КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00439

НазваниеИнституциональная конфигурация устойчивого развития умного города

РуководительСемячков Константин Александрович, Кандидат экономических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-156 - Региональная и городская экономика

Ключевые словакрупный город, институциональное проектирование, цифровая экосреда, институциональная конфигурация, моделирование, методология, оценка эффективности, экономические институты, городская среда, умный город, цифровая экономика, приоритеты развития, муниципальная экономика, территориальное развитие

Код ГРНТИ06.61.53


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Современные цифровые технологии все глубже проникают в различные сферы человеческой жизни, становясь фактором конкурентоспособности социально-экономических систем разного уровня, государств, городов, предприятий. Одним из перспективных направлений применения цифровых технологий является цифровизация городской среды. Общий тренд по урбанизации территорий и укрупнению городов влечет за собой проблемы, связанные с ухудшением экологической ситуации, нехваткой энергетических ресурсов, увеличением транспортных потоков, вопросами безопасности, нарастающей миграцией, структурой занятости и общим уровнем качества жизни людей. Между тем, передовые города играют крайне важное значение для развития своих стран, поскольку являются точками притяжения финансовых, человеческих ресурсов, местами культурного, социального развития, драйверами инновационных преобразований. Все чаще звучит мнение, что в условиях глобализации именно города, а не страны, становятся основными конкурентами за привлечение всех видов ресурсов. Сейчас известен широкий спектр концепций развития городов (умный город, цифровой город, город знаний, сетевой город и другие подходы), которые учитывают принципы развития территорий в условиях ограниченных ресурсов, неблагоприятной экологической обстановки, демографических вызовов и других ограничений. Технологическим базисом развития таких социально-экономических систем являются инновации в области цифровых технологий, способствующие развитию информационных процессов, содействию творчеству и новым формам взаимодействий. Особенности территориального развития в таких условиях предполагают глубокие изменения в социально-экономических отношениях, в различных сферах, таких как экономика, политика, культура. Социально-экономическое развитие современных городов в новых условиях связывается, прежде всего, с созданием социальных инноваций, развитием партнерских отношений и устойчивых социальных сообществ, вовлечением граждан в решение общественных городских проблем. Новые вызовы современности, экономические, демографические и экологические проблемы заставляют создавать сообщества на принципах открытости, вовлеченности, информированности. Все чаще такие сообщества формируются в цифровом пространстве и являются важным фактором решения проблем на муниципальном уровне. Основным аспектом развития городов в таких условиях является создание эффективной институциональной конфигурации устойчивого развития городского пространства, позволяющей использовать цифровые технологии для решения общественных проблем. К настоящему времени проведено достаточно ограниченное число исследований, посвященных исследованию институциональным аспектам устойчивого развития крупных городов, однако число таких исследований растет с каждым годом, что является показателем актуальности рассматриваемой проблемы. Идея развития современных городов на основе концепции умного города становится доминирующей среди стран-лидеров в области цифровой экономики. Особый интерес научного сообщества вызывают два вопроса, связанные с цифровизацией городской среды. Первый связан с созданием эффективной конфигурации институтов цифровизации городской среды в рамках реализации проектов умного города. Вопросы, связанные с созданием эффективной цифровой экосреды, не могут быть решены в рамках применения чисто рыночных инструментов и требуют вовлечения заинтересованных сторон (федеральных и муниципальных властей, бизнеса, населения) в решение вопросов по цифровизации территории, разработки норм и правил взаимодействия агентов в условиях формирования цифрового общества. Таким образом, эффективная конфигурация институтов устойчивого развития умного города крайне важна для реализации проектов в области внедрения цифровых технологий в различные сферы городского хозяйства с целью развития социально-экономической системы города в рамках развития цифровой экономики и ответа на возрастающие проблемы общества. Второй актуальный вопрос, связанный с цифровизацией городской среды, заключается в комплексной оценке эффективности реализации концепции развития городов на основе внедрения цифровых технологий в различные сферы городской среды. В настоящее время важнейшая проблема, связанная с развитием территорий на основе концепции умного города, заключается в отсутствии методологических подходов к оценке эффективности проектов по цифровизации городской среды и их влияния на социально-экономические, экологические проблемы, характерные для данных территорий. Сложность оценки заключается в том, что зачастую проекты по цифровизаци носят комплексный характер. Таким образом, разработка теоретико-методологических подходов и практических рекомендаций к комплексной оценке результативности цифровизации городской среды является актуальной задачей для научного сообщества. Основной целью проекта является разработка институциональной конфигурации устойчивого развития умного города и методологической основы для комплексной оценки эффективности проектов цифровизации городской среды. Методологический аппарат институционального проектирования будет включать известные принципы институционального моделирования, модели эволюции экономических институтов и авторские разработки, расширяющие положения институциональной теории. Научная новизна настоящего исследования заключается в разработке конфигурации институтов в области цифровизации городской среды; в моделировании передовой институциональной среды устойчивого развития городских агломераций в условиях глобальной цифровизации социально-экономических процессов с использованием основных трендов цифровой экономики; в разработке комплексного методологического подхода к оценке эффективности проектов по реализации концепции умного города в процессе формирования цифровой экосреды городских агломераций. Разрабатываемые в рамках проекта модели и подходы обладают пионерным характером исследования и не имеют аналогов в мировой экономической литературе.

Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта ожидается получение следующих результатов: 1. Будет обосновано применение институционального подхода к проектированию устойчивого развития умного города; будет обоснована роль институциональной компоненты в устойчивом развитии умного города; 2. Будут сформированы принципы функционирования умного города как результата трансформации социально-экономических институтов в условиях становления цифровой экономки и цифровизации городской среды; будут проанализированы и выявлены закономерности трансформации моделей поведения экономических агентов в условиях формирования цифровой экономики; 3. Будет разработана и обоснована типологии институтов цифровой экономики и ее применения при устойчивом развитии городской среды; будет разработано теоретическое описание инновационных моделей цифровой экономики и обоснованы возможности их применения в рамках устойчивого развития умных городов; 4. Будет разработано теоретическое описание институциональной конфигурации устойчивого развития умного города; разработана и обоснована для применения системы показателей оценки развития умного города; 5. Будут выявлены эффекты от цифровизации городской среды и их влияние на устойчивое развитие агломерации; будет разработана методологическая основа для оценки влияния проектов по цифровизации городской среды на устойчивое развитие территории; 6. Будут систематизированы подходы к оценке проектов по цифровизации городской среды; будет разработана и обоснована система качественных и количественных критериев и показателей результативности проектов по цифровизации городской среды; 7. Будет разработан алгоритм комплексной оценки проектов умного города на основе анализа этапности цифровизации городской среды; 8. Будет сформирован комплексный теоретико-методологический подход к оценке эффективности мероприятий по цифровизации городской среды в контексте устойчивого развития территории, проведена оценка результативности проектов на примере крупных городов РФ (на примере Екатеринбурга). Планируемые результаты настоящего исследования в полной мере соответствуют характеристикам передовых мировых исследований в области формирования инновационных городов. Научная значимость ожидаемых результатов состоит в применении возможностей институциональной экономической теории в части моделирования и проектирования институционального развития городской среды на основе современных трендов технологического, экономического и социального развития посредством применения новых цифровых технологий. Полученные результаты внесут существенный вклад в развитие теоретико-методологических подходов к цифровизации социально-экономических систем. Результаты исследования могут быть использованы в рамках реализации стратегий по переходу к цифровой экономике, в рамках выполнения программ по формированию умных городов, в научно-исследовательских целях, при подготовке образовательных программ.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В рамках реализации первого этапа проекта «Институциональная конфигурация устойчивого развития умного города» в 2022 году были решены основные задачи, запланированные на этот период выполнения проекта. При реализации задач, связанных с исследованием возможностей применения институционального подхода при проектировании устойчивого развития умного города и обоснованием роли институциональной компоненты в устойчивом развитии проведена работа по систематизации исследований в области развития умных городов, выявлению основных тенденций и перспективных направлений исследований в области умных городов. В рамках реализации первого этапа проекта особое внимание уделено исследованию возможности применения институционального подхода в рамках устойчивого развития умных городов. Рассмотрены подходы к формированию и развитию институтов умных городов, среди которых подход «снизу-вверх», «сверху-вниз», комбинированный подход к институциональному развитию умных городов. В рамках совершенствования методологических основ оценки умных городов выявлен ряд методов социально-экономического анализа для оценки развития умных городов, разработана типология методов анализа социально-экономического развития умных городов. Исследуемые методы могут быть использованы в рамках применения институционального подхода при проектировании устойчивого развития умных городов. На примере ряда стран проанализировано влияние технологических и административных факторов странового уровня на развитие умных городов в этих странах. Выявлены сильные корреляционные зависимости между уровнем развития умных городов и отдельными показателями развития цифрового общества в этих странах. Среди административных факторов выявлены следующие: качество регуляторной среды; адаптивность правовой базы к новым технологиям; социально-экономический разрыв в использовании цифровых платежей; доступность локального онлайн-контента. Внимание к выявленным факторам может повысить эффективность развития умных городов, а использование институционального подхода к проектированию развития устойчивых умных городов позволяет разрабатывать эффективные институты (нормы, правила), создающие условия для развития умных городов. В рамках формирования принципов функционирования умного города как результата трансформации социально-экономических институтов в условиях становления цифровой экономки и цифровизации городской среды и анализа трансформации моделей поведения экономических агентов в условиях формирования цифровой экономики проведено исследование по оценке влияния реализации инициатив умного города на трансформацию современных городских территорий. Инициативы по цифровизации городской среды активным образом реализуются в большом количестве современных городов, что существенным образом влияет на различные области городского хозяйства, местных жителей, экономику, социальную сферу. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в рамках исследуемой выборки городов процессы цифровой трансформации и инициативы по реализации идей умного города оказывают значимое влияние на значительное число сфер городского хозяйства, социальной сферы и в целом повышают устойчивость развития современных городов. В рамках рассмотрения вопросов функционирования умных городов как результата трансформации социально-экономических институтов в условиях цифровизации городской среды, крайне важным является вопрос оценки рисков цифровой трансформации городской среды. В этой связи в рамках исследования систематизированы основные подходы к оценке рисков инновационных проектов, рассмотрен имеющийся опыт применения ряда методов оценки рисков в контексте реализации инициатив цифровой трансформации урбанизированных территорий, развита методическая основа оценки рисков проектов умных городов. В качестве практического кейса рассмотрен пример оценки рисков проекта создания платных парковочных зон в городе Екатеринбурге. В рамках реализации задач, связанных с обоснованием типологии институтов цифровой экономики, ее применением при устойчивом развитии городской среды, описанием инновационных моделей цифровой экономики и обоснованием возможности их применения в рамках устойчивого развития умных городов рассмотрен ряд инновационных моделей цифровой экономики, их особенностей и преимуществ в рамках развития современных городов, а также практические инструменты реализации. Среди основных отличий моделей организации социально-экономических взаимодействия в условиях цифровой экономики можно отметить их ориентацию на цифровые данные и знания, децентрализацию процессов принятия управленческих решений, распределенный, сетевой характер взаимодействий, аккумулирование и использование совместных ресурсов. В рамках развития институтов цифровой экономики в современных городах формируются новые инструменты социально-экономических взаимодействий, такие как цифровые платформы, социальные сети, краудсорсинговые площадки. В исследовании показано, что такие инновации в цифровой среде способствуют созданию условий для повышения устойчивости развития территорий. В рамках разработки теоретического описания институциональной конфигурации устойчивого развития умного города и описания системы показателей оценки развития умного города рассмотрены основные элементы умного города, влияющие на устойчивое развитие территории. На основе экосистемного анализа выявлен перечень основных стейкхолдеров развития устойчивых умных городов, среди которых можно отметить местные органы управления, бизнес-сообщество, население, образовательные и научные организации, средства массовой информации. Выявлена роль каждой из групп стейкхолдеров в вопросах устойчивого развития умных городов. Проведен анализ подходов к моделированию устойчивого развития территорий на основе реализации идей умного города, что позволило сформулировать общие принципы, этапы конфигурирования устойчивого развития территории на основе концепции умного города. В частности, выявлены основные компоненты конфигурации умных городов, среди которых цифровая инфраструктура, система планирования, кооперативные связи и сетевые структуры, система управления, человеческий капитал, информационные базы данных. Представлено описание каждого компонента, инструменты для практической реализации в рамках достижения целей устойчивого развития на конкретных территориях. Разработана концептуальная основа системы показателей оценки устойчивого развития умных городов, которая включает четыре группы показателей: социальные, экономические, экологические, технологические. Представлены конкретные примеры для оценки устойчивости развития умных городов. Приведены результаты исследований процесса воздействия объекта техногенеза (шламонакопителя) на подземные воды города Стерлитамак на основе цифровых технологий математического моделирования с помощью компьютерной программы ModTech 2.21. Определено, что в условиях цифровизации устойчивость развития территорий обеспечивается за счет использования инноваций в сфере цифровых технологий, основанных на цифровых моделях (цифровых двойниках) и позволяющих на новом уровне познать процессы, протекающие в техногенных, природных и социальных системах.

 

Публикации

1. Веретенникова А.Ю., Семячков К.А. Инновационные модели цифровой экономики как фактор устойчивого развития умных городов Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, № 3 (71), 10 (год публикации - 2022)

2. Попов Е.В. , Семячков К.А. Методы анализа экономического и социального развития умных городов Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, Т. 15, № 2, 108-119 (год публикации - 2022)

3. Семячков А. И., Семячков К. А. Цифровая модель техногенеза подземных вод как элемент устойчивого развития городской среды Устойчивое развитие горных территорий, Т. 14, № 3(53), 362-369 (год публикации - 2022)

4. Семячков К.А. Smart city sustainable configuration SHS Web of Conferences, Vol. 141, 01015 (год публикации - 2022)

5. Семячков К.А. Межстрановая оценка влияния технологических и административных факторов на развитие "умных городов" Проблемы теории и практики управления, 4, 89-113. (год публикации - 2022)

6. Семячков К.А. Оценка влияния инициатив умного города на развитие урбанизированных территорий Journal of Applied Economic Research, Т. 21, № 1, 101-129 (год публикации - 2022)

7. Семячков К.А. Дерево исследований умных городов Вестник Пермского университета. Серия «Экономика» = Perm University Herald. ECONOMY, - (год публикации - 2022)

8. Семячков К.А. Методическое обеспечение оценки рисков проектов умного города Вестник академии знаний, - (год публикации - 2022)

9. Семячков К.А., Попов Е.В. Institutional evolution of the development projects of a smart city: smart city 3.0 concept ScitePress, - (год публикации - 2023)

10. Семячков К.А. Особенности применения институционального подхода при проектировании устойчивого развития умного города Цифровая трансформация экономических систем: проблемы и перспективы (ЭКОПРОМ-2022) : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с зарубежным участием, 11–12 ноября 2022 г., сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с зарубежным участием, 11–12 ноября 2022 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. Д. Г. Родионова, д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. С. 720-722 (год публикации - 2022)

11. Семячков К.А., Семячков А.И. Система показателей оценки устойчивого развития умного города Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума НАУКА И ИННОВАЦИИ − СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ, Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума НАУКА И ИННОВАЦИИ − СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ (г. Москва, 2 декабря 2022 г.). / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. – Москва: Издательство Инфинити, 2022. С. 8-13. (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В рамках реализации проекта в 2023 году были достигнуты следующие конкретные научные результаты. Была собрана база данных проектов умных городов, в основу которой легла база проектов умных городов, представленная на ресурсе ICT.Moscow, а также проекты умных городов, информация о которых представлена в открытых источниках на информационных ресурсах крупных городов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь и т.д.). Проведена систематизация проектов умных городов, реализуемых в международном масштабе, а также на национальном уровне в городах России. При этом были выявлены характерные закономерности реализации проектов умных городов в мировой практике, а также в РФ. Была разработана классификация проектов умного города исходя из таких классификационных признаков как направление развития умного города (соответственно, были выделены проекты в таких направлениях как экология, безопасность, городская среда, городская экономика, цифровая мобильность, цифровое правительство, человеческий и социальный капитал), цель реализации проекта (коммерческая, социальная, экологическая), результаты реализации проекта (повышение эффективности транспортной системы, развитие экономики, развитие возобновляемой энергетики, внедрение новых моделей управления и т.д.). На основе анализа публикаций в мировой и отечественной литературе выделено два подхода к оценке развития умных городов. Во-первых, это подход, связанный с оценкой конкретного проекта умного города, во-вторых, это индексный подход, в рамках которого используется система показателей в различных направлениях развития умных городов (показатели в сфере транспорта, экологии, управления, инфраструктуры, экономики). Разработана система оценки проектов умного города, включающая ряд относительных и абсолютных показателей, и апробирована на примерах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, отнесенных Минстроем РФ к категории умных городов. Среди показателей оценки проектов умного города выделены такие показатели как уровень удовлетворенности предложенными решениями, издержкоемкость эффекта цифровизации, эффективность затрат. Для городов Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань проведена сравнительная оценка эффективности проектов цифровизации управления муниципалитетами по итогам 2019–2020 гг. Предложены принципы оценки устойчивости экосистемы умного города, выявлены страновые условия социально-экономического характера, способствующие развитию умных городов. Предложена методика оценки развития умных городов на основе матричного подхода к оценке развития умных городов (на основе модели 7I), которая была наполнена конкретными показателями для оценки развития идей умного города. Предложенная методика апробирована на примере ряда крупных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Пермь, Воронеж, Ульяновск, Красноярск, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону). Проведена оценка развития исследуемых городов в координатах "готовность к цифровой трансформации / вовлеченность в цифровую трансформацию". Предложено использование комплексного теоретико-методологического подхода к оценке эффективности мероприятий по цифровизации городской среды в контексте устойчивого развития территории, заключающийся в применении подхода, связанного с определением эффективности конкретного проекта умного города, так и использование индексного подхода к оценке развития инициатив умных городов. Обоснована возможность применения такого комплексного подхода при реализации стратегий и планов развития умных городов в рамках реализации процессов публичного управления урбанизированными территориями. Выявлены основные эффекты от внедрения цифровых решений в рамках развития системы управления современными городами в условиях формирования цифрового общества. Показано, что такое влияние целесообразно рассматривать исходя из принципов публичного управления урбанизированными территориями. В результате выявлены современные цифровые решения, оказывающие значительное влияние на формирование эффективной институциональной конфигурации устойчивого развития умных городов.

 

Публикации

1. Попов Е.В. Экосистема умного города: проблемы оценки устойчивости Пространственная экономика, Том 19. № 3. С. 160—172 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.14530/se.2023.3.160-172

2. Попов Е.В., Семячков К.А., Борисов Д.Н. Эффективность проектов развития "умных городов" ЭКО, № 6 (588). С. 32-49. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2023-6-32-49

3. Семячков А.И., Семячков К.А. Двухуровневый цифровой экологический мониторинг городов горно-металлургического комплекса Урала Устойчивое развитие горных территорий, V.15, №3(57) (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21177/1998-4502-2023-15-3-650-661

4. Семячков К.А. Matrix approach to smart city evaluation E3S Web of Conferences, - (год публикации - 2023)

5. Семячков К.А. Особенности публичного управления урбанизированной территорией в рамках концепции умного города Естественно-гуманитарные исследования, № 2 (46). С. 454-460. (год публикации - 2023)

6. Семячков К.А. Методы и инструменты публичного управления умным городом Вопросы инновационной экономики, Т.13. №3. С.1307-1326. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18334/vinec.13.3.118530

7. Семячков К.А. Публичное управление в условиях цифрового общества: особенности и тенденции Национальные интересы: приоритеты и безопасность., Т.19. №6 (423). С.1057-1080. (год публикации - 2023)

8. Семячков К.А. Межстрановой анализ социально-экономических условий развития умных городов Вестник Академии знаний, №5 (58). С.276-285. (год публикации - 2023)

9. Семячков К.А., Веретенникова А.Ю. Проекты умного города: систематизация отечественного и зарубежного опыта Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, №4 (76). Номер статьи: 7602. (год публикации - 2023)

10. Семячков К.А. Умные города как фактор социально-экономического регионального развития В сборнике: РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИИ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Абакан, 2023., С. 143-147. (год публикации - 2023)

11. Семячков К.А. Роль технологических факторов в развитии умных городов ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОНОМИКА И ИНДУСТРИЯ 5.0 (ИНПРОМ). Сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023., С. 217-220. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут быть использованы при реализации стратегий, планов развития умных городов на территории РФ, в рамках решения задач цифровой трансформации урбанизированных территорий, при внедрении идей умного города.