КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00485

НазваниеЧеловеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности

РуководительСорокин Александр Николаевич, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный университет", Тюменская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2021 г. 

Конкурс№35 - Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые словаЧеловеческое измерение, человек университетский, университеты, исторический опыт, трансформационные процессы, Россия, исторический опыт, программы академического превосходства, международные академические рейтинги

Код ГРНТИ03.23.55


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В настоящее время российские университеты вступили в эпоху качественной трансформации как системы управления, так и содержания профессиональной деятельности сотрудников, в первую очередь, профессорско-преподавательского состава. Феномен процесса «гонки за рейтингами», в который начиная с 2000-х годов включились страны, претендующие на лидерство в международном разделении труда, представляет собой не только технологический процесс, направленный на наращивание количественных показателей (публикации, цитируемость, академическая репутация и репутация работодателей и пр.), но и затрагивает глубинные основания базовых процессов функционирования университетов (образование, исследования, инновации). Государство, вкладывая значительная средства в программу повышения конкурентоспособности российских вузов, желает видеть глубинную трансформацию университетов, а происходит ли она, по формальным параметрам сказать сложно. Фигура университетского преподавателя принципиально важна, поскольку все необходимые университету изменения предстоит проделать, в конечном счете, именно ему, и от его профессиональных и личностных характеристик, от способности меняться, воспринимать и порождать новые практики зависит успех отечественных вузов в будущем. Ключевой проблемой проекта является то, что государство, вкладывая значительная средства в программу повышения конкурентоспособности российских вузов, желает видеть глубинную трансформацию университетов, а происходит ли она, по формальным параметрам сказать сложно. В исследуемую выборку мы отнесли семь университетов России, что составляет 1/3 от включенных в настоящее время в реализацию программы повышения международной конкурентоспобности ведущих российских университетов (программа «5-100»): Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). Выборка университетов может быть изменена вследствие проблем с доступом к сбору эмпирических данных. К основным аспектам научной проблемы относятся: – причины, процессы, результаты и тенденции трансформации базовых процессов (исследования, образование, инновации), роли и миссии университетов России процессов в российских университетах в дореволюционный, советский и постсоветский периоды; – опыт эволюции содержания труда преподавателя: профессиональные (должностные, служебные) обязанности, требуемые компетенции, нагрузка; типовой день вузовского преподавателя; особенности работы: совместительство, мобильность; элементы преемственности и новаций в профессии вузовского преподавателя в конце XIX – начале XXI вв.; – рост и смена компетенций, трансформация академической карьеры и повышение академической мобильности вузовского преподавателя в контексте реализации программ академического превосходства и продвижения вузов России в международных академических рейтингах; – компаративный анализ программы повышения международной конкурентоспобности ведущих российских университетов (программа «5-100») как ключевом факторе трансформации базовых процессов в современном университете; – трансформация практик управления человеческими ресурсами университета; – исследовании «разрывов» корпоративной культуры в период комплексной трансформации университетов; – профессия вузовского преподавателя глазами общества: эволюция представлений о месте, значении, престижности профессии преподавателя; растет или падает престиж преподавательской профессии в России? Научная проблема исследования актуальна для следующих предметных областей: - для социальной истории науки и образования, антропологии науки и высшей школы проект актуален с точки зрения изучения профессиональной и организационной идентичности вузовских преподавателей как профессионального сообщества, эволюции труда преподавателя; - для истории повседневности – с точки зрения изучения жизненного мира университетского сотрудника; - для педагогики высшей школы – с точки зрения изучения динамики взаимоотношений преподавательского и студенческого сообществ, а также изменений набора компетенций, требуемых от преподавателя вуза в разные исторические периоды; - для Science and Technology in Society, STS (наука и технология в обществе) – с точки зрения изучения вузовского преподавательского сообщества как проводника новшеств и технических инноваций, генератора знаний для общества, оценки его роли в модернизационных процессах; - для организационной науки – с точки зрения изучения особенностей практик управления человеческими ресурсами в интеллектуально-емких организациях; - для экономики – с точки зрения анализа экономической составляющей трансформации высшей школы, а также возрастанием третьей роли и ответственность вузов за инновационное развитие региона. Новизна заявляемого проекта заключается во взгляде на проблемы глобализации, повышения конкуренции и международным академическим рейтингованием университетов с позиции трансформации профессиональных траекторий и профессиональной идентичности человека университетского. Реализация проекта позволить выявить и проанализировать глубинные основания трансформации российских университетов. Комплексность и практическая значимость исследования заключаются не только в анализе существующего наличного состояния, но и исторической динамики исследуемых проблем с конца XIX в. по настоящее время и составление прогноза на ближайшие десятилетия, что позволит сформировать комплексное представление о закономерностях перемен, выявить значимые тенденции и спрогнозировать контуры будущей профессии и формирования нового типа университетского преподавателя – протоакадемического предпринимателя (S. Shapin, T. Hughes).

Ожидаемые результаты
Впервые в российской практике на основании широких эмпирических данных в рамках междисциплинарного исследования, с опорой на глобальные тренды и вызовы системе высшего образования будут выявлены и проанализированы глубинные основания трансформации систем управления университетами, формирования нового поколения «человека университетского» в условиях модернизационных преобразований в высшей школе России. Выполнение проекта позволит сформировать системное представление о процессах управленческих трансформаций и их антропологических оснований в современных российских университетах. Проект также направлен на поиск решений, инструментов, механизмов по обнаружению новых фундаментальных оснований для преодоления существующих открытых и латентных конфликтов в университетском сообществе. Будет осуществлен сравнительно-исторический анализ социалистического опыта формирования и эволюции вузовского научно-педагогического сообщества исследуемых стран, а также трансформации базовых процессов (исследования, образование, инновации), роли и миссии выбранных университетов России в конце XIX – начало XXI вв. Будут выявлены общие и особенные черты в: содержании профессии и труда преподавателя (профессиональные (должностные, служебные) обязанности, требуемые компетенции, нагрузка и типовой день вузовского преподавателя, особенности работы (совместительство, мобильность), элементы преемственности и новаций в профессии вузовского преподавателя), сформулированы особенности карьеры, проведены типологизации и составлены «карты» компетенций вузовских преподавателей в период с конца XIX в. до начала XXI в. На кейсах ведущих вузов России будет выявлено и проанализировано влияние программ академического превосходства и феномена «гонки за рейтингами» на повышение академической мобильности молодых вузовских преподавателей. Проведен анализ специфики профессиональной и организационной форм идентичности у вузовских преподавателей. Будет выявлена и проанализирована динамика смены карты компетенций университетских преподавателей выбранных вузов России, разработаны типологии вузовских преподавателей относительно их представлений о профессии и развитии современного университета. Кроме того, будут определены последствия исчезновения ряда классических профессиональных компетенций вузовских преподавателей. Ожидается выявление ключевых практик управления человеческими ресурсами и направления их трансформации в университетах группы кейсов, а также анализ видимых и возможных последствий преобразований в трудовой сфере университетов. Среди практических результатов реализации проекта следует отметить разработку и апробацию методики оценки персонала референтных ведущих университетов России (ТюмГУ, ТГУ, ДВФУ, КФУ, ИТМО, МИФИ, СПбПУ), включая информационную систему тестирования. Будут разработаны рекомендации по совершенствованию кадровой политики и обучающих программ персонала референтных вузов на основе уникальной модели повышения компетенций проектного управления (модель LAUNCH).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В 2019 г. исследования в рамках проекта были направлены на выявление и анализ глубинных оснований трансформации на примере Томского и Тюменского государственного университетов, участвующих в реализации программы повышения международной конкурентоспособности. Ключевыми фокусами исследования являются: компаративный анализ трансформации профессиональных траекторий, профессиональной идентичности, инновационной и корпоративной культур университетских преподавателей в контексте изменений, происходящих в ведущих вузах России, обусловленных реализацией программ академического превосходства и продвижением в международных академических рейтингах. Был осуществлен сбор и проведена систематизация исследовательской литературы, архивного и документального материала по истории дореволюционного вузовского преподавательского сообщества России конца XIX – 1917 г. Поиск проводился в Государственном архиве Варшавы, Эстонском историческом архиве, Российском государственном историческом архиве, Государственном архиве Томской области, архивах Тюменского и Томского университетов. Всего обработано 248 архивных дел. Выявлено 344 актуальных публикации по теме проекта. В отчетному году Была проведена диагностика трансформации корпоративной культуры ТюмГУ и НИ ТГУ с помощью трех независимых методов исследования – «Метафора» А.И. Пригожина, OCAI К. Камерона и Р. Куинна, и опросника об основных ценностях корпоративной культуры в среде трёх основных групп университетского сообщества: администрация-управление, преподаватели-ученые и обучающиеся (n=45 по каждому вузу). Собранный материал позволил выявить «разрывы» и потенциал конфигурации корпоративной культуры обоих университетов. Также были разработаны рекомендации по повышению эффективности трансформации корпоративной культуры двух университетов (ТюмГУ и НИ ТГУ). Для определения и анализа ключевых практик управления человеческими ресурсами и направлений их трансформации были проведены серии полуформализованных интервью с сотрудниками Тюменского государственного университета и Томского государственного университета. Для составления целостного представления о развитии направления HR в университетах, были взяты интервью у разных категорий сотрудников: топ-менеджмента, управленцев среднего уровня, рядовых сотрудников (преподавателей, ученых), а также представителей HR-служб. Всего в данных вузах было опрошено 38 сотрудников. Собранный материал позволил выявить ключевые практики управления человеческими ресурсами, направления их трансформации. Были выделены основные различия в практиках стратегического менеджмента, развития персонала, а также между компонентами системы управления человеческими ресурсами. Определены основные принципы управления персоналом и осуществлена их оценка в выбранных вузах. Описаны характеристики развития персонала в университетах, их особенности. Выявлены основные проблемные поля в системе управления человеческими ресурсами в ТюмГУ и ТГУ, а также даны рекомендации для их устранения. Разработана и успешно апробирована авторская модель компетенций LAUNCH включающая в себя 6 кластеров компетенций (Leadership skills (лидерские навыки); Affect skills (навыки влияния); Understanding skills (навыки понимания); Negotiations skills (навыки переговоров); Creative skills (навыки креативности); Human perception skills (навыки работы с людьми)), в которых выделено 18 компетентностных блоков, описанных в 54 поведенческих индикаторах. Модель является авторской разработкой и апробирована в рамках проектов развития академического персонала Тюменского и Томского государственных университетов, а также с 2019 года внедрена в работу Центра развития компетенций Западно-Сибирского межрегионального НОЦ. Была проведена разработка и апробация на кейсе ТГУ методика оценки персонала с помощью уникальной информационной системы тестирования. Пройти демо-версию тестирования можно по ссылке https://lib.axma.info/ISdr4WwX/ В настоящий момент разработчиками готовится регистрация интеллектуальной собственности на указанный продукт. На примере Томского и Тюменского государственных университетов проанализированы трансформация академической карьеры и повышения академической мобильности, сопровождающиеся сменой (анализ новых и определение исчезающих) компетенций вузовского преподавателя, в контексте реализации программ академического превосходства и продвижения вузов России в международных академических рейтингах. Был проведен опрос методом полуструктурированных интервью с экспертами (в т.ч. 23 в Тюменском государственном университете и 20 в Томском государственном университете), работающих на должностях административно-управленческого персонала (проректор, директор, заведующий кафедрой или лабораторией), а также научно-педагогические работники (профессор, доцент, научный сотрудник). Был проведен анализ документов, презентаций и докладов, связанных с разработкой, согласованием и утверждением приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», а также интервью с основными идеологами и разработчиками данного приоритетного проекта. Проект появился в 2016 г., а к концу 2018 г. был свернут. На смену ему пришли новые форматы встраивания вузов в региональную повестку, в первую очередь – через создание Научно-образовательных центров (НОЦ). Концепция НОЦ в 2019 г. только прорабатывалась, были выбраны вне конкурса первые пять НОЦ, которые должны представить свои программы развития к марту 2020 г. По итогам проведенного анализа были выявлены идеологические связи и определенная преемственность между приоритетным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» и НОЦ, что позволило сделать более широкие выводы о характере эволюции региональной научно-технологической политики. В обоих случаях целью является трансформация всего вуза, эволюция его модели, формирование новых принципов работы с компаниями и региональными властями, а не простое формирование новых подразделений внутри вузов. Особенность проектов состоит также во внедрении «ресурсопорождающих» взаимодействий, когда университет и региональная администрация объединяют усилия для того, чтобы начать диалог с крупными компаниями, располагающими ресурсами. Задача состоит в отходе от привычной модели взаимодействия университет-компания, когда основной спрос со стороны компаний – на кадры, а со стороны университетов – на финансирование НИОКР. Результаты исследований представлены в 13 докладах на 5 международных научных мероприятиях. Результаты исследований были обсуждены на организованных в рамках реализации гранта научных мероприятиях: панельная секция "University Science in Russia in the 19th to 21st Centuries: the Regional Dimension" в рамках 1st Conference of the International Academy of the History of Science (Афины, Греция, 12-15 сентября 2019); круглом столе «Будущее университетов и академической профессии» в рамках XXXV сессии Международной школы социологии науки и техники им. С.А. Кугеля «ЭТОС УЧЕНОГО В XXI ВЕКЕ» (к 100-летию публикации доклада М. Вебера «Наука как призвание и профессия»), Санкт-Петербург, 29–30 октября 2019 г.; панельная секция «Человек университетский: компаративный анализ проблемы доверия в университетском сообществе России и Европы» в рамках 51 конвента ASEEES (Сан-Франциско, США 23-26 ноября 2019). Результаты исследования представлены в 7 публикациях, в том числе 6 статьях, которые индексируются в международных базах данных Scopus и Web of Science (Core Collection).

 

Публикации

1. А.Н. Сорокин,А.С. Латышев, М.В. Грибовский К истории развития и перспективам эффективной кадровой политики современного конкурентоспособного университета в России Вестник Томского государственного университета, № 448. С. 150-160. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/15617793/448/16

2. Другова Е.А. Образовательная реформа в Австралии по переходу к обучению на основе компетенций: уроки для России Вестник Томского государственного университета. История, № 61. C. 183–191. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/19988613/61/23

3. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров. Обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций Вопросы образования, 2019, 4. С. 8-29 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-8-29

4. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Bounded Rationality, Uncertainty, and Complexity as Decision-Making Contexts: A Case of One University in Russia European Journal of Contemporary Education, 8(4) (год публикации - 2019)

5. М.В. Грибовский “Burden of Professorship”: Features of the Pedagogical Activity of an University Lecturer in Pre-Revolutionary Russia Bylye Gody, Vol. 53. Is. 3. P. 1263–1271. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.13187/bg.2019.3.1263

6. М.В. Грибовский, А.Н. Сорокин Академические свободы и бюрократические узы преподавателя: Результаты полевого исследования в университетах Великобритании и Франции Вестник Томского государственного университета. История, 2019. Т. 23. № 1–2. С. 60–71 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.004

7. Расколец В.В., Сорокин А.Н. Становление исследовательских кадров при Институте исследования Сибири и его роль в поддержке молодых ученых Вестник Томского государственного университета. История, № 61. C. 158–168 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/19988613/61/21

8. - В масштабный проект включились ученые российских вузов Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа: https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/710366/?fbclid=IwAR39_QVARwFBIlfbChSjqCNjSYvjWwpIEGCNNSNjFCDu1p8VyQVewcowSXQ (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - )

9. - Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа: https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/721410/?fbclid=IwAR2w5Me-OnJLkKF6HXk01YyQEO3N5vV8VV46Xr-oQpGQyIQvtBSWSVgMZLA (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - )

10. - Российские историки изучили особенности европейской высшей школы Индикатор, Режим доступа:https://indicator.ru/humanitarian-science/izmeneniya-evropeiskoi-vyshei-shkoly-10-07-2019.htm?utm_source=fbsharing&utm_medium=social&fbclid=IwAR0QTg7IcH0s1wPvW0F0gSENvrZ7A0c6-IaqAhwz2_txIeI7j431_qObR_k (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - )

11. - Открытая лекция проекта «Меняющийся университет» Источник: https://www.utmn.ru/presse/kalendar/732205/ © ТюмГУ. Все права защищены. При использовании материала ссылка обязательна. Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа: https://www.utmn.ru/presse/kalendar/732205/ (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - )

12. - Международная конференция объединила исследователей высшего образования Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа:https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/810076/?fbclid=IwAR3dyeJMKawJ9b_8UqEE-N_uCu3aGN-UcfHwMcPARPNJC0Y3A0hzRpWQuy0 (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - )

13. - Проблему доверия в академической среде обсудили на международном конвенте в США Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа:https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/826008/ (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - )

14. - О будущем университетов и академической профессии рассуждали в Санкт-Петербурге Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа:https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/815495/?fbclid=IwAR3679kxJQyD0GxCJpfFGv9mjMxi2uM96KCF1SYYZk_FrXMr1GEpv08svo0 (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 г. исследования в рамках проекта были направлены на выявление и анализ глубинных оснований трансформации на примере трех университетов: Университета ИТМО, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого (СПбПУ), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (НИЯУ МИФИ), участвующих в реализации программы повышения международной конкурентоспособности. Все вузы являются участниками проекта «5-100» с начала его реализации и входят в первую (ИТМО, МИФИ) и вторую (СПбПУ) группы по итогам защиты на международном совете программы в 2019 г. Ключевыми фокусами исследования являются: компаративный анализ трансформации профессиональных траекторий, профессиональной идентичности, инновационной и корпоративной культур университетских преподавателей в контексте изменений, происходящих в ведущих вузах России, обусловленных реализацией программ академического превосходства и продвижением в международных академических рейтингах. Был осуществляли сбор и систематизацию исследовательской литературы, архивного и документального материала, интервью с вузовскими преподавателями по истории вузовского преподавательского сообщества России в советский период (государственный архив Российской Федерации; Государственный архив Томской области, Центр документации новейшей истории Томской области). Всего обработано более 300 архивных дел. Выявлено более 500 актуальных публикации по теме проекта. В 2020 г. была проведена диагностика трансформации корпоративной культуры НИЯУ ИТМО, СПбГУ и МИФИ с помощью трёх независимых методов исследования – качественного метода сбора image data «Метафора» А.И. Пригожина, количественный метод OCAI К. Камерона и Р. Куинна, и опросника об основных ценностях корпоративной культуры среди трёх основных групп университетского сообщества: администрация-управление, преподаватели-учёные и обучающиеся (n=45 по каждому вузу). Собранный материал позволил выявить «разрывы» и потенциал конфигурации корпоративной культуры трёх университетов. Также были разработаны рекомендации по повышению эффективности трансформации корпоративной культуры двух университетов в логике метода К.Камерона и Р.Куинна. Результаты апробации совокупности трёх различных методов исследования были обсуждены в рамках докторского семинара Н.С. Гулиус университета Рочестер (США) и одобрены инструкторами курса; а результаты исследования как кейсы университетов были представлены и обсуждены в рамках международной конференции IAFOR в Лондоне и HR-тренд 2020 в Томске. По результатам диагностической работы в 2020 году опубликованы две статьи Scopus. Два выступления на CHER 2020 г. в Хорватии и ASEEES 2020 в США не состоялись в связи с пандемией (последнее было перенесено на 2021 год). В рамках определения и анализа ключевых практик управления человеческими ресурсами и направлений их трансформации были проведены серии полуформализованных интервью с сотрудниками ИТМО, СПбПУ, МИФИ. Для составления целостного представления о развитии направления HR в университетах были взяты интервью у разных категорий сотрудников: топ-менеджмента, управленцев среднего уровня, рядовых сотрудников (преподавателей, ученых), а также представителей HR-служб. Всего в данных вузах было опрошено 72 сотрудника. Собранный материал позволил выявить ключевые практики управления человеческими ресурсами, направления их трансформации и развития. Были выделены основные различия в практиках стратегического менеджмента, развития персонала, а также между основными функциями системы управления человеческими ресурсами. Определены основные принципы управления персоналом и осуществлена их оценка в выбранных вузах. Описаны характеристики развития персонала в университетах, их особенности. Выявлены основные проблемные поля в системе управления человеческими ресурсами в ИТМО, СПбПУ, МИФИ, а также проанализированы возможные способы их решения. В рамках компаративного анализа трансформации академической карьеры и повышения академической мобильности, сопровождающиеся сменой (анализ новых и определение исчезающих) компетенций вузовского преподавателя были проведены глубинные интервью с преподавателями, научными сотрудниками и руководством СПбПУ, ИТМО, МИФИ (всего – 62 глубинных интервью). Изучена личная мотивация научно-педагогических работников к трудовой деятельности в университете. Рассмотрены вопросы соотношения, приоритетных формы, перечня компетенций в научно-исследовательской, педагогической и административной деятельности. Определены стимулы и стратегия развития научно-исследовательской деятельности, продвижения научных результатов в интернете (виртуальные социальные сети, в т.ч. профессиональные, новостные сайты и прочее), а также формирование личного бренда ученого. Определена приоритетная стратегия проведения научных исследований – индивидуально или в составе коллектива (временной научной группы или официально созданной научной лаборатории). Проведен анализ приоритетных форм педагогической работы (традиционные или новаторские). Рассмотрены стимулы развития международной научно-исследовательской деятельности ученого, и факторы, тормозящие данную активность. Были выявлены специфические черты, формы проявления профессиональной идентичности, в том числе престиж профессии вузовского работника (ученого, преподавателя), академическая мобильность в развитии академической карьеры, специфика вхождения и возможные причины ухода из профессии. В 2020 г. проведен ретроспективный анализ моделей формирования НОЦ в России, выводы из которого, наряду с проявившимися тенденциями формирования новых Научно-образовательных центров в рамках Национального проекта «Наука», позволяют скорректировать подходы к развитию НОЦ с учетом прошлых успешных российских практик. Анализ российских и зарубежных подходов к оценке экономического влияния университетов показывает, что в России такая оценка пока не применяется, но может быть адаптирована с учетом имеющихся информационных данных и встроена в систему мониторинга развития третьей миссии университетов. Среди практических результатов проекта можно отметить разработку и апробацию автоматизированной системы оценки компетенций научно-педагогических работников университетов, вовлеченных в генерацию и управление научными, образовательными и проектами развития в высшем учебном заведении. Модель компетенций LAUNCH была апробирована в деятельности университетов участников Западно-Сибирского НОЦ и внедрена в работу с персоналом Тюменского Государственного Университета. Авторами разработки системы тестирования на основе автоматизированного опросника и кейсов, подготовлен пакет документов для регистрации ИС в Федеральную службу по интеллектуальной собственности на государственную регистрацию программы для ЭВМ «Комплексная система оценки компетенций руководителей научных и научно-технических проектов». Получение авторского свидетельства ожидается в начале 2021 г. Результаты исследований были использованы при разработке концепции, содержательных модулей и плана проектной работы школы научного лидерства центра развития компетенций Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра, период проведения школы исследователя: октябрь 2019 г. – октябрь 2020 г. Результаты исследований представлены в 16 докладах на 6 международных и 2 всероссийских научных мероприятиях. Результаты исследований были обсуждены на организованных в рамках реализации гранта научных мероприятиях: 1) панельная секция “An University style: appearance and image of Russian universities and their inhabitants of different epochs” («Университетский стиль: представление и обра российских университетов и его обитателей в различные эпохи»), 9th European Society for the History of Science Conference (9-я конференция европейского общества по истории науки), 31.08-03.092020, Болонья, Италия, онлайн-формат; 2) панельная секция “Человеческое измерение трансформационных процессов в ведущих российских университетах” в рамках Научно-практической конференции «HR-trend 2020. Порядок/Беспорядок. Организация» (Томск, НИ ТГУ, 25–27 июня 2020, онлайн-формат). Результаты исследования представлены в 12 публикациях, в том числе 7 статьях, которые индексируются в международных базах данных Scopus и Web of Science (Core Collection).

 

Публикации

1. I.G. Dezhina Научные «центры превосходства» в российских университетах: смена моделей ЭКО, ЭКО. 2020. № 4. С. 87-109 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.30680/ЕСО0131-7652-2020-4-87-109

2. А.С. Латышев Новый подход к развитию профессиональных компетенций для повышения вовлеченности персонала университета в проекты стратегического развития Вестник Сургутского государственного педагогического университета, Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №3. С. 65-79 (год публикации - 2020)

3. Другова Е.А., Плешкевич И.Б. Специфические черты кадровой политики предпринимательского университета Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. Т № 4. (год публикации - 2020)

4. Е.А. Другова Альтернативные модели университетов будущего: о книге David J. Staley «Alternative universities: speculative design for innovation in higher education» (Baltimore, USA : Johns Hopkins University Press, 2019) Университетское управление: практика и анализ, Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(2):167-175 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.022

5. Е.А. Другова Human Resource Policy in Leading Russian Universities: An Assembly Model The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings, The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings. Published on: September 16th, 2020. London, United Kingdom.Ззю 215-227 (год публикации - 2020)

6. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Административно-управленческая и предпринимательская деятельность преподавателей вузов Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. С. 711-22 (год публикации - 2020)

7. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: Личностные качества и социально-профессиональные компетенции Образование и наука, Образование и наука. 2021.- №1. (год публикации - 2021)

8. М.В. Грибовский Трудности университетской карьеры в России в конце XIX – начале XX века Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 2. С. 146–159. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.24411/2079-0910-2020-12008

9. М.В. Грибовский, Сорокин А.Н., Ефимова Г.З Pro et contra. Преподаватели Томского и Тюменского университетов – о достоинствах и недостатках своей профессии Университетское управление: практика и анализ, Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 3. С. 77–89 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.027

10. Н.А. Ащеулова, А.Н. Сорокин Представляем исследовательский проект «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности» (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Тюмень) Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. № 4 (год публикации - 2020)

11. Н.С. Гулиус Organizational Culture as a University Transformation Indicator: Russian Case The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings., The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings. Published on: September 16th, 2020. London, United Kingdom. Pp.269-284 (год публикации - 2020)

12. Н.С. Гулиус Организационная культура российских университетов: вызовы и потенциал периода трансформации (в представлении сотрудников Национального исследовательского Томского государственного университета и Тюменского государственного университета) Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. № 4 (год публикации - 2020)

13. - Тюменские ученые обсудили проблемы национальной исследовательской мобильности Информационное агенство Тюменские линии, Тюменские ученые обсудили проблемы национальной исследовательской мобильности // Информационное агенство Тюменские линии. Режим доступа: https://t-l.ru/282137.html (дата обращения: 14.12.2020) (год публикации - )

14. - Историки выяснили, как менялись подходы к кадровой политике российских университетов в последние 150 лет Indicator, - (год публикации - )

15. - Высшее образование в условиях пандемии стало предметом исследования Яндекс, Высшее образование в условиях пандемии стало предметом исследования // Новости сибирской науки. Режим доступа: www.sib-science.info › heis › vysshee-02112020 (дата обращения: 01.12.2020) (год публикации - )

16. - Телеграмм канал "Научная Россия" Исследователи выяснили, чем привлекает работа в вузе, Исследователи выяснили, чем привлекает работа в вузе // Телеграмм канал "Научная Россия". Режим доступа: https://t.me/scientificrussia/649 (дата обращения: 15.12.2020) (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В 2021 г. исследования в рамках проекта были проведены два масштабных полевых исследования – в Дальневосточном федеральном университете и Балтийском федеральном университете. Всего было взято 34 глубинных интервью с сотрудниками и руководством вузов по изучению трансформации профессии, компетенции и мотивации сотрудников; проведено 92 диагностики организационной культуры; взято 46 глубинных интервью с сотрудниками и руководством вузов по изменениям в кадровой политике и анализу ключевых практик управления человеческими ресурсами. Исследования были направлены на выявление и анализ глубинных оснований трансформации на примере Дальневосточного и Балтийского федеральных университетов, участвовавщих в реализации программы повышения международной конкурентоспособности (проект 5-100). Ключевыми фокусами исследования являются: компаративный анализ трансформации профессиональных траекторий, профессиональной идентичности, инновационной и корпоративной культур университетских преподавателей в контексте изменений, происходящих в ведущих вузах России, обусловленных реализацией программ академического превосходства и продвижением в международных академических рейтингах. В отчетном году был осуществлен сбор и проведена систематизация исследовательской литературы, архивного и документального материала по истории постсоветского вузовского преподавательского сообщества России в 1990-е – 2000-е гг. Поиск проводился в Государственном архиве Российской Федерации, государственном архиве Томской области, архивах исследуемых вузов. Всего обработано более 200 архивных дел. Для характеристики кадровой политики, анализа ключевых практик управления человеческими ресурсами и направлений их трансформации были проведены серии полуформализованных интервью с разными категориями сотрудников ДВФУ и БФУ. Были опрошены управленцы высшего звена, среднего звена, рядовые сотрудники (преподаватели, исследователи), представители HR-служб. Всего в данных вузах было опрошено 46 сотрудников. Собранный материал позволил выявить ключевые практики управления человеческими ресурсами, направления их трансформации и развития. Были выделены основные особенности практик стратегического менеджмента, развития персонала, а также специфика реализации основных функций системы управления человеческими ресурсами. Описаны характеристики развития персонала в университетах, их особенности. Выявлены основные проблемные поля в системе управления человеческими ресурсами в ДВФУ и БФУ, а также проанализированы возможные направления их решения. Описаны особенности трансформации роли преподавателей в новых реалиях цифрового мира с учетом трансформации роли студента, учебной среды, ожидаемых образовательных результатов. В отчётном 2021 году была проведена диагностика трансформации корпоративной культуры двух федеральных университетов: ДВФУ и БФУ. В диагностике использовались три независимых метода исследования – два качественных метода (опросник и «Метафора» А.И. Пригожина) и один количественный метод OCAI (К. Камерон и Р. Куинн). Методы покрывают вопросы об основных ценностях корпоративной культуры среди трёх основных групп университетского сообщества: администрация-управление, преподаватели-учёные и обучающиеся. Собранный материал позволил выявить «разрывы» и потенциал конфигурации корпоративной культуры двух Федеральных университетов – ДВФУ (n=47) и БФУ (n=45). Были разработаны рекомендации по повышению эффективности трансформации корпоративной культуры двух университетов в логике метода К.Камерона и Р.Куинна. Результаты исследования были обсуждены в рамках докторского семинара Н.С. Гулиус в университете Рочестера (США) и одобрены инструкторами курса; а результаты исследования как кейсы университетов были представлены и обсуждены в рамках международных конференций. На примере ДВФУ и БФУ проанализированы трансформация академической карьеры и повышения академической мобильности, сопровождающиеся сменой (анализ новых и определение исчезающих) компетенций вузовского преподавателя, в контексте реализации программ академического превосходства и продвижения вузов России в международных академических рейтингах. Результаты исследований позволили определить ключевые карьерные траектории, типы мотиваций для смены места работы и академической мобильности, представления о преимуществах и недостатках работы, изменениях в наборе компетенций вузовских преподавателей и научных сотрудников. В частности, отмечено, что информанты из БФУ в большей степени ориентированы на закрепление в своем вузе, в то время как ДВФУ делает «ставку» на ротацию кадров, привлекая более конкурентоспособных, из-за чего сотрудники испытывают стресс и в случае неспособности конкурировать за свое рабочем место, вынуждены покидать его. Среди старшего поколения (в возрасте более 60 лет) достаточно часто встречаются информанты, окончившие тот же вуз, в котором продолжают работать. Для молодёжи подобная практика практически не характерна – в приоритете стажировки, получение образования на каждой его степени (бакалавриат, магистратура и аспирантура) в разных университетах. В 2021 г. проведено исследование, основанное на собранных в 2019-2020 гг. интервью в пяти университетах о характере реализации Проекта 5-100 в региональной проекции, показало, что региональные и столичные вузы (расположенные в Москве и Санкт-Петербурге) различаются в первую очередь характером предложений о совершенствовании подобных Проектов. В столичных вузах в основном высказывались о возможном дизайне новых инициатив превосходства, а в региональных университетах предложения носили более локальный характер и касались в основном изменений в политике руководства вузов, связанной с оптимизацией управления ресурсами. По итогам проведенного анализа было сформулировано четыре направления совершенствования процедур, связанных с реализацией инициатив превосходства, в первую очередь проекта Проиритет-2030. Предложения охватывают такие области, как изменение принципов оценки, в том числе учет разных видов деятельности профессорско-преподавательского состава, без акцентирования исключительно наукометрических параметров оценки, развитие системы раннего привлечения к научной работе молодежи, а также изменение принципов финансирования и распоряжения ресурсами. Результаты исследований представлены в 24 докладах на 8 международных и 3 всероссийских научных мероприятиях. Результаты исследований были обсуждены на организованных в рамках реализации гранта научных мероприятиях: - панельная секция «Университет в неопределенности: кейс российских вузов» в рамках 53 международного конвента Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований (ASEEES, New Orleans, USA, 1–3 декабря 2021 г. (online)). - панельная секция «Университетская карьера: преемственность и трансформация» в рамках форума международной социологической ассоциации, Porto Alegre, Brazil, 23–28 февраля 2021 г. (онлайн). - круглый стол «Прививка Проекта «5-100»: прямые и побочные эффекты для человека университетского» в рамках международной научно-практической конференции “HR-trend 2021. Университет как живая машина. Неорганическое становится Органическим”, Томск, РФ, 21–24 июня 2021 г. - круглый стол «Человеческое измерение трансформации высшей школы России» в рамках всероссийской конференции с международным участием «Образование будущего: международное сотрудничество и стратегия повышения конкурентоспособности» EduVolgaForum. Нижний Новгород, РФ, 1–3 мая 2021 г. Кроме того, результаты гранта были представлены в докладе «Человеческий фактор академического превосходства: исследование кадровой политики вузов-участников программы «5-100» на открытом семинаре ВШЭ по образованию (8 июня 2021 г., онлайн) с участием российских и зарубежных экспертов. Результаты исследования представлены в 9 публикациях, которые индексируются в международных базах данных Scopus и Web of Science (Core Collection), в том числе 1 статья в журнале Q1.

 

Публикации

1. Другова Е. А., Плешкевич И. Б., Климова Т. В. Трансформация кадровой политики российских университетов - участников Проекта 5-100: кейс НИЯУ МИФИ Высшее образование в России, 2021. Т. 30, № 6. С. 9-26. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-9-26

2. Другова Е.А., Велединская С.Б., Журавлева И.И. Развивая цифровую педагогику: вклад образовательного дизайна. Рецензия на книгу: Beetham H., Sharpe R. (Eds) (2020) Rethinking Pedagogy for a Digital Age. Principles and Practices of Design. New York: Routledge. Вопросы образования, 2021. № 4 (год публикации - 2021)

3. Е.А. Другова, И.Б. Плешкевич Кадровая политика как ключевой ресурс глобальной конкурентоспособности университета: кейс Тюменского государственного университета Вестник Томского государственного университета. История, 2021. № 70. С. 170-179. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/19988613/70/23

4. Ефимова Г.З. Обособленный творец или командный игрок: индивидуальные и коллективные стратегии научно- исследовательской деятельности Социология науки и технологий, 2021. Т. 12. № 3. С. 128-151. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.24412/2079-0910-2021-3-128-151

5. Ефимова Г.З. Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений Университетское управление: практика и анализ, 2021. Т. 25, № 3. С. 56-69 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.027

6. Ефимова Г.З. Барьеры развития академической карьеры преподавателей высшей школы Университетское управление: практика и анализ, №4, 2021 (год публикации - 2021)

7. Плешкевич И.Б., Другова Е.А., Климова Т.В. Привлечь и удержать: особенности кадровой политики ведущих российских университетов (кейс ДВФУ) Социология науки и технологий, 2021. Т. 12. № 4 (год публикации - 2021)

8. Пушных В.А., Гулиус Н.С., Яткина Е.Ю. Влияние корпоративной культуры на результаты деятельности университетов в проекте “5-100” Высшее образование в России, 2021. Т. 30, № 7. С. 31-39. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-31-39

9. Расколец В.В., Сорокин А.Н. Теория и практика исторического исследования третьей роли высшей школы (на примере вузов г. Томска в конце XIX – первой половине ХХ в.) Вестник Томского государственного университета. История, 2021. № 74 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/19988613/74/8

10. - Ученые выяснили, как трансформировались российские вузы за 150 лет РИА Новости, Ученые выяснили, как трансформировались российские вузы за 150 лет // РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/20210819/tyumgu-1745949529.html?fbclid=IwAR2bJFDW4TZgEUJ9BJyBNQZ2UOMpM_zeTyXwnowWCOOnmQBnaUaMxSt0UvI (дата обращения: 13.12.2021) (год публикации - )

11. - Какой он, человек университетский? SlillBox Media, Какой он, человек университетский? // SlillBox Media. Режим доступа: https://skillbox.ru/media/base/chto-takoe-problembased-learning-ili-problemnoorientirovannoe-obuchenie/ (дата обращения: 13.12.2021) (год публикации - )

12. - Портрет идеального педагога вуза cоставили сами преподаватели Открытая наука, Портрет идеального педагога вуза cоставили сами преподаватели // Открытая наука. Режим доступа: https://openscience.news/posts/2584-portret-idealnogo-pedagoga-vuza-costavili-sami-prepodavateli (дата обращения: 13.12.2021) (год публикации - )

13. - Каким видят идеального педагога вуза сами преподаватели? Новости сибирской науки, Каким видят идеального педагога вуза сами преподаватели? // Новости сибирской науки. Режим доступа: http://www.sib-science.info/ru/heis/stalo-20012021 (дата обращения: 13.12.2021) (год публикации - )

14. - Современные ученые все чаще выбирают командный формат работы Годнауки.рф, Современные ученые все чаще выбирают командный формат работы // Годнауки.рф. Режим доступа: https://xn--80afdrjqf7b.xn--p1ai/news/8606/ (дата обращения: 13.12.2021) (год публикации - )

15. - Человеческое измерение трансформации высшей школы России стало предметом обсуждения на международной конференции Дайджест прессы по проблемам российской науки, Человеческое измерение трансформации высшей школы России стало предметом обсуждения на международной конференции // Дайджест прессы по проблемам российской науки. 2021. № 6. С. 87 (год публикации - )

16. - Каким увидели проект «5-100» сотрудники вузов Дайджест прессы по проблемам российской науки, Каким увидели проект «5-100» сотрудники вузов // Дайджест прессы по проблемам российской науки. 2021. № 6. С. 84-86 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Комплексный анализ глубинных оснований трансформационных процессов в высшей школе России с учетом исторического опыта, анализа современных изменений в вузах страны позволяет составить системное представление о динамике развития и разработать ответы на вызовы, стоящие перед высшей школой страны. Среди практических результатов проекта можно отметить разработку и апробацию автоматизированной системы оценки компетенций научно-педагогических работников университетов, вовлеченных в генерацию и управление научными, образовательными и проектами развития в высшем учебном заведении. Модель компетенций LAUNCH была апробирована в деятельности университетов участников Западно-Сибирского НОЦ и внедрена в работу с персоналом Тюменского Государственного Университета. Авторами разработки системы тестирования на основе автоматизированного опросника и кейсов, подготовлен пакет документов для регистрации ИС в Федеральную службу по интеллектуальной собственности на государственную регистрацию программы для ЭВМ «Комплексная система оценки компетенций руководителей научных и научно-технических проектов». Получение авторского свидетельства ожидается в начале 2021 г. Результаты исследований были использованы при разработке концепции, содержательных модулей и плана проектной работы школы научного лидерства центра развития компетенций Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра, период проведения школы исследователя: октябрь 2019 г. – октябрь 2020 г. Обучение прошло более 50 исследователей из вузов и НИИ Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Результаты исследований использованы для второго набора школы научного лидерства (период обучения: 2021 г. - февраль 2022 г., более 50 исследователей из 5 регионов). Результаты исследований использованы в образовательном процессе – разработан новый элективный курс для всех обучающихся в Тюменском государственном университете, новые дисциплины по истории университетов в образовательных программах по направлениям подготовки «История» и «Педагогическое образование: история и иностранный язык», реализуемые в ТюмГУ. Результаты исследований широко освещались в рамках открытых лекций, участия в просветительских проектах для горожан, участия в научных мероприятиях. По результатам исследований разработаны рекомендации по кадровой политике и организационной культуре исследуемых вузов.