на проведение междисциплинарного лонгитюдного исследования. 6. Проведено обучение исследовательской группы методам сбора данных. 7. Собраны биоматериалы у выборки исследования 8. Проведен международный семинар. В исследованиях по проекту приняли участие 6 зарубежных специалистов.

 

Публикации


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
В 2015 году продолжено генетически информативное лонгитюдное исследование психического развития детей в раннем возрасте. В выборку исследования вошли 600 семей с естественным зачатием ребёнка и семей с ребенком, зачатым посредством ЭКО. Кроме того у 300 женщин собраны данные до зачатия (в период лечения методом экстракорпорального оплодотворения). У этих женщин собрана информация о психологических особенностях семей, желающих завести детей с помощью метода ЭКО. У всех семей, включенных в лонгитюдное исследование, собраны две волны данных (демографические, психологические и биологические - слюна и волосы) в пренатальный период (у женщин в период беременности - в первом и последнем триместре беременности и у отца). Получены данные у первых семей с родившимися детьми (волна 3). Продолжается работа по вводу и контролю качества ввода многомерных данных, полученных из разных источников (медицинские данные из клиник, биологические данные, данные опросников от родителей). Кроме того, выборка постоянно пополняется и проводится постоянная работа по сбору данных. Экспериментальная работа ведется непрерывно по мере достижения каждым участником определенного момента развития (роды и время достижения ребенком 9 месяцев), поскольку участники исследования находятся на разных этапах развития. Специально для поддержки участников исследования создан сайт (проразвитие.рф), на котором им предоставляется информация о проекте и предоставляются он-лайн консультации. В исследованиях по проекту приняли участие 6 российских и 6 зарубежных специалистов. В рамках выполнения проекта за дачи 2015 года выполнены полностью: 1. Собраны данные (психологические и биологические) в пренатальный период (2 замера, волны 1 и 2) у 600 семей (семьи с естественным зачатием ребёнка и семьи с ребенком, зачатым посредством ЭКО). 2. У подвыборки женщин собраны данные в период прохождения лечения методом ЭКО (до зачатия). 3. У родившихся к настоящему времени детей, собраны данные при рождении (волна 3). 4. Исследовательская группа обучена протоколам сбора и хранения данных и методам первого этапа анализа 5. Сформирована база данных, включая кросс-культурные данные. 6. Создан (и постоянно пополняется) биобанк проекта для дальнейшего генетического и эпигенетического анализа и анализа микроэлементов. 7. Проведен анализ данных о психологических характеристиках женщин до зачатия (в период лечения методом ЭКО) и психологических характеристиках и состояниях - в зависимости от таких факторов, как: количество попыток экстракорпорального оплодотворения, время планирования ребенка и проспективные данные об успешности зачатия. По результатам анализа подготовлена публикация (в печати в 2016 г.). 8. Проведен анализ социо-демографических данных показавший, что ЭКО семьи отличаются от семей с естественно зачатыми детьми рядом особенностей. По результатам анализа готовится публикация (в печати в 2016 г.). 9. Проведен теоретический анализ современных исследований и выявлена проблема возможных фундаментальных различий между уровнем метилирования многих генетических участков у детей, зачатых с помощью вспомогательных репродуктивных технологий и у естественно зачатых детей. Сформулированы гипотезы о влиянии самой процедуры искусственного оплодотворения на метилирование и (возможно) на последующие процессы развития. Собраны биоматериалы 2-й волны исследования и апробированы методы для дальнейшего эпигенетического анализа после сбора биоматериалов 4-й волны исследования. 10. Проведена апробация метода анализа метилирования ряда генов с использованием метода метилчувствительной ПЦР на амплификаторе с детекцией в реальном времени. 11. Членами коллектива представлены доклады на двух международных конференциях: на 14 Европейском конгрессе по психологии (14th European Congress of Psychology), и на Международной конференции «Строим мосты: Мобилизация международной междисциплинарной науки во благо общества» («Building Bridges: Mobilising International Interdisciplinary Science to Benefit Societies»). 12. Организованы и проведены на базе Томского государственного университета три мероприятия с элементами научной школы для молодых ученых, аспирантов и студентов. 13. Подготовлены 3 статьи: 1 публикация (Генри и др., 2015) в журнале, индексируемом в базах данных «Сеть науки» - Web of Science или «Скопус» - Scopus; 2 публикации (Селлерс и др., 2015; Маланкини и др., 2015) в изданиях, индексируемых в базе данных «РИНЦ». Основные результаты проекта за 2015 год размещены на сайте ТГУ: http://tsu.ru/science/orntd/uchastie-v-konkursakh-rossiyskogo-nauchnogo-fonda/

 

Публикации

1. Генри Дж., Воронина И., Ковас Ю., Буаван М. Неблагоприятная среда в раннем возрасте и последующее развитие: роль эпигенетики Вопросы психологии, 1 (год публикации - 2016)

2. Маланкини М, Воронина И.Д., Солдатова Е.Л., Масленникова Е.М., Малых С.Б., Ковас Ю.В. Индивидуальная среда и способность к рисованию в раннем возрасте: исследование различий монозиготных близнецов Теоретическая и экспериментальная психология, № 4, Т. 8, С. 22-35 (год публикации - 2015)

3. Селлерс Р., Барский Ф.И., Воронина И.Д., Ковас Ю.В., Харольд Г.Т. Новый генетически информативный подход к изучению этиологии детской психопатологии Теоретическая и экспериментальная психология, № 4, Т. 8, С. 46-67 (год публикации - 2015)


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Целью данного проекта является проведение исследования, направленного на изучение влияния различных генетических и пре- и постнатальных средовых факторов на здоровье и психическое развитие ребенка. В 2016 году продолжено генетически информативное лонгитюдное исследование психического развития детей в раннем возрасте. В выборку исследования вошли 600 семей с беременными ЭКО и не ЭКО групп. У всех семей, включенных в лонгитюдное исследование, собраны две волны данных (демографические, психологические и биологические - слюна и волосы) в пренатальный период (у женщин в период беременности - в первом и последнем триместре беременности, и у отца). Кроме того, в 2016 году продолжился сбор данных в постнатальный период (первый год после рождения - волны 3,4). В 2016 году сформирована лонгитюдная база данных всех 4-х замеров (1, 2, 3, 4 волны). Сформирована база данных для кросс-культурных сравнений, включающая сопоставимые переменные с Кардиф-ЭКО исследованием. Создан биобанк выделенной ДНК участников проекта. Проведены два международных семинара с элементами научной школы, и ряд других обучающих мероприятий. Ведется большая работа по популяризации научных знаний по теме исследований, проводимых в рамках проекта. Например, информация предоставляется семьям-участникам исследования на специально созданном сайте "проразвитие.рф", а также на двуязычном открытом сайте "tagc.world" консорциума "Доступная генетика", созданного при участии коллектива проекта. Сделано более 10 докладов на международных научных мероприятиях. Проведен статистический анализ данных, а также биохимический анализ волос, и анализ метилирования. Членами коллектива подготовлена и издана монография «Геномика поведения: детское развитие и образование», посвященная темам и проблемам исследования. По результатам анализа данных исследования подготовлено 7 публикаций. Кроме того подготовлено 5 публикаций на основе данных исследований-партнеров. В исследований 2016 года получены целый ряд важных результатов. Так, в исследовании анализировались психические состояния, личностная тревожность и доминирующие репродуктивные мотивы у женщин с разным временем планирования беременности и разным количеством попыток ЭКО. Также, анализировались связи между психологическими состояниями, личностными чертами и результатом лечения. Выявлена латентная факторная структура взаимосвязей психических состояний, личностной тревожности и репродуктивных мотивов. В исследовании не обнаружено значимых взаимосвязей между временем планирования беременности, попытками лечения, успешностью лечения и психологическими особенностями. В исследовании так же сравнивались данные женщин, проходящих лечение по программе ЭКО с данными женщин с естественной беременностью. Из шести психологических характеристик значимые различия наблюдались только по показателю личностной тревожности. У женщин, проходящих лечение по программе ЭКО, показатели личностной тревожности более высокие. Анализ также показал, что в группе ЭКО значительно ниже оказался уровень жестокого отношения как отца к матери (F= 3.718, p = 0.05), так и матери к отцу (F = 4.749, p = 0.03). Также группа ЭКО показала значимо более высокие баллы по показателю “отношение к будущему ребенку” (F=5.043, p=0.02), что подтверждается тем, что 99% женщин из группы ЭКО описывают свою беременность как желанную, по сравнению с 83% у женщин с естественным зачатием. Анализ данных клинического интервью показал, что особенности и динамика психических состояний женщин в программе лечения методом ЭКО могут быть связаны: с причинами бесплодия, негативным переживанием опыта отношений в родительской семье, личностными характеристиками женщин, типом репродуктивных мотивов, особенностями социальной ситуации (характер брака, наличие детей), временем планирования беременности, попытками ЭКО. Установлен целый ряд факторов негативных психоэмоциональных состояний. Сравнительный анализ показал ряд различий между семьями, зачавшими детей естественным способом или с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). ЭКО семьи отличались от семей с естественно-зачатыми детьми рядом особенностей, что согласуется с результатами предыдущих исследований (Thapar et al., 2007; Shelton et al., 2009). Группа семей с индуцированной беременностью показала значимо более высокие баллы по показателям отношения к будущему ребенку, чем группа с естественным зачатием. В группе семей со спонтанной беременностью были найдены положительные взаимосвязи между показателями материнского и отцовского отношения к плоду с показателем эмоционального тепла между родителями; и отрицательные взаимосвязи с показателем враждебности между родителями. В группе семей с индуцированной беременностью взаимосвязи показателя отцовского отношения к плоду и эмоциональных отношений между родителями были идентичны взаимосвязям в группе с естественным зачатием, в то время как показатель материнского отношения к плоду в группе семей с индуцированной беременностью был положительно связан только с показателями эмоционального тепла между родителями. По данным регрессионного анализа в группе с естественным зачатием показатель враждебного отношения между родителями был взаимосвязан со снижением привязанности матери к будущему ребенку. В группе с индуцированной беременностью значимым предиктором увеличения привязанности матери к плоду являлся показатель эмоционального тепла, в то время показатель враждебности между родителями не являлся значимым фактором. Особенности отношения родителей к плоду в семьях, прибегших к вспомогательным репродуктивным технологиям, могут быть связаны с эффектом «труднодостижимой беременности», при котором показатель враждебности в отношениях между родителями уже не является значимым фактором формирования отношения к будущему ребенку. Сравнение новорожденных из группы с естественной беременностью с группой ЭКО не показало значимых различий по шкале Апгар. В то же время, новорожденные из группы ЭКО обладают значимо меньшим весом и ростом при рождении, чем естественно-зачатые дети. Однако этот факт в значительной степени связан с частотой многоплодных беременностей в ЭКО-группе (42%), по сравнению с группой естественного зачатия (2%), что обусловлено практикой имплантации нескольких эмбрионов при ЭКО. Был проведен сравнительный кросс-культурный анализ по всем сопоставимым переменным исследования Кардиф-ЭКО. В Кардиффском исследовании данные собирались на выборке семей из Великобритании, дети которых родились между 1994 и 2002 годом (ребенок в возрасте от 4 до 10 лет) после успешного вспомогательного репродуктивного лечения (пять групп по зачатию: гомологичное ЭКО, донорство спермы, донорство яйцеклетки, донорство эмбриона, суррогатное материнство). Отличие нашего исследования от Кардифф ЭКО заключается в проспективном характере сбора данных с периода беременности (а у части выборки – и до зачатия). Именно поэтому это исследование обладает большей мощностью для разделения внутриутробных средовых влияний и наследственных факторов в развитии ребенка, используя проспективные данные о пренатальном стрессе и других факторах в течение беременности. После рождения детей увеличиваются возможности кросс-культурного анализа, поскольку исследование планировалось таким образом, что развитие детей оценивалось с помощью одних и тех же методик в исследованиях-партнеров. На настоящий момент проведен кросс-культурный анализ по следующим показателям: возраст, доход, трудоустройство, употребление алкоголя/курение матерей во время беременности, повышенное давление и гестационный диабет. В целом, результаты нашего исследования соответствуют результатам, полученным в Кардиффском исследовании. Проведен лонгитюдный анализ связи пренатальных факторов (волна 1, 2, 3) с такими показателями раннего развития как показатель по шкале Апгар, общее состояние ребенка при рождении и вес ребенка. Результаты показали, что вес ребенка при рождении не была связан со стрессом до и во время беременности, но был положительно связан с интенсивной физической активностью до и во время беременности. Эти результаты согласуются с результатами предыдущих исследований и указывают на то, что физическая активность матери может являться положительным фактором в развитии ребенка. Также был проведен анализ биологических данных. Данные по 40 эссенциальным и токсичным микроэлементов у женщин в период беременности проанализированы на связь с различными физическими и психологическими показателями у матери и показателями ребенка в волне 3. Результаты показали значимые различия между группами с естественной беременностью и ЭКО группы по целому ряду элементов. Результаты указывают на необходимость регулярного мониторинга статуса микроэлементов у женщин беременных в результате ЭКО. Эти результаты также показали, что образ жизни (диета , курение, употребление алкоголя матерью) значимо связаны с изменениями в уровне микроэлементов во время беременности. Возраст беременной является значимым фактором в этих связях. В 2016 году начата работа по анализу профилей метилирования у ЭКО детей и естественно-зачатых детей. Проведен анализ литературы по эпигенетическим исследованиям с фокусом внимания на процессы метилирования. Этот анализ представлен в главе "Ранняя среда и развитие: эпигенетические механизмы" в монографии "Геномика поведения: детское развитие и образование" 2016, изд. ТГУ. В 2016 году проведено исследование, направленное на изучение различий эпигенетических профилей между естественно-зачатыми детьми и детьми, родившимися в результате ЭКО и ролью этих различий в дальнейшем развитии. В последние годы выявлена проблема возможных фундаментальных различий между уровнем метилирования многих генетических участков у детей, зачатых с помощью вспомогательных репродуктивных технологий и у естественно-зачатых детей (например, Katari et al ., 2009; Kobayashi et al ., 2009; Gomes et al ., 2009; Lazaraviciute et al., 2014). Эти исследования очень важны, но они исследуют эпигенетические процессы в отрыве от конкретных фенотипов. В нашем лонгитюдном исследовании планируется сравнение детей ЭКО групп с естественно-зачатыми детьми, для проверки гипотезы о влиянии самой процедуры искусственного оплодотворения на метилирование и последующие процессы развития. В настоящий момент проведена оценка уровня метилирования ряда генов, а также проведена оценка уровня метилирования у 16 младенцев на 4 волне исследования (8 ЭКО, 8 естественно-зачатых). Анализ позволяет одновременное измерение статуса метилирования ДНК более чем в 850 000 CpG-сайтов, таким образом предоставляя почти полный охват человеческих генов. В настоящее время проводится сравнительный анализ профилей метилирования в этих группах. В дальнейшем также планируется изучение лонгитюдных связей между средовыми факторами, метилированием у родителей и детей и показателями развития детей с основным фокусом на эпигенетическое опосредование. Еще одним важным результатом 2016 года является пополнение биобанка проекта. Из слюны, собираемой у родителей и детей для молекулярно-генетического анализа извлекается ДНК и хранится в биобанке. В дальнейшем, на основе этих данных планируется целый ряд молекулярно-генетических исследований. В 2016 году продолжено обучение исследовательской группы, необходимым методам анализа. Обучение проходило в рамках регулярных семинаров и двух Международных семинаров с элементами научной школы для молодых ученых «Междисциплинарные исследования раннего детского развития», 28-30 марта 2016 г. (г. Томск) и «Факторы риска в формировании индивидуальных траекторий детского развития», 6-8 июля 2016 (г. Томск). Проведено обучение персонала методам сбора данных 3 и 4 волны. Привлечен целый ряд волонтеров, в том числе студентов магистратуры "Развитие человека: генетика, нейронаука и психология" для участия в проекте. Настоящее исследование является первым в России лонгитюдным проспективным генетически информативным междисциплинарным исследованием детского развития, которые может стать исследовательской платформой, как для получения фундаментальных знаний, так и практических применений в медицине и образовании.

 

Публикации

1. Воронина И.Д., Бохан Т.Г., Терехина О.В., Малых С.Б., Ковас Ю.В. Демографические показатели, образ жизни и здоровье в семьях с естественной и индуцированной беременностью в России и Великобритании Теоретическая и экспериментальная психология, - (год публикации - 2017)

2. Воронина И.Д., Каретина А.О., Шабаловская М.В., Ульянич А.Л., Малых С.Б., Ковас Ю.В. Связь веса ребенка при рождении с физической активностью и стрессовыми событиями в жизни матери до и во время беременности Теоретическая и экспериментальная психология, - (год публикации - 2017)

3. Е.А. Наку, Т.Г. Бохан, А.Л. Ульянич, М.В. Шабаловская, М.Г. Тосто, О.В. Терехина, Ю.В. Ковас Психологические характеристики женщин, проходящих лечение по программе ЭКО Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии, 6 (год публикации - 2016)

4. Маланкини М., Воронин И., Ванг Ц., Ковас Ю. Co-development of self-efficacy, enjoyment and achievement in literacy and mathematics across eight school years Journal of Personality and Social Psychology: Personality Processes and Individual Differences, - (год публикации - 2017)

5. Маланкини М., Римфельд К., Шейксшафт Н.Г., Родич М., Шофилд К., Сэлзам С., Дейл Ф.С., Петрил С.А., Ковас Ю. Anxiety: unitary or multifactorial? The genetic and environmental aetiology of spatial, mathematics and general anxiety Scientific Reports, - (год публикации - 2017)

6. Наку Е.А., Ковас Ю.В., Бохан Т.Г., Терехина О.В., Видякина Т.А. Факторы негативных психоэмоциональных состояний женщин, проходящих лечение бесплодия по программе ЭКО Сибирский психологический журнал, - (год публикации - 2017)

7. Родич (Бьедов) М., Римфельд К., Гайсина Д., Пирсон Дж., Хорвуд Дж., Ковас Ю. From rare mutations to normal variation: genetic association study of mathematical, spatial and general cognitive abilities INTELLIGENCE, - (год публикации - 2017)

8. Скальный А.В., Тиньков А.А., Воронина И.Д., Терехина О.В., Скальная М.Г., Ковас Ю.В The impact of lifestyle factors on age-related difference in hair trace elements content in pregnant women in the third trimester Trace Elements and Electrolytes, - (год публикации - 2017)

9. Скальный А.В., Тиньков А.А., Воронина И.Д., Терехина О.В., Скальная М.Г., Ковас Ю.В. Hair trace element and electrolyte content in women with natural and in vitro fertilization-induced pregnancy Biological Trace Element Research, - (год публикации - 2017)

10. Тоиваинен Т., Папагиоргиоу К., Тосто М.Г., Ковас Ю. Sex differences in Non-verbal and Verbal Abilities across Development: No Evidence for Twin Testosterone Transfer Hypothesis INTELLIGENCE, - (год публикации - 2017)

11. Тосто М.Г., Гарон-Карриер Г., Гросс С., Петрилл С.А., Буаван М., Малых С., Малки К., Харт С.А., Томсон Л., Карадагхи Р., Яковлев Н., Тихомирова Т., Опфер Дж. Е., Маззокко М.М.М., Дионне Дж., Брендген М., Витаро Ф., Тремблей Р.Э., Ковас Ю. The Nature of the Association Between Number Line and Mathematical Performance: An International Twin Study CHILD DEVELOPMENT, - (год публикации - 2017)

12. Фекличева И.В., Чипеева Н.А., Воронина И.Д., Солдатова Е.Л., Масленникова Е.М, Шабаловская М.В., Малых С.Б., Ковас Ю.В. Взаимосвязь между отношением к будущему ребенку и отношениями между родителями в семьях со спонтанной и индуцированной беременностью Акушерство и гинекология, - (год публикации - 2017)

13. С.Б. Малых,Ю.В. Ковас, Д.А. Гайсина Геномика поведения: детское развитие и образование Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, - (год публикации - 2016)


Возможность практического использования результатов
не указано