КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-18-00236

НазваниеМногообразие модерности в современном глобальном мироустройстве: роль стран БРИКС и Глобального Юга

РуководительАнтонова Наталья Леонидовна, Доктор социологических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Годы выполнения при поддержке РНФ 2018 - 2020 

КонкурсКонкурс 2018 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-258 - Глобальное управление (проблемы, институты, правовой режим многостороннего взаимодействия)

Ключевые словамногообразие модерности; глобализация; глобальное мироустройство; страны БРИКС; Глобальный Юг

Код ГРНТИ04.21.31 04.21.51 02.41.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Предлагаемый проект выстроен вокруг междисциплинарной исследовательской повестки, сочетающей социологию, всемирную историю, международные отношения, социальную философию, которые смогут осмыслить глобальное настоящее как взаимосвязанную совокупность форм модерности. Преодолевая распространенный в социальных науках предрассудок, связанный с переоценкой значимости исторического опыта западной Европы и Северной Америки, и выстраивая свою исследовательскую повестку на основании недавних дискуссий о Глобальном Юге , мы сконцентрируемся на рассмотрении такого уникального феномена в современном глобальном мироустройстве, как возникновение нескольких центров притяжения (многополярности), которое нашло свое главное организационное воплощение в создании БРИКС. В конце холодной войны многими ожидалось, что главной чертой возникающего мироустройства будет сближение стран мира на основе рыночной экономики и либерально-демократической политики. Однако в пику таким ожиданиям конец холодной войны привёл к росту многообразных попыток сформулировать в разных регионах мира собственное общественно-политическое самосознание в свете своеобразия их исторического опыта. В рамках научных дискуссий такая ситуация нашла выражение в понятии устойчивого многообразия модерности, которое было альтернативой прежней установке на единообразную линейную модернизацию. В рамках социологии дискуссии развернулись вокруг социально-философской гипотезы о вступлении мира в постмодерное состояние, которая во многом опиралась и продолжала идею постиндустриального общества, больший акцент делая однако на информационных и коммуникационных технологиях. Эта провокационная гипотеза была преобразована для действительного социологического исследования благодаря предположению о трансформации модерности, на этой основе развились новые направления в социальных науках, однако до сих пор остается непроясненным существенный элемент этой новой фазы модерности - “глобализированная модерность”. Главной задачей будет проведение конкретных исследований многообразия форм модерности и связанных с ними форм самосознания в “незападных” обществах, в частности в странах БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки). Исследование будет сконцентрировано на двух аспектах: с одной стороны, мы будем анализировать эти общества как составляющие компоненты глобального мироустройства и сравнивать их интерпретации своего положения. С другой стороны, мы будем анализировать те черты, по которым они сближаются и предположительно формируют альтернативное вестернистскому понимание модерности. Для достижения заявленной цели по разработке эмпирически верифицируемого и теоретически фундированного анализа многообразия форм и интерпретаций модерности в современном глобальном мироустройстве содержательно проект будет реализовываться по трем темам, в каждой из которых специализация, опыт и научный задел соответствующих исполнителей гарантируют наиболее плодотворные результаты. Такими направлениями мы считаем политико-экономическое развитие, культурно-образовательное развитие, ценностно-правовое развитие, связанное с опытом колониализма и постколониального развития, в выбранных нами для анализа регионах и объединяющей их организации (БРИКС): 1. БРИКС: сотрудничество, видение мирового порядка и предложения по его изменению; 2. Институционализация интерпретаций модерности в системах образования стран БРИКС; 3. Историческая несправедливость и сегодняшний политико-моральный долг. Мы будем опираться на недавние наработки в сочетании интерпретативных и историко-сравнительных подходов в анализе обществ и их изменений, которые теперь способны идентифицировать разные составные элементы модерности и тем самым сделать их доступными для эмпирического исследования. Проект реализуется междисциплинарным научным коллективом, включающем социологов, международников, философов и историков, на базе Уральского федерального университета, который является базой для сетевого университета БРИКС, что открывает широкие перспективы для сотрудничества и привлечения дополнительных академических ресурсов для успешной реализации проекта.

Ожидаемые результаты
В рамках проекта планируется достижение следующих результатов: 1. будут изучены особенности истории формирования организации БРИКС и ее функционирования как актора мировой политики, взаимоотношений между ее участниками и их приоритетов в развитии кооперации; будут проанализированы региональные приоритеты и специфика внешней политики Китайской Народной Республики, обладающей крупнейшей среди стран БРИКС экономикой; будет раскрыта динамика и специфика российско-китайского и китайско-индийского сотрудничества, а также форм и направлений конкуренции в Евразии; будет изучено сотрудничество в рамках БРИКС по формированию политико-экономической, культурно-образовательной и ценностно-правовой основы для складывающегося глобального мироустройства 2. будет проведен анализ теоретических и институциональных форм и интерпретаций модерности в образовательных системах; оценены масштабы образовательной кооперации внутри БРИКС; проанализированы стандарты для образовательных программ (бакалавриат, магистратура), их реализация в сравнительной перспективе по гуманитарным и социальным наукам в странах БРИКС; буду проведены опросы и интервью с участниками образовательной системы всех уровней, что позволит определить как стратегические цели развития образовательного пространства в странах БРИКС, так и действительные тенденции этого развития. 3. будут проанализированы академические дискуссии о долге в рамках глобального мироустройства по двум проблемам (неравенство и климат), которые проходят в кругу специалистов по международным отношениям, всемирной истории, моральной и политической философии; будет осуществлен дискурс анализ современных политических документов, создаваемых в международных организациях и институтах, оценено их отношение к проблеме несправедливости в прошлом и к возможным компенсациям сегодня; будет предложено определение возможных критериев для оценки исторического долга и необходимых компенсирующих действий, сторон и степени компенсации. Будут опубликованы семь статей в журналах, индексируемых в базах ВоС/Скопус, девять статей в журналах из перечня ВАК, представлено восемнадцать докладов на международных конференциях.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В проекте вели исследования три рабочих группы, которые выполнили первую часть запланированного объема работ. На международной конференции института-партнера (Центр изучения культуры, политики и общества при университете Барселоны) в ноябре 2018 года были подведены итоги и утвержден план следующего этапа проекта. Рабочая группа 1 – исследование сотрудничества в рамках БРИКС, видения мирового порядка со стороны БРИКС и попыток его реинтерпретации и изменений. Ключевой целью для этой рабочей группы было определение места объединения БРИКС и его деятельности в мировом порядке в контексте изменений, происходящих в мире, и попыток реинтерпретации и изменения модерности и мирового порядка. Объединение БРИКС анализировалось как актор международных отношений и мировой политики. Изучались взаимоотношения между его участниками, особенности их политики в отношении Глобального Юга (в первую очередь, политики Китая как наиболее мощной экономики в БРИКС). Членами группы применялась методология международных исследований и политологии, а также дискурс-анализ документов и анализ статистики. Группой изучены формирование самого концепта БРИКС и его трансформация с течением времени, появление в БРИКС новых форматов (БРИКС плюс) и разность видения участниками объединения его региональных приоритетов и задач сотрудничества в целом. Проанализирован также концепт развития в парадигме БРИКС и Глобального Юга. Рассмотрены некоторые аспекты международного сотрудничества в регионах «Глобального Юга», являющихся объектами деятельности БРИКС и его членов (в частности, в Африке, Центральной Азии, на Ближнем Востоке). Рабочая группа 2 – изучение институционализации интерпретаций модерности в системах образования стран БРИКС. Группой были поставлены задачи изучить роль образования в развитии сотрудничества стран БРИКС и провести компаративный анализ систем высшего образования стран БРИКС в контексте глобализации, коммерциализации, появления разного рода рейтингов и концептов того, что есть сегодня «университет мирового уровня», а также диалектического соотношения, с одной стороны, глобализации и интернационализации образования, а с другой – традиционности, то есть репродукции национальных традиций, ценностей, с точки зрения влияния, в конечном счете, системы образования на воспроизведение и трансформацию модерности. Изучались роль стран БРИКС в процессах формирования мирового рынка образовательных услуг и так называемом транснациональном образовательном капитализме, системы присвоения академического рейтинга университетам, их влияние на предпочтения студентов при выборе вуза в странах БРИКС, формирование моделей сотрудничества «Юг–Юг» в сфере образования. Были изучены различия в структуре организации образовательного сотрудничества между моделями «Север–Юг» и «Юг–Юг», а также разработана методология эмпирического исследования, которая будет использована на втором этапе работы; проведены интервью с выделенными группами экспертов (Бразилия, Южная Африка, Россия) и опросы иностранных студентов из стран БРИКС в ряде вузов РФ. Рабочая группа 3 – историческая справедливость и морально-политический долг в отношении стран Глобального Юга. Задачей рабочей группы являлся анализ значимости нынешних последствий исторической несправедливости для кооперации и конкуренции в современной глобальной ситуации. Мир сегодня включает большое количество формально равных государств, но прошлые несправедливости и репрессии наложили свой отпечаток на ту роль, которую те или иные государства могут играть на мировой арене. Многие государства осознают себя освободившимися от господства и подавления в прошлом, что существенно определят их современные интересы и политику. Среди стран БРИКС можно назвать Бразилию, которая преодолевает последствия военной диктатуры, и Южную Африку, которая преодолевает последствия апартеида. С точки зрения глобального мироустройства можно говорить о преодоление последствий колониализма, или скорее зависимости от господства Европы и Запада в целом. Рабочая группа уделила особое внимание вопросам социального неравенства и асимметрии причин и последствий относительно изменения климата. Глобальное социальное неравенство здесь понимается как порожденное колониальным господством, формальным или нет, поскольку современные миграционные процесс происходят по причине бедности и направлены в богатые страны (бывших колонизаторов). Сходным образом, изменение климата проистекает из двухвековой индустриализации, плоды которой достались главным образом странам северо-запада, а ограничения, необходимые для уменьшения вредных последствий, ложатся также и на страны, которые наименее содействовали созданию этой проблемы. Был проведен анализ дискуссий вокруг Парижского соглашения, как предшествовавших его заключению, так и происходящих после его ратификации о его реализации. Параллельно проводился анализ современных дискуссий об исторической справедливости в моральной и политической философии. Изучался вопрос о том, является ли современная политика стран БРИКС (особенно Китая) в Африке воспроизведением традиционных колониальных или неоколониальных форм или может служить признаком нового морально-философского измерения взаимодействия. Кейс по изучению политики Китая в Африке в постколониальном контексте связан с исследованием и критикой идеи развития, которую осуществляла первая рабочая группа. Группа также проводила исследование само-репрезентаций и репрезентаций другими в отношении пространственного воображаемого (spatial imaginary), в этой же связи рассматривались вопросы колониализма и антиколониализма, то есть через призму самоописания изучаемых стран и с точки зрения внешних наблюдателей. По результатам исследований опубликованы 6 статей, прошли рецензирование и приняты в печать 2 статьи, поданы в журналы на рецензирование 4 статьи. Текущие результаты исследований были представлены к обсуждению в 18 докладах на международных и российских научных конференциях. В 2018 году помимо индивидуальных выступлений на конференциях с докладами научный коллектив принял участие в международной конференции, организованной институтом-партнером (Центр изучения культуры, политики и общества при университете Барселоны), где выступили 8 членов научного коллектива проекта и 5 приглашенных исследователей из европейских проектов, изучающих сходную тематику. Сотрудничество планируется продолжить и расширить за счет привлечения новых партнеров благодаря контактам, сформированным в ходе этой конференции.

 

Публикации

1. Ананьина В.Т. Международный рынок образовательных услуг: социологическая концептуализация понятия Научный журнал Дискурс, 12(26), 161-174 (год публикации - 2018).

2. Антонова Н.Л. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, Т. 2. № 3. С. 282-287 (год публикации - 2018).

3. Антонова Н.Л. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МНОЖЕСТВЕННОЙ МОДЕРНОСТИ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, № 6 С. 11-13. (год публикации - 2018).

4. Антонова Н.Л. РЕЙТИНГ ВУЗА КАК ФАКТОР ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, № 11 (129). С. 12-15 (год публикации - 2018).

5. Меньшиков А.С., Пургина Е.С. «ОХОТА ЗА ГОЛОВАМИ» КЭРОЛАЙН МАЙТИНГЕР: АУТЕНТИЧНОСТЬ, КОЛОНИАЛИЗМ И КОСМОПОЛИТИЗМ В ТРАВЕЛОГАХ МЕЖВОЕННОГО ПЕРИОДА ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, Том 13, № 3/179, C. 152-164 (год публикации - 2018).

6. Мота А., Вагнер П. The Rhino, the Amazon and the Blue Sky over the Ruhr: Ecology and Politics in the Current Global Context Changing Societies & Personalities, 3(1), 6-21 (год публикации - 2019).

7. Муратшина К.Г. СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И РАСШИРЕНИЕ ШОС ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, №5 (103), C. 114-118 (год публикации - 2018).

8. Муратшина К.Г. , Цуканов Л.В. КИТАЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ" И ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН УРАЛЬСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЛЬМАНАХ, № 8. С. 135-143 (год публикации - 2018).


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В ходе работ за 2019 год были получены значимые научные результаты в трех блока реализации проекта. При анализе деятельности БРИКС как международного актора показано, что в представлениях политических элит стран БРИКС о перспективах и функциях объединения присутствуют существенные расхождения. Если приоритеты России, которые можно выделить на основе проанализированных источников, – это прежде всего политическое взаимодействие, связи в сфере безопасности, необходимость поиска поддержки российских инициатив на международной арене и союзников в геополитическом соперничестве с Западом, а также развитие сотрудничества во всех возможных отраслях на двусторонней и многосторонней основе; то для Китая участие в группе БРИКС не относится к числу основных приоритетов на международной арене, Китай не квалифицирует БРИКС как структуру, нацеленную на какое-либо противостояние с Западом и его финансовыми институтами, а рассматривает данное объединение как один из инструментов своей политики, одну из площадок для взаимодействия со странами «Глобального Юга», и намерен укреплять свое лидерство в этой группе, в особенности в Новом банке развития БРИКС, с целью развития экономического сотрудничества в своих собственных интересах, и настойчиво продвигает эти интересы из плоскости обсуждений – в многосторонние документы БРИКС. Индия и Южная Африка выстраивают свои представления относительно БРИКС наиболее последовательно как лидеры «Глобального Юга», и выражают наибольшую заинтересованность в работе БРИКС над решением глобальных проблем человечества. Бразилия отчасти заинтересована в закреплении посредством участия в БРИКС своей роли как лидера Южно-Американского континента, а также в максимально прагматичном экономическом взаимодействии, и после смены лидера страны не выделяет БРИКС в качестве главного приоритета своей политики, а придерживается стратегической многовекторности. В плане анализа российско-китайских отношений акцент был сделан на китайском их видении, причем видении теми авторами, которые реально принимают участие в процессе принятия решений в КНР, в рабочих группах, в составлении внешнеполитической стратегии. Эта сфера наименее изучена в российском китаеведении, на фоне большого и достаточного количества фактологических сведений о сотрудничестве. Результаты выявлены следующие: китайские авторы рассмотренных актуальных трудов по россиеведению и отношениям с Россией придерживаются крайне прагматичного подхода к отношениям с западным соседом. Россия не рассматривается ими в качестве равного и сильного партнера, а воспринимается как слабая сторона в отношениях, нуждающаяся в уверенно стоящем на ногах партнере-лидере. При этом в каждом конкретном случае китайскими стратегами прослеживается, как Китай может ее использовать. При всем этом, однако, в лице РФ китайские стратеги видят конкурента для Китая на международной арене. Оценки авторов из КНР во многом показывают разницу приоритетов РФ и КНР в стратегии отношений, наличие значительного числа различий и разногласий на фоне имеющихся общих позиций. В плане изучения отношений Китая с Индией был рассмотрен спектр противоречий между странами и, с другой стороны, то, что объединяет их и заставляет сотрудничать. Современные взаимоотношения между КНР и Индией могут быть охарактеризованы, как дуализм соперничества и сотрудничества. Важным фактором в сотрудничестве является его вынужденность, так как два государства должны урегулировать пограничные конфликты, бороться с терроризмом и коммуницировать в многосторонних форматах – ШОС и БРИКС. В то же время, список противоречий между ними включает собственно пограничные конфликты, соперничество в реализации внешнеполитических интересов и усилении экономического и политического влияния в Центральной, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке (например, во взаимодействии с Ираном), фундаментальные различия в их принципах внешней политики и ценностях, долгосрочную гонку вооружений (от обычных до космических) и противоположные позиции по китайской инициативе «Один пояс, один путь». В ходе работы по анализу образовательных систем в странах БРИКС показано, что национально-региональный компонент в программах магистратуры имеет разную направленность: в российском университет наблюдается практико-прикладная ориентация на потребности и запросы локального рынка труда, в университетах Индии и ЮАР - на теоретико-методологическое осмысление социокультурных связей и социальных отношений в общественной системе. Это связано с особенностями стратификационных систем индийского и южно-африканского обществ, а также текущим этапом развития в условиях четвертой промышленной революции. Эффективное функционирование объединения БРИКС видится в создании сетевых форм образовательных программ магистратуры, совместно реализуемых университетами для формирования устойчивых позиций вузов и повышения их конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве при сохранении локальной идентичности. Проведен сравнительный анализ текстов миссий ведущих университетов стран БРИКС (по результатам QS BRICS University Rankings 2019) с применением методов контент-анализа и дискурс-анализа. В результате был выявлен ряд существенных черт, характеризующих национальные траектории модерности, выраженные через системы высшего образования, показаны их сходства и различия. В ходе работы проводился анализ того, как политические философы концептуализируют понятие исторической несправедливости. Рассматривались определения, имеющиеся в литературе, проанализированы предлагаемые способы исправления несправедливости и аргументы в пользу и против исторической несправедливости. В частности, дан анализ и критика таких подходов, как продолжающаяся несправедливость Джеффа Спиннера-Хэлева, структурная несправедливость Айрис Марион Янг и исторически-структурная несправедливость Аласии Нути. В результате анализа современных дискуссий показано, что аргументы группируются в три категории. Первая, репарации, состоит из реституции, компенсации и признания. Следующая категория, ответственность, разделена на индивидуальную, коллективную и глобальную. Наконец, темпоральность предлагает измерения межпоколенческой справедливости, значимого и незабываемого прошлого. Выясняется, что несмотря на аргументы против, показывающие слабость теорий исправления, исследователи не пытаются отказаться от важности самой идеи исторической несправедливости, отдельно раскрывается потенциал данной темы в рамках БРИКС, поскольку три указанные попытки не могут должным образом переосмыслить историческую несправедливость и предложить достойную альтернативу. По результатам проведенных исследований подготовлено 15 публикаций, из них 4 в журналах, индексируемых в международных базах цитирования Scopus/Web of Science, 10 в изданиях, индексируемых в РИНЦ, 1 статья в журнале WestEnd Института социальных исследований во Франкфурте, который не индексируется, но издается базовой институцией "Франкфуртской школы", тем самым являясь одной из знаковых площадок для научных публикаций), 1 монография на английском языке в издательстве Эдинбургского университета, представлены 23 доклада на научных конференциях и семинарах, 2 публичные лекции в научных центрах, специализирующихся на тематике проекта. Подготовлена и проведена членами научного коллектива международная конференция в НИУ ВШЭ (СПб кампус) «Conceptualizing Modernity in a Global Context: Spatial Imaginaries and Political Decisions», Санкт-Петербург, НИУ ВШЭ, 24–25 июля 2019 г.

 

Публикации

1. Андал А.Г. "Unmapping" The Ural Playscapes: An analysis of playgrounds and child play under the post-soviet Urban Transition Of Yekaterinburg, Russia Laboratorium: Журнал Социальных Исследований, 11, 1, 5-30 (год публикации - 2019).

2. Андал А.Г. Development Unlearned: (Un)Reading Development Literature Between-the-Lines Open Journal for Sociological Studies, 3(1), 1-8 (год публикации - 2019).

3. Андал А.Г. Герменевтика нормативности стран БРИКС: анализ заметных нормативностей в совместных заявлениях саммита БРИКС Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании : 3-й молодежный конвент : материалы международ. студ. конф. 14–16 марта 2019 года. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019., C. 446-450 (год публикации - 2019).

4. Антонова Н.Л, Пургина Е.С., Полякова И.Г. The Impact of World University Rankings on BRICS Students' Choices of Universities (The Case of the Ural Federal University). Вестник Томского Государственного Университета. Философия. Социология. Политология, 2019, № 49, С. 153-161 (год публикации - 2019).

5. Антонова Н.Л., Высоцкая Я.С. Краткосрочная международная академическая мобильность как фактор интернационализации высшего образования Университетское управление: практика и анализ., 23(4), 80-90 (год публикации - 2019).

6. Антонова Н.Л., Пургина Е.С. Social Networks of Student-Migrants: Case of Chinese Students at the Ural Federal University, Russia International Journal of Sustainability Science and Studies, Special Issue 2, December 2018, С. 499-503 (год публикации - 2018).

7. Вагнер П. Historisches Unrecht im Zeitalter von Menschenrechten und Demokratie WestEnd. Neue Zeitschrift für Sozialforschung, 2019, 2, 137-148 (год публикации - 2019).

8. Вагнер П. Towards a conceptual history of the present: Democracy, rights, and freedom in the recent Catalan conflict Social Science Information, 57(4), 588–615. (год публикации - 2018).

9. Мота А., Вагнер П. Collective Action and Political Transformations The Entangled Experiences in Brazil, South Africa and Europe Collective Action and Political Transformations The Entangled Experiences in Brazil, South Africa and Europe. Edinburgh University Press., - (год публикации - 2019).

10. Муратшина К. Г. Основные тенденции взаимоотношений Китая и Бразилии после прихода к власти нового бразильского президента Ж. Болсонару Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире., С. 228–233 (год публикации - 2019).

11. Муратшина К.Г. Сотрудничество в сфере безопасности в рамках БРИКС: между декларативными принципами и реальными инициативами Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании : 3-й молодежный конвент : материалы международ. студ. конф. 14–16 марта 2019 года. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019., C. 513-517 (год публикации - 2019).

12. Муратшина К.Г. Формат «БРИКС плюс»: истоки, особенности институционализации, региональная специфика Ars Administrandi (Искусство управления), Том 11, № 1. С. 135–150. (год публикации - 2019).

13. Муратшина К.Г., Гусева В.С. Миграционные потоки из России в Китай: основные направления, факторы, проблемы Миграция как ресурс социально-экономического и демографического развития: Сборник статей. Серия «Демография. Социология. Экономика»., Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5, № 3 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С.В., к.ф.-м.н. Храмовой М.Н., к.э.н. А.С. Максимовой. – Москва: Изд-во Экон-Информ, 2019. – 435 с. Стр. 299-303. (год публикации - 2019).

14. Пургина Е.С. Spatial imaginary in “Western” travelogues about Russia Changing Societies & Personalities, 3(1), 22-35 (год публикации - 2019).

15. Хомяков М.Б. BRICS and Global South: Towards Multilateral Educational Collaboration Changing Societies & Personalities, 2(4), 329–350 (год публикации - 2018).


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В ходе работы по трем направления проекта в 2020 г. были проведены следующие исследования: 1. БРИКС: сотрудничество, видение мирового порядка и предложения по его изменению (рук. М.Б. Хомяков и К.Г.Муратшина) По результатам изучения сотрудничества внутри БРИКС (механизмы, форматы, развитие этой системы в течение 10 лет существования группы) и деятельности группы как единого международного актора на мировой арене, можно сделать вывод, что вся группа не институционализируется как организация. Так происходит из-за разницы видения ее участниками. Россия заинтересована в максимальной консолидации группы как международного объединения, координации действий на международной арене, разнообразии форматов сотрудничества, обменов, взаимной поддержке внешнеполитических инициатив. С российским видением наиболее схожа позиция Индии. Хотя к максимальной координации действий не готов ни один из четырех партнеров России по БРИКС. Нужно также отметить, что Индия и ЮАР заинтересованы в том, чтобы БРИКС выступала как голос Глобального Юга на мировой арене, озвучивала его проблемы и, возможно, решала их. При этом ЮАР также максимально заинтересована в финансовой и экономической стороне сотрудничества, поскольку надеется на решение за счет него части своих внутренних проблем. Для Китая участие в группе не относится к числу приоритетов на международной арене, Китай не квалифицирует БРИКС как блоковую структуру, а рассматривает данное объединение как один из инструментов своей политики, одну из площадок для взаимодействия со странами Глобального Юга, и намерен укреплять свое лидерство в группе, в особенности в Банке БРИКС, с целью развития экономического сотрудничества в своих собственных интересах, и настойчиво продвигает эти интересы из плоскости обсуждений – в многосторонние документы БРИКС. Подход Бразилии максимально прагматичен и даже выборочен, что показало бразильское председательство 2019 г. Тем не менее, эта страна продолжает свое участие в БРИКС и готова участвовать в тех форматах, которые кажутся ей выгодными для ее экономики. Представление группой себя как актора мировой политики сильно зависит от поведения государств-участников БРИКС, но в большом количестве вопросов международной повестки дня БРИКС представляет консолидированную позицию, которую выражает в своих многосторонних документах. Это касается реформы мировой финансовой системы, реформы ООН, региональных конфликтов в Африке и на Ближнем Востоке, увеличения представленности стран Глобального Юга в институтах глобального управления, борьбы с терроризмом и другими угрозами международной безопасности. С 2013 г. БРИКС практикует диалоговые встречи с представителями стран, не входящих в группу. Сначала, в 2013–2016 гг., это были встречи со странами региона, к которому относится государство-председатель. В 2018 г. к такой встрече добавился саммит "БРИКС плюс" с лидерами международных объединений Глобального Юга. В 2020 г. тоже планировалось провести оба формата. 2. Институционализация интерпретаций модерности в системах образования стран БРИКС (рук. Н.Л. Антонова и М.Б.Хомяков) В ходе анализа потенциальной образовательной мобильности студентов регионального университета были выявлены векторы образовательного сотрудничества между Россией и КНР, реализуемого в рамках проекта "Один пояс – один путь", а также внутри ШОС и БРИКС. Привлекательность китайских университетов подтверждается анализом международных рейтингов, а также материалами эмпирико-социологического исследования образовательных ориентаций студентов регионального вуза. Показано, что международные стипендиальные программы – важный ресурс академической мобильности студентов и инструмент развития глобального образовательного рынка. Среди стран БРИКС университеты Китая выступают несомненными лидерами в стратегиях международной академической мобильности студентов УрФУ (сетевой университет БРИКС). Стипендиальные программы университетов становятся важным инструментом реализации образовательных планов молодого поколения. Цифровизация высшей школы определяет и новые виды академической мобильности студентов - виртуальной. В этой связи важным видится не только определение нормативно-правовой базы виртуальных перемещений студентов, но и создание инновационных международных стипендиальных программ. Образовательная политика государств БРИКС должна гибко реагировать на растущие запросы молодого поколения, а университетам следует учитывать факторы выбора вуза и факторы привлекательности той или иной стипендиальной программы. Таким образом, в ходе исследования выявлена назревшая потребность формировании общего образовательного и межкультурного пространства посредством укрепления в образовательной мобильности – реальной и виртуальной, – а также развития механизмов повышения привлекательности образовательных систем стран БРИКС посредством стипендиальных программ для студентов из стран-партнеров. 3. Историческая несправедливость и сегодняшний политико-моральный долг (рук. П.Вагнер) Текущих аргументов, как со стороны сторонников репараций, так и со стороны их противников, оказывается недостаточно для создания полноценной теории исторической несправедливости. Отдельные аргументы оказываются порождены частными случаями исторической несправедливости и нацелены на исправление этих случаев, нежели на теоретическую разработку принципа, применимого ко всем случаям. Такая ситуация заставляет подойти к проблеме с другой стороны, заключающейся в попытке альтернативной концептуализации. Однако, альтернативные подходы к концептуализации и вытекающего из этой концептуализации обоснования нормативной значимости исторической несправедливости оказываются в сущности инструментальными, то есть так же движимыми отдельными примерами несправедливости. Авторы пытаются через историческую несправедливость решить частные вопросы (будь то критика либерализма или женское равноправие), оставляя за рамками другие не менее важные проблемы. Несомненно, само появление новых оригинальных подходов оказывается важным шагом на пути к созданию полноценной теории исторической несправедливости, хотя эти подходы далеки от завершения дебатов касательно вопроса исторической несправедливости или хотя бы достижения консенсуса по одному из вопросов. Понятие множественной модерности играет двойственную роль в обосновании нормативной значимости исторической несправедливости. Двойственность заключается в том, что несмотря на возможность нового способа обоснования, формулировка универсальной теории, применимой ко всем случаям исторической несправедливости, оказывается под большим вопросом. Тем не менее, такой шаг оказывается крайне полезным примером для сближения нормативных дисциплин (таких как политическая философия) и эмпирически ориентированных наук (таких как сравнительная историческая социология). По результатам проведенных исследований опубликованы 16 научных статей, 2 главы в монографиях (на английском языке, Издательство Эдинбургского университета, и на немецком языке, академическое издательство Campus Verlag), 4 публикации иных форматов (тезисы, вступительное слово редактора и др.), в целом 24 научные публикации, из которых 12 в источниках, индексируемых в Scopus/WoS, а 2 публикации в источниках, входящих в 1Q по рейтингу Scimago. Кроме того, публикации проекта за прошлые годы начали цитироваться в публикациях, индексируемых в Scopus/Wos. Помимо вышедших научных публикаций, подготовлены и приняты к публикации две статьи, пять публикаций проходят рецензирование: Участниками проекта проведена публичная презентация проекта, поддержанного РНФ, на публичной площадке (Ельцин-Центр, г. Екатеринбург), 3 марта 2020 г.: https://yeltsin.ru/affair/piter-vagner-istoricheskaya-nespravedlivost-v-vek-prav-cheloveka-i-demokratii/?id=40149 Проведен совместный научный семинар "Воображаемая Модерность: новые дискурсы в критической перспективе" на базе Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук: https://www.ifp.uran.ru/semi/semi_97.html Проведен совместный международный научный семинар "Global sustainability and varieties of modernity" на базе научного центра "Будущее устойчивости" Немецкого научного общества при университете Гамбурга (https://www.zukuenfte-nachhaltigkeit.uni-hamburg.de). Участники проекта выступили со-организаторами IV Международной научной конференции "Россия и Запад: актуальные вопросы социологии, политологии и международных отношений в эпоху глобализации" на базе Удмуртского государственного университета, а также подготовили и провели круглый стол в рамках конференции: https://conf.udsu.ru/conference/west2020 (видеозапись пленарного заседания https://www.youtube.com/watch?v=TJIfj38ZQeE и секции социологии https://www.youtube.com/watch?v=fTJVSeWFZws)

 

Публикации

1. - анонс лекции П. Вагнера сайт Ельцин-Центра, - (год публикации - ).

2. - аудиозапись лекции П. Вагнера сайт Ельцин-Центра, - (год публикации - ).

3. - Роль университетов в обществе задается историческим своеобразием стран Сайт УрФУ, - (год публикации - ).

4. - анонс конференции и пленарной лекции П.Вагнера Сайт УдГУ, - (год публикации - ).

5. - анонс совместного семинара Сайт ИФиП УрО РАН, - (год публикации - ).

6. Антонова Н.Л. Международная академическая мобильность: ориентации и установки студентов Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020., С. 656-661 (год публикации - 2020).

7. Антонова Н.Л. Потенциальная образовательная мобильность студентов-гуманитариев: новые вызовы в условиях интернационализации образования Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 20(3), pp. 91-96. (год публикации - 2020).

8. Антонова Н.Л. Магистратура как институциональное образование: социологическое образование в России и Индии Социодинамика, 4, pp.35-42. (год публикации - 2020).

9. Антонова Н.Л., Гурарий А.Д., Высоцкая Я.С. Short-Term Student Mobility: Motivation, Expectation and Barriers New Educational Review, 59, pp. 129-137 (год публикации - 2020).

10. Антонова Н.Л., Лозовская К.Б. Интернационализация образования: международные стипендиальные программы как инструмент академической мобильности студентов Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 4(3), pp. 253-258 (год публикации - 2020).

11. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. Академическая репутация университета как фактор лидерства на глобальном образовательном рынке Высшее образование в России, 29(6), pp. 144-152 (год публикации - 2020).

12. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д., Попова Н.Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства Образование и наука, 22(1), pp. 31-58 (год публикации - 2020).

13. Вагнер П. Макс Вебер и модерн XXI века Социологическое обозрение, 18(4), pp. 212-230 (год публикации - 2019).

14. Вагнер П. COVID-19, HIV/AIDS, and the “Spanish flu”: historical moments and social transformations Thesis Eleven: critical theory and historical sociology, Online Special: Living and Thinking Crisis (год публикации - 2020).

15. Вагнер П. The 'South' as a moving target: Europe's debt towards the former colonies The Politics of Debt and Europe’s Relations with the ‘South’. Ed. S. Nygard. Edinburgh University Press., pp. 163-185 (год публикации - 2020).

16. Вагнер П. Das Haus der Freiheit und die fossilen Brennstoffe. Notizen für eine Sozialgeschichte von Fortschritt und Nachhaltigkeit Imaginationen von Nachhaltigkeit Katastrophe. Krise. Normalisierung. Eds. F. Adloff, B. Fladvad et al. Campus Verlag., pp. 71-90. (год публикации - 2020).

17. Ильченко М.С. Working with the past, re-discovering cities of Central and Eastern Europe: cultural urbanism and new representations of modernist urban areas Eurasian Geography and Economics, - (год публикации - 2020).

18. Кокин Д.И., Лозовская К.Б., Пургина Е.С. Ориентиры развития образовательных систем в странах БРИКС: самопонимание и самопрезентация китайских и российских университетов Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, - (год публикации - 2020).

19. Лозовская К.Б., Меньшиков А.С., Пургина Е.С. “Horizon of the Future”: Realities and Aspirations of Top-Ranking BRICS Universities (Analysis of Mission Statements) Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 55, pp. 163-174 (год публикации - 2020).

20. Муратшина К.Г. Китай и Индия в начале XXI в.: между соперничеством и сотрудничеством Известия Алтайского государственного университета, 3(113), pp. 84-89. (год публикации - 2020).

21. Муратшина К.Г. Группа БРИКС во внешней политике Китая в начале XXI в. Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки, 2(26), pp. 94-106. (год публикации - 2020).

22. Муратшина К.Г. Китай – ЮАР: равноправное партнерство или зеркало неоколониальных тенденций политики КНР в Африке? Глобалистика: Глобальные проблемы и будущее человечества. Сб. статей Международного научного конгресса «Глобалистика-2020», 8–22 мая и 20–24 октября 2020 г. / под ред. И.В. Ильина. М.: МООСИПНН Г.Д. Кондратьева, 2020., pp. 169-179. (год публикации - 2020).

23. Муратшина К.Г. Группа БРИКС как актор мировой политики Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, - (год публикации - 2020).

24. Муратшина К.Г., Андал А.Г. China’s Infrastructural Expansion in Southeast Asia Proceedings of Topical Issues in International Political Geography. Eds. R. Bolgov, V. Atnashev, et al. Springer International Publishing. Berlin., - (год публикации - 2020).

25. Пургина Е.С. Imagined geography of Russia in Western travelogues: Conceptualizing space through history Social Science Information, 59(2), pp. 264–287 (год публикации - 2020).

26. Хафизова В.Р. Журналистское образование в странах БРИКС в эпоху глобализации Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 4(3), pp. 274-280. (год публикации - 2020).

27. Хафизова В.Р. Особенности онлайн-образования в высокорейтинговых университетах стран БРИКС Теория и практика общественного развития, 3, pp. 274-280. (год публикации - 2020).

28. Хафизова В.Р. Особенности онлайн-образования в высокорейтинговых университетах стран БРИКС Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития. Материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения 12-14 ноября 2020 года. Отв.ред. Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб. Скифия-принт, 2020., С. 232-233 (год публикации - 2020).

29. Хомяков М.Б. Imaginaries of Russian modernity: An introduction Social Science Information, 59(2), pp. 221-224 (год публикации - 2020).

30. Хомяков М.Б. Russia: Colonial, anticolonial, postcolonial Empire? Social Science Information, 59(2), pp. 225-263 (год публикации - 2020).

31. Хомяков М.Б., Вагнер П. Editorial Social Science Information, Volume 59, Issue 2, 1 June 2020, Pages 219-220 (год публикации - 2020).


Возможность практического использования результатов
Результаты исследований будут использованы в подготовке кадров высшей квалификации, в частности, обновление дисциплин и модулей по теории и истории международных отношений, исторической и теоретической социологии, политической философии, подготовка учебных пособий.