КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00264

НазваниеЦИФРОВИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОЙ ТРАНСЛЯЦИИ

РуководительСаймонс Грегори Джон , кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Года выполнения при поддержке РНФ 2019 - 2021 

КонкурсКонкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-451 - Филология

Ключевые словаЦифровизация, коммуникативно-культурная память, социальная медиакоммуникация, межпоколенческая трансляция

Код ГРНТИ19.00.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Социокультурные трансформации, которые явились результатом внедрения цифровых медиатехнологий в повседневную жизнь, обусловливают появление новых коммуникационных практик. Фундаментальная научная проблема исследования заключается в выявлении механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции молодому («цифровому») поколению россиян в эпоху цифровизации, предполагающей переход с аналоговой формы передачи и восприятия информации в СМИ и социальных медиа на цифровую. Актуальность решения проблемы исследования выражается в том, что впервые в истории России возник особый межпоколенческий разрыв, обусловленный различиями в привычных коммуникационных практиках, которые реализуются в несовпадающих медийных пространствах. Из-за несовпадения особенностей формирования коммуникативно-культурной памяти разными поколениями возникают коммуникативные неудачи и значительные социальные деформации. Между тем возможность продуктивного межпоколенческого общения даже в эпоху нестабильности делает осознание принадлежности к своей стране и идентификацию с ее интересами, историей, культурой более устойчивыми и эффективными. Именно на развитие продуктивной коммуникации и преодоление социальных деформаций во время глобальной цифровизации направлен настоящий проект. Уникальными являются междисциплинарные решения, предлагаемые для реализации проекта: современные социокультурные технологии, технологии компьютерной лингвистики и дискурс-анализа, технологии современной массмедийной журналистики. Актуальными и новыми для современной науки являются модель социальной медиакоммуникации и выявленные принципы межпоколенческой трансляции коммуникативно-культурной памяти, а также аргументированные рекомендации по созданию и трансформации цифрового контента СМИ и социальных медиа в соответствии с актуальными коммуникативными практиками и потребностями «цифрового» поколения. Впервые будет представлена системная методология и частные методики исследования механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее межпоколенческой трансляции. Принципиально новыми также являются: - научная трактовка феноменов «аналогового» и «цифрового» поколения; - применение междисциплинарного подхода к исследованию особенностей конструирования и трансляции, восприятия и присвоения коммуникативно-культурного опыта в цифровой медийной среде; - разработка и апробация модели конструирования социальной медиакоммуникации на основе языковых, тематических, жанровых, сюжетных и форматообразующих структур, а также возможностей конвергентной технологической среды; - апробация модели социальной медиакоммуникации на группах «цифрового» поколения; - обучающие рекомендации по созданию и трансформации цифрового контента СМИ и социальных медиа, обеспечивающих трансляцию коммуникативно-культурной памяти. Проект особенно актуален в связи с тем, что «информационная сфера играет важную роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 05.12.2016). Исследование напрямую связано с востребованными цифровыми технологиями на фоне того, что в Российской Федерации одним из основных сдерживающих факторов распространения цифровых технологий «в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе» является «недостаточное количество исследований мирового уровня» (Программа «Цифровая экономика Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017).

Ожидаемые результаты
Научно значимым является моделирование механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти «аналоговым» и «цифровым» поколениями. Сопоставление этих механизмов дает возможность выявить поколенческие приоритеты в осознании своей культурной идентичности, определить значимые различия в понимании этих приоритетов и установить причины проблем трансляции коммуникативно-культурной памяти от одного поколения к другому. В результате работы над проектом будут достигнуты следующие результаты: Разработанная общая методология и частные методики исследования механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции от «аналогового» к «цифровому» поколению россиян в эпоху цифровизации. Сформированные фокус-группы «аналогового» и «цифрового» поколений и на основании работы с ними выявленные маркеры коммуникативно-культурной памяти поколений. Сформированный и морфологически обработанный массив текстов СМИ и социальных медиа для компьютерной лингвистической обработки и дискурсивного анализа. Выявленные на основании сопоставительного лексико-статистического и дискурсивного анализа маркеры коммуникативно-культурной памяти поколений. Выявленные языковые, тематические, жанровые, сюжетные и форматообразующие структуры, обеспечивающие трансляцию коммуникативно-культурной памяти от старшего «аналогового» поколения молодому «цифровому» поколению, а также адаптацию «аналогового» поколения к цифровой медиакоммуникации. Выявленные возможности конвергентной технологической среды, обеспечивающие трансляцию коммуникативно-культурной памяти от старшего «аналогового» поколения молодому «цифровому» поколению. Выявленные особенности восприятия «цифровым» поколением мультимедийных текстов СМИ различной тематики (гражданской, познавательной, развлекательной), разных жанров и форматов, а также нарративных месседжей в мультимедийных текстах СМИ. Разработанная модель социальной медиакоммуникации и принципы межпоколенческой трансляции коммуникативно-культурной памяти. Апробация модели и принципов межпоколенческой трансляции коммуникативно-культурной памяти группы «цифрового» поколения в российском мегаполисе, а также представителей страны ближнего зарубежья. Результаты анализа восприятия «цифровым» поколением в российских мегаполисах и мегаполисе страны ближнего зарубежья сконструированных нарративных месседжей, отражающих коммуникативно-культурную память в мультимедийных текстах Результаты обобщения закономерностей поведенческих тактик «цифрового» поколения при восприятии тематических цифровых медиатекстов разных форматов и жанров и нарративных месседжей. Обучающие рекомендации по созданию и трансформации цифрового контента СМИ и социальных медиа в соответствии с актуальными коммуникативными практиками «цифрового» поколения. Обучающие рекомендации по созданию цифровых медиатекстов СМИ, обеспечивающих трансляцию нарративных месседжей коммуникативно-культурной памяти. По итогам исследования будет подготовлена коллективная монография, а также подготовлена к защите диссертация на соискание ученой степени доктора наук. Результатом работы будет участие руководителя и исполнителей проекта в научных конференциях и серия научных публикаций (не менее 46), освещающих ход работы над проектом, в том числе публикация 16 статей по теме проекта в рецензируемых журналах, входящих в список ВАК, 20 публикаций РИНЦ, подготовка 10 статей для журналов, индексируемых Scopus и WoS. Разработанная модель социальной медиакоммуникации и выявленные принципы межпоколенческой трансляции коммуникативно-культурной памяти могут быть использованы при изучении подобных социальных процессов в странах ближнего и дальнего зарубежья. Заявленная проблема имеет не только научную, но и научно-методическую значимость, поскольку исследование предполагает разработку аргументированных рекомендаций по созданию и трансформации цифрового контента СМИ и социальных медиа в соответствии с актуальными коммуникативными практиками и потребностями «цифрового» поколения. Подобного рода проекты в том междисциплинарном виде и масштабе, которые предлагаются научным коллективом, до настоящего времени в отечественной практике не выполнялись, а результаты, которые предполагает получить научный коллектив в ходе реализации проекта, отсутствуют в мировой медиакоммуникативистике. Результаты, полученные на базе анализа объемного материала, крайне востребованы для развития современных медиакоммуникаций, в особенности в условиях значительного межпоколенческого и межгосударственного искажения фактов, значимых для коммуникативно-культурной памяти. Предлагаемое исследование является масштабным и актуальным для изучения особенностей медиакоммуникации не только в Российской Федерации, но и в большом количестве других стран.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В отчетном 2019 г. коллективом проекта разработана методология и частные методики исследования механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции от «аналогового» к «цифровому» поколению россиян в эпоху цифровизации. Признано актуальным, что в настоящее время явно выражена общественная потребность в организации межпоколенческой коммуникации в цифровой среде с целью трансляции культурной памяти, которой оперирует старшее («аналоговое») поколение. Эта трансляция обусловливает возможность восприятия коммуникативно-культурной памяти «цифровым» поколением в процессе своей социализации и осознания культурной идентичности. Цель работы, связанная с разработкой методологии и частных методик исследования трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции от «аналогового» к «цифровому» поколению россиян, обусловила обращение к трем концептуально значимым для исследования тематическим блокам. Во-первых, для межпоколенческой коммуникации в цифровой среде обязательно используется не иначе как коммуникативно-культурная память, которая обладает свойствами синкретизма, обеспечивает целостность восприятия и постоянно трансформируется, в отличие от «застывших форм» культурной памяти. Во-вторых, изучение теорий моделирования медиатекстов, стратегий организации мультимедийного повествования позволило оценить целесообразность применения мультимедийного сторителлинга как важной коммуникационной технологии, потенциально востребованной для межпоколенческой/социальной медиакоммуникации. В-третьих, на основе специфики медиапотребления поколений выявлены отличительные особенности «аналогового» и «цифрового» медиапоколений и обозначена значимость трансформации компетенций журналистов для работы в цифровой среде в контексте визуализации. В ходе работы исследователи пришли к выводам, что достаточно четко определяются два поколения, обладающие устойчивыми характеристиками «аналогового» и «цифрового»; две переходные генерации, отнесенность к которым устанавливается на основе уровня «информационной дееспособности», и «эхо-поколение», являющееся промежуточным между «цифровым» и «аналоговым». Признано, что срединное «эхо-поколение» является связующим между «аналоговым» и «цифровым», способным обеспечить преемственность коммуникации посредством трансляции медиапрактик «прошлого и будущего». Сформированы фокус-группы «аналогового» и «цифрового» поколений, необходимые для выявления маркеров коммуникативно-культурной памяти посредством классической методологии фокус-групп. Проведено прикладное исследование в фокус-группах возрастных диапазонов «аналогового», промежуточного и «цифрового» поколения при использовании адаптированной q-методики и методологии когнитивных карт. Проанализированы результаты 35 респондентов в рамках 4 проведенных фокус-групп. Составлена таблица статистически значимых различий в репрезентативных структурах респондентов «аналогового» и «цифрового» поколений. На основании социокультурологического исследования выявлены маркеры коммуникативно-культурной памяти поколений: коммуникативные, конативные, пространственно-бытовые. Сформирован для компьютерной лингвистической обработки массив текстов СМИ и социальных медиа. Из социальной сети «ВКонтакте» собран массив пользовательских текстов (около 650 тыс. записей, содержащих около 8,5 млн. слов). Массив текстов морфологически размечен, проведен сопоставительный анализ. Сформированы списки частотных слов, характерных для каждой возрастной группы. Слова в этих группах явно отражают потребности и интересы пользователей определенного возраста, т. е. основные приоритеты, связанные с разными поколениями медиааудитории. Выявленные слова являются лексическими маркерами медиатекстов разных поколений. Однако те из них, которые в явном виде несут культурологическую информацию, можно считать прямыми лексическими маркерами социально-культурной памяти поколений. Осуществлена и сформирована для дискурсивного анализа выборка более 400 текстов СМИ. В качестве опорных характеристик текстов для выборки были определены компоненты современной конвергентной журналистики, тексты которой адресованы «цифровому» поколению, – мультимедийность, онлайновость, диалоговость. Выбрано и предварительно обработано 537 видеофайлов, созданных авторами типично «аналогового» и «цифрового» поколений. 157 материалов в 2019 подверглись мультимодальному дискурс-анализу. Отличительной особенностью авторов «аналогового» поколения является акцент на промышленном и человеческом, а «цифрового»  экономических, культурных и социальных символах территорий. Представлено обобщение механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти, характерных для двух поколений. Участники проекта пришли к выводу, что коммуникативно-культурная память, с одной стороны, влияет на формирование, устойчивое и эффективное функционирование медиапрактик в границах поколений, а с другой  лишь частично трансформирует коммуникационные привычки при переходе от одного поколения к другому. В ходе исследования выявлено, что трансформации коммуникативно-культурной памяти в межпоколенческой коммуникации происходят на этапе выбора способа доступа к информации, ее отбора, обработки и реагирования. Обобщение механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти, характерных для двух поколений, задает требования к современной деятельности массмедиа и в итоге способствует совершенствованию профессиональной культуры журналистов. В 2019 году группа участвовала в 12 научных мероприятиях с 23 докладами. Результаты исследования нашли отражение в 25 публикациях: 9 публикаций в изданиях, индексируемых WoS, 9 – ВАК и РИНЦ, 7 публикаций в материалах, индексируемых РИНЦ.

 

Публикации

1. - Участники гранта РНФ изучили особенности межпоколенческой коммуникации в цифровую эпоху сайт Уральского федерального университета, - (год публикации - ).

2. А.И. Лозовская, М. Ю. Мухин ВОЗРАСТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОТРАЖЕНИИ ЛЕКСИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА1 Теоретическая семантика и идеографическая лексикография: Словарь. Дискурс. Корпус, Екатеринбург: Кабинетный ученый. С. 266-273. (год публикации - 2019).

3. В. Ф. Олешко, М. И. Горковенко Дата-журналистика как медиатренд современных научных исследований «Диалоги о культуре и искусстве»: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 17–19 окт. 2019 г.). В 2 ч. : ч. 1, С.192-197 (год публикации - 2019).

4. Волкоморов В.А. Актуальные медиатизированные коммуникативные практики российского цифрового поколения Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры., - (год публикации - 2020).

5. Мухин М.Ю., Лозовская А.И. Социальная сеть как источник социолингвистических данных: лексико-статистический анализ Вестник ЮУрГУ. Серия "Лингвистика", Т.16, №4. С.38-44. (год публикации - 2019).

6. Олешко В. Ф., Олешко Е. В. Коммуникативно-культурная память: идентификационные ресурсы современных массмедиа Humanitarian Vector, Т. 14, № 5. С. 77–86. (год публикации - 2019).

7. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. REGIONAL MASS MEDIA OF THE DIGITAL REVOLUTION ERA: EFFECTIVE FUNCTIONAL-ACTIVITY MODELS The European proceedings of Social & Behavioural Sciences, Volume LXVI, pp. 45-52. (год публикации - 2019).

8. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Особенности профессиональной культуры журналиста цифровой эпохи Знак: проблемное поле медиаобразования, №(2)32. С.134-141 (год публикации - 2019).

9. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Нравственно-мировоззренческий потенциал медийных проектов поколения студентов цифровой эпохи Знак: проблемное поле медиаобразования, №(4)34. С.65-72. (год публикации - 2019).

10. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Reading as a democratic value and resource for the formation of the communicative and cultural memory of a nation KnE Social Sciences Conference Proceedings, - (год публикации - 2019).

11. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Студенческие проекты как свидетельство цифрового поколенческого разрыва MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство : материалы IV международной научной кон-ференции (Челябинск, 26–27 ноября 2019 года), С.336-341 (год публикации - 2019).

12. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Медиакультура повседневности как фактор формирования коммуникативно-культурной памяти История повседневности и образ жизни россиян в XIX-XXI вв. : материалы Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 октября 2019 г., посвящ. 80-летию Шадр. гос. пед. ун-та /, С.17-22 (год публикации - 2019).

13. Олешко В.Ф., Фомченко А.О. RUSSIAN-LANGUAGE PRESS OF THE UNITED STATES IN THE SPACE OF DIGITAL MEDIA The European proceedings of Social & Behavioural Sciences, Vol. LXVI, pp.584-593 (год публикации - 2019).

14. Олешко В.Ф.,Олешко Е.В. Коммуникативно-культурная память в контексте реализации информационных стратегий массмедиа Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры, Т. 25, № 3 (189). С. 12-23. (год публикации - 2019).

15. Олешко Е.В. Образовательные стартапы и сервисы удаленного образования «LIFETIME LEARNING» в работе медиаспециалиста MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство : материалы IV международной научной кон-ференции (Челябинск, 26–27 ноября 2019 года), С. 239-242 (год публикации - 2019).

16. Саймонс Г.Д., Мухин М.Ю., Олешко В.Ф.,Сумская А.С. Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции: методика междисциплинарного исследования Коммуникативные исследования, - (год публикации - 2019).

17. Сумская А.С. Representation of Symbolic Capital of Territories by Actors of "Digital" and "Analogue" Generations in Multimodal Texts KnE Social Sciences Conference Proceedings, - (год публикации - 2019).

18. Сумская А.С. COMMUNICATIVE AND CULTURAL MEMORY AND FEATURES OF ITS INTERGENERATIONAL TRANSMISSION: RESEARCH METHODS 6th International Scientific Conferences on Social Sciences 2019. Conference proceedings, - (год публикации - 2019).

19. Сумская А.С., Лозовская А.И. "Analogue" and "digital" generation of mass media audience 6th International Scientific Conferences on Social Sciences 2019.Conference proceedings, Vol.6. Issue 5. pp.113-120 (год публикации - 2019).

20. Сумская А.С., Лозовская А.И. ТРАНСМЕДИЙНЫЕ ЖУРНАЛИСТСКИЕ STORYTELLING: МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство : материалы IV международной научной кон-ференции (Челябинск, 26–27 ноября 2019 года), С. 60-65 (год публикации - 2019).

21. Сумская А.С., Свердлов С.А. «Аналоговое» и «цифровое» поколение аудитории СМИ: роль коммуникативно-культурной памяти в трансформации медиапрактик Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры, Т. 25, № 3 (189). С. 32-48 (год публикации - 2019).

22. Сумская А.С., Соломеина В.Г. Screen Technologies Of Broadcating Symbolic Capital Of The Urals, Russia’s Median Region The European proceedings of Social & Behavioural Sciences, - (год публикации - 2019).

23. Сумская А.С., Сумской П.Ф. Продюсирование телевизионных и видеопроектов "цифровым" медиапоколением Знак: проблемное поле медиаобразования, №(4)34. С.73-82. (год публикации - 2019).

24. Сумская А.С., Сумской П.Ф. Истории о россиянах в англоязычных медиа:конструирование национально-гражданской идентичности THEORETICAL AND PRACTICAL ISSUES OF JOURNALISM, T. 8, № 3. С. 585–607 (год публикации - 2019).

25. Сумская А.С., Сумской П.Ф. MULTIMEDIA AND TRANSMEDIA STORYTELLING FORMING "SPIRITUAL TIES" BETWEEN RUSSIAN GENERATIONS The European proceedings of Social & Behavioural Sciences, Vol. LXVI pp.406-415. (год публикации - 2019).

26. Сумская А.С., Сумской П.Ф., Иванова Ю.С. Учебные продюсерские телепроекты: опыт подготовки для нужд регионального телевещания MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство : материалы IV международной научной кон-ференции (Челябинск, 26–27 ноября 2019 года), С. 355-360 (год публикации - 2019).


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 г. участниками проекта решены ключевые методологические и теоретико-практические задачи, способствующие эффективной научно-исследовательской работе по грантовой программе. С целью подтверждения теоретических положений авторской социо-культурологической концепции медиапоколений, разработанной участниками научной группы, выявлена взаимосвязь социально-демографических характеристик (пол, возраст, география проживания) с текстами социальных медиа. Выявлены языковые и текстовые структуры, обеспечивающие и, наоборот, затрудняющие трансляцию коммуникативно-культурной памяти от старшего «аналогового» поколения молодому «цифровому» поколению в цифровой медиасреде. На основе лексико-статистического анализа материалов СМИ, ориентированных на типично «цифровое» и «аналоговое» поколение, выявлено, что маркерами типично «аналогового» медиапоколения являются темы семьи, человека в трудовой деятельности, государства и власти, истории страны, а типично «цифрового» - темы бизнеса, труда, государства и общественного порядка, семьи. Единственной тематической областью, имеющей близкое значение для того и другого поколения на основе количественно-статистических результатов является сфера «государство, власть и общественный порядок». «Цифровым» поколением меньше востребован опыт «аналогового» в области исторического прошлого страны, но высоко значима тематика финансовой активности и области «международные связи». Общий лексический объем привлеченных текстов – более 17 млн слов. На основе опроса представителей профессионального журналистского сообщества, контент-анализа 311 текстов массмедиа макрорегиона Большой Урал доказано, что трансмедиальность как концепт творческой деятельности журналиста востребована в организации мультиплатформенного повествования, обеспечивает доступность контента и вовлеченность большинства групп массовой аудитории в развитие культуры соучастия. На основе опроса 524 респондентов выявлено, что системно транслируемый полижанровый контент, в котором тексты обладают признаками нескольких жанров, актуальный и технологически безупречно оформленный, может явиться основой для диалогового способа контакта с аудиторией, в том числе в межпоколенческой коммуникации. Выявлено существование значительных различий в востребованных форматах контента для «цифрового» и «аналогового» медиапоколений. Изучение восприятия мультимедийных сторителлингов различной тематики респондентами «цифрового» медиапоколения показало приоритет общественно-политической тематики по сравнению с познавательными и развлекательными медиатекстами, доминирование информационной потребности повседневного типа в процессе ознакомительного и просмотрового чтения познавательных и развлекательных проектов, реализацию модели «чтения-наслаждения». Специальные информационные потребности и модель изучающего чтения реализованы при восприятии медиатекстов общественно-политической тематики. Выявлены технологические и психологические инструменты вовлечения «цифрового» медиапоколения в общественно-политическое поле, в том числе негативные моменты, связанные с террористической деятельностью. Доказано, что в настоящий момент важнейшим фактором организации диалога с аудиторией является такая характеристика, как интерсемиотичность текстов СМИ, которую можно рассматривать в качестве значимого механизма конструирования межпоколенческой коммуникации и трансляции коммуникативно-культурной памяти. На основе результатов работы с фокус-группами «аналогового», «цифрового» и «эхо-медиапоколения» выявлена возможная структура коммуникации между «аналоговым» и «цифровым» поколениями: «аналоговым» поколением востребован диалог, а «цифровым» − полилог в пространстве сети. Межпоколенческий диалог продолжает формироваться с использованием стратегий «человек-человек», «человек-артефакт-человек». Наибольшую значимость в развитии межпоколенческого диалога имеют оставляемые поколениями артефакты (письменные, печатные и электронные), а также специализированные мероприятия по их широкому толкованию (выставки, экспозиции, документальные фильмы, заметки в блогах). Доказана востребованность просветительских дайджестов, формирующих представления «цифрового» поколения о событиях, мировоззрении «аналогового» поколения и собственном поколенческом бэкграунде «цифрового» поколения с использованием различных выразительных средств и мультимедийных технологий. Сделан вывод о том, что новая парадигма, ставящая концепт актуальных для человека и социума «воспоминаний» в центр подхода для осмысления изменений, совершающихся в цифровую эпоху в науках об обществе и культуре, немыслима без учета трансформаций информационной сферы. Группой исследователей выявлены возможности конвергентной технологической среды, обеспечивающие трансляцию коммуникативно-культурной памяти от «аналогового» к «цифровому» поколению, конкретизированы основные алгоритмы организации творческой деятельности конвергентных редакций массмедиа Уральского региона. На основе анализа результатов анкетирования 188 респондентов, представляющих разные возрастные группы, сделан вывод о том, что процесс формирования профессиональной культуры представителей медиасообщества макрорегиона Большой Урал характеризуется слабо выраженными признаками системности. На основе результатов работы фокус-групп идентифицирован статус и качества работы современного журналиста в восприятии «цифрового» медиапоколения – это «шоумен» без достаточной профессиональной подготовки. Деятельность журналистов, специализирующихся на освещении конкретной предметной сферы, высоко оценивается всеми поколениями. Обобщен практический опыт СМИ региона по эффективному решению задачи преодоления цифрового поколенческого разрыва. Доказано, что разработанная модель эффективной трансляции коммуникативно-культурной памяти «цифровому» поколению отличается от других социальных моделей прежде всего такими сущностными элементами, как творческо-технологические и диалоговые составляющие повседневной работы субъектов информационной деятельности. Эффективность модели определяет использование конкретных социально-управленческих подходов к организации поколенческого взаимовлияния при посредстве современных медиа в целом и СМИ как медиатора в частности. Таким образом, в 2020 г. обобщена доказательная база, позволившая определить важные доминанты эффективного функционирования СМИ и социальных медиа как медиаторов коммуникативно-культурной памяти межпоколенческой коммуникации в цифровой медиасреде. Это позволяет научно-исследовательской группе на третьем этапе работы в 2021 г. провести дальнейшую оценку эффективности и апробацию разработанной модели межпоколенческой трансляции коммуникативно-культурной памяти. Информация о результатах деятельности размещена и обновляется на странице научной группы: https://journ-urgi.urfu.ru/index.php?id=22149 В отчетный период научный коллектив принял участие в 23 научных событиях (конференциях, семинарах) с 41 докладом; подготовлено 37 публикаций, в том числе 8 – в изданиях, индексируемых в базах WoS/Scopus.

 

Публикации

1. - Исследователи коммуникативно-культурной памяти провели научный семинар Портал УрФУ, опубликована 10.12.2020 (год публикации - ).

2. - В издательстве университета опубликована монография «СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти» Портал УрФУ, опубликована 16.10.2020 (год публикации - ).

3. Simons G Внешняя политика России и публичная дипломатия: вызовы XXI века Vestnik RUDN. International Relations, Т. 20. №3. C. 491-503 (год публикации - 2020).

4. Simons G. Terrorist Propaganda on Social Media: The Power of Attraction and ‘Positive’ Persuasion Terrorism and advanced Technologies in Psychological Warfare,Nova Science Publishers, Inc.(New York), - (год публикации - 2020).

5. Simons G. МИССИИ И РОЛИ ЖУРНАЛИСТИКИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г.), Cборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г.). / сост. О. Ф. Автохутдинова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 247 с. (год публикации - 2020).

6. Simons G. REFLECTIONS ON TEACHING MEDIA LITERACY TO THE MILLENNIAL GENERATION MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность»: материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24–25 ноября 2020 года), Материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24–25 ноября 2020 года): Часть 1 / под ред. А. А. Морозовой: Челябинский государственный университет. – Челябинск: Изд-во Челябинского государственного университета (год публикации - 2020).

7. В. Ф. Олешко, А. О. Бьюкенен Современная пресса как форма отражения коммуникативно-культурной памяти (на примере русскоязычных газет США) Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры, Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 1 (195). С. 19-29. (год публикации - 2020).

8. В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко Коммуникативно-культурная память как вектор развития сотрудничества университетов в эпоху глобализации ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА, - (год публикации - 2020).

9. В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти: [монография] СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти : [монография] / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный универ- ситет. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный универ- ситет. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. — 470 с. (год публикации - 2020).

10. Е.В. Олешко «Новое чтение» как форма потребления современного медиапродукта Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, . 26. № 4 (201). С. 13−18. (год публикации - 2020).

11. Олешко В. Ф. Цифровое неравенство как актуальная научно-практическая проблема Материалы международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью (Воронеж, 14–16 мая 2020 г.). Часть 1. Воронеж, ВГУ, 2020. С. 39 – 42., Материалы международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью (Воронеж, 14–16 мая 2020 г.). Часть 1. Воронеж, ВГУ, 2020. С. 39 – 42. (год публикации - 2020).

12. Олешко В. Ф. Институт чтения как фактор преодоления поколенческого цифрового разрыва Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г.)., Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г.). / сост. О. Ф. Автохутдинова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 247 с. (год публикации - 2020).

13. Олешко В. Ф. Социально одобряемое медиапотребление: к постановке проблемы MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность»: материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24–25 ноября 2020 года), Материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24–25 ноября 2020 года): Часть 1 / под ред. А. А. Морозовой: Челябинский государственный университет. – Челябинск: Изд-во Челябинского государственного университета (год публикации - 2020).

14. Олешко В. Ф., Мухина О. С. Медиаграмотность как метод противодействия манипуляциям СМИ на бытовом уровне Знак: проблемное поле медиаобразования (Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija), № 2 (36). С. 35–44. (год публикации - 2020).

15. Олешко В. Ф., Мухина О. С. Поколенческие различия в восприятии информации современных масс-медиа Коммуникации. Медиа. Дизайн, Поколенческие различия в восприятии информации современных масс-медиа // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т.5. 2020. С.125-142. (год публикации - 2020).

16. Олешко В. Ф., Олешко Е. В. Особенности развития региональных СМИ в условиях трансформации общественных и массмедийных практик Профессиональная культура журналиста в условиях медиа- трансформаций : [моногр.] / под. ред. М. А. Мясниковой ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та,, М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 236 с. (год публикации - 2020).

17. Олешко В. Ф., Олешко Е. В. Коммуникативно-культурная память Югры и проблемы её межпоколенческой трансляции в цифровую эпоху: филологический аспект Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies, Т. 10. № 3. 2020. С. 507−516. (год публикации - 2020).

18. Олешко В. Ф., Олешко Е. В. «GOOGLE-ЭФФЕКТ» В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВЫХ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ Возможности и угрозы цифрового общества: материалы конференции / под ред.: А.В. Соколова, А. А. Фролова., Материалы конференции / под ред.: А.В. Соколова, А. А. Фролова. – Ярославль: Изд-во ООО «Цифровая типография», 2020. – 243 с. – (Всероссийская научно-практическая конференция «Возможности и угрозы цифрового общества», Ярославль, 22 апреля 2020 г.). (год публикации - 2020).

19. Олешко В. Ф., Олешко Е. В. Деятельность массмедиа в контексте преодоления цифрового поколенческого разрыва Журналістыка - 2020: стан, праблемы і перспектывы: матэрыялы 22й Міжнар. навук.практ. канф., Мінск, 12–13 лістап. 2020 г. / Беларус. дзярж. Ун-т; рэдкал.: В.М. Самусевіч (гал. рэд.), - (год публикации - 2020).

20. Олешко В. Ф., Фокин Н. К. Писатель-журналист как субъект цифрового информационного пространства (на примере творческой деятельности Юрия Полякова) Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, Т. 26. № 3 (199). С. 25−37. (год публикации - 2020).

21. Олешко В. Ф., Фомченко А. О. Русскоязычная пресса США: контекст коммуникативно-культурной памяти Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. – М.: Фак. журн. МГУ, Сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. - М.: Фак. журн. МГУ 2020. - 616 с. (год публикации - 2020).

22. Олешко В.Ф., Мухина О.С. Медиаграмотность как стратегия противодействия манипуляциям в эпоху цифровых медиа (на примере коронавирусной пандемии) Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник мате-риалов VII Международной научно практической конференции (г. Грозный, 10 11 декабря, 2020 г.), Сборник мате-риалов VII Международной научно практической конференции (г. Грозный, 10 11 декабря, 2020 г.). Махачкала: ЧГПУ, АЛЕФ, 2020. 464 с. (год публикации - 2020).

23. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Проблема теоретико-методологической идентификации информационной культуры современного российского общества Современные проблемы социальной коммуникации и журналистской деятельности : Сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Отв. ред. В.В. Фролов. Псков: Псковский государственный университет, Белорусский государственный университет, Сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Отв. ред. В.В. Фролов. Псков: Псковский государственный университет, Белорусский государственный университет (год публикации - 2020).

24. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. PROJECT ACTIVITY OF STUDENTS AS AN EFFECTIVE FROM OF OVERCOMINC DIGITAL INEQUALITY Conference Proceedings from the IV International scientific conference «MEDIAEducation»: vectors of integration in digital space (26-27 November 2019), Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, - (год публикации - 2020).

25. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Creative Environment as a Factor of Professional Culture Formation of Journalists in the Digital Era Communication Trends in the Post-Literacy Era: Polylingualism, Multimodality and Multiculturalism As Preconditions for New Creativity,Ural Federal University, Ural State Pedagogical University. — Ekaterinburg : Ural Univ. Press, Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University, Ural State Pedagogical University. — Ekaterinburg : Ural Univ. Press, 2020. — 786 p (год публикации - 2020).

26. Олешко Е. В. Медиаграмотность нового образования – разница подходов Медиаграмотность нового образования – разница подходов // MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность»: материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24–25 ноября 2020 года), Материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24–25 ноября 2020 года) : Часть 1 / под ред. А. А. Морозовой : Челябинский государственный университет. – Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2020. – 464 с. (год публикации - 2020).

27. Олешко Е. В. К вопросу о преодолении цифровых поколенческих «разрывов» Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф, Сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. - М.: Фак. журн. МГУ 2020. - 616 с. (год публикации - 2020).

28. Олешко Е. В. Цифровая культура как как маркер поколенческих различий внутри аудиторных групп Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г.)., сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г.). / сост. О. Ф. Автохутдинова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 247 с. (год публикации - 2020).

29. Свердлов С. А. Роль и образ медиа на стыке «аналогового» и «цифрового» поколений Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г.)., Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г.). / сост. О. Ф. Автохутдинова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 247 с. (год публикации - 2020).

30. Свердлов С. А. Медиатизация личности с позиции межпоколенческих различий и передачи памяти поколений «MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность»: материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24–25 ноября 2020 года), Материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24–25 ноября 2020 года) : Часть 1 / под ред. А. А. Морозовой : Челябинский государственный университет. – Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2020. – 464 с. (год публикации - 2020).

31. Соломеина В. Г., Сумская А. С. Восприятие мультимедийных проектов общественно-политической и развлекательной тематики «цифровым» медиапоколением MEDIAОбразование: медиа как тотальная повседневность»: материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24–25 ноября 2020 года), Материалы V Международной научной конференции (Челябинск, 24–25 ноября 2020 года) : Часть 1 / под ред. А. А. Морозовой : Челябинский государственный университет. – Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2020. – 464 с. (год публикации - 2020).

32. Соломеина В.Г., Сумская А.С. Восприятие мультимедийных сторителлингов познавательной тематики «цифровым» медиапоколением Знак: проблемное поле медиаобразования (Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija), 2020. № 4 (38). С. 158–169. (год публикации - 2020).

33. Сумская А. С., Иванова Ю. С. Маркеры коммуникативной памяти «аналогового» и «цифрового» поколений в городских медиа Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г.), Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 г.). / сост. О. Ф. Автохутдинова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 247 с. (год публикации - 2020).

34. Сумская А.С, Иванова Ю. С., Сумской П. Ф Нативные сторителлинги для аудитории «цифрового» медиапоколения Рекламное и PR-образование в условиях информационно- технологических перемен: актуальные вопросы и тренды: сб. материалов II Международной конференции, Челябинск, 17–18 апреля 2020 г., Сб. материалов II Международной конференции, Челябинск, 17–18 апреля 2020 г. / под общ. ред. К.В. Киуру. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2020. – 390 с. (год публикации - 2020).

35. Сумская А.С. JOURNALISTIC TRANSMEDIA STORIES: PRODUCTION EXPERIENCE Conference Proceedings from the IV International scientific conference «MEDIAEducation»: vectors of integration in digital space (26-27 November 2019), Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, - (год публикации - 2020).

36. Сумская А.С. Журналистские трансмедийные истории: опыт производства в условиях университетской творческой лаборатории Профессиональная культура журналиста в условиях медиатрансформаций: [моногр.] / под. ред. М. А. Мясниковой; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. –Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 236 с. (год публикации - 2020).

37. Сумская А.С., Соломеина В.Г. INTERCULTURAL SENSITIVITY AND COMMUNICATIVE-CULTURAL MEMORY IN THE MEDIA-COMMUNICATIONS DEVELOPMENT Conference Proceedings from the IV International Scientific Conference "Competitiveness and the development of socio-economic systems" (CDSES 2020),(25-26 November 2020), - (год публикации - 2020).

38. Сумская А.С., Сумской П.Ф. TELEVISION PRODUCER PROJECTS FROM THE "DIGITAL" MEDIA GENERATION: MEETING THE TV AUDIENCE NEEDS Conference Proceedings from the IV International scientific conference «MEDIAEducation»: vectors of integration in digital space (26-27 November 2019), Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, - (год публикации - 2020).

39. Сумская А.С., Сумской П.Ф., Соломеина В.Г. Subcultures of the "Analogue" and the "Digital": Prospects of Intergenerational Communication Communication Trends in the Post-Literacy Era: Polylingualism, Multimodality and Multiculturalism As Preconditions for New Creativity, Ural Federal University, Ural State Pedagogical University. — Ekaterinburg : Ural Univ. Press., Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University, Ural State Pedagogical University. — Ekaterinburg : Ural Univ. Press, 2020. — 786 p (год публикации - 2020).