КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 15-18-00143

НазваниеПроблемы межэтнических контактов и взаимодействий в текстах устной и письменной культуры: Славяне и евреи

РуководительШнирельман Виктор Александрович, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион Институт славяноведения Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2015 г. - 2017 г. 

Конкурс№6 - Конкурс 2015 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по приоритетным тематическим направлениям исследований».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-104 - История России с древнейших времен до ХХ века

Ключевые словаЭтничность, толерантность, межэтнические отношения, культурные контакты, этнические стереотипы, межкультурное взаимодействие, ксенофобия, национализм, этнические конфликты, геноцид, историческая память

Код ГРНТИ03.00.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на изучение многовекового опыта сосуществования славянских народов и еврейского населения в Восточной Европе. Межэтнические отношения и межнациональные конфликты разного уровня являются предметом активного изучения как российскими, так и зарубежными специалистами в последние годы. Евреи на протяжении многих веков являлись иноэтничными и иноконфессиональными соседями различных групп славянского населения, все это создало уникальный опыт взаимодействия и межкультурных контактов, этнических стереотипов, межнационального диалога. Проект будет ориентирован на значительный временной отрезок – от основания Российского государства до настоящего времени. Его уникальность состоит в том, что будут охвачены все исторически значимые периоды в истории взаимоотношений славян и евреев, а также особый акцент в изучении будет сделан на конфликтных периодах в истории межкультурного взаимодействия (таких, например, как «ересь жидовствующих» в XV в. или погромы XIX – начала ХХ в., проблемных периодов в истории XX в. – Холокост, «дело врачей» и т.п.). Научная новизна состоит и в методологии исследования, будут применяться различные методы исследования, привлекаться широкий спектр исторических источников – археологические данные, письменные источники разного времени, устные и фольклорные свидетельства, а так же современная пресса и интернет материалы различных сообществ. Одним из основных результатов проекта должна стать база данных (сайт), которая будет содержать материалы по еврейско-славянскому взаимодействию – этнографические и устноисторические интервью, материалы археологических и эпиграфических экспедиций, документы и пр.

Ожидаемые результаты
Основные результаты реализации проекта будут отражены в ряде статей и монографий. Планируется создать описание межэтнических проблем и точек напряжения, которые существовали между славянами и евреями в определенные периоды истории, а также описать стратегии выхода из этих ситуаций, использовавшиеся в эти моменты. Рассмотреть основные этнические стереотипы, которые существовали и существуют в российском обществе относительно евреев, изучить, как они трансформировались в течение исторического процесса. Описать механизмы мирного урегулирования конфликтов, проявления толерантности. Таким образом, проект будет иметь и прикладную направленность. Одним из важных результатов проекта будет рассмотрение проблемы в диахроническом ключе, это позволит увидеть проблему межэтнических контактов с разных сторон. Кроме того, планируется создание большой интернет базы данных с материалами, которые будут собраны в ходе работы над проектом. Эта база будет доступна широкому кругу людей, всем интересующимся, что будет способствовать развитию межкультурному диалогу, развитию толерантности и пр.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
В ходе работы по проекту Российского научного фонда участники опубликовали и сдали в печать статьи по теме проекта, большая их часть индексируется в базе РИНЦ, кроме того, статья Беловой О.В. «Глиняные птички»: апокрифический мотив в фольклорных легендах в журнале «Slovene/Словене. Международный славистический журнал» индексируется в базе «WeB of Science», а статья Г.С. Зелениной «Портрет на стене и шпроты на хлебе: московские евреи между двумя «сектами»» в журнале «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» индексируется базой Scopus. Статьи участников проекта охватывают значительный хронологический период (от средневековья – статьи Б.Е. Рашковского и В.Я. Петрухина до новейшего времени – В.А. Шнирельмана), спектр обсуждаемых проблем довольно широк. В рамках работы над проектом были подготовлены к публикации и опубликованы два сборника статей по теме проекта: «Число – счет – нумерология в славянской и еврейской культурной традиции» (отв. ред. О.В. Белова; 14,5 п.л., 232 с., тираж 300 экз.) и 13-й том «Хазарского альманаха» (тираж 300 экз.). В сборник Число – счет – нумерология в славянской и еврейской культурной традиции» вошли статьи ученых из России, Израиля, Германии и Литвы. В центре внимания авторов оказались такие вопросы, как символика и аксиология чисел, роль чисел в языке культуры, числа в обрядах и ритуалах, в народном календаре, народной медицине и магии, магический счет и его механизмы, нумерология и гематрия. Эти проблемы рассматриваются и обсуждаются на материале устных и письменных текстов, памятников языка, фольклора, литературы, философии, музыкальной культуры, изобразительного искусства. Сборник внесен в базу РИНЦ. «Хазарский Альманах» собрал статьи и публикации ученых из Украины, России, Болгарии, Израиля, США. Он продолжает и развивает важную тему взаимоотношений Хазарского каганата и Древней Руси на основе анализа археологического материала. Сборник планируется индексировать в базе РИНЦ в конце 2015 года. Была организована и проведена международная конференция «Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции» в Институте славяноведения РАН. Программа конференции опубликована на сайте: http://www.inslav.ru/sobytiya/2192-2015-sefer В программу конференции было включено 36 докладов исследователей из России, Белоруссии, Израиля, Германии, Латвии, США; прочитано 32 доклада (участники, которые по объективным обстоятельствам не смогли принять участие в конференции, представили тексты, с которыми можно было ознакомиться в процессе работы секций). Конференция носила междисциплинарный характер, наибольший интерес вызывали доклады историков, филологов, фольклористов, этнографов, отражающие сравнительные аспекты проблемы. На конференции с докладами выступили участники проекта В. Шнирельман («Прошлое – светлое или темное? Христианский и языческий подходы»), С. Амосова («Евреи нормальные» и «евреи ненормальные» в рассказах жителей д. Любавичи (Смоленская обл.)»), О. Белова («Этнокультурный стереотип: между нормой и антинормой»), Г. Зеленина («От чего зависит моя жизнь – от слов какой-нибудь пьяницы!» Запретное и позорное в жизни марранской общины»), В. Мочалова (««Не должно быть, чтобы сыны Высочайшего работали с противоположными целями»»), В. Петрухин («Вий в Талмуде»). Было проведены пять экспедиций (три этнографические – в г. Глубокое (Беларусь, Витебская обл.), Смоленскую обл. (Россия), Израиль и две эпиграфические в г. Глубокое (Беларусь, Витебская обл.), Смоленскую обл. (Россия). Совмещение работы этнографических и эпиграфических экспедиций позволяет дополнять и расширять источниковую базу по отдельным регионам и местам, данное сотрудничество двух различных групп позволяет реконструировать жизнь местечка и межконфессиональные отношения, в некоторых случаях (Смоленская область) источниковая база была дополнена архивными исследованиями. 22–30 июля 2015 г. состоялись экспедиции по этнографии и эпиграфике в г. Глубокое Витебской области (Белоруссия) – руководители О.В. Белова, Б.Е. Рашковский, В.Я. Петрухин. Всего экспедиция включала 23 участника. За время экспедиции этнографы записали более 75 интервью продолжительностью 120 часов. Тематика интервью касалась устной истории, рассказов о традиционных обрядах, народном календаре, народных верований, фольклорного наследия Глубокского района. В г. Глубоком в настоящее время не проживает ни одного еврея, в то время как до Второй мировой войны около 50% населения местечка составляли евреи. В настоящее время еврейская составляющая ушла из традиции Глубокого и окрестностей и только память старожилов представляет единственный бесценный источник сведений о когда-то процветавшем еврейском местечке. Опираясь на материалы интервью, удалось составить «портрет» многонационального и особенно еврейского Глубокого (городская топонимика, связанная с еврейскими объектами, рассказы о еврейских профессиях, об обычаях и обрядах евреев, о городских знаменитостях, история гетто во время Второй мировой войны. Все материалы прошли первичную обработку (составлены подробные описи интервью, весь архив хранится в Институте славяноведения РАН); в настоящее время ведется работа по их систематизации и подготовке к публикации. Эпиграфическая экспедиция сделала полное описание еврейского кладбища Глубокое. Всего было описано около 570 памятников: более 400 на основной территории кладбища, около 120 обломков стел. Именно к числу последних принадлежат наиболее древние находки: несколько мацев 1720-х гг. и одну из старейших мацев в Беларуси – стелу, сделанную из мельничного жернова и датированную 1708 г. Таким образом, участникам экспедиции удалось показать, что еврейское кладбище местечка Глубокое возникло задолго до 1742 г., считавшегося ранее официальной датой его основания. 4-12 августа 2015 г. прошли этнографическая и эпиграфическая экспедиции в Смоленскую область. В экспедиции приняли участие 23 человека, руководители С.Н. Амосова, Б.Е. Рашковский. В ходе этнографической экспедиции участники работали в шести населенных пунктах Смоленской области (Смоленск, Рославль, Монастырщина, Любавичи, Шумячи, Петровичи), а также в пограничных белорусских Климовичах. Всего было записано и снято на видео около 50 интервью. В городе Смоленске и пос. Монастырщина участники экспедиции общались со старейшими представителями еврейской общины Смоленщины, были записаны воспоминания о еврейской жизни до Второй мировой войны, эвакуации, жизни в гетто и еврейских традициях, которые сохранялись в семьях все советское время. Кроме того, участникам удалось не только побеседовать с представителями общины г. Рославля, но и наблюдать некоторые элементы поминальной обрядности в ходе работы в день коллективного посещения еврейского кладбища в этом городе. В селах Любавичи и Петровичи были записаны интервью с не евреями о еврейской жизни до войны в этих местечках и о Холокосте. Также в селе Любавичи были записаны нарративы о современных еврейских практиках посещения могил, еврейской религиозной жизни в восприятии русских сельских жителей, оценки и восприятие того, зачем и как евреи посещают Любавичи. Все материалы прошли первичную обработку (составлены подробные описи интервью); в настоящее время ведется работа по их систематизации и подготовке к публикации. Участники эпиграфической экспедиции исследовали четыре некрополя (еврейские кладбища Любавичей, Монастырщины, Шумячей, Петровичей). Всего было зафиксировано более 500 эпитафий. Каждое надгробие было не только прочитано, но и предварительно очищено, сфотографировано, замерено и нанесено на план. В Любавичах участникам экспедиции удалось обнаружить эпитафии XVIII века (1794 год). Также важно, что все эти кладбища удалось зафиксировать полностью, так как они стремительно приходят в упадок. По нашей оценке, кладбище в Петровичах находится на грани полного разрушения. Кладбища в Любавичах, Монастырщине и Шумячах находятся в плохом состоянии. С 25 сентября по 18 октября состоялась этнографическая экспедиция в Израиль. С течение этого времени было собрано 50 интервью общей продолжительностью более 100 часов (аудио и видео материалы, фото и документы из личных коллекций). Участники работали в домах престарелых в Ход ХаШароне, Бат-Яме, общинах выходцев из СССР в Иерусалиме, Хайфе, Беер-Шеве. Были записаны интервью с выходцами из бывшего Советского Союза (Украины (из м. Брацлав, Могилев-Подольский, Киев, Харьков и др.), Белоруссии (м. Камень, Витебск и др.), Латвии (Риги, Лудзы и др.), Литвы, России (Смоленска)). Все материалы хранятся в центре славяно-иудаики Института славяноведения РАН. Разработан сайт – база данных http://sfira.ru/ для размещения материалов этнографических и эпиграфических экспедиций, архивных материалов, исследований по тематике гранта, то есть о славяно-еврейском культурном взаимодействии. В данный момент идет обработка материалов экспедиций для размещения на сайте, разработка системы тэгов, виртуальных карт кладбищ, материалы будут размещены на сайте в ближайшее время.

 

Публикации

1. Амосова С. Asins apsūdzība Austrumeiropā: vēsture un mūsdienas Antisemitism as an Example of Xenophobia, - (год публикации - 2017)

2. Амосова С.Н. «ЕВРЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ» БЕЗ ЕВРЕЕВ: ВОСПОМИНАНИЯ О ДОВОЕННОЙ ЖИЗНИ В Г. БУРШТЫН ИВАНО-ФРАНКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Лотмановский сборник / Ред.-сост. Е.Е. Жигарина, Ю.Н. Наумова. М., 2016, - (год публикации - 2016)

3. Амосова С.Н. Этнография соседства: некоторые аспекты образов евреев и латышей в рассказах старообрядцев Латгалии Региональные исследования в фольклористике и этнолингвистике., С. 277 – 286. (год публикации - 2015)

4. Амосова С.Н. «...тогда должен знать, что брали кровь и катали»:рассказы о кровавом навете в Биржае Евреи на карте Литвы: Биржай, с. 142 - 151 (год публикации - 2015)

5. Амосова С.Н. Образ еврея в фольклоре неевреев Другой в литературе и культуре, - (год публикации - 2017)

6. Белова О. Утраченное соседство: образ еврейского местечка в воспоминаниях не евреев Prace Etnograficzne. Kraków, 2015, T. 43. Z. 4. S. 259–270 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.4467/22999558.PE.15.018.5195

7. Белова О. Восточнославянские и еврейские народные рассказы о явлении души (к проблеме взаимодействия фольклорных традиций) Antropologiczno-językowe wizerunki duszy w perspektywie międzykulturowej, t. 1: Dusza w oczach świata. Warszawa, Instytut Slawistyki, 2016, T. 1 (год публикации - 2016)

8. Белова О.В. «Выбор веры» в фольклорных нарративах: между «своим» и «чужим» Свое среди чужого, чужое среди своего [Лотмановский сборник] / Ред.-сост. Е.Е. Жигарина, Ю.Н. Наумова. М., 2016, C. 7-25 (год публикации - 2016)

9. Белова О.В. Еврейское кладбище в рассказах жителей Лепеля и окрестностей Лепель: память о еврейском местечке / Ред. С. Амосова (отв. ред.), О. Белова, Л. Дрейер, В. Мочалова, А. Шаевич. М., 2015., С. 92-114 (год публикации - 2015)

10. Белова О.В. «Глиняные птички»: апокрифический мотив в фольклорных легендах Slovene/Словене. Международный славистический журнал, Т. 4, № 1, Part 1. С. 39–44 (год публикации - 2015)

11. Белова О.В. Народно-христианские легенды этнокультурного пограничья (редкие сюжетные версии и локальные мотивы) Региональные исследования в фольклористике и этнолингвистике – проблемы и перспективы / Ред. кол. М.В. Ахметова (отв. ред.), О.В. Белова, А.Б. Мороз, Н.С. Петрова. М., 2015., С. 22-36 (год публикации - 2015)

12. Белова О.В. «Большинство» или «меньшинство»? О некоторых особенностях языковой стратегии в регионах контактов славян и евреев (на примере полевых материалов из Украины, Бессарабии и Белоруссии) Большинства – меньшинства: Языковые и культурные идентитеты Славии в потоке времени / Ред. А. Кречмер, Ф. Поляков. Вена, Институт славистики Венского университета, - (год публикации - 2016)

13. Белова О.В. «Игры со спичками», или еще раз о трех шестерках Число – счет – нумерология в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова., Академическая серия, вып. 51. С. 190-205 (год публикации - 2015)

14. Белова О.В., Шаевич А.В. Предисловие Лепель: память о еврейском местечке/ Ред. С. Амосова (отв. ред.), О. Белова, Л. Дрейер, В. Мочалова, А. Шаевич., - (год публикации - 2015)

15. Виктория Мочалова, Ирина Копченова, Мерунас Юконис Введение Евреи на карте Литвы: Биржай. Проблемы сохранения еврейского наследия и исторической памяти, 7-29 (год публикации - 2015)

16. Зеленина Г.С. Портрет на стене и шпроты на хлебе: московские евреи между двумя «сектами» Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2015. № 3 (33). C. 121-169 (год публикации - 2015)

17. Зеленина Г.С. «Гевалт! Это же простые базарные люди…» От местечковости к интеллигентности Лотмановские чтения - 2014, Monumenta Humanitatis: Чтения ИВГИ–ИВКА–ЦТСФ; Вып. III (год публикации - 2016)

18. Зеленина Г.С. От аутодафе к аутингу через Аушвиц. Переизобретение Другого в истории и историографии Казус: Индивидуальное и уникальное в истории, Вып. 11 / Под ред. О.И. Тогоевой и И.Н. Данилевского; Институт всеобщей истории РАН. – М.: «Индрик», 2016. P. 82 – 112. (год публикации - 2016)

19. Зеленина Галина «У меня свое хобби — я коллекционирую евреев»: поиски идентичности на досуге Теория моды: одежда, тело, культура, № 3. 2015. С. 160-223 (год публикации - 2015)

20. Калинина Т.М., Петрухин В.Я. Памяти Сергея Григорьевича Кляшторного (1928-2014) Хазарский альманах, Т.13. С.337-340 (год публикации - 2015)

21. Мочалова В. Muzea żydowskie w Moskwie From Ibrahim ibn Yakub to 6 Anielewicz Street. Proceedings of International Conference to Mark the Opening of the Museum of the History of Polish Jews in Warsaw, - (год публикации - 2016)

22. Мочалова В.В. «Театр истории»: варшавский Музей истории польского еврейства «Полин» Лимуд, - (год публикации - 2016)

23. Мочалова В.В. Католицизация политики? Политизация истории? Лехаим, №280 (год публикации - 2015)

24. Мочалова Виктория ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОНФЛИКТОВ ЕВРЕЙСКОГО МИРА В ПРОЗЕ СЕМЕНА АН-СКОГО Труды по еврейской истории и культуре Материалы XXII Международной ежегодной конференции по иудаике, Академическая серия Выпуск 52. с.238-264 (год публикации - 2016)

25. Мочалова Виктория Роль чисел в еврейском обряде исцеления больного Число – счет – нумерология в славянской и еврейской культурной традиции, Академическая серия, вып. 51, с. 107-120 (год публикации - 2015)

26. Петрухин В.Я. От редколлегии Хазарский альманах. М., 2015, Т.13. С.5-6 (год публикации - 2015)

27. Петрухин В.Я. Раббанитские и караимские общины в средневековой Литве: проблемы начальной истории Евреи на карте Литвы: Биржай., C. 61-68 (год публикации - 2015)

28. Рашковский Б.Е. Проблема добровольности/недобровольности при обращении в иудаизм в древности и раннем средневековье История и судьбы культуры, - (год публикации - 2016)

29. Рашковский Б.Е. Список жертв Катастрофы в Биржае Евреи на карте Литвы: Биржай. Проблемы сохранения еврейского наследия и исторической памяти, c. 184 - 194 (год публикации - 2015)

30. Рашковский Б.Е. Известия еврейской литературы о Дербенте (Баб ал-Абвабе) в контексте средневековой культуры исламского мира Pax Islamica, - (год публикации - 2016)

31. Рашковский Б.Е. Страны и народы раннесредневековой Европы в арабском переводе книги Иосиппон Хазарский альманах, Т.16. (год публикации - 2016)

32. Рашковский Борис Рецензия на сборник статей "Кенааниты: Евреи в средневековом славянском мире / Jews and Slavs. / Под. ред. В. Московича, М. Членова, А. Торпусмана. М.; Ие- русалим, 2014. Vol. 24." Славяноведение, №2, 120-125 (год публикации - 2016)

33. Шнирельман В.А. Obsessed with culture: a cultural impetus of the Russian Neo-pagans Cosmopolitanism, Nationalism and Paganism. Palgrave Macmillan, - (год публикации - 2016)

34. Шнирельман В.А. «Славяно-арии»: эзотерика в русском изводе Расовые представления во Франции и России. М.: РГГУ, с. 177-194 (год публикации - 2016)

35. Шнирельман В.А. Еврейские музеи: культурный императив и вызовы современности Наследие веков, № 3 (год публикации - 2015)

36. Шнирельман В.А. Антисемитизм в современной России: темы и персонажи Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXII Международной ежегодной конференции по иудаике. Академическая серия. Сэфер, Москва, Вып. 52. С. 183-204 (год публикации - 2016)

37. Шнирельман В.А. Иностранные агенты: западные источники современной русской конспирологии Историческая экспертиза, № 4 (год публикации - 2015)

38. Амосова С.Н. Конференция «Еврейские диаспоры в Европе и мире: полевые и архивные исследования» Judaica Petropolitana, 4 (год публикации - 2015)

39. Зеленина Г.С. «НЕНОРМАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ» Лехаим, № 1, 2016 (год публикации - 2015)

40. Зеленина Галина Девиантность как предмет и как призма Лехаим, № 12 (284), 2015 (год публикации - 2015)

41. Vladimir Petrukhin Sarkel and Annales Bertiniani: Khazarian beginning of the Russian history? V Kongres Mediewistów polskich. Recepcija i odrzucenie. Kontakty międzykulturowe w Średniowieczu. Księga abstraktów., С. 136-137 (год публикации - 2015)

42. Амосова С.В. Narratives about blood libel in Latgale: traditions and transformations / Нарративы о кровавом навете в Латгалии: традиции и трансформации 11thAnnual Conference of the SIEF Working Group on the Ritual Year: Traditions and Transformation: Conference Program & Abstracts (Kazan (Volga Region) Federal University, June 4–7, 2015)., P. 17 – 18. (год публикации - 2015)

43. Белова О.В. Сакральные имена в славянских народно-христианских легендах (имянаречение, переименования и трансформации имен) Этнолингвистика. Ономастика. Этимология. Материалы III Международной научной конференции. Екатеринбург, 7–11 сентября 2015 г. Екатеринбург, 2015., С. 30–32 (год публикации - 2015)

44. Рашковский Б.Е. Вступление («Таблица народов») к арабскому переводу книги Иосиппон как источник по истории раннесредневековой Европы Тезисы V ежегодной конференции конференции «Письменные памятники Востока: проблемы перевода и интерпретации»., - (год публикации - 2015)

45. Амосова С.Н. Воспоминания о Холокосте (из коллекции краеведческого музея г. Биржай) Евреи на карте Литвы: Биржай., 195 - 204 (год публикации - 2015)

46. Белова О.В., Мочалова В.В., Копченова И.В., Петрухин В.Я. Предисловие от редакции Число – счет – нумерология в славянской и еврейской культурной традиции, С. 7 - 9 (год публикации - 2015)

47. В.Я. Петрухин Рецензия: Кенааниты: Евреи в средневековом славянском мире/ Jews and Slavs. Volume 24. Под. ред. В. Московича, М. Членова, А. Торпусмана. М.-Иерусалим, 2014. Славяноведение, 2 2016. С. 116-120 (год публикации - 2016)

48. Зеленина Г.С. МАРК КУПОВЕЦКИЙ: «Я КАК БЫЛ РОМАНТИКОМ, ТАК И ОСТАЛСЯ» Лехаим, 12.2015 (год публикации - 2015)

49. Зеленина Г.С. СЕМЕН ЯКЕРСОН: «МНЕ УДИВИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ АБСОЛЮТНО ВСЕ УДАЛОСЬ» Лехаим, № 10, 2015 (год публикации - 2015)

50. Мочалова В.М. Статья «Лепель» в «Географическом словаре Королевства Польского и других славянских стран» (1884) Лепель. Память о еврейском местечке, с. 351-353 (год публикации - 2015)


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
В течение 2016 г. участники проекта работали по разным направлениям темы проекта. За этот год было подготовлено и опубликовано более 70 статей, тезисов и обзоров на русском, английском и латышском языках в сборниках статей (многие из них индексируются в базе РИНЦ), журналах (ряд из них входят в базы Scopus и WoS) Статьи участников проекта охватывают значительный хронологический период (от средневековья – статьи Б.Е. Рашковского и В.Я. Петрухина до новейшего времени – В.А. Шнирельмана), спектр обсуждаемых проблем довольно широк. Участники выступили с более чем 40 докладами и лекциями на международных и российских конференциях, организовали и провели несколько круглых столов и конференцию. Подготовили и издали два сборника материалов. Так, Б. Рашковский и В. Петрухин занимались древним периодом славяно-еврейского культурного взаимодействия. В частности была проведена экспедиция Маяцкое городище – одну из главных крепостей в хазаро-славянского пограничья. Были установлены границы обитаемой части селища по остаткам встречающегося на поверхности подъемного материала, зафиксировали их на карте. Особым направлением исследования хазарской проблемы этого года стала дискуссия об основах хазарского языка – новое прочтение хазарской руники было предложено О.А. Мудраком, участники проекта – Б.Е. Рашковский, В.А. Шнирельман, В.Я. Петрухин – активно выступили в дискуссии, которая состоялась в рамках организованного ими круглого стола, а также в статьях. В статьях и докладах О.В. Беловой и С.Н. Амосовой рассматривались и обсуждались проблемы трансформации базовых элементов сюжета о кровавом навете в восточноевропейском контексте Нового и Новейшего времени, в различных дискурсах – клерикальном, газетном, фольклорном и др., и его новых функций – социальных и идеологических на материалах, собранных в экспедициях 2015 г. и ранее из Белоруссии, Латвии и Украины. Рассматривалось влияние книжных текстов на фольклор: отражение апокрифических сюжетов в устных текстах христианской и иудейской традиций; взаимовлияние и заимствования, адаптация иноконфессиональных сюжетов в славянских традициях (на примере русских, белорусских и еврейских легенд); этнокультурные стереотипы – проблема трансформации стереотипов (на примере материалов XIX–XXI вв.); возникновение новых стереотипных моделей в восприятии этнических и конфессиональных соседей; связь понятия стереотипа и нормы (этнокультурной, языковой); региональные особенности представления славян о евреях (на примере материалов полевых исследований в 2015–2016 гг. в Лепельский, Глубокский и Бешенковичский р-ны Витебской области Республики Беларусь, Смоленской и Брянской обл. России); языковые и ментальные модели в структуре стереотипа (на примере современных рассказов о «кровавом навете»); устная история и фольклор: формирование «портрета» еврейского местечка в условиях отсутствия еврейской традиции; фольклоризация исторических фактов, связанных с периодами кризисов (Вторая мировая война); практика и мифология соседства в многоконфессиональном пространстве (этнолингвистический и фольклорно-мифологический аспекты); восприятие и оценка Холокоста в современной коллективной памяти на территориях, где он происходил, практики коммеморации жертв Холокоста в Смоленской и Брянской обл., отношение к памятникам и памятным дням. Г. Зеленина и С. Амосова занимались исследованиями в области исторической антропологии советского еврейства послевоенного периода, в статьях и докладах рассматривались различные аспекты этой темы (еврейские и нееврейские реакции на дело врачей и различные медицинские практики (прививки и пр.), отношения евреев к системе в позднесоветский период, корреляции еврейской идентичности во внутреннем и внешнем дискурсе; сохранение и трансформация еврейских праздничных и поминальных традиций в советское и постсоветское время в Москве и небольших городах Смоленской и Брянской области). В.А. Шнирельман занимался исследованием современных (начиная, с 1990-ых гг.) ксенофобских представлений русских радикалов о евреях – особенности этих представлений, истории их формирования, их связь с внешним социально-политическим контекстом, а также характер авторов таких представлений, их распространителей и пропагандистов (особенно Михаила Назарова – его взгляды были проанализированы в отдельном докладе, сравнивалась его позиция с теориями монархистов и радикалов начала XX в.). Кроме того, в русле этих исследований рассматривалась эволюция хазарского мифа, в особенности, его репрезентация (в связи с возведением в некоторых городах (особенно на Украине) памятников князю Святославу и празднованием «Дня победы над Хазарией») и контекстуализация (связь с недавними событиями на Украине). Другим направлением исследований было изучение мифа об антихристе и его связи с евреями, популярного у современных православных фундаменталистов. Третьим направлением, тесно связанным с первыми двумя, было исследование конспирологических представлений, их содержания, их создателей и носителей, а также среды их потребителей. Было выяснено, что в этом отношении большой интерес представляют не только политические радикалы, но и определенные религиозные группы (православные фундаменталисты, эзотерики и неоязычники). В ходе исследования была выявлена прямая связь между христианской эсхатологией и конспирологией. Кроме того, определенный интерес представляют зарубежные источники конспирологических представлений, которые были объектом специального анализа в докладах и статьях. В декабре 2016 года в институте Славяноведения РАН была проведена международная конференция «Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции». В конференции приняло участие 38 докладчиков из России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону, Пермь), Украины (Киев), Белоруссии (Минск, Гродно, Брест) и Израиля (Тель-Авив). Программа размещена на сайте: http://www.inslav.ru/sobytiya/2491-2016-kontakty-konflikty Обсуждался широкий круг проблем, связанных с иудео-христианским взаимодействием. Важным достижением в рамках работы по проекту можно считать издание очередного выпуска (т. 14) «Хазарского альманаха» (ред. В.Я. Петрухин, 20 печ.л., 300 экз.), основного междисциплинарного издания, посвященного проблемам истории и культуры Хазарии. Подготовлен и опубликован сборник статей «Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции» (ред. О.В. Белова, 15 п.л., 242 с., тираж 300 экз.) по итогам конференции, которая прошла в декабре 2015 года. Основными темами сборника стали проблемы понимания «нормативности» как в славянской, так и в еврейской традиции, а, кроме того, понятия «нормативности» в межкультурном диалоге в разные исторические периоды. В частности сборнике представлены материалы, записанные в ходе экспедиций и собранные в архивах, в ходе работы в 2015 по данному проекту (статьи В. Шнирельмана, Б. Рашковского, С. Амосовой, О. Беловой, В. Мочаловой).

 

Публикации

1. Амосова С. Blood Libel Legend in Latgale: Types of Narratives The Ritual Year 11: Traditions and Transformation.The Yearbook of the SIEF (Société Internationale d'Ethnologie et de Folklore) Working Group of the Ritual Year., Moscow, 2016 (год публикации - 2016)

2. Амосова С.Н. Экспедиции центра «Сэфер» в Латвию, Смоленскую область и Израиль в 2014–2015 гг Живая старина, № 4. С. 56 - 57 (год публикации - 2016)

3. Амосова С.Н. Представления о днях недели у восточных славян: некоторые аспекты темы Этнографическое обозрение, № 2. C. 130 – 147. (год публикации - 2016)

4. Амосова С.Н. «Вот латыш со старовером поспорили…»: рассказы о межэтнических отношениях в Латгалии в межвоенный период Живая старина., 2016. № 3 C. 24 – 27. (год публикации - 2016)

5. Амосова С.Н. Некоторые особенности календарных праздников у евреев в Латгалии Утраченное соседство: Евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Ч. 2, М., 2016. С. 27 – 39. (год публикации - 2016)

6. Амосова С.Н. Наветные тексты и другие представления о еврейских праздниках у жителей Латгалии Утраченное соседство: Евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Ч. 2, Отв. ред. С. Амосова. М., 2016. С. 127 – 140. (год публикации - 2016)

7. Амосова С.Н. Stereotipi un priekšstati par ebrejiem Latgales iedzīvotāju stāstos Jewish Rezekne, Riga, 2017 (год публикации - 2017)

8. Амосова С.Н. «Еврейские» Любавичи в рассказах местных жителей Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции, М., 2016. C. 231 – 242 (год публикации - 2016)

9. Амосова С.Н., Копченова И.В. Предисловие Утраченное соседство: Евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Ч. 2, М., 2016. С. 7 – 13. (год публикации - 2016)

10. Амосова С.Н., Николаева С.В. Опыт полевой работы в Израиле с выходцами из бывших еврейских местечек Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2015 г., СПб.: МАЭ РАН, 2016. С. 183 - 190 (год публикации - 2016)

11. Белова О., Копченова И. Предисловие Глубокое: память о еврейском местечке. М., Институт славяноведения РАН, - (год публикации - 2017)

12. Белова О., Копченова И. Summary Глубокое: память о еврейском местечке. М., Институт славяноведения РАН, - (год публикации - 2017)

13. Белова О.В. Как Адам давал имена животным: балканские и русские версии сюжета и его иконография Балканский дейксис и балканские (языковые) жесты / Отв. ред. М.М. Макарцев. М., Институт славяноведения РАН, - (год публикации - 2017)

14. Белова О.В. Быт и повседневность в рассказах жителей Глубокого Глубокое: память о еврейском местечке. М., Институт славяноведения РАН, - (год публикации - 2017)

15. Белова О.В. Предисловие Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., Институт славяноведения РАН; издательство "ПРОБЕЛ", С. 7-9 (год публикации - 2016)

16. Белова О.В. Этнокультурный стереотип – между нормой и антинормой Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., Институт славяноведения РАН; издательство "ПРОБЕЛ"., С. 10–21 (год публикации - 2016)

17. Белова О.В., Петрухин В.Я. «Сирины нарицаются, рекше вилы»: от хронографа к фольклору In Umbra: демонология как семиотическая система / Ред.-сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова, Вып. 5. С. 295-308 (год публикации - 2016)

18. Белова О.В., Петрухин В.Я. К истории апокрифических сюжетов в межконфессиональном пространстве: «Сказание о хулнѣй вѣрѣ срациньстѣй» Genius Loci: Сборник статей в честь 75-летия С.Ю. Неклюдова / Сост. М.В. Ахметова, Н.В. Петров, О.Б. Христофорова (отв. ред.). М., 2016, С. 90-98 (год публикации - 2016)

19. Зеленина Г.С. Harmonizing the Spanish Inquisition in Castilian and Sephardic historical schemes and in Messianic scenarios Micrologus, XXV, 2017 (год публикации - 2017)

20. Зеленина Г.С. Евреи в эпоху Средневековья и раннего Нового времени (от поздней античности до XVIII века) Евреи. Сер. "Народы и культуры". Ин-т этнологии и антропологии РАН, - (год публикации - 2017)

21. Зеленина Г.С. «Bloody Mary»: новохристианское глумление над Богоматерью — еврейское или женское? Казус: Индивидуальное и уникальное в истории., Вып. 12 (год публикации - 2017)

22. Зеленина Г.С. «Отравленная вата» и «привитая гипертония»: истоки и функции слухов вокруг дела врачей Антропологический форум, № 31. С. 119–154. (год публикации - 2016)

23. Зеленина Г.С. Изображая ведьму: дурные женщины из числа дурных христиан в инквизиционных процессах Средние века, Вып. 77. 2016. С. 267-284 (год публикации - 2016)

24. Зеленина Г.С. Конструируя «Мизулину»: от evil medieval к газовым камерам Городские тексты и практики. Т. 1: Символическое сопротивление, М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 96-111. (год публикации - 2016)

25. Мочалова В.В. Еврейский Орфей в аду XX века: Труды по еврейской истории и культуре Материалы XXIII Международной ежегодной конференции по иудаике, - (год публикации - 2017)

26. Мочалова В.В. Логос "Polonia": Мария Янион и Малгожата Барановская Хоревские чтения: фактор преемственности в развитии форм художественного мышления. Опыт современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы, - (год публикации - 2017)

27. Мочалова В.В. Иудеи и толерантность в Польско-Литовском государстве эпохи Ренессанса Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы. Сборник материалов Третьего конгресса российских исследователей религии. Владимир, ВлГУ, т. 5, с.129-149. (год публикации - 2016)

28. Мочалова В.В. «Не должно быть, чтобы сыны Высочайшего работали с противоположными целями» Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции, Вып. 53. С. 97–112 (год публикации - 2016)

29. Мочалова В.В. Глубокое: страницы истории Глубокое: память о еврейском местечке. М., Институт славяноведения РАН (2017 г.), С. 27-53 (год публикации - 2017)

30. Мочалова В.В. Jewish Museums in Moscow Od Ibrahima ibn Jakuba do Mordechaja Anielewicza. Academic Studies Press of Newton, Massachusetts, - (год публикации - 2017)

31. Петрухин В.Я. Ханаан в кирилло-мефодиевской традиции Восточная Европа в древности и средневековье / Отв. ред. Е.А. Мельникова., Т. XXVIII.С. 226 -230 (год публикации - 2016)

32. Петрухин В.Я. К дискуссии о языке хазар Хазарский альманах. Т. 14 / Ред. кол. О.Б. Бубенок, В. Я. Петрухин и др. М., 2016, Вып. 14. С. 380-388 (год публикации - 2016)

33. Петрухин В.Я. Обсценная физиогномика в Древней Руси Живая старина, № 2. С. 6-8 (год публикации - 2016)

34. Петрухин В.Я. «И живяше Володимеръ по устроенью отьню и дѣдню». Консерватизм реформатора «Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура» / Отв. ред. А.В. Назаренко. М., ОИФН, - (год публикации - 2017)

35. Петрухин В.Я. Вий в Талмуде Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова., С. 22-32 (год публикации - 2016)

36. Рашковский Б.Е. Вновь о проблеме "Десяти колен" в послании Хасдая ибн Шапрута Тирош, - (год публикации - 2017)

37. Рашковский Б.Е. "До генуэзцев...". Письмо А.С. Фирковича М. С. Воронцову о времени появления общины крымских караимов. Восток-Oriens, №6 (год публикации - 2017)

38. Рашковский Б.Е. Рашковский Б.Е. Хазары и Вавилон. К интерпретации некоторых эсхатологических пророчеств в Библейской Экзегезе X в. Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXIII международной ежегодной конференции по иудаике, c. 65 - 75 (год публикации - 2017)

39. Рашковский Б.Е. Вновь о лексике еврейско-хазарских документов. Маргиналии на полях статьи О.А. Мудрака "Заметки по иноязычной лексике хазарско-еврейских документов". Хазарский альманах, Т.14. С. 389 - 395. (год публикации - 2016)

40. Рашковский Б.Е. Лепель: память о еврейском местечке. / Отв. ред. С. Амосова. – М.: Сефер, 2015. 496 с. Slovene, - (год публикации - 2017)

41. Рашковский Б.Е. Гебрайсько-хозарське листування Энциклопедия истории Украины, - (год публикации - 2017)

42. Рашковский Б.Е. Дербент (Bab al-Abwab) в еврейской литературе в контексте культуры средневекового Ближнего Востока Східний світ, №2-3, с. 66 - 78 (год публикации - 2016)

43. Рашковский Б.Е. Письмо А.С. Фирковича М.С. Воронцову от 9 (21) февраля 1849: новый документ по истории контактов караимских общинных лидеров с российской государственной администрацией Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции, - (год публикации - 2017)

44. Рашкоский Б.Е. Арабский перевод книги Иосиппон и его значение для раннесредневековой истории Восточной Европы Письменные памятники Востока. Проблемы перевода и интепрпетации, с. 200 - 216 (год публикации - 2016)

45. Шнирельман В. А. «День победы над Хазарией»: праздник и памятник Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Академическая серия. Вып. 53. М.: Сэфер, Институт славяноведения РАН, Вып. 54. С. 327-355 (год публикации - 2016)

46. Шнирельман В. А. Конспирология и оккультные силы Историческая экспертиза, № 1: 220-240 (год публикации - 2016)

47. Шнирельман В. А. Кто возглавит «освободительный поход»: князь Святослав и символическая политика Артикульт, № 4 (год публикации - 2016)

48. Шнирельман В. А. «Славяно-арии»: эзотерика в русском изводе Расовые представления во Франции и России в XIX-XX вв. Материалы международной конференции. М.: Изд-во РГГУ, с. 177-194 (год публикации - 2016)

49. Шнирельман В. А. Александр Дугин: возведение моста между эсхатологией и конспирологией Государство, религия, церковь в России и за рубежом, № 4 (год публикации - 2016)

50. Шнирельман В. А. «Майдан» как «хазарский заговор» Хазарский альманах. Москва: Институт славяноведения, № 14 С. 285-321 (год публикации - 2016)

51. Шнирельман В. А. Прошлое – светлое или темное? Христианский и языческий подходы Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции. М.: Сэфер, - (год публикации - 2016)

52. Шнирельман В.А. Obsessed with culture: a cultural impetus of the Russian Neo-pagans Cosmopolitanism, Nationalism and Paganism. Palgrave Macmillan, - (год публикации - 2016)

53. Амосова С.Н., Копченова I.В. Конференция «Норма и аномалия в славянской и еврейской народной культуре» Славяноведение., 2016. № 4. С. 120 – 123. (год публикации - 2016)

54. Амосова С.Н., Копченова И. Summary Утраченное соседство: Евреи в культурной памяти жителей Латгалии. Ч. 2, Отв. ред. С. Амосова. М., 2016. С. 277 - 280. (год публикации - 2016)

55. Белова О.В. Экспедиции Центра "Сэфер" в Белоруссию в 2014-2015 гг. Живая старина, № 4. С. 54-56 (год публикации - 2016)

56. Белова О.В. Международная конференция «Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции» Живая старина, № 2. С. 70–72 (год публикации - 2016)

57. Петрухин В. Я., Винников А. З. Международная научная конференция «Хазарский каганат и его место в исторических судьбах народов Восточной Европы» Хазарский альманах. Т. 14 / Ред. кол. О.Б. Бубенок, В. Я. Петрухин и др. М., 2016, Вып. 14. С. 396-400 (год публикации - 2016)

58. Петрухин В.Я. От редколлегии Хазарский альманах. Т. 14 / Ред. кол. О.Б. Бубенок, В. Я. Петрухин и др. М., 2016., Вып. 14. С. 4-6 (год публикации - 2016)

59. Петрухин В.Я. Кенааниты: Евреи в средневековом славянском мире (Jews and Slavs. Volume 24. Под. ред. В. Московича, М. Членова, А. Торпусмана). М.; Иерусалим, 2014. 574 стр. Славяноведение, № 2. С. 116-120 (год публикации - 2016)

60. Амосова С.Н. From the Field into the Digital Archive: Database of the Jewish Oral History and Folklore Toward digital folkloristics. Research perspectives. Archival praxis. Ethical challenges., Riga, 2016. P. 11. (год публикации - 2016)

61. Амосова С.Н., Васильев М.E. Презентация проекта «Электронный архив полевых исследований по еврейской истории и культуре в странах Восточной Европы» Методы и концепции в фольклористике и культурной антропологии (конец XX – начало XXI века), М., 2016. С. 28-30 (год публикации - 2016)

62. Белова О. Как Адам давал имена животным: балканские и русские версии сюжета и его иконография (тезисы) «Балканский дейксис и балканские (языковые) жесты» Памяти Татьяны Михайловны Николаевой (1933–2015), - (год публикации - 2016)

63. Зеленина Г.С. «Принять христианскую веру[…] означало нечто обратное»: обращение к теме инквизиции и марранов в русско-еврейской культуре эпохи fin de siècle Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы. Сборник материалов Третьего конгресса российских исследователей религии. Владимир, ВлГУ, т. 5, с.106-107 (год публикации - 2016)

64. Петрухин В.Я. The title «khagan» in Old Slavic traditions Medieval Nomads. Sixth International conference on the Medieval History of the Eurasian Steppe, November 23-25, 2016. Abstracts of the conference, University of Szeged. 2016. P. 18-19 (год публикации - 2016)

65. Рашковский Б.Е. Некоторые историографические аспекты вопроса о подлинности послания хазарского правителя Иосифа Восточная Европа в древности и средневековье. Письменность как элемент государственной инфраструктуры. XXVIII Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Тереньевича Пашуто, Т. XXVIII, c. 248-253 (год публикации - 2016)

66. Шнирельман В. А. Украина-2014, или «Майдан» как «хазарский заговор» Международная конференция «Теория заговора: оптика “истинного знания”» (XII Малые Банные чтения), организованная Факультетом свободных искусств и наук С.-Петербургского государственного университета 22-23 апреля 2016. Санкт-Петербург, С. 19-21 (год публикации - 2016)

67. Шнирельман В. А. The End of the World and the Jews in the Russian Orthodox view International Symposium “La fin du monde, un imaginaire universel?” Nantes: Universite de Nantes, P. 24 (год публикации - 2016)

68. Белова О.В. (ред.) Норма и аномалия в славянской и еврейской культурной традиции "Пробел", Москва, М., 2016. (год публикации - 2016)

69. Зеленина Г.С. Раскопать корни Лехаим, № 3. 2016. (год публикации - 2016)

70. Петрухин В.Я. (ред) Хазарский альманах Хазарский альманах, № 14. (год публикации - 2016)


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Участники проекта подготовили и опубликовали за 2017 год 2 монографии и более 40 статей и различного рода публикации по теме гранта на русском, английском и латышском языках, в том числе в журналах индексируемых Scopus, WoS, и изданиях индексируемых в РИНЦ, был также опубликован ряд научно-популярных статей. Кроме того, были подготовлены тематические подборки статей в журналах (в том числе индексируемых в Scopus и РИНЦ): во втором номере журнала «Живая старина» выйдет рубрика по о еврейских кладбищах и поминальной обрядности у евреев в России и влияния на них окружающего населения, куда войдут статьи Б.Е. Рашковского, О.В. Беловой и С.Н. Амосовой. Для третьего номера «Этнографического обозрения» 2018 г. была подготовлена рубрика о кровавом навете в фольклорных и этнографических материалах на белорусских землях (О.В. Белова и С.Н. Амосова). В декабре 2017 года был издан сборник «Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции». Он включает материалы международной конференции, состоявшейся в Москве 7–9 декабря 2016 г., туда вошли 19 статей ученых из России, Беларуси, Израиля и Украины, посвятивших свои исследования формам контактов и типам конфликтов в поликультурной и поликонфессиональной среде. (см.: http://inslav.ru/publication/kontakty-i-konflikty-v-slavyanskoy-i-evreyskoy-kulturnoy-tradicii-m-2017) В конце декабря выйдет из печати 15 том «Хазарского альманаха», основная проблематика которого посвящена археологии, лингвистическим данным по истории и культуре Хазарского каганата. Подготовлен к печати сборник по истории, фольклору, сохранению еврейского культурного наследия и памяти о евреях в Смоленской области «Евреи на карте России: Смоленщина». Его основой стали экспедиции в рамках данного проекта, проходившие в течение трех лет. В сборнике рассматриваются проблемы межконфессиональных отношений, демография еврейского населения в разные исторические периоды, этнографические и региональные особенности евреев Смоленщины, память о Холокосте и пр. Результаты исследования были представлены и получили высокую оценку на российских и международных конгрессах, конференциях и семинарах (всего было сделано более 40 различных докладов). Исследователи работали в архивах и библиотеках в России, Израиле и США. В рамках XXIV Ежегодной Международной конференции по иудаике, в Москве, 29-31 января 2017 г. В.Я. Петрухин и Б.Е. Рашковский провели круглый стол по хазарским исследованиям, В.Я. Шнирельман и В.В. Мочалова организовали и провели секцию по иудео-христианским отношениям в Восточной Европе и России, где было представлено 7 докладов исследователей из различных научных центров России (основными темами докладов были кровавый навет, отношение современных радикальных православных группировок к евреям, образ еврея в публицистике начала ХХ в. и др.). О.В. Белова и С.Н. Амосова организовали секцию по полевым исследованиям в иудаике, где было представлено 6 докладов ученых из России, США, Латвии и Белоруссии. Было проведено четыре экспедиции в рамках проекта. Этнографические экспедиции продолжили исследования по теме взаимодействия еврейской культурной традиции и славянского, влияние славянских обычаев на традиции евреев, проживающих на русско-белорусском пограничье, а также по теме «этнокультурный стереотип в этнолингвистическом освещении (проблема трансформации и динамики стереотипов в народной культуре)» и «устная история и фольклор». Основной целью экспедиций в Смоленскую и Брянскую области была фиксация поминальных практик у евреев этих регионов и сравнение их со славянскими практиками, а также выяснение этноконфессиональных и региональных особенностей. В мае состаялась экспедиция в Смоленскую область, это была уже третья экспедиция в этот регион, она продолжила и углубила ранее начастые исследования. Участники занимались фиксацией поминальной обрядности на еврейских кладбищах, а также изучали топографию мемориалов и особенности проведения мероприятий, приуроченных к Дню Победы, в том числе представленность в них темы Холокоста. Экспедиция работала в Рославле, Хиславичах, Рудне, Любавичах и Смоленске. Центральным мероприятием поездки стало участие в поминальном дне на Рославльском кладбище, который традиционно проводится в преддверии 9 мая. В Рудне исследователи проводили наблюдение в ходе акции «Бессмертный полк», посетили местный исторический музей и познакомились с материалами по истории создания памятника «Скорбящая мать» на месте перезахоронения останков погибших евреев работы известного скульптора Л.Е. Кербеля. Была проведена фото- и видеофиксация поминальных обычаев, записано более 10 интервью. Во второй половине мая были продолжены полевые исследования в Брянской области – эта была вторая экспедиция в этот регион. На этот раз участники экспедиции занимались фиксацией поминальной обрядности на еврейских кладбищах городов Унечи и Суража во время празднования Лаг ба-Омера («еврейской Радуницы»). Для этого региона данный праздник является главным поминальным днем, вся еврейская община этих местечек традиционно собиралась на кладбище, кроме того, были выходцы из этих общин, которые приехали из Брянска и других регионов, где они сейчас проживают. Был организован сбор фольклорно-этнографического материала в Волгодонском районе Ростовской области во время работы археологической экспедиции на Цимлянском городище проводился в продолжение разработки темы мифологизации истории в устных народных рассказах. Представления об этнических соседях в регионах, исторически являвшихся контактными зонами или пограничьем разных этнических, культурных и конфессиональных традиций, совмещают этнографические факты и архаические мотивы, касающиеся «чужих народов» и свойственные фольклорно-мифологическому сознанию. Было проведено 24 интервью с 29 собеседниками, сделано около 50 часов аудиозаписи. Четвертой экспедицией была археологическая – для Хазарии памятнике - Правобережном Цимлянском городище (ПЦГ), входившем в комплекс крепостей на Дону (со знаменитым Саркелом - ныне под водами Цимлянского водохранилища). Правобережном Цимлянском городище (ПЦГ) – археологический памятник европейского значения. Относится к кон. VIII – нач. IX вв. и представляет собою руинированную белокаменную крепость Хазарского каганата, в фортификации которой прослеживается влияние византийских традиций. Главной задачей сезона 2017 г. было продолжение исследования берегового участка городища, который в ближайшие 2–3 года погибнет под воздействием интенсивной ветровой эрозии берегового обрыва Цимлянского водохранилища. В декабре 2017 года была проведена международная научная конференция в Институте славяноведения РАН с презентацией материалов исследований трех лет работы проекта. Кроме участников проекта в конференции приняли участие исследователи из России, Латвии, Белоруссии и Германии (см. программу: http://inslav.ru/conference/6-8-dekabrya-2017-g-zaprety-i-predpisaniya-v-slavyanskoy-i-evreyskoy-kulturnoy-tradicii)

 

Публикации

1. Амосова С. Dažas kalendāro svētku īpatnības ebrejiem Latgalē Zaudētā kaimiņbūšana: ebreji Latgales iedzīvotāju kultūras atmiņā, Рига (год публикации - 2018)

2. Амосова С. "Стали по-израильски пробовать камушки ложить": традиции и трансформации в поминальных практиках евреев в Росиии (на материалах из Псковской, Смоленской и Брянской областей) Живая старина, 2018 № 2 (год публикации - 2018)

3. Амосова С. Ebreju svētki Latgales iedzīvotāju priekšstatos un ar tiem saistītie apmelojuma nostāsti Zaudētā kaimiņbūšana: ebreji Latgales iedzīvotāju kultūras atmiņā, Рига (год публикации - 2018)

4. Амосова С.Н. «Свои-чужие» святыни: случай Черновцов Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции, С. 333 - 350. (год публикации - 2017)

5. Амосова С.Н. Поминальные дни у евреев на Смоленщине и Брянщине Евреи на карте России: Смоленщина, - (год публикации - 2018)

6. Амосова С.Н. Stereotypes and Perceptions about Jews in Stories of Inhabitants of Latgale Jewish Rezekne, Резекне. С. 205 - 221. (год публикации - 2017)

7. Белова О. Контакты и конфликты в устных нарративах и текстах фольклора Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2017., С. 351–382 (год публикации - 2017)

8. Белова О.В. Этнокультурное соседство в фольклорных нарративах (по материалам экспедиций в Могилёвскую и Витебскую области 2014–2015 гг.) Живая старина, - (год публикации - 2018)

9. Белова О.В. «Святой» язык и разговорная стихия: религиозная лексика в славянских фольклорных и фольклоризованных текстах (к проблеме этноконфессионального диалога в народной культуре) Liturgické jazyky v duchovnej kultúre Slovanov. Bratislava: Slavistický ústav Jána Stanislava SAV, - (год публикации - 2018)

10. Белова О.В. Изофункциональность этнокультурного стереотипа (на примере народных рассказов о «кровавом навете») Этнографическое обозрение, - (год публикации - 2018)

11. Белова О.В. Профессиональные и социальные институты в славянских этиологических легендах Jazyk a kultúra v slovanských súvislostiach. Zo slovanskej etnolingvistiky / K. Žeňuchová, M. Китанова, P. Žeňuch (eds.). Bratislava, С. 95–110 (год публикации - 2017)

12. Белова О.В., Петрухин В.Я. Великаны Евразии: от мифа к истории Этнографическе обозрение, №4. С. 56-64 (год публикации - 2017)

13. Зеленина Г.С. Our community is the coolest in the world': Chabad and Jewish nation-building in contemporary Russia Contemporary Jewry, - (год публикации - 2018)

14. Зеленина Г.С. «Ни страха божьего, ни стыда перед людьми». Маранская община —общество вины или общество стыда? Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции, - (год публикации - 2017)

15. Зеленина Г.С. Чтобы знали «юнцы и девицы в болоньях». Архитектор Колкер как еврейский историк Лехаим, - (год публикации - 2017)

16. Мочалова В. Бартоломей Новодворский – идеал христианского рыцаря Вертоград многоцветный: славяне, Русь и их соседи в Средние века и раннее Новое время., - (год публикации - 2018)

17. Мочалова В.В. Konflikt – wyobcowanie – wrogość – obojętność w środowisku żydowskim w Europie Wschodniej w zwierciadle literatury, publicystyki, pamiętnikarstwa Żydzi wschodniej Polski, Bialystok, 2017. S. 81-96. (год публикации - 2017)

18. Мочалова В.В. Предосудительные сексуальные контакты как источник конфликтов Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции, вып. 55, с.93-111 (год публикации - 2017)

19. Петрухин В. Алангасары и фольклорная генеалогия древних народов Вертоград многоцветный: славяне, Русь и их соседи в Средние века и раннее Новое время., - (год публикации - 2018)

20. Петрухин В.Я. Евреи в средневековой Руси: парадоксы современного восприятия давней проблемы Славяноведение, - (год публикации - 2018)

21. Петрухин В.Я., Белова О.В. Великаны Евразии: от мифа к истории Этнографическое обозрение, № 4. С. 56–64 (год публикации - 2017)

22. Петрухин В.Я., Беляев Л.А. ON THE 90TH BIRTHDAY OF NORMAN GOLB Хазарский альманах, том 15. с. 7-12 (год публикации - 2017)

23. Петрухин В.Я., Бубенок О.В. От редколлегии Хазарский альманах, том 15, с. 4-6 (год публикации - 2017)

24. Рашковский Б.Е. Еврейские кладбища Западной Смоленщины Евреи на карте России: Смоленщина, - (год публикации - 2018)

25. Рашковский Б.Е. Еврейская эпиграфика рассказывает о прошлом Смоленщины Живая старина, - (год публикации - 2018)

26. Рашковский Б.Е., Мельник Д.И., Генькина Д.М. Еврейское кладбище города Пугачева Евреи Восточной Европы и Ближнего Востока: Наследие и его ретрансляция. История, языки, литература, культура, с. 63-79 (год публикации - 2017)

27. Шнирельман В. А. Князь Святослав и политика памяти Неприкосновенный запас, № 2. С. 35-50 (год публикации - 2017)

28. Шнирельман В.А. How to become the "Slavic Aryans:" The founders of the Russian Neo-paganism and their ambitions Religion and Magic in Socialist and Post-Socialist Contexts. Historic and Ethnographic Case Studies of Orthodoxy, Heterodoxy, and Alternative Spirituality, I. Stuttgart: Ibidem Press, - (год публикации - 2017)

29. Шнирельман В.А. Антихрист и евреи в русской богословской традиции Страницы, № 4 С. 519-536 (год публикации - 2016)

30. Шнирельман В.А. Теория заговора и политика «последних времен»: случай Назарова Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции. Академическая серия. Вып. 55. М.: Сэфер, Ин-т славяноведения РАН, С. 258-281 (год публикации - 2017)

31. Шнирельман В.А. «Арийцы», народная археология и общество – вызовы постмодерна «И музою ему была наука»: Сборник памяти В.А. Кореняко. Азов: Азов. ист.-археолог. и палеонтолог. музей-заповедник, - (год публикации - 2017)

32. Зеленина Г. Barbara Newman. 2013. Medieval Crossover: Reading the Secular against the Sacred. Conway Lectures in Medieval Studies. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press. — 400 p. State-Religion-Church, 2017. 4(2) (год публикации - 2017)

33. Петрухин В.Я. Русь в IX-Xвеках: От призвания варягов до выбора веры Русь в IX-Xвеках: От призвания варягов до выбора веры. Форум/Неолит, - (год публикации - 2017)

34. Шнирельман В.А. Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России М.: Библейско-Богословский Институт, - (год публикации - 2017)

35. Амосова С. Как «чужое» становится «своим»: практики посещения неевреями еврейских почитаемых могил (на материалах экспедиций в Буковину и Бессарабию) «Реальное» и «Воображаемое». Переплетение в пространстве и во времени. Формирование культуры в диаспоре. Тезисы докладов. СПб, 2017., С. 89-90 (год публикации - 2017)

36. Рашковский Б.Е. Царь и каган в хазарских документах VII международная конференция «Письменные памятники Востока. Проблемы перевода и интерпретации» (Москва, Институт востоковедения РАН, 23-25.Х.2017 г.) Тезисы докладов, http://ivran.ru/anonsy?artid=7960 (год публикации - 2017)

37. Белова О.В. Предисловие Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М., 2017., С. 7– 9 (год публикации - 2017)

38. Зеленина Г.С. Пятый пункт и пятая колонна. Из «Воспоминаний» Адама Гросблата Лехаим, - (год публикации - 2017)

39. Зеленина Г.С. Рец. на: Newman, Barbara (2013) Medieval Crossover: Reading the Secular against the Sacred. (Conway Lectures in Medieval Studies.) Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2017. 2 (35). С. 290-298 (год публикации - 2017)

40. Петрухин В.Я. Спасательная археология N+1. научно-популярное издание, - (год публикации - 2017)

41. Петрухин В.Я. [Рец.]Соколов С. В. Концепции происхождения варяжской руси в отечественной историографии XVIII–XIX вв., Екатеринбург, 2015. 314 с. Slověne, 2018. №2 (год публикации - 2018)

42. Шнирельман В.А. Рец. на: Kaarina Aitamurto. Paganism, traditionalism, nationalism. Narratives of Russian Rodnoverie. London: Routledge, 2016 Этнографическое обозрение, № 1. С. 193-196 (год публикации - 2018)


Возможность практического использования результатов
Наработки и выводы исследовательской группы можно использовать в социальной сфере, в частности регулирования межэтнических конфликтов, контролирования всплесков антисемитизма (в ряде случаев В.А. Шнирельман выступал как эксперт в данных вопросах и комментировал актуальные события). В ходе археологических исследований В.Я. Петрухин писал о спасательной археологии, что позволяет вырабатывать новые методы работы с археологическими памятниками, которые находятся под угрозой исчезновения, сохранять культурно-историческое наследие в России.