КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-18-00039

НазваниеСтруктура и содержание метакогнитивной регуляции деятельности субъектно-информационного класса

РуководительКарпов Анатолий Викторович, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", Ярославская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2023 г. 

Конкурс№55 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-554 - Психология труда, инженерная психология, организационная психология

Ключевые словаПрофессиональная деятельность, информационная деятельность, метакогнитивная организация, структура деятельности, динамика деятельности, класс IT-деятельностей, компьютеризация, виртуальные среды, информатизация, рефлексия, метасистемный подход, метакогнитивный мониторинг, когнитивные структуры, ментальная репрезентация деятельности, метакогнитивные феномены.

Код ГРНТИ15.21.31


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на решение фундаментальной психологической проблемы, содержанием которой является установление и объяснение основных закономерностей и механизмов метакогнитивной организации принципиально нового класса деятельности – субъектно-информационного, уже сейчас играющего важнейшую роль в современном обществе и выступающего наиболее перспективным в плане его дальнейшего развития. Проект имеет двуединую по своему характеру цель. С одной стороны, он направлен на решение принципиально новых задач, связанных с раскрытием и объяснением метакогнитивной организации качественно специфического и очень значимого как в теоретическом плане, так и в практическом отношении класса деятельности – субъектно-информационного. Данный класс деятельности в целом и те его разновидности, которые реализуются на основе современных компьютерных технологий, в особенности, является не только наиболее значимым, но и наиболее перспективным в плане общей эволюции видов и типов профессиональной деятельности, а также доминирующим в системе общественного разделения труда. Он играет определяющую роль в плане решения стратегической задачи – перехода к экономике знаний и всемерному внедрению цифровых технологий. С другой стороны, решение данной задачи создаст необходимые условия для углубления и перевода на качественно новый, более высокий уровень представления, составляющего содержание разрабатываемой нами, в том числе и в данном проекте, обобщающей психологической концепции метакогнитивной организации деятельности. Она базируется на новейших данных современного метакогнитивизма и когнитивной психологии в целом, а также на синтезе двух основных и наиболее перспективных парадигм психологической теории деятельности – структурно-уровневой и функционально-динамической. В качестве методологической основы исследования выступят сформулированный нами ранее принцип метасистемного подхода, а также ряд разработанных на его основе концепций, в частности, концепция интегральных процессов психической регуляции деятельности, концепция структурно-функциональной организации рефлексивной регуляции деятельности и концепция структурно-уровневой организации наиболее сложных, прежде всего, субъект-субъектных типов деятельности. В них содержится новое решение таких важных и ключевых для современной психологической теории деятельности проблем, как проблема экспликации целостной иерархии уровневой организации деятельности; проблема структуры ее процессуально-психологической регуляции и обоснование ведущей роли в ней специфического класса процессов – интегральных процессов регуляции; проблема структурно-функциональной организации рефлексивных процессов как средств организации системы деятельности и др. В результате реализации проекта будет дано комплексное раскрытие и объяснение системы основных метакогнитивных детерминант и факторов организации субъектно-информационного класса деятельности. Кроме того, будут установлены новые закономерности структурно-функциональной организации и генетической динамики деятельности субъектно-информационного типа в целом, а также системы метакогнитивных детерминант ее организации, в особенности. Будут раскрыты и изучены также основные метакогнитивные процессы и механизмы, обеспечивающие синтез основных уровней деятельности в целостную систему. Вся совокупность метакогнитивных детерминант и механизмов, обеспечивающая ее целостность, будет изучена в объективно главных гносеологических аспектах: метасистемном (онтологическом), структурном, функциональном, генетическом, интегративном, а также в субъектном и личностном. На основе этого, а также на базе синтеза результатов проекта с теми данными, которые были получены нами ранее, планируется сформулировать основы обобщающей психологической концепции метакогнитивной организации деятельности, охватывающей все три основных класса профессиональной деятельности: субъектно-объектный, субъектно-субъектный и субъектно-информационный. Она позволит раскрыть и объяснить более полный, нежели это известно в настоящее время, состав и структуру базовых уровней организации деятельности. Тем самым будут созданы необходимые предпосылки для решения наиболее обобщенной по характеру и стратегической по значению задачи – для синтеза двух фундаментальных направлений психологии – теории деятельности и когнитивной психологии, а также созданы основы для разработки обобщающей психологической концепции деятельности. На основе полученных результатов будет разработана система прикладных рекомендаций по оптимизации и психологической рационализации профессиональной деятельности. Таким образом, можно видеть, что теоретическая значимость основных задач проекта обусловлена логикой развития двух важнейших направлений современной психологии – психологической теории деятельности и метакогнитивизма. Эти два направления, занимая в настоящее время лидирующее положение в психологии и охватывая очень широкий комплекс проблем, остаются пока практически не синтезированными друг с другом, что очень негативно сказывается на их потенциале, существенно тормозит их дальнейшее развитие. Следовательно, новизна конкретной научной задачи проекта определяется тем, что в нем впервые ставится проблема разработки психологической теории деятельности в целом и ее структурно-функциональной организации, в частности, на основе новейших данных по проблеме процессуально-психологической регуляции деятельности и поведения, которыми располагает в настоящее время современный метакогнитивизм. В силу этого, научная задача проекта, будучи совершенно конкретной по своему содержанию (выявление метакогнитивных процессов, механизмов и закономерностей структурно-уровневой организации деятельности), одновременно – по своему смыслу является достаточно общей – концептуальной. Она, в конечном итоге, направлена и на развитие психологической теории деятельности, и на развитие исследований в области когнитивной психологии, а также на определение возможностей и путей их синтеза. Практическая актуальность разработки проблематики проекта обусловлена бурным развитием качественно новых видов профессиональной деятельности и изменением «традиционных» видов, с выдвижением на первый план субъект-субъектных и субъектно-информационных типов деятельности. Именно в них структура деятельности представлена наиболее полно, развернуто, богато и многомерно. Следовательно, для того, чтобы конструктивно оптимизировать их, необходимо знание полной, именно реальной, а не симплифицированной их структурно-уровневой организации. Особо важно и то, что в настоящее время возникли и получили широкое распространение такие виды профессиональной деятельности, которые очень трудно (и, к тому же, неконструктивно) относить либо к субъект-объектным, либо к субъект-субъектным и, соответственно, использовать те или иные схемы их структурно-уровневого описания. К ним и относятся, прежде всего, сигнономические виды деятельности, а также широкий спектр разновидностей деятельности информационного характера, стимулированных бурным развитием компьютерной техники. Именно за этими типами будущее, что вновь со всей остротой ставит вопрос о разработке обобщающей психологической теории деятельности, синтезирующей в себе представления как о субъект-объектных и субъект-субъектных, так и о субъектно-информационных ее типах, требующих максимально полного раскрытия ее организации, особенно метакогнитивной.

Ожидаемые результаты
Будет разработан и реализован по отношению к классу субъектно-информационных деятельностей принципиально новый методологический подход к разработке обобщающей психологической концепции структурно-функциональной организации и генетической динамики деятельности – метасистемный. Он является не только наиболее адекватным методологическим средством разработки обобщающей психологической концепции структурно-функциональной организации и генетической динамики деятельности, но и позволяет синтезировать существующую теорию деятельности с современным метакогнитивизмом. Это позволит существенно расширить представления о психологическом строении деятельности и ее процессуально-психологической регуляции, а также о роли в ней метакогнитивных детерминант. Данный подход будет впервые реализован по отношению к такому классу профессиональной деятельности, который до настоящего времени не был изучен с позиций метакогнитивизма – к субъектно-информационному. Это будет осуществлено не только в его общем виде, но и во всех его базовых гносеологических аспектах: метасистемном (онтологическом), структурном, функциональном, генетическом и интегративном. Будут раскрыты и проинтерпретированы новые, неизвестные до настоящего времени особенности метакогнитивных процессов, имеющие место в ходе психической регуляции профессиональной деятельности всех трех ее основных классов, включая и субъектно-информационный, в естественных условиях ее реализации, то есть в их экологически валидном виде. Будет разработана обобщающая таксономия метакогнитивных процессов и механизмов структурно-функциональной организации и генетической динамики деятельности всех трех ее основных классов, включая и субъектно-информационный. Она будет синтезировать в себе как известные сегодня метакогнитивные процессы, так и вновь обнаруженные в ходе реализации данного проекта процессы и механизмы. Будет предложено решение значимой в теоретическом и прикладном плане задачи разработки нового – экологически валидного эмпирического базиса метакогнитивной концепции организации деятельностей субъектно-информационного класса. Будут выявлены и проинтерпретированы новые особенности и закономерности структурной организации метакогнитивных детерминант деятельности в тех ее видах и типах, которые в наибольшей мере репрезентируют субъектно-информационный класс. Будут раскрыты и проинтерпретированы новые закономерности функциональной организации деятельности субъектно-информационного класса и, прежде всего, те, которые раскрывают механизмы ее осознаваемой, произвольной регуляции. Будут раскрыты новые базовые закономерности генетической динамики деятельности субъектно-информационного класса: принципы системогенеза профессиональной и учебной деятельности, лежащие в основе процесса профессионализации личности. Будет вскрыта и проинтерпретирована система новых детерминант личностной и субъектной организации деятельностей субъектно-информационного класса, являющаяся комплексным основанием для всей структурно-функциональной организации деятельности и ее генетической динамки. Будет получен комплекс данных, которые впервые дадут раскрытие психологических закономерностей организации деятельности субъектно-информационного класса в ее наиболее обобщенном – интегративном плане. Будет разработана система новых психологических методик, направленных на исследование роли метакогнитивных процессов и качеств личности в организации профессиональной деятельности субъектно-информационного класса. Будут выявлены и проинтерпретированы основные особенности и закономерности структурной организации метакогнитивных детерминант профессиональной деятельности субъектно-информационного класса. На этой основе будет всесторонне раскрыто содержание наиболее интегративного по своей структуре метакогнитивного образования, лежащего в основе организации деятельности,  метакогнитивной сферы личности. Будут установлены и объяснены основные закономерности функциональной организации всей системы метакогнитивных детерминант организации деятельности. На этой основе будет раскрыт и объяснен основной принцип функциональной организации метакогнитивных детерминант деятельности – принцип функциональной обратимости, а также развит новый, функциональный, подход к их выявлению и интерпретации. Будут выявлены и объяснены основные закономерности формирования и развития метакогнитивных процессов и качеств в ходе профессионализации личности, а на этой основе развиты представления о качественно специфическом типе их деятельностного генезиса - о процессе системогенеза метакогнитивной сферы личности. Будут раскрыты и проинтерпретированы основе принципы их системогенеза. Будут раскрыты и проинтерпретированы основные закономерности организации метакогнитивных детерминант деятельности в наиболее обобщенном плане - интегративном. Это означает, что впервые будет раскрыто содержание метакогнитивной организации ключевого по роли и максимально интегративного по структуре и содержанию личностно-деятельностного образования - профессиональной компетентности. Тем самым, будет осуществлен синтез основных положений компетентностной парадигмы разработки теории деятельности и базовых положений современного метакогнитивизма. Будет разработана система прикладных психологических рекомендаций, направленных на оптимизацию и рационализацию профессиональной и учебной деятельности, на совершенствование программ профессиональной подготовки, на разработку и реализацию мероприятий по профессиональному отбору и профессиональной аттестации, а также направленных на решение ряда иных, основных прикладных задач, связанных с психологическим сопровождением деятельности. Впервые будет реализован концептуальный синтез психологической теории деятельности с одним из важнейших и новейших направлений современной когнитивной психологии – метакогнитивизмом. Наиболее общим итогом явится разработка целостной, обобщающей психологической концепции метакогнитивной организации деятельности трех ее основных классов, дающей комплексное раскрытие основных закономерностей и механизмов ее организации в совокупности объективно главных гносеологических аспектов: в структурном, функциональном, генетическом, интегративном и личностном. Вся совокупность планируемых результатов соответствует тем передовым тенденциям и, следовательно, уровню, который характерен в настоящее время для проводимых в мире аналогичных исследований, а по ряду позиций и выходит за пределы уже достигнутых в них результатов, то есть опережает этот уровень. Планируемые результаты допускают очень широкие возможности их использования в экономике и социальной сфере, прежде всего, в сфере деятельностей, базирующихся на IT-технологиях, в сфере оптимизации управленческой и организационной деятельности, в психологии управления и менеджменте, в оптимизации интеллектуально-насыщенных видов профессиональной деятельности (в частности, операторской, педагогической, научной, организационной и др.). Кроме того, поскольку в центр исследования поставлено явление такого класса, которое очень широко представлено в социальной сфере, то результаты исследований открывают широкие возможности использования именно в ней. Итак, развертывание объективной логики развития «мира деятельностей», приведя на современном этапе к необходимости дифференциации субъектно-информационного класса, ставит фундаментальную по своей теоретической и практической значимости проблему, которую можно обозначить как проблема «метакогнитивизм и компьютеризация», «метакогнитивизм и IT-технологии». Она включает в себя очень широкий спектр вопросов и проблем, как тех, которые уже отмечены выше, так и многих других, которые и выступят в качестве основных задач данного проекта. В силу этого, данная тематика может быть оценена как прорывная, а исследование может создать предпосылки для формирования новых научных направлений. Результаты будут опубликованы в виде двух монографий в ведущих научных издательствах страны, в виде тематического цикла статей в рецензируемых журналах 25 статей, в том числе 8 статей, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science) и Scopus, а также в иных научных журналах, в частности, в Psychology in Russia, в журнале «Психология» Высшей школы экономики, Российском психологическом журнале, и др.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Обоснован и развит новый методологический подход к разработке проблемы структуры и содержания метакогнитивной регуляции профессиональной деятельности субъектно-информационного класса. В общем плане он позволяет синтезировать психологическую теорию деятельности с данными современного метакогнитивизма, что содействует углублению существующих представлений о психологическом строении деятельности и ее процессуально-психологической регуляции. Его главным положением является обоснование и доказательство существования особого класса систем, которые не были дифференцированы ранее, но которые в наибольшей мере адекватны специфике объектов собственно психологического исследования. Они были обозначены понятием систем со «встроенным» метасистемным уровнем. Эти системы характеризуются важными специфическими особенностями. Сформулированный методологический подход впервые реализован по отношению к такому классу профессиональной деятельности, который до настоящего времени не был изучен с позиций метакогнитивизма, – к субъектно-информационному. Это реализовано не только в общем виде, но и во всех его базовых гносеологических планах – метасистемном (онтологическом), структурном, функциональном, генетическом и интегративном. С позиций сформулированного подхода доказано, что субъектно-информационная деятельность не только может быть рассмотрена с позиций метакогнитивизма или даже не только может быть понята как метакогнитивная по своей сути. Дело еще и в том, что она не может быть понята никак иначе. Можно констатировать принципиально новую деятельностную реальность, которая не присуща двум традиционным классам (субъект-объектному и субъект-субъектному) и которая определяет качественное своеобразие третьего класса и его несводимость к первым двум. Осуществлена разработка методического аппарата исследования метакогнитивной регуляции информационной деятельности. В этих целях, во-первых, произведена адаптация уже существующих методов и методик, разработанных в русле современного метакогнитивизма, а также в смежных с ним областях по отношению к задачам психологического исследования деятельностей субъектно-информационного класса. Во-вторых. разработан ряд новых исследовательских и диагностических методик – в частности, методики рефлексивно-феноменологического интервью (РФИ), методики фокусированной эвристической беседы (ФЭБ), методика «частотно-значимостной селекции» компонентного состава информационной деятельности; методики диагностики ингибиторных функций рефлексии, методики диагностики индивидуального уровня развития метамышления и др. Основной среди них явилась новая – комплексная методика психологического анализа метакогнитивных детерминант организации информационной деятельности. Произведена экологическая валидизация комплекса метакогнитивных феноменов и эффектов, который включает в себя основные феномены, установленные в современном метакогнитивизме и являющиеся базовыми во всем его содержании. В ее итоге получены два основных результата. Во-первых, выявлено, что подавляющее большинство установленных в метакогнитивизме феноменов и особенностей подвергаются в естественных условиях профессиональной деятельности, то есть в экологически валидных условиях, существенной трансформации. Во-вторых, в этих – экологически валидных условиях имеют место качественно новые феномены метакогнитивного плана, которые принципиально не эксплицируются в абстрактно-лабораторных, внедеятельнсотных условиях и выступают результатом деятельностной детерминации. Это, в частности, феномен редукции субъектности (reduction of agency – ROA), явление метакогнитивной блокады, феномен гипердоверия, метакогнитивное «чувство компетентности», «чувство реализуемости», феномен «квази-вывода», эвристика мнемической редукции (стратегии забывания), феномен неконтролируемых умозаключений, эвристика метатехник, явление «порога рефлексивности», феномен «моратория рефлексивности», явление ингибиции рефлексивного мониторинга , эффект метакогнитивной проекции, эвристика рефлексивных пауз, метафеномен трансформации «первичных» феноменов, семейство наднормативных эвристик, эвристика «уходов», группа элиминативных феноменов, явление антропорфизма, феномен отчуждения деятельностных функций, явление биполярности мета когнитивных феноменов, обширная группа «hard-soft»-феноменов, явление метакогнитивного перфекционизма и др. Разработана обобщающая таксономия метакогнитивных процессов и механизмов структурно-функциональной организации деятельности субъектно-информационного класса. Она включает два базовых таксона (кластера). Первый – эксплицитный (феноменологический), он образован многоплановой и комплексной, внутренне гетерогенной, но одновременно и закономерным образом структурированной системой метакогнитвиныз феноменов деятельности этого класса. Второй основной таксон – имплицитный, глубинный (процессуально-психологический) включает в себя как известные сегодня метакогнитивные процессы, так и выявленные в ходе реализации данного проекта процессы и механизмы. Вся совокупность этих результатов является конкретным решением важнейшей и критически значимой проблемы всего метакогнтивизма – проблемы экологической валидности ее эмпирического базиса и реализуемых на его основе концептуальных обобщений, то есть, фактически, самой теории. Раскрыты и проинтерпретированы новые, неизвестные до настоящего времени особенности метакогнитивных процессов, имеющие место в ходе психической регуляции профессиональной деятельности всех трех ее основных классов, включая и субъектно-информационный. Так, в частности, установлена и проинтерпретирован важная и весьма общая особенность организации всей совокупности метакогитивных процессов, обозначенная как механизм их самоингибиции. Феноменологически он представлен как рефлексивная ингибиция или даже блокада самой метакогниивной регуляции. Рефлексия может не только фасилитировтаь, но и ингибировать меру своего проявления в деятельности, что и представлено как снижение меры метккогнитивной включенности субъекта в деятельность. Еще одна также общая особенность метакогнитивных процессов, не описанная в настоящее воем, состоит в том, что не только основные когнитивные процессы обладают свойством функциональной обратимости – их «оборачивания» самих на себя, которое лежит в основе порождения самих метакогнитвных процессов. Раскрыто содержание и выявлена специфика организации базового и максимально интегративного регулятора профессиональной деятельности – метакогнитивной сферы личности по отношению к наиболее репрезентативным видам субъектно-информационного класса деятельности. Показано, как конкретно данное понятие, равно как и его экспликация по отношению к информационной деятельности, содействует концептуальному расширению представлений по основному вопросу современного метакогнитивизма – по вопросу о составе и содержанию его предмета Раскрыты и проинтерпретированы новые закономерности функциональной организации деятельности субъектно-информационного класса и, прежде всего, те, которые раскрывают механизмы ее метакогнитивной, а следовательно – осознаваемой, произвольной регуляции. Удалось установить и объяснить общий принцип, лежащий в основе всей функциональной организации любых образований метакогнитивного типа – принцип операндно-операторной обратимости. Его суть состоит в том, что один и тот же процесс может выступать не только в своем исходном модусе – как активный оператор, как инструментальное средство. Он же может быть представлен и в качестве так сказать «предмета» – в качестве относительно пассивно операнда: уже не того, «что отражает и регулирует», а того, «что отражается и регулируется». Развиты представления о наиболее генерализованном механизме, обеспечивающим организацию операционных средств деятельности (прежде всего, – действий и операций, а также их комплексов). Им является особый, тип системности – временнáя (темпоральная) системность и, соответственно, новая категория системных качеств – временные. Установлены и объяснены новые метакогнитивные феномены и эвристики, являющиеся операционными средствами функциональной динамики метакогнитивной сферы личности как регулятора профессиональной деятельности субъектно-информационного класса. Основной в этом плане явилась экспликация общей структуры всей метакогнитивной феноменологии, которая, как показано в результате исследований, структурирована на основе уровневого принципа и включает в себя пять базовых уровней. Это следующие уровни и, соответственно, группы феноменов. Во-первых, это группа, метакогнитивных чувств (МКЧ); она образует базовый уровень всей метакогнитивной феноменологии. Во-вторых, это группа классических и наиболее традиционных – рефлексивных феноменов, которые образуют следующий уровень феноменологии – собственно процессуальный. В-третьих, это группа специфически метакогнитивных эвристик, являющихся наднормативными деятельностными образованиями и обогащающими совокупность ее базовых компетенций – «жестких» навыков (hafd-skills). В-четвертых, это группа метакогниивных феноменов, сопряженных уже не с уровнем отдельных компетенций, а с уровнем компетентности в целом и специфицирующих ментальную репрезентацию деятельности в целом – группа компетентностных феноменов. В-пятых, это группа феноменов, сопряженных с очень важной категорий профессиональных компетенций информационной – с «мягкими» навыками (soft-skills), то есть с метакопетенциями личности. По отношению к каждой из этих групп выявлены новые феномены и эффекты, эвристики и приемы. Определена и изучена система основных деятельностных детерминант, обусловливающих содержание, структуру, динамику и процессуальные особенности метакогнитивных процессов как регуляторов деятельности субъектно-информационного типа. Впервые обосновано положение наиболее принципиального плана, заключающееся в следующем. Все основные образования и структуры метакогнитивного типа – в особенности, метакогниивные процессы и их результативные эффекты – метакогнитивные феномены как в аспекте их содержания, так и в плане их структурной организации организованы в закономерную целостность, в основе которой лежит общая структурно-уровневая организация системы деятельности. Вскрыта и проинтерпретирована система новых метакогнитивных детерминант личностной и субъектной организации деятельностей субъектно-информационного класса, являющаяся комплексным основанием для всей структурно-функциональной организации деятельности и ее генетической динамки. Ключевую роль в этом плане экспликация содержания интегративного по своей сути образования, синтезирующего в себе всю совокупности личностных факторов и детерминант метакогнитивного плана –метакогнитивной сферы личности. Определены новые закономерности структурно-функциональной организации метакогнитивной сферы личности как интегрального регулятора информационной деятельности. Главным результатом вилось обоснование принадлежности метакогнитивиной сферы к системам диссипативного – «наложенного» и «распределенного» типа, а также воплощенность в них принципа гетерархической организации. Разработана система новых психологических методик, направленных на исследование роли метакогнитивных процессов и качеств личности в организации профессиональной деятельности субъектно-информационного класса. В частности, это методика рефлексивно-феноменологического интервью (РФИ); метод структурно-феноменологического анализа; методика фокусированной эвристической беседы (ФЭБ); методика «частотно-значимостной селекции» компонентного состава информационной деятельности; методика деятельностного зондирования; синтетический методический прием «профессиональной интроспекции», основанный на комплексировании трудового метода и существующих интроспективных техник и др. реализации в цикле исследований, позволивших получить совокупность новых результатов. Особое значение среди них имеет новая – комплексная методика психологического анализа метакогнитивных детерминант организации информационной деятельности; она выполнила важную роль в получении необходимого эмпирического и профессиографического материала по проекту.

 

Публикации

1. А.В.Карпов, С.Л.Леньков, Н.Е.Рубцова Метакогнитивная детерминация удовлетворенности работой в профессиях информационного типа Российский психологический журнал, Т. 18. № 3. С. 86–103. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.6

2. Калачева А.И., Волченкова А.А. Метакогнитивные аспекты деятельности IT-специалистов Ярославский психологический вестник, № 3(51). С. 69-74 (год публикации - 2021)

3. Карпов А.А. Метакогнитивные детерминанты стилевых различий в управленческой деятельности команды Личность: ресурсы, потенциал., Вып. 3(11). – С. 32-34. (год публикации - 2021)

4. Карпов А.А., Панина Ю.А. Закономерности организации метакогнитивной сферы личности в учебной деятельности в условиях дистанционного обучения Ярославский психологический вестник, №3(51. С. 75-80. (год публикации - 2021)

5. Карпов А.В. Психология саморегуляции в исследованиях деятельности субъектно-информационного класса Сборник материалов научной конференции «Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования» (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина. Москва, 27-28 апреля 2021 г. – М.: Психологический институт РАО, 2021., С. 23-30 (год публикации - 2021)

6. Карпов А.В. Три периода и три парадигмы в эволюции психологии труда Ярославский психологический вестник, № 3(51). С. 14-28 (год публикации - 2021)

7. Карпов А.В. Методологические основы психологического анализа деятельности субъектно-информационного класса (статья первая) Ярославский психологический вестник, № 3(51). С. 48-63 (год публикации - 2021)

8. Карпов А.В., Воронова Т.А. Цифровизация и развитие психики ребенка: вызовы нового времени. Человеческий капитал, № 8 (152). – С. 22-28. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.25629/HC.2021.08.02

9. Карпов А.В., Карпов А.А., Филиппова Ю.В., Маркова Е.В. Специфика метакогнитивной регуляции образовательной деятельности в условиях применения компьютерных средств обучения. Пперспективые науки и образования, № 5(53). С. 334-353 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.23

10. Карпов А.В., Чемякина А.В. Психологическая специфика профессиональной деятельности субъектно-информационного класса. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки, № 3. Том 15. С. 422-433. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.18255/1996-5648-2021-3-422-433

11. Карпов А.А. Теория и практика психологического анализа деятельности монография / А. А. Карпов. ‒ Ярославль : ЯрГУ, 2021. ‒ 316 с., 316 с. (год публикации - 2021)

12. Карпов А.В. Методологические основы психологического анализа информационной деятельности Монография / А. В. Карпов. – Ярославль: Филигрань, 2021 – 639 с., 639 с. (год публикации - 2021)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Установлены и объяснены эффекты структурной организации как базовые механизмы конституирования метакогнитивных процессов, а также иных метакогнитивных детерминант организации деятельности субъектно-информационного класса. Доказано, что в их основе лежат механизмы и закономерностей интегративного типа, приводящие в итоге к порождению и реализации метакогнитивных процессов и детерминант. Показано, что именно они лежат в основе всей их организации и конституируют тем самым предмет исследования, взятый в аспекте его содержания и качественной определенности, а также структурной организации. Установлено и верифицировано, что базовым механизмом генерации основных образований метакогнитивного плана является специфическая трансформация «первичных» когнитивных процессов и структур. Она осуществляется посредством либо их «удвоения» - оборачивания на себя, либо посредством реализации их потенциала по отношению к иным, но также «первичным» психическим процессам и образованиям, их дополнении иными средствами и механизмами. Выявлены и проинтерпретированы интегративные эффекты структурирования «первичных» процессов и приводящие к порождению «вторичных» процессов (прежде всего, двух основных процессов – метамышления и метапамяти). Доказано, что основным среди них выступают трансформация функциональной роли основных «первичных» процессов элементов, из которых они складываются и при которой они сохраняют свой исходный статус – операторов, но одновалентно обретают и иной статус – статус активных операндов. Выявлены и проинтерпретированы интегративные эффекты структурирования качественно различных «первичных» процессов и также приводящих к порождению «вторичных» процессов, но относящихся к классу гетеропроцессов. Обнаружен новый в научном отношении факт, состоящий в том, что в структуре метакогниитивных гетеропроцессов имеет место значимое взаимодействие «первичных» когнитивных процессов, их взаимовлияние друг на друга (в частности, это доказано в исследованиях, раскрывающих взаимодействия мышления и памяти в составе гетеропроцессуального обеспечения средств мнемотехнического плана). Характер этого взаимодействия является «расходящимуся», что свидетельствует о взаимоусиливающем взаимодействии процессов по отношению друг к другу в плане детерминации ими тех или иных результативных проявлений – в том числе, и эффективности деятельности. Раскрыты особенности и закономерности структурировании и иных базовых феноменов и детерминант метакогнитивного плана. Основными из этих феноменов выступили феномен judgments of learning – JOL (личностная репрезентация информационного материала); феномен feeling of knowing – FOK («чувства знания»); феномены «метакогнитивной петли» (metacognitive loop) и гиперкоррекции (hypercorrection effect); показатели уровня субъектности (level of аgency); предикторы метакогнитивного мониторинга за планированием действий и самопроверкой эффективности; предикторы рефлексивной оценки информационной основы, оценки мотивации, целеполагания, принятия решения, а также общей рефлексии деятельности и др. Сформулировано новое понимание функциональной роли метакогнитивных феноменов в организации деятельности, в основе которого лежит следующее положение. Они, выступают и конкретными процессуальными средствами, а отчасти механизмами, обеспечивающими фундаментальное свойство психики – ее самосензитивность. Поэтому основные явления и феномены, которые установлены в метакогнитивизме и составляют его суть, в действительности, могут выступать и реально выступают не только в их исходном статусе – как феномены, но и в другом очень важном статусе – вторичном, операционном. Обретая его и становясь средствами деятельности, они, фактически, включаются в саму ее структуру, составляя в своей совокупности важную часть всего ее содержания, ни входят в общий арсенал ее регулятивных средств. Установлены и объяснены закономерности структурной организации всей совокупности метакогнитивных детерминант организации деятельности субъектно-информационного типа в целом. В результате эксплицированы основные средства и механизмы синтезирования установленных метакогнитивных детерминант организации деятельности в целостность, то есть в их обобщающую структуру. Выявлены интегративные эффекты структурного типа, возникающие вследствие синтеза базовых «вторичных» процессов – метамышления и метапамяти, а также вследствие целого ряда иных детерминант метакогнитивного план: ауто- и социорефлексии, регулятивной и когнитивной рефлексии, «чувства знания» (feeling of knowing – FOK) и «agency», метамышления и ингибиторной рефлексии и др. Так, в частности, экспериментально доказано, что между двумя основными метакогнитивными процессами – метапамятью и метамышлением существуют множественные взаимосвязи и взаимодействия. Они носят не только комплексный, но и закономерный характер, что и эксплицируется экспериментальными средствами, равно как и средствами эмпирического исследования в условиях естественной деятельности. Выявлены и изучены базовые подсистемы метакогнитивного плана, лежащие в основе организации деятельностей субъектно-информационного класса и формирующиеся в ней как следствие средств и механизмов также именно структурного типа. Показано, что они образуют особый уровень в структурной организации метакогнитивной регуляции информационной деятельности – субсистемный. Он образован закономерным сочетанием основных подсистем метакогнитивного плана, каждая из которых синтезирует в себе качественно гомогенные и функционально сходные метакогнитивные образования. Он занимает центральное место в иерархической организации метакогнитивной сферы, что и обусловливает его объективно определяющую роль во всей ее организации и включает в свой состав восемь базовых подсистем. Показано, что этот состав образован как теми подсистемами, аналоги которых уже описаны в литературе, так и теми, которые дифференцированы в данном проекте впервые. Так, к первым относятся метакогнитивная, метарегулятивная и метакоммуникативная подсистемы. Ко вторым относятся метадекларативная, метапроцедуральная, ингибиторная, эндокогнитивная и саморегулятивная подсистемы. Исследована и проинтерпретирована структурная организация метакогнитивной сферы личности как интегрального регулятора информационной деятельности в целом. Определен ее компонентный состав и принципы организации. Основным является доказательство того, что она организована на основе структурно-уровневого принципа и образует целостную иерархию, включающую пять основных уровней – метасистемный, системный, субсистемный, компонентный и элементный. Такое решение является наиболее полным среди всех существующих. Установлены и объяснены средства организации метакогнитивной сферы, лежащие в основе основного принципа ее организации – иерархического, структурно-уровневого. В результате данная сфера раскрыта в ее главном – структурном аспекте в целом, а также в плане ее иерархической организации, в частности. Выявлены новые закономерности структурной организации метакогнитивной сферы личности как интегрального регулятора информационной деятельности. Главным результатом явилось обоснование принадлежности метакогнитивной сферы к системам наложенного и «распределенного» типа, а также воплощенность в них принципа гетерархической организации. Разработан новый комплексный методический инструментарий, направленный на исследование метакогнитивной сферы личности, носящий подчеркнуто обобщающий характер и нивелирующий целый ряд недостатков, присущих современному диагностическому направлению в метакогнитивной психологии. Разработанная методика получила название «Комплексного опросника метакогнитивного потенциала (КОМП)». На основе обобщения указанных выше результатов реализован основной и во многом определяющий аспект общей проблемы исследования – структурный, а его главным итогом стало раскрытие содержания и структуры метакогнитивной сферы как интегрального регулятора деятельности субъектно-информационного класса.

 

Публикации

1. Карпов А.А. Метакогнитивные детерминанты половых различий в управленческой деятельности в условиях дистанционных форм ее реализации. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки., Том 16, № 2. С. 226-233. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18255/1996-5648-2022-2-326-333

2. Карпов А.А. К проблеме разработки обобщающей классификации профессионально-важных качеств (ПВК). Методология современной психологии, № 15. С. 96-111. (год публикации - 2022)

3. Карпов А.А. Операционные средства метакогнитивных феноменов информационной деятельности. Актуальные проблемы профессионально-практической психологии (дьяченковские чтения - 2022). Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. М.: Военный университет, 2022., C.152-158 (год публикации - 2022)

4. Карпов А.А. Феноменологические основы метакогнитивной регуляции деятельности субъектно-информационного класса. Ярославский психологический вестник., Вып.1(52). С. 76-82. (год публикации - 2022)

5. Карпов А.А. Современное состояние и перспективы развития профессиографического направления в психологии труда. Методология современной психологии., № 16. С. 100-111 (год публикации - 2022)

6. Карпов А.А. Феноменологические основы метакогнитивной регуляции учебной деятельности в условиях реализации дистанционных форм обучения. Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022., C. 99-101 (год публикации - 2022)

7. Карпов А.А. Креативность как детерминанта организации метакогнитивной сферы личности в учебной деятельности в условиях дистанционного обучения. Психология способностей и одаренности. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022., С. 342-345. (год публикации - 2022)

8. Карпов А.А., Волченкова А.А. Рефлексивность как детерминанта стилей руководства в условиях дистанционных форм управленческой деятельности. Ярославский педагогический вестник., № 2 (125). С. 140-149. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125

9. Карпов А.В. Структурная экспликация метода психологических профилей. Ярославский психологический вестник., №3(54). С. 7-22. (год публикации - 2022)

10. Карпов А.В. Методологические основы исследования информационной деятельности. Методология современной психологии., № 16. C. 111-118. (год публикации - 2022)

11. Карпов А.В. Закономерности взаимосвязи процессов метамышления и метапамяти. Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы : материалы Всероссийского психологического форума : в 2 т. Екатеринбург, 28–30 сентября 2022 г. Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун‑та, 2022., Т. 1. С.363-367. (год публикации - 2022)

12. Карпов А.В. Рефлексивность как детерминанта деятельности субъектно-информационного класса. Актуальные проблемы профессионально-практической психологии (дьяченковские чтения – 2022): I Международная научно-практическая конференция (17-18 февраля 2022): сборник научных трудов. – М.: Военный университет , 2022. – 561 с., С. 159-165. (год публикации - 2022)

13. Карпов А.В. Методология метасистемности в реализации компетентностного подхода. Методология современной психологии., № 15. C. 111 -124 (год публикации - 2022)

14. Карпов А.В. Методологические основы психологического анализа деятельности субъектно-информационного класса. (Статья вторая). Ярославский психологический вестник, № 1(52). С. 7-24. (год публикации - 2022)

15. Карпов А.В. Методологические основы психологического анализа деятельности субъектно-информационного класса. (Статья третья). Ярославский психологический вестник, № 2(53). С. 7-23. (год публикации - 2022)

16. Карпов А.В. Метасистемная организация субъектных детерминант профессиональной деятельности. Статья первая. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки., Том 16, № 2. С. 312-325 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18255/1996-5648-2022-2-212-325

17. Карпов А.В. Метасистемная организация субъектных детерминант профессиональной деятельности. Статья вторая. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки., № 3. Том 16, С. 494-505 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18255/1996-5648-2022-3-494-505

18. Карпов А.В., Волченкова А.А. Цифровая жизнь подростков с ОВЗ в контексте инклюзивного образования. Актуальные проблемы общей и коррекционной педагогики, общей и специальной психологии: сборник научных статей / научный редактор О. А. Денисова. Череповец: ЧГУ, 2022., Сборник научных статей. Череповец, 2022: изд-во Череповецкого гос. ун-та. С. 100-113. (год публикации - 2022)

19. Карпов А.В., Калачева А.И., Волченкова А.А. Содержание и специфика метакогнитивной регуляции деятельности субъектно-информационного класса. Ярославский психологический вестник, №3(54). С. 23-35 (год публикации - 2022)

20. Карпов А.В., Карпов А.А., Филиппова Ю.В. Специфика взаимосвязи процессов метамышления и метапамяти. Экспериментальная психология, № 4. 2022 (год публикации - 2022)

21. Карпов А.В., Карпов А.А., Чемякина А.В. The specifics of the structural organization of the metacognitive components of reflexivity. Russian Psychological Journal., № 1, Т. 19, c. 127–142. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21702/rpj.2022.1.10

22. Карпов А.В., Карпова Е.В., Маркова Е.В. Locus of Control as a Factor of the Metacognitive Sphere of Personality and Its Specificity in Educational Activity. Perspektivy Nauki i Obrazovania., № 3 (57). С. 402-421. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.32744/pse.2022.3.23

23. Карпов А.В., Чемякина А.В., Волченкова А.А. Структурные закономерности метакогнитивной регуляции информационной деятельности. Ярославский психологический вестник., №3(54. С. 46-62 (год публикации - 2022)

24. Карпов А.В., Карпов А.А. Структура метакогнитивной регуляции информационной деятельности. Структура метакогнитивной регуляции информационной деятельности. - Ярославль: Филигрань, 2022., Ярославль : Филигрань, 2022. – 816 с. (год публикации - 2022)

25. - нет нет, нет (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Установлены и объяснены основные функциональные закономерности, связывающие меру выраженности метакогнитивных детерминант с результативными параметрами деятельности (качеством, производительностью, надежностью эффективностью и др.) Выявлено, что метакогнитивные качества оказывают значимое и комплексное влияние на результативные параметры деятельности программистов. Показано, что между индивидуальной мерой выраженности метакогнитивного потенциала и основными результативными параметрами этой деятельности, качеством и производительностью, существуют определенные зависимости, что эксплицирует инвариантный характер детерминационной роли факторов метакогнитивного плана на нее. Они являются противоположными по направленности для двух основных параметров. По отношению к параметру качества направленность данной зависимости в целом прямая, а по отношению к производительности обратная. Между индивидуальной мерой выраженности метакогнитивного потенциала и наиболее обобщенным результативным параметром деятельности, эффективностью, существует зависимость, имеющая характер типа оптимума. Это означает, что максимум эффективности деятельности сопряжен, хотя и с достаточно высоким, но не максимальным, а со средним значением метакогнитивного потенциала. Выявлены и проинтерпретированы функциональные закономерности, связывающие меру и содержание метакогнитивного контроля с процессуальными (в частности, стилевыми) особенностями деятельности субъектно-информационного класса. Определена функциональная связь особенностей метакогнитивной регуляции со стратегиальными характеристиками деятельности данного типа и их индивидуальными особенностями. Показано, что в основе обеспечения высокой эффективности деятельности лежат средства и механизмы собственно организационного плана и интегративного типа. Обнаружены новые закономерности, которые связывают процессуальные и результативные параметры метакогнитивного контроля с возрастными характеристиками работников, а также с фактором половой дифференциации. Показано, что различия в содержании когнитивного обеспечения деятельности программистов между мужчинами и женщинами представлены на структурном уровне организации когнитивных детерминант. Выявлены и объяснены функциональные закономерности профессиогенетического плана, связывающие характер метакогнитивной регуляции деятельности со степенью профессионализации. Показано, что в процессе вузовской подготовки будущих специалистов IT-профиля, так и на этапе их первичной профессионализации происходят значимые и вполне закономерные трансформации совокупности факторов метакогнитивного плана. Они носят комплексный характер и затрагивают практически все основные группы этих факторов, не только собственно метакогнитивные, но и метарегулятивные. Особую роль в этой динамике играют функциональные синтезы качественно гомогенных факторов метакогнитивного плана, их подсистемы, образующие в совокупности наиболее обобщенное личностное образование, регулирующее деятельность, ее метакогнитвную сферу. Она воплощает в своей организации закономерности системного типа и выступает основой для профессиогенетической динамики всех факторов метакогнитивного плана. Выявлены и объяснены функциональные новообразования специфически метакогнитивного плана, складывающиеся и развивающиеся в процессе профессионализации и направленные на метакогнитивную регуляцию деятельности субъектно-информационного класса. В их качестве эксплицированы аналоги интегральных регуляторов деятельности, прежде всего, таких как оперативный образ, концептуальная модель, индивидуальная концепция деятельности, «внутренняя картина деятельности», операторные схемы и др. Наряду с этим, верифицировано предположение о формировании особого функционального средства организации деятельности, оперативной рефлексии. Установлено, что важную роль в этом отношении играют такие новообразования, которые традиционно обозначаются понятием эвристик, но которые в информационной деятельности приобретают выраженную специфику. Он раскрывается как важнейшая гранью фундаментального феномена наднормативности. Значимым аспектом функционального плана исследования в целом и метакогнитивной сферы, в частности, явилось и раскрытие тех детерминационных отношений, которые связывают ее с базовыми личностными качествами, одним из важнейших среди которых выступает локус контроля. Выявлено содержание и вариации индивидуальной меры сформированности наиболее интегрального функционального новообразования, метакогнитивной сферы личности. Установлена и изучена совокупность основных функций, которые реализуются по отношению к организации деятельности субъектно-информационного класса метакогнитивными детерминантами. Верифицировано предположение, согласно которому совокупность такого рода функций составляет базу для дифференциации главных метакогнитивных подсистем. В итоге предложено решение проблемы дифференциации деятельностных функций метакогнитивной сферы в деятельности в целом и информационной, в частности. Эта проблема получает не только свое теоретически обоснованное решение, но и такое решение, которое позволяет выявить объективно представленные, то есть онтологические основания для становления и реализации всех этих функций. В его основе лежит установление изоморфизма между совокупностью базовых метакогнитивных подсистем и основными функциями метакогнитивной регуляции. Осуществлено обобщение и интерпретация всей совокупности полученных профессиографических, деятельностно-аналитических, эмпирических и экспериментальных данных, дающих комплексное раскрытие содержания и структуры метакогнитивных детерминант деятельности субъектно-информационного типа. В этих целях реализована предложенная нами методология психологического анализа информационной деятельности. Это создало необходимые условия для формирования нового, экологически валидного эмпирического базиса разрабатываемой психологической концепции метакогнитивной деятельности субъектно-информационного типа. Она включает и разработку системы практических рекомендаций, направленных на психологическую рационализацию этой деятельности, на оптимизацию профессиональной подготовки и на совершенствование мероприятий по профессиональному отбору к ней. Произведен синтез всех полученных в результате реализации проекта материалов, полученных по отношению к исследованию метакогнитивной регуляции информационной деятельности в основных гносеологических аспектах: метасистемном, структурном, функциональном, генетическом и интегративном. Сформулированы основные положения разрабатываемой в проекте и являющейся его конечной целью концепции метакогнитивной организации профессиональной деятельности субъектно-информационного класса. Осуществленное обобщение всей совокупности полученных на данном этапе работы результатов открывает возможность для того, чтобы сделать следующее заключение. Во-первых, общим итогом явилась формулировка и реализация по отношению к функциональному плану исследования, равно как и к общим целям проекта, нового методологического подхода к разработке проблемы процессуально-психологической регуляции информационной деятельности, метасистемного. Во-вторых, данный подход получил в ней комплексную, многоплановую реализацию, включающую осуществление пяти основных гносеологических планов: метасистемного, структурного, функционального, генетического и интегративного. В силу этого, и общий предмет, метакогнитивная регуляция информационной деятельности, получает свое не парциальное, аспектное раскрытие, а обобщенное, то есть собственно концептуальное объяснение. На основе всей совокупности полученных данных разработана система практических рекомендаций, направленных на психологическую рационализацию информационной деятельности, на оптимизацию профессиональной подготовки и на совершенствование мероприятий по профессиональному отбору к ней и аттестацию.

 

Публикации

1. Волченкова А.А. Специфика социальной адаптации и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков в условиях цифровизации Российский девиантологический журнал, 2023. №3(2). С.144–154. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.35750/2713-0622-2023-2-144-154

2. Волченкова А.А., Баикина М.В. Когнитивные функции школьников в цифровую эпоху Ярославский психологический вестник, Ярославский психологический вестник (год публикации - 2023)

3. Волченкова А.А., Глазычева В.П. Корпоративная культура как ценностная основа функционирования современной образовательной организации Ярославский психологический вестник, 2023.Вып. 1(55). С. 60-69. (год публикации - 2023)

4. Капов А.В. Содержание и специфика микроструктурной организации процесса метамышления (статья первая). Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки., 2023. Т. 17, № 2. С. 272-287. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18255/1996-5648-2023-2-272-287

5. Карпов А. А., Башкин М. В. Дифференциальные аспекты организации метакогнитивной сферы личности в контексте традиционных и дистанционных форм обучения Проблемы современного педагогического образования, 2023. № 78-3. С.249-252 (год публикации - 2023)

6. Карпов А. А., Спицына К. Р. К проблеме изучения индивидуально-личностных свойств работника виртуальной организации Методология современной психологии, 2023. № 20. С.92-102 (год публикации - 2023)

7. Карпов А.А. Современные подходы к исследованию моббинга в организационной психологии, психологии менеджмента и в субъектно-информационных видах деятельности Ярославский психологический вестник, 2023. Вып. 1(55). (год публикации - 2023)

8. Карпов А.А. Нормативный подход к психологическому анализу деятельности субъектно-информационного класса Методология современной психологии, 2023. № 18. С.162-171 (год публикации - 2023)

9. Карпов А.А. К проблеме определения состава когнитивных операций Методология современной психологии, 2023. № 19. С. 84-96 (год публикации - 2023)

10. Карпов А.А. Феноменологические основы метакогнитивной регуляции управленческой деятельности Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Калуга: изд-во КГУ., 162 с. (год публикации - 2023)

11. Карпов А.А., Волченкова А.А. Основные направления исследования психологической специфики дистанционных форм реализации профессиональной деятельности Вестник ЯрГУ. Гуманитарные науки., 2023. Т.17. №1. С. 120-129 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18255/1996-5648-2023-1-120-129

12. Карпов А.В. К вопросу о структурно-уровневой организации системы психических процессов Ярославский психологический вестник, 2023. Вып. 1 (55). С. 7-24 (год публикации - 2023)

13. Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процесса метамышления Ярославский психологический вестник, 2023. Вып 2(56). С. 5-22 (год публикации - 2023)

14. Карпов А.В. Содержание и специфика микроструктурной организации процесса метамышления (статья вторая) Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки, 2023. Том 17, № 3. С. 447-463 (год публикации - 2023)

15. Карпов А.В. Цифровизация как детерминанта когнитивного развития личности Методология современной психологии, 2023. № 18. С. 171-199. (год публикации - 2023)

16. Карпов А.В. Специфика метакогнитивных чувств в структуре информационной деятельности Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Сборник.. Калуга: изд-во КГУ., 162 с. (год публикации - 2023)

17. Карпов А.В., Карпов А.А., Волченкова А.А. Половая дифференциация как детерминанта когнитивного обеспечения деятельности программистов. Перспективы науки и образования., № 4 (64). С. 539-558. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32744/pse.2023.4.33

18. Карпов А.В., Карпова Е.В., Чемякина А.В. Закономерности развития метакогнитивной регуляции информационной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Перспективы науки и образования, 2023. № 3 (63). С. 457-475. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.27

19. Карпов А.В., КарповА.А., Филиппова Ю.В. Метакогнитивная детерминация результативных параметров деятельности программистов. Российский психологический журнал, 2023. № 20. Т. 1. C. 100-117. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21702/rpj.2023.1.7

20. Карпов А.В., Чернов Д.Н. The structure of language competence from the point of view of the metasystem approach Education & Pedagogy Journal., 2023. № 3 (7). С. 52-67. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23951/2782-2575-2023-3-52-67

21. Карпов А.В. Метакогнитивная регуляция информационной деятельности Метакогнитивная регуляция информационной деятельности. – Ярославль : Филигрань, 2023., 2023. 743 с. (год публикации - 2023)

22. Карпов А.В. От метакогнитивного подхода к метакогнитивной психологии. Научные подходы в современной отечественной психологии: коллективная монография. М.: ИП РАН., Глава 22. С. 525-560 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.38098/thry_23_0465


Возможность практического использования результатов
Результаты исследований по проекту составят основу в плане создания научных заделов для оптимизации систем профессиональной подготовки IT-специалистов в различных отраслях производства и социальной сферы. Это создаст новые возможности для обеспечения экономического роста и социального развития Российской Федерации Кроме того, результаты проекта будут внедрены в процесс подготовки студентов по информационным профилям, что создаст условия для совершенствования вузовского образования по данным специальностям.