КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-02030

НазваниеНейрокогнитивные механизмы символических числовых навыков

РуководительСитникова Мария Александровна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-552 - Психофизиология, психогенетика, сравнительная психология, зоопсихология, эволюционная психология

Ключевые словаматематические способности, функциональная спектроскопия в ближнем инфракрасном диапазоне, фБИК-спектроскопия, символические числовые навыки, пространственно-числовые ассоциации, математические вычисления, числовая линия, машинное обучение

Код ГРНТИ15.21.35, 28.23.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В современном высокотехнологичном обществе развитие математических способностей имеет большое значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Математическая грамотность людей на уровне общества в значительной степени влияет на науку и технический прогресс, что в конечном итоге имеет решающее значение для развития национальной экономики (Гросс, Хадсон и Прайс, 2009).Способность успешно решать математические задания - это компетенция, которая приобретается на ранних этапах онтогенеза и совершенствуется на протяжении детства и подросткового возраста. Владение разнообразными математическими операциями в уме и развитие пространственно-числовых ассоциаций влияют на качество жизни во взрослом возрасте, определяет успех в жизни, имеет значение в карьере. Подход к этой проблеме с позиций нейронауки с использованием современных методов нейроскриннинга, в частности спектроскопии в ближнем инфракрасном диапазоне (fNIRS, фБИК-спектроскопия), позволяет дополнить уже имеющиеся на сегодняшний день в науке данные о нейрональных коррелятах математических способностей, а также получить новые данные о функционально связанных нейронных сетях, отвечающих за математические способности с учетом возрастных особенностей. В данном проекте будут изучены нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе математических способностей человека, связанных с символической системой счисления, и проведен сравнительный анализ возрастных особенностей в паттернах мозговой активации при выполнении различных математических заданий. Особенности мозговой локализации различных математических компетенций (сложение и вычитание двузначных чисел, пространственно-числовые ассоциации) в билатеральных лобно-теменных отделах головного мозга будут изучаться в группе испытуемых подросткового (14 -17 лет) и взрослого (старше 18 лет) возраста для экспериментального подтверждения онтогенетического сдвига в мозговой активации от выраженной нелокализованной лобной активации в детском возрасте к теменной активации (внутритеменная борозда, с возможной активацией в затылочно-височных (веретенообразной и язычной) и угловой извилинах) во взрослом возрасте. Описанные в научной литературе нейрофизиологические паттерны характерны для взрослых, тогда как нейрональные корреляты математических операций с повышенным уровнем сложности (как например, выполнение в уме математических действий в переходом через десяток, заимствование десятка) до сих пор в полной мере не исследованы у подростков. Таким образом, в ходе реализации проекта предполагается определение тех зон мозга, которые активируются при вычислениях в условиях возрастания уровня сложности, а также сравнение паттернов активации у подростков и взрослых. Также для когнитивной нейронауки, как и для наук об образовании, перспективным является сравнительное изучение проблемы представления математических задач в числовом или текстовом формате. Применение методов нейровизуализации для изучения паттернов нейрональной активации при работе с различными форматами представления математических заданий позволит повысить экологическую валидность когнитивных исследований. Также в проекте будут проанализированы возрастные особенности нейрокогнитивных механизмов пространственно-числовых ассоциаций при выполнении заданий на числовой линии. Отличительной особенностью проекта является формирование валидной выборки респондентов (не менее 200 респондентов). Заявленная выборка респондентов позволит сформировать набор данных, что позволит в процессе анализа нейрофизиологических данных применить современные методы машинного обучения для поиска скрытых и сложных закономерностей в fNIRS данных недоступных экспертам и классическим подходам анализа. В целом, реализация данного проекта позволит расширить арсенал методов картирования мозга, применяемых в России, и на практике изучить основные преимущества фБИК-спектроскопии: измерения в сидячем положении, в естественных, привычных для испытуемого условиях, без существенного ограничения двигательной активности, при отсутствии инструментального шума, которые играют ключевую роль в когнитивных исследованиях, где выполняемые задания требуют высокого уровня концентрации.

Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будут собраны экспериментальные данные, которые позволят выявить паттерны гемодинамической активации у подростков и у взрослых респондентов в процессе выполнения математических заданий. При этом будут выявлены нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе выполнения базовых математических компетенций, таких как сложение и вычитание двузначных чисел, по таким параметрам как: (1) уровень сложности математических заданий (высокий, низкий); (2) уровень сложности текстовых математических задач (высокий, низкий); (3) формат представления математических заданий (числовой, текстовый) и нейрокогнитивные механизмы, лежащие в основе пространственно-числовых ассоциаций, с учетом такого фактора, как уровень сложности заданий (высокий, низкий) у подростков и у взрослых респондентов. При реализации проекта будет произведен нейроскрининг с помощью портативной системы фБИК-спектроскопии во время выполнения подростками и взрослыми испытуемыми различных математических заданий. Это позволит расширить арсенал методов картирования мозга, применяемых в России, и на практике изучить основные преимущества спектроскопии в ближнем инфракрасном диапазоне, особенно в исследованиях с детьми разного возраста: измерения в сидячем положении в естественных условиях, без существенного ограничения двигательной активности испытуемых, при отсутствии инструментального шума, которые играют ключевую роль в когнитивных исследованиях, где выполняемые задания требуют высокого уровня концентрации. Применение фБИК-спектроскопии для изучения особенностей мозговой локализации различных математических способностей, связанных с символической системой счисления в подростковом и взрослом возрасте, позволит экспериментально подтвердить онтогенетический сдвиг в мозговой активации от выраженной нелокализованной лобной активации в подростковом возрасте к теменной активации (внутритеменная борозда, с возможной активацией в затылочно-височных (веретенообразной и язычной) и угловой извилинах) во взрослом возрасте. Полученные результаты дополнят имеющиеся на сегодняшний день в когнитивной нейронауке данные о нейрональных коррелятах математических компетенций и способствуют изучению функционально связанных нейронных сетей в головном мозге, участвующих в реализации символических числовых навыков. В проекте будет разработана и реализована технология интеллектуального анализа нейрофизиологических данных для выявления механизмов функционирования системы символической оценки количества. Применение методов машинного обучения в проекте позволит найти скрытые от эксперта закономерности в fNIRS данных при определении математических способностей человека.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В первый год выполнения проекта были подготовлены два аналитических обзора современных исследований. В обзоре нейрофизиологических механизмов символической репрезентации количества рассмотрены основные в мировом научном сообществе объяснительные принципы для числового познания, в частности модель тройного кода, ее критика и домен-неспецифичные теории. В обзоре рассматриваются различия в мозговых механизмах обработки несимволического и символического чувства числа, которые могут быть связаны с различными областями мозга. Обсуждаются механизмы числовых репрезентаций, которые в онтогенезе связаны с лобно-теменным сдвигом: на ранних этапах онтогенеза преимущественное значение имеют лобные структуры, по мере взросления они уступают свою функцию теменным областям. В обзоре применения методов искусственного интеллекта для анализа нейрофизиологических данных рассмотрены методы искусственного интеллекта (ИИ), в частности нейронные сети глубокого обучения, которые демонстрируют все большую эффективность при анализе нейрофизиологических данных. Методы глубокого обучения могут обеспечить более высокий уровень производительности при выполнении задач анализа сигнала фБИК-спектроскопии и могут рассматриваться как более эффективные при анализе данных, чем те, которые созданы вручную с применением классических подходов нейронауки. Использование методов искусственного интеллекта также снижает потребность в предобработке данных и предварительном определении и извлечении характеристик сигнала спектроскопии. Существенным ограничением методов ИИ являются малые выборки наблюдений, тогда как большие выборки нейроданных, позволяют методам машинного обучения достигать хорошей обобщающей способности классификаторов. В целом, анализ показал, что методы ИИ могут эффективно применяться для анализа нейрофизиологических механизмов когнитивных процессов. В первый год выполнения проекта проведен анализ нейрокогнитивных механизмов, лежащих в основе выполнения базовых математических операций у взрослых респондентов. Для анализа использовались показатели оксигенации/деоксигенации. Сравнение паттернов мозговой активации проводилось по основным экспериментальным условиям: сложение и вычитание двузначных чисел с разными уровнями сложности математических заданий (высокий, низкий); сложение и вычитание двузначных чисел с разными уровнями сложности текстовых математических задач (неконгруэнтный, конгруэнтный); сложение и вычитание двузначных чисел в разных форматах представления математических заданий (числовой, текстовый); ментальная числовая линия и развитие пространственно-числовых ассоциаций с учетом такого фактора, как уровень сложности заданий (высокий, низкий). В первый год исследования были собраны и систематизированы нейрофизиологические данные 105 респондентов от 18 до 26 лет. При анализе полученных данных были выявлены ключевые области, которые играют функционально важную роль в репрезентации сложения и вычитания на разных уровнях сложности в числовом, текстовом форматах и на числовой линии. Полученные данные указывают на то, что выполнение вычислений и оперирование числами связаны с распределенной сетью областей мозга, что соотносится с домен-неспецифичной теорией. Мозговая активация в «нематематических» областях объясняется вовлечением в числовое познание и символическую репрезентацию числовых навыков рабочей памяти, управляющих функции, внимания, зрительно-пространственных способностей, а также процессов вербальной и семантической обработки информации. Нейрокогнитивные механизмы, отвечающие за общие когнитивные процессы и семантическую обработку информации (в том числе за понимание и обработку языка) и характеризующие специфику мозговой активации взрослых, охватывают широкий спектр областей мозга. По результатам нашего исследования, многие из ранее описанных зон задействованы в решении математических задач: (1) Височно-теменные узлы (область Вернике, угловая извилина), активация в которых может объясняться необходимостью опоры на восприятие и семантическую обработку информации при произведении точных вычислений и манипулировании числами. (2) Зона Брока, нижние и средние лобные извилины, которые отвечают за вербальную рабочую память при оперировании числами и осуществлении вычислений в разных форматах, также могут активироваться в условии высокой сложности математических заданий (3) Нижние и средние височные извилины, левая веретенообразная извилина, которые участвуют в распознавании символических объектов, в фонологической обработке письменных знаков при чтении и понимании текста, активируются в математических заданиях в текстовых форматах. В числовом формате сложения значимая активация выявлена в левой угловой извилине и внутритеменной борозде для высокого уровня сложности и в правых средней височной и внутритеменной бороздах для низкого уровня сложности. В текстовом формате сложения при определении различий в активации между высоким и низким уровнями сложности значимые различия были выявлены в левой угловой извилине и зоне Вернике, связанных с вербальной памятью и обработкой семантической информации. При сравнении паттернов активации, характерных для решения примеров с разными уровнями сложности в числовом и текстовом форматах, с условием чтения математической задачи без вычислений были выявлены активация в левой нижней височной извилине, левой веретенообразной извилине, средней височной извилине в условии чтения, по сравнению со сложением и вычитанием в числовом формате математических заданий высокого уровня сложности, и активация в правой угловой извилине и правой внутритеменной борозде в условии решения примеров, по сравнению с чтением. Результаты свидетельствуют о проявлении механизмов, характерных для чтения, и о вовлечении дополнительных механизмов, характерных для числовой обработки. Отсутствие специфической активации свидетельствует о том, что чтение текстов, содержательно оформленных в виде математической задачи, и чтение заданий в текстовом формате принципиально не отличаются друг от друга и задействуют сходные участки мозга. Дополнительный анализ мозговой активации у респондентов с низким и высоким уровнем математических компетенций позволил выявить зависимость функциональных ролей разных структур мозга от уровня математической успешности. Респонденты с низким уровнем математических компетенций продемонстрировали значимую активацию в правом полушарии, респонденты с высоким уровнем - активацию в левом полушарии. Активация правого полушария при решении точных вычислительных задач в текстовом формате у лиц с низким уровнем математических компетенций может быть связана с семантическим кодированием заданий в нетипичной форме. Анализ нейрокогнитивных механизмов, лежащих в основе решения текстовых математических задач с разным уровнем сложности, показал, что для операции сложения значимая активация проявляется в правосторонней угловой извилине и внутритеменной борозде при сравнении сложного уровня (неконгруэнтного условия) с простым уровнем (конгруэнтным условием). Для операции вычитания была выявлена значимая активация в неконгруэнтном условии, по сравнению с конгруэнтным в средней височной и веретенообразной извилинах. Полученные результаты вносят вклад в понимание того, что лингвистическая и арифметическая сложности в текстовых математических задачах накладываются друг на друга, в связи с чем трудности в решениях математических задач значительно возрастают. Были получены результаты о нейрокогнитивных механизмах, лежащих в основе пространственно-числовых ассоциаций, с учетом уровня сложности заданий. Было выявлено, что в процессе усложнения заданий возрастает роль лобных структур, в частности области Брока и левой нижней лобной извилины во всех операциях, связанных с числовой линией. В целом, функциональная роль разных структур мозга зависит от специфики применяемой при вычислении арифметической операции, формата и сложности математических задач, а также от уровня математических способностей.

 

Публикации

1. Ситникова М.А., Маракшина Ю.А., Адамович Т.В., Пронин Г.О., Асадуллаев Р.Г. The neural correlates of exact calculation in word and numerical format in low and high math performers: a fNIRS study Российский психологический журнал, International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering & Education (IJCRSEE), 11(1) (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23947/2334-8496-2023-11-1-93-114

2. Маракшина Ю.А., Ситникова М.А., Адамович Т.В. Нейрофизиологические механизмы символической репрезентации количества Издательство "Нестер-история", г. Москва, - (год публикации - 2023)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Во второй год реализации Проекта были собраны и систематизированы оригинальные наборы нейрофизиологических данных в процессе выполнения математических заданий на точные вычисления у подростков в возрасте от 11 до 17 лет (средний возраст 14,2, 58 девочек, 42 мальчика). В качестве метода нейровизуализации применялась функциональная спектроскопия в ближнем инфракрасном диапазоне (фБИК-спектроскопии), позволяющая выявлять мозговую гемодинамику, которая считается надежным показателем функциональной активации мозга в ответ на когнитивную задачу. Разработанный в первый год дизайн-протокол исследования был скорректирован с учетом полученных результатов на взрослой выборке и особенностей подросткового возраста. Таким образом, у школьников общая длительность двух этапов эксперимента составила 45 минут, в качестве стимульного материала применялись математические задания на сложение двузначных чисел с переходом и без перехода через десяток. Анализ нейрокогнитивных механизмов, лежащих в основе функционирования символических числовых навыков, у подростков осуществлялся по следующим условиям: уровень сложности математических заданий (высокий, низкий); уровень сложности текстовых математических заданий (высокий, низкий); формат представления математических заданий (числовой, текстовый); уровень сложности пространственно-числовых ассоциаций (простой, сложный). Для реализации этих целей было разработано программное обеспечение (ПО) для считывания и разметки «сырых» данных фБИК-спектроскопии, их предварительной обработки и анализа с применением библиотек MNE и MNE-NIRS и методов машинного обучения. Также была реализована возможность проведения индивидуального анализа с выявлением закономерностей в паттернах гемодинамической активации у каждого респондента и группового анализа данных фБИК-спектроскопии с помощью общей линейной модели (General Linear Model, GLM) и модели смешанных эффектов для анализа значимых групповых реакций. При анализе результатов были выявлены ключевые зоны головного мозга, входящие в систему функционально связанных областей, участвующих в реализации символических числовых навыков и пространственно-числовых ассоциаций у подростков при решении математических задач с разными уровнями сложности в числовом, текстовом форматах и на числовой линии: (1) Левая нижняя лобная извилина, в том числе зона Брока, двусторонние средние лобные извилины, которые отвечают за вербальную рабочую память при оперировании числами и осуществлении вычислений в разных форматах (числовом и текстовом). (2) Левая надкраевая извилина (активируется в математических заданиях в текстовом формате), которая участвует в процессах вербальной обработки, зрительного узнавания слов, фонологической обработки. (3) Правые угловая извилина и внутритеменная борозда (активируются в математических заданиях в числовом формате), которые вовлечены как в домено-специфические механизмы, отвечающие за числовое познание и вычисления, так и в домено-неспецифические когнитивные функции. (4) Левый височно-теменной узел, включающий среднюю височную и угловую извилины, входящие в зону Вернике (активируются в условии чтения без вычислений), которые отвечают за чтение (декодирование слов, связанных с числовой информацией) и манипулирование числами в вербальной форме в операциях точных вычислений. Гемодинамическая активация в подростковом возрасте была выявлена в тех зонах головного мозга, которые отвечают, как за чувство числа, оперирование числами и выполнение вычислений, традиционно определяемые как «математические» (задняя теменная долька, в частности внутритеменная борозда), так и за общие когнитивные процессы и семантическую обработку информации, в том числе за понимание и языковую обработку, ментальное перекодирование информации в символическое математическое выражение, в целом определяемые как «нематематические» области (надкраевая, угловая, веретенообразная, нижняя и средняя лобные извилины, височно-теменной узел). Данные «нематематические» зоны головного активируются из-за активного включения домен-неспецифических областей, отвечающих за управляющие функции, вербальную память и обработку (анализ и пониманием письменной и устной речи), долговременную память, восходящее внимание (bottom-up attention). Анализ функциональной связности подтвердил, что численное познание обеспечивается лобно-теменной сетью, включающей в себя теменные и префронтальные участки коры, с частичной активацией височных областей, преимущественно слева, в перисильвиевой языковой сети. В числовом формате сложения для высокого уровня сложности (с применением операции перехода через десяток) значимая активация выявлена билатерально в средних лобных извилинах. В текстовом формате сложения значимые различия между высоким и низким уровнями сложности были выявлены в левой средней лобной извилине и зоне Брока. Значимая активация в условиях, где присутствует эффект перехода через десяток указывает на задействование домен-неспецифичных процессов. Активация в лобных зонах, отвечающих за рабочую память, управляющие функции и внимание в подростковом возрасте, свидетельствуют об отсутствии автоматизация точных вычислений и согласуется с гипотезой лобно-теменного сдвига, согласно которой усиление лобной активации в подростковом возрасте определяется возрастной спецификой. При сравнении сложения в текстовом формате по сравнению с чтением математических задач значимая активация была выявлена в левой надкраевой извилине. Тогда как при анализе сложения в числовом формате была выявлена значимая активация не только в левосторонней надкраевой извилине, но и в правосторонней угловой извилине по сравнению с условием чтения математических задач. Результаты свидетельствуют о проявлении механизмов, связанных с языковой обработкой, с извлечением математических фактов из долговременной памяти, и задействовании зрительно-пространственного внимания при решении математических задач. Это демонстрирует увеличенную нагрузку на функцию чтения, в частности, на декодирование слов, связанных с числовой информацией числа. В исследовании были выявлены нейрокогнитивные механизмы, лежащие в основе пространственно-числовых ассоциаций в подростковом возрасте: значимая разница в гемодинамической активации в лобных совместно с левосторонними височно-теменными отделами головного мозга в сложном условии по сравнению с простым условием, так как при решении задач подростки применяли сложные стратегии, включающие объединение стратегии вычисления (активация символических представлений о числах), и стратегии, которая актуализируется при приблизительной оценке количества (активация паттернов, отвечающих за пространственно-числовые ассоциации). Одной из задач второго года была разработка и апробация программного средства с интеллектуальным анализом данных фБИК-спектроскопии для классификации возрастных различий в гемодинамической мозговой активации у подростков и взрослых в процессе решения математических заданий. Для разработки интеллектуальной модели были применены нейронные сети глубокого обучения. На этапе проектирования нейронных сетей проводился анализ двух типов архитектур нейронных сетей: (1) архитектуры на основе рекуррентных нейронных сетей; (2) архитектуры сверточных нейронных сетей. Было проанализировано 7 архитектур нейронных сетей и отобраны две из них, которые продемонстрировали устойчивы результаты с высокой точностью (точность выше 82% на различных экспериментальных условиях): полносверточная нейронная сеть (FCN) и сверточная нейронная сеть с остаточными блоками (Resnet). Данные нейронные сети смогли классифицировать возрастные различия в нейрокогнитивных механизмах символических числовых навыков у школьников и взрослых при выполнении различных математических задач.

 

Публикации

1. Асадуллаев Р.Г., Ситникова М.А. Интеллектуальная модель классификации гемодинамических паттернов мозговой активации для выявления нейрокогнитивных механизмов пространственно-числовых ассоциаций Вестник компьютерных и информационных технологий, - (год публикации - 2024)

2. Асадуллаев Р.Г., Ситникова М.А. Интеллектуальная модель классификации гемодинамических паттернов мозговой активации для выявления нейрокогнитивных механизмов пространственно-числовых ассоциаций Вестник компьютерных и информационных технологий, - (год публикации - 2024)

3. Малых С.Б., Асадуллаев Р.Г., Ситникова М.А. Проектирование реккурентных нейронных сетей для классификации возрастных различий в функционировании системы символической оценки количества Научный результат. Информационные технологии, - (год публикации - 2023)

4. Малых С.Б., Асадуллаев Р.Г., Ситникова М.А. Проектирование реккурентных нейронных сетей для классификации возрастных различий в функционировании системы символической оценки количества -, - (год публикации - 2023)

5. Ситникова М.А., Маракшина Ю.А., Адамович Т.В., Пронин Г.О., Асадуллаев Р.Г. The Neural Correlates of Exact Calculation in Word and Numerical Formats in Low And High Math Performers: A fNIRS Study International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering & Education (IJCRSEE), 11(1), 93–114. https://doi.org/10.23947/2334-8496-2023-11-1-93-114 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23947/2334-8496-2023-11-1-93-114

6. Асадуллаев Р.Г., Ситникова М.А., Слетов А.А., Малых С.Б. Обзор методов искусственного интеллекта применяемых в анализе данных функциональной спектроскопии в ближнем инфракрасном диапазоне Российский психологический журнал, - (год публикации - 2024)

7. Маракшина Ю.А., Ситникова М.А., Адамович Т.В. Нейрофизиологические механизмы символической репрезентации количества LurianJournal, 4(3), 1-31 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/Lurian.2023.4.3.2


Возможность практического использования результатов
1. Полученные результаты могут быть применены (1) для усовершенствования образовательных технологий, направленных на формирование и развитие математических компетенций, которые играют существенную роль в современном технологическом обществе как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом; (2) для разработки специальных программ по профилактике и коррекции дискалькулии у детей и взрослых; (3) для профилактики и решения уже существующих проблем с математической тревожностью. Трудности в освоении математики, которым не удаляется должного внимания, могут иметь серьезные последствия для социально-экономического развития страны, в целом, и стоить ей немалых финансовых затрат. 2. Еще одной сферой практического применения результатов проекта является область информационных технологий, в частности ИИ. Нами в проекте реализована и апробирована технология интеллектуального анализа нейрофизиологических данных, что является перспективным направлением в мировой науке. В России на современном этапе данное направление применения методов ИИ является недостаточно разработанным, но вместе с тем востребованным и перспективным. 3. Реализация данного проекта позволила на практике расширить арсенал методов нейровизуализации головного мозга, применяемых в России, что имеет практическое значение для когнитивной психологии, когнитивной и образовательной нейронауки. ФБИК-спектроскопия может применяться в естественных, привычных для респондентов условиях, например в образовательных и досуговых учреждениях, в социальных центрах. Возможность применения нейроскрининга без существенных ограничений двигательной активности также является преимуществом для социальной нейронауки, где изучение головного мозга осуществляется в условиях общения и взаимодействия с другими людьми. Данный метод нейровизуализации, как и результаты исследования могут в дальнейшем быть использованы при разработке нейротренажеров с адаптивным подбором образовательного контента.