КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00186

Название«Культура Духа» vs «Культура Разума»: Интеллектуалы и Власть в Британии и России в эпоху Перемен (XVII–XVIII вв.)

РуководительРепина Лорина Петровна, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Годы выполнения при поддержке РНФ 2019 - 2021 

КонкурсКонкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-108 - Новая и новейшая история стран Европы и Америки

Ключевые слова«Переходная эпоха», «кризис XVII века», картина мира, культурный код, гражданское общество, национальная концептосфера, коммуникативное действие, интеллектуалы, когнитивно-риторические стратегии, проповедническая культура, сакральное/светское, имперская идентичность, травелог, репрезентации пространства и времени, ментальная карта

Код ГРНТИ03.09.31


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Взаимодействие интеллектуалов и власти в ситуации кризиса идеи глобализации, в который с различной степенью и направленностью вовлечены Великобритания и Россия, как никогда определяет современную ситуацию в мире. Ретроспективное обращение к переходной эпохе XVII–XVIII вв. – одного из самых напряженных периодов интеллектуального поиска как в России, так и Британии – предопределено задачей установления генезиса и исторической динамики аксиологических представлений о состоянии гражданского общества в российском и европейском пространстве. Настоящий проект направлен на решение насущной для современного российского общества задачи – выявление механизмов формирования гражданской позиции интеллектуалов, стратегий утверждения комплекса идей в социуме, их имплицитного и эксплицитного влияния на принятие властных решений. Для этого участники проекта планируют впервые в мировой историографии провести на основе широкого круга источников из российских и британских архивов сравнительно-историческое исследование процесса формирования культурной/национальной/имперской идентичности в Британии и России в эпоху системного кризиса XVII–XVIII вв. На конкретно-историческом материале сочинений русских и британских интеллектуалов раскрывается сложный процесс перехода от средневекового «человека Бога» к «человеку Мира»; показывается, что интеллектуалам Британии удалось сформировать социально-ориентированный «облик» власти, заложив тем самым основы либеральной государственности. Анализ дискурсивных практик в допетровской России обнаруживает напряженный духовный поиск и показывает, что воздействие на социум происходило через церковную гомилетику и риторику. Цель проекта заключается в анализе когнитивно-риторических практик и механизмов влияния интеллектуалов на власть и общество в контексте модернизационных процессов в Британии и России XVII-XVIII вв. Результаты реализации проекта, помимо прочего, имеют прикладное значение, характеризуя феномен гражданского общества. Научная новизна исследования определяется сравнительно-историческим анализом места и роли интеллектуалов Британии и России в формировании новой «картины мира» в ситуации поиска «выходов» из системного кризиса «переходной эпохи».

Ожидаемые результаты
Это комплексное исследование властных ролей в ситуации драматических перемен «переходной эпохи» должно стать заметным вкладом в развитие мировой историографии по изучению культурных/национальных/имперских идентичностей на примере Британии и России XVII – XVIII вв. Полученные в ходе него результаты планируется регулярно публиковать в отечественной и зарубежной научной периодике, использовать в выступлениях участников проекта на международных конференциях. Проект может иметь также важное практическое значение, поскольку его реализация позволит выявить и описать на основе изучения широкого исторического материала процессы формирования гражданской позиции и механизмы влияния интеллектуалов на власть и общество в кризисных ситуациях перемен в Британии и России XVII – XVIII вв. Результаты исследования предполагается отразить в серии публикаций не менее чем из _3_ монографий и _24_ статей, а также в организации цикла публичных лекций в культурно-образовательном центре «Пиотровский» при «Ельцин – центре» (г. Екатеринбург, третий год проекта).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В первый год выполнения проекта научный коллектив работал по следующим направлениям: 1. Цель всего проекта – выявление общего и особенного в практиках и механизмах влияния интеллектуалов на власть и общество в Британии и России в ситуации распада универсальной картины мира и формирования новых представлений о человеке, обществе и государстве в XVII–XVIII вв. В соответствии с этим, на первом этапе участниками проекта проводилось комплексное изучение практик интеллектуалов и их компаративный анализ в контексте становления культурной/национальной/ имперской идентичностей в Британии и России XVII–XVIII вв. Внимание было сосредоточено на процессах изменения старых практик и рождения новых (зачастую конкурирующих друг с другом), их сосуществование в соответствующих социокультурных пространствах (с наличием специфического культурного кода и спектром культурных моделей, признаваемых легитимными), наряду с устойчивыми формами концептуализации и способами интерпретации реальности, принятых в данных сообществах. Очевидно, что крупные социальные сдвиги находят свое выражение в трансформации ключевых понятий, которые обретают на том или ином этапе развития социума разный смысл. Методы содержательно-тематического и лингвистического анализа позволяют выявить и сопоставить специфические наборы понятий, терминов, клише и идеологически окрашенных риторических конструкций, которые в своей совокупности отражают картину мира и систему ценностей двух социокультурных формаций Эпохи перемен, представленные (с разной степенью репрезентативности) в различных свидетельствах, исторических текстах, памятниках истории. Исходя из того, что в символико-смысловой, идеально-ценностной и морально-нравственной сфере контроль осуществляется не столько властными ресурсами, сколько способностью продуцировать и легитимировать идеи, значения, смыслы и знания, в рамках данного этапа творческий коллектив проводил исследование трансформационных процессов Раннего Нового времени сквозь призму персоналий выдающихся интеллектуалов, выступавших как мыслители – носители интеллектуальных традиций, и, одновременно, как деятели – проводники инновационных интерпретационных моделей. В этой связи особое значение придается дискурсивному анализу базовых разнотипных и разножанровых текстов, направленному на изучение используемых изучаемыми авторами понятий, языков описания, стратегий репрезентации, эмоционально и аксиологически «заряженных» концептов, номенклатуры упоминаемых персонажей и событий, отсылок к интеллектуальному и социально-политическому контексту. Изучение основных когнитивно-риторических стратегий, персональных тактик коммеморации выдающихся британских и русских интеллектуалов в ситуации системного кризиса «переходной эпохи» привело к выводу о том, что во второй половине XVII в. происходит формирование личностного авторского начала, что проявляется как в русской, так и английской культуре, просматривается доминантный принцип ролевой самопрезентации автора. Выявлено, что этот подход характерен на этапе, когда стремление творческой личности к проявлению собственного голоса наталкивается на средневековую традицию этикетного повествования. Ее преодоление происходит за счет усиления эмоциональности, введения в текст биографических деталей и обращение к житийным событиям, соотнесенными с моральными поучениями (Д. Дефо). Агиографическая характеристика через сверхчудесное замещается высоконравстенной и жертвенной позицией автора. Выявление этого момента в исторической поэтике позволяет увидеть процесс формирования авторского голоса и его образного воплощения в тексте. Высказывание личного мнения происходит с привлечением архетипов библейского генезиса, что открывается в Житии протопопа Аввакума, и активно используется другими проповедниками этого периода (С.Полоцкий, автор «Статира»). XVIII в. отмечен также общей тенденцией формирования светской культуры, победы «Царства над Церковью». Сопоставление ментальных «карт», когнитивно-риторических практик и механизмов влияния интеллектуалов на власть и общество в Британии и России XVII–XVIII вв. позволило сделать вывод и о их различиях. Русские интеллектуалы были выходцами, прежде всего, из священнического сословия (С.Полоцкий, анонимный автор рукописи «Статир», И.Римский-Корсаков, автор «Сибирского Лествичника» и др.), а английские/британские интеллектуалы в массе своей выходцами из так называемого нетитулованного дворянства (У.Кемден, Дж.Мильтон, Г.Филдинг и др.), связанного как правило с юридическими практиками. Таким образом, историко-компаративный подход показывает как общее, так и особенное при «переходе» Британии и России от «века духа» к «веку разума». 2. Изучение и сопоставление процессов формирования культурной/национальной/ имперской идентичностей в Британии и России XVII–XVIII вв. показало их глубокую востребованность. Социокультурный код общества основан на общем понимании целей и интересов, на разделяемых идеалах и ценностях, а его составляющие имеют разную степень, способы и формы инструментализации. Был сделан вывод о том, что национальная идентичность складывается, прежде всего, через формирование непротиворечивой картины общего прошлого, что является общим место как для британской, так и русской традиций историописания. В данном случае просматривается сходная тенденция складывания больших национальных нарративов. В Британии его рождение происходит через конфликт антикварного дискурса (У.Кемден) и нарождающегося в эпоху Просвещения неоримского высокого нарратива (Д.Юм). В России этот конфликт развернется в более сжатые сроки. Как ранее в Британии, так и в России уже в первой половине XVIII в. выделяется эссеистская (очерковая) практика презентации исторических и историко-политических нарраций, что свидетельствует об усилении авторского начала и поисков коллективной (творческой) идентичности. В 60-х – начале 90-х гг. XVIII в. в общественной мысли России сложился конфликт интерпретаций национального прошлого между разными типами историописания, а именно, нарративом, ориентированным на научное верифицируемое знание о прошлом (Г.Ф.Миллер), и – нарративом, выполняющим практические национальные задачи, нацеленного на создание «славного прошлого» страны (М.Щербатов, Н.Карамзин). 3. Формирование имперской идентичности в Британии и России определялась бурными процессами колонизации национальных «окраин» в XVII-XVIII вв. Воссоединение Украины с Россией 1654 г. ускорило становление «западнического» направления в общественной мысли и оказало глубокое влияние на формирование русской национальной идентичности. Колонизация Поволжья, Урала и Сибири сопровождалось проявлением руссоцентристских практик и навязыванием патерналистской тактики доминирования «православного царства» российского государства. Российская империя была теллурократией. Аналогичным примером для британской национальной идентичности является Союз между Английским и Шотландским королевством 1707 г. (Д.Дефо). Британская империя же являлась талассократией и ее становление определялась, прежде всего, коммерческим интересом частных торговых компаний. Именно этот имперский и национальный контекст развития интеллектуального пространства России и Британии в эпоху перемен определил феномен «собирания земель» государственности на карте как географической, так и ментальной, стимулировал развитие естественно-научного знания и многократные размышления о векторе исторического пути государств (В.Н.Татищев и др.). 4. Выработка историко-компаративного подхода в изучении процессов формирования культурной/национальной/ имперской идентичностей в Британии и России XVII–XVIII вв. Мониторинг и обработка новейшей отечественной и зарубежной литературы, относящейся к указанной тематике, показали отсутствие устойчивой когнитивной модели сопоставительного анализа двух этих различных культур. Поэтому участниками проекта был разработана модель «идеального типа» практик и механизмов влияния интеллектуалов Британии и России на власть и общество в ситуации системного кризиса «переходной эпохи». Во-первых, в основу историко-компаративного подхода в изучении процессов формирования культурной/национальной/ имперской идентичностей в Британии и России XVII–XVIII вв. был положен аксиологический подход, который позволяет выявлять идеи и ценности, которые отстаивают интеллектуалы. Во-вторых, в его основу была положена идея анализа ключевых текстов интеллектуалов посредством выявления следующих параметров интеллектуального наследия конкретной персоналии: 1.самопрезентация автора; 2. его адресная (читательская) аудитория; 3.обсуждаемая повестка дня; 4. интертекстуальность текста; 5. контекстуальность текста (рецепция его идей или ее отсутствие). Наконец, важнейшим стал принцип междисциплинарности в освещении источников и анализе контента. 5. Анализ изменения культурного кода в процессе перехода Британии и России демонстрирует универсальную идею формирования «нового человека» в ситуации преодоления духовного кризиса. Однако «новый человек» в Британии связан с формированием новой трудовой этики, распространением религиозной терпимости и скептицизма, что будет результатом потрясений событиями Английской революции XVII в. В России же глубокий слом произойдет «сверху» через реформы, начавшиеся в эпоху царя Алексея Михайловича и усилившиеся при императоре Петре Первом. Интеллектуальная элита духовенства будет заменена служилым дворянством, решающими станут задачи национального и имперского масштаба. Созданы «линии» преемственности в российской и британской интеллектуальной традиции. Очерчен круг российских и британских акторов, связанных с идеями изменений: окружение патриарха Никона, С.Полоцкий, автор «Статира», А.Ф.Хрущев, В.Н.Татищев, И.П.Елагин, Карамзин и др.; британцы: Р.Хаклюйт, С.Перчейс, Т.Гоббс, лорд Кларендон, Д.Дефо, Г.Филдинг, С. Джонсон, Юниус и др. Определен круг памятников историко-философской и морально-проповеднической мысли, необходимых для публикации. Их введение в научный оборот расширит исторический горизонт и позволит уловить новые тенденции в развитии идей и их влиянии на ментальную карту в пространственно-временном измерении, даст основу для выводов компаративистского характера. На сайте Департамента «Исторический факультет» УрФУ представлены описание данного научного проекта, личные странички его участников, а также новостная лента с информацией о выполненных в отчетном году работах и полученных научных результатах участниками проекта (https://hist-urgi.urfu.ru/ru/nauka/nauchnye-proekty/kultura-dukha-vs-kultura-razuma-intellektualy-i-vlast-v-britanii-i-rossii-v-ehpokhu-peremen-xvii-xviii-vv/). Результаты проведенных за прошедший год исследований нашли отражение в 16 статьях, в том числе 5 (Sc, WoS), 11 (РИНЦ), в тридцати научных докладах на двенадцати конференциях, а также в освещении Международного научного семинара по теме проекта в средствах массовой информации.

 

Публикации

1. - Дискуссии в эпоху Перемен Издание Уральского федерального университета «Уральский федеральный», «Уральский федеральный» № 31 от 16 сентября 2019 г. (год публикации - ).

2. Высокова В.В. Лорд Кларендон, или рассуждения о политической морали. Рецензия: Соколов А.Б. Кларендон и его время. Странная история Эдварда Хайда: Канцлера и изгнанника. СПб. : Алетейя, 2017. 472 с. Вестник Томского государственного университета. История., № 60, С. 186-190 (год публикации - 2019).

3. Высокова В.В., Дергачева А.А. «Серьезные размышления о жизни и удивительных приключениях Робинзона Крузо» Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., No 10. Сер. Альбионика. Вып. 5. С. 10-31. (год публикации - 2019).

4. Дергачева-Скоп Е. И., Соболева Л. С. Маленькая заметка о большом недоразумении или был ли свт. Филофей (Лещинский) автором «Сибирского Лествичника»? Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, № 1 (25). (год публикации - 2019).

5. Косых Т. А., Шипицына Ю. С. Дискуссия об «истинных» и «мнимых» патриотах: памфлет Сэмюэла Джонсона «Патриот» Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., No 10. Сер. Альбионика. Вып. 5. C. 41-56. (год публикации - 2019).

6. Маловичко С.И. "Опыт" в структуре исторического знания России второй половины XVIII в. История народов Кавказа: диалог культур, языков и религий: материалы междунар. науч. конф., посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.П. Невской., Ставрополь, СКФУ, 2019. (год публикации - 2019).

7. Маловичко С.И. Конструирование национального прошлого в очерковой практике историописания Екатерины II и И.П. Елагина Гуманитарные и юридические исследования: научно-теоретический журнал, Вып. 4. (год публикации - 2019).

8. Нестерова А.В. «Слово о красоте весны» в рукописном сборнике XVII века: интертекстуальность и авторская интенция INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения : сборник статей молодых ученых., Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 26-30. (год публикации - 2019).

9. Нестерова А.В. Интертекстуальные включения в рукописном сборнике XVII века «Статир» (на примере проповеди «Слово о красоте весны») Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения: Материалы международной научной конференции «Кусковские чтения., C. 520-527. (год публикации - 2019).

10. Репина Л.П., Высокова В.В. В поисках компаративного подхода: опыт сопоставления русской и британской культур XVII–XVIII вв. Диалог со временем, 69. М.: ИВИ, 2019. С. 419-427. (год публикации - 2019).

11. Сидоркина Т.С. Филипп Фрэнсис и свобода слова в Британии на рубеже 60 и 70-х годов XVIII века: на пути к Юниусу Вестник Пермского университета. История, Вып. 3 (46). С. 189-198. (год публикации - 2019).

12. Сидоркина Т.С., Кручинина Н.А. Борьба Юниуса за соблюдение избирательных прав: «Письмо XI, его светлости герцогу Графтону» Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., No 10. Сер. Альбионика. Вып. 5. С. 32-41. (год публикации - 2019).

13. Соболева Л.С., Голендухина М.А. Полифония самоидентичности в "Житии" протопопа Аввакума Сибирский филологический журнал, Вып. 4. (год публикации - 2019).

14. Созинова К. А. «Изгнание пороков и невежества из пределов Великобритании»: формирование культуры чтения англичан XVIII в. Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., No 10. Сер. Альбионика. Вып. 5. C. 105-115. (год публикации - 2019).

15. Созинова К.А. Церковь Англии и джентри в эпоху перемен Запад, Восток и Россия: Социум и память: Вопросы всеобщей истории : сборник научных и учебно-методических трудов : ежегодник., Вып. 22. С. 185-198. (год публикации - 2019).

16. Шпак Г. В. Британские травелоги о России конца XVI – начала XVII в. Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., No 10. Сер. Альбионика. Вып. 5. C. 136-146. (год публикации - 2019).

17. Шпак Г.В. Визуальные источники в естественнонаучном знании XVI–XVII веков в свете современной историографии Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей, C. 579-592. (год публикации - 2019).


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Во второй год выполнения проекта научный коллектив работал по следующим направлениям: 1. Перевод, расшифровка и подготовка к публикации источников. Источниковедческое измерение темы определялось археографической работой над текстами интеллектуалов в контексте становления культурной/национальной/имперской идентичностей в Британии и России XVII–XVIII вв. При работе с рукописным сборником проповедей XVII в. «Статир» был установлен историко-культурный контекст создания данного исторического источника, выявлена его художественная и идеологическая семантика, а также реконструирована «картина мира» анонимного автора. Перевод и публикация бóльшей части сочинения Д. Дефо «Серьезные размышления Робинзона Крузо» позволили на основе анализа ключевой главы источника «О честности» выявить в сочинении Дефо конфликт, меняющий в перспективе английский культурный код, двух морально-этических канонов – христианской и буржуазной морали. Расшифровка и публикация отрывка из второй части рукописного списка «Опыт повествования о России» И.П. Елагина продемонстрировала уникальную гражданскую позицию автора в интерпретации событий русской истории XII в., а именно выступление киевской общины 1068 г., изгнавшей князя Изяслава, не сумевшего защитить волость от нашествия половцев. Особой археографической продуктивностью была отмечена работа по реконструкции контекстного «поля» позиции анонимного автора «Писем Юниуса», а так же семантическому анализу его гражданской риторики. Было выявлено два ключевых сюжета в полемике Юниуса с его «жертвами» – дело Уилкса и кризис в британских северо-американских колониях. 2. Определение контуров и критериев сравнительно-исторического анализа путей формирования культурной/национальной/имперской идентичностей в Британии и России XVII–XVIII вв. Центральное место здесь заняла проблематика взаимосвязи формирования «национальной идеи» и «имперского проекта» как «траектории» преодоления системного кризиса «бунташного» XVII в. в широком контексте формирования новой культуры – «культуры Разума». Была выдвинута гипотеза, что именно взаимодействие и напряженность двух этих «идей» – «национальной идеи» и «имперского проекта» – позволили России и Британии практически одновременно достигнуть ранга «великой державы», что хронологически совпадает с 1688–1715/1725 гг. Наиболее трудным для сопоставления стал процесс формирования «новой» культурной идентичности, сопряженный с переходом от универсальных ценностей христианского канона к личностным началам индивидуалистической морали, что в свою очередь было связано с формированием новой символико-смысловой, идеально-ценностной и морально-нравственной сферы. Именно здесь особенно проявляется колорит русской культуры. В последней трети XVII в. в России, в которой библейская мудрость "издревле" бытовала на родном языке, наблюдается взлет проповеднического искусства – кристаллизация рациональности шла в рамках сложившегося церковно-славянского канона, где «милосердие» и «любовь» рассматривались как основа жизненного уклада. Проповедь брала на себя функции не только поучения и увещевания, но в обличительном и патетическом дискурсе формировала модель поведения, целью которой было обретение стабильности, или «благодати». 3. Формирование модели историко-сопоставительного анализа «эпохи перемен» в Британии и России. Типологическое сходство в анализе эпохи перемен в Британии и России XVII-XVIII вв. определяется консолидированным представлением участников проекта о культуре как динамичной социальной системе, в которой фиксируется «код» или системный «порядок». Он расшифровывается, раскрывается через «слово», «высказывание» или когнитивно-риторические практики. Таким образом, «слово» в данном случае выступает как «социальное действие», схваченное целостно в действующем многообразии контекстуальных связей. Сделаны выводы о том, что на протяжении XVII-XVIII вв. как в Британии, так и в России происходит «парадигмальный сдвиг» или рождение нового культурного «кода» – светской «культуры Разума». Этот «сдвиг» в свою очередь порождает такую новую форму деятельности как артикулирование мысли/смыслов. Роль интеллектуальных практик резко возрастает. «Слово» становится точкой приложения сил и раскрытия творческого потенциала литературно одаренных мастеров. Контроль и воздействие на общество теперь осуществляется не столько властными ресурсами, сколько способностью продуцировать и легитимизировать идеи, значения, смыслы и знания. 4. Выделение и исследование проблемных полей, на которых разворачивались интеллектуальные «битвы», как правило, пролонгированные во времени. Эти «точки роста» выступили в качестве «элементов» модели историко-сопоставительного анализа: 1. идея ‘естественного права’ или регулярное государство; 2. империя как интеллектуальный проект 3. «карта»: ‘присвоение’ пространства; 4. «divisio et denominatio»: ‘покорение’ природного ландшафта; 5. деньги, власть, коррупция и рождение пенологии; 6. vita activia и vivere civile: национальный дискурс и идея «общего блага»; 7. от «жизни вечной» к «жизни земной» или новые человеческие ценности. Это были «точки» бифуркации с, как полагали интеллектуалы, не отвечающей вызовам времени «культурой Духа». Таким образом, модель «идеального типа», состоящая из семи «элементов», позволяет выявить общее и особенное в практиках и механизмах влияния интеллектуалов Британии и России на власть и общество в ситуации системного кризиса «переходной эпохи». На сайте Департамента «Исторический факультет» УрФУ представлено описание данного научного проекта, а также новостная лента с информацией о выполненных в отчетном году работах и полученных научных результатах участниками проекта (https://hist-urgi.urfu.ru/ru/nauka/nauchnye-proekty/kultura-dukha-vs-kultura-razuma-intellektualy-i-vlast-v-britanii-i-rossii-v-ehpokhu-peremen-xvii-xviii-vv/intellectuals-and-power/) Результаты проведенных за прошедший год исследований нашли отражение в 35 публикациях, в том числе 13 статьях в журналах WoS/Scopus, 15 статьях в изданиях РИНЦ, 6 главах коллективной монографии «Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности» (РИНЦ), 1 главе в коллективной монографии «Когнитивные науки и историческое познание» (РИНЦ), 38 научных докладах на 18 конференциях, а также в освещении работы над проектом в средствах массовой информации.

 

Публикации

1. - Upcoming Events. July 2020: International Seminar ‘Ideas and Values in the Time of Change (17-18th Centuries)’: Registration is Now Open Портал Уральского федерального университета. Уральский гуманитарный институт. Digest of the Faculty of History, 2020 г. (год публикации - ).

2. - Наука без границ: русисты и англоведы из России, Европы и США обсудили опыт двух стран Портал Уральского федерального университета. Уральский гуманитарный институт, 2020 г. (год публикации - ).

3. - Вышла в свет новая коллективная монография с участием историков института Портал Уральского федерального университета. Уральский гуманитарный институт., 2020 г. (год публикации - ).

4. - Идеи и ценности России и Британии в эпоху перемен исследовали в вузе Портал Уральского федерального университета, 2020 г. (год публикации - ).

5. - Историки вуза рассказали, как формируется национальная идентичность Портал Уральского федерального университета, 2020 г. (год публикации - ).

6. - Новости из отделений. Уральское отделение Вестник РОИИ (Информационное издание Межрегиональной общественной организации содействия научно-исследовательской и преподавательской деятельности «Общество интеллектуальной истории»), № 42. 2020. С. 8-9. (год публикации - ).

7. - Идеи и ценности в эпоху перемен (XVII — XVIII вв.) Портал Уральского федерального университета. Уральский гуманитарный институт, 2020 г. (год публикации - ).

8. Бинни М. John Milton’s A Brief History of Moscovia (1682) and Jerome Horsey’s Extracts (1626) Диалог со временем, № 73. С. 193-199. (год публикации - 2020).

9. Высокова В. В., Дергачева А. А. Честность как добродетель в «Серьезных размышлениях» Даниэля Дефо Диалог со временем, № 73. С. 210-225. (год публикации - 2020).

10. Высокова В.В. Конфликтующие концепции прошлого в британской исторической культуре второй половины XVII – середины XVIII века Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности. Москва: Аквилон., Гл. 8. С. 241-266. (год публикации - 2020).

11. Высокова В.В. Britishness, Englishness и “вигская интерпретации истории” Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности. Москва: Аквилон., Гл. 9. С. 268-290. (год публикации - 2020).

12. Высокова В.В. «Серьезные размышление Робинзона Крузо" Даниэля Дефо как объект исторического исследования Документальное наследие и историческая наука. Материалы Уральского историко-архивного форума, посвященного 50-летию историко- архивной специальности в Уральском университете. Екатеринбург, 11–12 сентября 2020 г., катеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 586-590. (год публикации - 2020).

13. Высокова В.В. Британия в поисках идентичности: “национальный проект” и “историческая революция” конца XVI – первой половины XVII века Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности. Москва: Аквилон., Гл. 7. С. 214-239. (год публикации - 2020).

14. Косых Т.А. "Арабские ночи" на Граб-стрит: ориенталистский дискурс в работах С. Джонсона (1709-1784) Всеобщая история и историческая наука в XX – начале XXI века: сборник статей и сообщений: В 2 т. / сост. и отв. ред. Г.П. Мягков, Е.А. Чиглинцев., Т. 2. Казань: Изд-во Казанского (Приволжского) федерального ун-та. С. 236-239. (год публикации - 2020).

15. Косых Т.А. «Любить все человечество, кроме американцев»: североамериканские колонии Британии в сочинениях Сэмюэла Джонсона Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, № 4 (69). С. 42-50. (год публикации - 2020).

16. Косых Т.А. Абиссиния глазами английского интеллектуала XVIII в. Уральское востоковедение, Вып. 10. С. 112-118. (год публикации - 2020).

17. Косых Т.А. Сэмюэл Джонсон vs Дэвид Юм: несостоявшийся диалог Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей Международного научно-педагогического форума "Стратегические ориентиры современного образования", Екатеринбург, 5-6 ноября 2020 г. Часть 2. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ. С. 214-216. (год публикации - 2020).

18. Маловичко С.И. Национальная история в структуре исторического знания России второй половины XVIII века Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности. Москва: Аквилон., Гл. 4. С. 115-157. (год публикации - 2020).

19. Маловичко С.И. Практики самопрезентации национальной истории: учебная книга и национально-государственный нарратив Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности. Москва: Аквилон., Гл. 6. С. 185-213. (год публикации - 2020).

20. Маловичко С.И. Трансформация национальной истории и национально-государственный нарратив в XIX – начале ХХ века Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности. Москва: Аквилон., Гл. 5. С. 159-183. (год публикации - 2020).

21. Маловичко С.И., Нисковская М.И. История киевского князя Изяслава Ярославича в "Опыте повествования о России" Ивана Елагина Quaestio Rossica, Vol. 8. № 5. (год публикации - 2020).

22. Нестерова А. В. Рукописный сборник «Статир». «Слово 35. Поучение на день триехъ святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златаустаго. Похвала о пастве прилежания ихъ. И о лживыхъ пастырехъ, и на еретики, и нынѣшния расколники» Вестник Екатеринбургской духовной семинарии, № 2 (30). С. 323-341. (год публикации - 2020).

23. Нестерова А.В. Бытийная и антропологическая семантика слова в поучениях конца XVII века Quaestio Rossica, Vol. 8. № 1. C. 36-56. (год публикации - 2020).

24. Нестерова А.В. Пространственно-временной континуум в сборнике проповедей конца XVII века «Статир» Церковь. Богословие. История., №1. Екатеринбург, Екатеринбургская духовная семинария. С. 449-455. (год публикации - 2020).

25. Нестерова А.В. Рефлексия роли слова учения в проповеднических памятниках XVII века Уральский филологический вестник, Серия "Русская классика: динамика художественных систем", вып. 12. № 4. (год публикации - 2020).

26. Попович А.И. Диктат власти и путь к личному выбору идея жертвы за веру в России раннего нового времени Диалог со временем, № 73. С. 168-180. (год публикации - 2020).

27. Попович А.И. "Изображая жертву": пафос обличения и мученичества в сочинениях Ивана Грозного и Андрея Курбского Проблемы исторической поэтики, Т. 18. № 4. С. 67-98. (год публикации - 2020).

28. Попович А.И. Осмысление конфликта с государством через понятие жертвы в старообрядческих сочинениях XVIII века Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения : (К 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума). Москва: ИРИ РАН., С. 129-142. (год публикации - 2020).

29. Репина Л.П. События прошлого в дискуссиях настоящего История и политика в Британии «эпохи перемен» Диалог со временем, № 73. С. 438-444. (год публикации - 2020).

30. Сидоркина Т.С. «В тени великого имени»: первые письма Юниуса и его «жертвы» Диалог со временем, № 73. С. 86-98. (год публикации - 2020).

31. Сидоркина Т.С. нтеллектуалы и власть в Великобритании: Юниус против администрации Графтона (1768–1770) Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, № 4 (69). С. 50-59. (год публикации - 2020).

32. Соболева Л.С. Гимн семейной любви и гармонии в рукописном сборнике проповедей конца XVII века Диалог со врменем, № 73. С. 254-270. (год публикации - 2020).

33. Соболева Л.С. «Предсказание» из рукописного сборника поучений «Статир»: автор и читатель в Переходную эпоху Вестник Екатеринбургской духовной семинарии, № 3 (31). С. 337 — 368. (год публикации - 2020).

34. Соболева Л.С., Калинина А.Д. "Поучения против пьянства" в рукописном сборнике "Статир": богословская риторика и образ грешника Свое-чужое: опыт культурного взаимодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Строгановские чтения» - ХVI. – Усолье., - (год публикации - 2020).

35. Соболева Л.С., Редин Д.А. An Era of Change for People and the State Quaestio Rossica, Vol. 8. № 4. C. 1105-1114. (год публикации - 2020).

36. Созинова К.А. «Следы моих слез останутся на этой бумаге ...» : письма Елизаветы Стивенс М. М. Сперанскому Научный диалог, № 8. С. 412-427. (год публикации - 2020).

37. Созинова К.А. "Библиотечная революция" и культура чтения в Англии во второй половине XVIII - начале XIX в. Диалог со временем, № 72. С. 149-164. (год публикации - 2020).

38. Созинова К.А. Чтение как образовательная практика английской леди во второй половине XVIII века Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, № 4 (69). С. 65-77. (год публикации - 2020).

39. Шипицына Ю.С. Ботаническая иллюстрация в Британии во второй половине XVIII — начале XIX века в контексте становления таксономического подхода к познанию мира Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, № 4 (69). С. 59-65. (год публикации - 2020).

40. Шипицына Ю.С. “Вся эта местность – настоящая сокровищница для ботаники”: Южная Африка в заметках Фрэнсиса Мэссона (1776) Уральское востоковедение, Вып. 11. (год публикации - 2021).

41. Шпак Г.В. Когнитивные практики репрезентации пространства: традиция, опыт, воображение Когнитивные науки и историческое познание. Коллективная монография / Под общ. ред. О.В. Воробьевой, Г.И. Зверевой. Москва: Аквилон,, С. 230-241. (год публикации - 2020).

42. Шпак Г.В. Записки английских путешественников о России конца XVI-начала XVII века в контексте британской травелогографии Диалог со временем, № 70. С. 235-250. (год публикации - 2020).


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В третий год выполнения проекта научный коллектив работал по следующим направлениям: 1) Создание историко-компаративной модели анализа практик и механизмов влияния интеллектуалов на власть и общество в Британии и России XVII-XVIII вв., состоящей из трех сопоставительных уровней: 1) Дискурс идеи регулярного государства, тесно переплетенный с развитием концептов гражданственности (анализ формирования национальной идентичности); 2) Дискурс территориального и пространственного расширения, основанный на идее исключительности титульной нации (анализ формирования имперской идентичности); 3) Дискурс нового светского канона морально-этических ценностей, быстро обнаруживший неспособность исправить «греховную природу» человека (анализ поисков новой культурной идентичности). Основой историко-компаративной модели стал материал, отраженный в коллективной монографии «’Культура Духа’ vs ‘Культура Разума’: Интеллектуалы и Власть в Британии и России в эпоху Перемен (XVII–XVIII вв.)» (находится в печати). Проведенный анализ позволил выявить о б щ е е в развитии Британии и России XVII–XVIII вв.: 1. Рубеж XVII–XVIII вв. как в Британии, так и России стал моментом драматического разрыва «культуры разума», опирающейся на рационалистическое мировоззрение с «культурой духа», основанной на традициях христианской морали; 2. XVIII век стал временем победы светского государства и «нового политического порядка», основанного на законе; 3. Победа «культуры разума» в обеих национальных случаях была обеспечена напряженным интеллектуальным поиском ответов на вызовы времени немногочисленной группы образованных людей, что нашло свое воплощение, в том числе, в проповеди как особом литературном жанре. С п е ц и ф и к а в преодолении кризиса рубежа XVII–XVIII веков в Британии и России выявлена прежде всего в дискурсивных практиках морально-этического канона. Утверждение «нового политического порядка» в Британии оказалось связано с победой индивидуалистической морали и ориентацией на достижение земных благ. В российском интеллектуальном поле XVII-XVIII вв. обнаруживалось преобладание воздействия интеллектуалов на социум через церковную гомилетику и риторику, в которую вклиниваются темы книжного просвещения и обличения каждодневных конфликтов. Формирование естественно-научной картины мира обеспечивалось развитием конвенциональной системы знания в рамках единой «республики ученых» эпохи Просвещения, хотя и служившей в национальных рамках развитию имперского дискурса. 2) Завершение работ по подготовке к публикации исторических источников рубежа XVII-XVIII вв. Осуществлен перевод на русский язык третьей части романа о Робинзоне Крузо Д. Дефо и на его основе В.В. Высоковой подготовлено монографическое исследование под названием «Серьезные размышления Даниэля Дефо о жизни и удивительных приключениях Робинзона Крузо». Анализ третьей части романа позволяет утверждать, что «Робинзонада» Д. Дефо отражает противоречивый характер эпохи английской истории рубежа XVII–XVIII вв., проявившийся в конфликте двух морально-этических канонов – христианского и буржуазного. Текст впервые публикуется на русском языке (рукопись принята в производство Издательством Уральского университета УрФУ). Л.С. Соболевой подготовлены к печати проповеди рукописного сборника «Статир» и монографическое исследование «Сборник проповедей XVII века ‘Статир’: небесное и земное на пути спасения человека и мира». Автором публикации выдвинута гипотеза об авторе сборника и причинах создания «Статира». Кроме проповедей в научный оборот вводится автобиографический текст проповедника и его высказывания, обращенные к пастве (текст монографии принят в производство Издательством Уральского университета УрФУ). 3) Подготовка монографических исследований, позволяющих на конкретных примерах британских и российских интеллектуалов XVII-XVIII вв. выявить особенности влияния интеллектуальных элит на формирование естественнонаучной картины мира и представлений о других народах. Исследование Г.В. Шпака ««Изобретая пространство. Россия и Англия XVI-XIX веков в путешествиях, травелогах, картах» позволило через применение междисциплинарного подхода, метагеографии и металингвистики сформулировать оригинальную концепцию развития рецептивно-репрезентативных стратегий в эпоху перемен, когда естественнонаучные и социально-политические категории пространства тесно переплетались друг с другом. В монографии Ю.С. Шипицыной «Рождение ботаники в Британии: имперский и национальный дискурсы (последняя треть XVIII — начало XIX вв.)» нашла отражение научно-исследовательская деятельность натуралистов и ботаников в контексте формирования имперской, национальной и культурной идентичности в Британии второй половины XVIII – первой четверти XIX вв. В исследовании Т.А. Косых «Сэмюэл Джонсон и его эпоха: Британия и мир глазами английского интеллектуала XVIII в.» был предпринят анализ интеллектуального наследия С. Джонсона в контексте полемики о патриотизме, независимости североамериканских колоний, а также – формирования представлений англичан о «кельтских окраинах» Британии, континентальной Европе и странах Востока. Научный коллектив активно презентовал результаты исследований в публичном пространстве средств массовой информации: открытые лекции на площадке «Ельцин-центра» (Екатеринбург), в интернет-пространстве на базе официальной группы «в контакте» Департамента «Исторический факультет» УрФУ, в дайджест-изданиях Уральского федерального университета, а также на сайте Департамента «Исторический факультет» УрФУ (https://hist-urgi.urfu.ru/ru/nauka/nauchnye-proekty/kultura-dukha-vs-kultura-razuma-intellektualy-i-vlast-v-britanii-i-rossii-v-ehpokhu-peremen-xvii-xviii-vv/). Результаты проведенных за прошедший год исследований нашли отражение в 22 публикациях, в том числе 8 статьях в журналах WoS/Scopus, 14 статьях в изданиях РИНЦ, 1 коллективной монографии, 3 монографиях и 2 монографических исследованиях с публикацией исторических источников, 45 научных докладах на 20 конференциях, а также в освещении работы над проектом в средствах массовой информации.

 

Публикации

1. - Основы современного брака заложены в XVI–XVII веках Портал Уральского федерального университета, 6 марта 2021 г. (год публикации - ).

2. - Цикл онлайн-лекций Портал Уральского федерального университета. Дайджест департамента «Исторический факультет», март 2021 г. (год публикации - ).

3. - Юлия Шипицына. Имперская ботаника: наука и власть в Российской империи XVIII века Ельцин центр (официальный сайт), июнь 2021 г. (год публикации - ).

4. - Лариса Соболева. Проповедь как транслятор ценностей и критика пороков в российском государстве Ельцин центр (официальный сайт), май 2021 г. (год публикации - ).

5. - Алексей Попович. «За веру, царя и отечество…». Чем и за что жертвовали русские люди в эпоху Перемен Ельцин центр (официальный сайт), апрель 2021 г. (год публикации - ).

6. - Соболева Л. С. Брачные узы для женщины до и после «Домостроя» социальная сеть «В контакте», официальная группа Департамента «Исторический факультет» «Истфак УрФУ», 26 февраля 2021 г. (год публикации - ).

7. - Шпак Г. В. Как географические карты раннего Нового времени изменили образ мира социальная сеть «В контакте», официальная группа Департамента «Исторический факультет» «Истфак УрФУ», 26 марта 2021 г. (год публикации - ).

8. - Попович А. И. «За веру, царя и отечество»?... Чем и за что жертвовали русские люди в эпоху перемен социальная сеть «В контакте», официальная группа Департамента «Исторический факультет» «Истфак УрФУ», 30 апреля 2021 г. (год публикации - ).

9. - Binney M. Milton, commonwealth, and his view of Russia социальная сеть «В контакте», официальная группа Департамента «Исторический факультет» «Истфак УрФУ», 2 июня 2021 г (год публикации - ).

10. - Высокова В. В. Власть мамоны: деньги, финансовые аферы и коррупция в Британии на рубеже XVII-XVIII вв. социальная сеть «В контакте», официальная группа Департамента «Исторический факультет» «Истфак УрФУ», 28 июня 2021 г. (год публикации - ).

11. - Шипицына Ю. С. Разделяй и властвуй: имперские амбиции британских ботаников XVIII в. социальная сеть «В контакте», официальная группа Департамента «Исторический факультет» «Истфак УрФУ», 30 июля 2021 г. (год публикации - ).

12. - Косых Т. А. “Любовь к Отечеству” или “последнее прибежище негодяя”? Дискуссии о патриотизме в Британии XVIII в. социальная сеть «В контакте», официальная группа Департамента «Исторический факультет»«Истфак УрФУ», 26 августа 2021 г. (год публикации - ).

13. - Созинова К. А. Долгий путь к разводу: расторжение брака в Англии XVIII века социальная сеть «В контакте», официальная группа Департамента «Исторический факультет» «Истфак УрФУ», 29 сентября 2021 г. (год публикации - ).

14. Бинни М. John Milton’s A Brief History of Moscovia (1682): Aristotelian Virtue and Reproach of the Past Philological Quarterly, 100 (2). 2021. P. 135-160. (год публикации - 2021).

15. Высокова В. В. Серьезные размышления Даниэля Дефо о жизни и удивительных приключениях Робинзона Крузо Издательство Уральского университета, - (год публикации - 2021).

16. Высокова В. В., Дергачева А. А. Даниэль Дефо о безнравственном разговоре и неподобающем поведении Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., № 11. Сер. Интеллектуальная история. Вып. 5. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2021. – С. 275-312. (год публикации - 2021).

17. Высокова В. В., Соболева Л. С. The World We Have Lost: Britain and Russia in the Era of Transition, 17th-18th Centuries Slavonic and East European Review, - (год публикации - 2021).

18. Косых Т. А. Сэмюэл Джонсон и его эпоха: Британия и мир глазами английского интеллектуала XVIII в. Издательство Уральского университета, - (год публикации - 2021).

19. Косых Т. А., Шестакова Н. Ф. Изобретение каледонского Гомера: оссиановская полемика в трудах британских интеллектуалов второй половины XVIII в. Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., № 11. Сер. Интеллектуальная история. Вып. 5. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2021. – С. 193-206. (год публикации - 2021).

20. Косых Т.А. Сэмюэл Джонсон vs Дэвид Юм: Противостояние «культуры духа» и «культуры разума» Диалог со временем, М.: ИВИ, 2021. - № 75. - С. 303–315. (год публикации - 2021).

21. Попович А. И. “Жажда мучения” vs. страдание “правды ради”: полемика о старообрядческой жертвенности на переломе эпох Quaestio Rossica, - (год публикации - 2021).

22. Попович А. И. «Путник» Иоанна Тобольского (Максимовича): частный человек на фоне сотворения империи Летняя школа по русской литературе, Т. 17. 2021. № 2. С. 129–153. (год публикации - 2021).

23. Попович А. И. Пространство жертвы в представлениях российских интеллектуалов переходного времени: сакральное и профанное измерения Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., № 11. Сер. Интеллектуальная история. Вып. 5. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2021. – С. 185-192. (год публикации - 2021).

24. Попович А. И. Понятие жертвы в России раннего нового времени: между ритуалом и долгом зык и религия: тез. докл. Междунар. науч. конф. (УрФУ, 15–17 сентября 2021 г.), Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2021. С. 93-94. (год публикации - 2021).

25. Попович А. И. Жертвенные аллюзии в «Истории» Андрея Курбского и рецепция XVII – начала XVIII вв. Герменевтика древнерусской литературы, Сб. 20. М. : ИМЛИ РАН, 2021. С. 186–207. (год публикации - 2021).

26. Репина Л. П., Высокова В. В., Соболева Л. С. и др. «Культура Духа» vs «Культура Разума»: интеллектуалы и власть в Британии и России в эпоху перемен (XVII–XVIII вв.): коллективная монография "Аквилон", Москва, - (год публикации - 2021).

27. Соболева Л. С. Сборник проповедей XVII века 'Cтатир': небесное и земное на пути спасения человека и мира Издательство Уральского университета, - (год публикации - 2021).

28. Соболева Л. С. Синтез исповедальности и проповедничества в рукописном сборнике XVII в. Язык и религия: тез. докл. Междунар. науч. конф. (УрФУ, 15–17 сентября 2021 г.), Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2021. С. 108-111. (год публикации - 2021).

29. Соболева Л. С. «Ныне душа моя радостию наполнися и сердце мое веселием играетъ»: рукописное поучение XVII в. на праздник Акафиста Богородице Вестник Екатеринбургской духовной семинарии, Екатеринбург, 2021. - № 35. - С. 244 — 266. (год публикации - 2021).

30. Соболева Л. С. Проповедь на праздник акафиста богородице в рукописи XVII в.: историко-литературный контекст и архитектоника Konstantinove Listy, 14/2, 2021. P. 1 – 14. (год публикации - 2021).

31. Соболева Л. С., Панченко А. А. Ritual and Time: Inversions of Ritual Practices in Historical and Cultural Perspective Quaestio Rossica, - (год публикации - 2021).

32. Созинова К. А. Долгий путь к разводу: расторжение брака в Англии XVIII в. Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., № 11. Сер. Интеллектуальная история. Вып. 5. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2021. – С. 207-217. (год публикации - 2021).

33. Шипицына Ю. С. Ботанический журнал Кертиса : обстоятельства появления первого британского периодического издания по ботанике (1778) Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., № 11. Сер. Интеллектуальная история. Вып. 5. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2021. – С. 136-145. I (год публикации - 2021).

34. Шипицына Ю. С. Имперская ботаника: современные подходы к изучению науки и власти в XVIII в. Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., № 11. Сер. Интеллектуальная история. Вып. 5. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2021. – С. 218-227. (год публикации - 2021).

35. Шипицына Ю. С. Империя и власть знания: современные подходы к изучению ботаники в XVIII в. Диалог со временем, М.: ИВИ, 2021. - № 76. - С. 452-455. (год публикации - 2021).

36. Шипицына Ю. С. Чувственные аспекты научного энтузиазма британских ботаников XVIII в. Гуманитарный акцент, - (год публикации - 2021).

37. Шипицына Ю.С. Рождение ботаники в Британии: имперский и национальный дискурсы (последняя треть XVIII - начало XIX вв.) Издательство уральского университета, - (год публикации - 2021).

38. Шпак Г. В. Репрезентации образов пространства и прошлого в контексте когнитивных наук: когнитивные карты, места памяти, межрепрезентационные сети История, М., 2021. Том 12. Выпуск 8 (106). (год публикации - 2021).

39. Шпак Г. В. Картографирование пространства как форма конструирования государственной идентичности (на примере Англии второй половины XVI в.) Imagines mundi : альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв., № 11. Сер. Интеллектуальная история. Вып. 5. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2021. – С. 56-74. (год публикации - 2021).

40. Шпак Г. В. Изобретая пространство. Россия и Англия XVI–XIX вв. в путешествиях, травелогах, картах : монография Изд‑во Урал. ун-та, Екатеринбург, Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2021. — 252 с. : ил. — Библиогр.: с. 228–248. (год публикации - 2021).


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут быть использованы для подготовки и совершенствования университетских курсов по истории России, истории Великобритании, истории Библии, истории православия, истории пуританизма, истории русской литературы, истории английской литературы, с/к по палеографии, гомилетике, а также – историческому переводу. Практическая значимость исследовательских выводов заключается в актуализации гражданского дискурса с его идеей «общего блага» и различными формами солидарности как в современной России, так и современной Британии. Рассмотренная тема позволяет выстраивать диалог между изучаемыми странами, стимулировать совместные исследования и помогает преодолевать сложившиеся негативные стереотипы восприятия в отношении друг друга, сконцентрироваться на общем опыте и представлении о самодостаточности и богатстве как русской, так британской культуры.