КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 16-18-10092

НазваниеСоциальные риски международной молодежной миграции в современной России

РуководительБородкина Ольга Ивановна, Доктор социологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2016 г. - 2018 г. 

Конкурс№13 - Конкурс 2016 года на получение грантов по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-306 - Исследования социальных проблем

Ключевые словасоциальные риски, молодежь, международная миграция, безопасность, здоровье, общественное мнение, современная Россия

Код ГРНТИ04.21.81


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В постсоветский период российское общество оказалось включенным в интенсивные миграционных процессы, развивающиеся между странами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Ведущей тенденцией в этой области стала массовая трудовая миграция из центральноазиатских и закавказских республик. Входящий миграционный поток в значительной мере состоит из молодежи. С функциональной точки зрения, трудовая миграция имеет возвратный характер, однако значительная часть трудовых мигрантов оседает в России, оставаясь на легальном или нелегальном положении. Молодежный контингент мигрантов отличает высокая мобильность и адаптивность, что является предпосылкой для активной интеграции в принимающее сообщество. Но в то же время приезжающая в Россию молодежь обладает незначительным объемом социального, культурного и экономического капитала. В современной России молодые мигранты сталкиваются с проблемой социальной интеграции в ее культурном, структурном, интеракционном и идентификационном измерениях. Помимо нехватки капитала на пути социальной интеграции мигрантов встает целый ряд барьеров: институциональные , коммуникативные, социокультурные. Недостаток капитала и барьеры на пути интеграции молодых мигрантов приводят к возникновению новых социальных неравенств в сфере экономики, образования, социального обеспечения (в частности, здравоохранения), рынка жилья, культуры и политики. Новые социальные неравенства складываются в ходе процессов эксплуатации, иерархизации, этнической стратификации, исключения и маргинализации. Эта ситуация чревата усилением социальных рисков, понимаемых как возможные негативные последствия, которые с определенной степенью вероятности могут затронуть всех участников миграционного процесса: самих мигрантов, принимающее общество и общества-доноры. Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, тем, что быстрое изменение миграционной ситуации опережает научную рефлексию и во многих случаях делает существующие подходы нерелевантными. Практика регулирования, управления, контроля международной миграции также, по сути, отстает от развития ситуации, складывается часто из текущих, неотложных, не связанных между собой и ограниченных по своей эффективности мер. Миграционная политика в целом и тем более работа с молодыми мигрантами очень слабо используют потенциал социальных наук, что существенно снижает эффективность усилий в этой сфере. В то же время миграционная ситуация становится вызовом для социальных наук и требует сложных подходов, которые бы учитывали взаимосвязь принимающего общества, общества стран-доноров, а также интересы, права и практики самих мигрантов. Концепция социальных рисков является перспективной для исследования молодежной миграции, она может дать дополнительный импульс изучению новых социальных неравенств, концепций интеграции мигрантов и транснационализма. Исследование нацелено на выявление и оценку возможных рисков международной молодежной миграции в сферах труда и занятости, образования, здоровья, культуры и досуга, общественно-политической жизни, в сфере общественной безопасности. В этом отношении специфика российской ситуации остается малоизученной, что задает общероссийский и региональный масштаб настоящего исследования. Большинство современных исследований в сфере международной миграции сосредоточены на количественном анализе миграционных процессов в принимающем сообществе и выявлении социально-демографических характеристик мигрантов. При этом комплексное изучение социальных рисков для основных участников миграционного процесса остается за рамками социальных исследований. Специфика молодежного контингента мигрантов также упускается из виду. Принципиально новым в предлагаемом подходе является: 1) изучение социальных рисков международной молодежной миграции в современной России; 2) внимание к молодежи, составляющей основную часть миграционного потока; 3) учет трехстороннего характера социальных рисков: изучение рисков для страны-реципиента, стран-доноров и самих мигрантов. В рамках данного проекта планируется проведение комплексного всероссийского исследования, включающего количественную и качественную оценку социальных рисков международной молодежной миграции. Предполагается сбор первичных социологических данных, представляющих все три заинтересованные стороны проекта – молодых мигрантов, занимающих разные профессиональные и статусные позиции; российского населения, проживающего в разных регионах страны; экспертов, представляющих сферу управления миграционными процессами. На первом этапе будет выполнено углубленное исследование в Санкт-Петербурге - одном из самых привлекательных для молодых мигрантов регионе России. На втором этапе исследованием будет охвачена территория Российской Федерации – в выборку будут включены типичные по своим экономическим, геополитическим, социальным параметрам регионы, миграционная ситуация в которых может существенно различаться. Для целей исследования будет проведен сбор и анализ статистической информации и вторичных данных, отражающих ситуацию в ключевых сферах общественной жизни (сфера труда и занятости, образование, здравоохранение, культура и досуг, общественно-политическая жизнь, общественная безопасность). Характер проблематизации и общественная оценка актуальных социальных рисков международной молодежной миграции и их влияния на жизнь общества будут исследованы с помощью дискурс-анализа и контент-анализа публичных дискуссий по теме, а также массового опроса общественного мнения. Фокус-группы с участием молодых мигрантов позволят описать представления о социальных рисках целевых контингентов. На основании экспертных интервью и групповых обсуждений с экспертами будет выполнен анализ эффективности миграционной политики. На третьем этапе проекта будет разработана стратегия снижения и профилактики социальных рисков международной молодежной миграции, включающая систему мер, реализуемых на макро-, мезо- и микроуровнях управления миграционными процессами. Предложенные в ходе разработки стратегии меры и рекомендации будут протестированы в ходе фокус-групп с участием представителей целевых контингентов и в ходе экспертных дискуссий.

Ожидаемые результаты
В итоге выполнения проекта планируется получить следующие основные содержательные результаты: 1. Оценка социальных рисков международной молодежной миграции в современной России (в общероссийском и региональном измерении). 2. Концептуальная модель социальных рисков международной молодежной миграции в современном российском обществе. 3. Стратегии снижения и профилактики социальных рисков международной молодежной миграции в Российской Федерации, с учетом региональных особенностей. Полученные результаты будут иметь значимость для научного осмысления миграционных процессов в современном обществе. Впервые предполагается выделить молодых мигрантов в качестве обособленного контингента, в отношении которого будет применен методологический подход социальной рискологии. В научный оборот будет введен значительный эмпирический материал, характеризующий российскую ситуацию в сфере миграции, которая достаточно слабо представлена в работах мировых лидеров в этой области исследования. Развитие молодежной миграции в России является одним из ключевых моментов глобальных миграционных процессов, в связи с чем ожидаемые результаты комплексного всероссийского исследования этой сферы будут представлять значительный интерес для мировой науки и практики. Планируемая к разработке концептуальная модель социальных рисков международной молодежной миграции станет методологической основой для решения прикладных задач в области управления миграционными процессами в России. В частности, создание такой модели позволит впервые в отечественной практике перейти к разработке теоретически обоснованного молодежного компонента миграционной политики. Разработка стратегии снижения и профилактики социальных рисков на макро-, мезо- и микроуровнях позволит сориентировать работу с молодыми мигрантами и представителями принимающего сообщества на минимизацию негативных эффектов, сопровождающих миграционные процессы. Внедрение комплексного механизма снижения и профилактики социальных рисков, основы которого будут разработаны в рамках данного проекта, внесет существенный вклад в обеспечение общественной безопасности в Российской Федерации: снижение уровня преступности как в среде молодых мигрантов, так и преступлений по отношению к ним, повышение экономической и социальной стабильности незащищенных слоев населения, профилактика экстремизма и противодействие террористическим угрозам. Результаты будут представлены в 22 публикациях, включая 6 публикаций в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science) или «Скопус» (Scopus); 8 статей в русскоязычных изданиях, индексируемых РИНЦ; 2 монографии. Кроме того, за три года результаты проекта будут представлены на 6 международных конференциях.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
В 2016 г в рамках проекта «Социальные риски международной молодежной миграции в современной России» проведено исследование, посвященное анализу социальных рисков международной молодежной миграции в Санкт-Петербурге. Исследование выполнено в методологических рамках социальной рискологии, что предполагает анализ социальных рисков, возникающих и развивающихся в основных сферах общественной жизни: сфера труда и занятости, образование, здравоохранение, культура и досуг, общественно-политическая жизнь, общественная безопасность. Авторами была предложена типологизация социальных рисков в основных сферах жизнедеятельности и оценка социальных рисков международной молодежной миграции в Санкт-Петербурге. Анализ рисков проводился на микро-, мезо- и макроуровне социальной реальности с учетом четырех изменений социальной интеграции: культурное, структурное, интеграционное и идентификационное (измерения предложенные Х.Эссером и Ф. Хекманном).Кроме того,анализ рисков предполагался с учетом трехстороннего характера социальных рисков: изучение рисков для страны-реципиента, стран-доноров и самих мигрантов. Эмпирическое исследование осуществлялось в рамках количественной и качественной стратегий. Количественный анализ использовался для выявления: статистических тенденций, характеризующих динамику международной молодежной миграции в современной России; связанных с миграцией процессов в основных сферах общественной жизни; региональных различий по уровню выраженности ключевых маркеров социальных рисков; оценки состояния общественного мнения в отношении объектов, релевантных проблемам и рискам международной молодежной миграции. Для этих целей был проведен контент-анализ материалов в сети Интернет, вторичный анализ статистических и социологических данных, а также два массовых опроса жителей Санкт-Петербурга(телефонный опрос и уличный опрос). В первом случае методика сбора данных – телефонное стандартизированное интервью. Генеральную совокупность исследования составило взрослое население Санкт-Петербурга (18 лет и старше). Выборка районированная, основанная на случайном отборе телефонных номеров из общей базы городских стационарных абонентов. Общий размер полученной выборки составил 1017 человек, что обеспечивает предельную случайную ошибку выборки ∆=3,1% для доверительной вероятности 95%. Уличный опрос был проведен возле станций метро Санкт-Петербурга, на оживленных пешеходных потоках, с использованием шагового отбора. В опросе участвовало взрослое население и молодежь (от 15 лет), всего был опрошен 821 респондент, что обеспечивает предельную случайную ошибку выборки ∆=3,5% для доверительной вероятности 95%. В рамках качественного исследования было проведено 6 очных фокус-групп и 6 интернет фокус-групп, представляющих разные потоки и категории мигрантов (трудовые мигранты, студенты, беженцы и др.), а также 22 экспертных интервью. Экспертами выступили: представители государственных органов из различных сфер управлении и регулирования миграционных процессов (руководители и специалисты профильных комитетов Правительства Санкт-Петербурга и подведомственных им учреждений: Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики, ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей», ГАУ «Центр трудовых ресурсов» при Комитете по труду и занятости, ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья» при Комитете по социальной политике); сотрудники Межпарламентской Ассамблеи; сотрудники общественных организаций, руководители и сотрудники медицинских учреждений, члены профессиональных сообществ и представители научной общественности. Кроме того, с целью углубленного изучения механизмов культурной интеграции молодых мигрантов в российское общество и специфики сопровождающей этот процесс межкультурной коммуникации был применен метод наблюдения и описания случаев (casestudy). Анализ нормативных актов и экспертных интервью позволяет утверждать, что социальная политика в области миграции в Санкт-Петербурге регулируется преимущественно федеральными законами. Слабая автономия региональной миграционной политики по отношению к федеральной, во-первых, сужает пространство для маневра региональных властей, а, во-вторых, приводит к тому, что противоречия миграционной политики на федеральном уровне транслируются на региональный уровень. Несмотря на это, региональные власти могут выдвигать свои инициативы. В настоящее время в области миграционной политики в Санкт-Петербурге реализуются 4 программы, направленные на адаптацию и интеграцию мигрантов(в значении культурной ассимиляции), гармонизацию межнациональных отношений, регулирование трудовой миграции и противодействие незаконной миграции. В миграционной политике Санкт-Петербурга молодые мигранты не выделяются как значимая группа, не существует ни одного направления, за исключением профилактики экстремизма, нацеленного на этот контингент мигрантов.Таким образом, представляется важным выработка особой социальной политики по отношении к молодым мигрантам, являющимся самой многочисленной категорией среди всех иностранных граждан. В области организации работы с мигрантами очень важной инициативой региональных властей Санкт-Петербурга стало наделение полномочиями в сфере миграционной политики органов местного самоуправления и районных администраций. Теперь они смогут заниматься адаптацией и интеграцией мигрантов на уровне местных сообществ. Важным шагом региональных властей стало сотрудничество с немногочисленными, но активными общественными организациями, работающими с мигрантами. НКО участвуют в разработке программ, в общественных советах, конференциях и семинарах, получают гранты Правительства Санкт-Петербурга. Анализ массовых опросов показал, что в петербургском сообществе преобладают сдержанные оценки миграционных процессов. Миграционная тематика привычна для петербургского сообщества, но говорить о сформировавшейся общественной позиции в этой области рано. Об этом свидетельствуют почти равновероятное распределение опрошенных между ключевыми альтернативами и модальность компромиссных позиций. Петербуржцы до сих пор массово воспринимают мигрантов как временную рабочую силу и фокусируют внимание на их формальном статусе (легальном или нелегальном). Общественная рефлексия отстает от объективного процесса трансформации самого принимающего сообщества, что выводит этот процесс из-под социального контроля и создает риски на макроуровне. В структуре проблем, которые горожане ассоциируют с присутствием мигрантов, лидирующие позиции занимают претензии к образу жизни мигрантов (аморальному поведению, игнорированию локальных культурных образцов),далее – к низкому качеству товаров и оказываемых ими услуг (из-за недостаточной квалификации трудовых мигрантов), и лишь на последнем месте – риски наиболее общественно опасных проявлений (насильственной преступности и сексуальной агрессии).Принимающее сообщество отдает при интерпретации миграционных явлений приоритет культурным капиталам и целям, тогда как экономические капиталы и цели безопасности остаются на периферии общественного внимания. В этом случае культурная дистанция между принимающим сообществом и контингентами мигрантов, представляющих различные сообщества-доноры, может являться определяющим фактором, на основе которого выстраивается вся система взаимодействия, включая экономическое сотрудничество и конкуренцию, вплоть до конфликтов в форме насилия. На основании анализа экспертных интервью и фокус-групп можно выделить следующие миграционные риски в различных сферах жизнедеятельности и предложить некоторые меры по снижению данных рисков. В сфере трудовых отношений основным риском трудящихся-мигрантов в России является риск трудовой эксплуатации в условиях неформальной занятости. Многие работодатели нарушают трудовые права мигрантов, не оформляя с ними трудовые отношения, задерживая или не выплачивая им зарплату, необоснованно увеличивая продолжительность рабочего дня, не соблюдая требований к условиям труда и технике безопасности. Доверие к недобросовестным посредникам вместе с недостаточной информированностью мигрантов о своих правах и обязанностях, о важности официального оформления документов, заключении трудового договора усугубляют этот риск. Организованный набор иностранной рабочей силы мог бы гарантировать мигрантам стабильность и социальную защищенность, однако, несмотря на все административные усилия, эта форма трудоустройства по-прежнему неэффективна. В наиболее уязвимом положении находятся нелегальные мигранты, поскольку у них нет практически никакого доступа к институтам поддержки. Вместе с тем эксперты отмечают уменьшение случаев трудового рабства, например, практики удержания работников с помощью отъема паспортов. Недокументированные мигранты, в особенности женщины и дети, являются наиболее уязвимыми группами иностранцев. Они лишены социальной помощи и поддержки, поскольку основанием для оказания социальных услуг иностранным гражданам служит постоянная регистрация по месту жительства в Санкт-Петербурге.В качестве неотложной меры для защиты прав и интересов семей иностранных граждан эксперты предлагают создать отдел социального сопровождения семей мигрантов с детьми в рамках Комитета по социальной политике, обеспечив его соответствующим финансированием, а также включить в Социальный кодекс Санкт-Петербурга наиболее уязвимые категории мигрантов. В сфере образования эксперты сходятся во мнении о том, что главные риски несет неурегулированный статус детей мигрантов, он создает дополнительные барьеры для их успешной интеграции. В сфере здравоохранения отмечается, что получение полиса ДМС – это формальная процедура: он не покрывает затрат на лечение, а дает лишь право на экстренную помощь и очень ограниченный набор медицинских услуг. Поэтому к помощи врачей мигранты обращаются только в крайних случаях, в основном занимаясь самолечением, тем самым многократно увеличиваются риски распространения социально опасных заболеваний (ВИЧ-инфекция, туберкулез и др.).В отношении распространения ВИЧ-инфекции и туберкулеза основной риск заключается в том, что мигранты в Санкт-Петербурге не могут бесплатно пройти курс лечения.Угроза депортации при отказе от лечения приводит к тому, что мигранты пытаются всеми возможными способами уйти из под контроля медицинских органов и властных структур и распространяют эти опасные заболевания.Наибольшим рискам подвергаются недокументированные мигранты, у которых не проводится даже обследование. Проведенные в рамках исследования интернет фокус-группы охватывали молодых мигрантов, для которых переезд в Санкт-Петербург был связан не столько с экономическими причинами, сколько с изменением образа жизни. Значительная часть участников этих групп ориентирована не только на поиск новой работы, но и на получение качественного высшего образования. Таким образом, материалы экспертных интервью и фокус-групп показывают, что главным риском для мигрантов является уязвимость их правового статуса – сложность его получения и легкость его потери. Для трудовых мигрантов очень высок риск выдворения, депортации, закрытия на въезд в Россию. Поэтому первоочередной задачей миграционной политики в отношении молодых мигрантов должна стать их структурная интеграция. Результаты научного проекта в 2016 г. были отражены в 20 опубликованных научных работах и 3 статьях, принятых к публикации. Из них 5 статей вошли в издания , которые индексируются в базах Scopus/Web of Science. Результаты проекта прошли апробацию на 5 международных конференциях (10 устных докладов).

 

Публикации

1. Амирханян А.Г. Доступ трудовых мигрантов к услугам здравоохранения Современные тенденции развития науки и технологий, номер 5-2, тема выпуска по материалам XIV Международной научно-практической конференции г. Белгород, стр. 93-96 (год публикации - 2016)

2. Амирханян А.Г., Бородкина О.И. Особенности трудовой миграции в Приморском крае Материалы V Всероссийского социологического конгресса "Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость" (Екатеринбург , 19-21 октября 2016 года), стр. 1143-1153 (год публикации - 2016)

3. Бородкина О. И., Иванова М.М. Миграция и социальная политика: пример социального обслуживания мигрантов в Санкт-Петербурге Сборник докладов XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, - (год публикации - 2017)

4. Бородкина О.И. Проблемы профилактики ВИЧ/СПИДа среди международных мигрантов Семья и проблемы ВИЧ-инфекции: профилактика и социальное обслуживание. Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник, выпуск 8 (год публикации - 2016)

5. Бородкина О.И., Амирханян А.Г. HIV risk among labor migrants in Russia SGEM 3 rd International multidisciplinary scientific conference on social sciencts and arts, Book 1 psychology and psychiatry, sociology and healthcare, education volume 2, p.565-571 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.5593/sgemsocial2016B12

6. Бородкина О.И., Амирханян А.Г., Романенко В. В. Key issues of labor migrants integration in Russia SGEM 3 rd International multidisciplinary scientific conference on social sciencts and arts, Book 2 political sciences, law, finance, economics and tourism, volume 2, p. 213-220 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.5593/sgemsocial2016B22

7. Бородкина О.И., Соколов Н.В., Тавровский А.В. Социальные риски международной иммиграции в Россию «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз», 2017. Т. 10. № 3. С. 114-133 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.15838/esc.2017.3.51.6

8. Рехтина Л.С. Академическая миграция молодых ученых в эпоху риска и неопределенности Материалы V Всероссийского социологического конгресса "Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость" (Екатеринбург , 19-21 октября 2016 года), стр.1265-1273 (год публикации - 2016)

9. Рехтина Л.С., Соколов Н.В. Риски академической миграции молодых ученых Проблемы современной науки и образования, номер 16 (58), стр. 125-129 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.20861/2304-2338-2016-58

10. Романенко В.В. Социально-демографические характеристики международных мигрантов и проблемы их адаптации в российском социуме Современные тенденции развития науки и технологий, номер 8-4, тема выпуска по материалам XVII Международной научно-практической конференции г. Белгород, стр. 12-16 (год публикации - 2016)

11. Соколов Н.В., Рехтина Л.С. Интеграционные аспекты трудовой миграции в Санкт-Петербурге: парадоксы и риски Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве, номер 4-1, стр. 111-118 (год публикации - 2016)

12. Тавровский А.В. Russian integration policy and migrants rights SGEM 3 rd International multidisciplinary scientific conference on social sciencts and arts, Book 2 political sciences, law, finance, economics and tourism, volume 2, p. 333-340 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.5593/sgemsocial2016B22

13. Тавровский А.В. Российская политика интеграции и права мигрантов Материалы V Всероссийского социологического конгресса "Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость" (Екатеринбург , 19-21 октября 2016 года), стр. 1319-1334 (год публикации - 2016)

14. Тавровский А.В., Соколов Н.В., Рехтина Л.С. Labor migrants in Russia: settling down in the situation of failed integration SGEM 3 rd International multidisciplinary scientific conference on social sciencts and arts, Book 1 psychology and psychiatry, sociology and healthcare, education volume 2, p. 605-612 (год публикации - 2016)

15. Амирханян А.Г. Выявление и профилактика туберкулеза среди трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге Материалы международной конференции "Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского)" 10-12 ноября 2016 года Санкт-Петербург, стр. 1613-1615 (год публикации - 2016)

16. Бородкина О.И., Амирханян А.Г. Отношение населения к международным трудовым мигрантам (результаты исследований в Санкт-Петербурге) Материалы международной конференции "Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского)" 10-12 ноября 2016 года Санкт-Петербург, стр. 1615-1617 (год публикации - 2016)

17. Иванова М. Негосударственная социальная поддержка мигрантов и членов их семей в Санкт-Петербурге Материалы международной конференции "Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского)" 10-12 ноября 2016 года Санкт-Петербург, стр. 1617-1620 (год публикации - 2016)

18. Панкратова Л.С. Миграция и сексуальное насилие в России: опыт социологического анализа Материалы международной конференции "Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского)" 10-12 ноября 2016 года Санкт-Петербург, стр. 1624-1625 (год публикации - 2016)

19. Рехтина Л.С. Роль доверия в миграционных процессах и проблемы верификации сообществ Материалы международной конференции "Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского)" 10-12 ноября 2016 года Санкт-Петербург, стр. 1625-1627 (год публикации - 2016)

20. Романенко В.В. Социальные риски международной женской миграции в России Материалы международной конференции "Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского)" 10-12 ноября 2016 года Санкт-Петербург, стр. 1627-1629 (год публикации - 2016)

21. Соколов Н.В. Идентификация мигранта как инструментальная задача исследования: возможности и ограничения Материалы международной конференции "Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского)" 10-12 ноября 2016 года Санкт-Петербург, стр. 1629-1631 (год публикации - 2016)

22. Тавровский А.В. Индекс политики интеграции мигрантов MIPEX: оценка ситуации в России Материалы международной конференции "Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского)" 10-12 ноября 2016 года Санкт-Петербург, стр. 1631-1632 (год публикации - 2016)

23. Шендриковская А.В., Эпель Е.Г. Проблемы украинских беженцев в России на примере г. Санкт-Петербурга (по материалам фокус-групп) Материалы международной конференции "Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке (к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского)" 10-12 ноября 2016 года Санкт-Петербург, стр. 1632-1634 (год публикации - 2016)


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В 2017 году в рамках проекта «Социальные риски международной молодежной миграции в современной России» проведено исследование, посвященное анализу социальных рисков международной молодежной миграции в регионах России. На втором этапе проекта сбор эмпирических данных осуществлялся в рамках комбинированной исследовательской стратегии, предполагавшей использование количественных и качественных методов. Количественный анализ использовался для выявления статистических тенденций, характеризующих динамику международной молодежной миграции в регионах современной России, региональных различий по уровню выраженности ключевых маркеров социальных рисков, а также оценки состояния общественного мнения в регионах в отношении объектов, релевантных проблемам и рискам международной молодежной миграции. Для этих целей применялись методы массового опроса населения,количественный контент-анализа общественных дискуссий в социальных сетях и интернет СМИ, вторичного анализа статистических и социологических данных. Качественное направление исследования включало в себя дискурс-анализ проблемного поля общественных дискуссий по поводу международной молодежной миграции, проведение фокус-групп с различными категориями молодых мигрантов, а также интервью с региональными экспертами – представителями академического сообщества и общественных организаций. Миграционные потоки, основу которых составляют молодые мигранты, неравномерно распределяются по территории современной России, что обусловлено значительной социально-экономической дифференциацией российских регионов. Основными центрами притяжения международных молодежных мигрантов являются крупные городские агломерации и города, среди которых в масштабах страны выделяются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. В Южном федеральном округе такими центрами являются Краснодар и Ростов-на-Дону, в Приволжском ФО – Казань, Нижний Новгород и Самара, в Уральском ФО – Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, в Сибирском ФО – Новосибирск, Красноярск, Иркутск, в Дальневосточном ФО – Владивосток. При выборе модельных регионов и городов максимально полно учитывалось разнообразие социально-экономической и миграционной ситуации в стране. Целью проведения всероссийского опроса населения была оценка миграционной ситуации в России в целом, в отдельных регионах, а также оценка социальных рисков миграции и их дифференциации в российских регионах. Методика подразумевала опрос репрезентативной выборки населения РФ с выделением целевой подвыборки молодежи в возрасте до 30 лет, для которой использована более детализированная и адаптированная к специфически молодежным практикам анкета. В качестве основного метода исследования был выбран массовый телефонный опрос с применением стандартизированного интервью. Первичные социологические данные собраны для двух общероссийских целевой выборок размером n1= 1412 чел., n2=1472 чел. Результаты общероссийского опроса позволяют утверждать, что общая информированность населения относительно миграционных процессов достаточно высока (только менее 10% респондентов сообщили о том, что они ничего не знают о миграции либо затрудняются ответить что-то определённое по данному поводу). Однако большинство опрошенных не интересуется миграционный проблематикой – так ответили более 50% респондентов. Наибольший интерес к миграционной теме наблюдается в Северо-Западном, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах. В тоже время насыщенность информационной сферы публикациями по миграционной тематике высока – почти 30% респондентов сталкивались с ней в течение 1-2 дней накануне опроса, что свидетельствует о том, что информационная нагрузка на население по миграционной тематике превышает интенсивность обсуждение этой тематики людьми. Общий фон проблематизации социальных рисков миграции в массовом сознании был оценен через отношение к проблемам, которые часто упоминают как результат миграции - потере рабочих мест, снижению зарплат, падению качества товаров и услуг и так далее. Анализ территориальной структуры проблематизации миграции дает достаточно сложную картину, причем мнение молодежи (респонденты до 30 лет) существенно отличается от мнения более возрастной подвыборки. Общественная оценка практического взаимодействия принимающего населения и мигрантов характеризуется как в основном позитивная. Обращает на себя внимание тот факт, что менее 5% опрошенных россиян указали, что в их населенном пункте мигрантов, приехавших в Россию за последние 10-15 лет, нет или почти нет. В Северо-Кавказском и в Северо-Западном Федеральных округах отмечается наибольший вес оценок взаимодействия мигрантов и местных жителей как конфликтного ( 10% , и почти 9% опрошенных). В отношении конкретных угроз принимающему сообществу 30% опрошенных сообщили, что никакие проблемы связанные с мигрантами им не угрожают. Наиболее безопасные в понимании респондентов регионы, населению которых меньше всего угрожают проблемы, связанные с международной молодежной миграцией, - это Уральский, Северо-Кавказский, Южный и Сибирский федеральные округа. Напротив, в Центральном и Северо-Западном федеральных округах более 3/4 опрошенных указали те или иные проблемы, угрожающие, по их мнению, принимающему сообществу. В рамках реализации проекта за отчетный период было проведено 28 фокус-групп с молодыми мигрантами в различных городах, представляющих Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, кроме того, во всех городах были проведены индивидуальные интервью с мигрантами. Анализ результатов фокус-групп позволяет утверждать наличие общих тенденций изменения практик взаимодействия молодых мигрантов с различными акторами принимающего населения для изучаемых регионов. Произошедшее в последние годы ужесточение миграционной политики, упразднение ФМС и передача ее функций МВД привело к усилению контроля со стороны правоохранительных органов, что вызывает большую настороженность и недоверие молодых мигрантов по отношению к представителям власти. С другой стороны, молодые мигранты не чувствуют усиления напряженности и роста ксенофобии со стороны принимающего населения, к которому сами они относятся весьма толерантно. Вместе с тем, в регионах, для которых характерна существенная культурная дистанция между отдельными группами мигрантов и принимающим населением (например, во Владивостоке), наблюдается усиление дискриминации в повседневных взаимодействиях. Для анализа условий, подходов и практик регулирования международной молодежной миграции в различных регионах России в отобранных регионах было проведено 24 экспертных интервью. Экспертные интервью касались преимущественно региональной миграционной политики и положения молодых мигрантов в регионе. Обобщение мнения экспертов позволяет сделать вывод, что пространство для маневра городских властей предельно ограничено, и региональная миграционная политика, по сути, сводится к реализации федеральной политики. Тем самым на региональный уровень транслируются все противоречия федеральной политики, для которой характерны резкие колебания между либеральным и рестриктивным режимами. Во-первых, это противоречия между ее целями (экономическое развитие, демографический рост, защита национального рынка труда, социокультурная интеграция, национальная безопасность и общественный порядок, предоставление убежища), во-вторых, неразличение или плохая артикуляция этих целей и, в-третьих, слабость процесса их согласования. По мнению экспертов, миграционная политика нуждается в децентрализации и должна проводиться, прежде всего, на уровне города и городских муниципалитетов, где осуществляется непосредственное взаимодействие властей, работодателей, мигрантов и принимающего населения. Эксперты отмечали, что в сфере адаптации и интеграции молодых мигрантов в сообщества больших городов необходимо выстраивать не контрольно-надзорные, а инклюзивные институты, обеспечивающие полноценное взаимодействие принимающего общества и различных групп иностранцев. Другим выводом проведенного исследования стало подтверждение той парадоксальной ситуации, когда, несмотря на тот факт, что молодежь — самая многочисленная категория среди всех иностранных граждан, в региональной миграционной политике молодые мигранты вообще не выделяются как самостоятельная значимая группа. Основываясь на данных экспертных интервью и фокус-групп с мигрантами в модельных регионах мы, с одной стороны, наблюдаем структурное сходство рисков, с которыми сталкиваются мигранты и принимающее население, а с другой, – видим различную степень их проявления. Так, например, во всех регионах отмечаются риски, связанные с культурной дистанцией между принимающим сообществом и молодыми мигрантами, когда культурные отличия воспринимаются как угроза нормам и ценностям принимающего сообщества, однако, например, в Краснодаре и Ростове-на-Дону, где велика доля приехавших из традиционных для этих регионов стран – Украины (включая временных переселенцев) и Армении, рискогенность культурной дистанции между принимающим сообществом и мигрантами будет ниже, чем в регионах с преобладанием «видимых» мигрантов из Средней Азии. Точно также во всех регионах существуют риски насилия и нарушения прав мигрантов со стороны правоохранительных органов, однако, например, в Москве силовой контроль и коррупционная рента гораздо выше, чем в Нижнем Новгороде. Во всех регионах отмечаются высокие риски, связанные с потерей мигрантами официального статуса проживания или работы, поскольку недокументированное положение аккумулирует все возможные риски. Однако наличие развитых социальных сетей мигрантов, социально-ориентированных НКО или диаспоральных организаций (например, в Москве, Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде) смягчают эти риски, а слабость этих институтов (например, в Краснодаре и Ростове-на-Дону) их только усиливает. Полученные данные дают основания утверждать, что трансграничная миграция, являясь одной из стратегий снижения рисков домохозяйств в обществах исхода, сама порождает новые риски как для этих обществ, так и для обществ приема и для самих мигрантов. Так, например, большой риск представляет, с одной стороны, нехватка человеческого и социального капитала мигрантов, а с другой – те ситуации неопределенности в процессе обретения правового статуса, на рынке труда, в сфере образования, здравоохранения, повседневных взаимодействий, которые создаются рискогенными решениями различных акторов принимающего общества. Однако главный вывод настоящего этапа исследования состоит в том, что эти риски имеют региональную проекцию. В 2017 году научные результаты проекта были отражены в 16-и опубликованных научных работах (из них 5 статей вошли в издания, которые индексируются в международных базах Scopus/Web of Science) и были представлены на 6 международных и всероссийских конференциях в виде 9 устных докладов.

 

Публикации

1. Бородкина О., Соколов Н., Тавровский А., Панкратова Л. Social work with Muslim migrants in Russia: Public opinion issues and practical perspectives Journal of Religion & Spirituality in Social Work: Social Thought, 36, 1-2, р. 215-246 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1080/15426432.2017.1311243

2. Бородкина О.И., Амирханян А.Г. Access of international young migrants to health care in Russia SGEM 4 th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts, Book 3 science and society, volume 3 sociology and healthcare, p.33-40 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.5593/sgemsocial2017/33

3. Бородкина О.И., Амирханян А.Г. HIV prevention among international young migrants: problems and prospects SGEM 4 th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts, Book 3 science and society, volume 1, p.499-505 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.5593/sgemsocial2017HB31

4. Бородкина О.И., Романенко В.В. The construction of risks by residents of St. Petersburg in the context of international migration SGEM 4 th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts, Book 3 science and society, volume 3 sociology and healthcare, p.767-774 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.5593/sgemsocial2017/33

5. Иванова М.М. Социальные проблемы молодых мигрантов-беженцев (на примере Санкт-Петербурга) Актуальные проблемы и достижения в общественных науках. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 апреля 2017 г.), Выпуск 4, стр. 16-19 (год публикации - 2017)

6. Лузянина Е.Г. Проблемы и возможности интеграции международных трудовых мигрантов: социально-правовые аспекты* Общественные науки в современном мире. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 сентября 2017 г.), Выпуск 4, стр.13-17 (год публикации - 2017)

7. Панкратова Л.С. Сексуальные риски в контексте миграционных потоков в современной России Социосфера, - (год публикации - 2017) https://doi.org/10.24044/sph

8. Романенко В.В., Бородкина О.И. Социальная напряженность и социальные риски в контексте международной трудовой миграции Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, - (год публикации - 2017)

9. Соколов Н.В. Работящие, но чужие: парадокс восприятия мигрантов массовым сознанием (по результатам исследований в Санкт-Петербурге) Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, № 1 (137), стр. 80-96 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.1.06

10. Соколов Н.В., Рехтина Л.С. Мигранты и миграция, идентичность и идентификация: концептуальные основы анализа Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве, Вып. 5., Ч. 1, стр. 220-228 (год публикации - 2017)

11. Шендриковская А.В. Академическая мобильность студентов как средство интеграции в международное образовательное пространство Новые тенденции развития общественных наук. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 августа 2017 г.), Выпуск 4, стр.12-15 (год публикации - 2017)

12. Бородкина О.И., Соколов Н.В.,Тавровский А.В. Международная миграция в Санкт-Петербурге: миграционная политика и общественное мнение Международная миграция в Санкт-Петербурге: миграционная политика и общественное мнение: монография — СПб.: Изд-во «Скифия-принт», 2017., 332 стр. (год публикации - 2017)

13. Амирханян А.Г. Проблемы международной миграции на Дальнем Востоке Глобальные социальные трансформации XX – начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года., стр. 813-814 (год публикации - 2017)

14. Бородкина О.И., Иванова М.М. Социальные риски молодежной международной трудовой миграции (по данным исследования в Москве) Глобальные социальные трансформации XX – начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года., стр. 829-831 (год публикации - 2017)

15. Лузянина Е.Г. Решает ли институт патента проблемы международных трудовых мигрантов? Глобальные социальные трансформации XX – начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года., стр. 897-899 (год публикации - 2017)

16. Панкратова Л.С. Международная молодежная миграция в Волгоградской области: перспективы и риски Глобальные социальные трансформации XX – начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года., стр. 917-918 (год публикации - 2017)

17. Романенко В.В. Социальный контроль проституции в контексте международной миграции Глобальные социальные трансформации XX – начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года., стр. 946-947 (год публикации - 2017)

18. Шендриковская А.В. Социальные проблемы международной трудовой миграции в Приволжском федеральном округе Глобальные социальные трансформации XX – начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года., стр. 984-986 (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В 2018 году в рамках проекта «Социальные риски международной молодежной миграции в современной России» проведено исследование, посвященное разработке стратегий снижения и профилактики социальных рисков международной молодежной миграции в современной России. Решение данной задачи предполагало разработку концептуальной модели профилактики социальных рисков международной молодежной миграции и системы рекомендаций по профилактике социальных рисков. Сбор эмпирических данных по вопросам профилактики социальных рисков осуществлялся, как и на предыдущих этапах, в рамках комбинированной исследовательской стратегии, предполагавшей использование количественных и качественных методов. Количественный анализ использовался для выявления статистических тенденций, характеризующих отношение местного населения к предлагаемым профилактическим мерам. В качестве модельного региона был выбран Санкт-Петербург, где был проведен телефонный опрос населения. Качественное направление исследования включало в себя интервью с экспертами, а также проведение двух групповых дискуссий с экспертным сообществом, глубинных интервью с молодыми мигрантами, и было направлено на оценку конкретных мер профилактики и возможности их реализации. В результате исследования была предложена концептуальная модель профилактики социальных рисков международной молодежной миграции в современной России основанная на разработанной ранее типологизации социальных рисков, в русле методологии теории рисков и теории интеграции. Профилактика социальных рисков должна учитывать социальный, политический и культурный контекст, в рамках которого производятся и воспринимаются риски. Кроме того, необходимо принимать во внимание возрастающую неопределенность во всех сферах современного социума, что отражается как на стабильности институтов обществ приема и исхода, так и на повседневных практиках мигрантов, особенно молодых, которым приходится принимать решения в ситуации высокой неопределенности социальных контекстов; причем, очень часто молодые мигранты нее имеют необходимых ресурсов и опыта. Миграционные риски в первую очередь связаны со степенью включения мигрантов в принимающее общество: чем сильнее социальное исключение, тем большим рискам они подвергаются. Следовательно, профилактика миграционных рисков должна способствовать интеграции мигрантов, расширять их права и возможности, формировать их положительный образ в глазах принимающего населения. Предпосылкой этого является повышение предсказуемости и определенности социальных контекстов и институтов, как для самих мигрантов, так и для принимающего общества и обществ исхода, при этом профилактика должна включать меры на микро-, мезо- и макроуровне социальных отношений. Таким образом, в рамках предложенной концептуальной модели профилактика социальных рисков понимается как многомерный, многоуровневый процесс, причем наиболее значимой является профилактика рисков в сфере структурной интеграции. Практическая реализация данной модели предполагает принятие мер в сферах занятости, здравоохранения, образования, культуры и досуга, повседневного взаимодействия мигрантов и принимающего населения, а также в сферах социальной защиты, защиты от дискриминации, и получения правого статуса. В рамках реализации проекта были сформулированы конкретные рекомендации по снижению и профилактике социальных рисков международной миграции в указанных сферах. С целью выявления отношения населения к предлагаемым мерам по снижению и профилактике социальных рисков международной миграции в ноябре 2018 года среди жителей Санкт-Петербурга был проведен телефонный опрос. Всего в опросе приняло участи 875 респондентов – жителей Петербурга. Стратифицированная выборка наполнена в соответствии с числом жителей каждого района города, с учетом возраста и пола респондентов, и отражает данные критерии генеральной совокупности; при этом случайная статистическая ошибка выборки для 95% доверительного интервала не превышает 3,3%. Соотношение мужчин и женщин, принявших участие в опросе, – 43% и 57% соответственно. По возрасту респонденты распределились следующим образом: лица 18-29 лет в структуре опроса составили 22%, 30-39 лет – 16%, 40-49 лет – 22%, 50-59 лет – 17%, 60 и старше – 23%. Результаты опроса показали, что с одной стороны, многие жители города не склонны к политике исключения мигрантов, так, 61% опрошенные полагают, что мигранты могут получать медицинскую помощь на таких же условиях, что и россияне; 35% – что дети-мигранты могут учиться в любой школе их города, независимо от статуса родителей. Но в тоже время почти такая же доля – 33% респондентов, предпочли бы, чтобы дети мигрантов обучались в отдельных классах. 57% опрошенных полагают, что мигранты часто нуждаются в социальной поддержке, однако подавляющее большинство (85%) не хотели бы, чтобы мигранты получали социальную помощь в тех же учреждениях, что и местные жители. В целом жители Петербурга полагают, что мигранты нуждаются в следующих видах социальной поддержки: в курсах по обучению русскому языку, в юридической помощи и помощи при сборе и оформлении документов, в дополнительном обучении. Подавляющее большинство респондентов считает, что помощь приезжим нужна, но они не знают, кто должен нести ответственность за ее оказание: чаще всего опрошенные считают, что этим должно заниматься государство и национальные объединения. Значительной поддержкой среди респондентов пользовались идеи о создании социокультурных центров с обучением русскому языку, лекциями и другими мероприятиями (более 80% поддержали эту меру), о создание горячей линии, по которой мигранты могли бы сообщить о нарушении их прав или получить консультацию (более 80%), также 66% респондентов поддержали бы организацию в городе кризисных центров и приютов для женщин, детей, беженцев и других уязвимых групп мигрантов. Что касается оценки потенциала жителей города в области поддержки мигрантов, то он невысок; около трети не готовы помогать приезжим лично, примерно столько же - готовы, но не имеют возможности, около пятой части - готовы помогать некоторым категориям мигрантов, например, детям; только 14% респондентов были готовы помогать всем приезжим и только 8% на практике оказывали им реальную помощь. Относительно конкретных мер в области социальной и миграционной политики, респонденты почти единогласно поддержали бы программу профилактики ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и других опасных инфекций среди молодых мигрантов (92% за нее), а также программу защиты прав жертв торговли людьми (85%) и меры повышения ответственности работодателей в вопросах охраны труда мигрантов (82%). Более 70% выступили за программы по привлечению и адаптации специалистов высокой квалификации, программы гармонизации межкультурных отношений и меры противодействия трудовой эксплуатации. Среди категорий иностранных граждан, которых жители города не считают нуждающимися в социальной поддержке, оказались недокументированные мигранты; при этом более половины респондентов считает, что беженцы, инвалиды, трудящиеся, пожилые, учащиеся, семьи с детьми нуждаются в социальной защите. В целом, в ответах респондентов присутствует некий дуализм: с одной стороны жители города сочувствуют проблемам международных мигрантов (особенно, если речь идет об уязвимых категориях – людях с заболеваниями, беженцах, детях), с другой стороны, они явно опасаются ситуации, в которой их положение может ухудшиться из-за присутствия в городе иностранных граждан. Однако, несмотря на такие опасения, горожане поддержали целый спектр конкретных профилактических мер, о которых говорилось выше. Современный подход к профилактике социальных рисков предполагает активную интеграционную политику и политику в области трудовой миграции, реализуемую на региональном и муниципальном уровне. Ведь именно здесь осуществляется непосредственное взаимодействие властей, работодателей, мигрантов и принимающего населения. Исходя из этого предположения, было проведено обсуждение разработанных рекомендаций по снижению рисков в области структурной и культурной интеграции мигрантов с муниципальными работниками, в сферу компетенции которых недавно вошла деятельность по адаптации и интеграции мигрантов (Закон № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»). Результаты обсуждения позволяют сделать следующие выводы. На сегодняшний день для муниципальных работников деятельность по адаптации и интеграции мигрантов является новой, что во многом объясняет противоречивые мнения и полярные оценки предлагаемых рекомендаций по снижению рисков, а также тот факт, что среди муниципальных служащих распространены негативные стереотипы в отношении мигрантов. С другой стороны, муниципалы готовы работать с мигрантами и признают, что региональные и местные уровни должны быть максимально вовлечены в программы профилактики социальных рисков международной молодежной миграции. В этой связи, следует организовать образовательную кампанию, нацеленную на просвещение муниципальных работников по вопросам миграции и их эффективное обучение успешным практикам в области адаптации и интеграции мигрантов на местном уровне. Вопросы социальной защиты мигрантов как направление профилактики социальных рисков обсуждались на круглом столе с руководителями и сотрудниками социальных служб. В этой связи эксперты поддержали рекомендации, во-первых, по расширению перечня категорий мигрантов, имеющих право на социальную помощь на законодательном уровне; во-вторых, по созданию центров помощи мигрантам, оказавшихся в социально-опасном положении, на условиях низкобарьерного доступа; в-третьих, по привлечению и обучению специалистов – выходцев из мигрантского сообщества для проведения «равных консультаций» и групп самопомощи в социальных службах. Основной вывод настоящего этапа исследования состоит в том, что профилактика социальных рисков молодежной международной миграции – процесс сложный; многие рекомендуемые экспертами меры неоднозначно воспринимаются не только местным сообществом, но и предполагаемыми акторами реализации превентивных программ (например, муниципальными служащими). Тем не менее, в обществе назрела необходимость принятия мер, направленных на снижение рисков трудовой эксплуатации, распространения социально значимых заболеваний, дискриминации, преодоление культурной дистанции и другие, причем бенефициарами данных программ будут не только мигранты, но и работодатели, и население в целом. В 2018 году научные результаты проекта были отражены в 27 научных работах, включая монографию «Международная миграция в России: профилактика социальных рисков» (СПб, Из-во «Скифия-принт», 2018, 192 стр.) и 9 статей, которые вошли в издания, индексируемые в международных базах Scopus/Web of Science. Результаты исследования были также представлены на 7 международных и всероссийских конференциях в виде устных докладов.

 

Публикации

1. Амирханян А.Г., Бородкина О.И. Социальная интеграция международных мигрантов в Приморском крае: проблемы и перспективы Историческая и социально-образовательная мысль, Том. 10. № 3-2 . С.13-23 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-13-23

2. Бородкина О. И., Романенко В. В., Тавровский А. В. Migration policy in Russia: public opinion and reform measures 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018, Vol. 5, Issue 3.3, pp. 405-412 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/3.3

3. Бородкина О. И., Сибирев В. А., Клебанов А. Russian migration policy in the context of social networks 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018, Vol. 5, Issue 1.1, pp. 75-82 (год публикации - 2018) https://doi.org/105593/sgemsocial2018H/11

4. Бородкина О.И., Внутских А. Ю. Innovative practices of international migration policy in Russia: case of Permsky kray 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018, Vol. 5, Issue 1.6, pp. 95-102 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.5593/sgemsocialF2018/1.6

5. Бородкина О.И., Лузянина Е.Г., Внутских А.Ю. Международная трудовая миграция в Пермском крае: проблемы и перспективы Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, № 3. С. 474-483 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-3-474-483

6. Бородкина, О. И., Амирханян, А. Г. International migration policy in Far East of Russia: social risks and prevention practices 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018, Vol. 5, Issue 1.6, pp. 111-118 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.5593/sgemsocialF2018/1.6

7. Иванова М.М. Социальное положение женщин-мигрантов в России Социальная работа с женщинами в трудной жизненной ситуации / Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник, - (год публикации - 2019)

8. Лузянина Е.Г. Социальные проблемы молодых международных мигрантов (на примере Свердловской области и Пермского края) XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития / Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 15–16 марта 2018 г.), С. 377-381 (год публикации - 2018)

9. Лузянина Е.Г., Бородкина О.И. Социальные риски включения международных трудовых мигрантов в принимающее сообщество Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, - (год публикации - 2018)

10. Романенко В.В. Image of international migration in Russia online mass media Internet Sciece. 5th International Conference, INSCI 2018, pp. 66-78 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1007/978-3-030-01437-7

11. Романенко В.В., Бородкина О.И. Female immigration into Russia: social risks and prevention issues Human Affairs. Postdisciplinary Humanities & Social Sciences Quarterly, - (год публикации - 2019)

12. Романенко, В. В., Бородкина, О. И. Социальная напряженность и социальные риски в контексте международной трудовой миграции Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, № 1. С. 109-125 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17072/2078-7898/2018-1-109-124

13. Соколов Н.В., Рехтина Л. С. От молодежной миграции к миграции пожилых: парадоксы старения принимающего общества Журнал исследований социальной политики, Том 16, выпуск 1, С. 51-66 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-1-51-66

14. Тавровский А.В. Migration Studies at the XIX ISA World Congress of Sociology: Selected Topics and Research Agendas Мониторинг общественного мнения: общественные и экономические перемены, - (год публикации - 2019)

15. Тавровский А.В., Ивлева И.В. Образы трудовых мигрантов в российских массмедиа Этнографическое обозрение, - (год публикации - 2019)

16. Бородкина О.И., Тавровский А.В. Международная миграция в России: профилактика социальных рисков СПб: Скифия-принт, 192 с. (год публикации - 2018)

17. Амирханян А.Г. Институциональная модель социальной интеграции мигрантов Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года, С. 473-474 (год публикации - 2018)

18. Бородкина О.И. Доступность медицинских услуг для международных мигрантов как проявление социально справедливости Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: XII Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2018»: Сборник материалов, С. 617-618 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.29003/m123.12.sr-2018

19. Внутских А. Ю., Бородкина О.И. Трудовая миграция: о необходимости междисциплинарного подхода Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года, С. 478-479 (год публикации - 2018)

20. Иванова М.М. Профилактика насилия в отношении женщин-мигранток (на примере г. Санкт-Петербурга) Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года, С. 486-488 (год публикации - 2018)

21. Лузянина Е.Г. Профилактика социальных рисков международных трудовых мигрантов (на примере макро-, мезо-, микро- уровнях) Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года, С. 495-497 (год публикации - 2018)

22. Панкратова Л.С. Превенция сексуальных рисков среди молодых иммигрантов в России: постановка проблемы Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года, С. 503-504 (год публикации - 2018)

23. Романенко В.В. Перспективы коммуникации риска как инструмент миграционной политики России Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года, С. 506-507 (год публикации - 2018)

24. Романенко В.В. Международная миграция и социальная справедливость: анализ электронных СМИ Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: XII Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2018»: Сборник материалов, С. 1125-1127 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.29003/m123.12.sr-2018

25. Сибирев В.А. Миграция и социальные сети Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года, С. 508-509 (год публикации - 2018)

26. Тавровский А.В. Новые социологические направления в миграционных исследованиях Солидарность и конфликты в современном обществе / Материалы научной конференции XII Ковалевские чтения 15-17 ноября 2018 года, С. 513-514 (год публикации - 2018)

27. Бородкина О. И., Амирханян А. Г. Social integration of migrants from China in Russia: theoretical and practical issues The Borders of Integration: Empowered Bodies and Social Cohesion. Cambridge Scholars Publishing, Newcastle, UK, pp. 179-203 (год публикации - 2018)


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта содержат комплекс практических мер по снижению социальных рисков международной молодежной миграции, которые могут быть с успехом использованы в процессе реформирования и реализации российской миграционной политики как государственными органами, так и органами местного самоуправления. Кроме того, результаты проекта могут получить практическое использование в сферах социальной защиты, здравоохранения, образования, и других социальных институтах, в которых мигранты взаимодействуют с принимающим обществом.