КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-18-01278

НазваниеМолодежный вандализм как реакция на информационные вызовы современной городской среды

РуководительКружкова Ольга Владимировна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный педагогический университет", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2019 г.  , продлен на 2020 - 2021. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№18 - Конкурс 2017 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-553 - Социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, политическая психология, юридическая психология, экономическая психология

Ключевые словаВандализм, вандальное поведение, вандальная активность, городская среда, молодежь, информационное воздействие, городское культурное пространство, вандализм в социальных сетях, радикализация населения, профилактика вандализма.

Код ГРНТИ15.41.59


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В веке информационных технологий, интенсивного развития науки и техники по-прежнему актуальной остается острая социальная проблема – несанкционированное преобразование или разрушение чужой и общественно собственности или вандализм. Как правило вандализм имеет однозначную и крайне негативную оценку в обществе, поскольку влечет за собой материальные затраты за счет изменений, наносимых окружающей среде. Подобные действия не только осуждаются, но и имеют юридический статус – противоправные и делинквентные, т.е. нарушающие закон, что автоматически переводит их из разряда поведенческих девиаций в конкретное правовое поле, которое классифицирует их субъекта как правонарушителя и предполагает наложение наказания за их совершение в соответствии со степенью причиненного ущерба. Зачастую мотивация подобных поступков остается вне зоны внимания специалистов и списывается на индивидуальные особенности вандала или групповое влияние. Между тем детерминация и механизмы активизации данной модели поведения имеют определенные закономерности, некоторые из которых изучены в немногочисленных исследованиях данного феномена. Так, например, установлено, что наибольшая склонность к разрушительным действиям наблюдаются у подростков и юношей (П. Ричардс, Л.С. Ватова, И.В. Воробьева, О.В. Кружкова), вандальная активность в большей степени характерна представителям мужского пола (П. Ричардс, С. Тайгарт и др.), в портрете типичного вандала, как правило, присутствует более низкий уровень успеваемости, а также проблемы с коммуникацией и социальным статусом в группе (С. Тайгарт, А. Хаубер), подобные действия с большей вероятностью будут совершаться подростком, оказавшимся в неблагополучной семейной обстановке (Л.С. Ватова). Кроме того, наблюдается дальнейшая криминализация поведения подростков, уличенных в вандализме (Д. Эллиот, Л.Шеннон). Вместе с тем, объективная картина научного понимания распространения этой девиации среди молодежи достаточно дискретна и не охватывает многочисленных факторов, появившихся в информационно насыщенной среде современного города. При этом городская среда не может сегодня рассматриваться только в качестве территории, которую преобразовывают или разрушают вандалы, она также может быть своеобразным «провокатором» вандальных действий. Так, можно предположить, что в определенных типах визуального пространства города люди испытывают похожие эмоциональные состояния и могут демонстрировать сходные поведенческие реакции. Вандализм как одна из них, безусловно агрессивная и деструктивная, зачастую является своеобразной защитой субъекта, находящегося в дискомфортных для него условиях. Кроме того, город может провоцировать вандальные действия жителей и иной мотивационной направленности – протест, творчество, самовыражение и пр. Обнаружение и раскрытие закономерностей связи субъекта и его поведения с особенностями городской среды позволит не только минимизировать риски разрушений последней, но и прогнозировать социальные настроения молодежи посредством анализа пространства города. При этом практическая целесообразность такого комплексного изучения города и его жителей, относящихся к конкретной возрастной группе, с одной стороны обусловлена существенной экономией средств муниципалитетов за счет снижения затрат на ремонт и восстановление целостности объектов среды города, а с другой – возможностью своевременного предупреждения распространения среди молодежи крайне нежелательных социальных настроений – экстремизма, радикализма и пр. Научная новизна исследования заключается в попытке максимально комплексного изучения феномена вандализма как с позиции человека или потенциального субъекта вандальной активности, так и со стороны среды – как пространства, которое подвергается разрушительным действиям, а также может провоцировать их. Кроме того, предполагается детальное изучение информационного контента города, представленного как в реальном или материальном вариантах, так и в репрезентированном виде посредством сети Интернет. Последнее не только отражает актуальную на сегодняшний день ситуацию жизнедеятельности общества (особенно представителей молодежи), но и существенно обогащает возможные научные результаты изучения вандализма, который с этой точки зрения не исследовался. Помимо этого, многовариативная типологизация городского пространства позволит более детально и точно просчитывать ущерб от вандальных актов, определять наиболее уязвимые типы городской среды и прогнозировать поведение ее жителей.

Ожидаемые результаты
Общими результатами научно-исследовательской работы будут: 1. Создание научно обоснованной типологии городского пространства с позиции его подверженности вандальным повреждениям и разработка экономической модели оценки ущерба от подобных действий. Для детального изучения актуального состояния нашего общества, обнаружения острых социальных проблем и разработки прогноза их развития наука и практика систематически нуждаются в репрезентативных индикаторах, в качестве которых выступают самые разнообразные переменные. Предлагаемый вариант дифференциации городской среды с точки зрения ее целостности с одной стороны затрагивает экономическое направление развития города, с другой – отражает степень социального благополучия его жителей. Данный подход можно назвать инновационным так как предполагается не только оценка ущерба от вандальных актов, но и глубокий семантический анализ самых повреждений (информационной насыщенности, частоты, динамики появления и пр.). Возможности практического использования данной типологии заключаются как в разработке на ее основе экономической модели оценки ущерба, так и в выявленных зонах риска для городской среды, которые наиболее подвержены вандальным преобразованиям. 2. Описание психологического портрета вандала и установление связи склонности человека к вандальным действиям с иными поведенческими девиациями (экстремизм, радикализм и пр.). Выявление демографических, культурных, социальных и социально-психологических маркеров риска развития вандального поведения субъекта позволит не только расширить научные представления о данной модели взаимодействия человека с городской средой, но и совершенно по-другому выстроить систему предупреждения распространения вандализма среди молодежи. Так, если сейчас меры реагирования на подобные действия носят скорее оперативный характер, т.е. работа идет после совершения проступка и при условии задержания его субъекта. То, знание психологических особенностей типичного вандала может обеспечить точечную работу с потенциальной группой риска и превентивный характер коррекционных мероприятий. Последнее не только экономит средства и способствует сохранению целостности объектов городского пространства, но и способствует профилактике распространения более опасных социальных настроений в молодежной среде. 3. Разработка шкалы оценки социальных настроений молодежи посредством маркеров поврежденной городской среды. Выявление закономерностей в проявлении вандализма по отношению к городской среде с точки зрения психологических и поведенческих особенностей его субъектов является инновационным подходом в области изучения массовых социальных явлений. В основе метода – оценка результатов вандальной активности молодежи по различным параметрам – место расположения, интенсивность, динамика появления, возможная семантика и т.п. Помимо реального пространства города предполагается выявление механизмов переноса деструктивной активности молодежи из среды Интернет и детальная характеристика этих процессов, что также будет способствовать своевременной диагностике распространения опасных социальных настроений.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В рамках выполнения общей задачи проекта, направленной на выявление механизмов субъектной и социальной детерминации генезиса молодежного вандализма в современных условиях многовариативных информационных воздействий в городской среде, было реализовано средовое направление исследования, заявленное на 2017 год. Данное направление предполагает проведение анализа городской среды мегаполиса как предиктора для формирования вандальной активности молодежи. При этом среда города представлена в качестве относительно автономных зон культурного ландшафта, для каждой из которых характерны специфическое качество и уровень социально-психологической и культурной динамики. В современном городе вандализм является неотъемлемой частью городской среды. Его присутствие можно наблюдать практически везде: жилые многоквартирные дома в спальных районах (наиболее часто подвергающиеся повреждениям), культурно-исторические памятники в рамках гостевых маршрутов, труднодоступные места и объекты, имеющие признаки деструкции, промышленные здания и объекты городской инфраструктуры. Вандальные проявления уже не вызывают острой реакции со стороны общественности, кроме отдельных "вопиющих" случаев. Происходит привыкание к визуальному облику городского пространства, насыщенного следами вандальной активности отдельных людей. Вместе с тем вандализм не является нормой для функционирования городской среды - это сигнал о неблагополучии и наличии проблем в ее организации. Вандализм в условиях мегаполиса можно рассматривать как стратегию взаимодействия субъекта с окружающей средой (материальной, социальной, информационной или иной), выражающуюся в стремлении субъекта изменить актуальное ее состояние без соответствующих на это санкций со стороны ее собственника или управляющего. При этом наиболее типичными (но не единственными) субъектами вандализма являются представители молодежи (чаще подростки и юноши). Общественная опасность вандализма в интенсивной и динамичной городской среде мегаполиса определяется тем, что усвоенная модель девиантного, ненормативного или даже противоправного поведения молодого человека с элементами разрушительности будет проявляться в дальнейшем в более тяжелых формах и может сопровождать наиболее общественно опасные посягательства. Помимо социально-психологических эффектов вандализм имеет очевидные экономические последствия, связанные с необходимостью восстановления поврежденной и измененной среды мегаполиса. Кроме того, вандализм используется в качестве инструмента для теневого маркетинга, и оказывает влияние на инвестиционную привлекательность территории, а, следовательно, на характеристики ее устойчивого развития. В рамках обозначенного направления исследования были выполнены все запланированные на 2017 год работы. Результаты теоретических изысканий и эмпирических исследований представленного этапа проекта состоят в следующем. Во-первых, сформирована база визуальных образов городского пространства г. Екатеринбург – в нее включены более 1000 фото с объектами городского ландшафта, которые систематизированы по административным районам и жилым микрорайонам города. Анализ объектов городской среды осуществлялся по следующим основаниям: месторасположение, типы построек, степень подверженности объекта вандальным преобразованиям, характер вандальных повреждений объекта. Результаты представлены в виде подробных карт микрорайонов г.Екатеринбурга с графическим отображением каждого типа по вышеперечисленным основаниям, а также занесены в виде количественных данных в сводные таблицы по каждому административному району города. Во-вторых, создана научно обоснованная классификация вандальных повреждений городской среды, на основе анализа более 4500 зафиксированных вариантов проявлений вандализма по отношению к объектам пространства мегаполиса. Таким образом, вандализм в городской среде можно классифицировать по: видам исполнения, целям сообщения, месту исполнения, стратегии демонстрации сообщения, смысловой ценности сообщения. В-третьих, выявлены зоны риска городской среды для предупреждения вандального и иного деструктивного в т.ч. радикального поведения. Анализ вандальных проявлений в городской среде по фотографиям и их привязки к карте города (на основе картирования), а также результаты проведенных фокус-групп, анкетирования молодежи и интервью позволили определить наиболее вероятные территории, где совершается наибольшее число вандальных актов. Зоны риска сгруппированы по 3 основаниям: организация среды и ее специфика (тип постройки, функциональная принадлежность здания, труднодоступность объекта городской среды для вандального изменения в сочетании с его доступностью визуальному просмотру для горожан, низкий социальный контроль городского пространства или его полное отсутствие, наличие у объекта городской среды очевидных деструктивных изменений, которые оперативно не ликвидируются соответствующими службами); особенности жителей или лиц, эксплуатирующих объекты городской среды (принадлежность субъектов к субкультурным образованиям, преобладание среди населения городской территории лиц, ведущих маргинальный или криминогенный образ жизни); институционально-процессуальный аспект жизнедеятельности города (распространение в городской среде практики нелегального маркетинга сферы услуг, в том числе и услуг теневого рынка посредством вандальных действий). В четвертых, разработана экономическая модель оценки ущерба от вандальных повреждений в городской среде. Такой ущерб может быть представлен прямыми и косвенными финансовыми, капитальными и временными издержками. Прямой финансовый ущерб непосредственно связан с процессом организации жизни мегаполиса; может быть включен в себестоимость определенного вида работ прямым методом учета, на основании первичных документов без дополнительных расчетов; сюда отнесено снижение психологического благополучия, что приводит к необходимости повышения активности по профилактике вандализма (установка антивандального оборудования, применение антивандальных покрытий), а управляющие компании несут затраты на устранение последствий вандализма. Прямой капитальный ущерб включает снижение потребления основного капитала; снижение стоимости капитальных активов – объектов, находящихся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности имущества; – затраты, которые не могут учитываться как издержки при оценке городского хозяйства. Прямой временной ущерб, который может быть рассчитан в рублевом эквиваленте включает потери в виде платежей за срыв сроков ввода в эксплуатацию городских объектов. Косвенный финансовый ущерб включает общепроизводственные затраты; общехозяйственные затраты; коммерческие затраты и т.д. Сюда также будут включены расходы на удержание рыночных позиций и упущенная прибыль. Признаки неблагополучия территории в виде вандальной активности снижают стоимость недвижимости, поскольку экономическими агентами предполагаются дополнительные (регулярные) расходы на ремонт, восстановление, обеспечение безопасности, тишины и т.п. Косвенный временной ущерб вмещает замедление прироста валового городского продукта; замедление темпов прироста инвестиций; замедление наращивания коэффициента миграционного прироста, что снижает деловую активность. Исходя из полученных результатов, можно заключить, что вандализм в среде мегаполиса явление неоднородное и разностороннее, выполняющее разнообразные функции в жизнедеятельности городского сообщества и организации пространства города как самостоятельной территории. В целом на основе проведенного исследования были выделены несколько основных функций вандализма. Социально-средовые функции вандализма связаны с отражением общественных настроений, отношения к среде и ее организации, ее событийной насыщенности. Таким образом, вандализм может выполнять: - сигнализирующую функцию, когда вандализм является маркером неблагополучия среды или человека в ней, сигналом о необходимости изменений; - функцию управления общественными настроениями, где вандализм проявляется как инструмент снижения общественного напряжения через деструктивную активность или формирование общественного настроения в контексте актуальных событий; - эстетико-динамическую функцию, где вандализм является "предвестником" будущих тенденций в культурной организации пространства, "пробой" субкультурных инноваций в социальном пространстве города. Кроме этого вандализм имеет и глубоко личностное значение для его субъекта. В этом случае можно говорить об индивидуально-субъектных функциях вандализма. - тактическая функция, когда вандализм используется как средство для достижение иных целей субъекта, кроме как самой деструкции городской среды; - демонстрационно-протестная функция, где вандализм является выражением оппозиционной точки зрения, персонального или группового несогласия субъекта с чем-либо; - отреагирующая функция, когда посредством вандальной активности у субъекта появляется возможность снизить интенсивность негативных эмоций, "выпустить пар"; - функция возмещения, выражающаяся в восстановлении социальной справедливости, каким-либо образом нарушенной, по мнению субъекта; - функция самовыражения, где вандализм позволяет реализовать творческий потенциал личности через изменение городского пространства при наличии многочисленной аудитории потенциальных зрителей. Последняя группа функций, связанная с субъектными и личностными характеристиками вандалов будет подробно исследована на втором этапе реализации проекта в 2018 году.

 

Публикации

1. Воробьева И.В,, Кружкова О.В., Кривощекова М.С., Вылегжанина А.О. Primary school children’s vandalism European Journal of Mental Health, - (год публикации - 2017)

2. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Вандализм как маркер рисков устойчивого развития городской среды Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) / Сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. – М.: Издательство «Перо», 2017. – 541с., - (год публикации - 2017)

3. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Молодежный вандализм как реакция на информационные вызовы современной городской среды: постановка проблемы Фундаментальные и прикладные исследования современ- ной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. C. 1920-1926., Фундаментальные и прикладные исследования современ- ной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. (год публикации - 2017)

4. Воробьева И.В., Кружкова О.В., Руденкин Д.В. Вандализм молодежи как особенность и риск современной социализации Педагогическое образование в России, № 11, С. 23-29 (год публикации - 2017)

5. Гурова О.В., Воробьева И.В., Кружкова О.В. Молодежный вандализм как форма познания социального пространства и коммуникации в нем Психология когнитивных процессов, № 3, С. 127-133. (год публикации - 2017)

6. Злоказов К.В. Представление о себе в контексте социального присутствия Вестник Удмуртского университета. Серия философия, психология. педагогика, Т.28, №1 (год публикации - 2018)

7. Злоказов К.В. Эмпирическое исследование представлений об объекте деструктив-ного воздействия у молодежи Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 3 (75), 206-209 (год публикации - 2017)

8. Злоказов К.В. Влияние идентичности на предпочтение стратегии социального поведения Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 4 (76). С. 206-212 (год публикации - 2017)

9. Злоказов К.В. Представление об анонимности как условие совершения преступления Вестник Барнаульского юридического института МВД России, № 2 (33) (год публикации - 2017)

10. Злоказов К.В., Кривощекова М.С. Representation about objects of destruction and adults’ use of violence against them The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, № 2 (33) ©2017 Published by the Future Academy (год публикации - 2017)

11. Злоказов К.В., Чудакова С.Н Нарушения социальной идентичности как причина распространения экстремистской идеологии в молодежной среде Прикладная юридическая психология, № 3 (40), 17-24 (год публикации - 2017)

12. Злоказов К.В.,Павлов Ю.Г. The perception of urban vandalism: An eye-tracking study Perception, № 2 (33) (год публикации - 2017)

13. Зотова А.С. Семантический анализ вандальных проявлений городского пространства Российская наука в современном мире, - (год публикации - 2017)

14. Зотова А.С. (не опубликована) Когнитивный и тема-рематический методы исследования граффити -, - (год публикации - 2018)

15. Зотова А.С. Речевая идентификация вандального городского пространства Российская наука в современном мире, - (год публикации - 2017)

16. Зотова А.С. Анализ вандальных изображений как проекции когнитивной карты мегаполиса Язык и культура в условиях глобализации, - (год публикации - 2017)

17. Зотова А.С. Морфологический анализ вербальных компонентов ванадальной городской среды Advances in Science and Technology, - (год публикации - 2017)

18. Зотова А.С. Вербальный имидж вандального городского пространства Eurasiascience, - (год публикации - 2017)

19. Каримова В.Г., Борисов Г.И. Опыт взаимодействия с иноэтничными субъектами как предиктор образовательного поведения личности Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития, - (год публикации - 2017)

20. Каримова В.Г., Оболенская А.Г. Вандализм как реакция на давление полиэтничной городской среды Международный научно-практический журнал «Наука Эпохи», - (год публикации - 2017)

21. Кружкова О.В. Молодежный вандализм и возможности его профилактики в образовательных организациях Правовые основы профилактики этноконфессиональных конфликтов в образовательных организациях, - (год публикации - 2017)

22. Кружкова О.В., Воробьева И.В,, Жданова Н.Е., Левкина А.О. Adolescent vandalism: the role of parent-child relationship in the development of destructive behavior Psychology in Russia: State of the Art, - (год публикации - 2018)

23. Кружкова О.В., Кривощекова М.С., Воробьева И.В. Образование как условие профилактики вандального поведения молодежи Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) / Сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. – М.: Издательство «Перо», 2017. – 541с., - (год публикации - 2017)

24. Кружкова О.В., Симонова И.А. Анализ коммеморационной вандальной активности как способ исследования исторической памяти в современных городах Начало Второй мировой войны: национальные историографические традиции и историческая память, - (год публикации - 2017)

25. Оболенская А.Г. Среда большого города как фактор, детерминирующий вандальное поведение Фундаментальные и прикладные исследования современ- ной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. C. 2051-2057., - (год публикации - 2017)

26. Оболенская А.Г., Каримова В.Г. Городская среда мегаполиса и вандальное поведение личности Развитие человека в современном мире, 2017 № 2 (год публикации - 2017)

27. Оболенская А.Г., Каримова В.Г., Терпелец А.Е. Граффити как маркетинг теневой экономики в мегаполисе Личность в современном мире, Вып.4 (год публикации - 2017)

28. Оболенская А.Г., Каримова В.Г., Чуклина М.М. Конфликт интересов управляющего субъекта и управляемого как детерминация девиаций Личность в современном мире, Вып.4 (год публикации - 2017)

29. Порозов Р.Ю. Культурологическая интерпретация визуального объекта в городской среде Визуальные образы современной культуры: светские и религиозные стратегии построения жизненного мира, С. 78 - 80 (год публикации - 2017)

30. Порозов Р.Ю. Культуротворческая субъектность как фактор сохранности и развития городской среды Научный периодический журнал «Развитие человека в современном мире», № 1, 2017. Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, С. 45 – 51 (год публикации - 2017)

31. Порозов Р.Ю. Вандальное поведение: методы культурологической экспертизы Социальные и культурные процессы в российском приграничье : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 10–12 октября 2017 г.), с. 314-322 (год публикации - 2017)

32. Порозов Р.Ю. К вопросу о культурном ландшафте современного Екатеринбурга Сборник научных трудов "Российская провинция как социокультурное поле формирования гражданской и национальной идентичности", - (год публикации - 2017)

33. Порозов Р.Ю. К вопросу об урбаногенезе Екатеринбурга: от прошлого к современности ЦИТИСЭ: электронный рецензируемый научный журнал. Номер свидетельства СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 59069, №3 (12) 2017. (год публикации - 2017)

34. Порозов Р.Ю. Феномен вандального поведения: культурно-антропологический анализ Сборник научных трудов VI Международной теоретико-практической конференции "Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества, - (год публикации - 2017)

35. Руденкин Д.В. Социальное самочувствие российской молодежи в период электорального цикла 2016-2018 гг. Сборник статей Международной научно-практической конференции «Роль науки в современном мире» (Уфа, 09.11.2017 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2017., - (год публикации - 2017)

36. Руденкин Д.В. Осознаваемый и неосознаваемый вандализм российской городской молодежи: опыт социологического анализа Тенденции развития науки и образования, 2017. № 30-3. С. 13-16. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.18411/lj-30-09-2017-35

37. Руденкин Д.В. Считываемый образ вандализма в представлениях российской городской молодежи Дискурс, 2017. № 10 (12). С. 96-104. (год публикации - 2017)

38. Руденкин Д.В. Ценностные контрасты российского общества в восприятии молодежи Новое слово в науке: стратегии развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2017 г.), Новое слово в науке: стратегии развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 153–155 (год публикации - 2017)

39. Руденкин Д.В. Линейность процесса социализации как предмет методологических дискуссий социологии молодежи Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов V Международной научно-практической конферен-ции (30 октября 2017 года)., Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов V Международной научно-практической конферен-ции (30 октября 2017 года), с. 75-79 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.5281/zenodo.1045353

40. Руденкин Д.В., Воробьева И.В., Кружкова О.В., Кривощекова М.С. Молодежный вандализм в среде мегаполиса: границы нормы и девиации Образование и наука, - (год публикации - 2018)

41. Симонова И.А. Проблема молодежного вандализма в городской среде как предмет обучения: что должны знать взрослые? Сборник материалов V Международной научно-практической конференции "Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы" (8-9 декабря 2017г.), - (год публикации - 2017)

42. Симонова И.А., Бойко А.Д. (ошибочно внесено) Гражданская субъектность молодежи: готова ли Россия? -, - (год публикации - 2017)

43. Симонова И.А., Кружкова О.В. Молодежный вандализм в городской среде: дискуссионные аспекты исследования проблемы Сборник научных статей VIII Всероссийской научно-практической конференции "Молодежь в меняющемся мире: вызовы современности", - (год публикации - 2017)

44. Воробьева И.В. Злоказов К.В., Зотова А.С., Кружкова О.В., Оболенская А.Г., Порозов Р.Ю., Руденкин Д.В., Симонова И.А. Молодежный вандализм как репрезентация проблем городской среды Молодежный вандализм как репрезентация проблем городской среды [Текст] : монография / И. В. Воробьева [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. И. В. Воробьевой, О. В. Кружковой. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 238 с., - (год публикации - 2017)

45. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Молодежь и город: вандализм как форма взаимодействия Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. – С. 131-133, Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. (год публикации - 2017)

46. Кружкова О.В., Воробьева И.В. Восприятие вандализма в городской среде: роль культурного и образовательного уровня субъекта Луриевский подход в мировой психологической науке: тезисы докладов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 91-92., Луриевский подход в мировой психологической науке: тезисы докладов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. (год публикации - 2017)

47. - О социальном серфинге и вандальном поведении рассказали на презентации проектов УрГПУ Сайт УрГПУ, О социальном серфинге и вандальном поведении рассказали на презентации проектов УрГПУ // Сайт УрГПУ (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В рамках выполнения общей задачи проекта, направленной на выявление механизмов субъектной и социальной детерминации генезиса молодежного вандализма в современных условиях многовариативных информационных воздействий в городской среде, было реализовано субъектное направление исследования, заявленное в плане реализации проекта на 2018 год. Данное направление предполагало выявление и анализ личностных и субъектных характеристик, способствующих вандальной активности молодежи. Полученные результаты позволили описать психологический портрет вандала, сформулировать маркеры риска, относящиеся к демографическим, социальным, культурным и средовым группам, определить роль вандальной активности в радикализации и криминализации молодежи. Опыт совершения действий, по какой-либо причине приводящих к последствиям вандального характера, есть почти у каждого человека. Однако для подавляющего большинства – это скорее случайные действия разового и несистематического исполнения. Вместе с тем, анализ пространства мегаполиса, проведенный на предыдущем этапе (2017 год) показал, что большая часть городских объектов имеют повреждения вандального плана – графические формы (граффити и пр.), разрушение отдельных элементов зданий (выбитые окна, поврежденные полотна дверных проемов и пр.), сожжение (мусорные баки, кабины лифтов, оконных конструкций и пр.), замусоривание. Настораживает, что динамика вандального преобразования городской среды имеет схожий с экспонентой характер – чем выше плотность вандальных трансформаций на объекте, тем активнее и быстрее он деформируется и возможно утрачивает часть своего функционала. Последнее позволяет логически предположить, что у человека, находящегося в подобной городской среде, возрастает и субъектная активность данной формы девиантного поведения. Однако, открытым остается вопрос о его личностных детерминантах, способствующих или, наоборот, купирующих осознанный выбор вандального поведения. В то же время эффективность деятельности по предупреждению деструктивного поведения жителей на территории города должна быть направлена не только на управление средовыми рисками возникновения вандализма, но и на работу с группами риска проявления подобного типа активности. В рамках обозначенного направления исследования были выполнены все запланированные на 2018 год работы. Результаты теоретических изысканий и эмпирических исследований представленного этапа проекта состоят в следующем. Во-первых, на основе психологической диагностики (объем молодежной выборки N = 852 человека, в возрасте 13-25 лет, а также их родители – N = 313 человек) был сформирован психологический портрет вандала. Обнаружено, что формирование вандальных установок готовности личности к деструктивному поведению в городской среде происходит последовательно от случайного вандализма (не получившего негативной реакции социального окружения) через инструментальную стадию (когда вандализм выступает эффективной стратегией достижения иных результатов) до устойчивой осознанной формы вандального поведения как нормы в микросообществе (субкультуре). Основным фактором риска развития вандального поведения среди молодежи выступает семейная среда и стили воспитания в семье: полная неблагополучная семья в большей степени и неполная неблагополучная семья чуть в меньшей степени, а также применение неконструктивных стилей родительского воспитания значительно определяют высокую готовность молодежи к вандальному поведению; именно семья определяет установление нормативных и социально одобряемых границ реализации субъектной активности ребенка посредством личного примера родителей, их риторики и психологического контакта с ребенком – в ситуации деструкции данных элементов наблюдается ситуативное и стохастичное формирование границ субъектной активности, не соответствующих общественным нормам, что приводит к закреплению вандального поведения ребенка как допустимого и приносящего удовольствие. Высокая субъектная активность представителя молодежи при отсутствии сформированных просоциальных стратегий ее реализации приводит к замещению последних деструктивными формами активности, в том числе вандальным поведением. Данная особенность усиливается при наличии деформации ценностной сферы личности, нарушении суверенности психологического пространства, некоторых выраженных личностных чертах (агрессивность, нарциссизм, психопатия и пр.). Во-вторых, выделены демографические, культурные, социальные, средовые маркеры риска развития вандального поведения субъекта. Так, на основании статистики за 2013-2018 гг. установлено, что 93% обвиняемых в вандализме являлись гражданами Российской Федерации. Подавляющее большинство из них совершеннолетние мужчины состоящие в браке. Типичная стратегия вандальных действий детерминируется хулиганскими побуждениями, влиянием негативных эмоций или в состоянии алкогольного опьянения. Лица с делинквентным поведением совершают вандальные действия в процессе выполнения иных противоправных действий. Так, в 27% эпизодах вандальные действия были сопряжены с хулиганством, побоями, кражами. Культурные маркеры риска развития вандального поведения субъекта: отношение к вандализму как игре (типология вандальных игр: «вандализм-состязание», «вандализм-как-случайность», «вандализм-симуляция», «вандализм-как-головокружение»). Указанные маркеры наиболее типичны для субкультурных сообществ. Установлено, что вандальные проявления возникают как в рамках деструктивных стратегий, так и при модернизации городских объектов для нужд сообщества. К социальным маркерам риска развития вандального поведения субъекта были отнесены морально-этическая турбулентность общества; размытость и стереотипность представлений о вандализме, транслируемых социальной средой; привычность проявлений вандализма, их адаптация к повседневной социальной реальности, окружающей субъекта; просчеты в планировании строительства и благоустройства городской территории; относительный дефицит альтернативных форм для публичной коммуникации; сбои в психолого-педагогической работе, сопровождающей повседневную жизнь субъекта. Средовые маркеры риска определяются качествами городской территории. Так, выявлены объекты городской инфраструктуры, обладающие повышенной вандальной уязвимостью от представителей субкультур и лиц с делинквентным поведением. Ими выступают городской, пригородный и железнодорожный транспорт, жилая застройка, объекты торговли, объекты культуры, офисы банка и банкоматы. Интерпретация результатов анкетирования позволила обобщить представления горожан о типовых объектах вандальных разрушений. Показала, что местами наибольшей пораженности от вандальных действий выступают места общего пользования, внутридомовой инфраструктуры, придомовые, хозяйственные постройки и гаражи. В-третьих, разработана шкала оценки степени радикализации населения через анализ интенсивности и содержания вандальной активности в городской среде. При этом понимается, что радикализация населения мегаполиса должна оцениваться в контексте сочетания нескольких показателей: уровня социального оптимизма (как почвенного показателя готовности к протестной активности), непосредственно готовности к открытому выражению протеста, а также индекса вандальной активности (как протестной и криминализированной коммуникации) на территории. Шкала социального оптимизма населения и шкала протестного потенциала населения сформированы и проверены при обработке данных социологического опроса (N=1503). Каждая из шкал применена для оценки модальности настроений и поведенческих склонностей жителей конкретных районов города. Индекс вандальной активности на территории IVAOS рассчитывался как суммарный индекс восприятия вандальной активности на территории потенциальными и настоящими жителями данного микрорайона включающий в себя наличие, частотность, динамику появления последствий вандальных актов, регулярность устранения таких последствий муниципальными службами и управляющими компаниями. В итоге сделаны первичные выводы о том, что сама по себе интенсивность вандального поражения не приводит к радикализации взглядов населения, но является значимым косвенным фактором такой радикализации. Полученные в отчетный период результаты были отражены в публикациях, в частности в виде монографии «Вандализм в городской среде: девиация или коммуникация» (12,5 п.л.), в цикле статей в изданиях, включенный в список ВАК, ERIH, РИНЦ (37), в том числе в 9 статьях в изданиях, включенных в базы SCOPUS и WoS, в 30 докладах на 27 научных конференциях.

 

Публикации

1. Воробьева И.В., Кружкова О.В., Левкина А.О. THE CHILD AND THE CITY: URBAN ENVIRONMENT`S VALUE AND PSYCHOLOGICAL SPACE SOVEREIGNTY The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, Volume XLIII, P. 52-58. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.8

2. Жданова Н.Е., Воробьева И.В., Кружкова О.В. Подростковый вандализм и значение детско-родительских отношений в формировании готовности к нему Образование и саморазвитие, 13 (4) (год публикации - 2018)

3. Злоказов К.В. Деструктивное поведение: концептуализация в контексте интерсубъектного и социально-когнитивного подходов Материалы VII Международной научно-практической конференции "Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация", Материалы VII Международной научно-практической конференции "Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация" Под редакцией Н.И. Леонова. - Том. Выпуск 8 - Сер. Язык социального. С. 317-321. (год публикации - 2018)

4. Злоказов К.В. Закономерности восприятия вандальных действий молодежью, проживающей в городах и поселках Сборник материалов международной научно-практической конференции «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili», - (год публикации - 2018)

5. Злоказов К.В. Оценка вандальных действий несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению Вестник Барнаульского юридического института МВД России, Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2018.- №33. (год публикации - 2018)

6. Злоказов К.В. Выявление вандальных установок у подростков сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов II Международной конференции имени В.Я. Кикотя, с. 445-448 (год публикации - 2018)

7. Зотова А.С. Детская речевая агрессия в социальных сетях как феномен вандализма в информационном пространстве Сборник научных трудов IV Международного форума по педагогическому образованию и региональной конференции ISATT, Профессионализм учителя как условие качества образования. Сборник научных трудов IV Международного форума по педагогическому образованию и региональной конференции ISATT в 2-х ч. Ч. 1. С. 233-240 (год публикации - 2018)

8. Зотова А.С., Симонова И.А. ПОГОВОРИМ О ВАНДАЛИЗМЕ: МЯГКИЕ ТЕХНОЛОГИИ АНТИВАНДАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СБОРНИК ТРУДОВ VI Всероссийской научно-практической конференции «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ», Г. САМАРА, 15 НОЯБРЯ 2018 Г., - (год публикации - 2018)

9. Каримова В.Г. Эмоционально-оценочный компонент стереотипа о других этнических группах как фактор готовности к вандальному поведению Сборник VII международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация», - (год публикации - 2018)

10. Каримова В.Г. Полиэтничная среда мегаполиса как предиктор вандального поведения молодежи Сборник IV научно-практической конференции "Эпоха науки", - (год публикации - 2018)

11. Каримова В.Г. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНОТНИЧНЫМИ СУБЪЕКТАМИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Сборник IV научно-практической конференции "Эпоха науки", - (год публикации - 2019)

12. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Жданова Н.Е. Вандальная активность подростков и юношей как совладание с негативными воздействиями городской среды Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление". Омск, 2018., - (год публикации - 2018)

13. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Жданова Н.Е. ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВАНДАЛИЗМ: ОЦЕНКА СТРЕСС-ФАКТОРОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ПРЕДИКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА, Т. 28, вып. 4. С. 390-396 (год публикации - 2018)

14. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Порозов Р.Ю. Социально-средовые и индивидуально-субъективные функции вандализма в городской среде Социальная и экономическая психология. Часть 2: Новые на- учные направления / Отв. ред. Ю. В. Ковалева, Т. А. Нестик. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 523 с., - (год публикации - 2018)

15. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Порозов Р.Ю., Зарбова Б. ФУНКЦИИ ВАНДАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОМ ПОВЕДЕНИИ: ОТ ЛИЧНОСТИ К ОБЩЕСТВУ Образование и наука. 2019. № 1., - (год публикации - 2019)

16. Кружкова О.В., Оболенская А.Г., Воробьева И.В., Порозов Р.Ю., Каримова В.Г. STRATEGIES FOR FORMATION OF ANTI-VANDAL URBAN ENVIRONMENT: ECONOMIC, ERGONOMIC, CULTURAL AND PSYCHOLOGICALRESOURCES European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, - (год публикации - 2018)

17. Оболенская А.Г. ВАНДАЛИЗМ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА Труды VIII Всероссийского симпозиума по экономической теории Доклады секционных заседаний. 26-27 сентября 2018, Труды VIII Всероссийского симпозиума по экономической теории Доклады секционных заседаний. /Под ред. Попова Е.В. Изд-во Институт экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург) 2018 С. 111-112. (год публикации - 2018)

18. Оболенская А.Г. Investigation of Vandal Behavior of the Social Situation in the Territory in the Period of Destruction KnE Life Sciences. The Fifth International Luria Memorial Congress «Lurian Approach in International Psychological Science» 13–16 October 2017 Ekaterinburg, Russia, The Fifth International Luria Memorial Congress «Lurian Approach in International Psychological Science» 13–16 October 2017 Ekaterinburg, Russia /Editors: J.M. Glozman, O.S. Vindeker, et al. p. 672–679 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.18502/kls.v4i8.3325

19. Оболенская А.Г. Качество жизни как генезис рисков в воспитании культуры безопасности Педагогика безопасности: наука и образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Под ред. В.В. Гафнера. Екатеринбург, 2018. С. 118-122. (год публикации - 2018)

20. Оболенская А.Г., Блинова О.А., Порозов Р.Ю., Руденкин Д.В. Кибервандализм как полифакторный феномен подростковой девиации Профессионализм учителя как условие качества образования. Сборник научных трудов IV Международного форума по педагогическому образованию и региональной конференции ISATT, Профессионализм учителя как условие качества образования. Сборник научных трудов IV Международного форума по педагогическому образованию и региональной конференции ISATT в 2-х ч. Ч.2, С. 82-89 (год публикации - 2018)

21. Оболенская А.Г., Руденкин Д.В., Порозов Р.Ю., Блинова О.А. Adolescent Deviations, Phenomenon Of Cybervandalism. Types. Prevention The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences /IFTE 2018 - 4th International Forum on Teacher Education. 22-24 May 2018 Kazan Federal University. /Gafurov I. Volume XLIII p. 283-294 (год публикации - 2018)

22. Павлова Н.В., Павлов Ю.Г., Злоказов К.В. Visual perception of urban vandalism International Journal of Psychophysiology,, Proceedings of the 19th World Congress of Psychophysiology (IOP 2018) of the International Organization of Psychophysiology (IOP) Lucca, Italy September 4th to 8th 2018 / International Journal of Psychophysiology Vol.131, October 2018, Page S121 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.07.328

23. Порозов Р.Ю. Вандализм в городской среде: исследование детских игровых практик среде: исследование детских игровых практик Материалы VII Всероссийской научной конференции с международным участием «ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ» (г. Екатеринбург, 30 ноября 2018 г.), - (год публикации - 2018)

24. Порозов Р.Ю. «Новый мегаполис» как основа современной российской городской культуры Лики культуры в эпоху социальных перемен, Порозов Р.Ю. "НОВЫЙ МЕГАПОЛИС" КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Лики культуры в эпоху социальных перемен. Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции. Под ред. Н.Б. Кирилловой. 2018 С. 190- 193 (год публикации - 2018)

25. Порозов Р.Ю. Типология репрезентаций вандального поведения в городской среде II Всероссийская научная конференция «Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме» 22-24 ноября 2019 г. Нижний Новгород, - (год публикации - 2019)

26. Руденкин Д.В., Зотова А.С. Вандальное поражение района проживания как детерминанта социальных настроений молодежи: кейс Екатеринбурга Мир науки. Социология, филология, культурология, Мир науки. Социология, филология, культурология, 2018 №3 Том 9. (год публикации - 2018)

27. Руденкин Д.В., Оболенская А.Г. ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Научный журнал "Дискурс", Научный журнал «Дискурс» - 2018 – 9 (23) Социологические науки. С.65-74 (год публикации - 2018)

28. Руденкин Д.В., Оболенская А.Г., Блинова О.А. TEENAGERS’ VANDAL ACTIVITY IN THE INTERNET ENVIRONMENT: FREQUENCY, TYPES, RISKS AND OPPORTUNITIES The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences /ECCE 2018 VII International Conference Early Childhood Care and Education. 17-20 May 2018 Moscow. /Zinchenko Y., Veraksa N. Volume XLIII p.72-78 (год публикации - 2018)

29. Симонова И.А. К проблеме повышения уровня счастья молодежи: креативный вандализм в индустриальном городе (кейс Екатеринбурга) СБОРНИК ТРУДОВ XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИИ «Экономика счастья в формате ABLE: искусство, бизнес, право, экономика»,ЕКАТЕРИНБУРГ, 27 - 28 НОЯБРЯ 2018 г., - (год публикации - 2018)

30. Симонова И.А. Аффективная сила вандализма: молодежные вандальные практики в контексте концепции аффективного труда «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», - (год публикации - 2019)

31. Симонова И.А., Зотова А.С. Вандализм в языковом сознании представителей современных молодежных субкультур Вестник Пятигорского университета, № 4. С. 196-201. (год публикации - 2018)

32. Симонова И.А., Зотова А.С. Проектная работа в гражданской сфере как альтернатива вандальному поведению в молодежной среде СБОРНИК ТРУДОВ Всероссийская конференция «Гражданский потенциал современной молодежи», Екатеринбург, 26 октября 2018 г., - (год публикации - 2019)

33. Симонова И.А., Зотова А.С. «ВАНДАЛЬНЫЙ СТАТУС» СООБЩЕСТВА: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУБКУЛЬТУР В ГОРОДАХ СБОРНИК ТРУДОВ VI Всероссийской научно-практической конференции «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ», Г . САМАРА, 15 НОЯБРЯ 2018 Г., - (год публикации - 2018)

34. Симонова И.А., Никифорова Д.М. К проблеме гражданского образования в России: гражданская субъектность и вандализм в среде молодежных сообществ Педагогическое образование в России, - (год публикации - 2018)

35. Воробьева И.В., Злоказов К.В., Кружкова О.В., Оболенская А.Г., Порозов Р.Ю., Руденкин Д.В., Симонова И.А. Вандализм в городской среде: девиация или коммуникация Вандализм в городской среде: девиация или коммуникация [Текст] : монография / И. В. Воробьева [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. И. В. Воробьевой, О. В. Кружковой. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 200 с., - (год публикации - 2018)

36. Беляева Л.А, Кружкова О.В., Воробьева И.В. Антропологические основания вандального поведения молодежи и возможности его профилактики ПРИЛОЖНАТА ПСИХОЛОГИЯ - ВЪЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВИ’2018, «ПРИЛОЖНА ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛНА ПРАКТИКА» XVII Международна научна конференция / Съставител проф. д.пс.н. Галя Герчева-Несторова. Варна: Университетско издателство, 2018. 589 с. (год публикации - 2018)

37. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Специфика восприятия городских объектов как барьер для вандальной активности молодежи Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18–21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. — 1368 с., С. 239-241 (год публикации - 2018)

38. Кружкова О.В., Воробьева И.В. ВАНДАЛИЗМ КАК ПРИЗНАК НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В СРЕДЕ Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili», - (год публикации - 2018)

39. - Как выиграть грант? Сайт УрГПУ, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В рамках выполнения общей задачи проекта, направленной на выявление механизмов субъектной и социальной детерминации генезиса молодежного вандализма в современных условиях многовариативных информационных воздействий в городской среде, было реализовано интеграционное направление исследования, заявленное в плане реализации проекта на 2019 год. Данное направление предполагало завершение работ в рамках обозначенной темы и включало в себя анализ сопряженности и взаимодействия субъектных и средовых характеристик, формирующих готовность субъекта к вандальной активности с одной стороны, и уязвимость городской среды – с другой. Полученные результаты позволили выделить социализационные функции вандализма в становлении личности (самореализация, самоопределение, самовыражение, познание и самопознание, самоутверждение, самоконструирование и пр.); определить закономерности актуализации, сублимации, переноса вандального поведения молодежи в деструктивных и конструктивных формах активности; описать информационные механизмы трансляции, распространения и видоизменения вандального поведения в виртуальной и реальной среде. За отчетный период было осуществлено: изучение типичного поведения людей и использования ими пространственно-предметной и коммуникативной городской среды в отдельных видах (типах) городского пространства, наиболее подверженных вандальным повреждениям; типологизация стратегий вандального поведения молодежи в информационном пространстве города; выявление и описание механизмов трансляции молодежной вандальной активности из сети Интернет в культурное пространство современного города; выявление закономерностей взаимосвязи характеристик субъекта и характеристик среды, подверженной вандальным воздействиям. В рамках обозначенного направления исследования были выполнены все запланированные на 2019 год работы. Результаты теоретических изысканий и эмпирических исследований представленного этапа проекта состоят в следующем. Во-первых, выявлены функции молодежного вандализма с точки зрения субъекта, социума, визуальной и информационной среды. Так, если рассматривать вандализм с позиции взаимодействия субъекта и среды можно выделить две группы функций. К первой относятся функции в контексте социально-средового измерения, такие как: функция подготовки к социальным изменениям (антикоммеморационная функция), сигнализирующая функция, функция управления общественными настроениями, конструирующая функция. Ко второй – индивидуально-субъектные функции вандализма: демонстрационно-протестная, функция отреагирования, функция возмещения, функция самовыражения. Данные группы функций были обобщены в единую модель, по вертикальной оси полюсами выступили «конструирование» и «реконструирование», по горизонтальной – преобладающий вектор психической саморегуляции субъекта вандализма (доминанта эмоционально-чувственной сферы или когнитивно-нравственных, моральных устоев). Анализ вандализма с позиции визуальной и информационной городской среды позволил выделить несколько иные варианты функций: функции, выполняемые на уровне гипертекста города; функции, выполняемые на уровне отношений производителей и потребителей информации; функции в поле субъективного восприятия горожан (констатация, проблематизация, позиционирование, производство аффектов. Во-вторых, описан механизм диффузии вандальной активности в различных средовых условиях (реальная среда – виртуальная среда – реальная среда). В основу механизма был положен метод структурно-функционального моделирования, источником данных выступило комплексное исследование актуальных Интернет-ресурсов и вандальных практик в виртуальной и реальной среде. Механизм диффузии предполагает последовательное прохождение следующих этапов: перенос вандального контента из реальной в виртуальную среду, формирование реакции на вандальный контент в виртуальной среде, закрепление и распространение вандальных практик в виртуальной реальности, реализация готовности к применению вандальных практик в реальной и/или виртуальной среде. В-третьих, сформирована шала оценки социальных настроений молодого населения через маркеры поврежденной среды. Шкала позволяет произвести оценку результатов завершенных вандальных актов в городском пространстве с учетом предполагаемого вандалами эффекта. В основе принципа работы шкалы лежит экспертная оценка вандального акта в совокупности с его непосредственным физическим результатом, который анализируется на основании семи основных параметров (степень повреждения объекта, спонтанность/подготовленность акта, аффективная направленность/ интровертивная, простота – сложность, влияние вандализма на аудиторию, групповая /индивидуальная направленность, публичность и общественный резонанс). При этом каждый случай должен быть ассоциирован с одной из трех сфер настроений молодежи: политическая, социальная, психоэмоциональная. Таким образом, каждый рассматриваемый случай вандализма получает код и балльное значение, отражающее уровень социальной напряженности по данному направлению. В-четвертых, описан механизм сублимации вандальной активности, позволяющий обосновать возможности профилактики молодежного вандализма в городской среде. В ходе проведенных исследований обнаружено, что исходную почву для проявления вандальной активности молодежи создает серия макросоциальных факторов, формирующих первичную готовность молодых людей к совершению подобных действий: узость и стереотипность представлений молодежи о вандализме; повышенная концентрация объектов, пострадавших от вандализма, в общем объеме зданий и объектов инфраструктуры города; распространение неудачных и неудобных решений в планировании застройки и инфраструктуры города; просчеты в планировании застройки, развития транспорта и обустройства территории периодически приводят к появлению в городских районах функционально неудобных объектов, которые создают для жителей неудобства; дисфункциональность и/или исчезновение каналов социальной коммуникации, доступных для представителей молодежи; эстетизация вандализма в социальной реальности и дискуссии о его роли в современном искусстве; общественный резонанс вокруг уже совершенных вандальных акций. В совокупности эти факторы создают первичную почву для проявления вандальных активностей у представителей молодежи и соответственно могут рассматриваться как элементы механизма сублимации вандальной активности молодежи. Их воздействие превращает вандализм в привычный и детабуизированный элемент социальной реальности, которая окружает представителей молодежи. В результате их влияния у молодежи формируется общая готовность к проявлению вандальной активности. Триггером конвертации такой готовности в реальные деструктивные активности становится влияние более частных, ситуативных параметров – внутриличностных (в том числе мотивационных) и информационных факторов. Указанные особенности среды и взаимодействия субъекта с нею должны учитываться в построении программ профилактики вандального поведения молодежи в городской среде, которые в свою очередь предполагают наличие конгруэнтности среде и субъекту в ней. Полученные в отчетный период результаты были отражены в публикациях, в частности в виде монографии «Молодежный вандализм как реакция на информационные вызовы городской среды» (13 п.л.), в цикле статей в изданиях, включенный в список ВАК, ERIH, РИНЦ (50), в том числе в 4 статьях в изданиях, включенных в базы SCOPUS и WoS, в 42 докладах на 29 научных конференциях.

 

Публикации

1. Бабикова М.Р. Несанкционированные граффити как разновидность вандализма: оценка воздействующего потенциала Лингвополитическая персонология: дискурсивный поворот : материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 29—30 нояб. 2019 г.), Лингвополитическая персонология: дискурсивный поворот : материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 29—30 нояб. 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; РАНХиГС, Урал. ин-т управления ; отв. ред. Н. Б. Руженцева. — Екатеринбург : [б. и.], 2019. С. 27-30. (год публикации - 2019)

2. Блинова О.А., Горбунова Ю.А. ИНТЕРНЕТ-ЯЗЫК VS РУССКИЙ ЯЗЫК: ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ И ПРАКТИКИ ЦИФРОВОЙ ГИГИЕНЫ Когнитивные штудии: эмерджентность и сложность, когнитивные практики, выпуск 8 - Минск : БГПУ, 2019. 545с. С. 479-487 (год публикации - 2019)

3. Блинова О.А., Горбунова Ю.А. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЯЗЫКА НА РУССКИЙ ЯЗЫК И ПРАКТИКИ ЦИФРОВОЙ ГИГИЕНЫ Стратегические ориентиры в развитии современной образовательной среды, - (год публикации - 2020)

4. Блинова О.А., Горбунова Ю.А. Блогогсфера как пространство обретения идентичности подростка:теоретико-методологические аспекты Подросток в мегаполисе: продолженное взросление, М. : Национальный исследовательский институт "Высшая школа экономики", 2019. 299с. С. 21-25 (год публикации - 2019)

5. Блинова О.А., Оболенская А.Г. Профилактика подросткового кибервандализма Подросток в мегаполисе: продолженное взросление, М. : Наицональный исследовательский институт "Высшая школа экономики", 2019. 299с. С. 26-31 (год публикации - 2019)

6. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Эстетический вандализм как форма творческого самовыражения молодежи Психология способностей и одаренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Психология способностей и одаренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, [21-22 ноября 2019 г.] / под ред. проф. В.А. Мазилова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 399-403. (год публикации - 2019)

7. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Студенческий вандализм как фактор риска в городской среде Материалы Международной конференции "Стратегические ориентиры в развитии современной образовательной среды" (SGDMEE-2020), - (год публикации - 2020)

8. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Вандализм в городской среде, как маркер небезопасности территории Вестник Омского университета. Серия Психология., № 4, С. 5-10. (год публикации - 2019)

9. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Социально-проектная деятельность как средство профилактики вандализма молодежи Формирование гражданской идентичности молодежи: педагогические и управленческие практики. Сборник материалов. М., 2019., Формирование гражданской идентичности молодежи: педагогические и управленческие практики. Сборник материалов. М., 2019. C. 94-97. (год публикации - 2019)

10. Злоказов К.В. Влияние свойств личности на представление о социальном пространстве: эмпирическое исследование ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: ВЫЗОВЫ, РЕСУРСЫ, БЛАГОПОЛУЧИЕ материалы V Международной научной конференции Кострома: в 2 томах. 2019 Издательство: Костромской государственный университет (Кострома), - (год публикации - 2019)

11. Злоказов К.В. Мотивация вандального поведения в представлении подростков ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, Правопорядок: история, теория, практика, №3(22)/2019, с.79-84 (год публикации - 2019)

12. Злоказов К.В. Криминологическая характеристика и направления профилактики вандального поведения Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики, Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019 – 488 с. С. 146-150 (год публикации - 2019)

13. Злоказов К.В., Каппушев С.С., Иванова А.М. Индивидуальные и социальные факторы мстительного поведения Прикладная юридическая психология., 2019 – № 1(46). – С. 69–76. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.1(46).069-076.

14. Злоказов К.В., Леонов Н.И. Субъективный образ социального пространства: элементы, центр и метрика Subjective perception of social space: elements, centre and metric Вестник Костромского государственного университета: Педагогика, психология, социокинетика, Вестник Костромского государственного университета: Педагогика, психология, социокинетика, №3, с. 45-51 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-3-45-50

15. Кружкова О.В., Воробьева И.В. Вандальная активность молодежи как маргинальная политическая практика Маргинальные феномены человеческого бытия (антропология ad marginem), - (год публикации - 2020)

16. Кружкова О.В., Воробьева И.В. Репрезентация и диффузия вандальной активности: из реальности в интернет и обратно Молодежь в меняющемся мире: траектории самоопределения в глобальной современности: Материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции., - (год публикации - 2020)

17. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Жданова Н.Е. ГОРОДСКОЙ СТРЕСС: СУБЪЕКТИВНО-СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ ВАНДАЛИЗМА МОЛОДЕЖИ КАК СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие материалы V Международной научной конференции, Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции. В 2 томах. Т. 1. Кострома: Костромской государственный университет, 2019. С. 86-90. (год публикации - 2019)

18. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Кривощекова М.С., Жданова Н.Е. ВАНДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МЕГАПОЛИСА Когнитивные штудии: Эмердженттность и сложность, когнитивные практики: материалы VIII междунар. междисциплин. конф., Когнитивные штудии: Эмердженттность и сложность, когнитивные практики: материалы VIII междунар. междисциплин. конф. Вып. 8 / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: БГПУ, 2019. С. 261-267. (год публикации - 2019)

19. Кружкова О.В., Кривощекова М.С. Роль факторов «Темной триады» в мотивационной готовности к вандальному поведению студентов Образовательные ресурсы и технологии, № 3(28), с. 33-38. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.21777/2500-2112-2019-3-33-38

20. Оболенская А.Г., Симонова И.А. Индекс вандальной активности IVAOS в развитии территории "XX апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества", "XX апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества", ВШЭ, 9-12 апреля 2019, г.Москва. (год публикации - 2019)

21. Порозов Р.Ю. Деструктивное поведение в виртуальном пространстве как дискурсивная практика. Сборник, XI Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь в меняющемся мире: траектории самоопределения в глобальной современности» (22 ноября 2019 г., Екатеринбург), - (год публикации - 2019)

22. Порозов Р.Ю., Корючкина П.С. Вандальное поведение молодежи в виртуальном пространстве. Сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогика безопасности: наука и образование», 30 ноября 2019 года (г. Екатеринбург), - (год публикации - 2019)

23. Порозов Р.Ю., Симбирцева Н.А. Визуальная репрезентация граффити в медиасреде: между искусством и вандализмом Advances in Economics, Business and Management Research, Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019), I Международная научно- практическая конференция по цифровой экономике (ISCDE 2019), (год публикации - 2019)

24. Порозов Р.Ю., Стародумова М.И. Антрибуты вандального поведения молодежи в контенте Интренет- сообществ (на примере групп ВКонтакте) Сборник Всероссийская научно-практическая конференция посвящена рассмотрению актуальных вопросов об-щественных и гуманитарных наук. 12 ноября 2019 года, Санкт-Петербург, - (год публикации - 2019)

25. Порозов Р.Ю., Стародумова М.И. Сообщества в социальных сетях как провокаторы вандального поведения молодежи. Сборник, IV Международная научно-практическая конферен-ция «Современный взгляд на науку и образование», 18 октября 2019 г., г. Таганрог., - (год публикации - 2019)

26. Руденкин Д.В., Оболенская А.Г. Социальная детерминация отношения российской молодежи к вандализму: опыт социологического анализа Сборнике конференции c международным участием «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы», Нижневартовск, издательство Нижневартовского государственного университета, - (год публикации - 2019)

27. Руденкин Д.В., Оболенская А.Г. Детерминанты отношения российской молодежи к граффити: опыт вторичного анализа данных ВЦИОМ Бюллетень науки и практики, №11 (48) (ноябрь) 2019 г. С. 333-342. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.33619/2414-2948/48/42

28. Руденкин Д.В., Оболенская А.Г. Анализ молодежного вандализма в российской социально- гуманитарной науке: текущие векторы и дальнейшие перспективы международный научный журнал Colloquium-journal, №24 (48), 2019, С. 50-54. (год публикации - 2019)

29. Руденкин Д.В., Порозов Р.Ю. Особенности эмоционального отношения к вандализму в молодежной среде: социологическая диагностика Мир педагогики и психологии, № 11 (40). (год публикации - 2019)

30. Руденкин Д.В., Порозов Р.Ю. Что беспокоит российскую городскую молодежь в ценностной палитре окружающего общества? "Дискурс", № 8(34), С. 89-98. (год публикации - 2019)

31. Руденкин Д.В., Порозов Р.Ю. Факторы внимательности российской молодежи к проявлениям вандализма: социологический анализ «Социология и социальная работа: современные образовательные и научно-исследовательские практики», - (год публикации - 2019)

32. Руденкин Д.В., Порозов Р.Ю. Российская молодежь о ценностных уязвимостях общества: социологическая диагностика Новые контуры социальной реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (VII Северо-Кавказские социологические чтения, 14 ноября 2019 г., Ставрополь), - (год публикации - 2019)

33. Руденкин Д.В., Порозов Р.Ю. Что важно учитывать при профилактике вандализма российской молодежи? Сборник Всероссийской научной конференции с международным участием XIII Ковалевские чтения «Молодежь XXI века: образ будущего». Санкт-Петербург, Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, - (год публикации - 2019)

34. Симонова И.А. Функции вандализма в информационном пространстве города: к проблеме конструирования молодежных сообществ КОНСТРУИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ГОРОДСКИХ СУБКУЛЬТУР: сборник статей [под ред Шамсутдиновой Н.К.]. - Уфа: Аэтерна, 2019 – 216 с. С 137-140., - (год публикации - 2019)

35. Симонова И.А. ВАНДАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ СБОРНИК ТРУДОВ VII Всероссийской научно-практической конференции «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ», Г . САМАРА, 21 НОЯБРЯ 2019 Г., СБОРНИК ТРУДОВ VII Всероссийской научно-практической конференции «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ», Г . САМАРА, 21 НОЯБРЯ 2019 Г. (год публикации - 2019)

36. Симонова И.А. Проблема дифференциации вандальных и художественных практик в контексте стратегий взаимодействия молодежи с городской средой: кто хозяин в городе СБОРНИК ТРУДОВ СИМПОЗИУМА «Искусство в городе» Г . ЕКАТЕРИНБУРГ, СБОРНИК ТРУДОВ СИМПОЗИУМА «Искусство в городе» Г . ЕКАТЕРИНБУРГ, 23-25 мая, 2019г. (год публикации - 2019)

37. Симонова И.А., Порозов Р.Ю. МОЛОДЕЖНЫЙ ВАНДАЛИЗМ КАК ВИГИЛАНТИЗМ: РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА «СТРАТЕГИЙ БДИТЕЛЬНОСТИ» ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №10 (год публикации - 2019)

38. Бабикова М.Р., Воробьева И.В., Злоказов К.В., Кружкова О.В., Оболенская А.Г., Порозов Р.Ю., Руденкин Д.В., Симонова И.А. Молодежный вандализм как реакция на информационные вызовы городской среды Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, Молодежный вандализм как реакция на информационные вызовы городской среды : монография / под ред. И. В. Воробьевой, О. В. Кружковой ; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – 240 с. (год публикации - 2019)

39. Блинова О.А. ИГРА КАК ДЕКОНСТРУКЦИЯ И ЭСКАПИЗМ СОВРЕМЕННОГО БЫТИЯ XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова., XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. – Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. – с. 73-74 (год публикации - 2019)

40. Блинова О.А. Интернет-язык vs русский язык: философско-методологический аспект Cognitive neuroscience, - (год публикации - 2019)

41. Блинова О.А., Недошивина Т.А. ТЕХНОГЕННЫЕ И АНТРОПОГЕННЫЕ РЕСУРСЫ СОХРАНЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА (на примере г. Екатеринбурга) Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты, - (год публикации - 2019)

42. Злоказов К.В., Леонов Н.И. The influence of identity features on adolescent radicalization Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). — Moscow: Moscow University Press, 2019 — 1571 p., (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). — Moscow: Moscow University Press, 2019 —p. 10 (год публикации - 2019)

43. Злоказов К.В., Павлова Н., Павлов Ю. Visual perception of self- and othersdestructive behavior images Psychophysiology the international journal of the society for psychophysiological research, Volume 56, Issue S1, P.70 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1111/psyp.13439

44. Каримова В.Г. Визуальная семантика мотивов вандального поведения как диагностика межэтнической напряженности в городской среде Конфликтология XXI века: пути и средства укрепления мира, - (год публикации - 2019)

45. Каримова В.Г. МЕТОДИКА ВИЗУАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВОВ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МИГРАНТОВ XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова., XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. – Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. – с. 76. (год публикации - 2019)

46. Кружкова О.В., Воробьева И.В. К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ФЕНОМЕНА ВАНДАЛИЗМА XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова., XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. – Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. – с. 76-77. (год публикации - 2019)

47. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Порозов Р.Ю. Ценность городского пространства для молодежи: риск вандализма Социальная психология и общество: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского (15-16 октября 2019 г.), Социальная психология и общество: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского (15-16 октября 2019 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. – С. 336-338. (год публикации - 2019)

48. Оболенская А.Г. HOMO ECONOMICUS И ВАНДАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова., XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. – Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. – с. 78. (год публикации - 2019)

49. Порозов Р.Ю. ВАНДАЛИЗМ ГЛАЗАМИ АНТРОПОЛОГИИ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПАРАДИГМЫ И МЕТОДЫ XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова., XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. – Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. – с. 78. (год публикации - 2019)

50. Симонова И.А. ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ВАНДАЛИЗМ И «СООБЩЕСТВА ВКУСА»: ПОРЯДКИ И ФОРМАТЫ КОММУНИКАЦИИ XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова., XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. – Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. – с. 73-74 (год публикации - 2019)


Возможность практического использования результатов
Полученные результаты проекта могут быть использованы в рамках следующих стратегических направлений: 1. Повышение качества жизни горожанина в условиях российского мегаполиса. В ходе реализации проекта установлено, что вандальные повреждения среды являются значимым раздражителем и маркером неблагополучия городского пространства и общества, проживающего в нем. Высокая концентрация вандальных повреждений среды приводит увеличению тревожности жителей по отношению к их безопасности и снижает их социально-экономическую активность на данной территории (районе), что выражается в стремлении изменить место жительства, место работы на более благополучную территорию, имеющую меньшую поврежденность, либо замкнуться и перестать реализовывать в городском пространстве собственную гражданскую активность. В итоге, вандально поврежденная территория испытывает отток экономически активного населения и снижение гражданских инициатив, что приводит к усугублению ситуации, способствует маргинализации территории и еще большему ее загрязнению вандальными деструкциями. Понимание роли вандальных повреждений в снижении качества жизни горожанина субъектами управления городским хозяйством позволит систематизировать работу с вандальными повреждениями городских объектов и минимизировать негативное влияние вандализма на человека, повысив качество его жизни на указанной территории. 2. Профилактика девиантного (вандального) поведения и предупреждение развития более социально-опасных форм девиаций у молодежи. Результаты проведенного исследования подтвердили ранее описанную тенденцию (в том числе упоминающуюся в работах отечественных и зарубежных исследователей) к усугублению девиантного поведения при вовлечении субъекта в вандальную активность. В связи с этим предупреждение и профилактика вандальных практик как легкой и начальной формы девиации целесообразна и необходима. Сформированный портрет потенциального субъекта вандализма, а также описание механизма сублимации вандальной активности молодежи позволяет разработать действительно эффективные и точечные модульные программы профилактики молодежного вандализма в городской среде, что будет способствовать как социальному, так и экономическому эффектам. 3. Мониторинг и прогноз социальной напряженности в молодежной среде через маркеры вандальных повреждений. Масштабный и сплошной сбор данных о вандальных повреждениях городской среды Екатеринбурга позволил выделить типичные маркеры, характеризующие социальную напряженность на конкретной территории. Использование указанных маркеров, объединенных в комплексные шкалы, позволяет построить систему мониторинга благополучия городской среды, основанную на объективных результатах трейс-оценки городского пространства. Полученный инструмент эффективен своей превентивностью, поскольку позволяет актуализировать наличие проблем до момента возникновения отрытого социального недовольства без привлечения населения к самооценке их субъективного состояния. 4. Оценка социально-экономических рисков деструкции среды в развитии территории. Результаты выполнения проекта продемонстрировали необходимость инвестирования в развитие территории с целью снижения рисков (затрат) на ее восстановление поле вандальных деструкций. При этом под развитием территории подразумеваются вложения в социально-культурную сферу целевой аудитории, которой является молодежь. В исследовании доказано, что подобные превентивные вложения целесообразнее, чем оперативное восстановление поврежденной городской среды в финансовом и социальном плане. 5. Управление социальными настроениями с использованием неформальных инструментов. В исследовании установлено, что вандальные преобразования, особенно текстовые и графические (рисуночные) имеют высокий побудительный потенциал для воспринимающего субъекта. Формирование запланированных интенций, смыслового и эмоционального наполнения среды через ее преобразование (например, через стрит-арт как легализованную альтернативу вандализма) позволит в определенном смысле инициировать просоциальную активность горожанина. 6. Внесение изменений в нормативно-правовые документы. С учетом полученных в проекте результатов возможно дополнение правил эксплуатации зданий и сооружений (СП 255.1325800.2016) рекомендациями по противодействию вандальным повреждениям (антивандальными рекомендациями), совершенствование правил проектирования капитального ремонта в многоквартирных жилых зданиях (СП 54.13330.2016) в части антивандального оборудования мест общего пользования, а также разработка методических рекомендаций управляющим компаниям по снижению вандальных повреждений мест общего пользования, внутри- и внешнедомовому имуществу, в том числе, посредством технических средств, антивандальной пропаганды.