КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-78-00116

НазваниеЭмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях

РуководительДенисова Екатерина Геннадьевна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет", Ростовская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2021 - 06.2023 

Конкурс№60 - Конкурс 2021 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словапсихологическое благополучие, личность, субъектнивная удовлетворенность, эмоциональная регуляция, метапознание, метакогнитивные стратегии, адаптация, саморегуляция

Код ГРНТИ15.00.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность фундаментальных исследований и возобновление интереса к категории «психологическое благополучие» обусловлены рядом факторов. С одной стороны, для социально-экономической политики разных стран становится особым трендом запуск социальных программ, направленных на повышение качества жизни и уровня удовлетворенности населения. С другой – объективная трудность учета и контроля внешних факторов среды в столь динамично меняющемся мире делает особенно значимыми внутренние, субъективные факторы, обуславливающие успешность адаптации человека и общества в целом к новым условиям. Многочисленными исследования, в том числе в наших работах, было показано, что особенности личности, эмоциональное состояние и субъективная удовлетворенность собственной жизнью оказывает огромное влияние на эффективность адаптации, продуктивность труда и мотивацию развития. При этом указанные феномены находятся в системном взаимодействии: не только личностные характеристики влияют на уровень психологического благополучия, но и уровень психологического благополучия обуславливает эффективность адаптации и развитие личности (Denisova, E., Ermakov, P., Skirtach, I., Korkhova, V., 2020; Перикова Е. И., Ловягина А. Е., Бызова В. М., 2019; Asikainen et al., 2018; Segerstrom et al., 2017; Мороз et al., 2017; Ворона О.А., Мохова С.Ю., 2011; Halisch, Geppert, 2001 и др.). Специфика учебной и педагогической видов деятельности обуславливается глубокой связью с особенностями личности, мотивационно-ценностной сферой и метапознанием. Под метакогнитивными навыками классически понимается умении определять цель и задачи мыслительной деятельности, планировать и анализировать процесс собственной познавательной деятельности, оценивать продукт или результат деятельности, а также степень эффективности реализованных моделей поведения. Показана полезность оценки метакогнитивных навыков для прогнозирования успешности учебной деятельности (Schraw G., Crippen K.J., Hartley K., 2006), описана роль метакогнитивной регуляцию в контексте коммуникации (Бережнова Л. Н., Федосеева И. А., Тарасов Д. Ю., 2019), роль метакогнитивной включенности в системе психической саморегуляции студентов (Бызоваа В.М., Перикова Е.И., Ловягина А.Е., 2019), а также значимость рефлексии в контексте превенции и коррекции эмоционального выгорания у педагогов (Молчанова Л. Н., Кузнецова А. А., 2019). Современная ситуация угрозы пандемии COVID-19 наглядно продемонстрировала значимость метакогнитивных навыков в нестабильном мире. Ввиду того, что одной из ограничительных мер стал переход на дистанционную форму обучения во всех учебных заведениях страны, педагогическое сообщество столкнулось с необходимостью переноса уже реализующихся дисциплин в онлайн формат в кратчайшие сроки (буквально в течении недели). В большинстве своем, не имея специальных навыков или опыта работы со специфическими электронными ресурсами, информационными системами и платформами, обучающиеся и педагогические работники были вынуждены самостоятельно справляться с разнообразными сложностями в этот период. Как обучающиеся, так и НПР отметили, что внезапное форсированное изменение формы и структуры обучения связано с целым рядом трудностей и увеличением нагрузки на всех участников образовательного процесса. Сложности коснулись не только технического аспекта, трансформировалась и система коммуникации между педагогическим составом и обучающимися. Отсутствие очного диалога часто негативно оценивается как студентами, так и НПР. Со стороны обучающихся имеются определенные ожидания в отношении быстрого получения ответов, разъяснений, обсуждения возникших организационных трудностей, связанных с неопределенностью ситуации в части расписания, сдачи самостоятельных работ, добора баллов, пересдач, аттестации и прочих вопросов. При этом, в дистанционной форме возрастает выраженность тревоги по поводу перечисленных проблем, и переход на дистанционную форму обучения несколько размывает границы контакта обучающихся с преподавателем. Обучающиеся становятся более требовательны к скорости обратной связи от преподавателя, что может также послужить источником дополнительного стресса. Кроме того, во время самоизоляции особенно важными становятся навыки самоорганизации и саморегуляции, и в то же время существенно возрастает роль педагога в поддержании мотивации и продуктивности учебной деятельности студентов (Лифшиц М.В., 2020; Bao W., 2020; Varalakshmi R., Arunachalam K., 2020; Sahu P., 2020; Чердакли У.С., 2020; Сидячева Н.В., Зотова Л.Э., 2020; Ценер Т.С., Ошкина А.В., 2020). Таким образом, сфера образования, как и многие другие сферы деятельности, сегодня находится в состоянии непрерывных инноваций. В современных условиях возрастает значимость изучения психологических аспектов качества в жизни, продуктивности труда и личной эффективности. Объединяющим фактором для этих сфер является категория «психологическое благополучие», которая раскрывается как интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к собственной жизни и личности, характеризующиеся субъективным переживанием удовлетворенности. В свою очередь, нарастание субъективного дискомфорта в образовательной среде сопряжено со снижением мотивации учебно-профессионально обучающихся и профессиональной деятельности педагогических работников, а, следовательно, снижает качество образования. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что проект предполагает комплексное изучения предикторов психологического благополучия. Будут изучены не только личностные особенности, но и метакогнитивные показатели (особенности рефлексии, целеполагания, саморегуляции и самоорганизации и др.), на основании которых планируется разработать модель, описывающую роль эмоционально-личностных и метакогнитивных предикторов в структуре психологического благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях с учетом специфики их деятельности. В качестве объекта планируется привлечь не только обучающихся, но НПР и административных работников разных уровней образования.

Ожидаемые результаты
Расширение и систематизация знаний о специфике и предикторах психологического благополучия субъектов образовательной деятельности позволит перейти от теоретического этапа исследований к разработке технологий поддержания оптимального уровня психологического благополучия. В результате фундаментального исследования эмоционально-личностных и метакогнитивных предикторов психологического благополучия планируется получить комплексную модель, описывающую специфическую роль указанных компонентов в структуре психологического благополучия субъектов образовательной деятельности, с учетом особенностей их деятельности и уровня образования. Создание данной модели призвано помочь в решении задач формирования и коррекции индивидуальных метакогнитивных стратегий, способствующие успешной адаптации и поддержанию субъективной удовлетворенностью в изменяющихся общественно-политических и экономических условиях. Прогностическая функция предполагаемой модели может быть реализована через предсказание и оценку эффективности программ психологического сопровождения. Конкретным научным результатом по окончанию проекта будут материалы, опубликованные в журналах и представленные на научных конференциях мирового уровня: 1 тезисов и 3 статей в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science) или «Скопус» (Scopus); 1 тезисы по итогам участия в научной конференции международного и\или всероссийского уровня. Таким образом, практическое применение полученные данные могут найти в различных сферах психологического сопровождения образования, экономики и социальной политики. Обозначенная модель также может найти применение в сфере дополнительного профессионального образования, где будет отвечать социальному заказу на специалистов, обладающих высоким адаптационным потенциалом и метакогнитивной компетентностью.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
1. В отчетный период был проведен теоретический анализ и обобщение результатов зарубежных и отечественных исследований в отношении психологических предикторов субъективной удовлетворенности жизнью и психологического благополучия основных субъектов образовательной деятельности. Анализ научной литературы показал, что исследование психологического благополучия субъектов образовательной деятельности имеет большую научную и социальную значимость. Данный феномен затрагивает не только рабочую сферу жизни, но и все остальные компоненты социального взаимодействия. Психологическое благополучие оказывает огромное влияние на мотивацию и успеваемость учащихся, на социальное самочувствие преподавателей и учебно-вспомогательный персонал. Несмотря на обширное количество работ посвященных теоретическим и эмпирическим исследования психологического благополучия, этот феном по-прежнему остается неизученной его личностная детерминация. Кроме того, поиска внутренних, психологических (эмоционально-личностных и метакогнитивных) предикторов психологического благополучия обусловлена инновационными изменениями структуры учебного процесса, повышением требований к качеству подготовки в учебных заведениях и социальным заказом на специалистов, обладающих высоким адаптационным потенциалом и метакогнитивной компетентностью. В современных условиях возрастает значимость изучения психологических аспектов качества жизни, личной эффективности и продуктивности учебной деятельности. Объединяющей для этих сфер является категория «психологическое благополучие», которая понимается нами с системных позиций и раскрывается как интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к собственной жизни и личности, характеризующиеся субъективным переживанием удовлетворенности. В этой связи целью данной работы выступило комплексное изучение эмоционально-личностных и метакогнитивных предикторов психологического благополучия субъектов образовательной деятелньости. 2. Разработана анкета самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности». Анкета содержит 9 утверждений, позволяющие оценить использование и осознанность основных форм метакогнитивного поведения по следующим показателям: Процессуальные навыки – метакогнитивные навыки организации процесса деятельности и взаимодействия с новой информацией; Метапланирование – метакогнитивные навыки планирования отражают степень использования метакогнитивных стратегий при подготовке к решению задач; Метакогнитивный контроль – отражают выраженность контроля над процессом, тенденции отслеживать процесс и прогресс деятельности, а также склонность к самопроверке результатов; Снижение рефлексии над когнитивными операциями – отражает недостаточный уровень осознанности и метакогнитивной включенности; Степень осознанности использования метакогнитивных навыков – отражает уровень метакогнитивной включенности, способности работать на разных уровнях организации деятельности и степень осознанности перехода между уровнями (собственно действиями, их оценкой и регуляцией). Разработанная анкета самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» обладает психометрическими свойствами соответствующие данному уровню диагностических инструментов. Анкета может быть использованная как самостоятельно, так и совместно с другими опросниками, что позволит дополнить и уточнить результаты исследований, полученные при помощи валидных и надежных методик изучения метакогнитивного поведения. 3. Реализовано исследование уровня психологического благополучия, эмоционально-личностных особенностей и метакогнитивных навыков обучающихся разных уровней образования. Показано, что способность планировать, отслеживать и контролировать процесс учебной деятельности (метакогнитивная включенность), а также направленность на внешний мир (экстраверсия) и более высокая степень организованности (осознанность) оказывают положительное влияние на уровень субъективного благополучия. При этом выраженный поддерживающий эффект имеет использование стратегии смещения фокуса на позитивные стороны стрессовых ситуаций, поиск положительного смысла произошедших событий в целях личностного роста или приобретения нового опыта. Наибольшим деструктивным потенциалом обладает высокий уровень нейротизма и склонность винить себя в стрессовых ситуациях, не принимая во внимание перспективу использования негативного опыта. 4. Проведен статистический анализ и обобщение результатов 1 года. Статистические методы обработки полученных результатов включали в себя: критерий Шапиро-Уилка; коэффициент корреляции Пирсона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена; ковариационный анализ (ANCOVA), тест Краскела-Уоллеса; тест Данна с поправкой Холма на множественные сравнения. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с применением свободно распространяемого программного пакета JASP Computer software (Version 0.16, 2021). Результаты работы первого этапа проанализированы, обобщены и опубликованы (приняты в печать): Денисова Е. Г. Психологическое благополучие людей, переживших трудную жизненную ситуацию: аффективно-когнитивный аспект / Е. Г. Денисова. — Текст: электронный // Cognitive Neuroscience — 2021 : материалы международного форума, (Екатеринбург, 2–3 декабря 2021 г.). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2022. — С. 127-131. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/109083 Денисова Е. Г. Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2022. Т. 5, № 1. С. 6–21. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-6-21 Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Сылка Н.В. Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия студентов в современных условиях // Российский психологический журнал. 2022. (принята в печать) 5. Подготовлен отчет по итогам реализации данного проекта в 2021-2022 гг.

 

Публикации

1. Денисова Е.Г. Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2022. Т. 5, № 1. С. 6–21. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-6-21

2. Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Сылка Н.В Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия студентов в современных условиях Психологическая наука и образование, 2022. Том 27. № 5. С. 85-96 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/pse.2022270507

3. Денисова Е.Г. Психологическое благополучие людей, переживших трудную жизненную ситуацию: аффективно-когнитивный аспект Cognitive Neuroscience - 2021. материалы международного форума. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина., Cognitive Neuroscience - 2021. материалы международного форума. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2022. С. 127-131. (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
1. В отчетный период был проведен теоретический анализ и обобщение новейших результатов исследований по теме проекта. Анализ научной литературы показал, что актуальность изучения психологического благополучия преподавателей поддерживается необходимостью обеспечения психологической безопасности в образовательных учреждениях. Особенно остро эта проблема встает в свете изменений, вызванных пандемией COVID-19, которые выступают стресс-факторами для всех участников образовательного процесса, что, в свою очередь, может негативно сказываться на качестве образования в целом. Исследования последних лет, реализованные на студенческих выборках, несмотря на широкую представленность в литературе, дают достаточно отрывочные представления о комплексе психологических предикторов их благополучия. Метапознание и саморегуляция изучаются в основном в контексте академической успеваемости, нежели как инструменты поддержания уровня благополучия. Существующие исследования о психологическом благополучии преподавателей в основном сфокусированы на изучении связей с различными личностными чертами или отдельными психологическими аспектами профессиональной деятельности, и либо не учитывают влияние метакогнитивных навыков, и эмоциональной сферы, либо рассматривает их исключительно как самостоятельные переменные, что не позволяет полностью понять механизмы формирования и поддержания высокого уровня благополучия. Для более системного понимания структуры предикторов благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях следует рассматривать не только личностные характеристики, но и специфику эмоциональной регуляции и уровень сформированности метакогнитивных навыков. 2. Проведено эмпирическое исследование уровня психологического благополучия, эмоционально-личностных особенностей и метакогнитивных навыков преподавателей ВО и СПО. Для исследования предикторов субъективного благополучия, преподавателей был использован ковариационный анализ (ANCOVA), где в качестве фактора выступил уровень метакогнитивной включенности, а в качестве ковариатов рассматривались степень осознанности метакогнитивных навыков и эмоционально-личностные характеристики. Показано, что уровень субъективного благополучия преподавателей достоверно выше при высоком уровне метакогнитивной включенности. Достоверный эффект имеют метапознание и эмоционально-личностные характеристики респондентов. Выраженный поддерживающий эффект имеют более высокая степень ответственности и организованности (сознательность) и степень осознанности метакогнитивных навыков, преобладание позитивных эмоций и способность в конструктивном ключе взаимодействовать с собственными эмоциями, находить за что быть благодарным в сложной ситуации и использовать с целью развития (принятие и положительный пересмотр). Деструктивным потенциалом обладает высокий индекс острых негативных эмоций. 3. Сравнительный анализ уровня психологического благополучия, эмоционально-личностных особенностей и метакогнитивных навыков субъектов образовательной деятельности. Сравнительный анализ был реализован при помощи критерия Крускала-Уолиса, в качестве апостериорного анализа было проведено попарное сравнение по методу Данна. Средние значение по показателям субъективного благополучия находятся на верхней границе диапазона нормативных значений и не обнаруживают достоверных различий между подгруппами студентов, преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и административных работников. По показателям метакогнитивных навыков и рефлексии достоверные различия между группами по критерию Крускалла-Уолиса показаны по шкале метакогнитивной включенности и по типам рефлексии (p<0,01). Однако в ходе апостериорного анализа выявлено, что достоверно отличается от других только подгруппа студентов. Данная группа имеет достоверно более низкие значения по метакогнитивной включенности и более высокие по типам рефлексии, включая системную рефлексию. В отношении стратегий когнитивной регуляции эмоций показано, что наименее предпочитаемыми стратегиями являются катастрофизация и обвинение, наиболее высокие баллы отмечены по шкалам позитивной перефокусировки и положительного пересмотра. Различия так же отмечены в основном по группе студентов, практически во всех случаях они достоверно чаще пользуются стратегиями принятия, самообвинения, сосредоточения и катастрофизации. В целом различия между исследуемыми подгруппами не многочисленны. Большая часть различий отмечена между группами студентов и преподавателей (НПР), причем учитывая, что эти подгруппы чаще и больше работают с информацией и знанием, мы склонны полагать, что эти различия могут объясняться не столько характером деятельности, сколько возрастов респондентов. Студенческая выборка в целом моложе остальных исследуемых групп и демонстрирует более выраженный интерес к своему внутреннему миру, а также более низкий уровень контроля собственных познавательных процессов. 4. Проведен статистический анализ и обобщение результатов 2 года. Статистические методы обработки включали в себя: критерий Шапиро-Уилка, тест Краскела-Уоллеса, тест Данна с поправкой Холма на множественные сравнения; метод ковариационного анализа (ANCOVA), множественный регрессионный анализ методом наименьших квадратов, информационный критерий Акакйкэ (AIC), метод проверки остатков модели на автокорреляцию Дарбина-Уотсона, тест Бонферрони на выбросы, тест Брюша-Пэгэна на неравномерность дисперсии остатков, кросс-валидация. Статистическая обработка осуществлялась с применением свободно распространяемого программного пакета JASP Computer software (Version 0.16, 2021) и программного пакета R версии 4.2.2 с оболочкой R Commander версии 2.8-0 и пакетом DAAG версии 1.25.4. Результаты второго этапа работы над проектом, полученные с применением описанных видов анализа, обобщены в форме отчета по проекту и представлены в печатных работах. 5. Построена регрессионная модель, описывающая роль эмоционально-личностных и метакогнитивных предикторов в структуре психологического благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях. Для проверки предположения о том, что эмоционально-личностные характеристики и метакогнитивные параметры могут выступать предикторами субъективного благополучия субъектов образовательной деятельности, был проведен регрессионный анализ в несколько этапов. Показано, что более высокие показатели субъективного благополучия отмечаются у субъектов с более высоким индексом позитивных эмоций, высоким уровнем метакогнитивной включенности, осознанности использования метакогнитивных навыков, экстраверсии, сознательности, доброжелательности и открытости опыту. Также показано, что на уровень благополучия положительно влияют такие стратегии совладания с эмоциями, как положительная перефокусировка и позитивный пересмотр. Отрицательное влияния обнаружено по показателям интроспекции, нейротизма и индексу острых негативных эмоций. 6. Материалы по результатам работы второго этапа опубликованы (приняты в печать) в изданиях различного уровня - 4 публикации, в том числе индексируемых в Scopus (2 публикации), представлены на научных конференциях всероссийского и международного уровня и опубликованы тезисы доклада, в издании, индексируемом в РИНЦ (1 публикация). 7. Подготовлен отчет по итогам реализации данного проекта в 2022-2023 гг. и итоговый отчет по проекту.

 

Публикации

1. Гусева Ю.В., Сылка Н.В., Денисова Е.Г. Метакогнитивные навыки и выраженность учебного стресса современных студентов в связи с особенностями их эмоциональной сферы Северо-Кавказский психологический вестник, 20(3), 17–31. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21702/ncpb.2022.3.2

2. Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Куприянов И.В., Гостева А.О. Личностные черты, эмоции и метакогнитивные навыки как предикторы субъективного благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях Российский психологический журнал, - (год публикации - 2023)

3. Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Сылка В.Н., Куприянов И.В. Психологические аспекты профессиональной деятельности и благополучие женщин в сфере образования: сравнительное исследование Образование и саморазвитие, - (год публикации - 2023)

4. Денисова Е.Г., Бовдуй Д.А. Ломака А.О. Исследование психологического благополучия и психологических аспектов профессиональной деятельности работников сферы образования Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы : материалы Всероссийского психологического форума : в 2-х томах (Екатеринбург, 28–30 сентября 2022 года), В сборнике: Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы. материалы Всероссийского психологического форума: в 2 томах. 2022. С. 217-221. (год публикации - 2022)


Возможность практического использования результатов
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в решении задач профилактики выгорания и повышения благополучия студентов, преподавателей и других категорий работников сферы образования. Повышение уровня метакогнитивной включенности и осознанности использования метакогнитивных навыков, а также формирование конструктивных стратегий когнитивной регуляции эмоций будут способствовать поддержанию более высокому уровню психологического благополучия и самоэффективности в изменяющихся общественно-политических и экономических условиях.