КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 16-18-10371

НазваниеЛонгитюдное исследование нейрокогнитивного развития у недоношенных детей в онтогенезе

РуководительЛьвова Ольга Александровна, Доктор медицинских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2016 г. - 2018 г. 

Конкурс№13 - Конкурс 2016 года на получение грантов по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые слованейрокогнитивные функции, когнитивное развитие, расстройства развития мозга, недоношенность, лонгитюдное исследование, младенческий возраст

Код ГРНТИ15.81.61


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В настоящее время в детской популяции наблюдается большое количество детей, рожденных ранее срока. Многочисленными исследованиями установлено, что недоношенность является факторами риска в развитии различных расстройств психики и поведения ребенка (Балаболкин и др., 2009; Волгина, Менделевич, 2001; Dilenge et al, 2001; Perlman, 2006). Например, недоношенность с высокой вероятностью приводит к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (Морозова и др., 2011; Weijer-Bergsma et al, 2008). Однако до сих пор механизмы развития расстройств психики и поведения у детей, остаются мало изученными. В настоящее время в арсенале наук о мозге появились методы и подходы, которые позволяют на новом уровне изучать структурно-функциональное развитие мозга в норме и при патологическом развитии, в том числе у детей раннего возраста, младенцев родившихся раньше срока. Это позволяет приступить к более детальному изучению функционального развития мозга недоношенных детей, у которых есть риск формирования расстройств психики и поведения на более отдаленных этапах онтогенеза. Целью проекта является изучение особенностей функционального развития мозга и нейрокогнитивных функций у недоношенных детей в онтогенезе. Для реализации поставленной цели будет использоваться лонгитюдный план исследования. Будет сформирована экспериментальная и контрольная группа группа младенцев. Экспериментальная группа: дети рожденные в срок 28-36 недель, с массой тела не менее 1 килограмма. Контрольная группа: здоровые доношенные новорожденные. Дети из этих групп будут исследованы в возрасте 5, 10, 14, 24, 36 месяцев (скоррегированного для недоношенных по контрольной группе) с использованием набора аппаратурных и поведенческих методик: высокоплотная ЭЭГ (128 отведений), ай-трекер, шкалы Бейли. Для понимания сложного паттерна атипичного развития недоношенных детей необходимы детально разработанные лонгитюдные исследованные, главный фокус которых обращен на когнитивное развитие и созревание мозга. Новизна исследования заключается в применении комплексного клинико-анамнестического и аппаратурного подхода для оценки становления нейрокогнитивных функций у недоношенных младенцев в онтогенезе (в течение первых трех лет жизни).

Ожидаемые результаты
Лонгитюдное исследование младенцев с помощью разработанного протокола позволит впервые продемонстрировать динамику становления нейрокогнитивных функций у недоношенных детей, а также сравнить ее с динамикой развития детей из контрольной группы в онтогенезе на протяжении первых трех лет жизни. Мы ожидаем выявить периоды развития, в которые происходят наиболее существенные атипичные сдвиги в развитии мозговых процессов и нейрокогнитивных функций у неношеных детей по сравнению со здоровыми младенцами. Исследовательская группа прогнозирует зафиксировать возрастной период, в котором происходит начало атипичного сдвига, и подтвердить, что именно в это время начинает запускаться и прогрессировать патологический механизм, который в дальнейшем начинает усиливаться и закрепляться по причине появления трудностей взаимодействия ребенка с окружающей социальной и физической средой. Логично предположить, что дальнейшие исследования покажут, что коррекционные и развивающие воздействия именно в этот период могут принести наибольший эффект. Выявление такого периода в развитии недоношенных детей является приоритетной задачей данного проекта. Было показано, что недоношенность является фактором риска синдрома дефицита внимания и гиперактивности, специфических речевых расстройствх, аутизма и т.д. Очень малое число исследований было посвящено попытке детально, комплексно и пролонгировано проследить атипичное развитие мозговых механизмов и нейрокогнитивных функций при недоношенности. Реализация данного исследования позволит внести вклад в решение этой важной научной задачи, выявить ранние маркеры и предикторы атипичного развития, что, в свою очередь, приведет к разработке более эффективных методов лечения поведенческих расстройств у недоношенных младенцев. Одним из результатов исследования будет выявление ЭЭГ-коррелятов когнитивных функций у недоношенных детей с типичным и атипичным развитием. Такие данные являются крайне важными для решения фундаментальной проблемы нейронауки – выяснения мозговых механизмов когнитивного развития детей раннего возраста в норме и патологии. Одним из результатов проведенного исследования будет выявление ранних ЭЭГ и поведенческих маркеров синдрома дефицита внимания и гиперактивности, который часто регистрируется у недоношенных детей на этапе поступления в школу и плохо поддается коррекции в столь отделенном от повреждения мозговых структур возрасте. Выявленные донозологические маркеры синдрома дефицита внимания и гиперактивности позволят проводить диагностику «у истоков» и способствовать разработке эффективных коррекционных и развивающих воздействий. Длительные лонгитюдные исследования в мире и на территории Российской Федерации редки в связи со значительными организационными затратами и методологическими сложностями проведения. Использование комплексной оценки развития мозга и нейрокогнитивных функций с помощью современных аппаратурных и поведенческих методов, очерченная группа исследуемых с обозначенными критериями включения-исключения, единообразие методики исследования на всех этапах встречи с испытуемыми и лонгитюдный подход повышает ценность данного проекта, аналогов которому еще не было в России. По результатам исследования планируется подготовить 10 публикаций в международные журналы с импакт-фактором выше 1,0, а также 1 монографию. Полученные алгоритмы прогнозирования предполагается запатентовать (не менее 3 заявок на изобретения). Результаты исследования будут представлены на конференциях международного нейропсихологического общества, общества когнитивных нейронаук, Европейского и Всемирного общества детских неврологов (ICNA, EPNS) и Европейского общества психиатров (EPA). Также планируется подготовить и провести секцию по нейрокогнитивному развитию детей раннего возраста в рамках Международной конференции, посвященной 115-летию со дня рождения А.Р.Лурия, которая состоится в 2017 году. По результатам исследования планируется разработать и внедрить стандарт обследования недоношенных детей из группы риска в практику лечебных и реабилитационных учреждений Министерства Здравоохранения РФ, войти в качестве соавторов в проект национального протокола оказания помощи недоношенным детям, детям с синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Проведенное исследование станет основной для дальнейшего лонгитюдного изучения нейрокогнитивного развития детей после окончания данного проекта. В перспективе мы планируем исследовать этих детей вплоть до 9 лет с целью выявления долговременного влияние недоношенности на развитие психики и поведения, в частности, на освоение школьной программы, на эмоционально-мотивационную и коммуникативную сферу этих детей.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Целью проекта является изучение особенностей функционального развития мозга и нейрокогнитивных функций у недоношенных детей в период с 5 до 36 месяцев в рамках лонгитюдного подхода. Это позволит пролить свет на механизмы развития когнитивных и поведенческих расстройств, которые часто развиваются у недоношенных детей (например, СДВГ или РАС). В свою очередь, понимание механизмов развития расстройств будет способствовать разработке методов вмешательства и помощи на ранних этапах отклоняющегося развития. В 2016 году в городском перинатальном центре г. Екатеринбурга была создана база данных участников проекта (недоношенных младенцев), которые начали рекрутироваться для участия в проекте. Была сформирована экспериментальная и контрольная группа детей в возрасте 5 месяцев. Экспериментальная группа: дети в возрасте 5 месяцев (скорректированный возраст) рожденные в срок 28-36 недель, с массой тела не менее 1 килограмма. Контрольная группа: здоровые доношенные новорожденные в возрасте 5 месяцев. Младенцы из экспериментальной и контрольной группы были исследованы с помощью протокола, разработанного для Европейского проекта исследования детей с рисками развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройств аутистического спектра (РАС). Данный протокол был разработан в Центре мозга и когнитивного развития (Centre for Brain and Cognitive Development Birkbeck College, University of London). Протокол включает (1) регистрацию электрической активности мозга с помощью 128-канального ЭЭГ («Electrical Geodesic 128-channel EEG System, GES300»), (2) исследование движений глаз младенцев с помощью метода ай-трекинга (SMI RED500), (3) обследование развития моторных, речевых и когнитивных функций с помощью методики «Шкалы Бэйли», (4) методики для оценки детско-родительских отношений и стиля родительского воспитания и ухода за ребёнком. Был проведен сравнительный анализ уровня развития нейрокогнитивных функций у недоношенных детей в возрасте 5 месяцев (скорректированный возраст) и доношенных детей в возрасте 5 месяцев. В исследовании принимали участие 26 недоношенных и 26 здоровых доношенных младенцев, сопоставимых по полу. Недоношенные дети при рождении имели гестационный возраст от 29 до 35 недель. Для оценки нейрокогнитивного развития детей использовалась методика «Шкалы Бэйли», третья редакция. Был применен однофакторный дисперсионный анализ (one-way ANOVA). Было обнаружено, что фактор группы оказывает достоверное (p ≤ 0,05) влияние на результаты выполнения заданий по «Когнитивной шкале», шкале «Рецептивная речь», шкале «Крупная моторика». Недоношенные младенцы набрали меньше баллов по этим шкалам по сравнению с детьми из контрольной группы, однако по шкале «Экспрессивная речь» и шкале «Мелкая моторика» не обнаружено достоверного (p ≤ 0,05) влияния фактора группы. Двухфакторный дисперсионный анализ (two-way ANOVA) не выявил никаких значимых (p≤0,05) различий между доношенными и недоношенными девочками по шкале крупной моторики, различия наблюдались только у мальчиков. Мы предложили, что недоношенность имеет специфическое (не общее) негативное влияние на нейрокогнитивное развитие в первый год жизни с гендерными различиями в развитии крупной моторики. Был проведен анализ параметров глазодвигательного поведения у 16 недоношенных детей, рожденных в сроке более 28 недель при массе тела более 1 кг. В контрольную группу вошли 18 нормативных детей в возрасте от 5 до 16 месяцев. Обе группы были сопоставимы по скорректированному возрасту. Способность к слежению за взглядом была оценена методом айтрекинга. Была выявлена меньшая успешность выполнения проб младенцами с недоношенностью (49% против 70%, р=0,015), а также сокращение времени фиксации на релевантном стимуле (276,45 мс против 631,96 мс, р=0,007). Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что недоношенность является фактором риска нарушений визуального восприятия в социальном контексте.

 

Публикации

1. К.И. Кунникова (Гришина), А.И. Котюсов, О.А. Львова, С.Ю. Киселев К вопросу об особенностях зрительного восприятия у младенцев с семейным риском расстройств аутистического спектра Вестник офтальмологии, - (год публикации - 2017)

2. К.И. Кунникова (К.И. Гришина), А.И. Котюсов, О.А. Львова, Д.А. Баранов, О.А. Химич К вопросу об особенностях глазодвигательного поведения у недоношенных младенцев Журнал Высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова, - (год публикации - 2017)

3. Лаврова М.А., Львова О.А., Киселев С.Ю., Лазаускене З.С. Современные представления о детско-родительском взаимодействии как факторе риска в развитии детей с расстройствами аутистического спектра Вопросы психологии, - (год публикации - 2017)

4. Львова О.А., Киселев С.Ю., Баранов Д.А. Mental and motor delay in toddlers: the possible role of mothers’ thrombophilic predisposition International Journal of Psychophysiology, October 2016. – Vol. 108 (special issue: Proceedings of the 18th World Congress of Psychophysiology). – P. 156-157. (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2016.07.452


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В 2017 году был закончен набор детей в возрасте 5 месяцев для экспериментальной и контрольной группы, которые участвуют в лонгитюдном исследовании. Всего в экспериментальную группу набрано 72 недоношенных ребенка, а в контрольную группу 75 доношенных младенцев. Было проведено повторное обследование детей в возрасте 10 и 14 месяцев (вторая и третья точки лонгитюда) с помощью разработанного для данного проекта экспериментального протокола. К концу 2017 году были обработаны лонгитюдные данные по 46 младенцам из экспериментальной группы (недоношенные младенцы скорректированного возраста), а также по 48 доношенным младенцам из контрольной группы. Младенцы были исследованы с помощью экспериментального протокола, который включает регистрацию электрической активности мозга с помощью 128-канального ЭЭГ, исследование движений глаз младенцев с помощью метода ай-трекинга, обследование развития моторных, речевых и когнитивных функций с помощью методики «Шкалы Бэйли», исследование детско-родительского взаимодействия с помощью видеорегистрации (PCI), оценку развития детей и детско-родительских отношений с помощью набора опросников. Лонгитюдное исследование детей из экспериментальной и контрольной группы с помощью методики «Шкалы Бэйли» позволило выявить специфические особенности в развитии нейрокогнитивных функций у недоношенных и доношенных младенцев в период с 5 до 10 месяцев. Показано, что в период с 5 до 10 месяцев в обоих группах детей происходит улучшение результатов по 4 из 5 шкал Бэйли – по когнитивной шкале, рецептивной речи, мелкой и крупной моторике. При этом недоношенные дети показывают достоверно (p≤0,05) более низкие результаты по этим шкалам по сравнению с доношенными детьми. Дети из контрольной и экспериментальной группы различаются по данным шкалам как в 5, так и в 10 месяцев. Однако, по шкале «Экспрессивная речь» дети из экспериментальной и контрольной группы достоверно не отличаются в 5 месяцев, а в 10 месяцев у недоношенных детей начинают наблюдаться достоверно более низкие результаты по этой шакале по сравнению с доношенными детьми. Полученные результаты позволяют говорить о том, что недоношенность оказывает негативное влияние на развитие нейрокогнитивных функций у детей в 5 и 10 месяцев. Однако сделано предположение, что экспрессивная речь начинает испытывать негативное влияние недоношенности только в 10 месяцев, когда механизмы экспрессивной речи начинают все больше обеспечиваться корковыми механизмами. У детей в экспериментальной и контрольной группе не было выявлено влияния пола на результаты, полученные по методике «Шкалы Бэйли». Анализ результатов, полученных с помощью айтрекера, выявил наличие значимых различий между детьми 5 и 10 месяцев в контрольной группе по следующим показателям: количество выполненных проб, длительность фиксации на лице модели в течение второго этапа, длительности фиксации на объекте во время четвертого этапа и количестве фиксаций. Полученные данные могут свидетельствовать о возрастании степени понимания ситуации социального взаимодействия к возрасту 10 месяцев, что связано с развитием зрительного внимания и восприятия, более эффективной обработкой социальной информации и началу перехода от рефлекторного следования за взглядом к пониманию внимания другого человека. Не было выявлено значимых различий между младенцами из экспериментальной и контрольной группы, кроме показателя длительности фиксации на релевантном стимуле в течение 4-го этапа. Это может свидетельствовать об одинаковом уровне развития навыка слежения за взглядом у недоношенных и доношенных детей в первый год жизни. У детей в экспериментальной и контрольной группе не было выявлено влияния пола на результаты, полученные с помощью айтрекера. Проведенный анализ электрофизиологических показателей выявил наличие статистически значимых отличий значений латентности и амплитуды позднелатентных зрительных вызванных потенциалов (P100, N145) между испытуемыми контрольной и экспериментальной группы в возрасте 10 месяцев (р<0,001), при этом, не обнаружив отличий по показателям компонента P100 акустических вызванных потенциалов в том же возрастном срезе (t=2,43 при уровне значимости p<0,05). Также не было обнаружено статистически значимых различий в показателях фронтальной асимметрии этих же групп в возрасте 10 месяцев и при попытке проследить динамику изменения этого показателя от 5 к 10 месяцам у недоношенных и доношенных младенцев. Однако значения коэффициента фронтальной асимметрии отличаются в группах в возрасте 5 месяцев (t=2,529 при p=0,22). Полученные данные говорят о неоднородности созревании по времени разных функциональных систем в мозге недоношенных и доношенных младенцев. Анализ данных испытуемых в последующих возрастных точках лонгитюда (14, 24, 36 месяцев) позволит проследить дальше траекторию развития когнитивных функций недоношенных и доношенных детей. Был проведен анализ различий в стиле поведения у родителей, имеющих недоношенного ребенка, и родителей, имеющих типично развивающегося ребенка. Были обнаружены достаточно высокие показатели родительской заботы со стороны родителей в обеих группах детей. Различия взаимодействия с мальчиками и девочками в обеих группах не значимы. Мы выявили достоверное влияние таких характеристик поведения родителей как «участие» и «эмоциональность» на речевое развитие детей в 5 месяцев, а также «поддержание взаимодействия» на когнитивное развитие детей в 10 месяцев у недоношенных младенцев. Таким образом, полученные данные подтверждают гипотезу, что на ранних этапах развития ребенка различное поведение родителей может обуславливать нейрокогнитивное развитие ребенка, имеющего риски развития. Согласно модели предрасположенности стресса (diathesis stress model), недоношенные дети более восприимчивы к негативным воздействиям окружающей среды. Будет ли проявляться обнаруженная тенденция отставания в нейрокогнитивном развитии во второй год жизни у недоношенных детей? Будут ли возникать компенсаторные процессы или механизмы пластичности у недоношенных детей на следующих этапах развития, что возможно уменьшит негативный эффект недоношенности на нейрокогнитивное развитие? Появится ли эффект пола на нейрокогнитивное развитие детей во второй год жизни? Мы ожидаем получить ответы на эти вопросы продолжая лонгитюдное исследование развития нейрокогнитивных функций у детей во 2 год жизни.

 

Публикации

1. Бакушкина Н.И., Львова О.А., Сулейманова Е.В., Туктарева И.В. Использование шкал Бейли (Bayley-III) для оценки нейрокогнитивного развития детей в норме и при патологии Психологический журнал, - (год публикации - 2018)

2. Кунникова К.И., Котюсов А.И., Львова О.А. К вопросу об особенностях зрительного восприятия у младенцев с семейным риском расстройств аутистического спектра Вестник офтальмологии, - (год публикации - 2017)

3. Кунникова К.И., Котюсов А.И., Львова О.А., Баранов Д.А., Химич О.А., Глига Т. К вопросу об особенностях глазодвигательного поведения у недоношенных младенцев Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова, Том 67, № 6. – С. 733-743 (год публикации - 2017)

4. Кунникова К.И., Котюсов А.И., Львова О.А., Киселев С.Ю. Оценка способности к слежению за взглядом у недоношенных младенцев Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы II Международной (72 Всероссийской) научно-практической конференции молодых ученых и студентов [Электронный ресурс], Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2017. – том 2. - С. 526-530 (год публикации - 2017)

5. Лаврова М.А., Львова О.А., Киселев С.Ю. Лазаускене З.С. Детско-родительское взаимодействие как фактор риска атипичного развития у детей с расстройствами аутистического спектра Неврология, Нейропсихиатрия, Психосматика, - (год публикации - 2018)

6. Павлова П.А., Павлова Н.В., Чегодаев Д.А., Львова О.А. Динамика ритмов ЭЭГ детей раннего возраста: литературный обзор Сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования», Издательство: Издательский центр ЮУрГУ (Челябинск). -2017. - с. 271-277. (год публикации - 2017)

7. Павлова П.А., Чегодаев Д.А., Павлова Н.В., Львова О.А. Высокоплотная ЭЭГ в исследованиях с недоношенными младенцами: аудиальные вызванные потенциалы Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы II Международной (72 Всероссийской) научно-практической конференции молодых ученых и студентов [Электронный ресурс], Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2017. – том 2. - С. 431-435. (год публикации - 2017)

8. Чегодаев Д.А., Павлова Н.В., Львова О.А., Шалькевич Л.В. ЭЭГ недоношенных новорожденных: от нормы к патологии Русский журнал детской неврологии, - (год публикации - 2018)

9. Киселев С.Ю., Лаврова М.А., Сулейманова Е.В., Львова О.А., Туктарева И.В. Positive effect of parent-child interaction on language development in preterm infants Psychoneuroendocrinology, 2017 September. – Vol. 83S. – P. 29. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2017.07.316

10. Киселев С.Ю., Львова О.А., Кунникова К.И. Disorders of visual orienting in a social context in premature children BRAIN INJURY, Том: 31 Выпуск: 6-7 Стр.: 1002-1002 (год публикации - 2017)

11. Киселев С.Ю., Львова О.А., Сулейманова Е.В. The neurocognitive development of premature infants at 5 months corrected age EUROPEAN PSYCHIATRY, Том: 41 Стр.: S445-S445 Приложение: S (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2017.01.459

12. Киселев С.Ю., Львова О.А., Сулейманова Е.В. Impact of preterm birth on early cognitive development in infants at 5 months of corrected age BRAIN INJURY, Том: 31 Выпуск: 6-7 Стр.: 1000-1000 (год публикации - 2017)

13. Киселев С.Ю., Львова О.А., Сулейманова Е.В. The effect of prematurity on early neurocognitive development of male infants Psychophysiology, Volume 54. - Issue Supplement, S1. - P. S125. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1111/psyp.12950

14. Киселев С.Ю., Львова О.А., Сулейманова Е.В. Различия в уровне развития нейрокогнитивных функций у недоношенных и доношенных младенцев в возрасте 5 месяцев Тезисы III Общероссийской конференции с международным участием "Перинатальная медицина": от прегравидарной подготовки к здоровому материнству и детству" (9-11 февраля 2017 г. Санкт-Петербург)., М.: Изд-во журнала StatusPraesens. - 2017. - стр. 09 (год публикации - 2017)

15. Киселев С.Ю., Львова О.А., Сулейманова Е.В. Влияние преждевременных родов на когнитивное развитие младенцев в возрасте 5 месяцев Луриевский подход в мировой психологической науке: тезисы докладов., Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – С. 84. (год публикации - 2017)

16. Кунникова К.И., Котюсов А.И., Киселев С.Ю., Львова О.А. Особенности глазодвигательного поведения у недоношенных младенцев Тезисы III Общероссийской конференции с международным участием "Перинатальная медицина": от прегравидарной подготовки к здоровому материнству и детству" (9-11 февраля 2017 г. Санкт-Петербург)., М.: Изд-во журнала StatusPraesens. - 2017. - стр. 11 (год публикации - 2017)

17. Кунникова К.И., Котюсов А.И., Львова О.А., Киселев С.Ю. Assessment of the gaze following ability in preterm infants Psychophysiology, Volume 54. - Issue Supplement, S1. - P. S88. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1111/psyp.12950

18. Лаврова М.А., Лазаускене З.С. Детско-родительское взаимодействие и развитие недоношенных детей Тезисы III Общероссийской конференции с международным участием "Перинатальная медицина": от прегравидарной подготовки к здоровому материнству и детству" (9-11 февраля 2017 г. Санкт-Петербург)., М.: Изд-во журнала StatusPraesens. - 2017. - стр. 11-12 (год публикации - 2017)

19. Плаксина А.Н., Черная Е.В., Львова О.А., Киселев С.Ю. The results of the quality of life measurement in families with children born with the help of assisted reproductive technologies Psychoneuroendocrinology, 2017 September. – Vol. 83S. – P. 20 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2017.07.293


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В 2018 году был закончен набор детей для экспериментальной и контрольной группы. Было проведено повторное обследование детей в возрасте 10, 14, 24, 36 месяцев (вторая, третья, четвертая, пятая точки исследования) с помощью разработанного для данного проекта экспериментального протокола. К концу 2018 году были обработаны данные по 63 младенцам из экспериментальной группы (недоношенные младенцы скорректированного возраста), а также по 100 доношенным младенцам из контрольной группы. Уменьшение количества детей в выборке на этих точках исследования было связано с тем, что часть испытуемых вышли из исследования по разным причинам (переезд в другой город, отказ от исследования без объяснения причин, перенесённые заболевания и др.), а часть младенцев еще не достигли следующего декретированного возраста. Младенцы из экспериментальной и контрольной групп были исследованы с помощью разработанного для данного проекта экспериментального протокола. За основу которого был взят протокол Европейского проекта исследования детей с рисками развития СДВГ и РАС. Младенцы из обеих групп были исследованы с помощью набора поведенческих и аппаратурных методов, который включает регистрацию электрической активности мозга с помощью 128-канального ЭЭГ, исследование движений глаз младенцев с помощью метода ай-трекинга, обследование развития моторных, речевых и когнитивных функций с помощью методики «Шкалы Бэйли», исследование детско-родительского взаимодействия с помощью видеорегистрации (PCI), оценку поведения детей и детско-родительских отношений с помощью набора опросников. Анализ данных, полученных при исследовании по методике «Шкалы Бейли», позволил выявить специфические особенности в развитии нейрокогнитивных функций у недоношенных и доношенных младенцев в период с 14 до 36 месяцев. В 14 месяцев недоношенные дети показывают достоверно (p≤0,05) более низкие результаты по шкале мелкой моторики по сравнению с доношенными детьми. По шкалам когнитивного развития, рецептивной и экспрессивной речи, а также крупной моторике статистически значимых (p≤0,05) различий выявлено не было. В возрасте 24 и 36 месяцев дети из экспериментальной группы демонстрируют достоверно (p≤0,05) более низкие результаты по когнитивной шкале. По остальным шкалам различий выявлено не было. Полученные результаты позволяют говорить о том, что недоношенность оказывает избирательное негативное влияние на развитие нейрокогнитивных функций у детей в период от 14 до 36 месяцев. По данным литературы когнитивные нарушения у недоношенных детей как в раннем, так и в более позднем возрасте встречаются гораздо чаще, чем двигательные или речевые нарушения (Marlow et al, 2005; Allen, 2008; Marret, 2008). Стоит отметить, что в основном эти данные получены на выборках экстремально недоношенных детей. При этом не только данная категория детей демонстрирует отставания в развитии когнитивных функций. Показано, что недоношенные дети демонстрируют увеличение скорости когнитивного развития от 4,5 до 6 месяцев, а с 6 до 12 месяцев значительных изменений в скорости не происходит (Васильева и др., 2009). Также в возрасте от 12 до 36 месяцев нет значимых различий в скорости когнитивного развития между недоношенными и доношенными детьми (Landry et al., 199). Но при этом, если сравнивать сам уровень развития, то в большинстве случаев дети, рожденные раньше срока, имеют более низкие показатели когнитивного развития в сравнении с рожденными в срок детьми (Bhutta et al., 2002). Также было обнаружено, что траектории развития отдельных компонентов когнитивного развития у недоношенных детей отличаются от таковых у доношенных. Была показана более низкая исследовательская компетентность и уровень знаний основных цветов у детей с легкой степенью недоношенности в возрасте 2 лет (Nepomnyaschy et al., 2012). Кроме того, в возрасте 2-3 лет незрелые дети при игре оперируют чаще более простыми и однотипными действиями с предметами, а также используют меньше воображаемых действий (Ungerer and Sigman, 1983). Таким образом, возможно предположить, что задержка когнитивного развития у недоношенных детей может проявляться в разной степени для разных когнитивных функций. Если говорить о становлении моторных функций, то De Kieviet et al. в своем метаанализе показали, что у недоношенных детей присутствует задержка как мелкой, так и крупной моторики на ранних этапах постнатального развития, хотя в большинстве случаев моторные функции достигают нормального уровня развития к 2-3 годам De Kieviet, Piek, AarnoudseMoens,& Oosterlaan, 2009), что в полной мере соответствует полученным нами результатам. По развитию речи нами не было получено статистически значимых результатов ни в одном из возрастов. Полученные данные можно также объяснить малым количеством собранных данных в возрасте 24 и 36 месяцев. Хотя, более глубокий анализ данных, полученных при обработке результатов методики «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» (для детей от 8 месяцев до 1,5 дет включительно), продемонстрировал, что не смотря на отсутствие значимых различий между контрольной и экспериментальной группами по показателям субтеста рецептивной и экспрессивной коммуникации (методика «Шкалы Бейли»), объём активного словарного запаса у детей контрольной группы в возрасте 14 месяцев достоверно больше. Что согласуется с данными литературы, согласно которым недоношенные дети по сравнению с доношенными меньше используют жестовую речь в возрасте 15, 18 и 24 месяца (Cattani et al., 2010), а также имеют более низкие показатели по уровню развития экспрессивной речи и по понимаю речи в 15, 18 и 24 месяца (Cattani et al., 2010). Анализ данных, полученных методом айтрекинга, выявил наличие у всех испытуемых в возрасте 14 месяцев взаимосвязи между дифференциальным баллом (ДБ) и результатами по когнитивной субшкале Бейли и субшкале рецептивной коммуникации. Аналогичные результаты были продемонстрированы у нормативных и недоношенных испытуемых возраста 24-х месяцев. Такой показатель, как дифференциальный балл отражает успешность выполнения проб на совместное внимание и анализируется в ряде работ, посвященных оценке сформированности данного навыка у младенцев и детей раннего возраста (Moore and Corkum, 1998; Navab et al., 2011; Terje et al., 2012, Okumura et al., 2013). В отечественных и зарубежных исследованиях неоднократно обсуждалась взаимосвязь между темпами развития зрительных функций в раннем детстве и когнитивным и коммуникативным развитием ребенка. К примеру, отечественные исследования в области детской психологии и физиологии показывают, что проявления зрительного внимания в 5-7 месяцев надежно предсказывают в дальнейшем уровень интеллектуального развития (Дубровинская, 2000). Такой вид долингвистической коммуникации, как совместное внимание, способствует эффективной обработке информации на раннем этапе речевого обучения. Исследователями было обнаружено, что частота, с которой младенцы проявляют совместное внимание, связана со скоростью усвоения речи (Morales, 2000), с глубиной обработки вербальной информации (Striano, 2006), а также с индивидуальными различиями в измерениях интеллекта и социальной компетентности (Mundy, Block, 2007). В этой же возрастной группе была получена отрицательная корреляция между ДБ и латентностью переключения взгляда на конгруэнтный объект (ЛП). Последняя напрямую связана со скоростью обработки характеристик визуального стимула, т.е. младенцы смещают взгляд в область конгруэнтного объекта с определенной временной задержкой после совершения наблюдаемого ими события (Gredeback et al., 2010). Таким образом низкая латентность саккад может отражать высокий уровень развития непроизвольного внимания, задействованный при выполнении данных проб. При анализе изменений ДБ у нормативных детей, вошедших в лонгитюд в период с 14 до 24 месяцев, было выявлено значимое снижение ДБ в 24 месяца в сравнении с 14-месячным возрастом. Данная тенденция может быть объяснена следующим образом. М. Познером и его коллегами были описаны две взаимодействующие системы регуляции внимания, предположительно лежащие в основе формирования навыка совместного внимания (Posner & Rothbart, 2007). Первая из них – это непроизвольная система ориентирования и восприятия, которая начинает развиваться в первые месяцы жизни и приоритезирует ориентацию на биологически значимые стимулы. Она функционирует за счет теменных и верхних височных областей коры, которые отвечают, в частности, за восприятие положения глаз и головы других людей, а также за восприятие пространственных отношений между самим собой, другими и окружающей средой. Совместное внимание в этом случае возникает в ответ на изменение положения головы взрослого. Вторая из этих систем регуляции созревает позднее и выполняет функцию контроля целенаправленного поведения, основанного на оценке вознаграждения (Posner & Rothbart, 2007). Она представляет собой нейронную сеть, включающую лобные зрительные поля (дорсальные лобные области коры головного мозга, связанные с преднамеренным контролем глаз), ассоциативные зоны передней лобной коры, орбитальную лобную кору и переднюю поясную извилину. Tomasello et al. (2005) предполагал, что в возрасте 12-15 месяцев происходит развитие представление о внутреннем состоянии у другого человека, что позволяет ребенку действительно включаться в триадическое взаимодействие со взрослым и предметом. Таким образом, динамика, заключающаяся в провале значений в 24 месяца, может быть объяснена тем, что к 14 месяцам механизмы, связанные с пространственным восприятием взгляда другого человека, достигают значительного развития, что приводит к высокой частоте конгруэнтных реакций. Однако, в дальнейшем, слежение за взглядом становится более осознанным, зависящим в большей степени от того, как ребенок воспринимает социальную ситуацию, что приводит к большему вкладу различных факторов, не связанных непосредственно с поведением модели на видео. Одним из выделяющихся результатов проведенного анализа являются межвозрастные (5 и 10 месяцев) различия показателей спектральной мощности в экспериментальной группе в альфа-диапазоне (6-9 Гц) в условиях предъявления стимульного материала (особенно при демонстрации социальных стимулов) наиболее выраженные в окципитальных областях. Данные результаты вероятно отражают формирование затылочного доминантного ритма в рамках общепринятой модели развития ЭЭГ в период раннего постнатального онтогнеза, выражающейя главным образом в последовательном количественном усилении представленности быстроволновой активности (Marshall P.J. et al., 2002). Тот факт, что указанные различия определяются в экспериментальной группе, вероятнее свидетельствует о недостаточном развитии генераторных структур затылочного доминантного ритма на первом полугодии жизни у детей, родившихся недоношенными, и значительное его относительное усиление к концу второго полугодия. Кроме того, важным результатом являются межвозрастные (5 и 10 месяцев) различия в тотальной абсолютной бета1-мощности (в условиях фоновой регистрации) выявленные в контрольной группе, наиболее значимые в префронтальной и парието-окципитальных областях. Такое усиление высокочастотной активности к возрасту 10 месяцев, вероятно, соответствует усиливающимся структурным изменениям, а именно увеличению синаптической плотности (наиболее активно отмечающейся приблизительно с 8 месяцев), во фронтальной и дорсолатеральной затылочной областях коры (Chugani H.T. et al., 1987; Forsyth J.K., Lewis D.A., 2017). Наиболее выраженные межгрупповые различия абсолютной мощности (в условиях фоновой регистрации) определялись в бета1-диапазоне в возрастных срезах 5 и 24 месяца постнатальной жизни. Данные результаты также могут отражать различия в синаптической плотности испытуемых сравниваемых групп. Более низкие показатели бета1-мощности могут отражать процесс прунинга, который характеризуется патологическим усилением у недоношенных детей (Nosarti, C., 2014). Анализ стиля поведения родителей, имеющих недоношенного ребенка, выявил различия во взаимодействиях с мальчиками и девочками в возрасте 14 месяцев. Кроме того, в возрасте 14 мес. были обнаружены различия во взаимодействии с детьми родителей недоношенных и доношенных детей. Мы выявили корреляции между Инициативностью родителя и Рецептивной коммуникацией недоношенного ребенка в 14 месяцев, Эмоциональностью, Инициативностью родителя и коммуникативными навыками недоношенного ребенка в 24 мес. Отметили необходимость родителя гибко реагировать на изменения в психике ребенка, связанные с возрастным развитием и кризисными этапами развития. Таким образом, полученные данные подтверждают гипотезу, что на ранних этапах развития ребенка различное поведение родителей может обуславливать нейрокогнитивное развитие ребенка, имеющего риски развития. Согласно модели предрасположенности стресса (diathesis stress model), недоношенные дети более восприимчивы к негативным воздействиям окружающей среды. Особенно важно информировать родителей о наличии т.н. возрастных кризисов (1 года, 3 лет) и важности изменения своего поведения в ответ на их новообразования, что отмечается в том числе и отечественными авторами (Лисина М.И.,2009) . Анализ данных Опросника поведения в раннем возрасте (IBQ-r, ECBQ-r) не выявил значимых различий в поведении и особенностях проявления темперамента между контрольной и экспериментальной группой ни 14, ни в 24, ни в 36 мес. Данные Опросника сна и засыпания (SSQ) также не показали значимых различий между группами во всех возрастных точках.

 

Публикации

1. Бакушкина Н.И., Киселев С.Ю., Львова О.А., Сулейманова Е.В., Туктарева И.В Использование шкал Бейли (BAYLEY-III) для оценки нейрокогнитивного развития детей в норме и при патологии Теоретическая и экспериментальная психология, 2018. - Т. 11. - № 1. - С. 85–94. (год публикации - 2018)

2. Бакушкина Н.И., Львова О.А., Сергеев А.П., Рахматова А.Ю., Сулейманова Е.В., Туктарева И.В. Киселев С.Ю. Анализ влияния недоношенности на развитие нейрокогнитивных функций в 5, 10 и 14 месяцев Сборник статей «Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы III Международной научно-практической конференции молодых учѐных и студентов», 2018. — Том 3. — С. 686-691. (год публикации - 2018)

3. Галасюк И.Н., Лаврова М.А., Сулейманова Е.В., Киселев С.Ю. Влияние родительской отзывчивости на нейрокогнитивное и социально-эмоциональное развития недоношенного ребенка в возрасте до одного года (на примере двух кейсов) Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ", С.124-135 (год публикации - 2018)

4. Киселев С., Львова О., Сулейманова Е. Differences in neurocognitive abilities in premature and full-term infants at 5 months of age The Fifth International Luria Memorial Congress «Lurian Approach in International Psychological Science», KnE Life Sciences, pages 454–461 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.18502/kls.v4i8.3303

5. Кунникова К.И., Котюсов А.И., Львова О.А., Баранов Д.А., Химич О.А., Глига Т. К вопросу об особенностях глазодвигательного поведения у недоношенных младенцев Журнал ВНД имени ИП Павлова, том 68, № 1. - С. 41–51 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.7868/S0044467718010045

6. Лаврова М.А., Львова О.А., Токарская Л.В. Лазаускене З.С Значение детско-родительского взаимодействия как фактора риска атипичного развития детей с расстройствами аутистического спектра Вопросы современной педиатрии, 2018;17(3):194-199 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.15690/vsp.v17i3.1887

7. Сулейманова Е.В., Львова О.А. Лаврова М.А, Соломинова А.В. Behavioural Characteristics of Children with Developmental Disorder Risks The Fifth International Luria Memorial Congress «Lurian Approach in International Psychological Science», KnE Life Sciences, pages 544–554. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.18502/kls.v4i8.3312

8. Чегодаев Д.А., Павлова П.А., Павлова Н.В. Perception of dynamic social and non-social stimuli in preterm- and full-term children: neurocognitive correlates in early childhood The Fifth International Luria Memorial Congress «Lurian Approach in International Psychological Science», KnE Life Sciences, pages 216–224. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.18502/kls.v4i8.3279

9. Киселев С., Львова О., Сулейманова Е., Павлова Н. Neurocognitive Outcome at the Age of 5 months after Preterm birth JOURNAL OF THE NEUROLOGICAL SCIENCES, Том: 381 Стр.: 927-928 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1016/j.jns.2017.08.2609

10. Киселев С., Сулейманова Е., Лаврова М., Туктарева И. The neurocognitive development of premature male infants at 10 month age European Psychiatry, 48S. - S301 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2017.12.023

11. Кунникова К., Котюсов А., Валиева Е., Павлова Н. Visual attention to social objects in premature and normative children (the results of pilot eye-tracking study) Psychophysiology, 2018. Vol. 55. – Suppl.1 - S124 (год публикации - 2018)

12. Кунникова К.,Котюсов А., Львова О.,Павлова Н. "Pop-Out" Effect Findings in Premature and Normative Children European Psychiatry, 48S. - S286-S287. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2017.12.023

13. Павлова Н., Павлова П., Чегодаев Д. Group Differences in Visual Evoked Potentials in 10 and 14 months children Psychophysiology, 2018. Vol. 55. – Suppl.1 – S45. (год публикации - 2018)

14. Павлова Н., Чегодаев Д., Павлова П., Львова О., Киселев С., Володкевич А. Differences in central alpha-rhythm in preterm and full-term infants Journal of the Neurological Sciences, Том: 381 Стр.: 927-928 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1016/j.jns.2017.08.2609

15. Пальчик А., Львова О., Лаврова М., Бакушкина Н., Сулейманова Е., Туктарева И., Сергеев А. Early Motor Repertoire Assessment And Features Of Behavior In Infants At-Risk (The Results Of Pilot Communication) Psychophysiology, 2018. Vol. 55. – Suppl.1 - S124. (год публикации - 2018)

16. Форгани М., Чегодаев Д., Павлова П., Павлова Н., Львова О. A Novel View on Elimination EEG Cardiac Artifacts: Emphasis on The Artifacts of External Origin Journal of Head Trauma Rehabilitation, Том: 33 Выпуск: 3 Стр.: E94-E95 (год публикации - 2018)

17. Чегодаев Д., Бакушкина Н., Львова О., Сергеев А., Рахматова А., Сулейманова Е., Туктарева И. Influence of prematurity as a risk factor on neurocognitive functions development at the age of 5, 10 and 14 months International Journal Of Psychophysiology, 2018. – 131 S. – S182. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.07.484

18. Чегодаев Д., Львова О., Павлова П., Павлова Н., Шалькевич Л. "Beta version" of neuroplasticity or absolute beta power in preterm infants as electroencephalographic correlate of synaptogenesis International Journal Of Psychophysiology, 2018. – 131 S. – S181-182. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.07.483

19. Чегодаев Д., П. Павлова, М. Форгани, Н. Павлова, О. Львова Frontal EEG Asymmetry In Full-Term Infants And Infants Born Preterm European Psychiatry, 48S. - S607-S608 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2017.12.023

20. Чегодаев Д., Пальчик А., Львова О., Лаврова М., Бакушкина Н., Сулейманова Е., Туктарева И., Сергеев А. Early Motor Repertoire Assessment and One-year Neurocognitive Outcome in Infants At-risk. (A pilot communication) International Journal Of Psychophysiology, 2018. – 131 S. – S154. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.07.409


Возможность практического использования результатов
Нам представляется, что полученные данные могут лечь в основу более эффективного раннего психологического сопровождения недоношенных детей: как обучения родителей, так и специалистов раннего развития (специалист по ранней коммуникации, психолог), а также стать основой для разработки программы раннего вмешательства на ранних этапах жизни для недоношенных детей.