КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00557

НазваниеДиссертационная культура научного сообщества советских историков 1920–1950-х гг.: адаптация дореволюционного опыта и поиски новой модели подготовки ученых

РуководительАлеврас Наталия Николаевна, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Челябинский государственный университет", Челябинская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-101 - Теория, методология и история исторической науки

Ключевые словаДиссертационные исследования, диссертационная культура, историческая наука 1920-1950-х гг., ученый-историк, опыт научной деятельности, общество и наука, адаптация дореволюционного опыта

Код ГРНТИ03.01.09


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность проекта определяется значением особой сферы деятельности ученых, каковой является система подготовки научных кадров высшей квалификации. Эту систему авторы проекта обозначают введенным ими понятием «диссертационная культура/система». Поиски оптимальной конфигурации диссертационной системы велись на протяжении всего времени развития науки и высшего образования в России, приобретая особую важность в периоды переустройства государственных институтов или под воздействием больших вызовов. Межстрановая конкуренция за научное лидерство в XXI в. требует внимательного исследования эффективности ранее существовавшей модели подготовки научных кадров с целью выявления в ней сильных составляющих и их актуализации в современной российской диссертационной системе. Проект опирается на уже приобретенный исследовательский опыт научного коллектива по изучению особенностей российской дореволюционной диссертационной культуры XIХ – начала XX в. Его продолжение ориентировано на изучение трансформационных явлений в сфере диссертационной культуры 1920-х–1950-х гг.: во-первых, процессов деконструкции дореволюционной диссертационной системы в условиях общественно-политической ситуации советского режима конца 1910-х – начала 1930-х гг. Во-вторых, адаптационных явлений, связанных с определенной тенденцией возврата к дореволюционному опыту. Создание Высшей аттестационной комиссии (ВАК) в 1934 г. и сохранение в довоенный период – по традиции дореволюционных университетов – за советами факультетов права организации защит диссертаций, закрепленное и за отделениями академических структур, положило начало этому движению. Впоследствии этот опыт был трансформирован в практику создания диссертационных советов при отдельных вузах и академических структурах. Изучение особенностей и различных ракурсов смысла (организационного, научного, общественно-политического, идеологического и пр.) советской рецепции изначальных традиций российской диссертационной культуры – одна из исследовательских задач проекта. Научный коллектив ориентирован на изучение процессов реализации советской системой подготовки научных кадров высшей квалификации посредством создания и защит диссертаций в последующие – 1940-1950-е гг. Используя выработанные уже методики изучения феноменов диссертационной культуры XIX – начала XX в., предполагается с учетом особенностей политической ситуации и состояния исторической науки данного периода рассмотреть специфику диссертационной культуры поколения ученых, переживших период, нередко обозначаемый в историографии как «сталинский». Среди защищавших в указанное время диссертации было немало представителей «старой» научной культуры, формировавшейся в дореволюционное время. В то же время шел активный процесс подготовки кадров ученых-историков марксистско-ленинской ориентации. Диссертационные истории представителей различных научных и идейно-политических ориентаций ученых позволят в заданном ракурсе интерпретировать явления «новой» диссертационной культуры, представленной различными генерациями ученых. Для реализации задач проекта существенное значение придается использованию методов цифровой гуманитаристики в целях разработки базы данных «Советские диссертанты-историки и их диссертации. 1920-е–1950-е гг.». В современной историографии интересующие ракурсы состояния исторической науки и историко-научного сообщества указанного периода не стали специальным предметом изучения.

Ожидаемые результаты
Научная значимость предлагаемого проекта заключается в возможности «проникнуть» в советскую диссертационную культуру/систему, как одну из важнейших сфер функционирования научного сообщества в период раннего советского времени. Именно она порождала иерархично организованную структуру советской науки, в основе которой находились ученые степени, звания, приоритетная для изучаемого периода научная проблематика, усложнявшаяся дисциплинарная и актуализированная идейно-политическими мотивами проблемно-тематическая структура научного исторического знания. Прослеживая специфику диссертационной культуры в изучаемый период, есть возможность сравнивать новые тенденции ее состояния со стартовым дореволюционным периодом рубежа XIX-XX вв., а также с современным состоянием. Прикладное значение проекта определяется современными проблемами организации деятельности диссертационных советов, определением роли ВАК в системе функционирования и структурирования научного сообщества, в выработке перспектив развития современной диссертационной культуры, формировавшейся на основе различных опытов – дореволюционной классики и организационных инноваций, восходящих к 1930-м гг. Предполагается достичь следующих конкретных результатов: 1. Сформирована база данных «Советские диссертанты-историки и их диссертации. 1920-е–1950-е гг.». 2. Осуществлен анализ и обобщение статистико-динамичных рядов диссертационных исследований, установлена степень результативности диссертационной культуры (в рамках решения как институционально-кадровых, так и научно-дисциплинарных задач развития национальной научно-образовательной системы). 3. Выявлены механизмы взаимодействия научного сообщества и власти по вопросам статуса диссертационного исследования и процедуры его защиты, а также особенности адаптации научного сообщества к нормативно-правовым установкам в области подготовки кадров высшей квалификации. 4. Проанализированы практики подготовки диссертаций через линию взаимодействия «учитель-ученик» и определены преобладающие модели работы научных руководителей с аспирантами. 5. Проанализированы конкретные диссертационные истории, позволившие представить общую картину трансформационных изменений указанного времени. 6. Определены линии преемственности и разрыва между дореволюционной и советской исторической наукой в отношении таких аспектов, как выбор темы и проблематики, характер структурирования информационных ресурсов и сюжетных линий исследования, источниковедческая культура, историографические рефлексии; теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. 7. Сделан вывод о роли 1920-х гг. в развитии диссертационной культуры, учитывая фактическое отсутствие правового регулирования системы присуждения ученых степеней. 8. Определена роль феномена получения ученых степеней без защит диссертаций в процессе создания советской диссертационной системы. 9. Изучен ряд диссертационных историй 1941 – 1945 гг., определены способы адаптации научного творчества к условиям военного времени. 10. Представлен процесс формирования канона советской диссертационной культуры и реконструирован образ эталонной диссертации и диспута. Изложенные предполагаемые результаты значительно обогатят знания об истории развития исторической науки в 1920 - 1950-х гг., позволят сформировать комплексное представление о развитии национальной диссертационной системы, которая в основных чертах воспроизводится и в настоящее время. Комплексный же характер исследования заключается в понимании изучаемого феномена как части истории культуры, социально-политического развития раннесоветского общества. Изучение опыта диалога ячеек общества (в данном случае научного сообщества) и власти даёт возможность обратиться к сталинскому режиму не как исключительно тоталитарному, а как более сложной многофакторной системе коммуникаций, где учитывается дореволюционный опыт и мнения "низовых структур".


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
1. Выявлен комплекс источников, хранящихся в архивных фондах (АРАН, ЦГА СПб, ЦГА М, ГАРФ, СПбФ АРАН, ОР РГБ, ОР РНБ), позволяющих осуществлять научно-исследовательскую разработку истории формирования и особенностей функционирования советской диссертационной культуры 1920-1950-х годов. 2. Проведен анализ исследований, посвященных научной политике советского государства изучаемого времени. По мнению исследователей, к 1940-м гг. в системе научной аттестации укоренилась практика многоуровневой фильтрации диссертаций и диссертантов. Было выявлено, что исследования нормативной стороны диссертационной культуры имеют существенные лакуны. При изучении норм, регулирующих присуждение ученых степеней, исследователи оставляют без внимания вопросы о конкуренции точек зрения и позиций основных акторов, участвовавших в обсуждении. За пределами интереса современной историографии оказалась роль ВАК как участника процесса адаптации властных указаний к практической стороне диссертационных защит. 3. Диссертационная культура 1930-1950-х годов складывалась на основе адаптационных процессов, исходящих как со стороны властных структур (в виде заимствования опыта дореволюционной диссертационной системы), так и со стороны представителей «старой школы историков», вынужденных под воздействием идеологических и репрессивных акций принять «условия игры» в сфере научной деятельности. 4. Носителями и трансляторами опыта и культурной памяти дореволюционной диссертационной культуры являлись представители «старой школы историков», выступавшие как в роли соискателей ученых степеней (М.Д. Присёлков, А.И. Андреев), так и научных экспертов-оппонентов (например, Б.Д. Греков, С.Н. Валк, Ю.В. Готье и др.). Они выполнили в изучаемой сфере диссертационной системы особую роль «интеллектуального» моста между «старой» и «новой» научными культурами. 5. В процессе реализации задач проекта впервые в историко-научной практике на основе библиографических указателей (ЛГУ, 1955; МГУ, 1956-1960) было предпринято создание базы данных о защищенных в 1937–1954 гг. диссертациях по историческим наукам в двух ведущих университетах страны – Ленинградском и Московском. База данных включает информацию о 1049 диссертациях и 1034 диссертантах, проанализированных по 12 переменным. 6. Исследовался механизм взаимодействия науки и власти. В частности, на примере Института истории АН СССР проанализирована практика взаимодействия Ученого совета и ВАК во второй половине 1940-начале 1950-х гг., выявлены случаи отклонения ВАК диссертаций и аннулирования ранее присужденных ученых степеней. 7. В рамках реализуемого проекта был организован всероссийский научный семинар «Диссертационная активность профессиональных историков в 1920-1950-е годы. Центр и Провинция “на историческом фронте” и “в борьбе” за научные кадры советских ученых». Он состоялся 29 ноября 2022 г. Участники семинара представили научные центры Челябинска, Екатеринбурга, Омска, Казани, Санкт-Петербурга, Москвы. 8. В течение 2022 г. члены грантового проекта представили 21 доклад на 7 международных и 5 всероссийских научных конференциях. Общее количество публикаций, осуществленных коллективом за отчетный период – 15, в том числе 10 статей, 5 тезисов. 9. Для научной общественности была организована информационная платформа о реализуемом проекте: осуществлен запуск Интернет-ресурса грантового проекта. Информация о нем размещена в информационном пространстве учебно-научной лаборатории Цифровых гуманитарных исследований историко-филологического факультета Челябинского государственного университета. Ссылка на Интернет-ресурс проекта: https://www.csu.ru/faculties/DocLib/Grant_RGNF.aspx Там же размещены сведения о публикациях и выступлениях членов научного коллектива на конференциях и научном семинаре, организованном исполнителями гранта: https://www.csu.ru/faculties/DocLib/digital_humanity_research_workshop.aspx

 

Публикации

1. Алеврас Н.Н. А.И. Андреев как ученый: особенности источниковедческой модели исследования истории Сибири в докторской диссертации Могущество памяти: всемирная история и ее исследователи: сборник статей и сообщений / Сост. и отв. ред. Л.П. Репина, Г.П. Мягков. Казань, Изд-во Казан. ун-та, 2022, - (год публикации - 2022)

2. Алеврас Н.Н. Как выйти из «шинели» советской историографии: опыт перехода историка Г.П. Мягкова глазами его современницы (в стиле эссе) ИСТОРИКИ ОБ ИСТОРИКАХ. К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА Г. П. МЯГКОВА / Под общ. ред. Л. П. Репиной, Н. И. Недашковской. М.: Аквилон, 2022. — 432 c., с илл. (серия: Образы истории)., С. 48-61 (год публикации - 2022)

3. Алеврас Н.Н., Гришина Н.В. Историки из дореволюционного прошлого в советской диссертационной системе: защиты докторских диссертаций М.Д. Приселковым (1939) и А.И. Андреевым (1940) Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории., Вып. 80. С. 205-221. (год публикации - 2022)

4. Алеврас Н.Н., Гришина Н.В. Стенографические отчеты о защитах диссертаций ученых-историков в 1930–1940-х гг. как исторический источник Историко-культурное наследие в институциональном измерении : материалы II Уральского историко-архивного форума, С. 129-134. (год публикации - 2022)

5. Алеврас Н.Н., Гришина Н.В. Диссертационная культура как российская научная традиция сообщества ученых-историков XIX – первой половины XX века: сложности рецепции и перехода Профессиональная идентичность и самосознание историка / под общ. ред. О. В. Воробьевой. — Москва : Институт всеобщей истории РАН, 2022. — 480 с. — (Профессия — историк / общ. ред. О.В. Воробьева; вып. III)., Вып. III. С. 293-322. (год публикации - 2022)

6. Алеврас Н.Н., Гришина Н.В. Докторская диссертация в советской диссертационной системе : опыт защит в 1930-х — начале 1940-х годов Научный диалог, Т. 11. — № 3. — С. 337—354. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-337-354

7. Алеврас Н.Н., Хамитова К.А. СОЗДАТЬ НАУЧНУЮ ЭЛИТУ: АБРИС ДИССЕРТАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕНЫХ-ИСТОРИКОВ 1930–1950-Х ГОДОВ СКВОЗЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ ПРИЗМУ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАТЕЛЕЙ Академическая гуманитарная наука в XX - начале XXI в.: Достижения, тренды и перспективы развития, - (год публикации - 2022)

8. Скворцов А.М. «Сейчас предстоит или возродить… или окончательно его погубить»: введение и скорая отмена латинского языка в советских школах (конец 1940-х – первая половина 1950-х гг.) Вестник древней истории, Том 83. Выпуск 1. С.185-201. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S032103910014141-8

9. Скворцов А.М. Алексей Сергеевич Бартенев: становление ученого-медиевиста в контексте формирования советской диссертационной культуры Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения, №1, С. 17-23. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18500/1819-4907-2023-23-1-17-23

10. Скворцов А.М. Автобиографии историков – соискателей ученых степеней 1930–1940-х гг. как исторический источник Историко-культурное наследие в институциональном измерении : материалы II Уральского историко-архивного форума, С. 200-205. (год публикации - 2022)

11. Алеврас Н.Н. Опыт и особенности формирования оппонентского корпуса на защитах диссертаций в университетах в 1930–1940-е годы НАУКА И ТЕХНИКА: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ Материалы XLIII Международной годичной научной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники Российской академии наук, Выпуск XXXVIII. С.300-301. (год публикации - 2022)

12. Алеврас Н.Н. "ЕВРАЗИЙСКИЕ" МОТИВЫ В ИЗУЧЕНИИ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДНОСТЕЙ В ДИССЕРТАЦИИ А. И. ПОПОВА И ПОЛЕМИКА НА ДОКТОРСКОЙ ЗАЩИТЕ, 1948 Г. ЕВРАЗИЯ-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации. Т. II. Общество, культура и искусство в исторической ретроспективе и современном мире: материалы Международного научного культурно-образовательного форума, Т. II. С. 14-16. (год публикации - 2022)

13. Гришина Н.В. Советская диссертационная система 1930–1950-х годов: опыт взаимодействия научно-образовательных институций и ВАК НАУКА И ТЕХНИКА: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ Материалы XLIII Международной годичной научной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники Российской академии наук, Выпуск XXXVIII. С. 303-304 (год публикации - 2022)

14. Гришина Н.В. ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ А. И. АНДРЕЕВА) ЕВРАЗИЯ-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации. Т. II. Общество, культура и искусство в исторической ретроспективе и современном мире: материалы Международного научного культурно-образовательного форума, Том. II. С. 39-41 (год публикации - 2022)

15. Скворцов А.М. Подготовка кадров высшей квалификации по медиевистике в Ленинграде в 1930-е годы Наука и техника: Вопросы истории и теории. Материалы XLIII Международной годичной научной конференции СанктПетербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники Российской академии наук, Выпуск XXXVIII. С. 313-314. (год публикации - 2022)

16. - На историко-филологическом факультете состоится всероссийский научный семинар о диссертационной культуре Официальный сайт историко-филологического факультета, 25.11.2022 (год публикации - )

17. - Учёные нашего факультета выиграли крупный грант Российского научного фонда Официальный сайт историко-филологического факультета, 15.12.2021 (год публикации - )

18. - Шесть проектов учёных ЧелГУ поддержаны грантом РНФ сайт Челябинского государственного университета, 13.12.2021 (год публикации - )

19. - Гарант развития науки. Шесть проектов учёных ЧелГУ поддержаны грантом РНФ Университетская набережная, № 13 (1215) декабрь 2021. С. 2. (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1. В соответствии с задачами грантовой программы по изучению советской диссертационной культуры/системы ученых-историков исполнители в 2023 г. расширили пространство поисковой деятельности в архивохранилищах, обследовав в общей совокупности архивные фонды ГАРФ, Архив РАН, РГАСПИ, ЦГА г. Москвы, ЦГА СПб, Объединённый архив СПбГУ, Научно-исторический архив Санкт-Петербургского института истории РАН, Отдел рукописей РНБ. Был выявлен дополнительный источниковый ресурс по защитам диссертаций в сфере исторических наук и деятельности институциональных структур, непосредственно причастных к этому процессу – в частности, делопроизводственные документы Ученых советов по защитам диссертаций и Высшей аттестационной комиссии. 2. Изучены особенности процесса перехода традиций дореволюционной практики подготовки научных кадров историков и защит ими диссертаций к советскому опыту. Эти аспекты исследованы на основе персональных диссертационных историй ученых-историков и на уровне выявления характерных тенденций в области подготовки советских научных кадров ученых, начиная от прохождения ими аспирантуры до защит докторских диссертаций. Изучены особенности научной проблематики диссертаций изучаемого времени и их теоретико-методологическое оснащение. На основе источников личного происхождения выявлены различные оценки диссертационной системы, принадлежащие чиновникам от науки, соискателям ученых степеней и оппонентам-экспертам. Сделан вывод о фактической преемственности советской диссертационной культурой основ опыта её дореволюционной предшественницы. Институт защиты диссертаций признавался современниками необходимым инструментом формирования научных кадров и научного сообщества. Вместе с тем, советская диссертационная культура/система испытывала влияние смены идеологических доктрин, что проявилось в негативных последствиях для ее представителей (аннулирование решений о присуждении ученой степени, критика диссертаций и др.). 3. Исследовалась институциональная основа советской диссертационной культуры, в системе которой внимание было уделено Ученым советам вузов и академических структур, в частности Институту истории АН СССР. Отдельный акцент был сделан на статусе и значении Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Выявлен блок делопроизводственных документов, позволяющий раскрыть алгоритм и принципы работы этого органа в советской диссертационной системе. ВАК рассматривается как институция, выполняющая не только контролирующие функции, но и организационно-регулятивные, выраженные в решении спорных вопросов присуждения ученых степеней. 4. Сформирована база данных «Советские диссертанты-историки и их диссертации. 1930-е–1950-е гг.». Основная информация для базы данных извлекалась из библиографических указателей защищенных диссертаций, опубликованных Всесоюзной книжной палатой и Государственной библиотекой имени Ленина, а также рядом университетов (Московским, Ленинградским, Томским, Казанским, Ереванским, Иркутским и др.). Дополнительно использовались публикации о тематике диссертационных исследований в научных журналах и других изданиях. База данных включает информацию о 4585 диссертациях, защищенных в период 1936-1954 гг. Обращение к её ресурсу позволяет составить портрет «среднестатистического» диссертанта, выявить основные научные институции, в которых защищались диссертации по истории, получить представление об академических нормах объема диссертационного исследования, определить наиболее продуктивных научных руководителей и проблематику диссертаций. На примере деятельности Академии общественных наук при ЦК КПСС выявлен, в частности, факт защит более 500 диссертаций по историко-партийной проблематике. 5. Коллективом проекта была организована и проведена Всероссийская научная конференция «Подготовка кадров советских историков: научно-дисциплинарная и статусная иерархия в 1920-1950-е гг.» (Челябинск, 31 мая–1 июня 2023). Представительство участников: Челябинск: 4; Екатеринбург: 5; Казань: 2; Москва: 10. По одному докладчику было из Омска, Новокузнецка, Н-Новгорода, Томска, Санкт-Петербурга. Было заслушано 26 докладов. Представленная по итогам конференции коллекция докладов в виде научных статей опубликована в одном из научных журналов Челябинского государственного университета – «Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии» (2023. № 2). 6. Авторским коллективом исполнителей проекта за отчетный период 2023 года опубликовано 8 статей, в том числе 3 в изданиях, входящих в Q1; осуществлено участие в 8 научных конференциях, представлено научной общественности 14 научных докладов. Завершен Интернет-ресурс проекта, на котором размещены сведения об основных научных публикациях, выступлениях в СМИ и база данных «Советские диссертанты-историки и их диссертации. 1930-е–1950-е гг.»: https://www.csu.ru/faculties/DocLib/Grant_RGNF.aspx; https://www.csu.ru/faculties/DocLib/digital_humanity_research_workshop.aspx

 

Публикации

1. Алеврас Н.Н. Защита диссертаций Николаем Ильичем Покровским в Ленинградском университете Вестник Санкт-Петербургского университета. История, Т. 68. Вып. 1. С. 259–276. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu02.2023.115

2. Алеврас Н.Н. Российская диссертационная культура в ситуации «фронтирного» перехода: историко-научное сообщество 1930—1950-х годов Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии, № 1. С. 68—81. (год публикации - 2023)

3. Алеврас Н.Н. Диссертант и оппоненты: модели защит диссертаций и опыт оппонирования (1930-е - 1940-е гг.) Вестник Пермского университета. История, - (год публикации - 2024)

4. Белик К.М. «Чтобы нас в грязи, в пыли, съесть болезни не могли»: сцены и модальности раннесоветской санитарной пропаганды Вестник Пермского университета. История., - (год публикации - 2024)

5. Гришина Н.В. «Не может не вызвать тревогу аннулирование ученых степеней…»: диссертации по истории, отклоненные ВАК (случай Института истории АН СССР, 1940-е — начало 1950-х гг.) Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии, № 1. С. 107—116 (год публикации - 2023)

6. Гришина Н.В. Советские медиевисты 1930-х – первой половины 1950-х гг. и их диссертации: опыт анализа базы данных Vox medii aevi, - (год публикации - 2023)

7. Скворцов А.М. От научных сотрудников II разряда к аспирантам: подготовка кадров высшей квалификации по медиевистике в Ленинграде (1920–1930-е гг.) Вестник Омского университета. Серия "Исторические науки", - (год публикации - 2023)

8. Скворцов А.М. Возрождение отечественного славяноведения и диссертационная культура советского историко-научного сообщества 1941–1945 годов Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии, № 2. С. 152–161. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47475/2542-0275-2023-0-2-152-161

9. - Челябинский учёный рассказала, насколько представлены в российской науке женщины Информационно-аналитическое агентство Полит74, 01.12.2023 (год публикации - )

10. - Российская диссертационная культура в ситуации реформирования: научный опыт и современные инновации Зеленый понедельник, 04.12.2023 (год публикации - )

11. - На конференции в ЧелГУ учёные разобрались, какими были историки середины ХХ века Сайт Челябинского государственного университета, 02.06.2023 (год публикации - )

12. - В ЧелГУ начала работу Всероссийская научная конференция по истории исторической науки Официальный сайт историко-филологического факультета ЧелГУ, 31.05.2023 (год публикации - )

13. - Российская диссертационная культура в ситуации реформирования: научный опыт и современные инновации Информационно-аналитическое агентство Полит74, 22.11.2023 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут иметь практическое использование в сфере формирования научного задела по изучению истории науки и научно-технологического развития России, что соответствует переченю поручений Президента РФ по итогам встречи с участниками II Конгресса молодых ученых и слушателями программы развития кадрового управленческого резерва в области науки и образования 1 декабря 2022 г. от 6 марта 2023 г. (п. 1).