КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-19-00696

НазваниеРазвитие методов управления для повышения надёжности тяговых электроприводов гибридных электрических трансмиссий

РуководительАнучин Алексей Сергеевич, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2023 г. 

Конкурс№55 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-405 - Транспортная энергетика (наземного, водного, воздушного, космического транспорта)

Ключевые словатяговый электропривод, улучшение надёжности, термоциклирование, гибридная электрическая трансмиссия, управление с прогнозированием, цифровой двойник, диагностика, бездатчиковое управление, отказоустойчивое управление.

Код ГРНТИ45.53.37


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В настоящее время происходит стремительная электрификация транспорта. Увеличение эффективности применения электрифицированного транспорта связано с его гибридизацией, когда тяговый электропривод получает питание от двух и более источников энергии. В качестве примеров можно рассмотреть новое поколение поездов метро, в которых после нашумевших аварий c разрушением контактных рельсов летом 2019 года в Москве начали устанавливать аккумуляторные батареи, обеспечивающие автономный ход в пределах перегона. Это электромобили типа BMW i3, которые оснащаются "расширителями дальности" или бензиновыми генераторными установками малой мощности, обеспечивающими безостановочную езду при длинных пробегах, что особенно актуально в России. Это опытный образец гибридной последовательной трансмиссии, разработанный в рамках НИР "Крымск", где движение в "тихом режиме" может осуществляться от суперконденсаторов при заглушенном дизельном двигателе. Гибридизация и совместная работа разных источников энергии позволяет оптимизировать массогабаритные параметры трансмиссии, режимы работы оборудования, обеспечивая максимальный коэффициент полезного действия. Так, при работе двигателя внутреннего сгорания на генератор, заряжающий аккумуляторную батарею, можно обеспечить максимальный КПД такого преобразования энергии, который недостижим при работе с переменной мощностью, если энергия генератора или ДВС направляется напрямую на колёса. Однако быстрая гибридизация и электрификация транспорта выявила ряд проблем, которые требуют решения как на аппаратном, так и на алгоритмическом уровнях. Работа в условиях ограниченной мощности первичных источников энергии или перегрузка тяговых подстанций вызывает нежелательные эффекты положительных обратных связей, приводящие к осцилляциям и перегрузкам энергосистемы. Постоянные разгоны и торможения вызывают циклические нагрев и охлаждение силовой электроники и преждевременный выход из строя тяговых инверторов. Применение классических трехфазных электрических машин не обеспечивает необходимый уровень надёжности, как показал недавний случай с выходом из строя двигателя ледокола "Арктика". Перечисленные вопросы показывают актуальность работы и позволяет сформулировать её цель: повышение эффективности и надёжности тяговых электроприводов в составе гибридных электрических трансмиссий программно-аппаратными средствами. Научная новизна заключается в разработке методов управления тяговых электроприводов с учётом особенностей распределения и поведения энергетических потоков, обеспечивающих стабильность энергетической подсистемы гибридных электрических трансмиссий, повышение надёжности функционирования силовой электроники за счёт снижения термоциклирования силовых полупроводниковых модулей аппаратными и алгоритмическим средствами, превентивную диагностику и идентификацию отказов за счёт применения технологии цифровых двойников и отказоустойчивое управление для тяговых электродвигателей с расщеплёнными обмотками и многофазных тяговых электроприводов.

Ожидаемые результаты
В процессе исследования будут получены: 1) Метод активной стабилизации энергосистемы гибридных транспортных средств за счёт системы управления тяговых электроприводов. При управлении тяговых электроприводов в режиме источника момента при ограниченной мощности энергосистемы наблюдается эффект положительной обратной связи, который приводит к перегрузке энергосистемы. Данная проблема решается как за счёт системы управления верхнего уровня, так и за счёт искажения динамических механических характеристик тягового электропривода. Оба решения снижают динамические показатели гибридной электрической трансмиссии. Предлагаемое решение обеспечит стабилизацию в соответствии с математической моделью энергосистемы и минимальное время отклика на задание со стороны водителя и системы автоведения. 2) Методы активной термостабилизации силовых полупроводников как на низких скоростях вращения, так и при быстрых изменениях тяги. При движении на низких скоростях и остановке, а также при резкой смене задания тягового усилия возникает значительное изменение температуры силовых полупроводников тягового инвертора, что приводит к преждевременному выходу из строя силовых ключей из-за механического разрушения мест, где соединяются материалы, имеющие разные коэффициенты теплового расширения. Проблема решается методами активной термостабилизации, которые разделяются на алгоритмические и аппаратные. Они несколько снижают КПД, одновременно сокращая девиацию температуры полупроводниковых приборов и увеличивая срок службы. В рамках проекта будут разработаны методы активной термостабилизации для инверторов, питающих многофазные тяговые электродвигатели и электродвигатели с расщеплёнными обмотками. 3) Методы идентификации неисправностей и отказоустойчивого управления многофазными тяговыми электродвигателями и электродвигателями с расщеплёнными обмотками на базе технологии цифровых двойников. Возможности управления в условиях частичных неисправностей силовых преобразователей рассматриваются многими исследователями, однако остаётся непроработанным вопрос идентификации конкретной неисправности в процессе работы с изменением алгоритма управления, пока параметры объекта управления не превысили допустимые значения. Вопрос идентификации неисправности может быть успешно решён за счёт применения технологии цифровых двойников, которые позволяют идентифицировать аварию за один-два такта управления и скорректировать алгоритм управления с учётом возникшей неисправности и сохранить контроль над тяговым электродвигателем без прерывания потока мощности. Разрабатываемые методы могут быть частично или полностью применены в существующих и разрабатываемых гибридных электрических трансмиссиях, так как реализуемы программно. В новых разрабатываемых трансмиссиях в зависимости от требований к надёжности может потребоваться переход к многофазным тяговым электрическим машинам и машинам с расщеплёнными обмотками. Для них разрабатываемые методы применимы в полном объеме.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Был проведён детальный анализ литературы по детектированию основных аварий. С точки зрения отказоустойчивого управления наиболее сложной задачей является обнаружение обрыва фазы двигателя. В этом режиме возникает значительная пульсация момента и изменение термического режима работы электрической машины, но и возможно размыкание и срабатывание защит системы управления, что приведёт к отключению привода — разрыву потока мощности, передаваемой на колёса, что является потенциально аварийной ситуацией, а в случае с пропульсивными системами летательных аппаратов потеря управляемости привода винта может привести к потере транспортного средства. Проведённый анализ показал, что методы, основанные на прогнозирующих моделях, являются наиболее надёжными в части детектирования обрыва фаз. Они позволяют определить неисправность за несколько периодов широтно-импульсной модуляции и изменить стратегию управления электрической машиной прежде, чем произойдёт отказ системы управления моментом из-за потери обратной связи в регуляторах. Данный литературный обзор лёг в основу двух статей в журналах Q1: A. Dianov and A. Anuchin, "Phase Loss Detection Using Current Signals: A Review," in IEEE Access, vol. 9, pp. 114727-114740, 2021, doi: 10.1109/ACCESS.2021.3105483 и A. Dianov and A. Anuchin, "Phase Loss Detection Using Voltage Signals and Motor Models: A Review," in IEEE Sensors Journal, vol. 21, no. 23, pp. 26488-26502, 1 Dec.1, 2021, doi: 10.1109/JSEN.2021.3120887. Была проведена работа по совершенствованию методов проектирования тяговых многофазных одноимённополюсных синхронных машин с целью повышения надёжности тяговых электроприводов за счёт уменьшения полной мощности электрической машины при сохранении выходной мощности на валу. Большой диапазон регулирования с постоянством мощности, характерный для тяговых электроприводов вынуждает разработчиков машин и тяговых инверторов завышать полную мощность оборудования для обеспечения заданной механической характеристики. Так электродвигатель карьерного самосвала БЕЛАЗ-90 в текущей конфигурации имеет 9 фаз и при выходной мощности 370 кВт в диапазоне постоянства мощности 10:1 требует для питания инвертора установленной мощностью 3 МВА. После оптимизации электрической машины с помощью разработанных методов требуемую установленную мощность инвертора удалось снизить до 2,1 МВА. Данные исследования описаны в публикациях журнала первого квартиля Mathematics: V. Dmitrievskii, V. Prakht, A. Anuchin, and V. Kazakbaev, “Design Optimization of a Traction Synchronous Homopolar Motor,” Mathematics, vol. 9, no. 12, p. 1352, Jun. 2021 и V. Prakht, V. Dmitrievskii, A. Anuchin, and V. Kazakbaev, “Inverter Volt-Ampere Capacity Reduction by Optimization of the Traction Synchronous Homopolar Motor,” Mathematics, vol. 9, no. 22, p. 2859, Nov. 2021. Были разработаны математические модели многофазных тяговых электродвигателей, реализующие основные возможные конфигурации и число обмоток. В отличие от стандартных моделей, разработанные модели созданы в пакете MATLAB в векторной форме, что позволяет использовать одну и ту же модель для двигателей с разным числом фаз. Модели могут учитывать насыщение магнитопровода. Они взаимодействуют с инвертором на уровне библиотеки SimPowerSystem и каждая фаза модели двигателя имеет два вывода, что позволяет соединять обмотки произвольным способом (звезда, треугольник, пентагон для пятифазных машин и др.). Модель позволяет имитировать обрывы фаз изменением сопротивления цепи конкретной фазы и не требует каких-либо изменений для проведения исследований по авариям питающего инвертора. Подготовлена публикация с рабочим названием “Design and Verification of a Multi-phase Model of Permanent Magnet Traction Synchronous Motor”, запланированная к публикации в 2022 году. Была проанализирована проблема нестабильности в энергосистеме гибридных электрических и полностью электрических трансмиссий, возникающая при определённых сочетаниях конструкций звена постоянного тока. Были выявлены соотношения, показывающие, что данная проблема становится более актуальной в связи с происходящим переходом в силовой электронике с электролитических конденсаторов, устанавливаемых на входе тяговых инверторов напряжения, на плёночные конденсаторы. Уменьшение ёмкости звена постоянного тока приводит к росту колебательности, которая может начинаться уже при малых заданиях момента. Были проанализированы методы демпфирования колебаний известные по литературе и реализованные на практике в ходе работ над гибридными электрическими трансмиссиями. Был предложен ранее не встречавшийся в литературе новый метод стабилизации, основанный на использовании обратной связи по току звена постоянного тока на входе тягового инвертора и обеспечивающий подавление колебаний за счёт формирования динамической механической характеристики тягового двигателя. Данный способ показал существенное превосходство над известными, он не требует точной настройки и обеспечивает лучшее демпфирование колебаний при по-прежнему быстрой отработке задания момента. Результаты исследований легли в основу публикации: E. Stolyarov, M. Gulyaeva, A. Anuchin, A. Zharkov, M. Lashkevich and D. Aliamkin, "Comparative Analysis of Active Damping Techniques in Electric and Hybrid Electric Powertrains," 2021 International Conference on Electromechanical and Energy Systems (SIELMEN), 2021, pp. 1-5, doi: 10.1109/SIELMEN53755.2021.9600307. В настоящее время метод проверен экспериментально и подготовлена публикация в журнал. Был разработан метод вычисления частоты широтно-импульсной модуляции, позволяющий стабилизировать потери в инверторе независимо от задания момента. Стабилизация потерь в силовых полупроводниках крайне важна для тяговых электроприводов, так как позволяет избежать термоциклирования силовых ключей, вызываемого изменением заданного момента и увеличить срок службы тяговых инверторов. Были построены зависимости коммутационных потерь и потерь проводимости, для которых получены выражения для полиномиальных зависимостей, определяющих потери при заданном токе двигателя. Поскольку аналитическое решение задачи поиска требуемой частоты модуляции невозможно, были выведены итерационные формулы вычисления частоты широтно-импульсной модуляции, обеспечивающие заданные суммарные потери. На данную тему подготовлена публикация с рабочим названием “Thermal Stabilization of Power Electronics in Traction Drives by Means of Variable Switching Frequency”, запланированная к публикации в 2022 году.

 

Публикации

1. Анучин А.С., Дас М., Рассудов Л.Н., Савкин Д.И., Фёдорова К.Г., Кураев Н.М. Current Control of a Direct Current Motor Fed through LC-filter from Power Converter Based on Wide-Bandgap Semiconducting Devices IEEE, 2021 XVIII International Scientific Technical Conference Alternating Current Electric Drives (ACED), Ekaterinburg, Russia, p.6 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1109/ACED50605.2021.9462277

2. Дианов А.Н., Анучин А.С. Design of Constraints for Seeking Maximum Torque per Ampere Techniques in an Interior Permanent Magnet Synchronous Motor Control Mathematics, 9(21), 2785 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.3390/math9212785

3. Дианов А.Н., Анучин А.С., Бодров А. Robust MTPA Control for Steady State Operation of Low-Cost IPMSM Drives IEEE Journal of Emerging and Selected Topics in Industrial Electronics (Early Access), p.10 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1109/JESTIE.2021.3112289

4. Дмитриев А.А., Котельникова А.К., Лашкевич М.М., Анучин А.С., Силаев Ф.А., Остриров В.Н. Implementation of Discrete Fourier Transform in Mechanical Analysis of a Servo Drive System IEEE, 2021 XVIII International Scientific Technical Conference Alternating Current Electric Drives (ACED), Ekaterinburg, Russia, p.4 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1109/ACED50605.2021.9462287

5. Дмитриевский В.А., Прахт В.А., Анучин А.С., Казакбаев В.М. Design Optimization of a Traction Synchronous Homopolar Motor Mathematics, 9(12), 1352 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.3390/math9121352

6. Каземирова Ю.К., Анучин А.С., Жарков А.А., Лашкевич М.М., Ковязин А.В., Савкин Д.И. Analysis of Walking Cell PWM Strategy in Multilevel Frequency Converter in Fault Condition IEEE, 2021 9th International Conference on Modern Power Systems (MPS), Cluj-Napoca, Romania, p.5 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1109/MPS52805.2021.9492601

7. Прахт В.А., Дмитриевский В.А., Анучин А.С., Казакбаев В.М. Inverter Volt-Ampere Capacity Reduction by Optimization of the Traction Synchronous Homopolar Motor Mathematics, 9(22), 2859 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.3390/math9222859

8. Столяров Е.О., Гуляева М.А., Анучин А.С., Жарков А.А., Лашкевич М.М., Алямкин Д.И. Comparative Analysis of Active Damping Techniques in Electric and Hybrid Electric Powertrains IEEE, 2021 International Conference on Electromechanical and Energy Systems (SIELMEN), Iasi, Romania, p.5 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1109/SIELMEN53755.2021.9600307

9. Дианов А.Н., Анучин А.С. Phase loss detection using voltage signals and motor models: A Review IEEE Sensors Journal (Early Access), p.15 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1109/JSEN.2021.3120887

10. Дианов А.Н., Анучин А.С. Phase Loss Detection Using Current Signals: A Review IEEE Access, Volume: 9, p.114727 - 114740 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1109/ACCESS.2021.3105483


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Был проведён анализ и показано, что наиболее перспективной топологией тяговых электроприводов является топология с расщеплёнными обмотками. Данная топология имеет явные преимущества перед топологиями с несколькими секциями обмоток, соединёнными в звезду или многофазными обмотками, соединёнными в многофазную звезду с точки зрения возможного формируемого момента в режиме частичных отказов. Кроме того, расщеплённые обмотки существенно расширяют возможности с точки зрения реализации алгоритмов активной термической стабилизации. Показано, что наилучшие показатели по активной термической стабилизации реализуемы в инверторах на базе SiC MOSFET, которые, обладая эффектом обратной проводимости силовых ключей, обеспечивают нагрев ключей на обеих полуволнах тока независимо от коэффициента мощности, с которым работает электрическая машина. Была проведена разработка аналитического метода формирования токов в трёхфазных синхронных машинах с расщеплёнными обмотками на низких скоростях вращения, позволяющая обеспечить стабилизацию потерь инвертора на электрическом обороте. Метод позволяет приблизительно в 6 раз снизить девиацию температуры полупроводников тягового инвертора. Метод основан на симметрировании тока трёхфазной машины с расщеплённой обмоткой из предположения, что большее влияние на момент двигателя оказывает ток наиболее перпендикулярной к полю ротора обмотки, а обмотки соседних фаз должны повторять этот ток, так как они вносят существенно меньший вклад в создаваемый момент. Далее вектор тока корректируется по амплитуде из условия создания заданного момента в синхронном двигателе. Получены частные выражения для синхронного двигателя с инкорпорированными постоянными магнитами, поверхностно размещёнными постоянными магнитами и для реактивных электрических машин. По результатам исследований написана статья, которую планируется подать в журнал IEEE Access. Для асинхронного двигателя с расщеплёнными обмотками был реализован аналогичный способ формирования токов, названный методом с приблизительно постоянными потерями. Метод строится на увеличении тока фазы с минимальным абсолютным значением тока до уровня среднего из значений токов двух других фаз по модулю, последующей коррекции заданий тока поперечной оси и реализации тока нулевой последовательности регулятором тока нулевой последовательности. Была модернизирована система векторного управления, которая теперь работает в условиях неточного формирования токов, а, следовательно, пульсации потока электрической машины. Результаты данной разработки описаны в статье “Nearly Constant Losses Current Regulation Strategy for an Open-end Winding Traction Induction Motor”, представленной на международной онлайн конференции IEEE 1st Industrial Electronics Society Annual On-Line Conference (ONCON). Разработан метод термической стабилизации температуры инвертора при изменении задания момента, который обеспечивает постоянство потерь во всём диапазоне скоростей за счёт изменения частоты широтно-импульсной модуляции. Этот метод было решено применять взамен метода реализации реактивного тока, так как он не греет электрическую машину, а его эффективность достаточная даже с учётом ограничения на максимальную частоту коммутации ключей в драйвере транзистора. Метод строится на базе тепловой модели силового модуля, когда на модели электропривода при конкретной реализации структуры системы управления и алгоритме модуляции подбирается такая частота широтно-импульсной модуляции, которая обеспечивает потери на уровне близком к максимальным потерям при максимальном токе и минимальной частоте модуляции или ниже. Для каждого задания момента итерационно вычисляется требуемая частота широтно-импульсной модуляции, а потом полученная зависимость закладывается в систему управления, чтобы стабилизировать потери. Метод работает как на низких, так и на высоких скоростях вращения электрической машины и применим для всех типов силовых полупроводниковых приборов и топологий инвертора по числу фаз тягового двигателя. Разработанные методы формирования токов в машинах с расщеплёнными обмотками и алгоритмы регулирования частоты широтно-импульсной модуляции были реализованы на современных микроконтроллерах. Испытания проводились на отладочной плате на базе микроконтроллера К1921ВК01, но из-за его недоступности из-за санкций все алгоритмы были перенесены на микроконтроллеры компании Texas Instruments TMS320F28335 и TMS320F28377D. Была доработана универсальная модель многофазного тягового двигателя с возбуждением от постоянных магнитов. Модель была реализована в конфигурации с расщеплёнными обмотками, что позволяет собирать обмотки в любую топологию: звезда, треугольник, несколько трёхфазных звёзд с изолированными нейтралями. Модель поддерживает следующие конфигурации: 3-фазная, 5-фазная, 6-фазная с противовключёнными обмотками, 6-фазная со смещёнными обмотками, 7-фазная, 9-фазная с двумя различными конфигурациями в части сдвига обмоток относительно друг друга. Модель была верифицирована при работе в режиме векторного управления, включая режимы обрыва фаз и неисправностей инвертора. Результаты исследования отражены в статье “Universal Model of a Multiphase Permanent Magnet Synchronous Motor”, представленной на международной онлайн конференции IEEE 1st Industrial Electronics Society Annual On-Line Conference (ONCON). Были разработаны цифровые двойники для оценки поведения системы при различных отказах. Разработана матрица неисправностей с ранжированием по возможности работы в режиме данных неисправностей. Разработаны целевые функции и правила идентификации неисправностей, а также рекомендации по переходу в соответствующий аварийный режим работы. Разработанные алгоритмы верифицированы на математической модели и в дальнейшем будут экспериментально верифицированы на макетном образце тягового инвертора. Для каждой неисправности для двигателей с расщеплёнными обмотками разработаны алгоритмы формирования токов в исправных обмотках с минимизацией среднеквадратичного тока двигателя. Произведён анализ литературы и показано, что в настоящее время не существует обобщенного подхода к формированию токов в машинах произвольной фазности и не производится оптимизация по среднеквадратичному току. В рамках проекта получены оптимизированные формы тока, позволяющие снизить потери проводимости для неявнополюсных синхронных машин по сравнению с известными методами. Проведены расчёты и представлена методика, позволяющая получить задания фазных токов в исправных фазах для машин любой фазности при условии отказа в одной из фаз. Разработанные алгоритмы реализованы на микроконтроллерах в виде библиотек. Для исследования разработанных алгоритмов и проверки качества активной термической стабилизации был разработан лабораторный макет тягового инвертора малой мощности, построенный на базе дискретных ключей типа MOSFET. Макет имеет 6 полумостов и позволяет подключать 3-фазный двигатель с расщеплёнными обмотками. Макет выполнен таким образом, что дискретные ключи, будучи расположенными на радиаторе воздушного охлаждения, находятся в прямой видимости и температура их корпуса может быть измерена непосредственно с помощью тепловизионной камеры. Разработанный инвертор позволил проверить работоспособность методов термической стабилизации и с его помощью начата верификация алгоритмов идентификации аварийных ситуаций на основе цифровых двойников.

 

Публикации

1. Али Ю., Лашкевич М.М., Столяров Е.О., Жарков А.А., Кулик Е.С., Анучин А.С. Nearly Constant Losses Current Regulation Strategy for an Open-end Winding Traction Induction Motor IEEE Industrial Electronics Society Annual On-Line Conference (ONCON-2022), - (год публикации - 2022)

2. Анучин А.С., Гуляева М.А., Лашкевич М.М., Жарков А.А., Хао Ч., Дианов А.Н. Применение обратной связи переменной точности для повышения быстродействия контура тока в инверторах на базе GaN-транзисторов Журнал «Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики», - (год публикации - 2023)

3. Дмитриевский В.А., Прахт В.А., Казакбаев В.М., Анучин А.С. Design Optimization of the Magnet-Free Synchronous Homopolar Motor of a Subway Train Applied Sciences, Appl. Sci. 2022, 12(24), 12647 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/app122412647

4. Дмитриевский В.А., Прахт В.А.,Казакбаев В.М., Анучин А.С. Comparison of Interior Permanent Magnet and Synchronous Homopolar Motors for a Mining Dump Truck Traction Drive Operated in Wide Constant Power Speed Range Mathematics MDPI, Mathematics 2022, 10(9), 1581 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/math10091581

5. Прахт В.А., Дмитриевский В.А., Анучин А.С., Казакбаев В.М. Применение метода Нелдера-Мида для оптимизации одноимённополюсного синхронного двигателя для карьерного самосвала Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo Аssets Engineering., V. 333 1 134–144 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18799/24131830/2022/1/3332

6. Столяров Е.О., Анучин А.С., Али Ю., Лашкевич М.М., Алямкин Д.И., Жарков А.А. Universal Model of a Multiphase Permanent Magnet Synchronous Motor IEEE Industrial Electronics Society Annual On-Line Conference (ONCON-2022), - (год публикации - 2022)

7. Столяров Е.О., Гуляева М.А., Анучин А.С., Жарков А.А., Лашкевич М.М., Алямкин Д.И. Метод активного демпфирования напряжения с отрицательной обратной связью по току звена постоянного тока в электрических и гибридных электрических трансмиссиях Журнал «Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики», - (год публикации - 2023)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В результате работ в отчётном периоде был разработан метод идентификации частичных отказов с применением цифровых двойников за время не превышающее два такта управления. Был реализован комплект цифровых двойников для 3-фазного двигателя с расщеплёнными обмотками, которые вычисляют прогнозы изменения токов при полностью исправном приводе и при наличии частичных отказов. Время идентификации неисправности составляет один период ШИМ и ещё один период на принятие решения. При этом возможны ситуации, когда эффект от возникшей неисправности при определённом сочетании параметров, таких как угол вектора тока по отношению к вектору напряжения в конкретной точке и вектору напряжения неисправности, тогда возможна задержка идентификации из-за малой ошибки между исправным и неисправным состоянием, однако такой режим не является опасным, так как неотличим от нормальной работы. В процессе изменения напряжения вектора напряжений детектирование аварийной ситуации происходит уверенно до того, как система управления теряет стабильности и могут сработать защиты. Матрица решений для всех случаев отказов для моделей цифровых двойников даёт однозначное решение по локализации отказа и определяет стратегию управления с учётом возможности частичного использования отказавшей фазы. Таким образом, научной новизной является метод идентификации частичных отказов, обеспечивающий локализацию аварии за конечное время. Система управления тяговым электроприводом реализует алгоритмы управления в исправном режиме и в режиме частичной неисправности. Эти два режима принципиально отличаются, так как в аварийном режиме задания токов в исправных фазах должны быть искажены током нулевой последовательности, если ток в аварийной фазе не протекает. При этом возможны как симметричные режимы работы, когда неисправная фаза полностью выведена из работы, так и несимметричные режимы, когда из-за неуправляемости одного из ключей потеряна проводимость только одной полуволны тока, что не позволяет использовать классические способы регулирования токов во вращающейся системе координат. Кроме того, требуется обеспечить переход от одной системы регулирования к аварийной в случае детектирования отказа без прерывания потока мощности. В рамках исследования была получена система регулирования токов в режиме частичных отказов, которая в качестве частного случая обеспечивает регулирование токов в рабочем режиме, Разработана система перехода от нормальной системы регулирования к аварийной, использующая систему управления с прогнозированием, в которой после идентификации неисправности вводятся ограничения на набор доступных управляющих воздействий с учётом возникшего отказа. При этом система управления продолжает работу, обрабатывая меньшее число предсказаний. В результате исследований в отчётный период было опубликовано 6 работ, из которых 2 статьи опубликованы в журналах первого квартиля, 4 статьи в материалах международных конференций, индексируемых в Scopus. Защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук основным исполнителем проекта Гуляевой Марией Андреевной по теме «Совершенствование алгоритмов управления электрической трансмиссии вагонов метро», в которой частично использовался материал, полученный в результате выполнения работ по данному гранту. Тема диссертационного исследования связана с отказоустойчивым управлением тяговых электроприводов и в работе отражены результаты выполнения данного проекта.

 

Публикации

1. Али Ю, Лашкевич М.М., Алямкин Д.И., Столяров Е.О., Кулик Е.С. и Анучин А.С. Stabilization of Inverter Losses in a Traction Drive of Electric Vehicle 2023 International Conference on Electromechanical and Energy Systems (SIELMEN), 023 International Conference on Electromechanical and Energy Systems (SIELMEN) (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/SIELMEN59038.2023.10290781

2. Анучин А.С., Подзорова В.С., Каземирова Ю.К., Чен Х., Лашкевич М.М., Савкин Д.И., Демидова Г.Л. Speed Measurement for Incremental Position Encoder Using Period-Based Method With Sinc3 Filtering IEEE Sensors Journal, Volume: 23, Issue: 5, 01 March 2023,Page(s): 5073 - 5083 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/JSEN.2023.3237618

3. Дианов А.Н., Анучин А.С. Offline Measurement of Stator Resistance and Inverter Voltage Drop Using Least Squares IEEE Access, IEEE Access ( Volume: 11), Page(s): 17053 - 17065 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/ACCESS.2023.3245663

4. Лашкевич М.М., Али Ю., Столяров Е.О., Федрова К.Г., Кулик Е.С., Анучин А.С. Current Regulation in Multiphase Open-end Winding Machines under Open Circuit Fault IEEE International Symposium on Power Electronics Ee2023 in Novi Sad, - (год публикации - 2023)

5. Столяров Е.О., Али Ю., Лашкевич М.М., Подзорова В.С., Кулик Е.С., Анучин А.С. Model Predictive Control under Open-Circuit Fault in a 3-phase Open-end Winding Permanent Magnet Synchronous Motor IEEE ONCON2023, - (год публикации - 2023)

6. Столяров Е.О; Али Ю.; Лашкевич М.М.; Федорова К.Г.; Кулик Е.С.; Анучин А.С. Current Regulation in Case of Open Circuit Fault for Six-phase Traction Open-end Winding Machine 2023 International Conference on Electromechanical and Energy Systems (SIELMEN), 2023 International Conference on Electromechanical and Energy Systems (SIELMEN) (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/SIELMEN59038.2023.10290786


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта планируется использовать в рамках ОКР с предприятиями авиационной промышленности, такими как ОКБ "Сухого" и ОДК "Климов", занимающимися разработкой гибридных силовых установой летательных аппаратов в диапазоне мощностей на винте от 100 до 500 кВт.