КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 21-78-00116
НазваниеЭмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях
РуководительДенисова Екатерина Геннадьевна, Кандидат психологических наук
Организация финансирования, регионфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет", Ростовская обл
Срок выполнения при поддержке РНФ | 07.2021 - 06.2023 |
КонкурсКонкурс 2021 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования
Ключевые словапсихологическое благополучие, личность, субъектнивная удовлетворенность, эмоциональная регуляция, метапознание, метакогнитивные стратегии, адаптация, саморегуляция
Код ГРНТИ15.00.00
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Актуальность фундаментальных исследований и возобновление интереса к категории «психологическое благополучие» обусловлены рядом факторов. С одной стороны, для социально-экономической политики разных стран становится особым трендом запуск социальных программ, направленных на повышение качества жизни и уровня удовлетворенности населения. С другой – объективная трудность учета и контроля внешних факторов среды в столь динамично меняющемся мире делает особенно значимыми внутренние, субъективные факторы, обуславливающие успешность адаптации человека и общества в целом к новым условиям.
Многочисленными исследования, в том числе в наших работах, было показано, что особенности личности, эмоциональное состояние и субъективная удовлетворенность собственной жизнью оказывает огромное влияние на эффективность адаптации, продуктивность труда и мотивацию развития. При этом указанные феномены находятся в системном взаимодействии: не только личностные характеристики влияют на уровень психологического благополучия, но и уровень психологического благополучия обуславливает эффективность адаптации и развитие личности (Denisova, E., Ermakov, P., Skirtach, I., Korkhova, V., 2020; Перикова Е. И., Ловягина А. Е., Бызова В. М., 2019; Asikainen et al., 2018; Segerstrom et al., 2017; Мороз et al., 2017; Ворона О.А., Мохова С.Ю., 2011; Halisch, Geppert, 2001 и др.).
Специфика учебной и педагогической видов деятельности обуславливается глубокой связью с особенностями личности, мотивационно-ценностной сферой и метапознанием. Под метакогнитивными навыками классически понимается умении определять цель и задачи мыслительной деятельности, планировать и анализировать процесс собственной познавательной деятельности, оценивать продукт или результат деятельности, а также степень эффективности реализованных моделей поведения. Показана полезность оценки метакогнитивных навыков для прогнозирования успешности учебной деятельности (Schraw G., Crippen K.J., Hartley K., 2006), описана роль метакогнитивной регуляцию в контексте коммуникации (Бережнова Л. Н., Федосеева И. А., Тарасов Д. Ю., 2019), роль метакогнитивной включенности в системе психической саморегуляции студентов (Бызоваа В.М., Перикова Е.И., Ловягина А.Е., 2019), а также значимость рефлексии в контексте превенции и коррекции эмоционального выгорания у педагогов (Молчанова Л. Н., Кузнецова А. А., 2019). Современная ситуация угрозы пандемии COVID-19 наглядно продемонстрировала значимость метакогнитивных навыков в нестабильном мире. Ввиду того, что одной из ограничительных мер стал переход на дистанционную форму обучения во всех учебных заведениях страны, педагогическое сообщество столкнулось с необходимостью переноса уже реализующихся дисциплин в онлайн формат в кратчайшие сроки (буквально в течении недели). В большинстве своем, не имея специальных навыков или опыта работы со специфическими электронными ресурсами, информационными системами и платформами, обучающиеся и педагогические работники были вынуждены самостоятельно справляться с разнообразными сложностями в этот период. Как обучающиеся, так и НПР отметили, что внезапное форсированное изменение формы и структуры обучения связано с целым рядом трудностей и увеличением нагрузки на всех участников образовательного процесса. Сложности коснулись не только технического аспекта, трансформировалась и система коммуникации между педагогическим составом и обучающимися. Отсутствие очного диалога часто негативно оценивается как студентами, так и НПР. Со стороны обучающихся имеются определенные ожидания в отношении быстрого получения ответов, разъяснений, обсуждения возникших организационных трудностей, связанных с неопределенностью ситуации в части расписания, сдачи самостоятельных работ, добора баллов, пересдач, аттестации и прочих вопросов. При этом, в дистанционной форме возрастает выраженность тревоги по поводу перечисленных проблем, и переход на дистанционную форму обучения несколько размывает границы контакта обучающихся с преподавателем. Обучающиеся становятся более требовательны к скорости обратной связи от преподавателя, что может также послужить источником дополнительного стресса. Кроме того, во время самоизоляции особенно важными становятся навыки самоорганизации и саморегуляции, и в то же время существенно возрастает роль педагога в поддержании мотивации и продуктивности учебной деятельности студентов (Лифшиц М.В., 2020; Bao W., 2020; Varalakshmi R., Arunachalam K., 2020; Sahu P., 2020; Чердакли У.С., 2020; Сидячева Н.В., Зотова Л.Э., 2020; Ценер Т.С., Ошкина А.В., 2020).
Таким образом, сфера образования, как и многие другие сферы деятельности, сегодня находится в состоянии непрерывных инноваций. В современных условиях возрастает значимость изучения психологических аспектов качества в жизни, продуктивности труда и личной эффективности. Объединяющим фактором для этих сфер является категория «психологическое благополучие», которая раскрывается как интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к собственной жизни и личности, характеризующиеся субъективным переживанием удовлетворенности. В свою очередь, нарастание субъективного дискомфорта в образовательной среде сопряжено со снижением мотивации учебно-профессионально обучающихся и профессиональной деятельности педагогических работников, а, следовательно, снижает качество образования.
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что проект предполагает комплексное изучения предикторов психологического благополучия. Будут изучены не только личностные особенности, но и метакогнитивные показатели (особенности рефлексии, целеполагания, саморегуляции и самоорганизации и др.), на основании которых планируется разработать модель, описывающую роль эмоционально-личностных и метакогнитивных предикторов в структуре психологического благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях с учетом специфики их деятельности. В качестве объекта планируется привлечь не только обучающихся, но НПР и административных работников разных уровней образования.
Ожидаемые результаты
Расширение и систематизация знаний о специфике и предикторах психологического благополучия субъектов образовательной деятельности позволит перейти от теоретического этапа исследований к разработке технологий поддержания оптимального уровня психологического благополучия. В результате фундаментального исследования эмоционально-личностных и метакогнитивных предикторов психологического благополучия планируется получить комплексную модель, описывающую специфическую роль указанных компонентов в структуре психологического благополучия субъектов образовательной деятельности, с учетом особенностей их деятельности и уровня образования. Создание данной модели призвано помочь в решении задач формирования и коррекции индивидуальных метакогнитивных стратегий, способствующие успешной адаптации и поддержанию субъективной удовлетворенностью в изменяющихся общественно-политических и экономических условиях. Прогностическая функция предполагаемой модели может быть реализована через предсказание и оценку эффективности программ психологического сопровождения.
Конкретным научным результатом по окончанию проекта будут материалы, опубликованные в журналах и представленные на научных конференциях мирового уровня: 1 тезисов и 3 статей в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science) или «Скопус» (Scopus); 1 тезисы по итогам участия в научной конференции международного и\или всероссийского уровня.
Таким образом, практическое применение полученные данные могут найти в различных сферах психологического сопровождения образования, экономики и социальной политики. Обозначенная модель также может найти применение в сфере дополнительного профессионального образования, где будет отвечать социальному заказу на специалистов, обладающих высоким адаптационным потенциалом и метакогнитивной компетентностью.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2021 году
1. В отчетный период был проведен теоретический анализ и обобщение результатов зарубежных и отечественных исследований в отношении психологических предикторов субъективной удовлетворенности жизнью и психологического благополучия основных субъектов образовательной деятельности.
Анализ научной литературы показал, что исследование психологического благополучия субъектов образовательной деятельности имеет большую научную и социальную значимость. Данный феномен затрагивает не только рабочую сферу жизни, но и все остальные компоненты социального взаимодействия. Психологическое благополучие оказывает огромное влияние на мотивацию и успеваемость учащихся, на социальное самочувствие преподавателей и учебно-вспомогательный персонал. Несмотря на обширное количество работ посвященных теоретическим и эмпирическим исследования психологического благополучия, этот феном по-прежнему остается неизученной его личностная детерминация. Кроме того, поиска внутренних, психологических (эмоционально-личностных и метакогнитивных) предикторов психологического благополучия обусловлена инновационными изменениями структуры учебного процесса, повышением требований к качеству подготовки в учебных заведениях и социальным заказом на специалистов, обладающих высоким адаптационным потенциалом и метакогнитивной компетентностью.
В современных условиях возрастает значимость изучения психологических аспектов качества жизни, личной эффективности и продуктивности учебной деятельности. Объединяющей для этих сфер является категория «психологическое благополучие», которая понимается нами с системных позиций и раскрывается как интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к собственной жизни и личности, характеризующиеся субъективным переживанием удовлетворенности. В этой связи целью данной работы выступило комплексное изучение эмоционально-личностных и метакогнитивных предикторов психологического благополучия субъектов образовательной деятелньости.
2. Разработана анкета самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности». Анкета содержит 9 утверждений, позволяющие оценить использование и осознанность основных форм метакогнитивного поведения по следующим показателям: Процессуальные навыки – метакогнитивные навыки организации процесса деятельности и взаимодействия с новой информацией; Метапланирование – метакогнитивные навыки планирования отражают степень использования метакогнитивных стратегий при подготовке к решению задач; Метакогнитивный контроль – отражают выраженность контроля над процессом, тенденции отслеживать процесс и прогресс деятельности, а также склонность к самопроверке результатов; Снижение рефлексии над когнитивными операциями – отражает недостаточный уровень осознанности и метакогнитивной включенности; Степень осознанности использования метакогнитивных навыков – отражает уровень метакогнитивной включенности, способности работать на разных уровнях организации деятельности и степень осознанности перехода между уровнями (собственно действиями, их оценкой и регуляцией). Разработанная анкета самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» обладает психометрическими свойствами соответствующие данному уровню диагностических инструментов. Анкета может быть использованная как самостоятельно, так и совместно с другими опросниками, что позволит дополнить и уточнить результаты исследований, полученные при помощи валидных и надежных методик изучения метакогнитивного поведения.
3. Реализовано исследование уровня психологического благополучия, эмоционально-личностных особенностей и метакогнитивных навыков обучающихся разных уровней образования. Показано, что способность планировать, отслеживать и контролировать процесс учебной деятельности (метакогнитивная включенность), а также направленность на внешний мир (экстраверсия) и более высокая степень организованности (осознанность) оказывают положительное влияние на уровень субъективного благополучия. При этом выраженный поддерживающий эффект имеет использование стратегии смещения фокуса на позитивные стороны стрессовых ситуаций, поиск положительного смысла произошедших событий в целях личностного роста или приобретения нового опыта. Наибольшим деструктивным потенциалом обладает высокий уровень нейротизма и склонность винить себя в стрессовых ситуациях, не принимая во внимание перспективу использования негативного опыта.
4. Проведен статистический анализ и обобщение результатов 1 года.
Статистические методы обработки полученных результатов включали в себя: критерий Шапиро-Уилка; коэффициент корреляции Пирсона; коэффициент ранговой корреляции Спирмена; ковариационный анализ (ANCOVA), тест Краскела-Уоллеса; тест Данна с поправкой Холма на множественные сравнения. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с применением свободно распространяемого программного пакета JASP Computer software (Version 0.16, 2021).
Результаты работы первого этапа проанализированы, обобщены и опубликованы (приняты в печать):
Денисова Е. Г. Психологическое благополучие людей, переживших трудную жизненную ситуацию: аффективно-когнитивный аспект / Е. Г. Денисова. — Текст: электронный // Cognitive Neuroscience — 2021 : материалы международного форума, (Екатеринбург, 2–3 декабря 2021 г.). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2022. — С. 127-131. — URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/109083
Денисова Е. Г. Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2022. Т. 5, № 1. С. 6–21. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-6-21
Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Сылка Н.В. Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия студентов в современных условиях // Российский психологический журнал. 2022. (принята в печать)
5. Подготовлен отчет по итогам реализации данного проекта в 2021-2022 гг.
Публикации
1. Денисова Е.Г. Психологическое благополучие людей, переживших трудную жизненную ситуацию: аффективно-когнитивный аспект Cognitive Neuroscience - 2021. материалы международного форума. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина., Cognitive Neuroscience - 2021. материалы международного форума. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2022. С. 127-131. (год публикации - 2022).
2. Денисова Е.Г. Разработка анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности» Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2022. Т. 5, № 1. С. 6–21. (год публикации - 2022).
3. Денисова Е.Г., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Сылка Н.В Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия студентов в современных условиях Психологическая наука и образование, 2022. Том 27. № 5. С. 85-96 (год публикации - 2022).