КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00342

НазваниеЧеловек в своем времени: проблематизация темпоральности в европейском интеллектуальном пространстве первой трети ХХ-го века

РуководительСоболева Майя Евгеньевна, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2021 г. 

Конкурс№35 - Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-208 - Философия, теория культуры. Философская антропология

Ключевые словатемпоральность, модерн, модернизм, внутренний опыт времени, переживание времени, ценности, языки времени, дерегионализация.

Код ГРНТИ02.91.00; 13.11.28


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Наш проект нацелен на исследование методами истории философии, интеллектуальной истории и философской антропологии проблематизации темпоральности в первой трети двадцатого века в европейском интеллектуальном пространстве. Предполагается, во-первых, осуществить реконструкцию теорий времени, создаваемых в рамках и на пересечении философии, искусства и науки в этот период; во-вторых, рассмотреть философско-антропологическую рефлексию об отношении человека со “своим временем”, связанную с характерной для этого периода “невозможностью” не писать о времени; и, наконец, проанализировать ряд своеобразных попыток в философии, историографии, искусстве, литературе разработать особенные формы выражения нового опыта времени. Научная проблема, в целом, может быть обозначена как необходимость исследования “рассогласования” языков описания времени в первой трети двадцатого века. Такая постановка проблемы обусловлена тем, что, во-первых, наблюдается конфликт между социально-политическим “опространственным” временем в идеологиях модерна, которые мыслят темпоральность как “пустую форму” для общественного прогресса, и осмыслением нового опыта индивидуального отношения со временем в философском и художественно-литературном модернизме, который был нацелен на раскрытие внутреннего переживания времени. Во-вторых, конфликт антропологического (индивидуальное старение и умирание) и социально-исторического времени (общественный прогресс) со всей остротой поставил перед интеллектуалами в этот период вопрос о связи  темпоральности и историчности, вопрос о “духовной ситуации человека в своем времени” (К. Ясперс). Задача осмысления своей персональной захваченности историческим временем оказывается в этом контексте ключевой для философско-исторических и антропологических размышлений интеллектуалов самых разных политических и культурных ориентаций. В-третьих, в ходе  углубления научной специализации, умножения направлений в искусстве, философии, историографии формулируются новые способы выражать темпоральность и историчность, происходит  размежевание и гибридизация, а также экспериментирование с формами описания темпоральности, что свидетельствует о неразделимости в этот период проблематизации времени и проблематизации языка. По нашему мнению, можно, таким образом, говорить о темпоральном повороте, в историко-философском и философско-антропологическом аспектах. Однако многомерность и плотность темпорального поворота остается недооцененной: исследования основателей направлений (неокантианства, феноменологии, бергсонианства, позитивизма) оставляют в тени многих мыслителей, которые своеобразно прорабатывали проблематику темпоральности. Изучение фигур “второго плана” канонической истории философии задает эмпирическую новизну проекта. Новизна проекта также связана с методологической установкой на де-регионализацию за счет выявления параллелей, взаимовлияний, трансферов и апроприаций в контексте европейского, включая российское, интеллектуального пространства. Проект стремится преодолеть как европоцентризм, так и дискурсивную провинциализацию России, проистекающую из сосредоточенности в анализе первой трети двацатого века на категориях революции и утопии. Последние, считается, свойственны “русскому авангарду” и отличают его от европейского модернизма и авангарда, однако внимание только к “левому авангарду” вытеснило исследование теорий времени, обращенных к категориям случайности, дискретности времени, вневременности и вечности, существующим параллельно, наше исследование позволит увидеть европейскую и российскую проблематизацию темпоральности как единый процесс. Наконец, в исследуемый  период происходит определенная гибридизация философии, литературы и науки, создаются новые языки, новые формы письма и способы воображения, преодолевающие традиционное разделение, потому междисциплинарный подход и методы интеллектуальной истории, которая несводима только к искусствоведению, истории философии или истории науки, позволит получить более полноценную картину происходящих интеллектуальных процессов, что также определяет новизну проекта. Мировоззренческая актуальность проекта задана тем, что духовная ситуация определения своего времени воспроизводится в антропологическом горизонте современного человека, поскольку фрагментарность социальной реальности и увеличивающаяся мобильность формируют внутреннее убеждение, что единственным маркером идентичности остается время: до или после перестройки, до или после кризиса, до и после 11 сентября, поколение книги и поколение web 2.0 и т.п. При этом нужно понимать, что поиск способов понимания времени симптоматически указывает на неопределенность человека в сфере ценностей. Именно ценности фундируют устойчивость в определении своего и чужого, нового и старого времени. Потому, анализ проблемы “своего времени” особо актуален в современных социальных обстоятельствах, когда пространство перестает быть главным фактором самоопределения в глобальных процессах (коммуникаций, конфликтов, миграций и т.п.) “текучей современности”. По итогам трех лет исследовательской работы результаты выполнения проекта должны быть представлены в виде 15 научных статей в рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК (РИНЦ), 10 научных статей в журналах, индексируемых в базе данных Scopus/WoS и 1 научной монографии. Достижимость заявленных результатов обеспечивается квалификацией научного коллектива, который включает двух иностранных исследователей, имеющих опыт работы в научных проектах по тематике, близкой предлагаемому исследованию. Руководитель проекта М.Е.Соболева, длительное время работая в университете Марбурга (Германия), имеет сложившуюся сеть научных партнерств и коллабораций за рубежом, которые смогут обеспечить качество и мировой уровень проводимых исследований, но также Соболева является признанным специалистом по истории философии первой трети ХХ века, в частности имея научные публикации по истории русской и советской философии, теории познания, философии языка, герменевтике (В. Дильтей, Г. Миш, И. Кениг), философии символических форм (Э. Кассирер), философии И. Канта и неокантианству, философии М.М. Бахтина. В состав научного коллектива также входят молодые перспективные исследователи, каждый из которых имеет существенный задел по тематике проекта, в том числе молодые ученые имеют публикации по изучению экзистенциального опыта переживания, философского анализа произведений искусства, историографии, это-документов, которым предполагается уделить большое внимание в ходе научной работы. Наконец, следует отметить междисциплинарный состав коллектива, который помимо философов, специализирующихся на истории философии, философской антропологии и философии культуры, включает историков, владеющих методологией интеллектуальной истории и имеющих опыт межнациональных междисциплинарных европейских научно-исследовательских проектов. В ходе реализации проекта предполагается вести активное научное сотрудничество с научными организациями и партнерами, в России и за рубежом, среди которых Центр фунадментальных исследований в Юго-восточной Европе (Рийека, Хорватия), Факультет славистики Университета Белграда, Центр изучения Восточной Европы университета Марбурга, университет Хельсинки, Центр П. Клее (Берн, Швейцария), а также СПбГУ, ПНИУ, НИУ ВШЭ и др.

Ожидаемые результаты
Особенностью сегодняшней ситуации человека можно назвать неопределенность его ориентации во времени, что симптоматически указывает на отсутствие ясного ценностного порядка, на основании которого можно было бы оценить себя и современность. Ценности позволяют человеку понять, к какому времени он относится, позволяют принимать или критиковать прошлое, и наконец, проектировать будущее. Динамичная трансформация социальных укладов, экономик, институций, форм и форматов коммуникаций является серьезным антропологическим вызовом, который вновь актуализирует постановку вопроса о "своем" времени в двадцать первом веке. Этим определяется мировоззренческая значимость проекта. Ожидаемые научные результаты проекта заключаются в том, что, во-первых, на основе проведенных исследований будет осуществлена концептуализация проблематизации темпоральности как темпорального поворота. Это даст новое видение развития культуры в первой трети двадцатого века и откроет перспективы для дальнейших исследований данной проблемы. Во-вторых, реализация проекта выявит в новом ракурсе аксиологический смысл времени в антропологическом горизонте человека, в проекции связи трансцедентального и экзистенциального опыта. В-третьих, для понимания многомерности темпорального поворота будут изучены поиски разных форм выражения опыта времени, представленные в теоретических трудах, в эго-документах, а также в результатах художественной практики (живописи и кино), тех авторов, чьи теоретические и художественные открытия являются недостаточно изучены. В-четвертых, значимым результатом реализации исследовательских задач станет де-провинциализация и де-регионализация направлений, течений и школ. В-пятых, в качестве научных результатов проекта следует отметить реконструкцию теорий времени, разработанных мыслителями “второго плана” в контексте развития основных философских направлений и школ (неокантианство, феноменология, философия жизни, позитивизм), в том числе анализ критики классической философии с позиций феноменологии и бергсонианства; будет также осуществлен анализ историографических дискуссий о целях и методах в рамках исторической науки, отражающих рефлексию об опыте времени и об историчности. И, наконец, значимость результатов проекта также определяется тем, что исследования будут проводиться в междисциплинарном поле с использованием не только сложившихся методов истории философии, философской антропологии и интеллектуальной истории, а также новых технологий анализа ("радиографический" метод структурного анализа текста, эпистемологическая герменевтика), разрабатываемых основными участниками проекта. Социальная значимость результатов проекта видится в связи с модернизацией высшего образования России, которая предполагает новое содержание компетенций выпускника, формируемых социально-гуманитарным знанием. Именно поэтому важно, чтобы фундаментальные гуманитарные исследования были ориентированы в том числе на проблематику связанную с формированием ценностей современного человека. Результаты данного проекта в первую очередь могут быть использованы для модернизации тех гуманитарных дисциплин, которые включены в образовательные программы как ценностно-ориентирующие и мировоззренческие. Большое значение результаты исследования будут иметь для совершенствования подходов к гуманитарной экспертизе социальных проектов, ориентированных на развитие духовной культуры современного человека. Для продвижения идеи проекта и представления его научных результатов запланированы: - публичная презентация проекта на открытых информационных площадках с целью вовлечения в обсуждение мировоззренческой проблематики проекта и его научной перспективы. - международная научная конференция и секции на международных научных конференциях; - открытые научно-исследовательские семинары для участников проекта и молодых ученых (руководитель М.Е. Соболева), с целью развития научных компетенций и формирования навыков исследовательской деятельности в соответствии с мировыми стандартами и практиками. Таким образом, результаты проекта будут внедрены в академические и образовательные практики, и будут содействовать формированию круга экспертов, компетентных в области социальных стратегий развития духовной культуры и нравственного воспитания.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Исследование проводилось в соответствии с планом и задачами, указанными в заявке. Одной из ведущих гипотез проекта является гипотеза о произошедшем в начале двадцатого века «темпоральном повороте», что означает, что время из «объективного», то есть из простого физического времени, превратилось в фактор, конституирующий сам характер человеческой жизни и отношения человека к миру. В таком ключе проблема времени была поставлена прежде всего Э. Гуссерлем (время как форма сознания), А. Бергсоном (время как длительность, вбирающая в себя прошлое и будущее в настоящем) и М. Хайдеггером (время как особая форма бытия к смерти). Однако для того, чтобы говорить о «темпоральном повороте» недостаточно просто указать на эти фигуры. Напротив, мы исходим из того, что эти фигуры не инициировали новое восприятие времени, а выразили его. Для того, чтобы это продемонстрировать, мы вводим в круг анализа фигуры так называемого «второго плана», не ограничиваясь при этом только кругом философии, но расширяя его на представителей других отраслей культуры. Так, поле зрения нашего исследования охватывает помимо философов (М. Шлик, А. Мейононг, А. Бергсон, Г. Зиммель и др.), также композиторов (А.Н. Скрябин), художников (П. Клее) и литераторов (Л. Липавский). Показав, что время можно рассматривать как трансцендентальное основание в кантовском смысле, то есть как условие возможности опыта, мы пытаемся реконструировать основные измерения временнóго бытия человека. Здесь ведущей является идея о том, что время входит в человеческую жизнь через смысл (отв. -руководитель проекта М.Е. Соболева), а значит, что для человека в его обычном бытии нет абстрактного или «пустого» времени, напротив, его время всегда наполнено. Это позволяет поставить проблему о «человеке в своем времени» и понять человека сквозь призму времени и время через характер человеческой формы жизни. Так, благодаря исследованию творчества Скрябина (отв. - исполнитель проекта Г.П. Хазиев) и Клее (отв. - исполнитель проекта С.П. Пургин) мы обнаруживаем понимание времени как творческого акта. У Скрябина предельно остро выражена идея о том, что время возникает в результате различения: только вычленяя нечто из потока неразличимого мы формируем время. Сила человека состоит, согласно ему, в том, что он способен воздействовать на время и тем самым формировать будущее. Скрябин представляет себе движение в будущее как мистерию и видит в синтезе искусств возможность спасения человечества перед угрозой войн и мировых катастроф. Демиургические мотивы у Скрябина сочетаются с мессианскими, что несмотря на их символическое выражение, роднит его восприятие времени с общими революционно-перестроечными настроениями начала двадцатого века. Те же настроения обнаруживаются в творчестве П.Клее, основную философскую идею которого можно выразить его же собственными словами о том, что форма мертва, а процесс – это жизнь. Время как время творческого процесса предстает у Клее в качестве основной формы существования, а человек понимается им как демиург в изначальном смысле этого слова как «человек, занятый делом». Согласно Клее, существует универсальное время, скрывающее истину, и путь к истине состоит в разложении времени на отдельные элементы. Такой «атомизм» выражает творческое кредо художника: искусство, согласно ему, не воспроизводит видимое, а делает нечто зримым (видимым). «Я – Бог», - говорит о себе Клее, выражая при этом идею власти человека над временем через познание и одновременное сотворение истины. Феномен Скрябина и Клее дает возможность поставить вопрос о драме включенности индивидуума в социальное время. Здесь также возникает целый комплекс вопросов: следование за временем или его опережение; подчинение времени или формирование его; включенность индивидуума в общественное время или отчуждение от него; совпадение или рассогласование индивидуального и общественного времени. Что такое вообще время, в котором мы живем? Этот вопрос ставится всеми мыслителями первой начала двадцатого века, включая представителей неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Г. Риккерт), феноменологии (Э. Гуссерль, А. Мейнонг), философии жизни (А. Бергсон, Г. Зиммель) и т.д. На этот же вопрос можно попытаться ответить, исследуя временные закономерности развития искусства. Так, обнаруживается два парадигматических понимания современности (отв. - исполнитель проекта Т.А. Круглова): современность может быть понята или как полное отрицание существующего как всегда уже прошлого, что отчетливо демонстрируют авангардистские и футуристические течения в искусстве начала двадцатого века, или же как вечное настоящее, что выражается в ренессансе неоклассицизма в тридцатых годах двадцатого века. Вопрос о современности ставится также в исторической науке. Ярким примером этого является подход к периодизации истории в СССР в конце двадцатых-начала тридцатых годов (отв. - основной исполнитель проекта Е.П. Емельянов). Признание современности в качестве важнейшего этапа общественного развития привело к упразднению истории как предмета из учебных программ школ, техникумов и ВУЗов и замены ее на обществоведение. Лишь в тридцатые годы история была снова введена как специальный предмет, причем в основу периодизации истории был положен марксистский принцип соотношения между производительными силами и производственными отношениями вместо простого линейного движения общества от древности и средневековья к новому времени и современности. Таким образом, историческое время перестало быть нейтральным и абстрактным, а получило свое содержательное наполнение. Такой подход к истории отражает тенденции к рационализации времени в духе начавшейся технологической эпохи, но одновременно можно также наблюдать тенденции к иррационализму. Здесь показательным становится пример киноэкспрессионизма, сфокусированного прежде всего на телесном языке эмоций. Разумеется, это обусловлено в первую очередь технической ограниченностью кино тех лет (его немотой), но это не единственное объяснение. Внимание к эмоциональной жизни человека можно интерпретировать как кризис рационалистической идеологии просвещения, доминировавшей в культуре, начиная с Нового времени. Можно выявить явные параллели между процессами, происходящими в кино, литературой, философией жизни, экзистенциализмом и психоанализом (отв. - исполнитель проекта А.Е. Якимов). Происходит своеобразная конвергенция различных по художественной форме дискурсов, объединенных идеей времени. Интерес к эмоциональной жизни человека был во многом вызван историческими пертурбациями рассматриваемого в проекте периода времени. Характерно, что в этот период эмоции начинают выполнять те функции, которые раньше выполнял разум: они на свой лад формируют наше видение мира. Так, согласно Л. Липавскому именно эмоциональное отношение к миру – прежде всего, ужас – привносит в мир время. Мир, существующий сам по себе, вневременен и находится в состоянии гомеостаза, но человек разрушает это равновесие за счет привнесения в него времени. Поскольку внедрение в мир времени представляет собой опыт разрушения, то можно говорить о негативной онтологии (отв. - исполнитель проекта А.А. Сысолятин). При этом сам человек находится в состоянии дисбаланса, некоего психологического кризиса и способен освоить только ту часть мира, которую он схватывает в речи. Возникновение действительности из опыта человека ставит вопрос о соотношении объективности и субъективности в ней. Один из аспектов этого вопроса – это вопрос о соотношении норм и ценностей. Можно сказать, что возникшие в начале века теории ценностей и норм нацелены на разрешение этого временнóго по своей сути парадокса. В этой связи можно упомянуть А. Мейнонга, М. Шлика и др. (отв. – основной исполнитель проекта Е.С. Черепанова и исполнитель проекта - А.М. Давлетшина). Этот парадокс заключается в объективной значимости нормы и ее субъективном (общественном) происхождении. Отсюда возникают вопросы об общезначимости или условности норм, о статусе ценностных суждений как универсальных или временных, о норме и индивидуальных ценностях и т.д. Важным условием их разрешения является используемый для этого метод (отв. - основной исполнитель проекта П. Боянич). Как видно из данного краткого обзора результатов работы коллектива за 2019 г., вскрыт целый комплекс проблем, связанных между собой категорией времени, решение которых может прояснить ситуацию человека в его отношении к миру, к другим людям и к самому себе. Дальнейший анализ этих проблем будет осуществлен в ходе работы в рамках проекта. По результатам исследований за год опубликованы 1 статья в журналах, индексируемых в WoS/Scopus, 5 статей в журналах, индексируемых в РИНЦ, а также представлены 8 докладов на международных научных конференциях. Организованы 6 российских и зарубежных командировок для работы в библиотеках, научных центрах и архивах. Проведены 3 научно-исследовательских семинара для участников проекта. Проведена публичная презентация проекта в Ельцин Центре г. Екатеринбурга. Работа проектной группы отражена на сайте УРФУ (https://urgi.urfu.ru/en/research/laboratories/tolerance/projects/a-man-in-his-own-time/) и в социальной сети Facebook (https://www.facebook.com/groups/342918633275863/?ref=bookmarks)

 

Публикации

1. Емельянов Е.П. Проблема периодизации всеобщей истории в советском обществоведении 1920-х годов Научный диалог, № 10. С. 380-395. (год публикации - 2019)

2. Круглова Т.А. «Современная классика» или «вечная современность»: сравнение двух темпоральных режимов развития искусства в межвоенный период (фашистская Италия и СССР) Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки, Т.14. №3(191). С.63-71 (год публикации - 2019)

3. Пургин С.П. Трансформация романтической традиции в искусстве Пауля Клее: темпоральный поворот Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки, Т.14. №3(191). С.86-98 (год публикации - 2019)

4. Соболева М.Е. Время как смысл и смысл как время: о трансцендентальных основаниях времени Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки, Т.14. №3(191). С.52-63 (год публикации - 2019)

5. Сысолятин А.А. Каталепсия времени: эстетизация ужаса в «трактатах» Л. Липавского Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки, Т.14. №3(191). С.98-105 (год публикации - 2019)

6. Якимов А.Е. Особенности конструирования хронотопа в немецком киноэкспрессионизме 1920-х гг. Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки, Т.14. №3(191). С.72-85 (год публикации - 2019)

7. Емельянов Е.П. Какую историю учить советским школьникам? Совещание научно-педагогической секции ГУСа 24 марта 1926 г. Русский логос - 2: Модерн - границы контроля. Материалы международной философской конференции, Санкт-Петербург, 25–28 сентября 2019 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 688 с., С.643-645 (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Исследование проводилось в соответствии с планом и задачами, указанными в заявке. Если в прошлом году основные усилия членов проекта были нацелены на его общую концептуальную разработку, то в этом году, в ходе более детальной работы над комплексом намеченных тем, на повестку дня встали методологические проблемы. В нашей работе, прежде всего, были использованы следующие методы. Это, во-первых, введение в научный оборот новых источников, например, не переведенных на русский язык текстов. Это стало элементом работы М.Е. Соболевой (рук. проекта) и Е.С. Черепановой (отв. исполнитель), С.П. Пургина (исполнитель), А.М. Давлетшиной (исполнитель). Во-вторых, это введение в научный оборот неопубликованных архивных материалов. Это стало элементом работы А.А. Сысолятина (исполнитель), Г.П. Хазиева (исполнитель) и С.П. Пургина (исполнитель). В-третьих, это переводы оригиналов на русский язык. Например, С.П. Пургин перевел программный текст Пауля Клее «Пути изучения природы» (Die Wege des Naturstudiums). И, наконец, это необычный ракурс исследования, позволяющий в казалось бы известном открывать неизвестное. В этом отношении интересен подход А.С. Меньшикова (отв. исполнитель), сосредоточившегося на анализе только недавно опубликованных на французском и ещё не переведённых на русский язык лекционных курсов Бергсона «Идея времени» (изд. 2019) и «История идеи времени» (изд. 2016), которые читались им в Коллеж де Франс в 1901-1903 гг., а также подход А.М. Давлетшиной (исполнитель), которая открыла руководителя Венского кружка М. Шлика в качестве философа, которому оказались не чужды этические проблемы. Е.П. Емельянов (отв. исполнитель) открывает в теории А.А. Богданова идеи, позволяющие представить его как методолога истории. Этой генеральной линии – анализировать материал из необычной перспективы, а именно под углом зрения философской проблематики времени и темпоральности как особого временнóго измерения, старались придерживаться все участники проекта. В результате, в самом обобщенном виде, результаты нашей работы за этот год выглядят следующим образом. М.Е. Соболева (рук. проекта) продолжила исследование фундаментальных оснований времени, сфокусировавшись на проблеме онтологии времени. Эта проблема была поставлена как проблема бытия самого времени, что было вызвано необходимостью подобрать «ключ» к новому пониманию истории, свидетельствующему в пользу констатируемого нами «темпорального поворота». В центре анализа находились парадигматические для решения данной проблемы концепции времени представителей русского и немецкого экзистенциализма – Н.Бердяева и М.Хайдеггера. На их примере было продемонстрировано, что понятия «временность» и «историчность» человека составляют ядро онтологического понимания времени. Исходя из этих культурно-антропологических констант, можно дать новое объяснение истории как разворачивающейся изнутри человеческой жизни событийности, а не как внешних социальных рамок, что было постулатом традиционной исторической науки. При этом было установлено, что само понимание социальности также изменяется в свете онтологической постановки вопроса и приобретает смысл активного действия человека как агента истории (что позже широко дискутировалось теоретиками постмодерна). Бердяев и Хайдеггер, в свою очередь, в различной степени опирались на идеи Бергсона. Как показывает А.С. Меньшиков (отв. исполнитель), в лекциях 1901-1903 гг. Бергсон приходит к выводу о необходимости радикально переориентировать метафизику на проблематику времени. Поскольку у Бергсона именно «проблема длительности является центральной проблемой метафизики», то его подход можно интерпретировать как полномасштабный проект реконструкции философии, которая обращена, главным образом, на постижение времени. По мнению Меньшикова, такой проект заложил основы «темпорального поворота» в европейской философии начала двадцатого века, который был продолжен в феноменологии и экзистенциализме. Проблема историчности в ее социально-психологическом ракурсе была поставлена в 1930-х гг. Ясперсом. Е.С. Черепанова (отв. исполнитель) показывает в своем исследовании, что Ясперс подошел к пониманию историчности с точки зрения проблематики кризиса современности, который состоял для него, в том числе, в возможности/невозможности самоидентификации индивидуума с историческим временем. Персональное переживание со-временности Черепанова реконструирует в терминах «свое» и «чужое» время, разрабатывая намеченный Ясперсом путь в направлении философской антропологии. Одной из исходных гипотез нашего проекта была идея о том, что темпоральный анализ культурной ситуации рассматриваемого нами периода не может ограничиваться одной только философией, а должен включать и искусство, и науку. Поэтому поле нашего исследования охватывает помимо философов также композиторов (А.Н. Скрябин), художников (П. Клее) и литераторов (Л. Липавский). При этом обнаруживается интересная закономерность, а именно, что любой вид творчества превращается в своего рода философию, поскольку каждый из них стремится понять действительность и выразить понятое доступными ему средствами. Философия становится, таким образом, посредником между различными сферами культурной деятельности. Философствуют не только профессиональные философы, но и ученые, художники, писатели и актеры. Более того, философия становится тем центральным нервом, который формирует общее отношение к миру и объединяет различные виды миропонимания в одно целое культурной эпохи, а центральным нервом самой философии, как мы показываем в нашем проекте, становится категория времени. С.П. Пургин (исполнитель), продолжая исследовать творчество Клее, открыл в нем феномен гротеска. Он показывает, что гротеск является не только художественным приемом, но и методом осмысления действительности, характеризующим философию искусства Клее в целом. Причем в основе этого подхода лежит особая темпоральная структура, которую можно определить как «расширяющееся время» или «изнутри растущее мгновение». Интуиция времени составляет каркас философского и музыкального творчества Скрябина, как полагает Г.П. Хазиев (исполнитель), поэтому, основываясь на ней, можно решить проблему систематизации творчества композитора. Его музыкальные сочинения (особенно крупные симфонические произведения и программные фортепианные сонаты), воплощающие его философские размышления по преображению мира и человечества, можно расшифровать через тему «упакованного» времени, а кульминацию его творчества – Мистерию – как «машину времени». Тема времени, как утверждает А.А. Сысолятин (исполнитель), проходит через все литературное творчество Л. Липавского, включая трактаты «Исследование ужаса», «Трактат о воде» и «Головокружение». Причем в них можно открыть не только элементы экзистенциализма, на что указывали уже и другие исследователи, но и элементы онтологии через раскрытие его пар «мир-время». Особенность такой онтологии состоит в том, что центральным моментом различения «миров» Липавского является их отношение ко времени. Такая онтологическая структура вызывает проблему временнόй рассогласованности между человеком и реальностью самой по себе, что, в свою очередь, вызывает кризис в отношениях человека и мира. Таким образом, Сысолятину удалось показать, что онтология Липавского, включающая в себя элемент времени, с необходимостью приводит к проблеме экологического сознания. Особую идеологию времени в архитектуре исследует Т.А. Круглова (исполнитель). Основная линия исследования проходила через концепты «архитектурный стиль» – «власть» – «время». Квинтэссенцией ее анализа можно считать идею, что в СССР функции архитектуры трактовались в зависимости от доминирующей идеологии и ее установок в отношении времени. Так, социализм трактовался в конструктивизме в модусе будущего времени, а в неоклассицизме помещался в модус настоящего времени. Для выявления специфики темпоральности советского неоклассицизма Круглова продолжила начатое ей в 2019 г. сравнение с итальянским искусством периода Муссолини в рамках общего тоталитарного проекта культуры. Своего рода ренессанс неоклассицизма можно наблюдать и в советском кинематографе конца 1920-х- начала 1930-х гг., когда он перешел от экспрессионизма к феномену повседневности с целью канонизировать образцы поведения нового советского человека. А.Е. Якимов (исполнитель) обозначает повседневность как «новый темпоральный режим кинематографа». Основным предметом его исследования стали фильмы Абрама Роома «Третья мещанская» (1927) и Бориса Барнета «Дом на Трубной» (1928), анализ которых позволил ему реконструировать основные черты и технологии нового «темпорального поворота» в кинематографии. Даже «Краткий курс экономической науки» А.А. Богданова можно прочитать из перспективы гипотезы о темпоральном повороте, что делает Е.П. Емельянов (отв. исполнитель). В этом случае можно не только обнаружить новый подход к периодизации истории у самого Богданова, но и до сих пор непризнанное влияние богдановских идей на раннюю советскую историографию. Не менее значительное открытие – это «этика молодости» М. Шлика, реконструированная А.М. Давлетшиной (исполнитель) на основании все еще не переведенной на русский язык работы «О смысле жизни» («Vom Sinn des Lebens»). Давлетшина приходит к выводу, что «этика молодости» Шлика является симптоматичной для первой трети ХХ века с ее общей ориентацией на «нового» ницшеанского человека, универсальными свойствами которого являются здоровье, бодрость, сила духа и общественный активизм. Именно поэтому ее можно использовать в контексте рассуждений о «человеке в своем времени». Как видно из данного краткого обзора результатов работы коллектива за 2020 г., вскрыт целый комплекс проблем, связанных между собой категорией времени, решение которых может прояснить культурную ситуацию в Европе в первой трети двадцатого века. Дальнейший анализ этих проблем будет осуществлен в ходе работы в рамках проекта. По результатам исследований за год опубликованы 4 статьи в журналах, индексируемых в WoS/Scopus, 7 статей в журналах, индексируемых в ВАК, а также представлены 10 докладов на международных научных конференциях. Одна статья, поданная в журнал ранга СКОПУС 6 марта 2020 г. и принятая к печати, будет опубликована в 2021 г. Проведены 4 научно-исследовательских семинара для участников проекта. Проведена международная научная конференция «Время смысла: свое – чужое – наше время» в Ельцин-центре г. Екатеринбурга. Работа проектной группы отражена на сайте УРФУ (https://philos-urgi.urfu.ru/ru/novosti/34362/) и в социальных сетях Facebook (https://www.facebook.com/groups/342918633275863).

 

Публикации

1. Боянич П., Черепанова Е.С. Invention of the Future in Project-Time. An Imaginary “Encounter” between Georg Simmel and Henri Bergson, and Its Significance for Architecture Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология., Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. Т. 36. Вып. 1. С. 131–140. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21638/spbu17.2020.111

2. Давлетшина А.М. Экзистенциализм М.Шлика? Мориц Шлик и его этика молодости Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. №3. Т. 24. С.445-456 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-445-456

3. Емельянов Е.П. Проблема периодизации всеобщей истории в "Кратком курсе экономической науки" А.А. Богданова Вестник Пермского университета. История, Вестник Пермского университета. История. № 3 (50). С.56-66. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17072/2219-3111-2020-3-56-66

4. Круглова Т.А. Концепция времени в советском неоклассицизме (на примере архитектурного дискурса) Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. №4. Т. 24. С.681-693. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-681-693

5. Меньшиков А.С. Идея времени в лекциях Бергсона Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. №3. Т. 24. С.432-444. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-432-444

6. Соболева М.Е. Время и Просвещение Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. №4. Т. 24. С.694-703 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-694-703

7. Соболева М.Е. Онтология времени: Бердяев и Хайдеггер Вопросы философии, Вопросы философии. № 3. С.137-148 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-137-148

8. Сысолятин А.А. «Эксперименты» со временем Леонида Липавского Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. №5. С.51-65 (год публикации - 2020)

9. Черепанова Е.С. Justification of Atemporal Values in Alexius Mening’s Theory of Objects PHILOSOPHY AND SOCIETY, PHILOSOPHY AND SOCIETY.VOL. 31, NO. 1. - P.73-83 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.2298/FID2001073C

10. Черепанова Е.С. Стратегии освоения времени: подлинная и неподлинная историчность человека Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. №3. Т. 24. С.419-431 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-419-431

11. Якимов А.Е. Открытие повседневности как нового темпорального режима в советской бытовой кинодраме 1920-х годов Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия, Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. № 2 (52). С.69-78. (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В последний год проекта его участники завершали начатые ими исследования, прослеживая смысл категории времени в различных сферах бытия современного человека и роль, которую время играет как в индивидуальной жизни, так и в культуре. Происходящие в первой трети двадцатого века изменения в обществе мы назвали «темпоральным поворотом». Поэтому исследования концентрировались на: концептуализации понятия «темпоральный поворот»; изучении специфики персональных входов в «свое» и «чужое» время; изучении аксиологического смысла времени; анализе взаимосвязи времени и языка. М.Е. Соболева сконцентрировалась на проблематике выражения времени в языковых практиках и представила советский модерн 1920-1930-х гг. как частный случай темпорального поворота, опираясь на повесть А. Платонова «Котлован». Установлено, что два концепта – «время» и «язык» – выступают здесь в качестве ключа к понятию «модерн». Связав концептуально эти два концепта, она показала, как время конституируется через язык, а язык через время. Вопреки распространенному мнению, это позволило утверждать, что не существует единого модерна, основанного на единой семантике и единой темпоральной логике. Соболева сосредоточилась также на концептуализации понятия «темпорального поворота» и выделила следующие его признаки: интериоризация времени; наличие плюрализма временных моделей жизни; появление новой формы – событийного времени; появление новой формы исторического опыта как опыта настоящего (а не прошлого); появление представлений об историчности самой науки истории; придание времени ценностного характера; появление этических темпоральных императивов; приобретение временем экзистенциальной значимости. Е.С. Черепанова занималась концептуальной проработкой понятия «темпоральный поворот» на примере австрийской культуры первой трети ХХ века. Проанализировав идеи Г. Зиммеля, К. Ясперса, О. Нейрата, О. Шпанна, М. Шлика, А. Л. Мизеса и др., она показала, что специфика этого явления состояла в скептическом отношении к гегелевской философии истории, что привело к созданию новых концепций времени и истории: левая – социология О. Нейрата, правая – холизм О. Шпанна, либеральная – позитивизм М.Шлика. Черепанова также проанализировала биографию А. Майнонга с целью исследования специфики персональных входов в темпоральный поворот. На его примере было показано, что признаком темпорального поворота является не столько изменение объекта исследования, сколько изменение самого субъекта, структурой которого становится время. Черепанова продолжила изучение идей К. Ясперса, связанных с проблематизацией кризиса времени. Т.А. Круглова исследовала смену темпоральных режимов в межвоенный период на материале советского искусства. Исходя из понятия «консервативного» поворота, она исследовала возникновение различных художественных типов темпоральности в модерне. В качестве примера оригинального сочетания темпоральных режимов авангарда и неоклассицизма Круглова рассмотрела творчество С.С. Прокофьева. Было показано, что композитор придерживался собственного понятия времени, на основе чего он переопределил темпоральные характеристики авангарда, неоклассицизма и классицизма. Реконструирована логическая связь между элементами системы Прокофьева, включающей в себя структуру «бытие – время – человек», и проанализированы ее темпоральные особенности. С.А. Меньшиков сосредоточился на специфике постановки вопроса о времени в трудах А. Бергсона, Ф. Розенцвейга и Я. Друскина, и показал, что вопрос о времени приобрел здесь экзистенциальное звучание. Он выявил также, что что поиск валидации личного опыта (через бергсоновскую интуицию, феноменологическую аналитику сознания и существования, психоанализ, религиозную веру, поэтическое творчество) как фундамента для философствования сплетался с поиском адекватного языка, который мог бы передать ускользающие от традиционной философии смыслы. Сравнительный анализ показал, что Бергсон, Гуссерль и Розенцвейг, стремясь к обновлению философии, используют язык традиционной философии. В отличие от них, Друскин осознает, что новый темпоральный опыт требует нового способа его передачи и находит собственные средства выражения – «иероглифы» и «исследования». Философские работы Друскина являются, как показал Меньшиков, одним из наиболее новаторских философских проектов ХХ века, равноценным проектам Бергсона, Розенцвейга и др. С.П. Пургин продолжил исследование темпоральных характеристик художественного мира П. Клее. Предметом его анализа стало понятие юмора как универсальной – философско-эстетической, творческой и практической – категории, в которой наиболее полно выражаются особенности понимания времени Клее. Установлено, что юмор здесь выражает отношения между полнотой времен («вечностью»), как источника всякого творчества, и текущим временем («мгновением»), в котором происходит реализация замыслов. В ходе сравнительного анализа философско-эстетической позиции Клее с концепцией Жан-Поля было обнаружено, что им свойственно сходное понятие юмора. Тем самым появилась возможность уточнить связь художника с романтической традицией. Е.П. Емельянов продолжил изучение проявлений темпорального поворота в советской историографии 1920-х гг. Для этого он обратился к изучению схем периодизации всеобщей истории в трех советских учебниках: «Краткий курс экономической науки» А.А. Богданова и Ш.М. Дволайцкого, «Очерк развития общественных форм» П.И. Кушнера и «Краткий учебник по истории развития общественных форм» А.И. Гуковского и О.В. Трахтенберга. Емельянов установил, что содержащиеся в них схемы периодизации всеобщей истории отражали ведущую тенденцию современной им исторической науки – внимание к многолинейности и обратимости социальной эволюции. Источником этой инновации Емельянов считает полемику между К. Бюхером и Э. Мейером по поводу характера всемирно-исторического развития. Он проследил последовательное влияние взглядов Бюхера, а затем идей Мейера на отечественную историческую науку. А.А. Сысолятин продолжил изучение философского творчества Л. Липавского, расширив сферу анализа за счет «экспериментальных» трактатов, посвященных проблеме соотношения движения/преобразования и времени, с целью выяснения концептуальной основы постановки проблемы времени. Особое внимание он уделил согласованию понятий «преобразование», «мир», «качество», «иероглиф» и др., позволяющих связать разноплановые конспекты Липавского в систему. Опираясь помимо авторских текстов Липавского на заметки и дневниковые записи Я. С. Друскина, на конспекты домашних бесед чинарей («Разговоры»), а также на комментаторскую литературу (К. В. Дроздов, М. Б. Мейлах, А. В. Корчинский, И. А. Протопопова, Т. В. Цивьян, А. А. Шадрин, etc.), Сысолятин предложил три блока тем, которые раскрывают этапы проблематизации времени у Липавского: онтологический, психолого-антропологический подход и анализ языка. В качестве дополнительного источника по проблеме времени у Липавского Сысолятин предложил рассматривать модели и задачи, которые обычно не включаются в исследования, оставаясь частью рукописного архива чинарей, но использование которых позволило бы подкрепить итоги «экспериментов», на которые опирается Липавский при построении теории времени. А.М. Давлетшина продолжила анализ аксиологического смысла времени в контексте экзистенциального опыта на примере этической философии М. Шлика. Это позволило показать, как формируются связи между учреждением новых порядков темпоральности и производством ценностей в культуре. Анализ этической философии Шлика с позиции ценностей дал возможность выявить его специфическое отношение ко времени. Так, Шлик предлагает отказаться от учения о вневременных ценностях, утверждая, что ценности, среди которых определяющей является счастье, суть продукт отношения человека к миру. Именно этот момент вскрывает темпоральный характер аксиологии Шлика: удовольствие относится к настоящему, а счастье в его высшем проявлении принадлежит будущему и является тем, к чему человек должен стремиться, соединяя прошлое, настоящее и будущее. Давлетшина показала, как способность к счастью может стать основанием этики добра. А.Е. Якимов продолжил исследование кинематографа 1920-х годов как специфического языка темпоральной рефлексии, перейдя к изучению документальных фильмов Вертова. Он исходил из гипотезы, что творчество Вертова выражает особенности темпорального режима культуры советского модерна. Методология исследования была частично заимствована у А. Ассман и построена на понятиях «темпоральная рефлексия» и «темпоральный режим культуры», переосмысленных для анализа кино. Якимов доказывает, что неигровые фильмы Вертова можно рассматривать как символический язык темпоральной рефлексии, воссоздающий присущее модерну восприятие времени при помощи монтажных фраз, движений, повторов, замедлений и ускорений. Особое внимание наряду с изобретенными Вертовым кинематографическими приемами выражения опыта времени, Якимов уделил анализу теоретических сочинений и художественных манифестов режиссера. Обобщая результаты своих исследований за три года, Якимов обосновал тезис о том, что в кинематографе первой трети XX века развиваются и сосуществуют различные, иногда противоположные, темпоральные режимы и методы освоения темпоральности, что наблюдается в движении от киноэкспрессионизма к бытовой советской драме. Д.В. Андреенко исследовал темпоральный аспект меланхолии в первой трети XX века через призму репрезентаций этого феномена в произведениях таких авторов, как П. Клее, Э. Мунк и В. Беньямин. Цель исследования состояла в раскрытии изменения понимания меланхолии вследствие изменения темпоральной культуры общества. С учетом метода сетевого анализа ментальных расстройств Д. Борсбума и А. Крэмера, Андреенко выдвинул гипотезу о формировании границ понятия «меланхолия». Он считает, что меланхолия не имеет четко выраженной причинности и границ, поэтому её следует рассматривать как кластер взаимосвязанных признаков (симптомов и их отношений). Основываясь в методологическом плане на работе венгерского социолога Д. Сика, Андреенко установил влияние времени на меланхолию. Его исследования позволили идентифицировать взаимовлияние психологической природы и культурного контекста на субъективный феноменологический опыт переживания меланхолических состояний, а также переосмыслить природу, границы и темпоральные особенности этого феномена. По результатам исследований за год опубликованы 8 статей в журналах, индексируемых в WoS/Scopus, 5 статей в журналах, индексируемых в ВАК, издана коллективная монография «Человек в своем времени. Многомерность опыта темпоральности» (СПб.: Владимир Даль, 2021), индексированная в РИНЦ, опубликованы 8 тезисов докладов, индексируемых в РИНЦ, а также представлены 12 докладов на международных научных конференциях; проведены 3 научно-исследовательских семинара для участников проекта; организована секция «Темпоральный поворот в философии, эстетике и искусстве» на Втором Российском Эстетическом Конгрессе (1-3 июля 2021, Екатеринбург); проведена презентация коллективной монографии 24 ноября 2021(УрФУ, Екатеринбург) (https://urgi.urfu.ru/ru/events/11562/); Работа проектной группы отражена на сайте УРФУ и в социальных сетях Facebook (https://www.facebook.com/groups/342918633275863)

 

Публикации

1. Андреенко Д.В. Меланхолия и кризисное мировосприятие как ситуация человека "в своем времени" в первой трети XX в. Дискурс, Т.7. № 4. С.33-44 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-33-44

2. Давлетшина А.М. Возможны ли универсальные (вневременные) ценности? Этический проект М. Шлика Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия., № 2. С. 200-215. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.26456/vtphilos/2021.2.200

3. Емельянов Е.П. Периодизация всеобщей истории в советских учебниках 1920-х гг. Гуманитарные науки в Сибири, Т. 28. № 1. С. 67-71. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15372/HSS20210109

4. Емельянов Е.П. Влияние полемики Э. Мейера и К. Бюхера на российскую (советскую) историческую мысль 1890–1920-х гг. Философия. Журнал Высшей школы экономики, Т.5. № 2. С. 79-97 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17323/2587-8719-2021-2-79-97

5. Круглова Т.А. Сказка о непотерянном времени: дневники Сергея Прокофьева Логос, Т. 31. № 6. С.149-172 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.22394/0869-5377-2021-6-149-170

6. Меньшиков А.С. Time, Moment, Eternity: Hieroglyphs and Meditations in Yakov Druskin’s Philosophy Changing Societies & Personalities, Vol. 5, No. 2, pp. 252–266 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15826/csp.2021.5.2.132

7. Пургин С.П. "Юмористический космос" Пауля Клее и его темпоральные основания Логос, Т. 31. № 6. С.217-240 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.22394/0869-5377-2021-6-217-238

8. Пургин С.П. Динамизм ангела: человек в графическом цикле Пауля Клее 1939–1940 гг. Вестник СПбГУ. Искусствоведение., Т. 11. Вып. 3. C.512-531 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.308

9. Соболева М.Е. Модерн bottom-up: социалистический сюрреализм Андрея Платонова Логос, Т. 31. № 6. С. 123-148 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.22394/0869-5377-2021-6-123-145

10. Сысолятин А.А. "Разговоры" о природе времени в кругу чинарей: Леонид Липавский Логос, Т.31. № 6. С.173-172 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.22394/0869-5377-2021-6-173-190

11. Черепанова Е.С. Темпоральный поворот: случай Майнонга Логос, Т.31. № 6. С.193-216 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.22394/0869-5377-2021-6-193-214

12. Якимов А.Е. Кинематограф Дзиги Вертова как язык темпоральной рефлексии Дискурс, Т. 7. № 3. С. 36-51 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-36-51

13. Вершинин С.Е., Давлетшина А.М., Закс Л.А., Козырев А.П., Круглова Т.А., Купровская Е.О., Мелихов Г.В., Меньшиков А.С., Пургин С.П., Савельева М.Ю., Соболева М.Е., Сысолятин А.А., Черепанова Е.С., Якимов А.Е. Человек в своем времени. Многомерность опыта темпоральности Человек в своем времени. Многомерность темпоральности : коллективная монография / науч. ред. М.Е. Соболева. - СПб. : Владимир Даль, 2021., 367 с. (год публикации - 2021)

14. Андреенко Д.В. Меланхолия как фактор изменения темпорального мироощущения в первой трети XX века Второй российский эстетический конгресс / составители и научные редакторы Т. А. Круглова, А. Е. Радеев. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина : Гуманитарный университет, 2021. 655 с., С.38-40 (год публикации - 2021)

15. Давлетшина А.М. Время и ценности в этической философии М. Шлика Второй российский эстетический конгресс / составители и научные редакторы Т. А. Круглова, А. Е. Радеев. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина : Гуманитарный университет, 2021. 655 с., С.153-155 (год публикации - 2021)

16. Круглова Т.А. Проблема персональной вовлеченности в историческое время: советские деятели искусства в поисках ”своего времени” на рубеже 1920-х — 1930-х гг. Второй российский эстетический конгресс / составители и научные редакторы Т. А. Круглова, А. Е. Радеев. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина : Гуманитарный университет, 2021. 655 с., С.285-288 (год публикации - 2021)

17. Пургин С.П. Время в художественной системе П.Клее Второй российский эстетический конгресс / составители и научные редакторы Т. А. Круглова, А. Е. Радеев. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина : Гуманитарный университет, 2021. 655 с., С.443-444 (год публикации - 2021)

18. Соболева М.Е Время как сюжет в повести Платонова "Котлован" Второй российский эстетический конгресс / составители и научные редакторы Т. А. Круглова, А. Е. Радеев. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина : Гуманитарный университет, 2021. 655 с., С.521 (год публикации - 2021)

19. Сысолятин А.А. Экспериментальная часть трактата "Объяснение времени" Л. Липавского Второй российский эстетический конгресс / составители и научные редакторы Т. А. Круглова, А. Е. Радеев. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина : Гуманитарный университет, 2021. 655 с., С.548-549 (год публикации - 2021)

20. Черепанова Е.С. Темпоральный поворот в австрийской культуре первой трети ХХ века Второй российский эстетический конгресс / составители и научные редакторы Т. А. Круглова, А. Е. Радеев. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина : Гуманитарный университет, 2021. 655 с., С.610-612 (год публикации - 2021)

21. Якимов А.Е. Кинематограф Дзиги Вертова как выражение "темпорального режима" модерна (на материале фильма "Человек с киноаппаратом" 1929 г.) Второй российский эстетический конгресс / составители и научные редакторы Т. А. Круглова, А. Е. Радеев. Екатеринбург : Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина : Гуманитарный университет, 2021. 655 с., С. 639-641 (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
Полученные результаты можно использовать для обновления курсов по философии, культурологи, истории и этики. Так, на основе полученных в ходе проекта результатов Е.С. Черепанова обновила курс «Философской антропологии», а также специальный курс «История австрийской философии» для студентов УрФУ (Екатеринбург). А.С. Меньшиков включил анализ работы А. Бергсона «Два источника морали и религии», а именно, теорию модернизации и концепцию связи этики с темпоральностью, в свой курс «Современная политическая философия» (магистратура, экзамен по философии). С.П. Пургин использовал результаты своих исследований при руководстве работами студентов и магистрантов по философии искусства (УрФУ, Екатеринбург). Кроме этого, он инициировал организацию группы по изучению философских вопросов фотографии, среди которых проблема времени занимает важное место. Результаты исследования А.Е. Якимова частично вошли в его диссертационное исследование «Проблема репрезентации повседневности в кинематографе» на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 5.7.8 «Философская антропология. Философия культуры» (защита прошла 1 декабря 2021 г.). А.А. Сысолятин будет использовать методологию, основанную на принципах темпоральности, в своем музейном проекте, посвященном осмыслению заброшенной архитектуры в современной России.