КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-18-00240

НазваниеЭтика войны в странах православной культуры: осмысление индивидуального опыта и реконструкция нормативной модели поведения

РуководительЧерепанова Екатерина Сергеевна, Доктор философских наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Годы выполнения при поддержке РНФ 2020 - 2022 

КонкурсКонкурс 2020 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-208 - Философия, теория культуры. Философская антропология

Ключевые словапрескриптивные и интерпретативные подходы к этике войны; опыт войны; нравственное поведение на войне; православная культура и нравственность

Код ГРНТИ02.51.25; 13.11.28


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность и практическая значимость проекта обусловлена фактическим отсутствием исследований по критическому осмыслению личного выбора, осуществляемого индивидом в момент совершения, претерпевания или наблюдения за ситуацией насилия в ходе военных действий. В современной англо-американской аналитической традиции проблематика философии и этики войны чаще раскрывается с точки зрения нормативных подходов, предлагающих то или иное обоснование смысла и возможности войны (теория справедливой войны). Участники проекта стремятся понимать войну, прежде всего, как экзистенциальную ситуацию, нарушающую фундаментальный принцип современной морали – принцип автономии личности. Данный проект нацелен на исследование и типологизацию моделей нравственного выбора, осуществляемого принимавшими участие в боевых действиях индивидами. Лишь в результате изучения функционирования морального выбора в конкретных ситуациях и осмысления личного опыта войны возможна реконструкция этоса и формулирование этики войны. Такой подход имеет философско-антропологический характер, поскольку стремится ответить на вопрос «как оставаться человеком в нечеловеческой ситуации?». В своем исследовании мы планируем опираться на методологию «антропологии морали» (J. Zigon), а также на философский анализ самопонимания нравственного поведения (J. Butler), который исследует то, как индивиды, вынужденные действовать в заданных условиях, определяют, что является моральным поведением (содержание норм), как они понимают отклонение от нормы и санкции за такое отклонение, какие сферы для применимости тех или иных норм они различают. Для проведения философско-антропологического исследования мы будем обращаться, прежде всего, к текстам людей непосредственно участвовавших в войне (дневники, мемуары, переписка, публицистика, трактаты по военной стратегии, руководства по военной этике, художественные произведения), отражающих их опыт, но также и к документам, которые могут пролить свет на сформулированные нами вопросы (военные уставы и релевантные приказы, доступные протоколы военных судов или международных трибуналов по ключевым кейсам). Для этого наиболее подходящей является методология симптомологического чтения, разработанная П. Бояничем. В результате многолетних исследований П.Бояничем была выработана трактовка войны как экзистенциальной ситуации, являющейся вызовом сформировавшимся нормативным стратегиям личности, что предполагает выявление «тревожащих» синтагматических амбивалентностей. В своей работе участники проекта будут опираться на две оси координат, которые позволят упорядочить, сузить и затем четко определить необходимую для исследования эмпирическую базу. При анализе источников будут выделены типологизации войн с точки зрения их влияния на индивидуальный моральный опыт, а также типологии, описывающие и конкретизирующие основных акторов военных действий с помощью терминологии П. Бурдье («габитусы»). Руководитель проектного коллектива – П.Боянич, ученик Ж.Деррида – широко известен как автор публикаций, посвященных анализу философской и художественной рефлексии о войне, насилии, конфликте. Сотрудничество авторов проекта с Институтом философии и социальной теории университета Белграда, которое развивалось на протяжении 2015-2019 гг., позволило оценить научный потенциал этого академического центра. Вовлеченность руководителя в образовательную и научно-исследовательскую среду статусных в Европе и России университетов, сотрудничество с высокорейтинговыми философскими журналами будет содействовать продвижению результатов проекта в мировой академической среде. Коллектив авторов проекта представляет собой группу инициативных и состоявшихся в академической среде исследователей, имеющих опыт успешной работы в разных областях гуманитарного знания (философия и этика, философская антропология и интеллектуальная история, военная история и кросс-культурные исследования). По итогам реализации проекта запланировано 27 публикаций, из них 9 в изданиях, индексируемых в базах Scopus/WoS, 18 в изданиях, учитываемых в РИНЦ, включая 1 монографию; секция в составе международной конференции, посвященной проблемам современной российской философии проводимой Университетом Рийеки (University of Rijeka), г.Рийека, Хорватия; 1 международная конференция по тематике проекта в Институте философии Национальной академии наук Беларуси, г.Минск, Беларусь; 1 итоговая международная конференция в партнерстве с Институтом Гердера (Herder Institut), г.Марбург, Германия.

Ожидаемые результаты
В результате применения нового метода - симптоматологическое чтение (П. Боянич) - исследования текста для решения исследовательских задач в области философской антропологии и философии культуры, а также методологического подхода П. Боянича - трактовки опыта переживания войны через ключевые концепты/амбивалентности «тревоги» из-за несовпадения нормативного и реального опыта - будет осуществлено описание нравственных моделей поведения людей, вовлеченных в события войны в странах православной культуры. При этом многообразие персонального опыта будет типологизировано таким образом, чтобы показать возможные трансформации и версии, возникающие в результате войн ХХ века и современных военных конфликтов. Результатом проекта, имеющим общественную значимость, будет существенный вклад в разработку этики войны, за счет углубления фундаментального нормативного этического анализа философско-антропологическим видением проблемы. Введение в идеологический дискурс военной этики концепта «страна православной культуры» позволит представить истоки современной этики войны, а также показать культурную общность России, Белоруссии, Сербии и других стран в понимании гуманистически значимых вопросов, возникающих в ходе военных конфликтов. Практическая значимость проекта для идеологии, экономики, социальной сферы и образования: 1.Проект будет представлен на открытых площадках города Екатеринбурга, а также будет проведен ряд научных мероприятий в России и за рубежом по тематике проекта, что позволит расширить круг экспертов по ключевым вопросам, связанным с обсуждением этики войны и моделей нравственного поведения. Будет проведена итоговая международная конференция в партнерстве с Институтом Гердера (Марбург, Германия). 2. Международные связи и партнерства, которые сформируются в результате реализации проекта, будут содействовать развитию межкультурных коммуникаций о значимых вопросах в аспекте изучения нравственного опыта войны. 3.Результаты исследования будут адаптированы и внедрены в образовательную среду, в программах ВО по таким направлениям как: 37.04.02 Конфликтология, 47.03.02 Прикладная этика, 47.03.03 Религиоведение, 47.04.01 Философия, которые реализуются в Уральском федеральном университете им. Б.Н. Ельцина. Результаты исследования будут перспективны для использования в сфере образования, как основа для разработки курса лекций, учебных пособий и других материалов, необходимых в образовательной практике учреждений высшего образования Минобороны РФ.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В рамках теоретического анализа типов субъектов морального выбора и потенциальных моральных дилемм в зависимости от типа и опыта войны был изучен ряд современных доминирующих этико-философских и социально-философских подходов и показано, что для них характерно отношение к насилию как к абсолютному злу, что делает какую-либо легитимацию насилия или этику войны для современного государства весьма проблематичной и скорее лицемерной. Однако на уровне индивидуального опыта ситуации применения насилия и, в частности, участия в войне, насилие, как показано, может быть полноценным нравственным выбором. Так, были рассмотрены моральный опыт и нравственные дилеммы операторов беспилотных летальных аппаратов, полковых священников, беженцев, партизан, воинов византийской армии. Этическая обоснованность нравственного выбора может опираться на теории справедливой войны в современных либеральных демократиях, однако для России, Беларуси и других стран православной культуры в разные периоды их истории более характерны иные ориентации, среди которых были рассмотрены ориентация на идею защиты Отечества, на идею «христолюбивого воинства», на личную верность военачальнику, на интерпретацию войны в качестве пространства для личного испытания и проявления своей добродетели. В результате можно говорить о том, что сформировался ряд дискурсов, в которых война и насилие вообще рассматриваются не столько в контексте плоского секулярного времени, сколько через их включенность в трансцендентное измерение и связь с ним. Далее, было показано, что переживание войны как влекущего возможную гибель людей события, в отличие от экзистенциальных переживаний конечности жизни в мирной жизни, меняет отношение к смерти. На основе анализа текстов Л.Н. Толстого, И. Брянчанинова, И.А. Ильина, демонстрируется, что осознание собственной и чужой конечности является смыслообразующим фактором в ситуации войны, которая делает убийство содержанием деятельности, а смерть противника целью боевых действий. Это приводит к необходимости переосмысления проблемы конечности, пересмотра привычно-повседневных ценностных порядков. Поэтому для решения персонально значимой задачи осмысления смертности, своей и чужой, причём вызванной не случайностью, но намерением, человек актуализирует имеющиеся в культуре ценности, обращённые к трансцендентному измерению. Именно поэтому далее с целью прояснения морального оправдания насилия в качестве индивидуального нравственного выбора в рамках религиозной культуры как этического горизонта принятия решений был проведен анализ понятия религиозной культуры и выявлена специфика последней для выбранных для исследования в рамках проекта стран. Отмечено, что религиозная культура страны, как понятие, не равнозначна религии страны. Различие коренится в самом понятии культура, предполагающем, что комплекс традиций, практик, символизаций и ценностей формируется исторически и влияет на представителей данной культуры не столько через прямые указания или общественно одобряемые практики, сколько через формирование контекста, в котором конкретный жизненный выбор индивида или нравственные вопросы обретают смысл через связь с надындивидуальным, коллективно-историческим и трансцендентным измерением. Религия оказывается в данной трактовке системообразующим фактором, так как фундирует отношение человека к самым значимым событиям его жизни и позволяет выразить это отношение через набор религиозных практик. Особое место занимала в исследовании концепция «христолюбивого воинства», для которой на основе анализа большого объёма богословских и публицистических текстов удалось выявить следующие идейные элементы: главенствующая роль личности православного государя в деле войны и мира; мифологизация военного прошлого России; мистическое описание участия в войне России, которая не только воюет в реальности, но и противостоит врагу на сакральном уровне силами святых и праведников; неприятие других религий и религиозных течений и непризнание их равноправия с православием; признание принципиальной возможности насилия и убийства на войне для православного христианина. В ходе изучения интеллектуальных дискуссий русских мыслителей первой трети двадцатого века – тексты Л.Н. Толстого, И.А. Ильина, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина и других показано, что Первая мировая война как глобальное событие вызвала интенсивную полемику по поводу ее справедливости и значения как для русского народа, так и для человека в смысложизненной экзистенциальной перспективе. Война мыслилась как национальное противостояние русского и немецкого духовного начал, что вызвало необходимость пересмотреть традиционную аргументацию с тем, чтобы проявить ее православную, восточнохристианскую, отличную от западной, специфику, и по возможности описать православную модель ведения войны. Выявлено, что так как насилие означает агрессию, то в русском или православном понимании, которое представлено рассмотренными авторами, оно не может быть ни оправданным, ни необходимым, однако сила может противостоять насилию. Никоим образом не приветствуются превентивные военные действия, но одобряется немедленное военное реагирование на нападение врага. Данная постановка вопроса и аргументация позволяет говорить об общей логике интерпретации войны и насилия для стран православной культуры, поскольку, как показывает П. Боянич в своём анализе работ П. Петровича Негоша, заложившего основы философской мысли балканского православия, оправдание силы всегда связано с парадоксальным видением отношения насилия и силы. Сила или насилие противоречиво объединены (закон и сила; насилие и правосудие – «булава и закон»). Защита, точнее жизнь как сила и защита (власть защищать жизнь, в том числе защищать Отечество) – представляет собой ключевой концепт в сербском православном толковании насилия и войны. Кроме того, было прослежено развитие этических исканий представителей русской эмиграции начала ХХ века, которые вынуждены были отвечать на вопросы, связанные с оправданием войны в рамках осмысления также и опыта отчуждения от Отечества. Таким образом, обнаружено (П. Боянич), что православное понимание войны априори устраняет империализм, институт агрессивной войны, а также все формы превентивного применения насилия. При этом концептуализация оправданных и легитимных форм насилия, применяемых в военное время, усложняется в связи с совершенно новой формой насилия, возникающей одновременно – революционным насилием. Великая война, которая трансформируется и продолжается в форме гражданской войны и революции, актуализирует поиск справедливого применения силы и жесткого требования правильного ответа (отказа) от силы, а также эффективного прекращения насилия. Особое внимание привлекла проблема воспитания «христианского воина» и формирования «христианского воинства». Данная проблема рассмотрена на примере этоса института полковых священников в русской армии XIX и первой половине ХХ века. Выявлены различия между этосом полкового священника и теми элементами православной этики, которые он ситуативно принимает или отвергает. Выявлено, что этос полкового священнослужителя в период Первой мировой войны формировался в условиях нескольких конфликтов. Во-первых, это межконфессиональные конфликты, когда некоторые полковые священники, которые действовали сообразно националистической идеологии, выступали против капелланов или военных священников-баптистов, так как они, по их мнению, являлись воплощением агрессивного «германского шовинизма». Во-вторых, полковые священники находились в конфликте с военными, которые видели в них конкурентов, которые «вмешиваются» в военное дело. Существенное влияние оказывало также нарастающее движение за реформирование Русской православной церкви и её бюрократии, что отражалось и в умонастроениях военного духовенства, которое поддерживало довоенные устои и порядки. Для ответа на вопросы о способах создании армии большой православной империи и формировании единого военного этоса в имперской армии был проанализирован опыт строительства имперской армии и православного военного этоса Византийской Империей и сделан вывод о невозможности простого включения в военную структуру такого государства инородных элементов, даже признанных формально «своими». Факт бунта германского племени гревтунгов во Фригии в 399-400 гг. ярко иллюстрирует этот тезис. Основным содержанием этого восстания была не попытка варваров и их предводителя занять более высокое положение в Империи, а столкновение военных этосов разного типа. Предводитель германцев был типичным «полевым командиром», то есть являлся политическим лидером, чья власть не имела правовых оснований и обеспечивалась лишь опорой на верные ему отряды. Тогда как империя ждала от него следования этосу командира регулярного подразделения. Конфликт двух военных этосов перекрыл все остальные основания для инкорпорации варваров в общество империи, в том числе религиозные, и привел к бунту. Выявлено, что дополнительные трудности при строительстве единого имперского военного этоса Византии возникали из-за внутренней сложности самого христианства из-за наличия различных его течений (арианство, несторианство и т.д.). Кроме этого, анализ материалов – мемуарных источников, военных уставов русской имперской армии XIX века - показал, что в повседневности имперской армии с большим трудом может быть реализован мультикультурный и мультиконфессиональный подход. Иноверцы в такой армии составляют меньшинство и серьезно ущемляются в осуществлении традиционных для своей культуры религиозных практик. По результатам работы в 2020 подготовлены 16 публикаций, индексированных в РИНЦ, представлены 23 доклада на научных конференциях и мероприятиях разного уровня, проведено 1 публичное научное онлайн-мероприятие на информационной площадке – youtube-канале Департамента философии УрФУ (г. Екатеринбург). Командировки по сбору материалов и представлению результатов исследований на конференциях были отложены по причине пандемии коронавируса.

 

Публикации

1. Боянич П. Violence and "Counter-Violence". On Correct Rejection. A Sketch of a Possible Russian Ethics of War Considered through the Understanding of Violence in Tolstoy and in Petar II Petrović Njegoš Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, №4. Т. 24. C.657-668. (год публикации - 2020).

2. Боянич П. Russian ethics of war: violence and «counter-violence» Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой междунар науч конф. В 3 т. Т. 3 Ин-т философии НАН Беларуси; редкол. А. А. Лазаревич. Минск : Четыре четверти, 2020., Т.3. С.310-312. (год публикации - 2020).

3. Ведерников Г.А. Моральный опыт операторов беспилотных летательных аппаратов Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой междунар науч конф. В 3 т. Т. 3 Ин-т философии НАН Беларуси; редкол. А. А. Лазаревич. Минск : Четыре четверти, 2020., Т.3. С.313-315. (год публикации - 2020).

4. Давлетшина А.М. Первая мировая война в опыте русской военной эмиграции: этический аспект Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой междунар науч конф. В 3 т. Т. 3 Ин-т философии НАН Беларуси; редкол. А. А. Лазаревич. Минск : Четыре четверти, 2020., Т.3. С.315-317. (год публикации - 2020).

5. Давлетшина А.М. Война и вера: проблема морального обновления в философии Н.А. Бердяева и А.А. Керсновского Общество: философия, история, культура, № 12 (80). (год публикации - 2020).

6. Дудчик А.Ю. Материалистическая «этика войны» в проекте марксистского изучения семьи и брака в белорусской советской философии в 1920-е гг. Общество: философия, история, культура, № 12 (80). (год публикации - 2020).

7. Дудчик А.Ю. Эскиз «этики войны» в белорусской советской интеллектуальной культуре Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой междунар науч конф. В 3 т. Т. 3 Ин-т философии НАН Беларуси; редкол. А. А. Лазаревич. Минск : Четыре четверти, 2020., Т.3. С.317-320. (год публикации - 2020).

8. Латышев Д.М. Образ полкового священника на страницах газеты «Уральский рабочий» 1924 года Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой междунар науч конф. В 3 т. Т. 3 Ин-т философии НАН Беларуси; редкол. А. А. Лазаревич. Минск : Четыре четверти, 2020., Т.3. С.320-323. (год публикации - 2020).

9. Латышев Д.М. Этос полкового священника Отечественной войны 1812 г.: миссия на поле боя Общество: философия, история, культура, № 12 (80) (год публикации - 2020).

10. Луньков А.С. Концепция «христолюбивого воинства» в российском богословском и философском дискурсах XIX в. как феномен политики памяти Научный журнал "Дискурс-Пи", № 3 (40). С. 101–111 (год публикации - 2020).

11. Луньков А.С. Этика возмездия в дискурсе русской военной журналистики в период русско-турецкой войны 1877–1878 годов Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой междунар науч конф. В 3 т. Т. 3 Ин-т философии НАН Беларуси; редкол. А. А. Лазаревич. Минск : Четыре четверти, 2020., Т.3. С.323-326 (год публикации - 2020).

12. Меньшиков А.С. Тотальное насилие: этика войны в контексте теории модерности Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой междунар науч конф. В 3 т. Т. 3 Ин-т философии НАН Беларуси; редкол. А. А. Лазаревич. Минск : Четыре четверти, 2020., Т.3. С. 326-329. (год публикации - 2020).

13. Назаров А.Д. Бунт гревтунгов во Фригии в 399–400 гг.: пример неудачной адаптации варваров в Восточной Римской империи Via in tempore. История. Политология., Т. 47, № 4.С. 704–713. (год публикации - 2020).

14. Назаров А.Д. Некоторые замечания о восстаниях готских переселенцев в восточной римской империи в конце IV–V веков Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой междунар науч конф. В 3 т. Т. 3 Ин-т философии НАН Беларуси; редкол. А. А. Лазаревич. Минск : Четыре четверти, 2020., Т.3. С.330-332. (год публикации - 2020).

15. Султанов Д.М. Исследование военной повседневности рядовых солдат первой мировой войны: методологический ресурс подхода А. Людтке Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой междунар науч конф. В 3 т. Т. 3 Ин-т философии НАН Беларуси; редкол. А. А. Лазаревич. Минск : Четыре четверти, 2020., Т.3. С.336-339. (год публикации - 2020).

16. Черепанова Е.С. Переживание смерти на войне: экзистенциальная трактовка связи нравственных ценностей и религиозной культуры Интеллектуальная культура Беларуси: духовно-нравственные традиции и тенденции инновационного развития. Материалы Пятой междунар науч конф. В 3 т. Т. 3 Ин-т философии НАН Беларуси; редкол. А. А. Лазаревич. Минск : Четыре четверти, 2020., Т.3. С.339-342. (год публикации - 2020).


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Согласно Плану работ на 2021 год, были проведены исследования функционирования нормативных моделей поведения в ходе мировых, гражданских и других крупномасштабных войн двадцатого века. Во-первых, была продолжена проработка общетеоретических вопросов, имеющих методологическое значение. Был проведен анализ трудов представителей русской философии ХХ века (И.А. Ильин, Л. П. Карсавин, Л.Н. Толстой), западных философов (Г. Зиммель, К. Шмитт, Э. Левинас, Ю. Хабермас, А. Шюц, А. Людтке), святоотеческих текстов (Афанасий Великий, Василий Великий, Августин), а также русских и сербских богословских текстов (Петар Ньегош, Феофан Затворник, И. Брянчанинов, о. Иоанн Кронштадтский) и произведений сербского эпоса. Выявлено, что оправдание насилия происходит в персональном опыте за счет переноса ответственности за убийство на внешние институции, однако православная культура требует личной рефлексии по поводу опыта насилия, что вынуждает использовать такие концепты как: «война за веру», «отечественная война», «христолюбивое воинство» и др. Изучено понятие «победы», которое не было вполне разработано в православном богословии. Показано, что победа с той или иной степенью агрессии разрушает – подчиняет, исключает, истребляет – своего противника или Другого, а потому не может быть самоцелью. В контексте православной этики войны, парадоксальным образом, поражение на войне может лучше сберечь веру и религиозное бытие народа, лишь Бог определяет победителя, а не сила оружия или армий. Переживание смерти было изучено в двух проекциях: страх смерти и оправдание смерти. Выявлено, что страх смерти на войне меняет порядок конституирования подлинного существования, присущий аналогичному переживанию в мирной жизни. Отмечено, что меняется не только темпоральный режим – близость и неопределенность момента смерти постоянно возвращают самим фактом страдания в настоящее, но и экзистенциальный фокус – рефлексия направлена не на смысл жизни, а на смысл смерти. Выявлено, что в акте рефлексии о смысле своей смерти, важным аргументом оправдания смерти становится миссия защитника от врага. Смерть врага оправдывает собственную гибель, делает жертву не напрасной. Ненависть превращает противника во врага, в того, кто заслужил смерть. Показано, что убийство врага описывается как следствие ненависти, возникшей от сострадания погибшим и замученным. Ненависть осознается также лишь в рефлексии, где смысл собственной смерти и смерти врага оказываются взаимосвязанными. Во-вторых, для раскрытия формирования опыта морального оправдания насилия и смерти проведен анализ архивных документов, писем и дневников солдат, командиров, беженцев, священнослужителей, военных корреспондентов, которые участвовали в Русско-турецкой войне (1877-1878), Русско-японской войне (1904-1905), во Второй Балканской войне (1913), в Первой мировой войне (1914-1918), в Советско-финской войне (1939-1940), в Великой Отечественной войне (1941-1945), в войне во Вьетнаме (1965-1974), в войне в Афганистане (1979-1989). Показано, каким образом в персональном нормативном анализе действует идеал достойной смерти и этика памяти погибших. Выявлено, что таким образом человек восстанавливает субъектность применительно к событию смерти. Также исследован опыт рефлексии о смерти врага, представленный в письмах солдат и командиров: смерть врага оправдывает свою собственную гибель, делает жертву не напрасной. При рассмотрении проблематики, связанной с рефлексией о судьбе беженцев, было показано, что для вынужденных покинуть свой дом из-за войны дихотомия «свой-чужой» стала основой морального опыта и формирования ценностных ориентаций, среди которых было и обращение к вере. В ситуации войны беженцы оказались перед сложной моральной дилеммой, подвергнувшей сомнению их иерархию ценностей, а именно, кто теперь «свои», а кто «чужие». Такая неопределённость и ощущение «брошенности» своими часто оставляла беженцев наедине с собой и они начинали искать опору внутри себя самих, которая часто принимала религиозный характер. Выявлено, что во время Первой мировой войны (1914-1918), в казачьих войсках, где священнослужители имели долгие и прочные контакты с солдатами и офицерами, так как набор кадров в военное духовенство производился из приходов казачьих войск, осмысление военным духовенством своих действий проходило сквозь призму принципа «любовь к ближнему» (по отношению к однополчанам), а проповеди священнослужителей на фронте были наполнены милитаристскими заявлениями, направленными на поддержание боевого духа солдат. Однако в тех случаях, где клирик был «внешним» по отношению к солдатам, где войска критично воспринимали «попа», священники оперировали категориями «смирение» и «грех». Анализ документов показал, что бывшие священнослужители в рядах Красной армии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) воспринимали себя в качестве духовной поддержки воюющих, они ставили себе задачу сохранить или восстановить религиозную культуру. Выявлено, что опыт ветеранов Афганской войны был стигматизирован и скрыт из поля обсуждения этики войны. Травмы, ранения и психические расстройства комбатантов замалчивались, они были вынесены за скобки политической повестки, поскольку изначальные цели войны не были достигнуты, а саму войну принято считать бессмысленной. Ветераны «непризнанных» войн, которым удалось вернуться домой, описывали отчужденность от (пост-)советского общества и от политической риторики, тогда как подчеркивали простоту и интуитивную близость в ходе разговоров со старшими родственниками, которые в свою очередь пережили опыт Великой Отечественной войны. Выявлено, что, военный корреспондент, являясь гражданским лицом, вовлеченным в военные действия, в контексте указанных выше войн менял содержание своего габитуса. Исходные моральные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов, могли меняться как спонтанно под влиянием «приобщения к войне», так и сознательно в случае, когда, с одной стороны, военные корреспонденты являлись гражданскими «диллетантами войны», то есть людьми, приехавшими на войну ради войны, а, с другой, когда корреспонденту могли поручаться «офицерские» функции на поле боя (передача информации, разведка, работа с местным населением). В-третьих, в рамках реконструкции нормативных моделей поведения было выявлено влияние официальной идеологии и публичного дискурса войны на этическую рефлексию. Осуществлен анализ православного этоса Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на материале периодической печати Российской Империи и воспоминаний участников событий. Выяснено, что общий «топос», или угол зрения для производства доводов, являлся отправной точкой рассуждений для всех субъектов войны. Показано, что Русско-японская война 1904-1905 гг. являлась уникальным для Российской Империи конфликтом с точки зрения конфессионального аспекта (многоконфессиональной была сама русская армия, а Японии не была до этого врагом по вере). В ходе исследования было установлено, что изменение этоса войны произошло под влиянием двух главных факторов – конфессионального состава собственной армии и политики Японии по разжиганию в русском обществе религиозного «сепаратизма». Ярким примером этого была политика в отношении русских военнопленных, в среде которых проводилась конфессиональная сегрегация и поощрялось восстановление неправославных религиозных традиций. Сравнительный анализ публичного дискурса о войне (пропаганда, публицистика и т.п.) был дополнен исследованием примера Второй Балканской войны 1913 г. Основными участниками этой войны были православные государства (Болгария, Сербия, Черногория и Греция), поэтому все они «впали в тяжкий грех братоубийства». Невозможность объяснить эту войну через использование религиозной риторики привело к кардинальному изменению дискурса – мотив религиозной войны был заменен на имперскую и национальную риторику. Последовательно были рассмотрены основные нормативные модели нравственного выбора в ситуации партизанской войны Великой Отечественной войны (1941-1945). Было показано, что официальная советская модель довоенного периода, представленная в художественных произведениях, рассматривающая партизанскую деятельность в контексте норм классовой и национально-освободительной борьбы. Во время войны официальная советская пропаганда, представленная в нормативных документах, публицистике, художественных произведениях военного времени, представляла партизанскую деятельность как разновидность коллективной деятельности по восстановлению нарушенного нормального жизненного порядка в соответствии с принципами талиона. После войны официальная идеология была репрезентирована преимущественно в художественных произведениях и делает акцент на индивидуальном моральном выборе, подчеркивая локальную идентичность партизан. Результаты исследований нашли отражение в 22 публикациях, в том числе: в 5 статьях в журналах, индексируемых в базах Scopus/WoS, в 4 рецензиях в журналах, индексируемых в базе WoS, в 3 статьях в журналах, входящих в перечень ВАК и индексируемых РИНЦ, в 10 публикациях тезисов докладов в изданиях, индексируемых в РИНЦ. Кроме того, результаты исследования были представлены в виде 40 докладов на 10 научных мероприятиях в России и за рубежом. Совместно с Центром фундаментальных исследований юго-восточной Европы участники проекта выступили со-организаторами Международной научной конференции «Что объединяет страны православной культуры сегодня?» (International conference “What Unites the Countries of Orthodox Christian Culture Today?” 19-20 July, 2021, Centre for Advanced Studies Southeast Europe, University of Rijeka). В рамках Молодёжного конвента УГИ УрФУ был организован круглый стол «Индивидуальный моральный опыт и публичная репрезентации войны: визуализация героизма и страдания в войнах двадцатого века» (18 мая 2021 г., УрФУ).

 

Публикации

1. Боянич П. Neprijatelj i prekid neprijateljstva. Da li je moguć jedan „srpsko-ruski“ protokol za uspostavljanje mira? Zbornik Matice Srpske za Slavistiku, № 100. С.305-317 (год публикации - 2021).

2. Боянич П. Кода: могут ли хорошие парни победить? Пересмотр пары вопросов Философия и вызовы современности : к 90-летию Института философии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2021 г., г. Минск). В 3 т. Т. 2 / Ин-т философии НАН Беларуси; редкол.: А. А. Лазаревич (пред.) [и др.]. – Минск: Четыре четверти, С.328-332 (год публикации - 2021).

3. Ведерников Г.А. Jean-François Caron (2020). Contemporary Technologies and the Morality of Warfare. The War of the Machines. London: Routledge Changing Societies & Personalities, Vol. 4, No. 4, pp. 553–557 (год публикации - 2020).

4. Ведерников Г.А. Анализ повседневного опыта военнослужащих в ходе локальных военных конфликтов ХХ века на примере войны в Афганистане Философия и вызовы современности : к 90-летию Института философии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2021 г., г. Минск). В 3 т. Т. 2 / Ин-т философии НАН Беларуси; редкол.: А. А. Лазаревич (пред.) [и др.]. – Минск: Четыре четверти, С.332-335 (год публикации - 2021).

5. Ведерников Г.А. Сходства и различия морального опыта ветеранов Вьетнамской и Афганской войн Манускрипт, Том 14. Выпуск 10. С.2140-2148 (год публикации - 2021).

6. Давлетшина А.М. Ценностные ориентации и религиозная вера в воспоминаниях советских беженцев Второй мировой войны Zbornik Matice Srpske za Slavistiku, № 99. С.153-164 (год публикации - 2021).

7. Давлетшина А.М. Нормативные модели поведения беженцев во время Второй мировой войны Философия и вызовы современности : к 90-летию Института философии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2021 г., г. Минск). В 3 т. Т. 2 / Ин-т философии НАН Беларуси; редкол.: А. А. Лазаревич (пред.) [и др.]. – Минск: Четыре четверти, С.335-337 (год публикации - 2021).

8. Дудчик А.Ю. Номос болота: концептуализация проекта белорусской "партизанской этики" Zbornik Matice Srpske za Slavistiku, № 99. С.165-182 (год публикации - 2021).

9. Дудчик А.Ю. Философский эскиз "этики партизана" Философия и вызовы современности : к 90-летию Института философии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2021 г., г. Минск). В 3 т. Т. 2 / Ин-т философии НАН Беларуси; редкол.: А. А. Лазаревич (пред.) [и др.]. – Минск: Четыре четверти, С. 337-339 (год публикации - 2021).

10. Латышев Д.М. Этос бывшего священнослужителя на фронте в годы Великой отечественной войны (на примере воспоминаний Ерофеева Н.С.) Философия и вызовы современности : к 90-летию Института философии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2021 г., г. Минск). В 3 т. Т. 2 / Ин-т философии НАН Беларуси; редкол.: А. А. Лазаревич (пред.) [и др.]. – Минск: Четыре четверти, С.339-342 (год публикации - 2021).

11. Латышев Д.М. Миссия полкового священника на поле боя и православная этика во время Первой мировой войны (на примере Оренбургского и Сибирского казачьих войск) Философская мысль, № 11. С.139-148 (год публикации - 2021).

12. Латышев Д.М. Православная этика и этос полковых священников Турундаевских в годы Первой мировой войны (1914-1918) Известия военного образования Донецкой Народной Республики / под общей редакцией генерал-майора Тихонова М.Г. - Донецк: ГОУ ВПО «ДОН ВОКУ», С.123-125 (год публикации - 2021).

13. Луньков А.С. Православный этос Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: топологический и дискурсологический анализ Zbornik Matice Srpske za Slavistiku, № 99. С.277-288 (год публикации - 2021).

14. Луньков А.С. "Восторг, который солдат испытывает на войне": один эпизод Русско-японской войны 1904-1905 гг. глазами британского военного журналиста Философия и вызовы современности : к 90-летию Института философии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2021 г., г. Минск). В 3 т. Т. 2 / Ин-т философии НАН Беларуси; редкол.: А. А. Лазаревич (пред.) [и др.]. – Минск: Четыре четверти, С.342-344 (год публикации - 2021).

15. Меньшиков А.С. Daria Dubovka (2020). V monastyr' s mirom. V poiskakh svetskikh kornei sovremennoi dukhovnosti Changing Societies & Personalities, Vol. 5, No. 3, pp. 521–524 (год публикации - 2021).

16. Назаров А.Д. German Yu. Kapten (2020). Problema sakralizatsii voiny v vizantiiskom bogoslovii i istoriografii [Problem of Sacralization of War in Byzantine Theology and Historiography]. St. Petersburg: Izdatel'stvo Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii. Changing Societies & Personalities, Vol. 5, No. 2, pp. 291–296 (год публикации - 2021).

17. Назаров А.Д. Армянские войска на службе византийского правителя Маврикия (582–602): поиск альтернатив в условиях конфликта с императорской властью Философия и вызовы современности : к 90-летию Института философии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2021 г., г. Минск). В 3 т. Т. 2 / Ин-т философии НАН Беларуси; редкол.: А. А. Лазаревич (пред.) [и др.]. – Минск: Четыре четверти, С.344-345 (год публикации - 2021).

18. Султанов Д.М. Первая мировая война и модерн: повседневность техники и её этическое измерение Философия и вызовы современности : к 90-летию Института философии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2021 г., г. Минск). В 3 т. Т. 2 / Ин-т философии НАН Беларуси; редкол.: А. А. Лазаревич (пред.) [и др.]. – Минск: Четыре четверти, С.349-352 (год публикации - 2021).

19. Султанов Д.М. Arseniy Kumankov (2020). Voina v dvadtsat’ pervom veke [War in the 21st Century]. Moscow: Higher School of Economics Publishing House Changing Societies & Personalities, Vol. 4, No. 4, pp. 548–552 (год публикации - 2020).

20. Султанов Д.М. Военная повседневность и этический уровень повседневного воздействия Общество: философия, история, культура., № 9. С. 54–59. (год публикации - 2021).

21. Черепанова Е.С. Тема смерти в личной корреспонденции русских участников войн 1939-1945 годов: реакции, рефлексии и практики оправдания Zbornik Matice Srpske za Slavistiku, № 99. С.135-151 (год публикации - 2021).

22. Черепанова Е.С. Смерть на войне: проблема персонального и религиозного оправдания Философия и вызовы современности : к 90-летию Института философии НАН Беларуси: материалы Междунар. науч. конф. (15–16 апреля 2021 г., г. Минск). В 3 т. Т. 2 / Ин-т философии НАН Беларуси; редкол.: А. А. Лазаревич (пред.) [и др.]. – Минск: Четыре четверти, С.352-354 (год публикации - 2021).