КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-18-00216

НазваниеКонцепции конфликта и согласия в российской общественной мысли в контексте европейских подходов (XVIII-XX вв.)

РуководительУайт Джеймс Мэттью, кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2018 г. - 2020 г. 

Конкурс№28 - Конкурс 2018 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-104 - История России с древнейших времен до ХХ века

Ключевые словаКонфликт, согласие, общественная мысль, история философии, толерантность, старообрядцы

Код ГРНТИ03.23.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Научная проблема, на решение которой направлен проект – концептуализация конфликта и согласия российскими и советскими общественно-политическими мыслителями Нового и Новейшего времени (XVIII – XX вв.). Под конфликтом подразумеваются столкновения между различными группами людей: религиозные, социальные, экономические и национальные конфликты являются основными четырьмя типами столкновений такого рода. Концепция конфликта включает в себя идентификацию противоборствующих сторон, причин конфликта, режимов его протекания и оценку возможных исходов. Ситуацию, при которой между группами людей не существует конфликта, можно назвать согласием. Разрешение научной проблемы включает в себя исследование концептуальных представлений о конфликте и согласии в европейской общественной мысли. Хронологически проект охватывает период от начала вестернизации российской общественной мысли на рубеже XVII – XVIII вв. до краха социалистической системы в 1991 г. На основании изучения взглядов российских авторов на случаи конфликта и согласия можно классифицировать и обобщить крупные интеллектуальные парадигмы, в рамках которых производились и тиражировались устойчивые системы понимания конфликта и согласия. Стратегия преодоления социальных и мировоззренческих конфликтов XVIII – XX вв. в Европе, включая европейские религиозные войны, была связана с возникновением философии либерализма, провозгласившей принцип нейтральности по отношению к различным религиозным, философским и этическим системам оценок. На этой базе сформировалась классическая европейская философия либерализма, акцентирующая внимание на толерантности и плюрализме. Но постепенно «классическое» понимание толерантности изменилось. Толерантность, бывшая некогда довольно ясной идеей о конфликте и согласии в обществе, позволившей положить конец кровопролитным религиозным войнам, превратилась сегодня в довольно-таки туманную концепцию о способах мирного сосуществования различий в рамках современного общества, подвергаемую жесткой критике с разных сторон. Поэтому коллектив проекта ставит задачу разработки критической, исторически-сенситивной политико-философской концепции конфликта и согласия, одним из практических следствий приложения которой могут стать предотвращение конфликтов, профилактика ксенофобии и выработка политики социальной стабильности в современных условиях. Исторический опыт обсуждения проблем конфликта и согласия, имевший место в российской общественной мысли Нового и Новейшего времени, обладает большим потенциалом переосмысления, позволяющего реализовать указанную задачу. В этом заключается актуальность заявляемого проекта. Со времен вестернизации конца XVII – начала XVIII в. российская мысль пыталась решить социальные вопросы, связанные с особенностями национальной культуры Нового времени. Важнейшим фактором развития концепций конфликта и согласия в этот период стало влияние западных идей. Под влиянием политического кризиса рубежа XVIII – XIX вв. (Французская революция и последовавший тур европейских войн) российские элиты начали разрабатывать такие взгляды на социальные конфликты, в которых места революционному взрыву не находилось. Одновременно, в силу влияния западной интеллектуальной традиции, главной проблемой российской философии стал вопрос о соотношении российской и европейской «сущностей» отечественной культуры. Либеральная, славянофильская, консервативно-религиозная, народническая сферы общественной мысли выдвинули специфические взгляды на проблемы конфликта и согласия, в значительной степени являвшихся оригинальным переосмысление кратко охарактеризованных выше западных идей и концепций. Особого изучения требуют концепции конфликта и согласия, разрабатывавшиеся в XX в. русле большевизма, включая анализ трансформации представлений большевистского истеблишмента о конфликте и согласии по мере «строительства социализма» и приведший к оригинальному взгляду на реформы, революцию, классовую борьбу и «бесконфликтность» в обществе. Подобный «сквозной» анализ отечественной интеллектуальной традиции, опирающийся с одной стороны на компаративное изучение крупных парадигм российской мысли по вопросам конфликта и согласия, а с другой - уделяющий внимание общеевропейскому контексту, предпринимается впервые и обладает новизной.

Ожидаемые результаты
Основные результаты проекта будут следующими: 1. Реконструкция основных подходов к определению проблемы конфликта и согласия в основных направлениях (идеологиях) российской общественной мысли XVIII – XX вв. 2. Анализ специфики концепций конфликта и согласия в российской общественной мысли по отношению к основным концепциям толерантности и плюрализма в общественной мысли Запада 3. Объяснительная модель, систематизирующая и объясняющая процессы развития концепций конфликта и согласия в российской общественной мысли XVIII – XX вв. 4. Практические рекомендации относительно использования концепций конфликта и согласия российской общественной мысли XVIII – XX вв. в актуальных практиках социального управления, профилактики ксенофобии, обеспечения социальной стабильности 5. Публикация итоговой коллективной монографии по проекту (рабочее название «Конфликт и согласие в российской общественной мысли XVIII – XX вв.») Значимость заявленных результатов определяется потенциалом исторических концепций конфликта и согласия в качестве фундамента актуальной философской, исторически сенситивной доктрины социальной стабильности. На практике это означает вклад в формирование новой концепции толерантности и плюрализма (опирающейся и на российский интеллектуальный опыт), способной в условиях общего кризиса "классической" либеральной толерантности оказаться востребованной. Это означает также преодоление периферизации российских интеллектуальных центров, создание российской "повестки" для управления конфликтами и продвижения согласия.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
На первом этапе работ по проекту проводилось изучение основных концепций конфликта и согласия, бытовавших в российской общественной мысли XVIII – XX вв. Основными задачами научного коллектива на 2018 г. были определение ключевых направлений общественной мысли при концептуализации и инструментализации конфликта и согласия, формирование источниковой базы последующего исследования, предварительное изучение основных подходов к определению проблемы конфликта и согласия в России в указанные период. В ходе реализации проекта были выделены четыре направления отечественной общественной мысли, на примере которых проводилось в 2018 г. изучение функционирования концепций конфликта и согласия в российской политической мысли: а) концепции конфликта и согласия как объяснительные моделей в историко-политической мысли России XVIII – XX вв.; б) концепции конфликта и согласия в стратегиях межконфессиональных отношений в России XVIII – XIX вв.; в) концепции конфликта и согласия в формировании представлений о войне и о международных отношениях в России XX в.; г) функционирование концептов конфликта и согласия в современной политической культуре России. Для сбора материалов по тематике проекта участники коллектива предприняли поездки в центральные и зарубежные архивы и библиотеки. В том числе были проведены работы по поиску источников в Российской государственной библиотеке, Государственной публичной исторической библиотеке России (г. Москва), Латвийском национальном архиве (г. Рига) и в Российском государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург). Работа в центральных библиотеках была нацелена главным образом на изучение малотиражных периодических изданий 1920-х – 1980-х гг., а также историографии по тематике проекта. Архивная работа в 2018 г. была в основном сконцентрирована на сборе информации по изучению концепций конфликта и согласия в стратегиях межконфессиональных отношений в России XVIII–XIX вв. для чего были рассмотрены дела из архивных фондов церковных властей. Ранее проведенные участниками коллектива архивные изыскания позволили пополнить источниковую базу проекта материалами других центральных архивов: Российского государственного архива древних актов и Российского архива социально-политической истории. Кроме того, участники коллектива в отчетный период работали также в Государственном архиве Свердловской области, Центре документации общественных организаций Свердловской области, Государственном архиве Пермского края, Свердловской и Челябинской областных библиотеках. Для пополнения источниковой базы проекта использовались доступные в сети «Интернет» оцифрованные материалы: прежде всего исторические и политические сочинения XVIII – начала XX вв., газетные и журнальные издания. Источниковая база для изучения историко-политических сочинений была сформирована в первую очередь за счет опубликованных трактатов XVIII – начала XIX в. и включает как работы наиболее известных историков (В.Н. Татищев, Г.Ф, Миллер, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин и другие), так и менее известных их современников (А.И. Манкиев, Ф.А. Эмин, Т. Мальгин, И.П. Елагина и т.д.). Кроме того, в качестве источников были отобраны и неопубликованные архивные материалы (в частности, бумаги из архива екатерининского министра Н.И. Панина). Другая часть источниковой базы, включающей работы на историческую тему, представлена совершенно иным комплексом источников – научными публикациями 1930-х – 1980-х гг. Этот источниковый комплекс будет изучаться в контексте исследования концепций конфликта и согласия в советской общественно-политической мысли (не исключая официального догматического марксизма). Поскольку источниковая база в этой части представляется огромной и едва ли может быть рассмотрена полностью даже за несколько лет, в 2018 г. работа по сбору источников была ограничена проблемами социальных конфликтов на примере литературы о политических и земельных конфликтах конца XV – XVI в. Выбор обусловлен направлением исследования литературы XVIII в.: проблемами концептуализации конфликта времен централизации Русского государства. По направлению «Проблема конфликта и согласия в межконфессиональных отношениях» был привлечен широкий круг источников: труды иерархов православной церкви, материалы религиозной периодики второй половины XIX в. Последняя представляет особую ценность поскольку позволяет реконструировать идеи и дискуссии, возникавшие в церкви по вопросам согласия и толерантности. Тематически значительную часть составляют источники, посвященные проблемам взаимоотношений со старообрядцами и статуса единоверческой церкви. Кроме того, значительная часть источников посвящена вопросам концептуализации военного конфликта. Направление «Конфликт и согласие как концепты военного столкновения (война / революция) и международных отношений» обеспечено несколькими комплексами материалов и источников. Для изучения подходов к определению конфликта и согласия в большевистской политической мысли 1920-х – 1930-х гг. использовались материалы конгрессов Коминтерна и стенограммы исполнительных комитетов Коминтерна, работы большевистских теоретиков, а также материалы периодической печати. Кроме того, изучен значительный комплекс периодической печати 1960-х – 1980-х гг., включая официальные партийные журналы, отражавшие позицию партийных идеологов по вопросам мирного сосуществования стран с различными системами. В указанных источниковых комплексах также затрагивались и проблемы глобальных и локальных военных конфликтов. На основании выделения основных направлений инструментализации понятий конфликта и согласия в отечественной политической мысли были достигнуты следующие результаты: Изучено бытование концепций конфликта и согласия как объяснительных моделей в историко-политической мысли России XVIII – XX вв. (вопрос о внутриэлитном единстве как объяснительный фактор в исторической мысли эпохи Просвещения, различные модели республиканской формы правления древнего Новгорода и реконструкция его военного конфликта с Москвой, характеристика земельных конфликтов между частными лицами в Московском государстве как формы инструментализации государственного управления). Изучено функционирование концепции конфликта и согласия в стратегиях межконфессиональных отношений в России XVIII – XIX вв. (формирование подходов к определению толерантности «мультиконфессионального истеблишмента»). Проведено комплексное изучение концепций конфликта и согласия в формировании представлений о войне и о международных отношениях России XX в. (легитимация «справедливой войны» в отечественной православной мысли, понятия «справедливой войны» и «революции» в большевистской политической мысли, складывание представлений о международных контактах в позднесоветской политической культуре, формирование культурного образа отдельных стран в советской прессе). Проанализировано функционирование концепций конфликта и согласия в современной политической мысли России (анализ политических платформ парламентских партий, новых парадигм образования в сфере религии). Участники проекта представили результаты исследования на 7-ми международных и 4-х Всероссийских конференциях. Во всех случаях результаты были представлены в форме устных докладов. Среди наиболее значимых конференций следует выделить 50-ю ежегодную конференцию Ассоциации славянских, восточноевропейских и евроазийских исследований, состоявшуюся 6–9 декабря 2018 г. в г. Бостон (США). Доклад на этой крупной международной конференции был представлен руководителем проекта – Дж. Уайтом. В октябре 2018 г. Геттингенский университет организовал международный научный семинар с участием членов научного коллектива. Модератором дискуссии выступил директор Лихтенберг-Коллег Геттингенского университета, профессор М. ван Гельдерен. В работе семинара приняли участие сотрудники Лихтенберг-Коллег и приглашенные ученые из других академических институций Европы. Результаты проекта нашли отражение в 7 научных публикациях, две из которых опубликованы в изданиях, индексируемых в международных базах данных Scopus и Web of Science. Пять научных публикаций вышли в журналах и сборниках статей, индексируемых РИНЦ. Как и предполагалось планом работы в сети «Интернет» была создана веб-страница, посвященная проекту - https://urgi.urfu.ru/ru/science/groups/proekty-nauchnykh-grupp-uralskogo-gumanitarnogo-podderzhannye-rossiiskim-fondom-fundamentalnykh-issledovanii/jw/ Информация о результатах первого этапа работ по проекту также представлена в публикации на официальном сайте Уральского федерального университета: https://urfu.ru/ru/news/25538/

 

Публикации

1. Бугров К.Д., Соколов С.В. Respublika mechei ili torgovaia respublika? Rossiiskaia istoricheskaia mysl' xviii -nachala nineteenth v. o voennoi moshchi respublikanskogo Novgoroda Cahiers du monde Russe, Vol. 59/1, p. 93-116 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.4000/worldly.10259

2. Головачева У.Е. Концепция конфликта в советской историографии (по материалам исследований тяжб о земле в Русском государстве XV-XVI вв. VI Информационная школа молодого ученого, С. 67-73 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.32460/ishmu-2018-6-0008

3. Каменская Е.В. «На большинство конкретных вопросов, которые волнуют всех, – нет ответа»: информационные отчеты о трудовых собраниях 1960-х – 1970-х годов как источник для изучения восприятия населением внешнеполитических конфликтов (по материалам Урала) Документ. Архив. История. Современность, С. 405–410 (год публикации - 2018)

4. Каменская Е.В. Далекая и близкая: образ Японии в советской региональной прессе «брежневской эпохи» Россия – Япония: политика, история и культура, С. 92–99 (год публикации - 2018)

5. Логинов А.В. Толерантность: между конфликтом и согласием Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки, - (год публикации - 2018)

6. Степанова Е.А. Religious Education in Russia: Between Methodological Neutrality and Theological Partiality Changing Societies & Personalities, Vol. 2, No. 2, p. 260-266 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.15826/csp.2018.2.3.042

7. Уайт Дж.М. Review of Betsy Perabo, Russian Orthodoxy and the Russo-Japanese War (Bloomsbury Academic: London, 2017) European History Quarterly, vol. 48, no. 4, pp. 761-763 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1177/0265691418805350t

8. - С учетом опыта предков Уральский федеральный, № 43(6958) от 3 декабря 2018 г. С. 5 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Результаты, полученные в 2019 г., формировались в рамках проведения работ по четырем основным исследовательским направлениям проекта. Главными задачами этой работы было установление взаимосвязей между концепциями конфликта и согласия в интеллектуальных системах (идеологиях) российской общественной мысли, а также анализ специфики этих концепций по отношению к аналогичным концепциям в общественной мысли Запада. По направлению 1 «Концепции конфликта и согласия как объяснительные модели в историко-политической мысли России XVIII–XX вв.» были изучены различные примеры объяснительной инструментализации представлений о конфликте и согласии. Так, в рамках изучения специфики трактовок концепций конфликта и согласия в российской общественной мысли XVIII–XX вв. были изучены практики осмысления и практической реализации концепций «согласия» применительно к крестьянскому вопросу в России 1-й четверти XIX в.: показано, что центральной при обсуждении освобождения крепостных людей в 1-й четверти XIX в. становится концепция добровольного согласия, и что эффективность этой концепции была ниже в сравнении с менее популярной моделью принуждения к согласию или «монаршего соизволения» (в частности, это обусловило низкую эффективность указа 1803 г. о «вольных хлебопашцах»). Выявлены основные параметры концептуализации конфликта между варварством и цивилизацией в российской и европейской историко-политической и философской мысли XVIII – начала XIX в., прослежены конкретные модели использования понятия «варварство» для описания российской исторического процесса, связи между понятиями «просвещение» и «христианство». Прослежена эволюция взглядов российских историков-юристов XIX в. относительно мотивов субъектов правовых конфликтов в средневековой Руси и роли государства в них: он понимания конфликта как столкновения частных интересов с государством в роли арбитра к представлению об участии государства в правовых конфликтах в качестве их организатора. По направлению 2 «Изучение концепций конфликта и согласия в стратегиях межконфессиональных отношений в России XVIII–XIX вв.» рассматривалась специфика развития представлений о конфликте и согласии в отечественной религиозной мысли различных направлений. Была выявлена специфику подхода к пониманию конфликта, сложившегося в Русской православной церкви в годы Первой мировой войны. Удалось показать, что ряд церковных авторов комбинировали общие христианские идеи об оправдании войны со старообрядческим хилиазмом и теориями славянофильского толка, формируя своеобразное представление о конфликте. Интересно, что, несмотря на призыв ко всем старообрядцам поддержать усилия Российской империи в борьбе с ее противниками, а также на организацию широкомасштабной кампании благотворительности, старообрядческие элиты не предпринимали попыток объединения с Русской православной церковью перед лицом войны. Было детально изучено отношение клира к проблеме конфликта / согласия в условиях иноземной и иноверческой оккупации (Прибалтика в годы Первой мировой войны). Наибольшую тревогу православному клиру внушали не оккупанты (с которыми отношения были в целом нормализованы), а местные лютеранские церковные власти, которые воспользовались случаем для расширения своего влияния за счет оказавшейся в кризисе православной конфессии (в частности, захватывая школьные здания). Выдвинута рабочая гипотеза относительно сходств и различий между российскими (единоверие) и западноевропейскими (инкорпорация католического обряда в англиканской церкви, создание лютеранско-кальвинистской церкви в Пруссии) случаями инкорпорации обрядовых практик. Особо изучалась влиятельная в глобальном контексте религиозная концепция Л. Н. Толстого. Показано, что данная концепция позволяет решить дилемму принятия истины «другого», поскольку «золотое правило нравственности» как единственное общее содержание всех религий не только допускает, но и подразумевает различия в религиозных убеждениях во всем остальном, кроме самого этого правила. По направлению 3 «Концепции конфликта и согласия в формировании представлений о войне и о международных отношениях в России XX в.» изучались разнообразные аспекты глобального влияния советской политической культуры с ее специфическим подходом к понятию о войне. Была проанализирована ленинская теория справедливой войны (В. И. Ленин, Е. Б. Пашуканис, К. Б Радек и другие); установлено, что популярная в наши дни теория справедливой войны американского мыслителя М. Уолцера сходна с ленинской теорией, поскольку обе эти интеллектуальные системы сближают признание важности риторических стратегий для проблематизации статуса субъектов, ведущих войну, выявление на базе этих характеристик оправданности войны в каждом конкретном случае, а также требование эффективного убеждения «обычных людей» («масс») в справедливости войны. Удалось показать отличия этой теории от таких подходов к оправданию военного конфликта, как «кантовско-вильсоновская система» (Ю. Хабермас), легализм и политический реализм (Х. Моргентау, К. Шмитт). Была детально проанализирована презентация внешнеполитических конфликтов и сотрудничества в советской прессе, ее влияние на формирование мнения советских граждан об этих конфликтах. В частности, были изучены проблема трансформации информационных кампаний в условиях изменения внешнеполитического курса советского государства (отношения СССР и КНР в конце 1940-х – 1960-х гг.), проблема презентации в советских СМИ международных структур (СЭВ, ОВД, ЕЭС и другие), специфика восприятия внешнеполитических конфликтов отдельными социальными (военнослужащие) и гендерными (женщины) группами. Был исследован вклад советской социально-политической мысли в формирование постколониальной интеллектуальной парадигмы на основании изучения идейного наследия Г. И. Сафарова (одного из разработчиков советской национальной и колониальной политики 1920-х гг.) и французского мыслителя Ф. Фанона. Кроме того, была изучена проблема инструментализации конфликта и перенос представлений о войне в мирную политику в политической культуре сталинского СССР эпохи индустриализации. Примером выступал случай Г. Быкова, рабкора из Нижнего Тагила, чья профессиональная деятельность привела к гибели, за которой последовал громкий судебный процесс. Сделан вывод о том, что советская политическая культура ставила в центр внимания не ритуализированную память, а актуальную ситуацию конфликта, исчерпывая и подвергая забвению собственные мифологизированные конструкции по мере исчезновения породившего их социально-практического момента. По направлению 4 «Функционирование концептов конфликта и согласия в современной политической культуре России» исследовался ряд вопросов практического функционирования политической философии, затрагивающей ценностные конфликты в современной России. Осуществлена реконструкция исторически-сенситивной теории толерантности на первичных (Д. Локк, Дж. С. Милль, Д. Ролз) и вторичных (С. Мендус, Д. Хортон, Д. Хейд) источниках. Показано, что любая модель толерантности предполагает балансировку суждений «за» и «против» преследования субъектом толерантности объекта толерантного (интолерантного) отношения, причем моральное неодобрение и тезис против вмешательства не могут следовать из одного и того же аргумента, поскольку аргументы «за» неодобрение (аргументы первого порядка) в случае толерантного отношения «снимаются» более весомыми аргументами, оправдывающими воздержание от преследования и подавления объекта толерантности (аргументы второго порядка). Кроме того, был предпринят контент-анализ программ политических партий Российской Федерации с целью поиска и описания ключевых ценностных конфликтов в идеологическом поле современной России. С опорой на тезис И. Валлерстайна о том, что сегодняшние идеологические программы могут быть сведены к трем ключевым идеологиям – либерализму, консерватизму и социализму – была создана матрица контент-анализа, соотносящая ценности каждой из трех крупных идеологий со словами-индикаторами (10 ценностей, 230 слов-индикаторов) применительно к программам политических партий РФ в электоральных циклах 2011 и 2016 года. Результаты контент-анализа показали принципиально гибридный, миксовый характер каждой программы накануне федеральных выборов 2011 г. и «поворот» к либеральной риторике накануне выборов 2016 г. Обработаны источниковые комплексы, дающие информацию о концепциях конфликта и согласия. Привлечены материалы пяти архивов – РИГА (Санкт-Петербург), ЦДООСО (Екатеринбург), ОГАЧО (Челябинск), Национальный архив республики Татарстан (Казань), Национальный архив Эстонии (Тарту). Привлечены материалы не менее чем из 10 фондов указанных архивов, а также целого ряда библиотек и электронных хранилищ. Завершено формирование источниковой базы исследования. Представлен 21 научный доклад на конференциях различного уровня, опубликовано 11 научных статей. Информация о ходе реализации проекта доступна на портале департамента "Исторический факультет" УрФУ: https://hist-urgi.urfu.ru/ru/nauka/nauchnye-proekty/koncepcii-konflikta-i-soglasija-v-rossiiskoi-obshchestvennoi-mysli-v-kontekste-evropeiskikh-podkhodov-xviii-xx-vv/ Кроме того, проведение международной конференции по теме проекта в УрФУ отражено в публикациях на информационных ресурсах университета: 1) https://urgi.urfu.ru/ru/news/28201/ 2) https://urgi.urfu.ru/ru/events/7868/

 

Публикации

1. Головачева У.Е. Факторы формирования представлений о конфликте в русской историко-юридической школе XIX в. VII Информационная школа молодого ученого, Екатеринбург : ЦНБ УрО РАН, Вып. 7, с. 312-317 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.32460/ishmu-2019-7-0037

2. Каменская Е.В. Деятельность советских обществ дружбы и развитие культурного сотрудничества СССР и Ирана в 1960–1970-е гг. Человек в мире культуры: проблемы науки и образования, с. 151-154 (год публикации - 2019)

3. Каменская Е.В. Восприятие страны пребывания в условиях конфликта: Чехословакия 1968 года глазами советских военнослужащих Славяноведение, № 5, с. 66-77 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31857/S0869544X0006146-3

4. Каменская Е.В. «И не друг, и не враг»: Югославия второй половины 1960-х гг. на страницах советской печати и в восприятии населения (по материалам Урала) Документ. Архив. История. Современность, Вып. 19, с. 168-179 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31168/2619-0869.2019.1.30

5. Каменская Е.В. Города Китая 1950-х гг. на страницах советской печати (по материалам журнала «Огонек») Россия – Китай: история и культура: сборник статей и докладов участников XII международной научно-практической конференции, с. 204-211 (год публикации - 2019)

6. Каменская Е.В. Советско-китайский конфликт во второй половине 1960-х гг. в зеркале советской сатиры Вестник Томского государственного университета. История, - (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/15617793/448/15

7. Логинов А.В. Апории насилия: война и согласие Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире, c. 177-180 (год публикации - 2019)

8. Логинов А.В., Лихачев М.А. Гуманитарная интервенция: между суверенитетом государства и правами человека Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки, Т. 14, № 3(191), С. 148-160 (год публикации - 2019)

9. Соколов С.В. Between Barbarism and Progress: Enlightenment Historical Writings on a Major Conflict in Russian History Changing Societies & Personalities, - (год публикации - 2019)

10. Тимофеев Д.В. Концепты «свобода» и «согласие» в контексте поиска решения крестьянского вопроса в России первой четверти XIX века Новое прошлое / The New Past, № 3, с.44-59 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.23683/2500-3224-2019-3-44-59

11. Уайт Дж. М. Ivan Goncharov and the Imperial Horizons of the Frigate Pallada Quaestio Rossica, Том 7, № 1, с. 347-353 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.15826/qr.2019.1.380

12. Уайт Дж. М. Review of Victoria Smolkin's "A Sacred Space Is Never Empty: A History of Soviet Atheism" European History Quarterly, vol. 49, no 1, pp. 164-166 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1177/0265691418822189ag


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
По итогам третьего этапа работ по проекту были проведены следующие работы: 1. Подготовлена объяснительная модель, систематизирующая и объясняющая процессы развития концепций конфликта и согласия в российской общественной мысли XVIII – XX вв. Модель включает основные выводы, полученные за все годы исследования, по четырем исследовательским направлениям: а) «Концепции конфликта и согласия как объяснительные модели в историко-политической мысли России XVIII – XX вв.» (исполнители Д. В. Тимофеев, С. В. Соколов, У. Е. Головачева, Е. Огуренко) Охарактеризованы основные концепции, применявшиеся в ходе электоральных конфликтов системы дворянского самоуправления: аргументы «чести», аргументы «службы» и аргументы «общего мнения». Исследованы представления российских подданных об условиях освобождения крепостных людей в России 1-й четверти XIX в. в теоретическом и практическом аспектах. Изучен вопрос о формировании концепции древнего Новгорода как о республике, описана аналитическая модель развития концепций «цивилизации» и «варварства» в отечественной историко-политической мысли XVIII-XX вв. б) «Изучение концепций конфликта и согласия в стратегиях межконфессиональных отношений в России XVIII – XIX вв.» (исполнители Дж. Уайт, Е. А. Степанова) Изучено влияние процессов конфессионализации на формирование межконфессиональных отношений в России, о противоречии между «имперским многообразием», которое предполагало поддержку различных религиозных структур ради стабильности, и ролью государства как защитника официальной православной церкви. Продемонстрировано (кейс населения острова Рухну) что локальные сообщества прихожан активно включались в возникавшие в силу конфессионализации конфликты, добиваясь реализации собственных интересов. В качестве примера развития оригинальных концепций религиозной мысли в России, оказавших крупное влияние на глобальную культуру, изучены взгляды на религию Л. Н. Толстого. в) «Концепции конфликта и согласия в формировании представлений о войне и о международных отношениях в России XX в.» (исполнители Дж. Уайт, К. Д. Бугров, Е. В. Каменская, А. В. Логинов). Изучено складывание религиозной концепции военного конфликта в XIX – XX вв. в Русской Православной церкви, комбинировавшей традиционные для церкви идеи священной войны за веру с новыми концепциями цивилизационного противостояния. Детально проанализирована специфика новых представлений о войне и мире, сложившихся после революции 1917 г. в среде большевистской элиты. Изучено складывание и развитие взглядов на международный конфликт и сотрудничество в рамках социалистического блока в послевоенном СССР, в частности, специфика отражения в публичной сфере конфликтов СССР с Китаем, Албанией. Проведен сравнительный анализ различных теорий справедливой войны, обосновано положение о том, что популярная теория справедливой войны М. Уолцера имеет сходство с ленинской теорией. г) «Функционирование концептов конфликта и согласия в современной политической культуре России» (исполнители М. Б. Хомяков, А. В. Логинов). Осуществлена реконструкция исторически-сенситивной теории толерантности за счет описания, анализа и сопоставления западноевропейских и отечественных моделей согласия и конфликта в политической философии XX века. Сделан вывод, что такая «сенситивная» теория толерантности не должна быть в наши дни замещена теорией признания. 2. Выработаны практические рекомендации относительно использования концепций конфликта и согласия российской общественной мысли XVIII – XX вв. в актуальных практиках социального управления. Основой для рекомендаций стал анализ программ политических партий российской федерации с целью выявления ключевых ценностных конфликтов в идеологическом поле современной России. Контент-анализ зафиксировал для 2011 года принципиально гибридный характер программ, а для 2016 года – «поворот» к либеральной риторике, который, как показало исследование, коррелировал с частотностью использования «маркеров» либерализма в пабликах политических групп в социальных сетях. 3. Подготовлен итоговый научный отчет, включающий теоретические компаративные модели концепций конфликта и согласия в российской общественной мысли (на примерах проблем войны и мира, межконфессиональных отношений и религиозной терпимости, социальных практик, историко-политической мысли) в ее сравнении с европейскими концепциями толерантности и плюрализма. 4. Подготовлен цикл публикаций по итогам проекта. Всего по теме проекта за третий год реализации проекта опубликовано 15 статей (16-я статья принята к печати и будет опубликована в 2021 г.) и 2 монографии. 5. Подготовлена итоговая коллективная монография по проекту «Конфликт и согласие в российской общественной мысли и практике XVIII – XXI вв.» 6. Осуществлена серия выступлений членов коллектива с докладами на конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, других городах, организация ряда ежеквартальных семинаров по проекту в Екатеринбурге. Всего участниками проекта было представлено 7 докладов на 7 конференциях. Конкретно по направлениям реализации исследовательского проекта были получены следующие научные результаты: По первому направлению исследования «Концепции конфликта и согласия как объяснительные модели в историко-политической мысли России XVIII – XX вв.»: а) типология конфликтных взаимодействий в России первой четверти XIX века по двум проблемно-тематическим блокам: межгрупповые конфликты (между крестьянами и помещиками) и внутрисловные конфликты (на примере электоральных конфликтов между дворянами). Результаты представлены в 1 статье, разделе коллективной монографии по проекту. б) модель функционирования концепций варварства / цивилизации в отечественной историко-политической мысли XVIII – XX вв. Результаты представлены в разделе коллективной монографии по проекту в) модель развития и функционирования представлений российский историков-юристов о конфликте в социальных отношениях средневековой Руси. По второму направлению «Изучение концепций конфликта и согласия в стратегиях межконфессиональных отношений в России XVIII – XIX вв.» были получены следующие результаты: а) модель представлений о конфликте и войне в религиозной (православной, старообрядческой) мысли России рубежа XIX – XX вв. Результаты представлены в 1 статье. б) модель функционирования представлений о толерантности и согласии в религиозной мысли Русской православной церкви рубежа XIX – XX в. Результаты представлены в 5 статьях, 1 монографии, разделе коллективной монографии по проекту. в) модель, описывающая своеобразие представлений Л. Н. Толстого о конфликте и согласии. Результаты представлены в 1 статье, разделе коллективной монографии по проекту. По третьему направлению «Концепции конфликта и согласия в формировании представлений о войне и о международных отношениях в России XX в.» получены следующие результаты: а) реконструкция роли, места и потенциала современной значимости ленинской теории справедливой войны в сравнении с основными мировыми подходами к проблеме военного конфликта. Результаты представлены в 1 статье. б) модель функционирования концепций конфликта и согласия в политической мысли и культуре СССР довоенного (эпохи изоляции) и послевоенного (эпохи существования социалистического блока), включая анализ разных уровней восприятия международных конфликтов, роль и место в этих концепциях колониальной и постколониальной проблематики. Результаты представлены в 6 статьях, 5 докладах на конференциях, разделе коллективной монографии по проекту. По четвертому направлению – «Функционирование концептов конфликта и согласия в современной политической культуре России» были получены следующие научные результаты: а) реконструкция исторически-сенситивной теории толерантности за счет описания, анализа и сопоставления западноевропейских и отечественных моделей согласия и конфликта в политической философии XX века. Результаты представлены в разделе коллективной монографии по проекту. б) серия практических рекомендаций относительно использования концепций конфликта и согласия российской общественной мысли XVIII – XX вв. в актуальных практиках социального управления (с учетом данных, полученных по всем направлениям проекта за все годы). Результаты представлены в 1 статье.

 

Публикации

1. Бугров К.Д., Логинов А.В. Назад к субъекту: теории справедливой войны в современной политической мысли Полис. Политические исследования, № 5. С. 114-129 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.09

2. Каменская Е.В. «Прага в эти дни»: чехословацкий конфликт в сообщениях специальных корреспондентов советских газет Взгляд чужеземца : Дипломаты, публицисты, ученые-путешественники между Востоком и Западом в XVIII–XXI вв., С. 136-150 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31168/446917679

3. Каменская Е.В. Советско-польские экономические связи 1950-х – 1980-х гг. по материалам архива Уральского заводя тяжелого машиностроения Документальное наследие и историческая наука : Материалы Уральского историко-архивного форума, посвященного 50-летию историко-архивной специальности в Уральском университете (Екатеринбург, 11–12 сентября 2020 г.), С. 628-634 (год публикации - 2020)

4. Каменская Е.В. «Сотрудничество равных»: Совет экономической взаимопомощи на страницах советской прессы «брежневской эпохи» Документ. Архив. История. Современность : сборник научных трудов, Вып. 20. С. 109-119 (год публикации - 2020)

5. Каменская Е.В. ФРГ в информационном освещении Чехословацкого конфликта в 1968 года (по материалам советских газет) Вестник Пермского университета. История, Т. 49. Вып. 2. С. 147-156 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17072/22193111

6. Каменская Е.В. Албания и советско-албанские отношения в публичной сфере СССР во второй половине 1960-х – начале 1970-х гг. Международные отношения в XX-XXI вв.: IV Чемпаловские чтения, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию окончания Второй мировой войны: сб. научных статей и сообщений., - (год публикации - 2020)

7. Логинов А.В., Руденкин Д.В Ни конфликта, ни согласия: изображая идеологию в современной России Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Философия и конфликтология, Т. 36. № 2. С. 341-355 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.211

8. Огуренко Е.В. Конфликт и согласие в работе Архивной службы Свердловской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Урал индустриальный. Бакунинские чтения : материалы ХIV Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 16–17 ноября 2020 г., Т. 1. С. 668-676 (год публикации - 2020)

9. Пярт И. В., Уайт Дж. М. Письма православных священников о немецкой оккупации Эстонии в Первую Мировую войну Quaestio Rossica, Т. 8. № 1. С. 222-241 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/qr.20201458

10. Степанова Е.А. Вера Льва Толстого: тождество состояния и содержания Государство, религия, церковь в России и за рубежом, Т. 38. № 2. С. 377-406 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-377-406

11. Тимофеев Д.В. Диалоги о правах дворянского собрания в контексте электоральных конфликтов в России первой четверти XIX века Вестник Пермского университета. История, - (год публикации - 2021)

12. Уайт Дж. М. Edinoverie, Russian Orthodoxy, and Ecclesiastical Authority at the End of the Imperial Regime The Russian Review, Vol. 79. Issue 2. P. 185-203 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1111/russ.12262

13. Уайт Дж М. Sergei Anatol’evich Beloborodov and Iuliia Viktorovna Borovik, Starovery gornozavodskogo Urala: stranitsy istorii soglasiia beglopopovtsev/chasovennykh XVIII – nachala XX veka... European History Quarterly, Vol. 50 (2). P. 345-388 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1177/0265691420912382

14. Уайт Дж. М. Religious Freedom in Modern Russia The Russian Review, Vol. 79. No. 1. P. 152-153 (год публикации - 2020)

15. Уайт Дж. М. Границы и их мифы: бастионы веры и нации Рец. на Berezhnaya, L. and Kein-Kircher, H. (2019). Rampart Nations. Bulwark Myths of East European Multiconfessional Societies in the Age of Nationalism Quaestio Rossica, - (год публикации - 2020)

16. Бугров К.Д., Гилберт Дж., Каменская Е.В., Колосова А.Р., Логинов А.В., Соколов С.В., Степанова Е.А., Тимофеев Д.В., Уайт Дж.М. Концепции конфликта и согласия в российской общественной мысли и практике Екатеринбург: Издательство Уральского университета, - (год публикации - 2020)

17. Уайт Дж. М. Unity in Faith? Edinoverie, Russian Orthodoxy, and Old Belief, 1800-1918 Unity in Faith? Edinoverie, Russian Orthodoxy, and Old Belief, 1800-1918. Bloomington: Indiana University Press, 286 p. (год публикации - 2020)

18. Каменская Е.В. «Эксцессы в условиях трудностей»: польские события 1970 г. в материалах советской прессы Славянский мир: общность и многообразие. Тезисы конференции молодых ученых в рамках Дней славянской письменности и культуры. 13–14 октября 2020 г., С. 73-79 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31168/2619-0869.2020

19. - Что есть конфликт и согласие, рассказали специалисты Уральский федеральный, 7 декабря 2020 г., № 25 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
не указано