КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00421

НазваниеПроблема исторической ответственности: этико- нормативные основания, дискурсивные практики и медиа-репрезентации

РуководительСыров Василий Николаевич, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет", Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2021 г. 

Конкурс№35 - Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-207 - Социальная философия. Философия истории

Ключевые словаИсторическая ответственность, историческая память, этика, вина, политические практики, медиа

Код ГРНТИ02.41.11


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Противоречивые тенденции в современных международных отношениях в начале XXI века становятся причиной и поводом усиления конфликтогенности исторической памяти, в котором моральные оценки оказываются инструментами политик памяти и идеологической манипуляции представлениями о прошлом. Более того, историческая память продолжает оставаться источником социальных конфликтов и ареной политического противостояния, несмотря на рост научно-теоретического знания о прошлом. Одной из ключевых проблем морального измерения исторического опыта оказывается проблема исторической ответственности, которая в современных исследованиях трактуется как многогранное, многоаспектное понятие. Именно категория «историческая ответственность» позволяет рассматривать как теоретические, так и практические вопросы морального измерения исторического опыта, исторической памяти и исторического сознания. Фундаментальной проблемой проекта является философская концептуализация понятия «историческая ответственность», а также анализ современных дискурсивных практик и медиа-репрезентаций, способствующих или затрудняющих выработку и реализацию этико-нормативных оснований концепции исторической ответственности в современном российском обществе. Обращение к исторической ответственности, апеллирование к моральным оценкам явлений и событий прошлого становится важным элементом современной политической практики, создавая интересный феномен сочленения модусов прошлого, настоящего и будущего в рамках одного дискурса. При этом многообразие форм обращения к исторической ответственности в рамках отдельных политических нарративов ставит вопрос о необходимости философской рефлексии исторической ответственности, особенностях моральных суждений о прошлом, а также выявления специфики репрезентации ответственности в социальных контекстах, обусловленных медиатизацией современной социальной реальности. Сама постановка задачи определяет социально-философскую направленность проекта, его ориентацию на изучение социальных и политических оснований конструирования практик исторической ответственности. Новизна предлагаемого проекта обусловлена рядом факторов: в поле социальной философии в России впервые выдвигается впервые выдвигается проблема политической репрезентации исторической ответственности, определяются возможности применения концепта «политики покаяния» («The Politics of Regret», Джеффри Олик); проблема исторической ответственности впервые будет осмыслена через различные дискурсивные стратегии с использованием компаративистского подхода; поставлена проблема субъекта исторической ответственности и разработаны стратегии ее решения; впервые будет концептуализирована категория «историческая ответственность» с позиции теоретико-методологического аппарата современной социальной философии; концепт исторической вины и ответственности впервые будет рассмотрен в дискурсе моральной экономики. Новизна проекта также обусловлена опорой на конкретную российскую ситуацию, социальную конкретику, определяющую реализацию этико-нормативных программ, их возможное согласование и/или конкуренцию. Комплексное исследование исторической ответственности предполагает интеграцию этического, теоретико-методологического и праксилогического подхода. В первый год планируется формирование комплексной методологии исследования, ориентированной на изучения социально-политического контекста исторической ответственности. На основе дискурсивной этики будет осуществлен синтез праксиологического, нарративного, медиального и этико-нормативного подходов. В рамках данной методологической платформы будет выявлена роль моральной составляющей в современном общественном и научном дискурсе в отношении прошлого, проведен философско-методологический анализ соотношения исторической ответственности и нравственной ответственности, исторической ответственности и исторической справедливости, раскрытие диалектики исторической вины, покаяния и прощения в современном этическом и философско-историческом дискурсах. Второй год реализации проекта будет посвящен анализу существующих медиа-репрезентаций и практик формирования ответственности в России и Германии. С помощью сравнительного анализа будет выявлено различие способов построения исторических нарративов и проанализирована совокупность сетевых взаимодействий акторов, участвующих в формировании дискурса ответственности. На основе принципа плюралистичности в современном социальном пространстве будут изучены процессы формирования локальных моделей исторической ответственности, ориентированных на достижение консенсуса. Коллектив проекта проанализирует медиапространство современного российского социума с целью определения форм репрезентации исторической ответственности во внутриполитических и внешнеполитических межкультурных коммуникациях. Третий год реализации проекта будет посвящен формированию модели комплексной исторической ответственности и разработке практических рекомендаций по использованию данной модели применительно к России. Особый акцент будет сделан на отработку стратегий репрезентации исторической ответственности с учетом различия внутриполитического и внешнеполитического уровней ее функционирования. Будет изучена социальная субъектность исторической ответственности, выявлены основных акторы формирования исторических нарративов и определения структуры их взаимодействия. На основании концептуализации категории «историческая ответственность», проделанного теоретического анализа будет предложена комплексная модель исторической ответственности, которая будет ориентирована как на предупреждение внутренних социальных конфликтов, так и выстраивание конструктивного диалога в отношениях между государствами, подготовлен пакет практических рекомендаций для органов федеральной и муниципальной власти, образовательных и общественных организаций

Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будут определены возможности и границы философской концептуализации понятия «историческая ответственность», а также проведен анализ современных дискурсивных практик и медиа-репрезентаций, способствующих или затрудняющих выработку и реализацию этико-нормативных оснований концепции исторической ответственности в современном российском социуме. На основе дискурсивной этики будет осуществлен синтез праксиологического, нарративного, медиального и этико-нормативного подходов. На основе принципа плюралистичности в современном социальном пространстве будут изучены процессы формирования локальных моделей исторической ответственности, ориентированных на достижение консенсуса. Коллектив проекта проанализирует медиапространство современного российского социума с целью определения форм репрезентации исторической ответственности во внутриполитических и внешнеполитических межкультурных коммуникациях. Коллективом будет разработана модель комплексной исторической ответственности, а также предложены практические рекомендации по использованию данной модели в российском социуме. Таким образом, проект направлен на повышение конкурентоспособности российских исследований исторической ответственности в ситуации, когда проблемы исторической вины, ответственности и справедливости оказываются зависимыми от культурно-исторических условий и политической ситуации других стран. Особый акцент будет сделан на отработку стратегий репрезентации исторической ответственности с учетом различия внутриполитического и внешнеполитического уровней ее функционирования. На основе проведенного социально-философского и этического анализа проблемы исторической ответственности предполагается уточнение и дальнейшая детализация стратегических принципов государственной культурной политики, а также политики памяти, подготовка рекомендаций и аналитической записки для Правительства Российской Федерации.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Для осуществления целей, поставленных в проекте, был вдвинут и реализован ряд задач. Было исследовано современное состояние и пути трансформации этики, ее место и роль в системе воспроизводства культуры. В силу особенностей реализуемого проекта особенности трансформации современной этики были рассмотрены в контексте проблематики моральной ответственности. Отмечено, что ее обсуждение было тесно связано с проблемой соотношения свободной воли и детерминизма, что выразилось в формировании двух основных направлений в ее решении, а именно компатибилизма и инкомпатибилизма. Отмечено, что характер дискуссии связан с распространенным в западной исследовательской традиции стилем анализа, который строится на демонстрации контрпримеров или примеров (мысленных экспериментов), опровергающих или ставящих под сомнение ключевой тезис обсуждаемой темы, что характеризует некоторые особенности аргументации в современном этическом дискурсе. Был предложен оригинальный вариант интерпретации примера Харри Франкфурта, опирающийся на конструктивистскую методологию, основанную на двух положениях: а) трактовка ситуаций как форм знания, а не описаний реальности; б) критерием надежности знания следует считать его применимость, а не репрезентацию. На основании анализа вышеупомянутых примеров был выдвинут тезис, что продуктивное осуждение места и роли ответственности в моральном дискурсе требует а) смены дискуссии в направлении обсуждения не соотнесения свободы воли и детерминизма, а определения условий возлагания ответственности, б) определения возлагания ответственности на основе интерпретации, кого и почему считать субъектами ответственности, а не натуралистической ее трактовки В процессе реализации проекта на первом году были выявлены роль моральной составляющей в современном общественно-политическом, публицистическом, образовательном, и научном дискурсах в отношении прошлого. Показано, что морально-исторический дискурс оказывается важным условием процессов достижения социального согласия и не сводится только к этическим вопросам исторической науки. был проведен сравнительный анализ места и роли моральной интерпретации прошлого в научно-историческом, общественно-публицистическом, общественно-политическом, культурном и образовательном дискурсах. Новизна предпринятого исследования заключается в социально-философском анализе места и роли морально-исторического дискурса как фактора достижения социального согласия. Было выявлено, что морально-исторический дискурс оказывается важным условием процессов достижения социального согласия и не сводится только к этическим вопросам исторической науки. Социальное согласие в таком случае оказывается продуктом символической политики, реализуемой различными акторами в рамках общественных дискурсов. Был осуществлен философско-методологический анализ соотношения нравственной и исторической ответственности. Для этого предпринят анализ существующих этико-нормативных оснований исторической ответственности в зарубежной философской традиции. Показаны направления продуктивного осуждения места и роли ответственности в моральном дискурсе: отказ от ее натуралистических трактовок ответственности; преодоление номиналистской трактовки ответственности, связывающей ее с отдельными действиями отдельных индивидов. На основе идей М. Смайли предложен умеренно-конструктивистский подход как условие продуктивного методологического синтеза подходов в теме ответственности. Он заключается в трактовке ответственности как структурного элемента следования правилу или осуществления действия; как процедуры приписывания ответственности на основе доминирующих социально-культурных и моральных ценностей; связи данных ценностей с распределением социальных ролей и установлением границ сообщества; возлагании ответственности не только на субъекта действия, но и на всех тех, кто может участвовать в ее реализации. Для определения связи моральной и исторической ответственности были изучены теоретические подходы в немецкой социально-гуманитарной мысли. Показана возможность перевода ответственности в моральную плоскость в случае отсутствия юридически устанавливаемой вины (К. Ясперс). В контексте идеи «проработки прошлого» Т. Адорно осуществлен поворот в трактовке детерминации акта ответственности будущим, а не прошлым, что свидетельствует о движении исследовательской мысли в направлении приписывания ответственности. Трактовка ответственности как ответственности за возможность повторения события предполагает тем самым обращение не только к очевидцам и свидетелям, а к следующему поколению. Это снова поднимает вопрос о природе коллективной ответственности. На базе анализа концепции ответственности Г. Йонаса показана возможность снятия существующего в этике деления на этику ответственности и этику убеждения. Отмечено значение коллективного праксиса как объекта этического освоения, так и объекта ответственности. Рассмотрена способность принципа страха стать стимулом моральной оценки исторических событий, влияющим на рост и развитие концепции исторической ответственности. На основе работ Поля Рикёра, Карла Ясперса, Алейды Ассман и Ханса Йонаса в статье анализируются логическое содержание и объем данных понятий, а также их соотношение с таким понятиями как "историческая память", "историческое сознание", "нация". Было выявлено, что содержание и объем понятий «историческая вина» и «историческая ответственность» демонстрируют явную тенденцию к расширению, которое связано не только с переосмыслением в современной философии таких понятий как страх, осквернение, покаяние, но и обращением к понятиям «нация» и «историческая память». Понятие «нация» не может служить надёжной базой как исторической памяти, так и исторической рефлексии. Оценивать прошлое мы должны, исходя не из национальных интересов, а нравственных критериев. Выявлена специфика интерпретации исторической вины и исторической ответственности в рамках антагонистического, космополитического и агонического режимов функционирования исторической памяти. Обоснована важная роль исторического сознания в дискурсе исторической ответственности, а также показана необходимость перехода от этики убеждения к этике ответственности в процессе анализа современных форм исторического прощения. Была отмечена эвристичность рассмотренных подходов для установления связи моральной и исторической ответственности. Показано, что в исследовательской литературе историческая ответственность трактуется как подвид общей моральной ответственности, а именно как ответственность за свершенное действие. Отмечена возможность трансформации ответственности как ответственности за хранение знания о прошлом, а не за само прошлое, в условиях смены поколений и признании исчезновения прямых последствий искомого действия или события. Показаны основания для пересмотра статуса и функций профессионального сообщества в производстве и трансляции знания о прошлом в связи с изменением источников знания о прошлом. На основании применения социально-эпистемологического и нравственно-аксиологического критериев представлены модели формирования объекта ответственности. В первом случае этическая составляющая исторической ответственности возникает на основе обозначения областей моральной оценки и является производной от меняющегося исторического контекста. Знание об объекте будет складываться в процессе поисков ответа на вопрос «за что некий (неперсонализированный) субъект несет историческую ответственность». Во втором случае определение объекта исторической ответственности связано с коммуникативными аспектами социального взаимодействия. Ключевым становится вопрос «перед (персонализированным) кем некий субъект несет историческую ответственность». Доминанта этической составляющей в таком подходе возводит ее в универсальный этический принцип и придает ей надысторический характер. Утверждается, что сложность объекта исторической ответственности позволяет нам отнести его к классу гибридных объектов. Такой подход позволяет преодолеть традиционное классическое субъект-объектное понимание исторической ответственности и трактовать ее как складывающийся из совокупности его культурной, этической, социальной, эпистемологической и когнитивной составляющих. В процессе философско-методологического анализа соотношения исторической ответственности и нравственной ответственности показана возможность сведения всего многообразия подходов к двум парадигмам трактовки исторической ответственности. Первая носит собственно этический характер, где все рассуждения об исторической ответственности обусловлены тезисом о первичности этической доминанты, трактуемой в деонтологическом ключе и автономной по отношению к прочим аспектам оцениваемых явлений. Она носит более нормативный характер. Вторая носит функциональный характер, предполагает равнозначность этического аспекта с прочими и зависимость трактовки исторической ответственности от конкретного социально-культурного контекста. Показано, что методологическим основанием изучения исторической ответственности во втором аспекте может стать синтез праксиологического и сетевого подходов. Праксеологический подход позволяет рассматривать историческую ответственность как социальную практику, складывающуюся в рамках определенного сообщества и ориентированную на присвоение или участие в распределение символического капитала. Поскольку данный подход не позволяет ответить на вопрос об импульсах формирования и векторах осуществления ответственности, предлагается дополнить его сетевым подходом. Отмечена нацеленность сетевого подхода на характер взаимодействия между субъектами исторической ответственности, на инструментальность механизмов «раскаяния» и «сожаления», направленность на занятие определенной диспозиции в социальном пространстве. Такое выделение двух парадигм предполагает необходимость согласования нормативных установок по отношению к ответственности и практик ее реализации. Роль моральной составляющей в современном общественно-политическом, дискурсе были показаны на материале исторических нарративов Татарстана, ключевым сюжетом которых выступает захват Казани войсками Ивана IV. Была разработана исследовательская модель формирования исторической вины и ответственности в контексте моральной экономики. Предложены основные постулаты данной модели: включенность тезиса об исторической ответственности в контекст меж- и внутригосударственных отношений; актуализация значения моральных и политико-правовых последствий исторической вины в силу трактовки субъекта ответственности как коллективной личности; обусловленность такой деиндивидуализации реалиями (пост)традиционного социума; преодоление исторической дистанции между событием и субъектом исторической ответственности и вины посредством сведения их к реципрокным отношениям моральной экономики. Коллективная «жертва» трактуется как страдающий даритель с моральным правом требовать «отдарка», т.е. части символических и материальных благ от коллективного «виновника. Показано, что именно нежелание давать «отдарок» порождает механизмы морального осуждения и обоснование практик насилия. Показано фундирование многих постсоветских сюжетов о т.н. «межнациональных отношениях на основе принципа такого дарообмена. Отмечена необходимость трактовки таких нарративов об ответственности и вине и понимания их символической значимости как имманентной части социально-экономических, политических и иных отношений, а именно установившихся патрон-клиентских отношений между властью и академическими коллективами. Показана роль моральной составляющей в современном образовательном дискурсе на материале практик преподавания антоновщины в школах Тамбовской области. На этом примере была показана степень влияния моральных оценок на трактовку и интерпретацию исторических фактов. Отмечены сложности в преподавании этого события в результате имплицитной интеграции этических аспектов в состав самого исторического нарратива: отсутствие сложившегося языка описания, представленного в учебниках и методических пособиях для учителей, смешение терминов и понятий разных теоретико-методологических парадигм, фактические ошибки и неточности, ограниченность исследовательской оптики (сведение события к одному из его аспектов, а именно крестьянскому восстанию), эмоциональность изложения, недостаточность научных исследований, что приводит к использованию публицистики и порождает тем самым трудности в выработке общего нарратива. Праксеологический подход был применен к исследованию роли моральной составляющей в исторических нарративах проживающих в Польше украинцев и принимающего сообщества для определения возможного влияния этических аспектов исторических нарративов на интеграцию мигрантов. Показано, что самой распространенной стратегией является отказ от конкуренции исторических нарративов, проявляющийся в попытках снизить значение прошлого в современной жизни или отрицать личную связь с конфликтными событиями прошлого. Данная стратегия связана с желанием уменьшить возможность возникновения конфликтных ситуаций в стране пребывания и свидетельствует о характере выработки практик решения вопроса об исторической ответственности.

 

Публикации

1. Авдеева И.А. К проблеме определения объекта исторической ответственности этика, ответственность, императив, технологические вызовы, глобализация, 3(92). С.82-94 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.30884/jfio/2019.03.06

2. Авдеева И.А. Императив моральной ответственности Г. Йонаса как нравственный ответ прошлому за будущее Философия и общество, - (год публикации - 2020)

3. Аникин Д.А. От онтологии поступка к исторической ответственности: методология философского исследования Вестник РУДН. Серия "Философия", - (год публикации - 2020)

4. Аникин Д.А. Историческая ответственность как предмет социально-философской рефлексии Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, - (год публикации - 2019)

5. Аникин Д.А. Историческая ответственность: от исторической памяти к мемориальной политике Историческая память о Беларуси как фактор консолидации общества. – Минск : ООО «СУГАРТ», 2019., с. 15-17 (год публикации - 2019)

6. Аникин Д.А. Историческая ответственность: правовые основания и траектории травматизации прошлого Мир человека: нормативное измерение – 6. Нормы мышления, восприятия, поведения: сходство, различие, взаимосвязь. – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019., С. 308-315. (год публикации - 2019)

7. Буллер А. «Этика чувств» Владимира Соловьева в контексте европейской философской мысли Соловьевские исследования, Буллер А. «Этика чувств» Владимира Соловьева в контексте европейской философской мысли // Соловьевские исследования. 2019. №2. С.66-83 (год публикации - 2019)

8. Буллер А., Линченко А.А. Как работает историческое прощение? Историческая вина и историческая ответственность как предмет философского осмысления Философия и культура, Буллер А., Линченко А.А. Как работает историческое прощение? Историческая вина и историческая ответственность как предмет философского осмысления // Философия и культура. – 2019. – № 11. – С. 23 - 36. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.7256/2454-0757.2019.11.31541

9. Буллер А., Линченко А.А., Стурова Е.А. Проблема исторической ответственности в русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX века (на примере сборника «Вехи») Вестник Томского государственного университета, - (год публикации - 2020)

10. Буллер А.А. Рецензия на сборник "Революция, эволюция и диалог культур". Вопросы философии, № 5. С. 218-224 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31857/S004287440005071-3

11. Бутейко Д.А., Линченко А.А. Память новомучеников: память о политических репрессиях в СССР как инструмент общественных изменений Гуманитарные исследования центральной России, - (год публикации - 2019)

12. Головашина О.В. Социальное событие как способ измерение времени Historia Provinciae – Журнал региональной истории, Vol. 3 ∙ № 4. С. 1263 - 1289 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.23859/2587-8344-2019-3-4-6

13. Головашина О.В. Между достоверностью и идентичностью: преподавание истории антоновщины в тамбовских школах Преподавание военной истории в России и за рубежом, Преподавание военной истории в России и за рубежом: Сб. ст. Вып. 2 / Под ред. К. А. Пахалюка. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2019. С. 104 - 118 (год публикации - 2019)

14. Головашина О.В. Модели интеграции украинских мигрантов в Польше в условиях конфликта исторических нарративов PRZEGLĄD WSCHODNIOEUROPEJSKI, X/2 2019: 161–168 (год публикации - 2019)

15. Линченко А.А. Морально-исторический дискурс как фактор достижения социального согласия Социодинамика, Линченко А.А. Морально-исторический дискурс как фактор достижения социального согласия // Социодинамика. – 2019. – № 12. – С. 29 - 39. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.12.31636

16. Линченко А.А. Чему учит Победа? Стратегии преодоления этноцентризма в преподавании военной истории в эпоху глобализации Преподавание военной истории в России и за рубежом: Сб. ст. Вып. 2 / Под ред. К. А. Пахалюка. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2019., Линченко А.А. Чему учит Победа? Стратегии преодоления этноцентризма в преподавании военной истории в эпоху глобализации // (год публикации - 2019)

17. Линченко А.А. Праксиологическое понимание ценностей исторической памяти Историческая память о Беларуси как фактор консолидации общества. Материалы международной научно-практической конференции. г. Минск,26-27 сентября 2019 г., Материалы международной научно-практической конференции. г. Минск,26-27 сентября 2019 г. С.47-49 (год публикации - 2019)

18. Линченко А.А. Этика как условие рефлексии в исторической науке: теоретические воззрения Йорна Рюзена Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б.Г. Могильницкого). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2019. Ч.1. 440 с., Линченко А.А.Этика как условие рефлексии в исторической науке: теоретические воззрения Йорна Рюзена // Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б.Г. Могильницкого). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2019. Ч.1. 440 с. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/978-5-7511-2592-9/Ɍ1/14

19. Линченко А.А., Головашина О.В., Аникин Д.А. Country-report: social science education in Russia between civic responsibility and the reality of life Journal Social Science Education, - (год публикации - 2020)

20. Овчинников А.В. "Прошлое" почему важно то, чего нет? (основания конструктов исторической ответственности) "Прошлое" теория и практика (де)конструирования. Казань. Изд-во "Познание" КИУ, - (год публикации - 2019)

21. Овчинников А.В. Socio-political mechanisms of constructing contemporary regional myth: the new past for the republic of Tatarstan Сборник научных трудов по итогам конференции "Мания/магия истории: прошлое вместо настоящего и будущего". Екатеринбург, - (год публикации - 2019)

22. Овчинников А.В. Антропологические основы дискурса «исторической ответственности» в нарративах татарской этнонациональной истории Урал–Алтай: через века в будущее. Материалы VIII Всероссийской тюркологической конференции. Уфа. ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2019. С.206-210 (год публикации - 2019)

23. Овчинников А.В. Особенности агитационно-пропагандистских документов национальных общественно-политических объединений Татарстана (по материалам Государственного архива Республики Татарстан (1988–1996 гг.) Вестник архивиста, - (год публикации - 2019)

24. Разин А.В. Историческая ответственность политического деятеля Философия и общество, - (год публикации - 2019)

25. Сыров В.Н. Рациональность и этика: некоторые выводы из дискуссии о свободе воли и ответственности Сибирское измерение российской философии: школы, направления, традиции, Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2019. С.275-280 (год публикации - 2019)

26. Сыров В.Н. Дискуссия о свободе воли и моральной ответственности: где перспективы? Вестник Томского госуниверситета. Философия.социология. политология., № 51. С.88-97 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/1998863X/51/9

27. Сыров В.Н., Агафонова Е.В. Что этического в этике памяти Историческая память о Беларуси как фактор консолидации общества: материалы Междунар. науч.-практ. конференции. г. Минск. ООО "СУГАРТ", С.80-82 (год публикации - 2019)

28. Линченко А.А. Rüsen, Jörn. Evidence and Meaning: A Theory of Historical Studies Rethinking History., - (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1080/13642529.2020.1693742

29. Аникин Д.А. Пространственное измерение памяти: перспективы и сложности исследования Творческая лаборатория историка: горизонты возможного. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2019., Ч. 2. С. 209-214. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/978-5-7511-2594-3/Т.2/34

30. Авдеева И.А. Ответственность в эпоху техногенной цивилизации материалы конференции "Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2019.". СПб.: ООО «Сборка», С.168-169 (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Для достижения целей, поставленных в проекте на 2020 год, было предпринято дальнейшее исследование существующих этико-нормативных оснований исторической ответственности в зарубежной философской традиции. В качестве этико-нормативных оснований исторической ответственности предложены идеи И. Канта о роли уважения и достоинства. Показана их эвристичность в определении критерия морального отношения к прошлому и формата трактовки прошлого, обеспечивающего реализацию «разделяемых» (консенсусных) историй. Отмечена специфика исторической ответственности, которая заключается в наличии двух временных измерений: а) определение виновника травматических событий (синхрония); б) установление субъекта ответственности за хранение памяти (диахрония). В качестве внутреннего условия формирования дискурса ответственности рассмотрены способы построения исторических нарративов и определена степень их продуктивности в реализации таких дискурсов. Было показано место и роль исторических нарративов и проанализированы изменения, которые происходят в их трактовке. Подчеркнуто, что необходимость изменения способов их построения связана с преодолением этноцентризма. Отмечено значение предлагаемого нарративного формата для разработки консенсусных локальных моделей исторической ответственности. Для конкретизации роли моральной составляющей в современном дискурсе о прошлом была продолжена работа по изучению изменений места и роли этических оснований в воспроизводстве культуры. Был выдвинут тезис о невозможности традиционных ценностных установок (героический нарратив, политика непризнания) обеспечить выстраивание стратегий дальнейшего развития. Подчеркнуто, что новые ценностные установки находят свое выражение в политике признания, реализация которой требует и строится на ревизии наследия прошлого для переосмысления и создания продуктивных механизмов межкультурного взаимодействия. В ходе осмысления возможных аксиологических оснований исторической ответственности были выделены две парадигмы: а) первая связана с историко-политическими исследованиями феномена травмы и вины, направлена на реализацию политико-правовой практики, реконструирует ценности более ситуативные и возникает на базе второй; б) вторая направлена на поиск фундаментальных ценностей и определение принципов будущего как объекта исторической ответственности. Сделан вывод о возможности исторического опыта, осмысленного на основе моральных уроков прошлого, создать гуманитарный и социокультурный капитал, прочность и жизнеспособность которого будет определяться степенью заложенного в него общезначимого смысла. В свете осмысления опыта Германии в формировании образов и практик исторической ответственности был осуществлен анализ взаимосвязи между языком, моралью и ответственностью (на материале дискурсов большевизма и национал-социализма), а также предпринят анализ эволюции образа «Другого»/«Чужого» в образ «Врага». Выдвинут тезис о роли языка как важнейшего инструмента разрушения «старых» моральных ценностей. Путём анализа конкретных понятий тоталитарного языка реконструирован ход такого разрушения и легитимации «новых ценностей. Предпринят критический анализ понятийного аппарата современных российских историков (русофобия, имагология), выявлены сходства и различия в их употреблении в русскоязычной и немецкоязычной среде. Утверждается, что использование подобных понятий не позволяет полно и всесторонне раскрыть суть таких феноменов, как «Свой», «Другой» и «Чужой», поскольку закрывает доступ к более широкой перспективе в анализе межнациональных отношений. В качестве альтернативы предложен немецкий термин «interkulturelle Hermeneutik» («межкультурная герменевтика»). На основании изучения опыта Германии было проанализировано значение появления в зарубежной науке особой области гуманитарной рефлексии, а именно «исторической этики» (Moral history, Geschichtsethik). Показано, что данная этика имеет дело как с представлениями о прошлом, так и с моральной реакцией по отношению к их фальсификации и основанным на ней действиям. Подчеркнута роль медиа в формировании исторической этики. Сделан вывод, что проблема соотношения медиа и исторической науки приобретает не только гносеологическое, но и аксиологическое значение в контексте развертывания все более усложняющихся дискурсов исторической ответственности. Полученные результаты были использованы для осмысления практик реализации концепта исторической ответственности. Прежде всего, был предпринят анализ внутриполитической и внешнеполитической направленности исторической ответственности. Проанализирована роль политических акторов в этом процессе и показана специфика их роли. Она заключается в особенностях процедур ее установления и состоит в отождествлении сообщества как коллективного субъекта ответственности и конкретного актора, выступающего от его имени. Отмечено, что большинство стратегий современных политических акторов носит селективный характер частичного признания/непризнания. Рассмотрена возможность приписывания не только негативной, но и позитивной ответственности, что делает невозможной трактовку. ситуации Германии как универсальной модели ответственности. Показано, что примером акта установления позитивной ответственности как памяти о заслугах является складывание культа победы в Великой Отечественной войне в российском обществе. Сделан вывод, что отказ от публичного обсуждения негативной ответственности затрудняет внешнеполитические коммуникации России, а во внутриполитической сфере порождает возникновение локальных нарративов исторической травмы. Выявлена специфика российской модели исторической ответственности и определена ее эффективность. Были охарактеризованы соответствующие российские акторы и их стратегии. Сделан вывод, что официальному российскому дискурсу не хватает последовательности в обсуждении мемориальной повестки, отсутствует ее включение в обоснование видения будущего, доминирует декларативность, что свидетельствует о существенном уменьшении мнемонического инструментария и символического ресурса. Показано, что сведение репрезентации исторической ответственности во внутриполитических коммуникациях к сохранению позитивного прошлого вступает в противоречие с локальными мемориальными нарративами, уменьшает и даже делает рискогенным ее символический потенциал. Поэтому относительный консенсус обеспечивается путем устранения из официального нарратива потенциально травмирующих исторических событий. Был предпринят анализ медиапространства российского социума для определения форм репрезентации исторической ответственности, дана оценка степени их возможной конфликтности и определено их влияние на формирование субъекта ответственности. Отмечены перспективы и возможные сложности конструирования такого субъекта в сетевых сообществах на материале сайтов «Бессмертный полк» и «Бессмертный барак». Было показано, что различие целей приводит к альтернативным подходам к ответственности и общему перманентному конфликту исторического сознания. Сделан вывод, что в данной ситуации из-за отсутствия достаточного количества ресурсов сетевые сообщества вынуждены делегировать роль субъекта государству. Влияние сетевых взаимодействий основных акторов на формирование субъекта ответственности и выявление оснований для их концептуализации проводилось на материале дискуссий о Катынской трагедии. Показано, что специфика дискуссии по Катыни связана с расхождениями в определении самого субъекта ответственности. Сделан вывод, что выработанные в ходе дискуссии модели исторической ответственности не обладают солидаризирующим потенциалом. Был предпринят мониторинг темы исторической ответственности в медиа, связанной с темой памяти о коммунизме и исторической ответственности в Германии и России на материале виртуальных мемориалов и особенностей трансформации мемориальных музеев в онлайн-формат в Германии и России. Показаны общее отсутствие у виртуальных мемориалов необходимого символического капитала, связанное с невозможностью использования традиционных форматов и возможность профанизации сакральной функции мемориала в связи с переход в онлайн-формат. Утверждается, что сравнительно позднее продвижение немецкого мемориального пространства и памяти о Великой Отечественной войне в России в онлайн-формат можно объяснить отсутствием выработанного канона ритуальных практик. Ключевые медиа-репрезентации исторической ответственности были проанализированы также на основе контент-анализа российского Интернет для выявления конфликтных точек в восприятии прошлого. На примере обсуждения темы распада СССР были изучены особенности репрезентации проблемы исторической ответственности в различных формах общественных дискурсов. Отмечено, что ее обсуждение остается фрагментарным и зависит от специфики дискурсов и их ценностных сред, несмотря на активизацию официальной политики памяти. В контексте анализа возможных моделей локальной ответственности рассмотрены особенности конструирования исторической ответственности согласно законам «моральной» экономики. Определены ее сущностные черты, которые заключаются в приписывании человека к той или иной общности, наделяемой атрибутами коллективной личности, и выстраивании отношений между ними на принципах дарообмена. Показано, что в политической сфере «моральная» экономика способствует тотальной вовлеченности общества в символический конфликт, что позволяет высказываться от его имени и тем самым зарабатывать и накапливать символический капитал. Применение данной модели по отношению к особенностям выстраивания памяти о Великой Отечественной войне на материале «регионального варианта» исторической ответственности. Предложена трактовка ключевого элемента данного дискурса (термина «Великая Победа»), выявлены его мифические и квазирелигиозные коннотации. Зафиксирована распространенность мифологемы «Великой Победы» среди населения со значительными пластами архаического мировоззрения и ее инструментальное использование в политико-идеологических целях. Сделан вывод, что «российское» конструирование образов вины и ответственности в целом может быть интерпретировано в рамках характерных для моральной экономики реципрокно-редистрибутивных отношений. В контексте изучения процессов формирования локальных моделей исторической ответственности и определения их продуктивности проанализированы стратегии конструировании нарратива «истории татарского народа» и противопоставления его как общефедеральному российскому нарративу, так и внутритатарстанским маргинальным историческим нарративам (на примере истории кряшен). Доказано, что актуализация образов исторической вины и ответственности становится наиболее ярким проявлением и реализацией данного (нео)колониального «трехслойного» феномена. Сделан вывод о возможности бинарного конструирования примордиальных историко-этнических образов способствовать навязыванию исторической вины и ответственности за нее. Таким образом, представленные в отчете теоретические и эмпирические исследования позволяют сделать следующий шаг на пути формулирования социально-философской модели исторической ответственности и выявлению основных векторов ее актуализации в условиях роста активного влияния медиасреды на пространство общественных репрезентаций прошлого. Разработка данной социально-философской модели, а применение данной модели к условиям современного российского общества будут реализованы коллективом проекта на третьем году исследования.

 

Публикации

1. Авдеева А.А. Всеобщий характер моральной ответственности в философии русского космизма Философия и общество, № 4. Т. 97. 2020 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.30884/jfio/2020.04.05

2. Авдеева А.А. Аксиологические парадигмы исторической ответственности Вестник Бурятского государственного университета, № 4. 2020 (год публикации - 2020)

3. Авдеева И.А. Социально-этические аспекты исторической ответственности Новые контуры социальной реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. С.7-11 (год публикации - 2020)

4. Аникин Д.А. Религиозные акторы исторической ответственности: институциональные основания и особенности медиадискурса Электронный научно-образовательный журнал «История», T. 11. Выпуск 9 (95). 2020. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.18254/S207987840011430-2

5. Аникин Д.А. Проблематизация исторической ответственности в современном российском обществе: основные тенденции Электронный научный журнал "Полилог/Poliligos", № 4. 2020 (год публикации - 2020)

6. Аникин Д.А., Головашина О.Г. Политические акторы как субъекты исторической ответственности Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, № 6. Серия12. 2020 (год публикации - 2020)

7. Буллер А., Линченко А.А. Медиа и история: дискурс исторической ответственности в изменяющемся мире Диалог со временем, - (год публикации - 2021)

8. Буллер А.А. Мораль и язык большевизма Этическая мысль, № 1. Т.20. 2020. С. 112-129 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/2074-4870-2020-20-1-112-129

9. Буллер А.А. Мораль и язык национал-социализма Этическая мысль, №2. Т.20. 2020. С.80-99 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/2074-4870-2020-20-2-80-99

10. Буллер А.А. Эпистемология следа и проблема непостижимого Философский полилог, Буллер А.Эпистемология следа и проблема непостижимого // Философский полилог. 2020. № 1. С.159-169 (год публикации - 2020)

11. Бутейко Д.А. Виртуальные мемориалы: опыт трансформации российских и немецких мемориальных музеев в онлайн-формат Tempus et Memoria, Вып 1-2. 2020 (год публикации - 2020)

12. Головашина О.В. Катынь: проблема ответственности в историческом сознании современных россиян Трагедия войны // II Георгиевские чтения. Сборник всероссийского военно-исторического форума, M: Нестор-история, 2020. С.359-371 (год публикации - 2020)

13. Головашина О.Г. Событие как объект: к плоской теории событий Социологическое обозрение, № 1- 2. 2021 год (год публикации - 2021)

14. Головашина О.Г. Проблема исторической ответственности в современной России: поиски субъекта Социально-гуманитарное знание, № 4. 2020. С.202-211 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.34823/SGZ.2020.4.51412

15. Линченко А.А. Распад СССР: образы исторической ответственности в дискурсивном пространстве современной России Гуманитарные исследования Центральной России, Линченко А.А. Распад СССР: образы исторической ответственности в дискурсивном пространстве современной России (год публикации - 2020)

16. Овчинников А.В. «Русский мир», «татарский мир» и «история кряшен»: исторические составляющие (нео)колониальных мифов в современном Татарстане Электронный научно-образовательный журнал «История», Выпуск 9 (95) Том 11 - Источниковедение и историческая память в контексте Digital Humanities. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.18254/S207987840012219-9

17. Овчинников А.Л. Историческая ответственность и моральная экономика: архаические смыслы в ситуациях постмодерна сборник статей ФИКОС I Международной научно-практической конференции, Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2020. C.176-180 (год публикации - 2020)

18. Овчинников А.Л. Образы «Великой Победы»: реципрокно-редистрибутивные аспекты категорий вины и ответственности Tempus et Memoria, Вып. 1-2. 2020 год (год публикации - 2020)

19. Овчиннников А.Л. Биологизация этничности - конфликтогенный фактор эссенциализации идентичности Сборник статей по материалам Всероссийской молодежной научной школы-конференции, Уфа: Мир печати, 2020. С.31-41 (год публикации - 2020)

20. Разин А.В. Исторические альтернативы современного общества Философия и общество, № 2. Т. 95. 2020. С.35-55 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.30884/jfio/2020.02.02

21. Разин А.В. Моральный абсолютизм и утилитаризм в современной этике Проблемы этики. Философско-этический альманах. Вып. IX., Выпуск IX. С.8-12 (год публикации - 2020)

22. Сыров В.Н. Нарратив в историческом познании: о перспективах использования наратологии Философия. Журнал высшей школы экономики, №3. Том 4. С.113-135 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.77323/2587-8719-2020-3-113-135

23. Сыров В.Н. Историческая ответственность: за пределами проблемы соотношения свободной воли и детерминизма Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология., №. 57. С.108-127 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17223/1998863Х/57/11

24. Буллер А.А. Глава 1. "СВОЙ", "ДРУГОЙ", "ЧУЖОЙ" в фокусе социальных конфликтов «Свои» и «Другие»: взаимодействие и восприятие культур Запада и России (К юбилею Виктора Леонидовича Малькова). СПб.: Алетейя, 2020., СПб.: Алетейя, 2020. С. 23-41 (год публикации - 2020)

25. Буллер А.А. «СВОЙ»/«ЧУЖОЙ» в кросс-культурных коммуникациях стран Запада и России Новая и новейшая история, №1. 2021 год (год публикации - 2021)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Для разработки комплексной модели исторической ответственности был продолжен анализ современных этико-нормативных и социально-философских подходов, направленных на изучение места и роли темы ответственности. Подчеркнуто, что актуализация идеи ответственности свидетельствует о существенных изменениях в ценностном отношении к прошлому на всех уровнях и формах его осмысления. Отмечено ее значение для развития новой теоретической дисциплины – исторической этики. В качестве общей методологии анализа предложен конструктивистский подход. Он позволил выработать теоретико-методологические основания синтеза этих подходов. На его основании был выдвинут тезис, что базисом для синтеза этико-нормативных и социально-философских подходов может выступить определенная интерпретация моральной теории. В качестве ее основания ее построения предложен когерентизм как совокупность взаимно поддерживающих друг друга положений. Утверждается, что такое согласование требует введения более общего положения (морального принципа) и демонстрация его согласованности с конкретными правилами и процедурами их применения. Обоснована предпочтительность кантовской идеи уважения к достоинству как кандидата на статус такого принципа. Показано, что данная идея обеспечивает более широкий контекст для опознания ситуаций, притязающих на статус моральных и интерпретации смысла исторической ответственности. Показано, как полученные результаты могут быть применены при разработке комплексной модели исторической ответственности. На основании применения конструктивисткой методологии, показано, что трактовка исторической ответственности предполагает толкование прошлого либо как по большей части совокупности травматических событий, остающихся болезненной частью современности, либо как формы нашего знания о нем. Утверждается, что трактовка прошлого как формы знания обеспечивает выработку нарративных форматов, которые предоставляют более широкий контекст понимания прошлого и более взвешенное отношение к нему. Предлагаемый нарративный формат выходит за пределы оценок действий отдельных людей и событий и включает в себя как признание заслуг, так и принятие вины, что придает созданной общей картине более взвешенный характер. На его роль предложена идея трагического опыта. Отмечен ее потенциал для придания универсальности исторической ответственности и обеспечения диалога между различными социальными и культурными позициями. Подчеркнуто, что моральный статус исторической ответственности может быть обеспечен лишь в рамках трактовки памяти (знаний) о прошлом как необходимого структурного элемента социальных отношений, построенных на реализации взаимного уважения, особенно в публичной сфере. В ходе исследования медиа-репрезентаций исторической ответственности была сформулирована комплексная модель, предполагающая различные стратегии соотношения дискурса исторической ответственности с медиасредой. Сциентистская стратегия предполагает критическое отношение медиа к исторической ответственности, что приводит к рискам полного отсутствия моральной рефлексии по поводу событий прошлого. Инструментальная стратегия исходит из понимания медиасреды как пространства трансляции дискурсов, порожденных определенными политическими акторами, что создает риски утилитарного понимания самого дискурса ответственности как орудия в руках конкурирующих политических элит. Плюралистическая стратегия исходит из множественности акторов исторической ответственности, в число которых включаются и медиа, что усложняет алгоритмы, достижения символического консенсуса между альтернативными дискурсами. Показано, что разработка комплексной модели предполагает анализ социальной субъектности исторической ответственности и выявление основных акторов ее осуществления. С этой целью предпринят анализ социокультурной обусловленности исторической политики, а именно действий гражданских активистов. Отмечена явная или неявная обусловленность действий гражданских активистов, политических и общественных деятелей или историков сходными дискурсивными стратегиями и риторическими фигурами. В данном контексте также предпринят анализ характера ответственности исследовательского сообщества. Показано, что конструктивистский подход обеспечивает наиболее оптимальные условия для ее реализации в виде определенной организации знания, а именно его трактовки как коммуникативного отношения, предполагающего комплекс взаимных обязательств автора и читателя. Предполагается, что такая трактовка коммуникации может стать основанием для публичной активности члена научного сообщества и способствовать выработке новых форматов исторического дискурса, построенных на принципах исторической этики. В трактовке основных социальных акторов исторической ответственности и условий достижения консенсуса между ними была показана необходимость дополнить кантовские идеи поиском социальных оснований исторической ответственности. Был выдвинут тезис, что при рассуждении о коллективной ответственности следует говорить не о личной ответственности, а о присвоении коллективной ответственности личностью, а при оценке степени ответственности учитывать уровень вовлеченности индивида в структуру и качество выполняемых задач. Ответственность, таким образом, будет трактоваться как распределение степеней ответственности. Был продолжен анализ существующих направлений российских внутри- и внешнеполитических стратегий репрезентации исторической ответственности. Показано (на примере Татарстана) в рамках авторской концепции «моральной» экономики, что внутриполитические стратегии могут быть связаны с иерархизацией территорий. Наиболее значимые объекты, наделенные сакральным и идеологическим статусом, будут располагаться в «центре» и отражать основные положения местной идеологии. Они становятся базисными для дальнейшей интерпретации социально-политических и экономических реалий и обязательными для трансляции широким слоям населения. Утверждается, что сохранение древних артефактов в целом превращается в сложный процесс взаимодействия индивидов и коллективов с разными моральными, религиозными, национальными, финансовыми и политическими взглядами и интересами. Выявлено, что сам процесс охраны археологических памятников часто носит ситуационный характер и обусловливается необходимостью решения региональных социально-культурных проблем. В качестве иллюстрации показано, как начавшееся с 2010 г. в Татарстане «возрождение» архитектурно-археологических памятников Болгарского городища может быть интерпретировано в контексте взаимоотношений федеральной и региональной политической элит и официально принятого в республике бинарного (русские/татары) этноориентированного взгляда на местное население. На основе анализа конструирования мифологии вокруг Болгара рассмотрены формы проявления социальной субъектности исторической ответственности, соотношения коллективной и индивидуальной ответственности, психологических особенностей «ухода» от признания моральной ответственности. Отмечено, как для репрезентации образов исторической вины и ответственности в межэтнических и межгосударственных отношениях используются работы профессиональных историков и археологов. Поэтому актуализирован вопрос об их ответственности за те или иные способы публичной презентации результатов своих исследований. Выдвинута гипотеза об актуальности компаративистского изучения советского опыта коммуницирования между учеными и властью при изучении современных публичных дискуссий о прошлом (включая т.н. «войны памяти»). Показано, как характер аргументации может определяться не поиском истины, а спецификой социально-культурной ситуации. В контексте особенностей формирования акторов исторической ответственности показано, как негативные аспекты ответственности с акторов прошлого могут переноситься на акторов настоящего. Показано, что «негативизация» политических конкурентов происходит через использование их нежелания принимать ту или иную версию событий прошлого. Был развит выдвинутый ранее тезис, что психологическую основу личной и коллективной (корпоративной) вины и ответственности за историческое мифотворчество составляют архаические реципрокно-редистрибутивные отношения. Были рассмотрены условия достижения консенсуса между акторами, позволяющие минимизировать социальные и политические риски исторической ответственности. Подчеркнута роль выработки общих критериев для достижения консенсуса. Отмечено, что их становлению препятствует различное понимание цели, функции и нормативных практик исторической ответственности. Отмечена роль институциональной составляющей в исторической памяти, что повышает необходимость контроля эффективности мер исторической политики. Были выделены и проанализированы конкретные практики, определяющие оценивание в поле исторической памяти и ответственности: моделирование или заранее определенные конкретные меры и действия; сертификация или определение соответствия тех или иных объектов или практик установленным стандартам; фиксация или направленность на оценку объектов, сохранившие постоянство и единство правил для всех вовлеченных акторов. Отмечено, что общие для всех акторов критерии эффективности способствуют прозрачности в распределении финансовых средств и тем самым минимизируют конфликты в борьбе за них. Отмечена ограниченность такого подхода вследствие нечетко сформулированных индикаторов эффективности, субъективной трактовки данных и различия мировозренческих позиций. Предложена идея «граничных объектов» как объектов, которые медиируют между социальными группами и ценностями, для минимизации конфликтов между акторами. Утверждается, что перенос концепции граничных объектов на критерии контроля «качества» социальной памяти дает возможность разработать общие критерии оценки. Утверждается, что данный подход в целом обеспечивает разработку и создание «разделяемых историй», а значит и пути согласия в определении исторической ответственности. На основе теоретической модели дискурса исторической ответственности в контексте основных медиастратегий были разработаны конкретные рекомендации для органов федеральной и региональной власти. Специфика применения сциентистской, инструменталистской и плюралистической стратегий медиарепрезентаций исторической ответственности были рассмотрены в контексте космополитического, антагонистического и агонического проектов политики памяти. На основе анализа актуальных исследований были выявлены особенности усиления элементов антагонистического проекта в официальной политике памяти в России. Были выявлены и классифицированы основные рекомендации для использования сциентистской, инструменталистской и плюралистической стратегий медиарепрезентаций исторической ответственности на федеральном и региональном уровнях российской политики памяти. В рамках федерального уровня вопрос об использовании медиастратегий напрямую был увязан с вопросом о тех функциях, которые политика памяти должна выполнять в современной России (функция культурно-исторической ориентации, мотивирующая функция, функция преодоления конфликтов). Было выявлено, что наиболее оптимальной для современной российской практики использования медиаресурсов на федеральном уровне является комбинация на стыке сциентистской и инструменталистской стратегий в рамках космополитического проекта политики памяти. На основе представленных теоретических положений и рекомендаций для федерального уровня был подготовлен ряд рекомендаций для российских регионов.

 

Публикации

1. Авдеева И.А. Гуманитарные проблемы исследовательских дискурсов об исторической памяти Философия и общество, - (год публикации - 2021)

2. Аникин Д.А. Traumatization of the Past and Martyrological Thinking in the Soviet Union and the Post-Soviet Space FOLKLORE: ELECTRONIC JOURNAL OF FOLKLORE, Anikin D.A. Traumatization of the Past and Martyrological Thinking in the Soviet Union and the Post-Soviet Space // FOLKLORE: ELECTRONIC JOURNAL OF FOLKLORE. 2021. Vol.83. pp.47-62. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.7592/FEJF2021.83.anikin

3. Аникин Д.А., Линченко А.А. Стратегии концептуализации исторической ответственности в контексте современных медиарепрезентаций Вестник Томского государственного университета, - (год публикации - 2022)

4. Буллер А., Линченко А.А. Что такое историческая этика? Дискурс исторической ответственности в современной немецкой теории истории Вопросы философии, Буллер А., Линченко А.А.Что такое историческая этика? Дискурс исторической ответственности в современной немецкой теории истории // Вопросы философии. 2022. № 11. (год публикации - 2022)

5. Буллер А.А. Будущее нашего прошлого Будущее нашего прошлого-6: История повседневности и повседневность историка: Материалы международной научной конференции. РГГУ, 2021. 365 с., С. 11-19 (год публикации - 2021)

6. Буллер А.А. Чуждость как культурный феномен «Свои» / «Другие» / «Чужие»: из истории взаимодействия и противоборства Запада, Востока и России. СПб.: Алетейя, 2021. 596 с., С. 33-50 (год публикации - 2021)

7. Бутейко Д.А. К проблеме оценивания в сфере культурно-исторической памяти Tempus et Memoria, - (год публикации - 2021)

8. Головашина О.В. "Метаистория Х. Уайта" и социальные условия исторической ответственности Tempus et Memoria, 2 (2) (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15826/tetm.2021

9. Головашина О.В. Социальные рамки исторической ответственности: в поисках рациональных оснований исторических оценок Диалог со временем, № 76. С.20-30 (год публикации - 2021)

10. Линченко А.А., Буллер А. На пути к исторической этике: ценностное отношение к прошлому в исторической науке и философии истории Философия и методология истории: сборник научных статей IX Всероссийской научной конференции, Коломна, 23 апреля 2021 г. Коломна: ГСГУ, 2021. 321 с., С. 7-22 (год публикации - 2021)

11. Линченко А.А., Бутейко Д.А. Дискурс исторической ответственности, медиа и политика памяти в современной России: федеральный и региональный аспект Социодинамика, Линченко А.А., Бутейко Д.А. Дискурс исторической ответственности, медиа и политика памяти в современной России: федеральный и региональный аспект (год публикации - 2022)

12. Овчинников А.В. Историко-культурный ландшафт казанского поселка Юдино как целостный туристический объект (постановка проблемы) Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, - (год публикации - 2022)

13. Овчинников А.В. А.П. Смирнов (1899 – 1974 гг.) и научные сессии 1946, 1956 и 1969 гг. о происхождении тюркских народов Волго-Уралья: к проблеме этики и ответственности ученого Сборник трудов научной сессии по этнической истории и антропологии башкир "Башкиры в контексте междисциплинарных исследований тюркских народов Евразии", - (год публикации - 2021)

14. Овчинников А.В. Охрана археологических памятников: субъкт-объектные характеристики и проблема ответственности Исторический формат, №1 С.129-137 (год публикации - 2021)

15. Разин А.В. К вопросу о моральной ответственности Проблемы этики: Философско-этический альманах / Под общ. ред. А.В. Разина / Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: Издатель Воробьѐв А.В., 2021. 156 с., Выпуск X. С. 7-30 (год публикации - 2021)

16. Разин А.В. Специфика процесса образования моральных понятий Философия и общество, № 2 (99) С. 57-80 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.30884/jfio/2021.02.04

17. Разин А.В., Ахмедова М.Г. Ethics and humanities education in the era of global processes International Scientific and Practical Conference “Solovyov Historical and Philosophical Readings. Russian and Foreign Experience in the System of Humanities Education: History, Modernity, Prospects”., Volume 103 (2021). Р. 1-4 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1051/shsconf/202110301029

18. Сыров В.Н. Роль морального принципа в формировании и функционировании идеи ответственности Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология, № 62, С.40-53 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/1998863Х/62/4

19. Сыров В.Н. Мораль и прошлое: точки соприкосновения Машины. Люди. Ценности: когнитивные и социокультурные системы в потоке времени : материалы II Международной научной конференции. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. 228 с., C.171-174 (год публикации - 2021)

20. Сыров В.Н. О детерминизме в истории Философия и методология истории: сборник научных статей IX Всероссийской научной конференции. Коломна: ГСГУ, 2021. 321 с, С.100-112 (год публикации - 2021)

21. Сыров В.Н., Агафонова Е.В. Конструктивизм и проблема ответственности Tempus et Memoria, - (год публикации - 2021)

22. Линченко А.А. Ключевые понятия исторической дидактики и исторического обучения в межкультурной перспективе: обзор международной научной конференции (г. Грац, 11–14 ноября 2020 г.) Tempus et Memoria, Линченко А.А.Ключевые понятия исторической дидактики и исторического обучения в межкультурной перспективе: обзор международной научной конференции (г. Грац, 11–14 ноября 2020 г.) // Tempus et Memoria. 2021.T.2. N.1. C.59-65 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15826/tetm.2021.1.008

23. Аникин Д.А. История и мораль: от профессиональных норм к прикладной этике XIII Международная конференция "Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2021. Этика как наука и профессия"., Аникин Д.А. История и мораль: от профессиональных норм к прикладной этике // XIII Международная конференция "Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2021. Этика как наука и профессия". СПб.: ООО "Сборка", 2021. С.298-299. (год публикации - 2021)

24. Буллер А.А. Этика следа XIII Международная конференция "Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2021. Этика как наука и профессия", Буллер А. Этика следа // XIII Международная конференция "Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2021. Этика как наука и профессия". СПбГУ, 18-20 ноября 2021 г. СПб.: ООО Сборка, 2021. С.301 (год публикации - 2021)

25. Линченко А.А. Что такое историческая этика? XIII Международная конференция "Теоретическая и прикладная этика": традиции и перспективы - 2021.Этика как наука и профессия, Линченко А.А. Что такое историческая этика? //XIII Международная конференция "Теоретическая и прикладная этика": традиции и перспективы - 2021.Этика как наука и профессия. 18-20 ноября 2021 г. СПбГУ. СПб.:ООО "Сборка", 2021. С.303-304. (год публикации - 2021)

26. Овчинников А.В. Предпонимание и предписанная память: роль этноцентричного цивилизационного подхода в конструировании представлении о "нашей памяти и "их памяти"" XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. Москва ; Томск : Издательство ТГУ, 2021. 830 с., С. 68 (год публикации - 2021)

27. Овчинников А.В. Болгар – центр татарского ислама («историческая» составляющая конструирования иеротопии) Тезисы IV конгресса Русского религиоведческого общества на тему «Кто знает одну, не знает ни одной»: сравнительное религиоведение полтора века спустя. Сборник тезисов. М., 2021. 88 с., С.21 (год публикации - 2021)

28. Овчинников А.В. От коллективной и индивидуальной ответственности к исторической этике: постановка проблемы XIII международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2021. Этика как наука и профессия». СПбГУ, 18-20 ноября 2021 г. Материалы конференции. СПб.: ООО «Сборка», 2021. 329 c, С. 304-305 (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
1) Применение теоретических выводов проекта может способствовать более многостороннему пониманию философско-методологических оснований государственной политики памяти Российской Федерации, позволит сформулировать ее основополагающие приоритеты, базовые философско-исторические смыслы, которые в дальнейшем могут быть развернуты в конкретные принципы концепции государственной политики памяти в РФ 2) Теоретические и практические выводы проекта могут стать основой для разработки стратегии регулирования медиаконтента, актуализирующего дискурсы исторической ответственности в отношении наиболее значимых и "чувствительных" страниц российской и зарубежной истории. 3) Реализация проекта позволит осмыслить возможность дополнительных источников мобилизации российского общества, для которого коммеморативное пространство всегда выступало важным символическим ресурсом, может стать платформой для дальнейшего обсуждения вопросов национальной идеи.