КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00237

НазваниеЧеловек в культуре просьюмеризма: новые практики конструирования идентичности

РуководительСавельева Елена Николаевна, Кандидат философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет", Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2021 г. 

Конкурс№35 - Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-702 - Культура в современном мире

Ключевые словаидентичность, потребление, глобализация, культура DIY, просьюмер, фандомная культура, креативные индустрии, визуальные образы, гендер

Код ГРНТИ13.11.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проблематика исследования задается двумя взаимосвязанными тенденциями современного социокультурного развития. Во-первых, исследование обращается к экономике и культуре просьюмеризма, как к пространству, в котором человек формирует и выражает свою идентичность посредством деятельности (произведенных продуктов) и коммуникации, связанной с этой деятельностью. Такой формат конструирования идентичности, сопряженный с появлением нового социально-экономического и культурного субъекта, а именно – производителя-потребителя или просьюмера, обусловлен трансформациями социальности и формированием новой социальной онтологии – «коммуникативно-деятельностно-сетевой». Во-вторых, цифровая культура, как сложная система взаимодействий человека и цифровых технологий, формирует новые креативные практики, модели поведения, социальные и культурные иерархии, создает необычные способы самовыражения, изменения и репрезентации себя, т.е. трансформирует и проблематизирует идентичность. Какие факторы детерминируют персональную и коллективную идентичность просьюмера? Что является определяющим в формировании идентификационных маркеров и как происходит идентификация в условиях «смешения» реальностей? Какие угрозы несет в себе преодоление «естественных» (телесных, психологических, социальных, культурных) границ? Поиск ответов на эти вопросы задает проблемное поле исследования. Таким образом, научной проблемой, на решение которой направлен проект, является трансформация идентичности под влиянием цифровизации культуры и экономики и выявление современных форм ее конструирования. Актуальность проблемы обусловлена трансформациями идентичности в условиях цифровизации культуры и экономики, развития новых форм потребления и коммуникации. Анализ современных практик конструирования персональной и коллективной идентичности разворачивается в двух основных направлениях. Во-первых, культура просьюмеризма рассматривается как реакция на негативные тенденции общества потребления и глобализации: массовизацию производства, товарную унификацию, навязывание определенного стиля жизни, несущие угрозу идентичности на всех уровнях – от персонального до национально-культурного. Во-вторых, трансформации идентичности изучаются в контексте новых медиа, цифровой среды, виртуальных технологий. Цифровая реальность меняет форматы репрезентации идентичности, характер коммуникационной деятельности и идентификационных моделей. Возрастает роль случайных факторов и посредников (субъектов, акторов, гаджетов и т.д.), способных влиять на идентичность и идентификацию. Человек попадает в пространство бесконечного умножения идентичностей, границы индивидуальности становятся гибкими и подвижными. Это заставляет человека обращаться к поиску относительно устойчивых ориентиров, которые могли бы сделать ясной и определенной его позицию по отношению к себе и к миру. Научная значимость решения проблемы идентичности в культуре просьюмеризма заключается в анализе влияния современных форм и практик ее конструирования (креативных индустрий, новых медиа, компьютерных игр, интерактивных форм образования, фанфикшн, DIY, брендинга, моддинга и т.д.) на индивидуальную и групповую идентификацию, а также в экспликации просьюмерства/просьюмера как новой формы субъективности. Конкретная задача проекта заключается в исследовании новых культурных форм и практик конструирования идентичности субъекта общества просьюмеризма, функционирующих благодаря развитию цифровой и виртуальной среды и обусловливающих новые модели репрезентации и коммуникации. Решение задачи позволяет сформулировать концепцию идентичности субъекта – просьюмера и разработать методологию анализа современных культурных форм и практик ее формирования. Научная новизна поставленной задачи проекта связана с разработкой новой методологической программы изучения механизмов конструирования и репрезентации идентичности человека эпохи просьюмеризма. Впервые в фокусе культурологического исследования оказываются визуальные практики, которые рассматриваются как способ формирования и репрезентации идентичности и практики цифровые, которые оказываются социальным контекстом для личностной идентификации. Новым является также изучение коммуникационного поля сети Интернет как контекста идентификационных процессов. Соотнесение процесса идентификации с цифровыми и визуальными культурными практиками позволяет выявить изменения в структуре идентичности и предложить идентификационную модель субъекта-просьюмера. Гипотеза исследования заключается в следующем: в современном обществе идентичность становится вариативной по форме и конструируемой по содержанию. В отличие от идентичности, формирующейся на базе единой культурной онтологии, общих смыслов и ценностей, природу современной идентичности характеризует разрушение целостности структур и уровней, множественность локальных онтологий. Детерминантами этой множественной идентичности выступают цифровизация современной культуры, а также формирование культуры просьюмеризма. В современном атомизированном обществе нарушены и качественно изменены социальные связи и способы коммуникации. Потребление связано не столько с функцией товара, сколько с системой ценностно-ориентированных идентификационных маркеров. При этом новые стратегии коммуникации, новые идентификационные модели и образцы, возможность приобщиться к сообществам предоставляет цифровая среда. Формируется новый контекст для персональной и коллективной идентификации, в том числе, через разнообразный контент креативных практик, фандомной культуры, культуры DIY, брендинга, интерактивных форм системы образования, киноязыка и языка масс-медиа и др. Понимание того, как соотносятся эти новые культурные практики формирования идентичности с коммуникативно-уровневым принципом формирования идентичности, позволяет раскрыть механизмы конструирования идентичности современного человека, а также оценить потенциальные возможности и риски общества просьюмеризма. Представленная гипотеза позволяет сформулировать план работы и конкретные задачи по его выполнению, задает концептуальное единство, определяет методологию исследования, детерминирует отбор эмпирического материала, тем самым обеспечивая достижимость поставленной цели.

Ожидаемые результаты
По итогам реализации проекта будут получены следующие результаты: 1. Аналитический обзор зарубежных и российских исследований культуры просьюмеризма и концепций идентичности позволит получить исчерпывающие данные о достижениях современной гуманитаристики в области изучения феномена просьюмерства и выявить основные векторы трансформации идентичности в условиях цифровой культуры. 2. Будут проанализированы новые социальные, коммуникативные, визуальные, практики как формы деятельности, формирующие культуру просьюмеризма. 3. Будут эксплицированы онтологические и социокультурные основания просьюмеризма и просьюмерства. 4. Будет выявлена специфика идентичности человека цифровой культуры. 5. Будут выявлены идентификационные маркеры, формы репрезентации и коммуникативные стратегии субъекта-просьюмера. 6. Будет разработана концепция, обосновывающая роль новых социокультурных практик и визуальных форм в процессе конструирования идентичности субъекта-просьюмера. 7. Будет предложена новая модель идентичности, отражающая специфику идентичности субъекта-просьюмера. Запланированные результаты характеризуются новизной и значимостью, поскольку исследуются цифровые, визуальные и социальные культурные формы, как практики формирования идентичности, обусловливающие новые модели репрезентации и коммуникации. До сих пор не проводилось комплексного изучения подобных форм деятельности, формирующих культуру просьюмеризма, представляющую собой новую социокультурную и экономическую реальность. При этом будут учтены два основных вектора концептуализации роли новых форм деятельности в конструировании идентичности современного человека: а) обоснование значения таких новых социокультурных практик, как социальное предпринимательство, DIY культура, фандомная культура, образование, экологическое движение; б) обоснование роли визуальных форм и цифровой среды (кино, брендинг, медиа, фото, социальные сети и т.д.). Исходным положением авторской концепции является представление о том, что цифровизация и формирование культуры просьюмеризма, с одной стороны, разрушает целостность структуры идентичности, обусловливая ее множественность и ситуативность, с другой стороны, конструирует идентичность нового типа. Решение задач, поставленных в проекте, даст возможность понять каким образом соотносятся новые культурные практики формирования идентичности с коммуникативно-уровневым принципом. Разработанная в ходе исследования новая модель идентичности позволит раскрыть специфику идентичности человека атомизированного общества цифровой культуры и новой экономики, а также выявить идентификационные маркеры и коммуникативные стратегии субъекта-просьюмера. Соответствие результатов проекта мировому уровню исследований обеспечивают ориентиры на научно-теоретические достижения зарубежной и отечественной гуманитаристики в области исследований проблем идентичности, общества просьюмеризма, цифровизации современной культуры, а также включение в научные дискуссии по вопросам концептуализации механизмов формирования и сохранения устойчивости идентичности человека современной эпохи; кроме того, результаты проекта ориентированы на мировой опыт анализа практик и культурных контентов виртуальной среды. Теоретическая значимость проекта заключается в формировании новой методологической программы изучения механизмов конструирования и репрезентации идентичности субъекта-просьюмера средствами новых культурных форм и практик цифровой среды. Общественно-практическая значимость результатов проекта состоит в выявлении специфики функционирования различных культурных контентов, что позволит сформулировать рекомендации, нацеленные на поддержку позитивных и нивелирование негативных аспектов их влияния на субъекта-просьюмера. В практическом плане результаты могут быть использованы при разработке стратегий и программ культурной и образовательной политики, нацеленных на снижение социокультурных рисков, связанных с ростом зависимости человека от технических устройств и технологий, соцсетей и других проявлений диджитализации культуры. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в качестве материалов для подготовки оригинальных междисциплинарных курсов на тему новых культурных практик общества просьюмеризма для студентов гуманитарных направлений системы высшего образования. Конкретные научные результаты будут представлены в виде рукописи монографии (1) объемом не менее 7 п.л.; серии статей (не менее 25) в рецензируемых научных журналах, в том числе 11 статей в журналах, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science) или Scopus; кандидатских диссертациях (3); публикации тезисов докладов в сборниках трудов международных конференций (не менее 10); докладах и выступлениях на всероссийских и международных конференциях.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В 2019 году исследование было направлено на изучение теоретико-методологических оснований механизмов конструирования идентичности субъекта-просьюмера средствами новых культурных форм и практик цифровой среды. Концептуальный каркас изучения просьюмерства как социокультурной практики и одной из форм посткапиталистической экономики сформирован на основе социально-философского подхода и социокультурных исследований, включающих теории «общества потребления», «экономики впечатлений», цифровой культуры, концепций идентичности. В результате разработана авторская аргументация тезиса о формировании новой производственной парадигмы, обусловливающей онтологический статус просьюмерства и просьюмеров. Выявлены особенности просьюмерского труда: устранение границ между производством и потреблением; добровольный и неоплачиваемый труд; неструктурированная и децентрализованная организация производственного процесса; доступ к собственным (либо предоставленным) средствам производства – «средствам просьюмеризма»; специфика продукта просьюмерской деятельности; преобразовательная активность. Сделан вывод о том, что новая производственная парадигма обусловливает значение просьюмерства как нового социокультурного феномена, формирующего производительную и потребительскую идентичности, поскольку акты производства и потребления являются одновременно актом коммуникации и самовыражения. Предложена концептуализация влияния цифровых технологий на устойчивость границ идентичности, способов идентификации и репрезентации в пространстве виртуальной реальности. Сделан вывод о том, что процесс цифровизации, объединяя виртуальную и реальную идентичности в цифровой среде, формируя гибридную матрицу идентичности, создает новые возможности и угрозы культурным основаниям общества. Обосновано значение цифровых технологий и инноваций в индустрии моды, создающих условия для персонализированной инновационности, ориентированной на желания и воображаемые идентичности пользователя. Выдвинуто положение о том, что выход моды в виртуальное пространство задает новые координаты параметрам идентичности (социальному воображаемому тела, возраста, гендера и т.д.). Нарушение принципов формирования идентичности в цифровой среде показал анализ феномена селфи. Выдвинута гипотеза отсутствующего референта у конструируемого образа при репрезентации и идентификации в сети (селфи – это означающее без означаемого). Сделан вывод, что основанием идентификации становится членство в сообществе/комьюнити, в результате чего персональная идентичность подменяется групповой. Анализ культуры DIY показал, что расширение возможностей и инструментария цифровой среды провоцирует замену креативности на легко воспроизводимые действия по коммерчески успешным шаблонам; появление новых форм авторства («авторство, как выбор из меню», «сотрудничество между автором и программным обеспечением») на основе запрограммированных операций. Значительная часть исследования посвящена анализу отдельных практик DIY. В результате были выявлены и описаны механизмы конструирования идентичности, которые нашли отражение в формах самоорганизации просьюмерских сообществ. Проведен анализ контент-практики культуры фанфикшн (на базе онлайн-материалов). Выдвинута гипотеза, что концептуальной основой деятельности фандомных сообществ является идея преодоления судьбы и «право выбора» идентичности. Анализ русскоязычных фандомных сообществ выявил принципы внутригрупповой иерархии и механизмы ее выстраивания: очередность прихода в фандом; специфика фандомной деятельности; образование; возраст; объём официальных полномочий; социальный капитал и т.д. Сравнительный анализ фандомных групп с профессиональным литературным сообществом России, позволил установить сходство в стратегиях построения творческой иерархии. Изучены материальные объекты DIY-культуры: самоизданные печатные и электронные версии печатных публикаций. В результате эксплицирована специфика практики изготовления зинов с позиции особенностей самоорганизации ее как субкультуры: неиерархический характер; открытость для всех желающих; отсутствие регламентации действий как фактора внешнего контроля и т.д. Было установлено, что указанные принципы стимулируют активность просьюмерской деятельности, способствуя переходу пассивных участников (наблюдателей) в статус активных (создателей). Проанализированы бренды одежды Pretty Ugly, Me and You, MadeMe, Coucou Suzette, Nike, H&M, Zara, Tommy Hilfiger и др. Предложена характеристика групповой идентичности сообществ брендирования (потребность в формировании личного брендинга и в признании со стороны виртуального сообщества просьюмеров и представителей компании). Выявлены инструменты визуальной коммуникации, которые бренды применяют для конструирования гендерной идентичности: использование нормативных образов «идеальной женщины», «идеального мужчины», технологий графического дизайна. Результаты исследования позволили показать специфику идентификационных механизмов, маркирующих различия между представителями просьюмерского сообщества и субъектами вне данной группы («антигруппы»). Проведен анализ практик групп, вовлеченных в сферу деятельности экологического просвещения и охраны природы. Выявлены и описаны особенности различения «свой-чужой»: создание эко-ориентированных продуктов; отказ от продукции массового производства в пользу альтернатив. Показано, что статус «своих» имеют эко-просьюмеры, демонстрирующие аналогичные убеждения и реализующие их в повседневных практиках. Проведен анализ DIY-практики зинов. Установлено, что «свои» в данной просьюмерской группе – это авторы, самостоятельно участвующие в процессе производства, влияющие на воплощение собственной книги/зина. Статус «чужих» получают авторы, являющиеся профессиональными участниками издательских отношений, минимально участвующие в процессе производства. Проведенный анализ практик бредирования, показал, что в статусе «своих» идентифицируются пользователи бренда и носители одинаковых ценностей, транслируемых брендом. Выявлена роль визуальных практик в конструировании идентичности субъекта культуры просьюмеризма. Сформулирована гипотеза о парадигмальных изменениях моды в цифровую эпоху, меняющих ее визуальные стратегии. Установлено, что технологичность модных новинок позволяет сделать видимым эмоциональные активности потребителя-просьюмера (его эмоции, интересы и проч.). Тем самым обеспечивается возможность творческого соавторства и персонализации модного гаджета, что маркирует замену стандартизации на индивидуализацию и преобразовательную активность субъекта-просьюмера. Значение визуальных практик подтверждает проведенный анализ производственной и художественной деятельности режиссеров-любителей г. Томска и Томской области. Выдвинуто предположение, что самодеятельное региональное кино способствует формированию культурной идентичности сообщества данного региона. Проанализирована татуировка субъекта пенитенциарной субкультуры, как визуальная практика самоидентификации и конструирования телесного образа. Обосновано значение современных социальных практик в преодолении кризиса идентичности посредством конструирования ее новых форм. Проведен анализ социально-ориентированного проекта по работе с детьми с ограниченными возможностями; бизнес-проекта интерактивного музея. Выявлен потенциал социальных практик в конструировании идентичности современного человека: в рамках практики Hand-made – через самовыражение; в социальном предпринимательстве – через центрирование в личном пространстве человека социальной проблемы с последующим ее решением. Анализ деятельности групп эко-сообществ (просветительская, производительная), позволил выявить черты просьюмерского поведения (следование принципам reduce, reuse, recycle, активное применение технологий DIY); проанализированы риски, связанные с реализацией просьюмерской деятельности экологической направленности. Предложен подход, позволяющий рассматривать политический просьюмеризм как практику конструирования групповой идентичности. Выявлены риски политического просьюмеризма, способствующего распространению конфликтогенного и экстремистского контента в цифровой среде. Сформулированы ориентиры для разработки методологии культурологической экспертизы материалов интернет-контента. Показано, что террористическая деятельность является специфической формой коммуникации коллективного уровня, исключающей уровень индивидуальный; в структуре идентичности террориста отсутствует персональная идентичность, а самоидентификация выстраивается на основе принадлежности к группе и отрицания Другого. Выдвинуты положения, обобщающие полученные результаты: 1) В обществе просьюмеров начинает доминировать групповая идентичность, меняя механизмы конструирования идентичности. Принадлежность к группе задает «параметры идентификации», особенно в условиях ослабления персональной идентичности. 2) В сетях идентичность формируется по двум направлениям: подражание и сотрудничество. В обоих случаях формируются сообщества. Но у этих сообществ – разные основания, что отражается на идентификации пользователей. 3) Негативное влияние сетевой коммуникации проявляется в селфизме, экстремистских сообществах и других виртуальных группах, не имеющих референта в реальности. 4) Позитивной тенденцией является объединение на основе деятельности, т.е. продуктов труда. Результаты исследований отражены в опубликованных и принятых к печати 23 статьях (в том числе 14 – в изданиях, входящих в базы данных Scopus и Web of Science); в 19 докладах на 3 международных и 3 Всероссийских научных конференциях. Все запланированные в отчетном году научные результаты достигнуты.

 

Публикации

1. Бокова А.В. Культурный контент как инструмент для формирования идентичности сообществ (к постановке проблемы) Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, - (год публикации - 2020)

2. Буденкова В.Е. Просьюмеризм: новый тренд в культуре потребления Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, - (год публикации - 2019)

3. Гиниятова Е.В. Современные социальноориентированные практики и конструирование идентичности: области взаимодействия Векторы благополучия: экономика и социум, - (год публикации - 2019)

4. Горбунова С.В. Сам себе эколог: как осознанное потребление превращается в модный миф Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, - (год публикации - 2019)

5. Кабышева Э.В. Брендинг в концепциях общества потребления и общества просьюмеров Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, - (год публикации - 2020)

6. Конева А.В. От моды к постмоде: то, что мы потребляем, что использует нас Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, - (год публикации - 2019)

7. Конева А.В. Постмода цифровой эпохи: трансформация парадигмы дизайна и метаморфозы культурных практик Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна» (6-7 июня 2019, Екатеринбург, УрФУ им. Б.Н. Ельцина), - (год публикации - 2020)

8. Конева А.В., Лисенкова А.А. Матрица идентичности в цифровую эпоху: социальные вызовы преодоления анонимности Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, № 35. С. 14-28. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/22220836/35/2

9. Пейгина Л.В. Проблемы творческой иерархии в русскоязычных фандомных сообществах на примере флэшмоба «Я не боюсь творить» Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, № 35. С. 114-125. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/22220836/35/11

10. Пейгина Л.В. Мода на фанфикшн: потребление вторичности или новая креативность Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, - (год публикации - 2019)

11. Савельева Е.Н. Переосмысляя Маркса: к онтологии просьюмеризма Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, - (год публикации - 2019)

12. Савельева Е.Н., Буденкова В.Е. Идентификация террориста: случай Брейвика как методологический кейс Вестник Томского государственного университета, - (год публикации - 2020)

13. Савельева Е.Н., Буденкова В.Е. Методологические аспекты культурологической экспертизы в условиях политического просьюмеризма Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна» (6-7 июня 2019, Екатеринбург, УрФУ им. Б.Н. Ельцина), - (год публикации - 2020)

14. Теплякова А.О. Эволюция панк-зинов в цифровую эпоху Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, № 35. С. 146-155. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/22220836/35/14

15. Теплякова А.О. Цифровой DIY: эпоха симулированной креативности Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, - (год публикации - 2019)

16. Бокова А.В. Культурный контент: инструмент для формирования идентичности сообществ Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Креативные стратегии культуры: человек, время, событие» (Томск, 23–24 мая 2019 г.), - (год публикации - 2019)

17. Буденкова В. Е., Савельева Е. Н. Постсоветские практики реанимации визуальных образов нацизма: методологические аспекты анализа Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Креативные стратегии культуры: человек, время, событие» (Томск, 23–24 мая 2019 г.), - (год публикации - 2019)

18. Гиниятова Е.В. Феномен селфи: формирование идентичности или нарциссизм? Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Креативные стратегии культуры: человек, время, событие» (Томск, 23–24 мая 2019 г.), - (год публикации - 2019)

19. Горбунова С.В. Просьюмеризм в контексте устойчивого развития: новая практика производства и потребления Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Креативные стратегии культуры: человек, время, событие» (Томск, 23–24 мая 2019 г.), - (год публикации - 2019)

20. Кабышева Э.В. Визуальные коммуникации мировых брендов как конструктор гендерной идентичности Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Креативные стратегии культуры: человек, время, событие» (Томск, 23–24 мая 2019 г.), - (год публикации - 2019)

21. Конева А.В. Пост-мода цифровой эпохи и новое социальное воображаемое Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Креативные стратегии культуры: человек, время, событие» (Томск, 23–24 мая 2019 г.), - (год публикации - 2019)

22. Пейгина Л.В. Проблема творческой иерархии в фикрайтерских сообществах Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Креативные стратегии культуры: человек, время, событие» (Томск, 23–24 мая 2019 г.), - (год публикации - 2019)

23. Теплякова А.О. Трансформация зин-культуры панков в эпоху цифровизации Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Креативные стратегии культуры: человек, время, событие» (Томск, 23–24 мая 2019 г.), - (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 г. исследование было направлено на выявление онтологических и социокультурных оснований просьюмеризма как новой производственной парадигмы, а также на разработку теоретико-методологических оснований анализа идентичности субъекта просьюмера. Авторский подход связан с пониманием просьюмеризма как проявления «позднего капитализма», включенного в капиталистическую систему производства. Теоретико-методологический базис исследования сформирован под влиянием идей К. Маркса о труде как потреблении рабочей силы и «субстанции, созидающей стоимость», потребительной стоимости как универсальном свойстве продукта труда, прибавочной стоимости как цели капиталистического производства, диалектике производительных сил и производственных отношений; Э. и Х. Тоффлер (просьюмерство как производство «неденежной экономики»), Дж. Ритцера (концепт просьюмерского капитализма), А. И. Бузгалина (переосмысление основных категорий капитализма). Обосновано применение категориального аппарата марксизма (труд, рабочая сила, стоимость, средства производства, отчуждение, эксплуатация и др.) для анализа общественного воспроизводства позднего капитализма. Выдвинуты и аргументированы положения, характеризующие просьюмерскую деятельность в единстве производительных сил и производственных отношений. 1) Индивидуализированный труд, в основе которого: стремление к самореализации, обусловливающее его добровольный, неотчуждаемый, нетоварный характер; связь с досугом; независимость от внешних акторов. 2) Организация просьюмерского труда, которая выстраивается на сетевом принципе, новых формах коммуникации, отсутствии рыночной и управленческой иерархии. 3) Уникальный продукт, воплощающий (опредмечивающий) субъективность просьюмера, манифестирующий его идентичность. Выдвинуты тезисы о труде как онтологическом основании просьюмерства, и о формировании идентичности в трудовой активности нового типа. Введено понятие «производительная идентичность», подчеркивающее неразрывную онтологическую связь производства и потребления в труде просьюмера. Предложена типология труда, позволяющая отличить просьюмерскую деятельность от других проявлений производственной активности при капитализме. Предложены принципы анализа просьюмерской деятельности, в основании которых: 1) сфера приложения активности просьюмера (материальное производство, нематериальное производство, гибридная форма активности); 2) характеристика элементов производственной активности (труд, модель организации деятельности и продукт). Теоретико-методологическими основаниями исследования структуры идентичности просьюмера выступают коммуникативно-деятельностная онтология, авторская модель идентичности, акторно-сетевая теория Б. Латура. 1) С позиций коммуникативно-деятельностной онтологии процесс труда просьюмера рассматривается в качестве основания, формирующего его идентичность, манифестируемую в результатах труда (уникальном продукте). 2) Авторская модель идентичности позволила проанализировать формы манифестации персональной и коллективной идентичности в просьюмерских практиках (фанфикшен, DIY, экопрактиках, любительском кинопроизводстве и др.); выявить механизмы конструирования идентичности (в политическом просьюмеризме, брендинге и др.). 3) Проанализирован потенциал акторно-сетевой теории Б. Латура как возможного инструмента анализа просьюмерских практик. Проведена экспликация принципов перформативности в экопрактиках. В результате обозначены факторы локализации (фреймы), структурирующие трудовую деятельность (пространство, время, среда, направленность деятельности и др.); предложена типология акторов (просветитель, коммерсант, практик). Аргументированы положения о формировании сообществ в процессе совместной трудовой деятельности; их гетерогенности; наличии представителей, идентифицирующих группу. Изучены механизмы формирования и манифестации идентичности. На основе анализа просьюмерских практик выдвинуты следующие положения: персональную идентичность маркируют субъективные аспекты личности просьюмера (мотивы целеполагания, индивидуальный выбор пользы продукта, конструирование Я-проекта и т. п.). Установлено, что персональная идентичность конструируется посредством механизма опредмечивания субъективности в процессе труда, обеспечивающего уникальность продукта. К маркерам коллективной идентичности отнесены коммуникативные акты и совместные действия по производству – потреблению продукта; а также демонстрация принадлежности к группе по этическим, эстетическим, профессионально-производственным основаниям. Таким образом, коллективная (микросоциальная) идентичность воспроизводится и манифестируется внутри сообщества посредством производства для обмена, совместного использования через общие ценности, цели и смыслы. Данные положения подтверждены анализом механизмов конструирования гендерной идентичности в практиках брендирования; персональной – в фанфикшен; профессиональной компоненты микросоциальной идентичности в DIY-практиках; социальной (от микро- до макроуровня) – в политическом просьюмеризме, экопрактиках, любительском кинопроизводстве и др. Анализ идентичности представителей сообщества фанвидео выявил демонстрацию и поддержку групповой (микросоциальной) идентичности, доминирующее влияние профессиональной деятельности на групповую идентификацию. Сделаны выводы о преимущественной связи DIY-практик с микросоциальной идентичностью и их роли в сплочении и формировании чувства принадлежности к группе. Выявлены приемы конструирования гендерной идентичности в сетевой активности модных брендов. Исследованы механизмы конструирования политической идентичности. Анализ российского политического контента показал специфику сетевой коммуникации, задающей систему координат политической идентификации. Обозначены причины неустойчивости политической идентичности. Проведена экспликация элементов производственной активности (труд, модель организации деятельности и продукт) в российском политическом блоггинге. Концептуализировано значение визуальности как модуса трансляции потребительской идентичности. Аргументировано положение о доминировании форм трансляции идентичности посредством визуального, оптически воспринимаемого. Отмечено, что передача функции идентификации «внешнему носителю» в массмедиа подрывает устойчивость внутренних оснований идентичности. Данное положение подтверждает анализ сетевой активности модных брендов, «символически насыщенный» товар которых освобождает от необходимости формировать устойчивое ядро личности, имитируя причастность к актуальным проблемам общества через потребление брендового продукта. Предложена типология коммуникативных стратегий просьюмера, систематизированная по трем направлениям: взаимоотношения с внешними акторами; внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие; коммуникации в сфере отношений «свой – чужой». 1) Взаимоотношения с внешними акторами (профильными организациями, компаниями, владельцами средств производства, интернет-ресурсов и т. п.) устанавливаются в двух форматах: автономии (при самостоятельной деятельности индивида / группы) и партнерства, кооперации (в т. ч., вынужденной) при встраивании просьюмера в систему производственных отношений, заданную внешним актором. При этом отношения кооперации могут выражаться в формах: конфронтации (практика зинов, брендиг), сотрудничества (DIY-практики), смешанного типа (субъекты фандома с внешними акторами). 2) Изучено внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие просьюмерских сообществ. Выделены типы межгруппового общения (с другими акторами родственной сферы деятельности): партнерства, независимости, конфронтации. Выявлены формы внутригрупповых коммуникаций: «неявная» – при самостоятельном изготовлении продукта просьюмером; «опосредованная» – с использованием помощи сообщества; «прямая» – сочетающая участие сообщества и просьюмера на этапах до-, пост- и процесса производства. Выявлены специфические формы внутригрупповой организации фандомных сообществ (фандом, площадка, мероприятие). Установлено, что межгрупповое общение сочетает иерархичность и солидарное взаимодействие. Сделан вывод о ситуативности и условности границ между разными типами коммуникаций в просьюмерских практиках. 3) Анализ коммуникации в сфере отношений «свой – чужой» показал, что в просьюмерских сообществах коммуникация строится на базе «производственных интересов» в общей системе ценностей. Статус «своих» определяется родом деятельности и персонализованным характером продукта. Выявлены и систематизированы индикаторы принадлежности к «своим», устанавливающие демаркацию с другими (текстуальные, визуальные и др. маркеры). Сделаны выводы о том, что трудовая деятельность и продукт являются системообразующими элементами коммуникации; устанавливаются неклассические формы взаимодействия с институтами; преимущественно внерыночная деятельность просьюмера используется компаниями для монетизации неоплачиваемого труда. Разработаны основания типологизации результатов просьюмерской деятельности: во-первых, труд как онтологическое основание просьюмерства; во-вторых, уникальный и персонализованный продукт; в третьих, коммуникация как фактор, поддерживающий трудовую активность, связывающий в едином производственном процессе вещь, субъект, производство, потребление, обеспечивающий конструирование идентичности. Концептуализированы результаты влияния просюмерской деятельности на социокультурную реальность: активность просьюмера задает ценностно-смысловые ориентиры производства и потребления; формирует альтернативу капиталистическим социально-экономическим отношениям, повышая значение индивидуализированного труда нерыночного характера; закрепляет тенденцию устранения границ между работой и досугом; способствует конструированию идентичности субъекта в процессе трудовой деятельности и коммуникации. Результаты исследований отражены в опубликованных и принятых к печати 14 статьях: в т. ч. 10 – в изданиях индексируемых в базе данных РИНЦ (из них 6 – в журналах из перечня ВАК); 4 – в изданиях, входящих в базы данных Scopus и Web of Science; в 17 докладах на 6 международных и 2 Всероссийских научных конференциях (5 докладов представлены на международных и всероссийских конференциях; 12 докладов на 2 международных и 2 на всероссийских конференциях не представлены в связи с переносом конференций). Все запланированные в отчетном году научные результаты достигнуты.

 

Публикации

1. Гиниятова Е.В. Просьюмерские практики в контексте акторно-сетевой теории Б. Латура Векторы благополучия: экономика и социум, - (год публикации - 2020)

2. Горбунова С. В. Просьюмеризм как модель потребительского поведения: экологический аспект Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, № 38, с. 24–32 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17223/22220836/38/3

3. Конева А.В. Детские травмы популярных персонажей как прием современного кинематографа Международный журнал исследований культуры, - (год публикации - 2021)

4. Конева А.В. Культурные практики просьюмеризма Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, - (год публикации - 2021)

5. Савельева Е. Н., Буденкова В. Е. Сетевая политическая активность как форма просьюмерской деятельности Политика и культура: пространство игры, с. 15–21 (год публикации - 2020)

6. Савельева Е. Н., Буденкова В. Е., Преснякова А. В. Кинопроизводство томских режиссеров-любителей как просьюмерская практика Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, № 39, с. 103–116 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17223/22220836/39/10

7. Савельева Е.Н., Буденкова В.Е., Гиниятова Е.В., Лелеко О.В. Политическая активность в сети как форма просьюмерской деятельности в оптике производственной парадигмы Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, - (год публикации - 2020)

8. Солодухина Э.В. Конструирование гендера в социальных сетях на примере бренда спортивной одежды Nike: новые женщины и прежние мужчины? Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение., - (год публикации - 2020)

9. Солодухина Э.В. Влияние просьюмеризма на консьюмерские практики брендов Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2020», - (год публикации - 2020)

10. Буденкова В. Е. Prosumer practices in the formation of urban identity Abstract book of the Scientific Symposium «Building Peace through Heritage – World Forum to Change through Dialogue», p. 80 (год публикации - 2020)

11. Горбунова С. В. The experience of traditional nature management as the basis for the environmental culture formation Abstract book of the Scientific Symposium «Building Peace through Heritage – World Forum to Change through Dialogue», p. 100 (год публикации - 2020)

12. Пейгина Л.В. Проблема оригинальности: фанфикшн через призму Интернет-дискуссий Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 27–28 апреля 2020 г.: в 2-х т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, Т. 2. С. 139-142 (год публикации - 2020)

13. Солодухина Э.В. Консьюмерские практики брендов под влиянием просьюмеризма Сборник материалов IV Международного молодежного конвента УрФУ, - (год публикации - 2020)

14. Горбунова С. В. Формирование экологической культуры: современные модели, технологии, практики: Научный доклад об основных результатах подготовки научно-квалификационной работы (диссертации) по направлению подготовки: 05.06.01 - Науки о земле. [б.и.], 33 с. (год публикации - 2020)

15. - Осознанное потребление: вызов современности или новый миф? Официальный сайт ОГБУ "Региональный центр развития образования", Онлайн-клуб "4К: КультПРОсвет: правила жизни в новой реальности" / Прямой эфир от 23.06.2020 15:00 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В 2021 г. исследование было направлено на экспликацию механизмов конструирования и выявление специфики идентичности субъекта-просьюмера. Решение данной задачи предполагало работу в трех направлениях: обоснование роли новых трудовых практик (фикрайтерство, DIY-практики, экоактивизм, социальное предпринимательство, бренд-фолловерство) в формировании идентичности просьюмера; анализ влияния цифровой среды на идентичность современного человека, выявление специфики персональной и групповой идентичности членов просьюмерских сообществ. Теоретико-методологическую рамку исследования задают положения К. Маркса о труде (практике) как выражении родовой сущности человека и о диалектике опредмечивания и распредмечивания в процессе производства. Согласно авторской гипотезе, идентичность человека формируется и проявляется посредством коммуникации и действия (деятельности). Персональная – на основе различия, коллективная – на основе принадлежности и сходства. Такой подход позволяет рассматривать труд как субстанциальную основу идентичности. Анализ форматов позднего капитализма (когнитивного, коммуникативного, платформенного и др.) позволил раскрыть специфику просьюмерского труда. Ключевыми характеристиками просьюмерской деятельности являются индивидуализированный труд, в основе которого – стремление к самореализации, обусловливающее его добровольный неотчуждаемый характер; сетевой принцип организации труда и коммуникации; продукт, опредмечивающий субъективность просьюмера и манифестирующий его идентичность. Указанные характеристики выявлены в трудовых практиках просьюмеров. Индивидуализированный характер труда проявляется в свободном выборе предметов и средств труда и в содержании трудовых действий: ориентации на экзистенциальные потребности, производстве текстов через призму собственного опыта (фанфикшн); реализации индивидуальных предпочтений при создании эстетических, экологических, информационных характеристик продукта (DIY-практики); индивидуальном выборе марки бренда и его ценностной системы, личном опыте по поводу потребления (бренд-фолловерство); самоактуализации через помощь, заботу о других (культурные индустрии, социальное предпринимательство), осознанном стремлении сократить свой экологический след (экопрактики). Анализ организации просьюмерского труда показал, что сетевой принцип используется как инструмент успешной самореализации в избранной сфере и коммуникации с солидарной группой (укрепляющей коллективную идентичность), а также для формирования социального и культурного капитала, творческих и профессиональных связей. Все взаимоотношения выстраиваются под задачи просьюмерского производства-потребления вокруг продукта труда (как носителя агентности) на основе общей системы ценностей и способствуют формированию коллективной идентичности. Обоснованы уникальность и персонализация продукта просьюмерских практик, обусловленные воплощением (опредмечиванием) в нем субъективности его создателя. В качестве опредмеченной субъективности продукт манифестирует идентичность просьюмера и укрепляет («достраивает») ее в процессе производства. Дальнейшее использование продукта (обмен, потребление, коммуникация) способствует формированию и поддержанию коллективной идентичности. Обнаружено, что в условиях позднего капитализма деятельность просьюмеров подвергается эксплуатации, во-первых, при помощи разнообразных способов монетизации труда и капитализации продукта со стороны внешних акторов; во-вторых, под влиянием цифровой среды, создающей систему ограничений просьюмерской деятельности (правила разработки продукта/услуги, правила взаимодействия на данной площадке, контроль и управление данными). Проведен анализ влияния цифровой среды и визуального культурного контента (фан-кино, мода, брендинг, социальные сети и т. д.) на идентичность современного человека. Выделено два направления конструирования идентичности средствами цифровой среды: 1) через коммуникацию и визуализацию и 2) через трудовые практики в сети. Выявлены общие черты, характеризующие формирование идентичности в труде и в сетевых коммуникативных практиках: творческое начало, стремление к самовыражению. Отмечено неоднозначное влияние цифровой среды на идентичность, обусловленное ее особенностями как пространства коммуникации. Идентичность, формирующуюся под влиянием цифровой среды, отличают перформативность и проектность. Перформативность как стремление к самопрезентации и постоянная потребность в аудитории превращает сетевую коммуникацию в процесс непрерывного производства контента. Проектность, связанная с построением автопроекта личности и нарратива в оптике «желаемого», соединяет самовыражение (через визуальный образ) и «самопроизводство» через постановку целей, артикуляцию ценностей. Сделаны выводы о конструктивной роли визуальности в формировании идентичности и о том, что такая активность является «превращенной формой просьюмеризма», поскольку предметом труда здесь выступает визуальный образ «воображаемого Я». Проанализированы инструменты сетевой идентификации: никнейм, аватар, статус, визуальный и нарративный контент и выделены их функции. Никнейм позволяет экспериментировать, «играть» с идентичностью; аватар работает на имидж и рекламу; статус демонстрирует актуальное состояние идентичности; визуальный и нарративный контенты дают представление об идентификационных стратегиях пользователя. Концептуализирована идентификационная значимость образа Другого в цифровом пространстве как проекции ценностных представлений, как актора восприятия и активного взаимодействия. Разработана модель «мифа о героине», позволившая выявить три стратегии, при помощи которых массовое кино трансформирует традиционные гендерные нормы для создания современного идеала феминности: артикуляция противоречий, создание вариативности и постфеминистское «снятие» оппозиции «замужество – карьера». Для изучения роли фан-кино как поля экспериментов с идентичностью предложена метафора «перевернутого сна». Продемонстрированы возможности «пересборки» визуальной, художественной, а также психологической и социокультурной реальности в фан-видео. Специфика идентичности субъекта-просьюмера раскрывается с помощью авторской модели идентичности, акцентирующей ее коммуникативную природу, наличие устойчивого «ядра» (персональной идентичности) и многоуровневую структуру («матрешку»). Показано, что современный капитализм (общество потребления) препятствует формированию устойчивой персональной идентичности, сужая пространство различия и выбора и вытесняя его в непроизводственную сферу (потребления и досуга). Необходимая для самоидентификации рефлексивность подменяется следованием стандартам и образцам, а частная жизнь присваивается через соцсети и массмедиа. В этих условиях просьюмерский труд позволяет субъекту проявлять себя и поддерживать свою идентичность через уникальный продукт. Таким образом, в основание персональной идентичности включается осознание себя как деятельностного существа. Коллективная идентичность просьюмерских сообществ формируется как осознание общности, возникающей в результате совместных действий по производству, обмену, потреблению продукта творческого самовыражения. Продукт труда как носитель агентности, транслятор смыслов и ценностей формирует чувство принадлежности и позволяет отличить «своих» от «других». Анализ просьюмерских практик показал, что они создают предпосылки для новых форм социальности и социальной организации. Результаты исследования отражены в опубликованных и принятых к печати 7 статьях, 5 из которых в изданиях, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science; 10 публикациях тезисов докладов в сборниках трудов международных и всероссийских конференций; 9 очных выступлениях на всероссийских и международных конференциях; 1 рукописи коллективной монографии; 3 рукописях диссертаций. Все запланированные в отчетном году научные результаты достигнуты.

 

Публикации

1. Горбунова С.В. Визуальные практики в деятельности городских экосообществ г. Томска Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, №45 (год публикации - 2022)

2. Конева А.В. Культурные практики просьюмеризма Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, № 1. С. 54–64 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.35231/18186653_2021_1_54

3. Пейгина Л.В. The heroine myth: the little woman’s transformation from literature to cinema The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, - (год публикации - 2022)

4. Пейгина Л.В., Теплякова А.О. Демократизация процесса производства фанатских видео в контексте культурной логики позднего капитализма Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, №44 (год публикации - 2021)

5. Савельева Е.Н., Буденкова В.Е., Князюк О.В. Политическая активность в сети как просьюмерская деятельность Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, №44 (год публикации - 2021)

6. Савельева Е.Н., Буденкова В.Е., Краевская И.О. Fyodor Dostoevsky vs Karl Marx: personal freedom in existential and social measurement The Dostoevsky Journal: A Comparative Literature Review, - (год публикации - 2022)

7. Солодухина Э.В. Постфеминизм и новый образ женщины: фемвертайзинг в Nike Вестник КАЗГУКИ, №3. С 21-25. (год публикации - 2021)

8. Буденкова В.Е. Стратегии конструирования идентичности в советской и постсоветской культуре V Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие – от прошлого к будущему»: программа и тезисы докладов, С. 220 (год публикации - 2021)

9. Буденкова В.Е., Савельева Е.Н. Просьюмеризм как новая форма трудовой активности: социальные, культурные, антропологические измерения XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сборник материалов, C. 635 (год публикации - 2021)

10. Горбунова С.В. Проблема самоорганизации просьюмерских сообществ на примере эко-активистов г. Томска Будущее умных городов в Европе и Средней Азии: проблемы и перспективы (Future of Human Smart Cities in Europe and Central Asia: challenges and opportunities): материалы международной научно-практической конференции, C. 97–98 (год публикации - 2021)

11. Горбунова С.В. Роль производственно-потребительских практик в формировании экосообществ и развитии городской идентичности на примере Томска XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сборник материалов, C. 393–394 (год публикации - 2021)

12. Горбунова С.В. Формирование экологической культуры: общество потребления vs устойчивое развитие V Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие – от прошлого к будущему»: программа и тезисы докладов, C. 220–221 (год публикации - 2021)

13. Пейгина Л.В., Теплякова А.О. От Youtube к TikTok: демократизация процесса производства фанатских видео на примере русскоязычной фандомной культуры XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сборник материалов, С. 600 (год публикации - 2021)

14. Савельева Е.Н Ревитализация марксизма в социокультурном ландшафте современной России V Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие – от прошлого к будущему»: программа и тезисы докладов, C. 131 (год публикации - 2021)

15. Савельева Е.Н., Буденкова В.Е. Современный российский политический блоггинг как предмет культурологической экспертизы XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сборник материалов, C. 441–442 (год публикации - 2021)

16. Солодухина Э.В. Цифровой маркетинг и просьюмеризм V Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие – от прошлого к будущему»: программа и тезисы докладов, C. 214-215 (год публикации - 2021)

17. Солодухина Э.В. Популярный феминизм как новый способ конструирования женщины в рекламе: на примере бренда Nike Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2021» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, Е.И. Зимакова. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2021. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. – 2000 экз., С. 1-3 (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
Общественно-практическая значимость результатов проекта состоит в выявлении специфики просьюмеризма как трудовой деятельности нового типа в условиях позднего капитализма (альтернативной труду наемного работника) и ее влияния на идентичность современного человека. Распространение практик свободного творческого труда является средством профилактики и преодоления трудностей самоопределения и негативных проявлений неустойчивости идентичности, вызванных угрозами и рисками глобального мира. В данном контексте практическое значение изучения фандомной культуры (фанфикшн, фанвидео) связано с возможностью разработки методик арт-терапии, развития творческого потенциала, формирования метапозиции, позволяющей человеку рефлексивно относиться к выбору идентификационных стратегий и выстраивать баланс между личностной и социальной идентичностью. Исследование просьюмерства в сфере DIY, культурных индустрий, социального предпринимательства может стать основанием брендинга территорий, формирования и поддержания локальных идентичностей. На основе анализа деятельности экоактивистов могут быть сформулированы рекомендации по развитию культуры осознанного потребления в целях устойчивого развития. Изучение бренд-фолловерства помогает ориентироваться в сетевых коммуникативных стратегиях и развивать навыки критического мышления. В связи с этим результаты исследования могут получить практическое выражение в рекомендациях, нацеленных на поддержку и институализацию преференций по отношению к просьюмерским практикам со стороны государственных структур, при разработке программ культурной политики. Кроме того, обнаружение механизмов капитализации просьюмерского труда имеет прогностическое и «предупреждающее» значение для понимания рисков дальнейшего развития просьюмеризма.