КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-18-00518

НазваниеКИНОАТЛАС СССР: опыт позиционирования многонационального государства

РуководительГоловнев Иван Андреевич, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2023 г. 

Конкурс№55 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-102 - Этнология и антропология

Ключевые словаЭтнографическое кино, визуальная антропология, история СССР

Код ГРНТИ03.61.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В 1920–1930-х гг. в СССР произошла синхронная актуализация самой науки о народах и средств визуализации этих знаний в форме этнографического кино. Квинтэссенцией научно-исследовательских и фильмо-производственных подходов стал не имеющий аналогов в мировой истории проект, запущенный по инициативе ЦК партии – «Киноатлас СССР», нацеленный на создание 150-серийного киноальманаха о народностях и регионах страны. Этнографическая основательность, кинематографическая поэзия и марксистская философия оказались слиты в этом уникальном явлении, природа и свойства которого до сих пор в полной мере не осмыслены. Считается, что визуальная антропология – направление молодое, сформировавшееся сначала в североамериканской науке (в середине XX века), а в последующем – в российской (на рубеже 1980–1990-х гг.). Однако значительные примеры теоретического осмысления роли визуальных (кино- и фото-) технологий и их практического применения в отечественной науке о народах имеют вековую историю. C одной стороны, кинематографический потенциал в научных целях осваивали ученые (В.Г. Богораз, Л.Л. Капица, Н.М. Маторин, Б.М. Соколов, Н.Ф. Яковлев и др.). С другой – на экзотическом этнографическом поле экспериментировали кинематографисты (А.И. Бек-Назаров, Дзига Вертов, М.К. Калатозов, Б.М. Небылицкий, А.М. Роом, Е.И. Свилова, М.Я. Слуцкий, В.Л. Степанов и др.). Складывались и эффективные научно-творческие тандемы (М.С. Андреев – В.А. Ерофеев, В.К. Арсеньев – А.А. Литвинов, Х.Д. Ошаев – Н.А. Лебедев, О.Ю. Шмидт – В.А. Шнейдеров, Н.Ф. Яковлев – А.Н. Терской). Была у этого явления также политическая подоплека – курс национальной политики «коренизации», отвечающий позиции большевистской революционной повестки «о праве наций на самоопределение» – и кинематограф использовался советской властью как эффективное средство для конструирования экранного образа многонациональной, разноукладной, и прогрессивно развивающейся при социализме страны. Восходящий рисунок этого развития пришелся на пятилетку культурной революции (1928–1932), когда и был официально пущен проект «Киноатлас СССР», став сильнейшим импульсом, мобилизовавшим научно-кинематографическое сообщество на совместную деятельность. Ведущие советские киностудии и исследовательские институции развернули соцсоревнование по дальности и длительности киноэкспедиций в различные уголки Союза («В дебрях Уссурийского края», «Неведомая земля (Камчатка)», «Охота и оленеводство в области Коми», «По берегам и островам Баренцева моря», «Соль Сванетии», «Страна гольдов», «Тунгусы», «У берегов Чукотского моря», и др.). Где бы ни рождалась новая национальная республика или область, где бы ни справлялся их юбилей, – там немедленно возникала научно-кинематографическая группа для создания новой серии киноатласа («Биробиджан», «Кабардино-Балкарская область к десятилетию Октября», «На родине Калевалы», «Страна Нахчо», «Праздник Тувы», «Шестая часть мира» и др.). Известно, что кинематограф воздействовал на аудиторию значительно сильнее, чем любое другое СМИ. Потому серии, снятые на Дальнем Востоке, Кавказе, в Сибири, становились в буквальном смысле открытием окраин страны для населения столиц и центральных областей, и наоборот, – кино-путешествие являлось для многих жителей отдаленных регионов единственной возможностью увидеть «большую землю». Живые экранные образы поддерживали идеологическое вдохновение и создавали ощущение сопричастности граждан страны единому делу построения новой жизни по всему Союзу. В условиях плавающего политического курса в СССР проект не был завершен, и потому рассредоточенные по различным архивам страницы «Киноатласа» нуждаются в поиске, собирании, анализе, обобщении и введении в научный оборот. Этой масштабной работе и посвящен настоящий исследовательский проект. Первая проектная гипотеза заключается в апробации положения о том, что в 1920–1930-х гг. в российской среде сформировалось самобытное ("почвенное") направление этнографического кино, выразившееся в палитре теоретических и практических опытов, каждый из которых на «крупном плане» отражал специфику поиска матрицы «марксистской этно-фильмы» (термин В.Г. Богораза). Гипотеза вторая: на «общем плане» – эти примеры, собранные воедино, действительно образуют большой этно-географический киноатлас, на страницах которого запечатлены разножанровые образы научно-творческого и идеологического позиционирования многонациональной Страны Советов в мире. Материалы «Киноатласа СССР» содержат двойное научное открытие. С одной стороны, эти архивные документы представляют собой корпус неизученных исследовательских источников для широкого спектра гуманитарных дисциплин (отечественная история, визуальная антропология, этнография). С другой, – содержат подробные теоретические, практические и методические рекомендации по созданию этнографических фильмов, формам взаимодействия этнографов с кинематографистами и форматам презентации научных знаний, востребованные в современной киноисследовательской деятельности. Заявляемый проект, наряду с традиционными формами изучения и популяризации материалов, предполагает и новаторские – исследовательскую и визуальную "реконструкцию" советского киноатласа в современном мультимедийном приложении – для применения в образовательных курсах по этнологии, истории и визуальной антропологии, научных презентациях, музейных экспозициях и других гуманитарных программах.

Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат проекта — выверенная на возможно полной источниковой базе (архивные материалы, исторические и современные исследования) и убедительно проиллюстрированная (фото-, кинодокументы) композиция самобытного ("почвенного") развития российской визуальной этнографии в начале XX столетия, а также опыта соединения научно-творческих ресурсов для позиционирования СССР как многонационального государства. В проекте будет выстроен свод практических и теоретических разработок ученых и кинематографистов в направлении этнографического кино, открывающий современным исследователям незаслуженно списанные в архив методики фиксации и популяризации научных знаний. Новизной проекта явится также анализ сопоставимых отечественных и зарубежных опытов, выявление их общих и особенных черт, связанных с историческими и современными тенденциями в развитии науки в разных странах. Научная значимость проекта заключается во введении в научный оборот пласта уникальных исторических источников – оцифрованных архивов проекта "Киноатлас СССР". Разрозненные материалы советского "Киноатласа" будут впервые собраны воедино и проанализированы в социокультурном и идеологическом контексте своего времени, а также осмыслены как феномен визуальной самопрезентации СССР внутри страны и за рубежом. Тема проекта охватывает множество актуальных и даже злободневных сюжетов: медийной презентации этничности и идентичности, межэтнического взаимодействия и популяризации культурного наследия, гармонизации межнациональных отношений. В процессе реализации проекта будут проведены исследовательские работы в российских и зарубежных архивах и музеях. Презентации проектных матералов пройдут на научных конгрессах, конференциях и кинофестивалях российского и международного уровня. По результатам проекта планируется выпуск не менее 20 публикации в ведущих российских и зарубежных журналах по истории, этнографии и визуальной антропологии (из которых 11 - в изданиях, индексируемых в базах данных WoS или SCOPUS (включая 5 публикаций в журналах, входящих в Q1). Значимым итогом проекта станет создание пополняемого Интернет-канала “Киноатлас СССР”, на котором будут размещены сами фильмы, аннотации и тексты титров к ним; а также мультимедийного приложения (на электронном носителе) - интерактивной карты СССР с возможностью активации архивных киноматериалов по отдельным регионам, и включения тематической текстовой информацией (на русском и английском языках). Материалы проекта будут востребованы в научно-методической деятельности учреждений науки, образования, культуры, а результаты могут быть использованы административными структурами субъектов Российской Федерации для разработки стратегии развития регионов в сфере миграций, этнонациональной и конфессиональной политики, обеспечения безопасности в области межнациональных отношений, решении вопросов сохранения и популяризации историко-культурного наследия. Отдельные аспекты проекта могут быть учтены в фундаментальных программах по противодействию терроризму и ксенофобии. Результаты проектных работ могут иметь и коммерческую реализацию: при внедрении их в практику использования культурного наследия, индустрию туризма, разработку имиджевых проектов отдельных районов и субъектов РФ, программ музеефикации и создания музейно-выставочных комплексов и экспозиций, фотовыставок, кино- и телепрограмм, коммерческой медиапродукции.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Запуск проекта «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонационального государства» инспирировал комплексный сбор и анализ визуальных материалов, открывая новые ракурсы рассмотрения кинофотодокументов как источников для изучения различных аспектов социокультурных преобразований в этнически разнородном и многоукладном пространстве Советского Союза в 1920–1930-х гг., и позволяя рассмотреть встречные мотивы ученых в освоении визуальных ресурсов в научных целях, а кинематографистов – в создании фильмов на этнографических материалах. В русле проектной гипотезы о почвенности направления этнографического кино в России/СССР, такая тематическая фокусировка позволила открыть неизвестные доселе опыты в истории отечественной визуальной этнографии/антропологии как (суб)дисциплины. Основными направлениями первого года работ по проекту стали «Опыты ученых», «Опыты кинематографистов» и «Совместные опыты исследователей и режиссеров в рамках проекта «Киноатлас СССР». 1) Опыты ученых. Научной группой проекта были проведены исследования тематических архивов ученых в фондах российских музейных и научно-исследовательских институций: фонд Б.М. и Ю.М. Соколовых в Российском государственном архиве литературы и искусства в г. Москве (РГАЛИ. Ф. 483), фонд Л.Л. Капицы в Российском этнографическом музее в г. Санкт-Петербурге (РЭМ–4903), фонд В.Г. Богораза в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН (СПбФ АРАН. Ф. 250), материалы о научном творчестве Н.Ф. Яковлева в Российском государственном архиве литературы и искусства в г. Москве (РГАЛИ. Ф. 2091).
 Проанализированы киноопыты, выразившиеся в теоретических разработках («Марксистская этнофильма» В.Г. Богораза, «Кино и научные экспедиции» Л.Л. Капицы, «Живой музей» и «Борьба за культурфильму» Б.М. Соколова, «Кино как научный метод» Н.Ф. Яковлева, «Этнографическая фильма» А.Н. Терского), а также в практических кинопроектах, выполнявшихся либо непосредственно учеными («Среди озер, лесов и порожистых рек Карелии» (1928), «По островам и берегам Баренцева моря» (1929) Л.Л. Капицы; «Кабардино-Балкария к 10-летию Октября» (1927) А.Н. Терского), либо при их консультационном участии («В Брянском Полесье» (1931), «Штурм Севера» (1931). В русле изучения подходов ученых к визуализации этничности в изучаемый период особое внимание в проектных работах было уделено и экспедиционным фотоколлекциям «Кунсткамеры» (г. Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, Российского этнографического музея (фонды Н.Н. Волкова, З.П. Малиновской, Н.С. Розова). Изученные этнографические фотоколлекции вполне показательны для сравнения – они наглядно демонстрируют, как изменился подход к фотосъёмке традиционной культуры в течение одного десятилетия, и как политика форматировала подходы исследователей: от подачи рудиментов этнографических/региональных традиций к ретрансляции образов строительства советской социокультурной общности на карте Союза. 2) Опыты кинематографистов. Были проведены работы по анализу материалов фильмов о советизации самобытных регионов СССР: Восточной Сибири и Дальнего Востока, Северного и Южного Кавказа, Центральной Азии и Северного Причерноморья. Данные источники позволили вглядеться в запечатленные на пленках этнополитические, этноконфессиональные, колонизационные, гендерные и др. злободневные для изучаемого периода процессы, протекавшие на местах («Евреи на земле» А.М. Роома (1927), «Крыша мира» (1928) В.А. Ерофеева, Страна Нахчо» (1930) Н.А. Лебедева, «Камчатка Н.Д. Константинова (1928), «Потомок Чингисхана» (1928), «Байкал (по западному Прибайкалью до Монголии)» (1928), «По Бурят-Монголии» (1929), а также «Калмыки» (1927) и «Молодая республика (Калмыцкая АССР)» (1935). Отдельное внимание в ходе проектных исследований было отведено изучению феномена «антирелигиозного фильма» в СССР, преследовавшего целью создание «атласа конфессий» в Стране Советов. На материалах наиболее показательных в этом плане документальных кинолент «Сектанты» (1930) В. Королевича и «У сектантов» (1930) А.Н. Терского, была рассмотрена история формирования этого особого сегмента в направлении просветительского кино о народах и культурах 1920–1930-х гг. Кроме того, за отчетный период была проделана объемная работа по изучению материалов советской периодики, касающихся технических и творческих нюансов развития научного кинематографа в СССР как вида киноотрасли. Корпус изученных в ходе работ по проекту советских этно-географических фильмов демонстрирует впечатляющую палитру авторских стилей и методов производства фильмов: «Пропагандистское кино» А.М. Роома, «Антирелигиозный фильм» В. Королевича, «Кинорепортаж» Б.Р. Неублицкого, «Этнографическая фильма» А.Н. Терского и др.) и позволяет аргументировать проектную гипотезу о существовании полноценного направления этнографического кино в СССР в 1920–1930-х гг. 3) Проект «Киноатлас СССР» как квинтэссенция научно-кинематографических разработок. За отчетный период были проведены и специально-направленные исследования документов о создании фильмов «Киноатласа СССР» в Российском Государственном архиве литературы и искусства (Москва): фонды киностудий «Совкино», «Востоккино», «Межрабпомфильм», «Кино-Сибирь», «Госвоенкино» за 1920–1930-е гг. (РГАЛИ. Ф. 645). Вновь собранные данные позволили развить и дополнительно аргументировать проектную исследовательскую о том, что в цепи культурно-идеологических оснований «атласного» проекта сплетались марксистское учение, идеи киноавангардного искусства, а также интенции самой этнонауки. Было верифицировано, что первоначально (в середине 1920-х гг.) проект советского «Киноатласа» задумывался как монтаж уже существовавших на тот момент материалов кинохроники краеведческого и производственного содержания. Однако уже на рубеже 1920–1930-х гг. проект был переформатирован в плане необходимости досъемки новых материалов, прежде всего, отражающих развитие советского строительства. Краеведческие кинозарисовки уступили свое место на экране полнометражным работам – так называемым «культурфильмам», сочетавшим в себе художественную форму с документальным, научно-популярным, а зачастую и пропагандистским содержанием. В ходе работ за отчетный период было обращено внимание и на такой существенный аспект проекта «Киноатлас СССР» как «экспорт революции» за рубеж и популяризация идей коммунистического Интернационала через киноэкран. С одной стороны, рассылка советских кино-корреспондентов в различные уголки Союза и другие, лояльные советскому строю страны, давала возможность сбора и оперирования спектром новостных материалов, связанных с особенностями социалистического строительства в различных уголках мира. С другой – фильмы из СССР, будучи выгодным товаром, успешно распространявшимся советскими торгпредствами в различных частях света, позволяли рассказать вовне свою «киноправду» о прогрессивности социалистического пути развития. Не случайно, в стенограммах обсуждения «киноатласа» обнаруживаются предложения разворачивания «Киноатласа СССР» до масштабов «Киноатласа мира» в плане кино-картографирования расширяющейся зоны влияния Советского Союза. Согласно планам проекта, стартовала и подготовка контента (материалы по Дальнему Востоку и Восточной Сибири) для проектируемых Интернет-канала и мультимедийного приложения. Общий дизайн готовящего приложения будет вторить экранной карте СССР, с кадров которой начиналось большинство этно-географических фильмов раннесоветского периода, и давать возможность активации визуальных материалов на данной «кинокарте» в зависимости от выбранного пользователем региона. Научные результаты первого года проектных исследований опубликованы в 7 статьях в научных изданиях, индексируемых в международных базах WoS и Scopus, включенных в РИНЦ и перечень ВАК. Материалы работ по проекту были представлены в 16 докладах и презентациях участников проекта на международных и всероссийских научных форумах.

 

Публикации

1. Головнев И.А. «Живой музей» и «борьба за культурфильму» Бориса Соколова Этнография, № 3 (13). С. 244-263 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31250/2618-8600-2021-3(13)-244-263

2. Головнев И.А. Образы Тувы в советском кинематографе (на примере творчества Б.Р. Небылицкого) Новые исследования Тувы, № 4. C. 119–130. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.25178/nit.2021.4.9

3. Головнев И.А. Образы советской колонизации в архивном кино: «Евреи на земле» Абрама Роома. 1920–1930-е гг. Вестник архивиста, № 4. С. 1051–1063. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.28995/2073-0101-2021-4-1051-1063

4. Головнев И.А. Национальная политика на экране. «Киноатлас СССР» Антропология и этнология: современный взгляд. М.: Политическая энциклопедия, 5. Головнев И.А. Национальная политика на экране. «Киноатлас СССР» / Антропология и этнология: современный взгляд. М.: Политическая энциклопедия, 2021. 559 с. С. 328–335. (год публикации - 2021)

5. Головнев И.А. Карельские киноэкспедиции Леонида Капицы 1927–1928 гг. Вестник угроведения, № 2. Т. 11. С. 378–387. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.30624/2220-4156-2021-11-2-378-387

6. Головнев И.А. Кабардино-Балкария на советском экране: «этнографическая фильма» Анатолия Терского Известия СОИГСИ, № 40 (79). С. 23-36 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.46698/VNC.2021.79.40.002

7. Головнева Е.В., Головнев И.А. Советская антирелигиозная фильма. «Сектанты» Владимира Королевича (1930) Религиоведение, № 3. С. 151-159 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.22250/2072-8662.2021.3.151-159

8. Головнев И.А. «Киноатлас СССР»: ретроспективный и перспективный ракурсы исследования XIV Конгресс антропологов и этнологов России. Томск : Издательство Томского государственного университета, XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. / отв. ред. И.В. Нам. – Москва ; Томск : Издательство Томского государственного университета, 2021. – 830 с. С. 658 (год публикации - 2021)

9. - В Сыктывкаре открылась международная конференция "Визуальный текст в историко-культурном ландшафте" Информационное агентство "КомиИнформ", 23 сентября 2021 года, 19:20 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В ходе реализации проектных задач, в соответствии с заявленным годовым планом, в январе – декабре 2022 г. продолжились работы по изысканию, обработке, введению в научный оборот и междисциплинарному анализу теоретических и практических разработок ученых, кинематографистов, фотографов раннесоветского периода в части конструированию образов территорий и регионально-этнических сообществ Советского Союза. Были выявлены новые визуальные источники в российских и зарубежных архивах и музеях. Основными тематическими линиями проведенных исследований стали: «Опыты ученых», «Опыты кинематографистов и фотографов» и «Совместные опыты исследователей и режиссеров в рамках проекта «Киноатлас СССР». 1) Опыты ученых. Были продолжены исследования тематических архивов ученых в хранилищах российских музейных и научно-исследовательских институций: фонды В.К. Арсеньева в Обществе изучения Амурского края (ОИАК. Ф. 14) и в Хабаровском краеведческом музее (ХКМ. Ф. 53), материалы А.Н. Терского в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД. Фонд кинодокументов. Ед. хр. 1528), документы о научном творчестве Н.Ф. Яковлева в Российском государственном архиве литературы и искусства в г. Москве (РГАЛИ. Фонд 2091).
 Проанализированы киноопыты, выразившиеся в теоретических разработках («Визуальная этнография» В.К. Арсеньева, «Антирелигиозная фильма» А.Н. Терского, «Кино как форма научного познания» Н.Ф. Яковлева), а также в практических кинопроектах, выполнявшихся либо непосредственно учеными («У сектантов» А.Н. Терского (1930), либо при их консультационном участии («Лесные люди» (1928), «По дебрям Уссурийского края» (1928), «Неведомая земля» (1931). Параллельно развивавшиеся на рубеже 1920–1930-х гг., эти инициативы имели общие и особенные черты в части теоретического осмысления и практической апробации форм взаимодействия этнографии и кино. Во всех подходах в разных вариациях подчеркивалась необходимость налаживания системной связи между научными и кинематографическими институциями СССР и поисков паритета этнографии и кинематографии в формате научно-популярного фильма. В то же время каждый из перечисленных опытов привнес и оригинальный вклад в развитие кинонаправления. Так, А.Н. Терской, регулярно участвовавший в экспедиционной кинематографической работе, инициировал научные исследования в советском кинематографе по актуальным вопросам репрезентации на экране этнических и религиозных сообществ в СССР, используя походы психологии (рефлексологии), – и в итоге разработал метод «параллельной кинозасъемки» кинозрителя, соответствовавший идеологическому контексту раннесоветского периода. «Экранизация» научной монографии в документальном кино – основная новизна метода, применявшегося В.К. Арсеньевым при работе с группой «Совкино» над этнофильмами «Лесные люди» и «По дебрям Уссурийского края» в 1928 г. А одной из главных особенностей концепции Н.Ф. Яковлева стало восприятие кино не как внешней технологии для применения в существующих исследовательских традициях, а как совершенно нового научного метода – особого «языка» научного познания, способного транслировать исследовательский материал объемно – само действие и его образно-эмоциональный контекст, сложно передаваемый в научном тексте. 2) Опыты кинематографистов. Выполнялись тематические изыскания, освещающие деятельность кинорежиссеров и фотохроникеров 1920–1930-х гг. в направлении визуализации этничности и региональной специфики областей Союза ССР. В частности, велись работы по анализу материалов фильмов о советизации самобытных регионов СССР: Дальнего Востока и Среднего Урала, Западной и Восточной Сибири, Северного и Южного Кавказа, Центральной Азии и Бурятии, и др. Изученные кинодокументы позволили исследовательски «всмотреться» в запечатленные на пленках этнополитические, этноконфессиональные, гендерные и смежные с ними злободневные для изучаемого периода процессы, протекавшие на местах. Развитие производства советских этно-географических фильмов пришлось на рубеже 1920–1930-х гг., и было связано с появлением серии полнометражных киноработ режиссеров (А.И. Бек-Назаров, В.А. Ерофеев, Н.К. Константинов, А.Н. Терской и др.), при этом многие из выпускавшихся фильмов были созданы в соавторстве с научными консультантами (В.К. Арсеньев, В.А. Сытин, Н.Ф. Яковлев и др.). Те документальные картины и сопутствующие материалы, характеризующие процесс их создания открывают исследователям не только информационные картины эволюции тех или иных культурных форм при социализме, но и соответствующий «закадровый» контекст. Текущее ретроспективное исследование кинообразов регионов доказало, что с одной стороны, кинематограф в период становления советской власти действительно выступал в качестве важнейшего информационно-агитационного средства сопровождения государственных программ по колонизации территорий страны. С другой стороны, усилило аргументацию, отвечающую гипотезе проекта о том, кинематограф использовался партийным руководством как ресурс «культурной революции», поддерживая проекты советской модернизации быта и нравов населения отдаленных уголков страны. Обличающие в лентах игрового и неигрового направления «пагубные» пережитки досоветского периода, политические проекты большевиков, оформленные в киноагитках, были направлены, в частности, на изживание народных верований, религии как социального института и религиозного фанатизма, традиционных норм поведения, особенно в вопросах гендерной стратификации общества на мусульманских территориях Советского Союза. 3) Проект «Киноатлас СССР» как квинтэссенция научно-кинематографических разработок. За отчетный период были продолжены исследования «Киноатласа СССР» в Российском Государственном архиве литературы и искусства (Москва): фонды киностудий «Совкино», «Востоккино», «Межрабпомфильм», «Кино-Сибирь», «Госвоенкино» за 1920–1930-е гг., а также в фонде кинодокументов Российского государственного архива кинофотодокументов (г. Красногорск Московской области), и в библиотечном фонде периодических изданий Центрального бюро краеведения (ЦБК). Было замечено, что в годовщину 10-летия Октября в стране актуализировался запрос власти на воплощение образов революции в «крупных формах» – первый круглый юбилей правления требовал от партии большевиков, с одной стороны, убедительной отчетности за пройденный период, с другой – громких перспективных проектов. В кинематографе таким «большим советским проектом» стал как раз «Киноатлас СССР», официально запущенный по распоряжению ЦИК. Безусловно, проект «Киноатласа» в том виде, в каком он возник на рубеже 1920-х–1930-х гг. – продукт исключительно советских реалий, выражавший сплетение позиций идеологии, науки и искусства обозначенного периода. А именно – национализация кинопромышленности, объединение разрозненных киноресурсов вокруг нескольких базовых организаций, переход на плановую экономику и ведомственное объединение усилий специалистов различных сфер деятельности – стали суммой факторов, определившей его рождение как идеологического орудия для применения на культурном фронте советского строительства. Согласно заявленным планам, была продолжена также подготовка контента для проектируемых Интернет-канала и мультимедийного приложения. Общий дизайн готовящего приложения будет вторить экранной карте СССР, с кадров которой начиналось большинство этно-географических фильмов раннесоветского периода, и давать возможность активации визуальных материалов на данной «кинокарте» в зависимости от выбранного пользователем региона. Конкретные научные результаты второго года проектных исследований опубликованы в 15 статьях в научных изданиях, индексируемых в международных базах WoS и Scopus, включенных в РИНЦ и перечень ВАК, включая организацию тематического блока «Визуальная этнография» в журнале «Этнография» (входит в международную базу SCOPUS). Материалы работ по проекту были представлены в 26 докладах и презентациях участников проекта на международных и всероссийских научных форумах и кинематографических фестивалях.

 

Публикации

1. Беляева-Сачук В.А., Трушкина Е.Ю. Бурятский буддизм в советском этнографическом кино 1920–1930-х годов Исторический курьер, Исторический курьер. № 5 (25). C. 116 – 129 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-5-9

2. Васильцов К.С., Казурова Н.В. На «Крыше мира» или у подножия Митры: исма‛илизм и этническая идентичность памирцев в историографии и кинохронике В. А. Ерофеева (1928) Этнография, Этнография. 2022. № 3 (17). С. 179–196 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31250/2618-8600-2022-3(17)-179-196

3. Головнев И.А. «Киноатлас СССР»: «Туруханский край» Виктора Сытина Исторический курьер, Исторический курьер. 2022. № 5 (25). С. 50–63 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-5-4

4. Головнев И.А. Киноатлас СССР: Автономная область Коми Визуальный текст в историко-культурном ландшафте, Визуальный текст в историко-культурном ландшафте. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2021. 268 с. С. 7–11. (год публикации - 2021)

5. Головнев И.А. Кинематографические опыты В.К. Арсеньева (на материалах работы с «Совкино» 1928–1929 гг.) Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2022. Т. 36. № 2. С. 37–69 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24412/2658­5960­2022­36­37­69

6. Головнев И.А. Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева: опыт визуально-антропологического исследования ОЙКУМЕНА. РЕГИОНОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 3. С.30–42. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-3/30-42

7. Головнев И.А. Кино и этнография: концепция Николая Яковлева Этнографическое обозрение, Этнографическое обозрение. 2022. № 1. С. 213–230 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S0869541522010134

8. Головнев И.А. Киноатлас СССР: «Камчатка» Николая Константинова (1927) Диалог со временем, Диалог со временем. 2022. № 2. С. 213–227 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21267/AQUILO.2022.79.79.013

9. Головнев И.А., Головнева Е.В. Шаманизм в советском антирелигиозном кинематографе 1920-1930-х гг. (на примере фильма «Игденбу (1930) Амо Бек-Назарова) Этнография, Этнография. 2022. № 3 (17). С. 197–219 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31250/2618-8600-2022-3(17)-197-219

10. Головнева Е.В. Камчатка в индустриальном фоторепортаже Г.З. Гайдукевича (1930-е гг.) Сибирские исторические исследования, Сибирский исторические исследования. 2022. № 2. С. 159–180 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17223/2312461X/36/9

11. Головнева Е.В. Феномен советского антирелигиозного фильма 1920–1930-х гг. (по материалам журнала «Антирелигиозник») Визуальный текст в историко-культурном ландшафте, Визуальный текст в историко-культурном ландшафте. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2021. 268 с. С. 12–17. (год публикации - 2021)

12. Головнева Е.В. «Киноатлас СССР»: учебно-географический фильм «Западная Сибирь» (1937) Исторический курьер, Исторический курьер. № 5 (25). С. 40–49 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-5-3

13. Головнева Е.В., Головнев И.А. Антирелигиозный фильм Анатолия Терского «У сектантов» (1930) Религиоведение, Религиоведение. 2022. № 1. С. 147–156. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22250/20728662_2022_1_147

14. Казурова Н.В. Столкновение советской пропаганды и традиционного образа жизни в азербайджанском кинематографе конца 1920-х – середины 1930-х годов (на примере ролей И. Оруджевой в фильмах «Севиль» и «Алмас») Исторический курьер, Исторический курьер. № 5 (25). C. 103–115. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-5-8

15. Головнев И.А. Советизация этничности: Киноатлас СССР («У берегов Чукотского моря», 1934) Место и голос: практики Другого в искусстве. СПб: «Издательство К. Тублина», 2022. 304 с., Место и голос: практики Другого в искусстве. СПб: «Издательство К. Тублина», 2022. 304 с. С. 189–218. (год публикации - 2022)

16. - Петербургские исследователи реконструируют киноатлас СССР и сделают его общедоступным ИТАР ТАСС, Пресс-конференция "Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонационального государства". ИТАР-ТАСС. Санкт-Петербург. 13 декабря 2022 г. (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В соответствии с заявленным годовым планом, в январе–декабре 2023 г. продолжились работы по изысканию, обработке, междисциплинарному анализу и введению в гуманитарный оборот теоретических и практических разработок ученых, кинематографистов, фотографов раннесоветского периода в части конструированию экранного атласа Советского Союза в контексте параллельных преобразований в науке, культуре и идеологии 1920–1930-х гг. 1. Получила продолжение научно-исследовательская деятельность в фондах государственных и региональных архивов и музеев России (МАЭ РАН, Государственный архив Архангельской области, Государственный архив Омской области, Государственный центральный музей кино, Госфильмофонд РФ, Государственный музей истории Дальнего Востока, Государственный архив Дагестана, Национальный музей Чеченской Республики, Российский государственный архив кинофотодокументов, Центральный государственный архив литературы и искусства), были проведены исследования в кино-фототеках зарубежных стран (Белоруссия, Китай, Узбекистан), включая онлайн-ресурсы; 2. Продолжающиеся комплексные работы «на местах» создания фильмов проекта «Киноатлас СССР» – проведение экспедиционных интервью, изучение частных архивов потомков участников научных походов и киносъемок – охватили следующие территории: Средний Урал, Камчатский край, Приморский край, Сахалинская область, Архангельская область, Республика Дагестан, Чеченская Республика; 3. Был сформирован тематический блок «Теории и практики советской визуальной этнографии» в журнале «Этнография» (входит в реестры SCOPUS, WoS, RSCI, ВАК, РИНЦ) из статей участников проекта; 4. По итогам третьего года работ и систематизации полученных материалов была опубликована серия (15) научных статей (6 SCOPUS/Web of Science, 9 РИНЦ/ВАК) в ведущих рецензируемых журналах гуманитарного профиля по теме исследования, а также подготовлены рукописи (4) для перспективы оформления их в виде общей тематической научной монографии; 5. Был проведен круглый стол «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонародного государства» в рамках XV Конгресса антропологов и этнологов России (МАЭ «Кунсткамера» РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, 26–29 июня 2023, Санкт-Петербург); 6. Произошла подготовка части контента для Интернет-канала и мультимедийного приложения «Киноатлас СССР» (фильмы, киножурналы, фотодокументы, тексты, посвященные визуализации образов регионов Советского Союза); 7. Результаты проекта были презентованы на российских и международных научных конференциях и кинофестивалях (18), включая Конгресс антропологов и этнологов России (XV КАЭР); 8. Был осуществлен видеомонтаж презентационных аудио-визуальных работ (ролики, фильмы) из собранных материалов проекта (кинофильмы, киножурналы, фотографии, текстовые публикации, архивные рукописи, титровые надписи и т.п.); 9. Произошла загрузка контента проекта в сеть, запуск и презентация специального плейлиста «Киноатлас СССР» на тематическом Интернет-канале: https://www.youtube.com/playlist?list=PLAjm0CyI7KX_6TVuX9JUxHRzFeUeaX67m 10. Был подытожен спектр произведенных работ, очерчены опции теоретического и практического применения материалов проекта, а также сформулированы возможные перспективы продолжения исследований визуальной истории и этнографии в России. Междисциплинарный анализ архивных визуальных и текстовых документов, материалов периодической печати и свидетельств современников, убедительно показал, что серии большого советского киноатласа, создававшиеся по схожей сценарной матрице, прежде всего, отражали изменения курса социалистического строительства в период 1920–1930-х гг., и концентрировали внимание общества (внутри и за пределами СССР) на прогрессивных явлениях, происходивших при советизации многонациональной и разноукладной советской общности. Однако, помимо отправления политических госзадач, создание визуальной летописи страны стало значимой программой, соединившей в активности видных деятелей науки и кинематографа, во-многом благодаря которой в отечественной среде и сформировалось самобытное («почвенное») направление этно-географического кино, выразившееся в палитре теоретических и практических опытов, востребованных в широком спектре современных исследовательских и творческих практик. Конкретные научные результаты третьего года проектных исследований опубликованы в 15 статьях в научных изданиях, индексируемых в международных базах WoS и Scopus, включенных в РИНЦ и перечень ВАК. Материалы работ по проекту были представлены в 18 докладах и презентациях участников проекта на международных и всероссийских научных форумах и кинематографических фестивалях, включая тематический круглый стол «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонародного государства», организованный участниками проекта в рамках XV Конгресса антропологов и этнологов России в г. Санкт-Петербурге.

 

Публикации

1. Беляева-Сачук В.А., Иванов Д.В. Культурфильма «По Бурято-Монголии» - кинофиксация советско-германской экспедиции по изучению сифилиса в Бурятии Этнография, - (год публикации - 2024)

2. Головнев И.А. Киноатлас СССР: «На реке Агане» Вестник угроведения, Головнев И.А. Киноатлас СССР: «На реке Агане» // Вестник угроведения. 2023. № 3. С. 538–548 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30624/2220-4156-2023-13-3-538-548

3. Головнев И.А. Киноатлас СССР: проект и процесс Труды отделения историко-филологических наук РАН, Головнев И.А. Киноатлас СССР: проект и процесс / Труды отделения историко-филологических наук РАН. Москва: РАН, 2023. 364 с. С 193–206 (год публикации - 2023)

4. Головнев И.А. Визуальная этнография Владимира Арсеньева Кунсткамера, Головнев И.А. Визуальная этнография Владимира Арсеньева // Кунсткамера. 2022. № 4 (18). С. 155–172 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31250/2618-8619-2022-4(18)-155-172

5. Головнев И.А. Дальний Восток в кинодокументах А.З. Кушешвили Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, Головнев И.А. Дальний Восток в кинодокументах А.З. Кушешвили // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2023. № 3. С. 94–103 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-3/94-103

6. Головнев И.А., Головнева Е.В. Киноатлас СССР: фильм «Урал» (по архивным документам 1930-х гг.) Отечественные архивы, Головнев И.А., Головнева Е.В. Киноатлас СССР: фильм «Урал» (по архивным документам 1930-х гг.) // Отечественные архивы. 2023. № 4. С. 45–51 (год публикации - 2023)

7. Головнев И.А., Головнева Е.В. Киноатлас СССР: «Бухара» (1927) Томский журнал лингвистических и антропологических исследований, Головнев И.А., Головнева Е.В. Киноатлас СССР: «Бухара» (1927) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2023. № 2 (40). С. 90–99 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23951/2307-6119-2023-2-90-99

8. Головнев И.А., Головнева Е.В. «Киноатлас СССР»: концепция М.В. Налетного. По архивным материалам 1920-х гг. Вестник архивиста, Головнев И.А., Головнева Е.В. «Киноатлас СССР»: концепция М.В. Налетного. По архивным материалам 1920-х гг. // Вестник архивиста. 2023. № 3. С. 739–752 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.28995/2073-0101-2023-3-739-752

9. Головнева Е.В. Антирелигиозный фильм в СССР (по материалам кинопериодики конца 1920-х – начала 1930-х гг.) Религиоведение, Головнева Е.В. Антирелигиозный фильм в СССР (по материалам кинопериодики конца 1920-х – начала 1930-х гг.) // Религиоведение. 2023. № 3. С. 150–159 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22250/20728662_2023_3_150

10. Головнева Е.В., Головнев И.А. «Киноатлас СССР»: учебный фильм «Восточная Сибирь» (1935) Томский журнал лингвистических и антропологических исследований, Головнева Е.В., Головнев И.А. «Киноатлас СССР»: учебный фильм «Восточная Сибирь» (1935) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2022. № 3 (37). С. 117–127 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23951/2307-6119-2022-3-117-127

11. Головнева Е.В., Головнев И.А. Научные поиски в советской кинематографии 1920–1930-х гг. (метод «параллельной кинозасъемки» Анатолия Терского) Наука телевидения, Головнева Е.В., Головнев И.А. Научные поиски в советской кинематографии 1920–1930-х гг. (метод «параллельной кинозасъемки» Анатолия Терского) // Наука Телевидения. 2022. № 4 . C. 151–170. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.4-151-170

12. Казурова Н.В. Пространство женской неволи в кинематографе Азербайджана 1920-х–1930-х годов Кавказология, Казурова Н.В. Пространство женской неволи в кинематографе Азербайджана 1920-х–1930-х годов // Кавказология. 2023. № 3. С. 209–219. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-3-209-219

13. Казурова Н.В. Гендерная политика и образование в азербайджанском кинематографе 1920-х–1930-х гг. Университет. Образование. Общество, Казурова Н.В. Гендерная политика и образование в азербайджанском кинематографе 1920-х–1930-х гг. // Университет. Образование. Общество (К 300–летию Санкт-Петербургского государственного университета). СПб.: ООО «Сборка», 2023. С. 382–390 (год публикации - 2023)

14. Станулевич Н.А. Импортозависимость советского кино- и фотопроизводства 1920-х годов Проблемы деятельности ученого и научных коллективов, Станулевич Н.А. Импортозависимость советского кино- и фотопроизводства 1920-х годов // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2023. №9(39). С. 242-250 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24412/2414-9241-2023-9-242-250

15. Станулевич Н.А. Фотография и фотолитература как часть языка идеологий XX века Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, Станулевич Н.А. Фотография и фотолитература как часть языка идеологий XX века // Вестник СПбГИК. 2023. № 3 (56). С. 95–101 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30725/2619-0303-2023-3-95-101

16. Толмачева Е.Б. Антропологическая фотография 1920 – начала 1930 годов в контексте освоения советской властью национальных территорий Этнографическое обозрение, - (год публикации - 2024)

17. Головнев И.А. Киноатлас СССР: большой советский проект (1920–1930-е гг.) Сборник материалов X Международного Сибирского исторического форума «Сибирь и Россия: история и культура», Головнев И.А. Киноатлас СССР: проект и процесс / Труды отделения историко-филологических наук РАН. Москва: РАН, 2023. 364 с. С 193–206. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут быть востребованы при создании регулярно возникающих современных реплик «киноатласа» (телепрограмм, Интернет-каналов и т.п.) - государственных или частных инициатив. Материалы проекта могут позиционироваться как фундаментальный вклад в ревитализацию и сегодняшнее осмысление значительных гуманитарных опытов советского прошлого, стать эффектным мультимедийным контентом для использования в общественных мероприятиях и программах, а тем самым, послужить эффективным каналом популяризации науки среди широкой аудитории.