КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 16-18-10046

НазваниеФормирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности

РуководительЗборовский Гарольд Ефимович, Доктор философских наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Года выполнения при поддержке РНФ 2016 - 2018 

КонкурсКонкурс 2016 года на получение грантов по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-306 - Исследования социальных проблем

Ключевые словаСистема высшего образования, нелинейная модель российского высшего образования, экономическая и социальная неопределенность, регион, социальные технологии, междисциплинарный подход, глобальное образовательное пространство, новая ресурсность образования, мобильность образования, альтернативность образования, индивидуальные образовательные и профессиональные траектории, научно-образовательное знание

Код ГРНТИ04.51.53


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Усиливающаяся нелинейная экономическая и социокультурная динамика российского общества породила потребность в нелинейном развитии высшего образования, создании его новых концепций и моделей. Целью проекта выступает разработка концепции нелинейной модели высшего образования, обеспечивающей ее конкурентоспособность в глобальном образовательном пространстве, повышение его роли в жизни общества и конкретных регионов страны, превращение в драйвера социально-экономического и социокультурного развития. Цель проекта реализуется на основе междисциплинарной методологии. Актуальность поставленной проблемы обусловлена как ее теоретико-методологической значимостью, так и практическими потребностями развития российского общества и системы его высшего образования. Необходимо создание такой концепции и нелинейной модели высшего образования в России, которые позволили бы учитывать, с одной стороны, национальные и региональные интересы, с другой – общемировые тенденции развития высшего образования. Актуальность темы проекта вызвана необходимостью теоретического и эмпирического изучения нелинейных процессов во всех сферах общественной жизни, включая высшее образование. Усиление этих процессов характеризует развитие современного общества в условиях экономической и социальной неопределенности. Это тем более важно, что нелинейность заявляет о себе как доминирующий способ организации социальной реальности и получает не просто свое особое толкование, но и оценку – положительную или отрицательную – в зависимости от ее влияния на состояние и перспективы развития общества. Именно в таком контексте нелинейности формируется проблематика высшего образования, перехода к его нелинейной модели, обладающей новым уровнем сложности, новой ресурсностью, построенной на принципах альтернативности и мобильности, изменении функций высшего образования в условиях экономической и социальной неопределенности. Последняя проявляется в неравномерном ускорении экономических и социальных процессов, зачастую непредвиденном характере их развития, отсутствии устойчивости экономической и социальной систем, их фрагментарности, полиструктурности, текучести, виртуализации, асинхронности. Неопределенность различных общественных подсистем, в том числе высшего образования, обусловливает неуравновешенность процессов перехода ее в новое качество, высокую вероятность рассогласования траекторий ее модернизации с процессами развития экономики, рынка труда, науки, культуры, социальной сферы и систем управления ими. Явный характер одних из этих дисбалансов и латентное существование других делают исключительно актуальным своевременное появление новой нелинейной модели высшего образования. Научная новизна поставленной задачи определяется концептуализацией нелинейной модели высшего образования в России и выявлением условий ее реализации. Концептуализация включает в себя следующие отличительные качественные характеристики нелинейной модели высшего образования: 1. Достижение высокого уровня сложности внутрисистемных связей, организационных процессов, межинституциональных отношений, складывающихся вокруг системы высшего образования. 2. Использование новой ресурсности, состоящей в опоре на новый тип знания (научно-образовательное знание); новый тип междисциплинарности (тесная связь высшего образования с институтами общества и новыми социальными практиками); новый вид капитала (социальное время, реализуемый в темпоральных практиках субъектов высшего образования); новый уровень развития и взаимодействия образовательных общностей (базирующийся на принципах открытости, ответственности, доверия, взаимной заинтересованности). 3. Обеспечение альтернативности, выраженной в возможностях широкого выбора научно-образовательных программ и индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий. 4. Усиление мобильности, проявляющаяся в ориентации высшего образования на опережающие пути развития, скорость и своевременность его изменений. 5. Превращение высшего образования в драйвер социально-экономического, культурного и научного развития общества в целом и его конкретных регионов. Выявление условий реализации нелинейной модели высшего образования в России включает в себя: 1. Разработку путей и этапов перехода от традиционной линейной к нелинейной модели высшего образования. 2. Проектирование новых стратегий развития вузовских образовательных общностей, направленных на их превращение в авангардные общности. 3. Обоснование инновационных организационно-управленческих подходов к реализации новой модели высшего образования. 4. Формирование региональной стратегии развития высшего образования в рамках его нелинейной модели, органично включенной в систему российского образования в качестве его элемента. 5. Определение рисков, барьеров, уязвимостей, побочных эффектов, латентных последствий реализации концепции нелинейной модели высшего образования. Предлагаемая концепция может быть внедрена на региональном уровне (Уральский федеральный округ) в качестве опытной модели и, в случае успешной апробации, распространена в общероссийском масштабе.

Ожидаемые результаты
В процессе реализации проекта планируется получить следующие теоретические и практические результаты: 1. Концепция нелинейной модели высшего образования в России в условиях экономической и социальной неопределенности. 2. Нелинейная модель для системы высшего образования региона. 3. Характеристика нелинейных стратегий развития образовательных общностей в системе высшего образования региона. 4. Социальные технологии управления процессом перехода регионального высшего образования к его нелинейной модели в условиях экономической и социальной неопределенности. 5. Прогноз тенденций, рисков, уязвимостей в развитии высшего образования в условиях перехода к его нелинейной модели. 6. Информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий информационную поддержку исследования и научную коммуникацию между членами коллектива, экспертами различных уровней, представителями целевых аудиторий региона. Заявленный проект не имеет прямых аналогов ни в мировой, ни в отечественной науке. Вместе с тем, его результаты будут соответствовать мировому уровню исследований высшего образования по таким параметрам как: поиск инновационных путей его интеграции в глобальное образовательное пространство при соблюдении национальных интересов и отечественной специфики; использование современной теории нелинейности социальных процессов в условиях экономической и социальной неопределенности; развитие междисциплинарной методологии исследования высшего образования. Результаты исследовательского проекта явятся вкладом в развитие теории и практики высшего образования за счет создания новой концепции его нелинейной модели и показа путей ее реализации в условиях экономической и социальной неопределенности развития российского общества. Разработка и внедрение нелинейной модели высшего образования на уровне региона обеспечат его превращение в драйвер социально-экономического, научного, культурного развития территории. Предлагаемая концепция отвечает условиям и потребностям глобализации и регионализации высшего образования, отражает общемировые тенденции развития образовательных систем, учитывает национальные и региональные интересы. Создание нелинейной модели высшего образования позволит обеспечить в условиях экономической и социальной неопределенности конкурентоспособность системы высшего образования Российской Федерации и ее конкретных регионов. Рассматриваемая в проекте фундаментальная проблема выведет исследования высшего образования в России на новый уровень его теоретико-эмпирического изучения.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
На первом этапе исследования осуществлялась разработка методологических и методических аспектов исследовательского проекта. Она предполагала создание концептуальных основ нелинейной модели высшего образования, включая концептуализацию проблемы, анализ принципов функционирования этой модели, рассмотрение специфики научно-образовательного знания как когнитивной основы разрабатываемой модели, характеристику институциональных условий формирования нелинейных образовательных стратегий студенчества и профессиональных стратегий научно-педагогического сообщества, оценку потребностей и степени готовности образовательных общностей к функционированию и развитию в условиях перемен, сетевых форм образования, академической мобильности, инновационного типа взаимодействий в высшей школе. Был осуществлен анализ вторичных данных, обобщены результаты социологических, педагогических и экономических исследований по проблеме перехода высшего образования к его нелинейной модели. Проведенный институциональный анализ высшего образования включал: оценку эффективности внутри- и межинституциональных взаимодействий системы высшего образования в российском обществе и на региональном уровне; рассмотрение проблем и противоречий взаимодействия системы высшего образования с другими подсистемами образования, а также с органами публичной власти, наукой, экономикой, культурой, бизнесом на региональном уровне; прогнозирование перспектив развития внутри- и межинституциональных связей (построение долгосрочных и краткосрочных прогнозов), определение возможных сценариев оптимизации существующих проблем в контексте реализации нелинейной модели высшего образования; анализ динамики институциональных изменений, ориентации высшего образования на опережающие пути развития, на трансформацию социального контекста, темпоральные изменения, их скорость, своевременность, адекватность требованиям социально-экономического, социокультурного и научного развития макрорегиона. В рамках полевого этапа исследования был реализован комплекс методов: 1. Экспертный опрос, осуществленный четырьмя волнами, в рамках каждой из которых был реализован самостоятельный комплекс задач (использовались глубинные и полуформализованные интервью, количество экспертов – 80 чел.). Для отбора экспертов была использована восьмиоконная выборка, которая в полной мере соответствует типу исследования и характеру постановки проблемы. 2. Экспертное фокусирование (7 фокус-групп). 3. Он-лайн опрос представителей профессионального сообщества (365 чел.). 4. Кабинетные исследования с применением анализа документальных источников, вторичной информации, изучением сайтов вузов УрФО (проанализирована статистика и содержание сайтов более 60 вузов макрорегиона). 5. Анкетные опросы студентов с целью тестирования отдельных положений концепции нелинейной модели высшего образования и восполнения недостающей информации (объем выборки 364 чел., квотный отбор). Основными результатами первого этапа осуществления проекта стали: 1) концепция нелинейной модели высшего образования в России, 2) оценка эфффективности внутри- и межинституциональных взаимодействий системы высшего образования в российском обществе и на региональном уровне; 3) долгосрочный и краткосрочный прогнозы перспектив развития внутри- и межинституциональных связей высшего образования; 4) сценарии оптимизации существующих проблем в контексте реализации нелинейной модели высшего образования. Предлагаемая концепция нелинейной модели высшего образования направлена на его сохранение и развитие не только в крупных вузовских центрах, но и за их пределами, в особенности в макрорегионах (федеральных округах) и регионах (субъектах Федерации). В связи с этим концепция нелинейной модели высшего образования соединяет в себе два уровня – общероссийский и региональный (макрорегиональный). Нелинейная модель высшего образования характеризуется изменениями характера управления вузами и в вузах на основе отказа от его авторитарных принципов; широкой вовлеченностью в систему управления представителей научно-педагогического сообщества и студенчества; переходом в регионе (макрорегионе) к новому типу отношений между вузами и различными экономическими и социальными субъектами, приобретающими статус их социальных партнеров; развитием различных видов академической мобильности преподавателей и студентов, особенно внутри макрорегиона; широкими возможностями влияния коллективов образовательных организаций на выбор вариантов их развития; активным взаимодействием между образовательными общностями, в том числе на основе выбора студентами в процессе их взаимодействия с преподавателями индивидуальных образовательных траекторий; признанием ключевой роли регионов и макрорегионов в развитии высшего образования. Концептуально нелинейная модель предполагает многообразные способы связи основных элементов высшего образования как системы и социального института, активное взаимодействие с внешней средой, иными социальными системами и институтами, инновационный и ресурсоемкий характер деятельности, позитивное отношение к рискам, наличие доверия как нормы отношений в системе высшего образования. Оценка эффективности внутри- и межинституциональных взаимодействий системы высшего образования в российском обществе и на региональном уровне включала в себя оценку взаимодействия системы и института высшего образования с другими подсистемами и институтами образования, экономики, публичной власти, науки, культуры. Оценка эффективности взаимодействия осуществлялась на основании следующих критериев: 1) выполнение задач реформирования высшего образования; 2) уровень удовлетворенности высшим образованием социальных акторов, включенных в него и связанных с ним; 3) уровень готовности социальных акторов, включенных в высшее образование и связанных с ним, к изменениям элементов системы высшего образования; 4) соответствие идей, норм, действий в системе институционального управления высшим образованием его внутреннему и внешнему контексту. По выделенным критериям на основе результатов оценивания эффективности внутри- и межинституционального взаимодействия были разработаны краткосрочный (3–5 лет) и долгосрочный (10–15 лет) прогнозы перспектив развития внутри- и межинституциональных связей высшего образования. На основе прогнозной модели были разработаны пессимистический, оптимистический и срединный сценарии оптимизации проблем развития высшего образования в контексте реализации его нелинейной модели. Пессимистический сценарий связан с воспроизводством линейной модели высшего образования. Он в краткосрочной перспективе был оценен экспертами как наиболее вероятный. Оптимистический сценарий, предполагающий доминирование нелинейной модели высшего образования, представляется маловероятным в краткосрочной и долгосрочной перспективе, но при этом рассматривается как востребованный тренд развития. Срединный сценарий, предусматривающий противоречивое сочетание элементов линейной и нелинейной модели высшего образования, наиболее вероятен, по мнению экспертов, в перспективе 7–10 лет. Для обсуждения процесса и результатов исследования был организован и проведен в рамках V Всероссийского социологического конгресса, проходившего в Уральском федеральном университете (19–21 октября 2016 г., г. Екатеринбург), «круглый стол» «Образовательные общности в условиях перехода к нелинейной модели высшего образования». Был создан информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий информационную поддержку исследования и научную коммуникацию между членами коллектива, экспертами различных уровней, представителями целевых аудиторий. Разработанный портал получил название «Нелинейность развития региональной системы образования», размещен по адресу http://ned.igup.urfu.ru. (ned сокр. от англ. non-linear education development). По результатам реализованных исследований опубликованы в изданиях, индексируемых в международных базах цитирования WoS и Scopus, 10 статей. Размещено в изданиях, индексируемых в РИНЦ, 20 публикаций, среди них 9 статей в журналах списка ВАК. Результаты первого этапа исследования отражены в изданной коллективной монографии «Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности» (336 с., 18,76 п.л.). Всего на первом этапе реализации проекта подготовлена 31 публикация.

 

Публикации

1. Амбарова П.А. Темпоральное измерение институциональных изменений высшего образования Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всероссийского социологического конгресса (Екатеринбург, 19–22 октября 2016 г.). М. – Екатеринбург: РОС, 2016, С. 10264-10274 (год публикации - 2016).

2. Амбарова П.А. Importance of partner's university networks for development of higher education non-linear model in the region 9th annual International Conference of Education, Research and Innovation: ICERI2016 Proceedings (Seville, Spain, 14–16 November 2016), pp. 5946-5952 (год публикации - 2016).

3. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Time as an element of students’ human capital The 10th International Days of Statistics and Economics. The Conference Proceedings (September 8–10, 2016, Prague, Czech Republic). Prague, 2016., pp. 10-18 (год публикации - 2016).

4. Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Принципы нелинейной системы высшего образования Вестник Сургутского государственного педагогического университета, № 2 (41). С. 63-72 (год публикации - 2016).

5. Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Нелинейные профессиональные стратегии научно-педагогического сообщества и институциональные условия их формирования Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, - (год публикации - 2016).

6. Зборовский Г.Е. About the possibilities of implementing a non-linear model of higher education in the Russian region 9th annual International Conference of Education, Research and Innovation: ICERI2016 Proceedings (Seville, Spain, 14–16 November 2016), pp. 5934-5939 (год публикации - 2016).

7. Зборовский Г.Е. Предпосылки и проблемы концепции нелинейного развития высшего образования в российском макрорегионе (статья 1) Университетское управление: практика и анализ, № 5 (105). С. 15-27 (год публикации - 2016).

8. Зборовский Г.Е. Научно-образовательное знание как знаниевая основа нелинейной модели высшего образования Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, - (год публикации - 2016).

9. Зборовский Г.Е. Предпосылки и проблемы концепции нелинейного развития высшего образования в российском макрорегионе (статья 2) Университетское управление: практика и анализ, - (год публикации - 2016).

10. Зборовский Г.Е. О противоречиях между линейностью и нелинейностью высшего образования в регионе Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всероссийского социологического конгресса (Екатеринбург, 19–22 октября 2016 г.). М. – Екатеринбург: РОС, 2016., С. 10264-10272 (год публикации - 2016).

11. Зборовский Г.Е. Features and structure of the non-linear model of higher education in the Russian region 9th annual International Conference of Education, Research and Innovation: ICERI2016 Proceedings (Seville, Spain, 14–16 November 2016), pp. 5940-5945 (год публикации - 2016).

12. Зборовский Г.Е. Нелинейное развитие высшей школы в макрорегионе как инновация в образовании Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке: Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10–12 ноября 2016 года. СПб.: Скифия-принт, 2016, C. 630-631 (год публикации - 2016).

13. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. The temporal dimension of professors’ human capital The 10th International Days of Statistics and Economics. The Conference Proceedings. Prague, 2016., pp. 2107-2116 (год публикации - 2016).

14. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Conceptual Foundations of Transition to Nonlinear Models of Higher Education in the Region (Концептуальные основы перехода к нелинейной модели высшего образования в регионе) Economy of Region (Экономика региона), - (год публикации - 2016).

15. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Time perspective of educational communities (Будущее образовательных общностей: временная перспектива в условиях социальной неопределенности) Sotsiologicheskie Issledovaniya (Социологические исследования), № 10, pp. 3-13 (год публикации - 2016).

16. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Клюев А.К., Кузьминчук А.А., Кульпин С.В., Певная М.В., Шаброва Н.В., Шуклина Е.А. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016., Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 336 с. (год публикации - 2016).

17. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. О концепции нелинейного развития высшего образования в России Вестник Сургутского государственного педагогического университета, № 2 (41). С. 52-62 (год публикации - 2016).

18. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Амбарова П.А. Нелинейность развития высшего образования: контуры концепции и возможные макрорегиональные практики Высшее образование в России, № 12. С. 34-44. (год публикации - 2016).

19. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А., Шаброва Н.В., Амбарова П.А. Эмпирическая методология и методика исследования нелинейной модели высшего образования Социология образования, № 7. С. 4–15. (год публикации - 2016).

20. Кузьминчук А.А. Нелинейные образовательные стратегии студенчества и институциональные условия их формирования Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, - (год публикации - 2016).

21. Кульпин С.В. Нелинейность в экономике вузов России Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, - (год публикации - 2016).

22. Орешкина Т.А. Настоящее и будущее образовательной общности в оценке участников уральских социологических чтений Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всероссийского социологического конгресса (Екатеринбург, 19–22 октября 2016 г.). М. – Екатеринбург: РОС, 2016, С. 10329-10334 (год публикации - 2016).

23. Певная М.В. Social mobility of Russian students taking part in international volunteer projects in the context of economic and social uncertainty 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM 2016. The conference proceedings (24–30 august, 2016, Bulgaria)., pp. 889-895 (год публикации - 2016).

24. Певная М.В., Калинина А.Н. Академическая мобильность как объект исследований в контексте понимания нелинейности высшего образования в России Вестник Сургутского государственного педагогического университета, № 2 (41). С. 73-81 (год публикации - 2016).

25. Певная М.В., Калинина А.Н. Методологические аспекты оценки готовности студенческого и научно-педагогического сообществ к сетевым формам образования в условиях перемен Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всероссийского социологического конгресса (Екатеринбург, 19–22 октября 2016 г.). М. – Екатеринбург: РОС, 2016, С. 696-706. (год публикации - 2016).

26. Шаброва Н.В. Оплата труда преподавателей высшей школы как институциональное условие реализации их нелинейных профессиональных стратегий Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всероссийского социологического конгресса (Екатеринбург, 19–22 октября 2016 г.). М. – Екатеринбург: РОС, 2016, С. 10350-10357 (год публикации - 2016).

27. Шуклина Е.А. Партисипаторные исследования как феномен публичной социологии и методическая стратегия Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке: Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10–12 ноября 2016 года. СПб.: Скифия-принт, 2016, C. 1214-1215 (год публикации - 2016).

28. Шуклина Е.А. Massive Open Online Courses and non-linear aspect of the higher education development 9th annual International Conference of Education, Research and Innovation: ICERI2016 Proceedings (Seville, Spain, 14–16 November 2016), pp. 1022-1025 (год публикации - 2016).

29. Шуклина Е.А. Нелинейная модель высшего образования: проблемы разработки методической стратегии Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всероссийского социологического конгресса (Екатеринбург, 19–22 октября 2016 г.). М. – Екатеринбург: РОС, 2016, С. 10366-10375 (год публикации - 2016).

30. Шуклина Е.А. Massive Open Online Courses как форма нелинейного развития университетского образования Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, - (год публикации - 2016).

31. Шуклина Е.А. Non-linear model of higher education: towards the methodological problem of the research strategy 9th annual International Conference of Education, Research and Innovation: ICERI2016 Proceedings (Seville, Spain, 14–16 November 2016), pp. 1016-1021 (год публикации - 2016).


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
На втором этапе исследования разрабатывалось содержание нелинейной модели высшего образования в макрорегионе (Уральском федеральном округе – УрФО) и проводилось ее экспертное тестирование. Определялись возможности и ограничения реализации основных элементов нелинейной модели высшего образования в УрФО. Выявлялись экономические, нормативно-правовые, социальные основания и механизмы процесса реализации новой модели высшего образования. Оценивались организационно-управленческие подходы к ее реализации. Разрабатывалась эмпирическая методология исследования элементов нелинейной модели высшего образования и механизмов ее функционирования в макрорегионе, оценки нормативной базы и организационно-управленческих подходов к реализации новой модели. Проводились эмпирические исследования на основе методической стратегии кейс-стади, экспертных интервью, массовых опросов преподавателей и студентов вузов УрФО, анализа документальной информации. Первый результат исследования – нелинейная модель высшего образования в макрорегионе. В качестве основных ее структурных элементов были охарактеризованы: новая модель управления вузом и высшим образованием в макрорегионе и регионах; структура сетевых взаимодействий между вузами макрорегиона на основе их типологии; академическая мобильность внутри макрорегиона; взаимодействие с макрорегиональными стейкхолдерами; нормативная база нелинейного высшего образования в макрорегионе и регионах; новые формы/форматы высшего образования; новые принципы взаимодействия образовательных общностей в вузах макрорегиона; изменение состава образовательных общностей; инновационность. Второй результат – типология всех 53 самостоятельных вузов УрФО. Для ее формирования были выделены следующие критерии: уровень подчинения, размер, широта влияния, отраслевая структура, отраслевая направленность, ориентация на различные виды инженерной подготовки, отражающих специфику УрФО. На основании этих критериев было предложено шесть типологий. Первая типология включает в себя шесть типов вузов, выделенных в зависимости от статуса учредителя вуза: федеральный университет, автономные, бюджетные, казенные, региональные, муниципальный, частные вузы. В рамках второй типологии вузов УрФО были выделены: очень крупные вузы (более 20 тыс. студентов), крупные (от 10 до 20 тыс.), средние (от 5 до 10 тыс.), малые (менее 5 тыс.). Третья типология позволила выявить очень крупные многопрофильные вузы, вузы макрорегионального, регионального, локального значения. Четвертая – отраслевая – типология вузов позволила выявить многопрофильные вузы, классические университеты, вузы с доминирующим профилем, вузы одного профиля. Исследование показало, что профиль вуза является одним из основных факторов для выстраивания сетевых взаимодействий в рамках макрорегиона. Пятая типология включала группы вузов и направлений подготовки (инженерные, транспортные, медицинские, юридические, творческие, и др.), в рамках которых они могут быть объединены в сети. Внутри каждой из этих сетей определены вузы-доноры, акцепторы и партнеры. Шестая типология вузов отразила специфику УрФО как индустриального макрорегиона и поделила образовательные организации на четыре кластера: вузы, где не ведется подготовка по инженерно-техническим направлениям, вузы базового инженерно-технического образования, основного инженерно-технического образования, общего инженерно-технического образования. Исследование показало, что наиболее значительные ресурсы для высшего инженерно-технического образования сосредоточены точечно, в статусных или узкопрофильных вузах. Третий результат – структура сетевых взаимодействий вузов УрФО. Важнейшими чертами сетевого взаимодействия в новой модели выступают: регулярность и высокий уровень сложности сетевого взаимодействия; многообразие типов связей с партнерами по сети; гибкие формы кооперации и сотрудничества; обеспечение взаимной выгоды всех участников взаимодействия; преодоление конкуренции за счет поиска внутренних ресурсов и создания общей ресурсной основы; активизация различных форм академической мобильности; учет рисков и адаптивность к новым требованиям рынка. Основой структуры сетевых взаимодействий вузов в УрФО является отраслевая типология образовательных организаций. Условиями, при которых возможно создание реальных практик в предложенной конфигурации межвузовского сетевого взаимодействия, являются: вовлечение представителей различных властных структур, стейкхолдеров; создание «горизонтальных» структур управления сетями; детально разработанное нормативно-правовое регулирование; готовность вузов и образовательных общностей включиться в сетевое взаимодействие, базирующееся на капитале доверия. Четвертый результат – характеристика возможностей, ограничений и механизмов реализации нелинейной модели высшего образования в УрФО. Рассмотрены объективные и субъективные возможности перехода к нелинейной модели высшего образования в УрФО. Выявлены основные барьеры реализации новой модели высшего образования: жесткая иерархия управления в высшем образовании; господство волюнтаризма и бюрократии, жесткий контроль, отсутствие академических свобод; отсутствие на уровне макрорегиона и регионов развитых нормативно-правовых механизмов регулирования высшего образования, позволяющих влиять на высшую школу округа и оказывать ей системную поддержку; неготовность макрорегиональных и региональных властей организовать взаимодействие ключевых акторов в УрФО с университетами и самим включаться в этот процесс; конкуренция и разобщенность между уральскими вузами, их организационная и нормативно-правовая неготовность к развитым практикам сетевого взаимодействия; высокий уровень экономической и социальной неопределенности, порождающей социальную усталость и пессимизм, отсутствие веры в возможность позитивных трансформаций в обществе и в высшем образовании; недоверие к образовательной политике всех субъектов власти – от федерального до муниципального уровней. В качестве базовых механизмов реализации нелинейной модели высшего образования в УрФО предложены: разработка стратегии развития высшего образования в макрорегионе, направленной на создание его органичной системы и ее экспериментальную апробацию; формирование новой модели управления высшим образованием в макрорегионе; создание правовых норм, обеспечивающих переход высшего образования в макрорегионе к его нелинейной модели; развитие различных форм партнерства, сотрудничества, в первую очередь сетевого, как способов использования ресурсов. Пятый результат – модель управления вузом в макрорегионе в контексте нелинейности высшего образования. Она включает в себя три уровня: макроуровень (федеральный регулятор), мезоуровень (макрорегиональный и региональный регулятор) и микроуровень (университетский менеджмент). Модель базируется на перераспределении полномочий и ответственности между тремя названными уровнями таким образом, что должно усилить значение макрорегионального и регионального регулятора. Это вызвано необходимостью создания органичной системы высшего образования в макрорегионе, что закономерно требует перехода от вертикальной структуры управления к горизонтальной и приближения таким образом управления высшим образованием к специфическим интересам и потребностям образовательных общностей вузов в федеральном округе. Ключевым принципом построения модели управления высшим образованием в макрорегионе и вузами была определена партисипаторность. В организационном плане она реализуется в развитии: институтов общественного управления высшим образованием и создании его конкретных структур (совета по высшему образованию территории, совещательных и координационных советов по отдельным направлениям образовательной, научной и инновационной деятельности университетов); институтов представительства органов власти округа и регионов, стейкхолдерских организаций в системе управления университетами; институтов самоуправления и самоорганизации образовательных общностей. Модель управления вузами в макрорегионе включает в себя трансформацию университетского менеджмента по четырем направлениям. Первое направление – формирование контура стратегического управления развитием вуза – означает выделение стратегического управления в обособленную ветвь власти университета (институт президента, управляющий совет); расширение функций вузовской администрации, совмещение стратегического и регулярного управления. Второе направление – создание экспертной власти в структуре управления вузом – выражается в развитии внешней и внутренней экспертизы, деятельности институтов экспертной власти. Третье направление – разделение академического и административного управления – означает усиление институтов академического управления, баланс академической и административной власти. Четвертое направление – развитие управления сетями – предполагает администрирование или регулирование сетей, формирование ресурсов сетей и правил доступа к ним. Результатом исследования является определение направлений трансформации управления вузом в макрорегионе. Это: совершенствование нормативно-правовой базы управления вузом; проектирование современных систем управления университетом; формирование и актуализация академических норм и традиций; создание практик управления сетевыми взаимодействиями. Основные результаты исследования представлены на портале научного проекта «Нелинейность развития региональной системы образования», размещенного по адресу http://ned.igup.urfu.ru. По результатам реализованных исследований опубликованы в изданиях, индексируемых в международных базах цитирования WoS и Scopus, 14 статей. Размещено в изданиях, индексируемых в РИНЦ, 25 публикаций, среди них 16 статей в журналах списка ВАК. Результаты второго этапа исследования отражены в изданной коллективной монографии «Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе» (400 с., 23,14 п.л.). Всего на втором этапе реализации проекта подготовлено 40 публикаций.

 

Публикации

1. - Счастье по доброй воле Российская газета, Российская газета. Спецвыпуск № 7234 (68). 30.03.2017. (год публикации - ).

2. Амбарова П. Mutual trust as a development resource of higher education 9th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN17). Proceedings of EDULEARN17 Conference, Barcelona (Spain), 3–5 July, 2017., Pp. 8548–8554 (год публикации - 2017).

3. Амбарова П. Over-bureaucratization of Russia higher education as an anomaly The 11th annual International Technology, Education and Development Conference (INTED2017). The Conference Proceedings, Valencia (Spain), 6–8 March, 2017., Pp. 3117–3124 (год публикации - 2017).

4. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Возможности практической реализации нелинейной модели высшего образования в УрФО (по материалам «круглого стола») Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 2017. № 4 (168). С. 151–164 (год публикации - 2017).

5. Зборовский Г. Network interactions of universities as a factor of development of the higher education in the Russian macro-region 9th annual International Conference on Education and New Learning Technologies. Proceedings of EDULEARN17 Conference, Barcelona (Spain), 3–5 July, 2017., Pp. 7963–7968 (год публикации - 2017).

6. Зборовский Г., Амбарова П. The influence of demographic factors on the structural changes of the student community The 11th International Days of Statistics and Economics. The Conference Proceedings, Prague (Czech Republic), September 14–16, 2017., Pp. 1914–1922 (год публикации - 2017).

7. Зборовский Г., Каташинских В. Typology of universities as a structural basis of the nonlinear model higher education in the Russian macroregion 9th annual International Conference on Education and New Learning Technologies. Proceedings of EDULEARN17 Conference, Barcelona (Spain), 3–5 July, 2017., Pp. 7955–7962 (год публикации - 2017).

8. Зборовский Г.Е. Сетевое взаимодействие вузов на Урале: проблемы и перспективы Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2017. № 2 (47). С. 24–31 (год публикации - 2017).

9. Зборовский Г.Е. Студенты глазами преподавателей вузов Уральского федерального округа Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой: в 2 т. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017., Т 2. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. С. 255–258 (год публикации - 2017).

10. Зборовский Г.Е. Недоверие versus доверие в высшем образовании Уральского макрорегиона Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты: материалы V Тюменского международного социологического Форума (5–6 октября 2017 г., Тюмень). Тюмень: Тюменский государственный университет, 2017. 1 электр. оптич. диск (CD-R)., С. 416–418 (год публикации - 2017).

11. Зборовский Г.Е. Методологические подходы к исследованию трансформации линейной модели высшего образования в нелинейную модель Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки», 2017. № 3 (47). С. 44–50 (год публикации - 2017).

12. Зборовский Г.Е. Трансформации в российском высшем образовании как проблема социологического анализа Социальные практики и управление: проблемное поле социологии: материалы Сибирского социологического форума с международным участием (24 ноября 2017 г., Новосибирск). Новосибирск: НГУЭУ, 2017, С. 35–39 (год публикации - 2017).

13. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Сетевое взаимодействие вузов в системе высшего образования Уральского макрорегиона Экономика региона, Т. 13. Вып. 2. С. 446–456 (год публикации - 2017).

14. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. «Взросление» студенчества как феномен меняющегося высшего образования Высшее образование в России, 2072-0459 (год публикации - 2017).

15. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Conceptual foundations of transition to the non-linear models of higher education in the region R-Economy, 2017. Т. 3. № 1. C. 68–75 (год публикации - 2017).

16. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Управление университетами в зеркале оценок образовательных общностей Университетское управление: практика и анализ, 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 100–111 (год публикации - 2017).

17. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Высшее образование в уральском макрорегионе: возможности нелинейного развития Интеграция образования, 2017. Т. 21. № 3 (88) (год публикации - 2017).

18. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Клюев А.К., Кузьминчук А.А., Кульпин С.В., Певная М.В., Шаброва Н.В., Шуклина Е.А. Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 400 с., 400 с. (год публикации - 2017).

19. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шуклина Е.А. Существует ли система высшего образования в России? Социологические исследования, 2017. № 11. C. 57–69 (год публикации - 2017).

20. Зборовский Г.Е., Каташинских В.С. Типология вузов в макрорегионе как структурная основа нелинейной модели развития высшего образования Социология образования, 2017. № 4. С. 67–83 (год публикации - 2017).

21. Каташинских В. Approaches to the typology of universities of the Russian macro-region 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Science & Arts (SGEM2017). The Conference Proceedings (24–30 August, 2017, Albena, Bulgaria), Vol. III. Pp. 69–75 (год публикации - 2017).

22. Каташинских В.С. Дизайн макрорегиональных образовательных систем: проблемы типологии Университетское управление: практика и анализ, 2017. № 1. Т. 21. № 1 (107). С. 126–137 (год публикации - 2017).

23. Каташинских В.С. Методология исследования тенденций российского высшего образования: типологический подход Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки, - (год публикации - 2017).

24. Каташинских В.С. Специфика сетевого взаимодействия в высшем образовании Россия между модернизацией и архаизацией: 191–2017 гг.: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета, 11–12 апреля 2017 года: доклады / редкол.: Л.А. Закс и др.: в 2 т. Екатеринбург: Гуманитарный университет., Т. 2. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. С. 374–378 (год публикации - 2017).

25. Каташинских В.С. Специфика типологии вузов в индустриальном макрорегионе Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2017. № 3 (48). С. 24–32 (год публикации - 2017).

26. Клюев А., Кульпин С. Endowment fund as a tool to develop autonomy of a higher education institution Eurasian Higher Education Leaders’ Forum. The Conference Proceedings (May 31 – June 01, 2017, Astana, Kazakhstan)., - (год публикации - 2017).

27. Клюев А.К. Университет в бизнес-среде региона: как есть и как надо Университетское управление: практика и анализ., 2017. № 1. Т. 21. № 1 (107). С. 96–107 (год публикации - 2017).

28. Кульпин С.В. Эндаумент-фонды вузов: целесообразность, перспективы, наилучшие практики Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Международной научно-практической конференции (21–22 апреля 2017 г., Екатеринбург, УрФУ): в 2 т. Т. 1. Екатеринбург: ИГУП УрФУ, 2017., Т. 1. Екатеринбург: ИГУП УрФУ, 2017. С. 220–222. (год публикации - 2017).

29. Кульпин С.В. Эндаумент-фонды как элемент нелинейной модели экономического развития вуза Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки., - (год публикации - 2017).

30. Левашева Ю.Д. Проблемы институционального кризиса высшего образования в России Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Международной научно-практической конференции (21–22 апреля 2017 г., Екатеринбург, УрФУ): в 2 т. Т. 1. Екатеринбург: ИГУП УрФУ, 2017, Т. 1. Екатеринбург: ИГУП УрФУ, 2017. С. 224–227 (год публикации - 2017).

31. Певная М. Students activity in the field of network interaction between universities, culture and social association 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Science & Arts (SGEM2017). The Conference Proceedings (24–30 August, 2017, Albena, Bulgaria), Vol. III. Pp. 735–742 (год публикации - 2017).

32. Певная М.В., Шаброва Н.В. Академическая мобильность как зеркало научной и социальной активности преподавателей уральских вузов Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой: в 2 т. Т 1. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017., Т 1. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. С. 441–445 (год публикации - 2017).

33. Шаброва Н., Кузьминчук А. Students’ educational activity stimulation as the development factor of their human capital The 11th International Days of Statistics and Economics. The Conference Proceedings (September 14–16, 2017, Prague, Czech Republic). Prague, 2017., Pp. 1391–1399 (год публикации - 2017).

34. Шаброва Н.В. Готовность студенчества к переходу к нелинейной модели высшего образования в Уральском макрорегионе Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика, 2017. № 3. С. 84–88 (год публикации - 2017).

35. Шаброва Н.В. Взаимодействие вузов и институтов академической науки в уральском макрорегионе как проблема нелинейного развития высшего образования Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2017. № 2 (47). С. 24–31 (год публикации - 2017).

36. Шуклина Е. Trust as institutional problem of higher education in Russia 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Science & Arts (SGEM2017). The Conference Proceedings (24–30 August, 2017, Albena, Bulgaria), Vol. V. Pp. 633–640 (год публикации - 2017).

37. Шуклина Е. Network university as a factor of reginal development 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Science & Arts (SGEM2017). The Conference Proceedings (24–30 August, 2017, Albena, Bulgaria), Vol. V. Pp. 359–366 (год публикации - 2017).

38. Шуклина Е.А. Сетевой университет как фактор регионального развития Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2017. № 3 (48). С. 13–23 (год публикации - 2017).

39. Шуклина Е.А. Сетевой университет в образовательном пространстве региона Глобальные социальные трансформации XX – начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции): материалы научной конференции XI Ковалевские чтения / Отв. редактор Ю.В. Асочаков. СПб.: СПбГУ, 2017., СПб.: СПбГУ, 2017. С. 635–637 (год публикации - 2017).

40. Шуклина Е.А., Певная М.В. Доверие как институциональная проблема высшего образования Университетское управление: практика и анализ, - (год публикации - 2017).

41. Шуклина Е.А., Певная М.В. Высшее образование и институт работодателей: проблемы эффективности межинституциональных взаимодействий Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры., 2017. Т. 159. № 23 (1). С. 155–163 (год публикации - 2017).


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
На третьем этапе исследования осуществлялось моделирование условий создания и внедрения социальных технологий управления переходом к нелинейной модели высшего образования в Уральском макрорегионе (Уральском федеральном округе, УрФО). Были определены цели и результаты перехода к нелинейной модели высшего образования в макрорегионе. Выделены и обоснованы этапы перехода к нелинейной модели высшего образования и созданию его системы в макрорегионе. Осуществлялось моделирование нормативно-правовых, экономических, социальных, культурных и темпоральных условий реализации групп элементов нелинейной модели высшего образования в макрорегионе. Было определено содержание процессов, способов и методов изменений в высшем образовании макрорегиона. Разработаны подходы к минимизации рисков, возникающих при переходе к новой модели высшего образования в макрорегионе. Проведена разработка прогнозных сценариев развития системы высшего образования Уральского макрорегиона в условиях перехода к нелинейной модели. Определялись прогнозные сценарии становления новой модели управления высшим образованием в макрорегионе, регионах, вузах. Разрабатывались прогнозные сценарии развития взаимодействий между вузами, вузами и органами власти, вузами и стейкхолдерами, а также прогнозные сценарии развития образовательных общностей в вузах макрорегиона. Была обоснована макрорегиональная стратегия развития высшего образования в рамках его нелинейной модели в УрФО. Определены приоритеты и принципы стратегии развития высшего образования в макрорегионе. Выявлены нелинейные стратегии развития образовательных общностей в системе высшего образования макрорегиона. Проведен комплекс эмпирических исследований, в которых были реализованы методы экспертных оценок, анализа документов, экспертного фокусирования с ключевыми информантами для составления прогнозных сценариев и тестирования стратегии развития высшего образования в УрФО. Осуществлен опрос (полуформализованное интервью) стейкхолдеров университетов Уральского макрорегиона. Первый результат исследования – социальные технологии управления (СТУ) переходом высшего образования в Уральском макрорегионе к его нелинейной модели в условиях экономической и социальной неопределенности. Они направлены на создание целостной макрорегиональной системы высшего образования и призваны превратить вертикальные линейные структуры в нелинейные горизонтальные. Предложены три блока СТУ. Первый включает в себя технологии, направленные на трансформацию управления вузами и университетского управления. Второй блок – это технологии формирования структуры сетевых взаимодействий между вузами макрорегиона с учетом их типологии, гибкой системы взаимодействий между вузами и стейкхолдерами, развитие академической мобильности внутри макрорегиона. Третий блок СТУ направлен на развитие образовательных общностей и их взаимодействия. Второй результат – прогноз тенденций, рисков, уязвимостей в развитии высшего образования в условиях перехода к его нелинейной модели в Уральском макрорегионе. Прогнозируется в краткосрочной перспективе (3-5 лет) отсутствие выраженной динамики в реализации основных элементов нелинейной модели высшего образования в макрорегионе. Прежде всего, это коснется сетевых связей бизнес-структур/работодателей с организациями высшего образования макрорегиона и роли макрорегиональной власти в формировании стратегических направлений его развития с участием вузов. В долгосрочной перспективе (10-15 лет) прогнозируются более выраженные процессы интеграции высшего образования, науки и производства в макрорегионе. Предполагается, что они будут в определенной степени связаны с изменением роли и полномочий макрорегиональной власти в стратегическом управлении высшим образованием на уровне макрорегиона. Для долгосрочной перспективы развития характерна ориентация на частичную автономизацию всех субъектов высшего образования и дебюрократизацию их взаимодействий. Прогнозируется, что основные уязвимости в реализации модели нелинейного образования будут представлены комплексом рисков трех уровней. Первый уровень – объективные макро-риски социально-экономического и социально-политического развития российского общества. Второй уровень – риски мезо-уровня, связанные с формирующимися тенденциями межинституционального взаимодействия высшего образования и стейкхолдеров в макрорегионе (региональной власти, бизнес-структур, академической науки). Третий уровень (микро-риски) – это риски социальных общностей, прежде всего образовательных и представляющих стейкхолдеров высшего образования, вступающих во взаимодействие. На институциональном уровне выделены в качестве основных прогнозируемых рисков: нормативные и социально-экономические ограничения, связанные с ограниченными возможностями региональной власти реально формировать стратегии развития региона с учетом потенциала высшего образования; низкий уровень компетентности в сетевых взаимодействиях у всех социальных общностей, вступающих в них; дефицит доверия высшей школе со стороны стейкхолдеров и недостаток финансирования инновационных форм взаимодействий с ней. Третий результат – характеристика нелинейных стратегий развития образовательных общностей в системе высшего образования Уральского макрорегиона. Разработано содержание понятия «стратегия развития вузовских образовательных общностей», характеризующее комплекс мер, направленных на совершенствование различных качеств и характеристик трех основных общностей – студенчества, научно-педагогического сообщества и представителей университетского менеджмента. Выделены особенности нелинейных стратегий развития образовательных общностей, коррелирующие с ключевыми характеристиками и принципами нелинейной модели высшего образования. Нелинейные стратегии развития: 1) предполагают построение преподавателями, университетскими менеджерами и студентами сложной траектории социальной, профессиональной, образовательной, научной активности; 2) дают возможность формирования у представителей образовательных общностей профессиональных компетенций, направленных на гибкое прохождение «нормативных» точек научно-образовательной и/или административной карьеры; 3) обладают высокой степенью вариативности, индивидуализированости, т.е. могут быть реализованы не только в рамках действующих институциональных условий, но и выходить за них, формируя совершенно новый формат развития; 4) могут быть реализованы с использованием самых разных ресурсов, находящихся как непосредственно в вузе, так и за его пределами. Нелинейные стратегии развития образовательных общностей ориентированы на преодоление многих проблем и ограничений, присущих региональным вузам. Сущностной чертой рассматриваемых стратегий является гибкая связь со стратегией развития системы высшего образования в стране в целом, логикой изменений, происходящих в высшем образовании макрорегиона и регионов, а также интересами, потребностями и возможностями вузов в них. Нелинейные стратегии развития образовательных общностей позволят в ограниченных условиях регионов сохранить имеющийся позитивный человеческий капитал и в то же время придадут ему нужное качество в соответствии с новыми стратегическими целями развития высшего образования. Организована и проведена Всероссийская конференция «Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века» (17 сентября 2018 г., Уральский федеральный университет), посвященная рассмотрению проблем трансформации высшего образования в российских регионах и поиску новой модели его развития в условиях социальной неопределенности. Основные результаты исследования представлены на портале научного проекта «Нелинейность развития региональной системы образования», размещенного по адресу http://ned.igup.urfu.ru. По результатам реализованных исследований опубликованы в изданиях, индексируемых в международных базах цитирования WoS и Scopus, 15 статей. Размещено в изданиях, индексируемых в РИНЦ, 22 публикации, среди них 11 статей в журналах списка ВАК. Результаты третьего этапа исследования отражены в изданной коллективной монографии «Формирование системы высшего образования в макрорегионе» (251 с., 15 п.л.). Всего на третьем этапе реализации проекта подготовлено 37 публикаций.

 

Публикации

1. Амбарова П.А. Contradictions of innovative development of Russian universities 12th International Technology, Education and Development Conference. INTED Proceedings (5th–7th March, 2018, Valencia, Spain), P. 3140–3148 (год публикации - 2018).

2. Амбарова П.А. Do older students need universities in Russia? 12th International Technology, Education and Development Conference. INTED Proceedings (5th–7th March, 2018, Valencia, Spain), P. 3149–3156 (год публикации - 2018).

3. Амбарова П.А. Сверхбюрократизация как аномалия высшего образования в России Известия УрФУ. Серия 1. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, Т. 24. № 1 (171). С. 173–183 (год публикации - 2018).

4. Амбарова П.А. Не расстанусь с университетом, буду вечно молодым… Не расстанусь с молодежью, буду...: сборник научных статей / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, С. 97–106 (год публикации - 2018).

5. Амбарова П.А. Сага о форсайтах, или прогнозные сценарии развития научно-педагогического сообщества в российских вузах Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). Екатеринбург: Кабинетный ученый, С. 25–33 (год публикации - 2018).

6. Амбарова П.А. «Серебряные университеты» в контексте реализации третьей миссии высшего образования Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития: сб. науч. ст. I Международной научно-практической конференции (6–7 апреля 2018 г., Москва, Институт непрерывного образования МГПУ). М.: А-Приор, С. 164–171 (год публикации - 2018).

7. Зборовский Г.Е. Стратегии развития образовательных общностей в вузах Уральского макрорегиона: предпосылки и возможности реализации Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, Т. 24. № 1 (171). С. 163–172 (год публикации - 2018).

8. Зборовский Г.Е. Возможно ли формирование системы высшего образования в макрорегионе? Вестник Сургутского государственного педагогического университета, - (год публикации - 2018).

9. Зборовский Г.Е. Возможно ли сохранение высшего образования в регионах России? Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). Екатеринбург: Кабинетный ученый, С. 9–18 (год публикации - 2018).

10. Зборовский Г.Е. Регион в зеркале пространственно-временного подхода XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития: сборник трудов Международной научно-практической конференции (15–16 марта 2016 г., УрФУ, Екатеринбург). Екатеринбург: Гуманитарный университет, С. 40–44 (год публикации - 2018).

11. Зборовский Г.Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе Социологические исследования, № 9. С. 49–58 (год публикации - 2018).

12. Зборовский Г.Е. Non-linear development strategies of the pedagogical community in universities of the Russian macro-region 10th annual International Conference on Education and New Learning Technologies. EDULEARN Proceedings (2–4 July, 2018, Palma, Spain), P. 2257–2264 (год публикации - 2018).

13. Зборовский Г.Е. Teachers and students of Russian universities: how to be together? 10th annual International Conference on Education and New Learning Technologies. EDULEARN Proceedings (2–4 July, 2018, Palma, Spain), P. 2257–2264 (год публикации - 2018).

14. Зборовский Г.Е. Higher education as a key to saving small and medium-sized cities of Russia 12th International Technology, Education and Development Conference. INTED Proceedings (5th–7th March, 2018, Valencia, Spain), P. 3124–3131 (год публикации - 2018).

15. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мечта о «хорошем» образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах Мир России. Социология. Этнология, - (год публикации - 2019).

16. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Высшее образование как фактор сохранения городов в Уральском макрорегионе Экономика региона, Т 14. Вып. 3. С. 914–926 (год публикации - 2018).

17. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социальные технологии управления переходом к нелинейной модели высшего образования в российском макрорегионе Социология образования, № 4. С. 4–17 (год публикации - 2018).

18. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Университеты, которые могут изменить себя и макрорегион Россия реформирующаяся: ежегодник. М.: Новый Хронограф., Вып. 16. С. 373–392 (год публикации - 2018).

19. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Клюев А.К., Кузьминчук А.А., Кульпин С.В., Певная М.В., Шаброва Н.В., Шуклина Е.А. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе / под ред. Г.Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 251 с. (год публикации - 2018).

20. Каташинских В.С. Типологический подход в науках о природе и человеке Вестник Сургутского государственного педагогического университета, - (год публикации - 2018).

21. Каташинских В.С. Социальные технологии управления процессами изменений содержания высшего образования макрорегиона Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки, - (год публикации - 2019).

22. Каташинских В.С. Генезис типологического подхода в социологии и социально-гуманитарных науках Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика, № 3 (58). С. 7–13. (год публикации - 2018).

23. Каташинских В.С. Typology of the universities of the industrial macro-region 10th annual International Conference on Education and New Learning Technologies. EDULEARN Proceedings (2–4 July, 2018, Palma, Spain), P. 5889–5894 (год публикации - 2018).

24. Каташинских В.С. Trends of the contemporary Russian higher education 10th annual International Conference on Education and New Learning Technologies. EDULEARN Proceedings (2–4 July, 2018, Palma, Spain), P. 5889–5894 (год публикации - 2018).

25. Кульпин С.В. Нелинейная модель развития высшего образования в макрорегионе: экономический аспект Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). Екатеринбург: Кабинетный ученый, С. 241–245 (год публикации - 2018).

26. Кульпин С.В. Экономические условия реализации нелинейной модели высшего образования в макрорегионе Серия 1. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, № 4 (180). С. 229–242. (год публикации - 2018).

27. Певная М.В. Студенческое волонтерство в продвижении инновационной деятельности университетов макрорегиона Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). Екатеринбург: Кабинетный ученый, С. 292–296 (год публикации - 2018).

28. Певная М.В., Кузьминчук А.А. Практики социального партнерства университетов, органов власти, стейкхолдеров в Уральском федеральном округе Не расстанусь с молодежью, буду...: сборник научных статей / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, С. 309–318 (год публикации - 2018).

29. Певная М.В., Шуклина Е.А. Перспективы развития взаимодействия предприятий и вузов в макрорегионе: экспертная оценка Вопросы управления, № 3 (52). С. 115–123 (год публикации - 2018).

30. Певная М.В., Шуклина Е.А. Институциональные ловушки нелинейного развития высшего образования в России Интеграция образования, Т. 22. Вып. 1. С. 77–90 (год публикации - 2018).

31. Певная М.В., Шуклина Е.А. Actors of promoting the nonlinear model of higher education in Russian universities The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. EpSBS. Athens: Future Academy, - (год публикации - 2018).

32. Шаброва Н.В. Human capital formation of students under the conditions of educational risks 12th International Days of Statistics and Economics (Prague, Czech Republic, 08-10 Sept. 2016), P. 1546–1554 (год публикации - 2018).

33. Шаброва Н.В. Риски перехода к нелинейной модели высшего образования Известия УрФУ. Серия 1. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, № 4 (180). С. 222–228 (год публикации - 2018).

34. Шуклина Е.А. Проблемы межинституционального взаимодействия производства и высшего образования в оценках экспертов Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). Екатеринбург: Кабинетный ученый, С. 373–377 (год публикации - 2018).

35. Шуклина Е.А. Higher education in the region: forecasts and developmental scenarios of institutional interactions 12th International Technology, Education and Development Conference. INTED Proceedings (5th–7th March, 2018, Valencia, Spain), P. 668–672 (год публикации - 2018).

36. Шуклина Е.А., Певная М.В. Enterprises and higher education institutions of the region: issue of network cooperation assesed by the experts The 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation. ICERI2018 (12th–14th of November, 2018, Seville, Spain), P. 1551–1558 (год публикации - 2018).

37. Шуклина Е.А., Певная М.В. Предприятия и вузы региона: формы и прогнозы развития сетевых взаимодействий Университетское управление: практика и анализ, № 3. С. 86–99 (год публикации - 2018).