КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 16-18-10080

Название«Мобилизованное средневековье»: обращение к средневековым образам в дискурсах национального и государственного строительства в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан в новое и новейшее время.

РуководительФилюшкин Александр Ильич, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2016 г. - 2018 г. 

Конкурс№13 - Конкурс 2016 года на получение грантов по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-104 - История России с древнейших времен до ХХ века

Ключевые словаСредние века, Новое время, Новейшее время, дискурс, художественный образ, историческая память, историческая политика, национальное и государственное строительство

Код ГРНТИ03.91.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В национальных и государственных дискурсах в России и странах Центрально-Восточной Европы и Балкан основополагающую позицию занимают мифологизированные представления о происхождении, о началах народов и государств, о первых шагах их истории, которые формируют весь дальнейший облик и путь наций и стран. Они особенно актуализируются в период активного национального и государственного строительства, когда мифы типа «origo gentis» становятся основой коммемораций, национальных и даже националистических идеологий, используются для легитимизации внешнеполитических устремлений и и.д. Можно сказать, что в эти периоды происходит «мобилизация средневековья» (корни государств и народов, не имеющих античного периода, уходят именно в средневековье) в соответствии с запросами как официальных идеологий, государственной исторической политики, так и запросами общества, которое ищет, прежде всего, свою национальную формулу. Принципиально важно, что этот элемент «мобилизации средневековья» наблюдается у всех народов России, Центрально-Восточной Европы и Балкан. Он является общим моментом в построении их национальных и государственных дискурсов. В связи с этим представляется перспективным именно на данном материале провести сравнительное изучение формирования данных дискурсов на обозначенном историко-географическом пространстве в период формирования здесь наций, то есть в новое и новейшее время. Это даст возможность получить важный материал для реконструкции модели формирования наций, национализмов, империй, национальных государств в уникальном историческом регионе. Основная характеристика этого региона ― его лимитрофный характер между Западной Европой, с одной стороны, исламским Востоком с другой и геополитическим «островом Россией» (термин В. Л. Цымбурского) с другой. Его можно назвать историческим полигоном, где происходила апробация самых разнообразных национальных, националистических и государственных моделей. В этой многополярности и разнообразии кроются большие перспективы для исследования, потому что и Запад, и Восток, да и Россия (взятая отдельно) дают однополярную картину, что не ипозволяет провести компаративный анализ. В компаративности проекта, на наш взгляд, его новизна и преимущество ― изолированно, в рамках отдельных стран мифологии «начал» изучались, но работ по их сравнению и моделированию очень немного. Объектом изучения в проекте станут различные варианты официальных и общественных национальных и государственных коммемораций (которые можно обозначить термином «исторические политики», поскольку они были разнообразны у разных наций в рамках одного государства и даже у разных социальных страт и общественных движений). Изучаться будут только те коммеморации, в которых системообразующими выступали средневековые образы, связанные с мифами о происхождении и «началах истории». Регион изучения ― Центрально-Восточная Европа с Россией и Балканы. Хронологические рамки ― ХVII-ХХI вв.

Ожидаемые результаты
В результате исследования будут получены ответы на вопросы: почему происходило обращение к Средневековью в обозначенный период»? Что именно брали из средневековой истории? Как средневековые схемы претерпевали трансформацию под воздействием дискурсов Нового и Новейшего времени? Какие общие и особенные черты можно выделить в мифах о происхождении народов и государств? Какие модели и схемы устройства государства, духовного мира человека и т.д.) можно выделить на основе произведенных исторических реконструкций? Какое практическое значение может иметь выявление этих моделей для современной исторической политики, национальной политики, международных отношений, государственного строительства? Источниками для изучения станут нарративы, памятники искусства, культуры, в том числе и массовой культуры, разного рода ритуалы и символические акты, коммеморативные практики и т.д. Результаты исследования будут представлены в виде научной монографии, антологии текстов, в том числе и музыкальных и иллюстративного материала по изучаемой проблеме, статьях в изданиях Web of Science и Scopus.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Работа была сосредоточена по нескольким направлениям. Первое – изучение «мобилизации средневековья» на примере истории России истории стран и народов Восточной Европы, Прибалтики, Польши. Этим занимались А. И. Филюшкин, А. В. Сиренов, Е. А. Ростовцев, Д. А. Сосницкий, Е. С. Дилигул. А. И. Филюшкин предложил концепцию формирования механизмов исторической памяти в России и роли в этом процессе «мобилизации средневековья». Средневековье в общественном сознании идеально сочетает сказку и быль, развлечение и науку, деполитизированность и национальную чистоту. История сегодня перестала быть наукой о будущем, и все больше превращается в терапевтическую науку ― спасение от комплексов исторической и национальной неполноценности. В героических мифах прошлого (чем древнее, тем лучше) ищут спасение от мерзостей современности. История сегодня дает надежду, что «мир не всегда был таким безнадежным», и эта надежда спасает в мире, где человечество убедилось в невозможности построения светлого будущего, неважно, коммунизма или демократии. Отсюда и обращение как реализация потребности в красивой сказке, а средневековье ― это прежде всего красивая сказка, которая даже не отрицает своего сказочного характера (дискуссии как «спор о панфиловцах» здесь невозможны, потому что мифологический характер знаний о седой старине никем не отрицается). Изложение истории страны, народа, местности, города принято начинать ab ovo, с самого начала, с момента субъекта предмета повествования. Наличие древней и средневековой истории (причем чем древнее, тем лучше) считается необходимым условием для разворачивания широкой исторической панорамы. Из нее выводятся истоки, особенности происхождения, которые определяют судьбу и облик исторического субъекта в последующие эпохи. В первый год работы над проектом А.В. Сиренов занимался изучением реликвий героев древнерусской истории, появление которых относится к Новому и Новейшему времени. В результате обстоятельного рассмотрения истории появления этих реликвий был сделан вывод, что в большинстве случаев они не имеют прямого отношения к героям древнерусской истории, их связь с которыми была вымышлена в XIX в. Причиной этого является потребность восстановления «живой» связи эпох, стремление приблизить, сделать более понятным древнерусского князя для современного человека. Так, через «вещный» мир актуализировалась древнерусская история. Другое направление исследований А.В. Сиренова – изучение истории почитания Александра Невского в допетровскую эпоху. В результате проведенных исследований удалось придти к следующим выводам. Во-первых, о церковном почитании Александра Невского до середины XVI в. нет достоверных свидетельств. До конца XVI в. культ Александра Невского оставался слаборазвитым, по преимуществу имел местный характер. Мероприятия петровского времени по прославлению Александра Невского резко контрастируют с традицией предшествующего времени. Очевидно, такой перелом в почитании Александра Невского объясняется политической волей Петра I, который решил использовать фигуру Александра Невского в государственной идеологии. Е.С. Дилигул изучала процесс трансформации средневекового культа иконы Тихвинской Богоматери в XVIII в. Ей был обнаружен неизвестный ранее источник – письмо полковников русских войск в тихвинский Успенский монастырь 1700 г. с подробным описанием чуда Тихвинской Богоматери и его влиянием на боевой дух солдат Характерно, что это пока единственная обнаруженная инновация, внесенная в XVIII в. в средвевековый культ чудотворной иконы. В 2016 г. Е.А. Ростовцев и Д.А. Сосницкий сосредоточились на изучении различных источников и практиках мобилизации памяти о русском средневековье в России, в СССР и на постсоветском пространстве в новое и новейшее время. Составление рейтингов объектов исторической памяти по различным группам источников включало работу по выявлению репрезентативного круга источников в различных группах и хронологических выборках. В результате составлен предварительный рейтинг объектов исторической памяти. Согласно предварительным выводам исследователей большинство популярных объектов исторической памяти входят в число мест консенсуса (Александр Невский, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Куликовская битва и др.), первым популярным конфликтным объектом памяти является Иван Грозный. В этом отношении оценки объектов исторической памяти эпохи средневековья резко отличаются от характеристик популярных объектов нового времени (в большинстве случаев конфликтных) и имеют хорошую перспективу в качестве инструментария для консенсусной политики памяти. В рамках проекта Е.А. Ростовцев и Д.А. Сосницкий фокусно рассмотрели процесс конструирования исторических образов двух важных средневековых героев – Ярослава Мудрого и Дмитрия Донского – от Средневековья до Новейшего времени. Другое направление – балканское (Е. А. Колосков, Д. Е. Алимов, Т. Г. Черных). Основное внимание Д. Е. Алимова было сфокусировано на нескольких тесно связанных друг с другом хорватских медиевальных образах, укладывающихся в рамки медиевализирующих дискурсов происхождения государства и народа (отцы-основатели державы, мифические первопредки народа, первый король/короли, первая столица). Все образы рассматривались нами в их исторической динамике в период с XVII по XIX в., причем попутно была проделана работа по установлению корней этих образов в предшествующую эпоху (Средневековье и Ренессанс). Результатом работы стало получение ясной картины генезиса медиевальных образов, их эволюции и места в различных дискурсивных контекстах. Изменения в интерпретации образов фиксируются, главным образом, при сопоставлении следующих фаз развития национализма: протонационализм (XVII – начало XIX в.), ранний («романтический») национализм (1810–1860-е гг.), зрелый («классический») национализм (1860–1910-е гг.). На этапе зрелого национализма происходит закрепление выработанных в это время трактовок медиевальных образов в качестве канонических, причем национальный канон получает мощную легитимирующую поддержку со стороны позитивистской историографии. В последующие эпохи не происходит такого изменения интерпретации медиевальных образов, которое было бы сопоставимо по своей масштабности с изменениями на предшествующих этапах. Е. А. Колосков наметил следующие проблемные узлы, разработкой которых он начал заниматься и продолжит в будущем: Великие поражения Косово 1389 и Беласица 1014: схожесть концепций и освящения образов и участия первых лиц государств в оценочных суждений событий и личностей главных героев. Войны за героев национальных пантеонов: Милош Обилич/Копили - сербско-албанская борьба за присвоение главного не религиозно-окрашенного персонажа Косовского мифа. Царь Самуил - борьба за "Западно-Болгарское наследие" между македонскими (ранее югославскими) и болгарскими официальными лицами имеет много общего с российско-украинской борьбой за князя Владимира. Скандербег - главный персонаж албанской национальной мифологии - имеет памятники в Тиране, Приштине, Скопье, Брюсселе и Риме: борьба за персонажа протекает в скрытой форме. Братья Свв. Кирилл и Мефодий: памятники везде, включая г. Мурманск. Памятник Свв. братьям - "маркер славянскости"? Царь Стефан Душан: памятники в Скопье и Белграде. Новый фронт балканских "войн памяти"? Стефан Душан - маркер "сербскости" против "болгарскости" македонцев или попытка присвоения чужого лидера? Параллели Стефан - Самуил в восприятии политиков и ученных. Исторические мифы, как интеграционный фактор: сербские мифы о Косовской битве в период первой и второй Югославии. Царь Самуил и царь Стефан Душан, как цари всех южных славян. Скандербег как югославо-албанский герой. Концепция общей истории Югославии, Балкан, албанского народа и т.д. Согласно исследованиям Т. Г. Черных, обращение к образам средневековья усиливается в кризисные и переломные моменты истории страны. Так, значительный всплеск интереса к средневековью в литературе Нового времени приходится на первую половину XIX века — это период Первого и Второго сербских восстаний, борьбы за независимость от Османской империи, сербского (и в целом балканского) национального возрождения. Наиболее крупный всплеск – последнее десятилетие, т.е. 2000-е – 2010-е годы, что связано, в первую очередь, с окончательным распадом Югославии и его последствиями. Третье направление – музыковедение и искусствоведение (Н. Г. Минченкова, Н. Н. Мутья). В 2016 г. изучалось привлечение средневековых образов для интерпретации образа власти и властителя в новое и новейшее время. Важными оказались не только содержательные варианты интерпретации образов, но и стилистические, а также связанные с ними формальные приемы живописи. Исходя из этих приниципов был проанализорован образ Ивана Грозного в русском изобразительном искусстве. В отечественном искусстве Ивана Грозного как злодея стали изображать только в XIX в. Именно в XIX веке происходит заложение основ развенчания божественного происхождения царской власти. Властителя показывают не как божество, а как реального человека. Кандидатура Ивана Грозного как нельзя лучше подходила к подобной трактовке. На материале образа Ивана Грозного рассмотрен вопрос взаимодействия образа и времени. Изучение музыкальной культуры проводилось с учетом традиции четырех основных периодов: средневекового (конец XI в. – середина XVII в.), барокко (середина XVII в. – 60-е гг. XVIII в.) , Нового времени (последняя треть XVIII в. – начало XX в.) и Новейшего времени (Первая мировая война – современность). Рассматривались инновации, сформированные на фундаменте достижений предшествующих времен. Учитывались также характерные приоритеты каждого периода. Так, для Нового и Новейшего времени ценными стали тенденции Средневековья, образцы преломлений которых рассмотены особо. Новое время характеризуется началом планомерного изучения певческих памятников. Относительно В имперского периода намечены и вкратце охарактеризованы основные параметры нотированных типов книг. Отмеченные особенности музыкальной кульуты России рассмотрены на материале образа Ивана Грозного, а также других, менее популярных героев – князей, митрополитов, выдающихся людей и важных исторических событий. Опубликовано 2 статьи Scopus, 8 РИНЦ, принято к публикации 4 статьи Wos CC / Scopus и 4 РИНЦ. Согласно плану, написано 17,3 п.л. текста будущей коллективной монографии и собран материал (16 п.л.) для антологии. а также иллюстративный и музыкальный материал.

 

Публикации

1. Алимов Д. Е. Готицизм в Хорватии: от средневековья к Новому времени Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4., Т. 22. № 2 (год публикации - 2017)

2. Алимов Д. Е. "Готско-славянское" королевство: раннесредневековый Иллирик в дискурсивном пространстве этнопоэзиса Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология, № 1 (год публикации - 2017)

3. Дилигул Екатерина Сергеевна Библиотека Тихвинского Успенского монастыря XVII века и почитание Тихвинской иконы Богоматери Петербургская библиотечная школа, 2016. № 4(56). С. 35-41 (год публикации - 2016)

4. Колосков Е. А. «Македонски преглед» в борьбе за «Державу Самуила»: ключевые сюжеты македонско-болгарской средневековой «войны памяти» Славянский вестник: традиции и перспективы, - (год публикации - 2017)

5. Колосков Е. А. Косовский миф в современной сербской и албанской историографии: этапы и основные тенденции Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, № 2. С. 183-199 (год публикации - 2016)

6. Мутья Н. Н. ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ИВАНА ГРОЗНОГО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI – НАЧАЛА XXI ВЕКА Quaestio Rossica, - (год публикации - 2017)

7. Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. «войны учебников»: средневековые сюжеты в постсоветском образовательном пространстве Клио, № 11 (119). С. 207-215 (год публикации - 2016)

8. Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Средневековые события и герои в советских отрывных календарях Новейшая история России, - (год публикации - 2017)

9. Ростовцев Е. А., Сосницкий Д. А. Забытый золотой век: Ярослав Мудрый и Русь Ярослава - переосмысления XIX- начала XXI вв Русин, - (год публикации - 2016)

10. Сиренов А. В. Реликвии владимирских князей Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях, Вып. 5. С. 286-296 (год публикации - 2016)

11. Сиренов А. В. The legitimation of the image of the Saint: on the issue of the authenticity of the relics of Alexander Nevsky Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, № 1. С. 100-109 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2016.107

12. Филюшкин А. И. «Киевская русь» в академическом и культурном дискурсе Восточной Европы последних лет: историографические и культурные перспективы Государства Центральной и Восточной Европы в исторической перспективе, Пинск: Полесский государственный университет, 2016. С. 10-15. (год публикации - 2016)

13. Филюшкин А. И. «Мобилизация средневековья» как поиск идентичности: какими путями Белоруссия хочет уйти от исторического наследия Российской империи и СССР. Quaestio Rossica, - (год публикации - 2017)

14. Филюшкин А. И. Сотворение Грозного царя: зачем Н.М. Карамзину был нужен «тиран всея Руси»? Тетради по консерватизму, № 4. С. 123-130. (год публикации - 2016)

15. Филюшкин А. И. «Милитаризированное средневековье» как фактор национального строительства (пример Эстонии) Новое прошлое / The New Past, № 3. С. 50-67 (год публикации - 2016)

16. Филюшкин А. И. Завоевания Ивана Грозного в памяти потомков Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях, Вып. 5. С. 213-223 (год публикации - 2016)

17. Филюшкин А. И. Как изображать прошлое нации? Два подхода в музейных экспозициях (на примере Эстонии и Белоруссии) Вопросы музеологии, - (год публикации - 2016)

18. Черных Т. Г. Образ царя Стефана Душана Сильного в современной сербской детской литературе Проблемы современной науки и образования, № 34 (76). С. 53-57 (год публикации - 2016)


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Согласно плану работ, проводился сбор материала и написание текстов для монографии и подготовка материалов для комментированной антологии. Объем подготовленных текстов для монографии – 21 п.л. (план – 20 п.л.), антологии – 20 п.л. Файл с текстами монографии в формате пдф прикреплен к отчету. Индикаторы по публикациям выполнены: опубликованы 3 статьи в изданиях Scopus и приняты в печать 3 статьи Scopus. Опубликованы 8 статей РИНЦ), приняты в печать 4 статьи РИНЦ. Индикаторы по проекту выполнены полностью. С марта по декабрь проходили заседания междисциплинарного семинара по теме проекта, на которых обсуждались тексты глав монографий и проблемные вопросы выполнения проекта. В них принимали участие все исполнители проекта. Кроме того, участники проекта выступали с докладами на 8 зарубежных (Эстония, Германия, Польша, Финляндия, Великобритания) и 22 российских конференциях. Особенно стоит выделить презентацию проекта в Университете Лондона. Главным результатом 2017 г. является подготовка разделов монографии: 1.2.1. Чех, Лех, Рус в западнославянской историографической традиции. 1. Политико-идеологический фон формирования легенды 2. От гентилизма к протонациональному дискурсу 3. Историзация легенды и раннемодерный медиевализм 4. Крапина ― родовое гнездо Чеха, Леха и Руса. 1.2.3. Легендарные князья словен в русском историописании 1.4.1. Легенды о пребывании апостолов в славянских землях. 1.4.2. Первые национальные святые: 1. Владимир Креститель: рождение образа. 2. Культ Владимира в ХVIII-ХIХ вв. 3. Средневековый образ Владимира: жертва информационной войны? 4. В конкуренции с Александром: Владимир в позднеимперском мемориальном дискурсе 5. Неактуальный герой: 1917-1991. 6. Основатель «Русского» или «Украинского» мира»? 7. Первые псковские мифы о древнем прошлом: от меча князя Довмонта до культа княгини Ольги. 8. Канонизация древнерусских князей в ХVII в. 9. Иные святые. 10. Мифология имени: когда возникли прозвища древнерусских князей? 11. Первые сербские национальные святые: Стефан Неманя (Симеон Мироточивый) и Растко Неманич (Святой Савва). От зарождения культа в средние века до XVIII века 1.4.3. Реликвии, чтимые иконы, доспехи Сканденберга 1.5.3. Топонимические легенды и легендарные сказания об основаниях городов у восточных славян. 1.5.4. О феномене удревнения городов в России постсоветского периода 2.1.2. Гуннская теория в Болгарии. 2.1.4. Теории происхождения украинцев (казацкий миф и т.д.). 2.1.5. Теория древнерусской народности. 2.2. Кирилл и Мефодий в многообразии славянских исторических традиций 2.2.1. О книжных реликвиях французской королевы XI в. Анна Ярославна 2.2.2. Игорь Святославич и его полк 2. 2.3. Косовский цикл в балканской исторической традиции. 2.2.4. Королевич Марко как национальный и культурный герой 2. 2.6. Грюнвальд как символ победы славянства над германским миром. Ягелло и Витовт как спасители Восточной Европы от крестоносцев. 2. 3.4. Древние и средневековые государства Балкан: споры о наследстве («Древняя Македония», «Держава Самуила». 2.3.5. Византийское наследство: образ Душанова царства в сербской исторической традиции 2.6.2 «Русский стиль» в изобразительном искусстве 2.6.3. «Русский стиль» в декоративно-прикладном искусстве. 1. Декоративная живопись 2. Декоративная скульптура 3. Мебель 4.Изразцы 5.Фарфор 6.Стекло 7.Камень 8.Металл 9.Костюм 2.6.4. Образ русского князя в песнопениях Средневековья и музыкальных произведениях Нового времени 2.7.9. Сетевой контент 2.7.10. Средневековье в публицистическом дискурсе 2.7.11. Образ средневековья в национальных музеях На материале по истории России, Польши, Чехии, Эстонии, Латвии, карпатских русинов, Сербии, Хорватии, Македонии и Албании велась разработка концепции «мобилизованного средневековья», развитие теоретических положений «нового медиевализма» и концепции «мест памяти» применительно к средневековью и его рефлексии в новое и новейшее время. Предложен ряд новых искусствоведческих классификаций.

 

Публикации

1. Алимов Д.Е. Происхождение русинов Закарпатья в дискурсивном пространстве национального нарратива: между миграционизмом и автохтонизмом Русин, - (год публикации - 2017)

2. Колосков Е.А. Косовский миф как элемент сербо-албанских противоречий в 1989-2003 гг. Вынужденное соседство — добровольное приспособление в дипломатических и межнациональных отношениях в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе XVIII–XXI вв. Сборник статей, - (год публикации - 2017)

3. Колосков Е.А. Мобилизованная Беласица: образ битвы на Клейдионе в македонском и болгарском историческом и политическом дискурсе XXII Державинские чтения: Современные и исторические проблемы болгаристики и славистики: сборник статей по материалам XLVI Международной филологической конференции., С. 76-80 (год публикации - 2017)

4. Колосков Е.А. «Македонское царство»: спор о праве на средневековую историю между Македонией и Болгарией Славянский альманах, - (год публикации - 2018)

5. Мутья Н.Н. Образ русского царя и эпохи Средневековья в ювелирном искусстве (к проблеме "русского стиля" в предметах из коллекции музея Фаберже) Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствознание. Вопросы теории и практики, № 7 (81). С. 139-143 (год публикации - 2017)

6. Мутья Н.Н. Внешние отношения Ивана Грозного как тема и образ в русском искусстве второй половины XIX века Научные труды Института им. И. Репина, - (год публикации - 2017)

7. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Средневековые герои и события отечественной истории в сетевых ресурсах Историческая экспертиза, - (год публикации - 2018)

8. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. "Куликовский плен": Дмитрий Донской в исторической памяти российского общества второй половины XIX – начала XX в. Quaestio Rossica, - (год публикации - 2017)

9. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Владимир Святой как национальный герой Диалог со временем, - (год публикации - 2018)

10. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Русское средневековье в коммерческой рекламе: постановка проблемы и перспективы исследования (вторая половина XIX - начало XXI вв.) Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях, Т. 7. № 7. С. 398-416 (год публикации - 2017)

11. Сиренов А.В. О прозвищах древнерусских князей Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории, № 2. С. 184-193 (год публикации - 2017)

12. Филюшкин А.И. Места памяти или память места? Две битвы Александра Невского в исторической памяти Диалог со временем, № 60. С. 25-44. (год публикации - 2017)

13. Филюшкин А.И. Символическое значение Правды русской в отечественной истории Сборники Президентской библиотеки. Серия "Историческое правоведение". Вып. 5: Тысячелетие Правды Русской: история и перспективы изучения древнейшего памятника отечественного права, Выпуск 5. С. 82-93. (год публикации - 2017)

14. Филюшкин А.И. «Мобилизация Средневековья» как инструмент формирования представлений о славянском единстве Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, № 2. C. 22-39 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2017.202

15. Филюшкин А.И. Страна, опрокинутая в прошлое? Почему общество обращается к беллетристике и «мобилизует средневековье»? Люди и тексты. Исторический альманах, №10. С.132-143 (год публикации - 2017)

16. Филюшкин А.И. Когда и зачем стали ставить памятники историческим персонажам Древней Руси? Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях, Т. 7. № 7. С. 382-397 (год публикации - 2017)

17. Черных Т.Г. Царь Стефан Душан IV Сильный как отцеубийца и нарушитель заповедей предков: негативное в образе правителя в сербской исторической памяти XIV–XXI вв. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, № 1. C. 113-127 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.21638/11701/spbu19.2017.107

18. Филюшкин А.И. «Открытие средневековья»: как в России формировались знание и память о древнерусском прошлом (на примере Пскова) Древняя Русь: вопросы медиевистики, № 3. С. 149-150 (год публикации - 2017)

19. - Мобилизованное средневековье http://gefter.ru, А. И. Филюшкин дал интервью сайту http://gefter.ru/ , однако на момент написания отчета оно еще не появилось на сайте. (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В 2018 г. основная работа была сосредоточена на доведении до финальной версии главного продукта – коллективной монографии, в которой должна быть выражена научная концепция и представлены итоги работы над проектом, и подготовке соответствующей антологии. В результате написана коллективная монография, объемом 57 п.л. (без референсиз), сделана ее верстка. Титул монографии: «Мобилизованное средневековье»: история на службе национальной идеологии в России, Центрально-Восточной Европе и на Балканах: Коллективная монография / Под ред. А. И. Филюшкина. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 2019. Содержание монографии: Введение. Зачем мобилизуется средневековье? Раздел I. «Мобилизованное средневековье»: Зачем Средние века были востребованы в разные исторические эпохи? Глава I. Медиевализм до медиевализма. Историческая память и историческое воображение в средневековье: народ, династия, вера. В поисках исходной точки: средневековая этничность как пролог к медиевализму. Миф и история. Origo gentis Sclavorum. Ранние славянские династические легенды и их медиевальные пути. Возникновение гуннского мифа. Готский миф. Лехитский миф. Поморский миф Августина Старгардского. Легенда о Лехе, Чехе и Русе. Легенды о деяниях апостолов в славянских землях. Раннеславянская история в контексте обретения славянами христианской веры. Историческая идентичность Средневековья и ее наследование модерным медиевализмом. Глава II.«Протомедиевализм»: историческое воображение и идентичность во второй половине XV – середине XVIII вв. Формирование протонационального дискурса и историческое воображение эпохи Ренессанса. Историзация идентичности: Протонациональные идеологемы. Иллиризм. Готицизм. Сарматизм. Украинский «извод» сарматизма. Хазарский миф.«Русский вопрос»: протонациональная интерпретация Древней Руси и проблема киевского наследства. Содержание и топологическая структура исторического воображения. Библейские первопредки в этногенетических мифах: генезис и эволюция образов. Античные сюжеты в этногенетических и династических мифах. Этимологический метод в мифотворчестве и историзация мифов. Этимологический метод в мифотворчестве и историзация мифов. Историческое воображение в дворянских генеалогиях. Глава III. В поисках своего прошлого: формирование медиевального канона романтизмом и национализмом второй половины XVIII – ХIХ столетия. Зачем средние века были нужны романтикам, националистам и патриотам «малой родины»? Медиевализм славянских будителей. Рождение Косовского мифа. Этический медиевализм Николая Карамзина. Медиевализм славянофилов и западников: апелляция к средневековью в спорах о будущем России. «Привесть в известность»: государственная политика по обретению своего прошлого. Раскопки, путешествия, реставрации: в поисках своего прошлого. Научить прошлому: медиевализм в системе образования в Российской империи в первой половине XIX в. Увековечить средневековье. Воспеть средневековье. Построить средневековье. Живописать средневековье. Опредметить средневековье. Глава IV. На пути к модерну. Переосмысление прошлого в пользу будущего. Вторая половина XIX – первая половина ХХ в. Освобожденные народы, новые страны. Медиевализм в эпоху модерна: подъем, забвение, ренессанс. Что на Балканах? Медиевальные образы в южнославянских странах и их соседей в конце XIX – начале ХХ в. Медиевализм на службе политики: «мобилизация средневековья» в Российской империи в конце XIX – начале ХХ вв. Автопортрет империи: историческая перепись 1901 - 1903 гг. Апофеоз Романовых: монументальная политика второй половины XIX – начала XX в. Маркировка территории: архитектурные памятники в русском стиле. Русский бал 1903 года: неудавшаяся симфония с Московской Русью. Русское средневековье на страницах учебников и учебных программ. Дискуссии в обществе. Возродить художественную Русь! «Русский стиль» второй половины XIX века. Появление медиевальной коммерческой рекламы. Медиевальные поиски в культуре западных славян второй половины XIX – начала XX вв. Медиевализм в годы Первой мировой войны в славянских странах. Глава V. От советского медиевализма к эпохе постмодерна. Гибель будущего. «Отречемся от старого мира»: от угасания медиевализма в революционную эпоху к сталинскому медиевальному ренессансу. Медиевализм в национальных государствах межвоенного периода. Школьные программы 1920-30-х гг. и медиевализм. Медиевальные образы в советской пропаганде в годы Великой Отечественной войны. Формирование памяти: советские военные мемориалы средневековья. Монументальная политика в области средневековой истории в послевоенные годы. Практики коммемораций. Праздники и дни памяти. «Я эмигрировал в Древнюю Русь»: советский медиевализм как форма культурного диссидентства. Средневековые образы в кинематографе славянских стран. Место средневековья в образовательных программах в послевоенном СССР. Медиевальный бум на постсоветском пространстве. Современные искусство и архитектура в России. Монументальный бум на постсоветском пространстве. Современные учебники на постсоветском пространстве: есть ли разница? Кинематограф постсоветского пространства. Средневековые герои и события отечественной истории в сетевых ресурсах. Википедия – самая популярная интернет-энциклопедия. Федеральный портал «История. РФ». Допетровская Русь в жанре интернет-анекдота. (Военно-)историческая реконструкция средневековья: историографический обзор. Компьютерные игры на тему славянского средневековья. Современная коммерческая реклама и медиевализм. Раздел II. «Мобилизация Средневековья», национальные дискурсы и историческая память от средневековья к новейшему времени: Case studies. Глава VI. Средневековье оставляет свой след. Case studies раннего славянского медиевализма. Где поклониться костям прародителей? Захоронения славянских средневековых правителей в исторической памяти. Когда Ярослав стал «мудрым»? Прозвища средневековых правителей — «живая» традиция или идеологическая конструкция? Инсигнии и реликвии власти в исторической памяти славянского Средневековья. Следы церковных памятников и реликвий в исторической памяти о средневековье. Глава VII. Борьба за историческое наследство и медиевализм. Case studies. Визуализация истории Руси / России в начале нового времени: как изображали своих предков. «Наши предки – великие гунны!» Споры о происхождении болгарского народа на Балканах в новое и новейшее время. «Македонское царство»: спор о праве на средневековую историю между Македонией и Болгарией. Косовский миф: между Сербией и Албанией. «Свое Средневековье»: русинский медиевализм в контексте Nation-Building. Найти свое средневековое государство: дискурс Великого княжества Литовского в белорусском национальном конструкте. История Великого княжества Литовского как «мобилизация средневековья» в российском историческом дискурсе. Древнерусская народность и идея славянского единства: историческая реальность или конструкт историографии? Когда славяне были едины… Память о средневековом наследии: от Великой Алании до Золотой Орды. Чужое средневековье: почему Немецкий орден непопулярен в современной Прибалтике? Музеи как форма представления национальной памяти и медиевализм. Российские государственные награды как символ преемственности со средневековьем. Медиевализм в детской литературе и фэнтази: случай Сербии. Гл. VIII. Легенды о средневековых городах в контексте национальных дискурсов. Case studies. Дувно – легендарная столица первого короля Хорватии. Крапинский миф и лингвистический национализм XIX в. Образы древних столиц как центры славянского национализма (от Вышеграда до Новогрудка). Дискурсы памяти о средневековье в имперской России, СССР и современной Российской Федерации (на примере Пскова). О феномене удревнения городов в России постсоветского периода. Глава IX. Медиевализм, культурные и национальные герои Восточной Европы и Балкан: Case studies. Кирилл и Мефодий в многоообразии славянских исторических традиций. Владимир Святой как национальный герой. Забытый золотой век: Ярослав Мудрый в исторической памяти российского общества. Игорь Святославич и его полк. Александр Невский: обретение места поклонения. Королевич Марко как национальный и культурный герой. «Куликовский плен»: Дмитрий Донской в исторической памяти российского общества второй половины XIX – начала XX в. Образ царя Стефана Уроша IV Душана Сильного в сербской исторической памяти. Иван Грозный / Иван Жахливый как антигерой народов Восточной Европы. Также подготовлена антология текстов источников: «Мобилизованное средневековье»: Центрально-Восточная Европа. Балканы. Русь. Россия. Антология / Под ред. Е. А. Ростовцева, А. И. Филюшкина. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 2019 г. Антология предназначена для демонстрации возможностей анализа источников по изучаемой теме, иллюстрирования идей и концепций, описанных в монографии. Она является вспомогательной книгой, но очень важной для практического применения результатов наших исследований (например, для использования в учебном процессе в ВУЗах, научно-практических семинаров и т.д). Антология содержит 46 печатных листов текста плюс иллюстративный материал. В 2018 г. опубликованы 3 статьи в изданиях Scopus, 5 статей сдано в печать, 14 статей в изданиях РИНЦ, 5 сдано в печать. Сделано 9 докладов на конференциях за рубежом (Сербия, Босния и Герцеговина, Эстония, Польша) и 17 на конференциях в России (Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск). Все запланированные по проекту работы выполнены, индикаторы по публикациям выполнены.

 

Публикации

1. Алимов Д.Е. От Иллирии к Хорватии: раннее прошлое Хорватско-Славонского королевства в историческом нарративе Юрая Ратткая Вестник Томского государственного университета. История, - (год публикации - 2019)

2. Алимов Д.Е. «Свое Средневековье»: русинский медиевализм в контексте nation-building Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, - (год публикации - 2019)

3. Дилигул Е.С. Рукописная традиция Сказания о Тихвинской иконе Богоматери в XVII в. Петербургский исторический журнал, №3, С. 259-266 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.24411/2311-603X-2018-00062

4. Колосков Е.А. 28 июня в сербском календаре в 1985-1991 гг. День в календаре: праздники и памятные даты как инструмент национальной консолидации в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе XIX-XXI вв., - (год публикации - 2019)

5. Копанева Д.Д. Средневековье и отечественная игроиндустрия Историческая экспертиза, - (год публикации - 2018)

6. Мутья Н.Н. Поиски национального стиля в русской живописи второй половины XIX века: историографические и методологические аспекты Международная научная конференция XXVIII Алпатовские чтения. История искусства в России – XX век: интенции, контексты, школы. 7-8 декабря 2017 года. Сборник материалов., С. 98-104 (год публикации - 2018)

7. Мутья Н.Н. Образ Ивана Грозного в отечественном изобразительном искусстве ХХ – начала XXI века. Традиции и новации Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, №1, С. 148-164 (год публикации - 2018)

8. Ростовцев Е.А. Допетровская Русь в жанре интернет-анекдота Историческая экспертиза, - (год публикации - 2018)

9. Ростовцев Е.А. Русское Средневековье и отечественная публицистика рубежа XX–XXI вв. Клио, №10 (142), С. 50-57. (год публикации - 2018)

10. Ростовцев Е.А. Бессмертный полк князя Игоря Вестник Санкт-Петербургского университета. История, - (год публикации - 2019)

11. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Владимир святой как национальный герой - воскрешение образа Диалог со временем, - (год публикации - 2019)

12. Сиренов А.В. О феномене удревнения городов в России постсоветского периода Историческая экспертиза, - (год публикации - 2018)

13. Сиренов А.В. О происхождении акварелей с видами Суздаля и Юрьева-Польского из собрания Библиотеки Российской академии наук Петербургская библиотечная школа, №3 (63), С. 19-24. (год публикации - 2018)

14. Сиренов А.В. Суздальские исторические сочинения XVII–XVIII в. Древняя Русь. Вопросы медиевистики, №3 (73), С. 42-52 (год публикации - 2018)

15. Филюшкин А.И. Чужое прошлое. Какие памятники истории искала Россия на своих восточных окраинах Новое прошлое, С. 79-96. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.23683/2500-3224-2018-1-79-96

16. Филюшкин А.И. Могилы и вещи первых древнерусских князей: от мифа к фактам и от фактов к мифу Stratum plus, №5, С. 217-233. (год публикации - 2018)

17. Филюшкин А.И. ‘To Remember Pskov’. How the Medieval Republic was Stamped on the National Memory Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, Том (Band) 66, Вып. (Heft) 4 (год публикации - 2018)

18. Филюшкин А.И. Медиевализм: почему нам сегодня нужны средние века? Историческая экспертиза, - (год публикации - 2018)

19. Филюшкин А.И. Документы о составлении перечня памятников истории в императорской России в фондах РГИА Сборники Президентской библиотеки. Вып. 3 : К 200-летию императора Александра II: Архивные документы по российской истории в научных исследованиях и публикациях, С. 189-203 (год публикации - 2018)

20. Филюшкин А.И. Мобилизованная память: к каким историческим средневековым образам апеллировали в XVII веке при освещении военных событий Три даты трагического пятидесятилетия Европы (1598-1618-1648): Россия и Запад в годы Смуты, религиозных конфликтов и Тридцатилетней войны, С. 404-411 (год публикации - 2018)

21. Черных Т.Г. Новый медиевализм и детская литература в Сербии Клио, №10 (142), С. 129-134. (год публикации - 2018)

22. Алимов Д.Е. «Социальное», «локальное» и «книжное» знание в этногенетических легендах (на примере истории о Чехе, Лехе и Русе) МАВРОДИНСКИЕ ЧТЕНИЯ 2018: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина, С. 199-202 (год публикации - 2018)

23. Колосков Е.А. «Войны памяти» как вызов для международного сотрудничества - на примере Западных Балкан МАВРОДИНСКИЕ ЧТЕНИЯ 2018: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина, С. 191-193 (год публикации - 2018)

24. Колосков Е.А. Косовский миф в сербском политическом дискурсе (1986-1991) Славянский мир: общность и многообразие. Тезисы молодежной научной конференции в рамках Дней славянской письменности и культуры. 22–23 мая 2018 г., С. 124-128 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31168/2619-0869.2018.1.9.1

25. Колосков Е.А. Кирилло-Мефодиевская традиция в Болгарии и Македонии: особенности коммеморации на современном этапе XXIII Державинские чтения: Современные и исторические проблемы болгаристики и славистики: Сборник статей по материалам XLVII Международной филологической конференции, Санкт-Петербург, 19-28 марта 2018 г., С. 33-37 (год публикации - 2018)

26. Ростовцев Е.А. Средневековье на карте памяти российского общества в контексте историографии memory studies МАВРОДИНСКИЕ ЧТЕНИЯ 2018: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина, С. 187-191 (год публикации - 2018)

27. Филюшкин А.И. Чем порожден новый медиевализм в Восточной Европе МАВРОДИНСКИЕ ЧТЕНИЯ 2018: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина, С. 185-187 (год публикации - 2018)

28. - Прошлое как идеал. Все, что нужно знать о проекте «Мобилизованное Средневековье» Санкт-Петербургские ведомости, 17 октября 2018 г. (год публикации - )

29. - Передача "Исторический клуб", Тема: "Расскажи о себе, Русь!" Радио России - Россия Санкт-Петербург, Эфир 26.12.2017 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Сферами практического применения результатов проекта являются следующие. Во-первых, это корректировка и разработка направлений социокультурной политики, государственной исторической политики разных уровней, от общегосударственных до региональных. Материалы, полученные в результате реализации проекта, содержат информацию, рекомендации, характеристики, которые могут быть востребованы в практических областях культурной политики – от выработки репертуаров кино и театров, тематики политически значимых праздников и коммемораций до буквальных рекомендаций, кому ставить памятники. Во-вторых, это область СМИ, внешнеполитических деклараций, презентации страны на международной арене и т.д., связанной с «войной памятей», борьбой с фальсификацией истории, созданием позитивного имиджа России на международной арене (то есть в конечном счете – борьба с идеологическими вызовами современности). С этим направлением связана третья сфера применения проекта – национальная политика, направленная прежде всего на снятие очагов напряженности, грамотное использование историко-культурного материала при анализе причин национальных конфликтов и проблем, сглаживании острых углов и т.д. Полученный нами материал может быть востребован при выработке рекомендаций по социокультурным технологиям в области нациестротельства, национальной политики и т.д. Четвертой практической сферой является возможность применения полученных результатов и использования собранной информации в учебном процессе в ВУЗах, прежде всего в магистерских программах, связанных с изучением национальных культур, истории и теории наций и национализма, этнополитики и т.д. Такие программы открыты в МГУ и СПбГУ, постепенно появляются и в других ВУЗах страны.