КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-01617

НазваниеПротивостояние «кромешному миру» в творчестве проповедников конца XVII – начала XVIII века: авторская аксиология, механизмы воздействия

РуководительСоболева Лариса Степановна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-451 - Филология

Ключевые словаПроповедь, ораторская проза, человек, суеверие, «кромешный мир», знание, механизмы воздействия, предпетровская эпоха, петровская эпоха, обличение, священство, паства, коммуникация, риторика, аксиология

Код ГРНТИ17.07.21


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Представление, что в Россию идея просвещения была внедрена в результате Петровских реформ и просветительский вектор обрел успех в контексте светской культуры, было обосновано в XVIII в. и распространилось в концепции российского развития в дальнейшем. Систематизация и подбор фактов, проделанные в трудах целого ряда исследователей науки и образования в России (В. О. Ключевский, П. П. Пекарский и др.), были подвергнуты сомнению и пересмотру только во второй половине XX – XXI в., преимущественно в работах источниковедов и культурологов, оценивших сложность и перспективность образовательных проектов последней трети XVII в., связанных с российскими православными кругами. Реализация проектов не имела того успеха и масштаба, на который рассчитывали авторы, политика правительства была осторожной и противоречивой по отношению к интеллектуальным поискам, но, вместе с тем, это означало осознание необходимости образования в российском обществе переходного времени. Были пересмотрены некоторые постулаты, связанные с открытием и фиксацией интереса к европейской культуре во второй половине XVII – начале XVIII в., такие как описание природного мира, общественные явления и трактовка человека, характеризующегося системой поступков внешним обликом, а также желаниями и чувствами. Динамика изменения человека в разных сферах, неоднократно отмеченная в исследованиях литературы и публицистики этого времени (см.: Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Л. И. Сазонова, А. С. Демин, А. С. Елеонская и др.), позволяет ставить вопрос о степени готовности социума к переменам (особенно в сфере познания) при обращении к конкретным практикам трансляции знаний в их аксиологической оболочке. Цель трансляции – создание кумулятивного эффекта в движении к новому горизонту единения (солидаризации) сообщества для государственного строительства, преодоления конфликтных настроений, обновления межсословных связей и внутрисословного взаимопонимания. Именно этим задачам служит проповедь, которая обретает со второй половины XVII в. национальную идентичность, вбирая в себя риторику западноукраинской школы красноречия, но обращаясь к национально значимым проблемам. Учитывая активность массовой культуры, готовой к решению своих проблем через обращение к высшей силе негативного порядка, проповеди, направленные против суеверия, колдовства и «дьявольщины», занимают большой удельный вес в сборниках авторских Поучений. Задача подлинного знания, обращенного к пониманию мира в его благодатной сущности, заставляет авторов описывать «кромешный мир» с целью его отрицания через Поучения, задействуя обращение к интеллектуальному образному учительному творчеству, к познанию как деятельности, утверждающей высоту христианского миропонимания. Проповедь – жанр наиболее приемлемый для установления коммуникативных связей разной направленности, изучение механизмов этого процесса находится в самом начале. Наиболее активно к этому жанру обращается лингвистика, но без исторического изучения и не задействуя дошедшие до нас источники, берется только современный вариант, легко доступный по современным средствам тиражирования. Исторический аспект, таким образом, связанный с введением в научный оборот новых текстов прошлых веков, становится насущной задачей фундирования выводов и о современном состоянии жанра. Поставленная тема имеет многовалентное развертывание. С одной стороны – через тексты проповедей дать описание представлений человека о «кромешном мире» и использования его возможностей для достижения бытовых, карьерных и прочих целей. С другой стороны, – рассмотреть через проповедь иные системные представления о мире, обусловленные возникающими рациональными знаниями о природе и человеке и обращением к европейскому опыту. Теоретический интерес представляет феномен суггестии и риторические приемы воздействия, которые разворачиваются в авторских проповеднических сборниках. Их изучение дает уникальную возможность выявить верность идее единого божественного тварного мира, еще не расчлененного анализом на отдельные научные направления, но стоящего пред этой необходимостью. Изучение проповедей вышеозначенного содержания способно дать новые сведения об «особом» пути российской научной мысли, ее озабоченности нравственным потенциалом открытий, сохранившимся до нашего времени.

Ожидаемые результаты
Комплексное исследование проповедей конца XVII ‒ начала XVIII в., обличающих «кромешный мир», станет заметным вкладом в изучение человека того времени, роли личности проповедника и истории учительной литературы раннего Нового времени. Полученные в ходе реализации проекта результаты планируется представить в выступлениях участников проекта на международных конференциях, опубликовать на страницах отечественной и зарубежной научной рецензируемой периодики высокого статуса. Проект имеет важное практическое, эдиционное значение, поскольку предполагает научную публикацию ряда ранее не введенных в научный оборот проповедей и посланий о суевериях, колдовстве и других подобных практиках из анонимного рукописного литературного сборника «Статир» (XVII в.), рукописного наследия Стефана Яворского и старообрядческого лидера поморской общины Андрея Денисова (XVIII в.), а также актуализацию старопечатного наследия иеромонаха Симеона Полоцкого и митрополита Игнатия (Римского-Корсакова). Результаты исследования будут отражены в серии публикаций не менее чем из 12 статей, ряде научно-популярных лекций и научном семинаре.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В первый год реализации проекта научным коллективом были осуществлены следующие задачи: 1. Были введены в научный оборот, опубликованы по современным правилам ряд проповедей рубежа XVII–XVIII вв.: 1) три поучения из анонимного сборника проповедей «Статир» (ОР РГБ. Ф. 256 (Собр. Румянцева). № 411. Конец XVII в.): «О вѣре раслабленнаго, и яко за грѣхи от Бога посылаются недуги, понеже мы, приемлюще благая, забываемъ Бога»; «Яко велмы ползуютъ насъ скорби, и яко непотребно намъ во здравии жити, и на призывающихъ обаялника и волхвовъ»; «На обаялников, и о скверном дѣйствѣ их, и яко прехвалнѣе житие добродѣтелное чюдес и знамения»; 2) проповедь митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) «На неделю 4‑ю Великого поста о духе немом и глухом. Запрѣти Иисус духу нечистому и глагола ему: “Душе нѣмый и глухий, Азъ ти повѣлѣваю, изыйди из него”» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1592 в. 1709 г.); 3) «Слово о терпении» выговского проповедника Андрея Денисова (ОР БАН. Собр. Дружинина. № 340. 1730-е гг.). 2. Большинство проповедей, в которых нашло отражение сопротивление практикам колдовства, суевериям и другим проявлениям «кромешного мира», исследовались впервые. Были выявлены использовавшиеся авторами этих проповедей риторические приемы, механизмы воздействия на слушателей, охарактеризованы индивидуально-авторские причины обращения к этим приемам в коммуникативной ситуации произнесения проповеди. 3. Вопреки доминированию в историографии источников, отражающих фактологическую сторону процесса (судебных кейсов и т. д.), был реабилитирован жанр проповеди для исследования представлений человека переходной эпохи XVII–XVIII вв. о колдовстве, суевериях и прочих формах народной религиозности. Была доказана значимость и продемонстрирован исследовательский потенциал проповеднического искусства, с небывалой силой стремившегося воздействовать на прихожан и уберечь их от опасности обращения к «нечистой силе». 4. В Уральском федеральном университете в онлайн-формате прошла международная научная конференция «Практики противостояния “кромешному миру” в учительном слове Древней Руси» (23 сентября 2022 г.), посвященная следующей тематике: 1) прагматика использования образов «кромешного мира» в русской учительной литературе XVI – первой трети XVIII в.: суеверия, колдовство, народная религиозность; 2) роль учителя и духовного пастырства в противостоянии «кромешному миру»; 3) проповедь как дисциплинирующий коммуникативный акт: риторические приемы и механизмы воздействия. Подробнее о конференции в информационном материале: https://urfu.ru/ru/news/43756/. 5. Результатом конференции и дополнительной площадкой для презентации проекта стала тематическая рубрика «Противостояние “кромешному миру” в учительном слове Древней Руси» в журнале «Quaestio Rossica», углубившая тему противостояния демоническому миру и утверждения христианских добродетелей в проповедях и полемических сочинениях XV–XVIII вв. Актуальная информация о проекте размещена на сайте: https://philology-urgi.urfu.ru/ru/nauka/granty/protivostojanie-kromeshnomu-miru/ Результаты проведенных за прошедший год исследований отражены в 12 публикациях, в т. ч. в 4 статьях в журналах WoS/Scopus и 8 – в изданиях, учитываемых РИНЦ, а также были представлены на международных и всероссийских конференциях.

 

Публикации

1. Журавель О.Д. Искусство проповеди Андрея Денисова: риторические стратегии и приемы Quaestio Rossica, Т. 10. № 4. С. 1377–1393. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.735

2. Журавель О.Д. «Слово, одеваемое в багряницу»: проповедь «О терпении» Андрея Денисова (текст и комментарии) Литература и история в контексте археографии. Новосибирск : [Б. и.] (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 41)., С. 386–400. (год публикации - 2022)

3. Журавель О.Д. «Тленную нищету в богатую вечность ввести»: концептуальные основы проповедей Андрея Денисова Источниковедения литературы и языка: археография, текстология, поэтика. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2022. С. 505–518. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.20913/336-3-2022-28

4. Лукьянов Н.А. Смерть и воскресение в творчестве Симеона Полоцкого INITIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения. Сборник статей молодых ученых, Вып. 5. С. 25–30. (год публикации - 2022)

5. Лукьянов Н.А. Погребение «честного человека»: взгляд проповедника переходной эпохи Litteraterra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы, Вып. 16, ч. 1. Екатеринбург : [Б. и.], 2022. С. 79–83. (год публикации - 2022)

6. Лукьянов Н.А. «Мерзко то Богу и вам душевредно»: поучение Симеона Полоцкого против язычества Материалы конференции "Гугнинские чтения", Новополоцк : [Б. и.], 2023. С. 283–287. (год публикации - 2022)

7. Попович А.И. Неизвестная проповедь митрополита Стефана (Яворского) о немом и глухом духе Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях, № 1 (17). С. 151–171. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47132/2618-9674_2022_1_151

8. Попович А.И. «Аще идолом не кланяемся, а греху всяко поклоняемся»: топика языческого жертвоприношения в проповеди конца XVII в. Шаги / Steps, Т. 9. № 1. С. 29–46. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22394/2412-9410-2023-9-1-29-46

9. Попович А.И., Соболева Л.С. Колдовство в России и Украине: фактор источника Государство, религия, церковь в России и за рубежом, № 2 (40). С. 323–331. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22394/2073-7203-2022-40-2-323-331

10. Соболева Л.С. Противостояние чародейству и волхованию в проповеди XVII в. Источниковедения литературы и языка: археография, текстология, поэтика. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2022. С. 357–380. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.20913/336-3-2022-23

11. Соболева Л.С. Обличение волхвов, лжепророков и чаровниц в рукописном сборнике проповедей XVII в. «Статир» Литература и история в контексте археографии. Новосибирск : [Б. и.] (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 41)., С. 373–385. (год публикации - 2022)

12. Соболева Л.С., Антошин А.В. The Contact of Cultures in History and Politics Quaestio Rossica, Т. 10. № 4. С. 1229–1238. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/qr.2022.4.725

13. Лукьянов Н.А. Толкование евангельского сюжета беснования на новолуние в проповедях XVII в. Иностранные языки: лингвистика и межкультурная коммуникация. Литературоведение. Прикладная лингвистика. Языкознание. Материалы 60-й Междунар. науч. студ. конф. 10–20 апреля 2022 г. Новосибирск : ИПЦ НГУ., С. 135–136. (год публикации - 2022)

14. - В вузе рассказали об образах нечистой силы, мастерстве проповеди и суевериях Портал Уральского федерального университета, 27 сентября 2022 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Во второй год реализации проекта научный коллектив выполнял следующие задачи: 1. Были введены в научный оборот, опубликованы по современным правилам семь проповедей рубежа XVII–XVIII вв.: 1) три поучения из анонимного сборника проповедей «Статир» конца XVII в. (ОР РГБ. Ф. 256. № 411): «Яко святии мученицы с невидимымъ дияволомъ брань сотвориша, и немошнии крѣпкаго побѣдиша и от Христа побѣдныя вѣнцы прияша, и славу на небесѣх»; «Яко мученицы святии всю красоту мiра нивочто вменяютъ, и о умыщлении диявола, еже бы запяти рабу Христову»; «О безъизвѣстомъ часѣ смьртномъ, и о Воскрѣсении вселенныя, и обличения на еретики, иже не вѣруютъ Воскрѣсению, и на ихъ неудобныя извѣты»; 2) две проповеди митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1592): «Lapis angularis, sanctus Petrus metropolita totius Rossiae. Петре, ты еси камень, на сем камени созыжду Церковь Мою. Сей бысть въ главу углу» на день митрополита Петра (1700-е гг.); «Bonitas Pastoris in quo consistit? Рече Господь Своимъ ученикомъ: “Азъ есмь пастырь добрый”» на день митрополита Алексия (1707 г.); 3) слово «О содержании староверства и о укоризне раскольником» Андрея Денисова (1720-е гг.) (ОР БАН. Собр. Дружинина. № 340); 4) «Слово к новожену» неизвестного выговского автора (1720-е – начало 1730-х гг.) (ОР РГБ. Собр. Барсова. № 225). 2. Были проанализированы отдельные авторские проповеди из сборника «Статир», поучения Стефана Яворского, Андрея Денисова и других авторов, выявлены индивидуальные системы ценностей, сформированные как особенностями личности, так и обликом паствы – адресата транслируемой в проповедях аксиологии. Исследование проповеднических дискурсов отдельных авторов продемонстрировало их общность с просветительскими практиками эпохи, в частности, с освоением рациональных знаний о природе и человеке и обращением к европейскому опыту. Было продолжено изучение механизмов воздействия на паству, прагматики выбора проповедниками переходной эпохи тех или иных риторических приемов. 3. В журнале «Quaestio Rossica» (Scopus, WoS) была опубликована дискуссия с участием ведущих специалистов: «Демоны и еретики в культуре переходной эпохи: историко-литературные и мировоззренческие контексты в исследовательской перспективе». Среди обсуждавшихся тем: границы и функциональные особенности иномирия в различных сферах жизни и искусства, его воплощение в жанрах устной и письменной словесности переходной эпохи, изменение канонических практик дисциплинарного воздействия за использование колдовства и общение с бесами, возможности отдельных жанров, особенности их содержания и поэтики. Ссылка на публикацию: https://qr.urfu.ru/ojs/index.php/qr/article/view/qr.810 4. Популяризации результатов проекта способствовал научно-популярный лекторий «Противостояние “кромешному миру” в проповеди переходной эпохи», прошедший на базе департамента «Филологический факультет» УрФУ. Лекторий был посвящен наиболее существенным для мировоззрения переходной эпохи точкам соприкосновения с т. н. «кромешным миром», воплотившимся в различных проповеднических стратегиях. Информация о лектории размещена на странице: https://philology-urgi.urfu.ru/ru/events/?event=13306&cHash=2ef7220603b0f7a4e25dadc472376a7e 5. Результаты проведенных за второй год исследований отражены в 8 публикациях, в т. ч. в 3 статьях в журналах WoS/Scopus и 4 – в изданиях, учитываемых РИНЦ или ВАК, а также были представлены на 10 международных и всероссийских научных конференциях.

 

Публикации

1. Попович А.И. Старообрядческие мученики и религиозное дисциплинирование рубежа XVII–XVIII вв. Антропологический форум, № 60. С. 159–186. (год публикации - 2024) https://doi.org/10.31250/1815-8870-2024-20-60-159-186

2. Белякова Е.В., Журова Л.И., Костромин К.А., Пигин А.В., Соболева Л.С. Демоны и еретики в культуре переходной эпохи: историко-литературные и мировоззренческие контексты в исследовательской перспективе Quaestio Rossica, Т. 11, № 2. С. 633–656. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/qr.2023.2.810

3. Журавель О.Д. О мастерстве ораторского слова в первой трети XVIII в.: старообрядческое «Слово к новожену» (текст и комментарии) Память о прошлом в письменных источниках XVII–XX вв. Новосибирск : [Б. и.], С. 310–319. (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 42.) (год публикации - 2023)

4. Журавель О.Д. «О содержании староверства и о укоризне раскольникам» Андрея Денисова – проповедь в защиту традиций Новое прошлое / New Past, № 3. С. 268–282. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-3-268-282

5. Журавель О.Д. «Твое же, о благочестивый царю, великое российское царствие Третий Рим благочестием всех превзыде…» – мессианство в идеологических построениях старообрядцев Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, № 2 (год публикации - 2023)

6. Лукьянов Н.А. Противостояние еретическим идеям в проповеди автора рукописного сборника «Статир» (XVII в.) Герменевтика древнерусской литературы, Сб. 22. С. 64–82. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2023-22-64-82

7. Попович А.И. Проповеди митрополита Стефана (Яворского) на дни российских святителей Петра и Алексия: исследование и публикация Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях, - (год публикации - 2024)

8. Соболева Л.С. Проповедь о мученичестве в рукописном сборнике «Статир»: текст и контекст Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях, № 3 (23). С. 127–147. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47132/2618-9674_2023_3_127

9. Соболева Л.С. Бесовщина в проповедях XVII в.: образный негатив Аксиологические аспекты современных филологических исследований: тез. докл. международ. науч. конф. (Екатеринбург, 25–26 апр. 2023 г.). Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2023., С. 168–170. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Опубликованные источники и посвященные им исследования могут быть использованы в высшей школе представителями различных гуманитарных дисциплин, а также в лекциях по просветительской линии для заинтересованных лиц в истории культуры, литературы, истории церкви и православия.