КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-18-00851

НазваниеПроектирование человека в постконфликтной ситуации: концепции, институции и практики

РуководительЧерепанова Екатерина Сергеевна, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2025 г. 

Конкурс№80 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-208 - Философия, теория культуры. Философская антропология

Ключевые словапосткофликтная ситуация, проектирование человека, социальные и культурные институции, постконфликтная культура, концептуализации конфликта и мира, практики разрешения конфликта, ритуалы примирения, послевоенный период, контринституция

Код ГРНТИ02.15.51; 02.41.41; 13.11.25


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект нацелен на изучение теоретических и практических аспектов проектирования человека в постконфликтной ситуации во второй половине ХХ-го века. Постконфликтная ситуация, являясь завершающей стадией конфликта, зависит от исхода войны для данной страны (поражение или победа; независимость, зависимость, оккупация), наличия ресурсов или доступа к ним для постконфликтной реконструкции, включенности в новую глобальную международную инфраструктуру. Однако в успехе постконфликтной социальной интеграции важную роль играют культурные особенности страны: традиционные формы концептуализации конфликта и его нравственной оценки в культуре, практики разрешения и преодоления конфликтов, ритуалы примирения и прощения. Таким образом, разные политико-экономические обстоятельства и своеобразные культурные условия постконфликтной ситуации задают рамки проектирования того, каким должен быть человек нового послевоенного мира. В исследовании будет проведён сравнительный анализ проектирования человека в постконфликтной ситуации на типологически обоснованной выборке стран - СССР, Югославии, Германии (ФРГ и ГДР) и США. Проект предполагает теоретическую разработку и методологическую операционализацию понятия «постконфликтная культура» с целью выявления роли культурных факторов в постконфликтном восстановлении и социальной интеграции. Методологической основой для анализа постконфликтной культуры является разработанный П. Бояничем категориальный аппарат (институция, проект, контринституция). Эмпирически наше исследование будет нацелено на философскую, педагогическую, художественную деятельность, где задумывались и реализовывались проекты формирования новой субъективности для послевоенного времени. Единство подхода в анализе междисциплинарного материала будет обеспечено философско-антропологической четырёхуровневой моделью (когнитивный, моральный, эстетический, телесный) проектирования человека в постконфликтной ситуации. Таким образом, комплексность и системность исследования обусловлена сравнительно-историческим подходом и междисциплинарностью эмпирической базы, тогда как конкретность и достижимость результатов обеспечены предлагаемой исследовательской оптикой, заданной классификацией постконфликтных ситуаций и акторов проектирования и направленной на типологически обоснованную выборку стран, выверенную сквозной философско-антропологической шкалой уровней анализа проектирования человека. Научная новизна предлагаемого проекта определяется тем, что теоретически будет проработана связь понятий постконфликтная ситуация и постконфликтная культура, будут выстроены междисциплинарные связи между конфликтологическими теориями и исследованиями проектирования человека как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, а также предлагаемой трактовкой проектирования, которая охватывает как политические, так и философские, педагогические, художественные аспекты формирования новой послевоенной субъективности.

Ожидаемые результаты
Постконфликтное восстановление и миростроительство до недавнего времени исследовалось в рамках социальных наук. Однако складывается новое направление исследований – анализ культурных факторов в послевоенной реконструкции и изучение постконфликтной культуры. Среди современных международных исследований постконфликтной культуры, например, исследования Международного консорциума по исследованию постконфликтных обществ (The International Consortium for the Study of Post-Conflict Societies), в который входят университеты Великобритании, Испании и Португалии, главное внимание уделяется репрезентации конфликтов в СМИ, роли диаспор в постконфликтном примирении, практике меморизации конфликтов, и т.д. Настоящий проект нацелен на разработку теоретических основ анализа постконфликтной культуры в рамках философской антропологии с целью выявления концептов, практик и институций, связанных с проектированием человека. Эта теоретическая база позволит провести комплексный анализ конкретных кейсов на типологически обоснованной выборке регионов (в соответствии с особенностями постконфликтной ситуации). Поэтому результаты данного проекта будут соответствовать мировому уровню подобных исследований и в определенной степени их превосходить. В данном проекте впервые будет проведён систематический анализ специфики постконфликтной ситуации в СССР, США, Германии и Югославии во второй половине ХХ-го века. Будут изучены концепты и теории, на которых базировалось проектирование человека, а также практики и институции этого проектирования, задействованные в постконфликтной культуре. Общественная значимость полученных результатов определяется необходимостью дальнейшего развития современных исследований проектирования человека с точки зрения гуманитарного знания и изучения опыта проектов разного уровня, направленных на социальную интеграцию и адаптацию. По итогам трёх лет исследовательской работы, результаты выполнения проекта будут представлены в виде 10 научных статей в рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК, 10 научных статей в журналах, индексируемых в базах данных Scopus/WoS, 5 научных статей в рецензируемых журналах, индексируемся RSCI, и 1 научной монографии. Также будет проведено 9 открытых научно-исследовательских семинаров для молодых ученых, организовано и проведено 3 международных научных мероприятия (конференция или секция в рамках международной конференции) в ведущих исследовательских центрах. Ожидаемые результаты проекта будут практически использованы для модернизации образовательных программ магистратуры Уральского федерального университета (Екатеринбург) по направлениям 37.04.02 Конфликтология (образовательная программа «Управление конфликтами), 44.04.01 Педагогическое образование (образовательная программа «Цифровая педагогика и когнитивные технологии»), а также для модернизации образовательной программы бакалавриата по направлению 47.03.02. Прикладная этика. Также результаты и материалы проекта будут использованы для программ повышения квалификации для научно-педагогических работников вузов, специалистов в области гуманитарного знания.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В ходе эмпирических исследований проводилось различие между постконфликтной ситуацией в странах-победителях и странах, проигравших Вторую мировую войну. Заданная заявленной методологией оптика, включающая анализ проектов человека на четырёх уровнях, показала свою эффективность и позволила достичь следующих выводов. Если в ФРГ развивается педагогика мира как рефлексия об итогах войны и о проблеме вины и ответственности немецкого народа за преступления нацизма, то в ГДР вопрос о воспитании миролюбия ставился в духе марксистской философии – как критика милитаризма и капитализма (следуя К. Либкнехту). Педагогика в ГДР ориентировалась на социально-обусловленные принципы гуманизма и интернационализма, тогда как педагогика мира в ФРГ исходила из установки на биологическую склонность человека к агрессии (следуя Д. Зенгхаасу), которую необходимо сдерживать, контролируя аффекты и признавая различия. Более того, в обоих случаях делался акцент на развитии критического мышления для предотвращения влияния альтернативных идеологий. Внимание к установкам и способам мышления обрело особую актуальность в США, где Офис военно-морских исследований стал основным инвестором и драйвером в изучении креативности, которая рассматривалась в качестве формы производства знания о сценариях, которые невозможно вывести из предыдущего опыта. Запуск первого советского спутника (1957) вызвал институциональный ответ: был принят Закон о национальном образовании в области национальной обороны (NDEA) 1958 г. Приоритетным стало приобретение навыков креативного мышления, развитие умения «мыслить немыслимое», а также поиск и отбор креативных людей, которыми до этого пренебрегали или даже осуждали. Таким образом, понятие и феномен креативности стал объектом интереса правительства и предметом геополитической озабоченности в период «Холодной войны». Примечательными в этой связи предстают и изменения в скаутском движении в США, где скаутские организации сразу после войны стали использоваться для продвижения политики так называемого «внутреннего сдерживания» – политики по противодействию коммунизму, «левым» и пацифистским ценностям внутри страны. Вместо скаута – смелого исследователя природы и разведчика в милитаристском толковании формируется образ скаута-«умельца на все руки» как части концепции «безопасного дома». Важный блок исследований был посвящен историческим материалам и воспоминаниям очевидцев, позволяющих оценить и описать повседневную жизнь людей в годы после Второй мировой войны, на основе анализа которых раскрывается, как понятия «место» и «дом» стали доминирующими в переживании постконфликтной ситуации на индивидуальном уровне, а также к идее, что именно с возможности получения личного «места» и восстановления «дома» с его довоенными атрибутами и практиками начинается индивидуальное миростроительство и адаптация к постконфликтной ситуации. Одним из выражений такой «приватизации» постконфликтности стал «советский бидермайер». На основе масштабного изучения живописи и кинопродукции (240 советских кинофильмов, вышедших в прокат с 1945 по 1955 гг.) показано, что в искусстве послевоенного периода доминируют сцены мирной, уютной, частной жизни, отсутствует тема борьбы, страдания, героизма и жертвенности. В случае же пионерской организации СССР и других стран советского блока эта тенденция к приватизации выражается в новом образе пионера как прилежного ученика, вместо пионера – борца за светлое будущее. Анализ югославского проекта пионерской организации показал, что из всех рассматриваемых в настоящем исследовании стран проектирование человека Югославии выглядело наиболее новаторским. Югославские власти сформулировали потребность в новом человеке, который смог бы олицетворять новую единую и многонациональную страну. Однако идеологическое содержание этого проекта было принципиально нейтральным. На уровне глобальных трансформаций необходимо отметить, что опыт Второй мировой войны поставил множество вопросов к национальным правовым системам и праву как гаранту мира. В ответ на беспрецедентные ужасы войны начинает формироваться и становится определяющей для международного права установка, что права человека определяют права власти. В этом плане Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и другие международные конвенции, что разрабатываются в 1950-1960-х гг., постулируют новый проект человека с неотъемлемыми правами. Частично ориентируясь на задачи следующего года, исследователи проекта анализировали художественные и культурные проекты в США после войны во Вьетнаме (1965-1974 гг.). С одной стороны, беспрецедентная визуализация войны в фотографиях и видеорепортажах и постоянное общественное внимание к конфликту сделали многих американских деятелей культуры политически активными. С другой стороны, в общественном поле формируется концепция «вьетнамского синдрома» (дискурса травмы) как итога неудачной военной кампании. На уровне общественной полемики и медиа, академических дискуссий и реабилитационных практик работы с ветеранами Вьетнама в постконфликтной культуре США постепенно складывается ситуация медикализации опыта войны и сопутствующего ей насилия, причиненного и испытанного участниками военного конфликта. Экспансия академического подхода в области осмысления опыта насилия привела к формированию общественного консенсуса, в котором были признаны травмированными не только непосредственные участники боевых действий, но и все представители американского общества, так или иначе вовлеченные в конфликт в качестве его свидетелей (на уровне СМИ и массового кинематографа). Превращение травмы из индивидуального события в коллективное сформировали паллиативное решение в американской постконфликтной культуре – образ «травмированной нации», позволивший на коротком отрезке времени примириться с негативным итогом войны и найти основание для включения в постконфликтное общество бывших агентов насилия (ветеранов конфликта). Одной из важнейших задач проекта было теоретическое исследование концептуализаций конфликта и выхода из него в разных постконфликтных культурах и методологическая рефлексия о возможностях их сравнительного анализа. Среди важнейших методологических характеристик развития постконфликтной ситуации оказываются легитимность (legitimacy) и считывание (legibility) тех или иных действий, к которым прибегали конфликтующие стороны. Важную роль в позитивной динамике постконфликтной культуры играет то, насколько легитимны для оппонентов возникающие институции, поскольку прекращение войны всегда сталкивается с проблемой предшествующего производства главного врага, чем занимается пропаганда каждой из сторон конфликта. В терминологии П. Боянича для анализа института войны в институт мира и поиска общей деятельности, методологически значимым является понятие контринститута (counter-institution), которое описывает отдельный институт, существующий параллельно или даже в оппозиции к действующим институтам и различным индивидуальным или групповым актам. Для него характерно производство множества критических и ангажированных действий, направленных на обновление, изменение и деконструкцию закосневших конфликтных моделей. Результаты исследований нашли отражение в 18 публикациях, в том числе: 2 статьи-обзора в журнале, индексируемом в базах Scopus/WoS, 3 статьи в журналах, индексируемых в RSCI, 3 статьи в журналах, входящих в перечень ВАК и индексируемых РИНЦ, 10 публикаций тезисов докладов в изданиях, индексируемых в РИНЦ. Кроме того, результаты исследования были представлены в виде 26 докладов на 7 научных мероприятиях в России и за рубежом.

 

Публикации

1. Боянич П. Война и прекращение насилия: проектирование справедливых институтов Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 3. С. 156–167., Т. 20. № 3. С.156-167 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_156

2. Круглова Т.А. Советское искусство 1945-1955 гг. о "мире после войны": культурная политика и антропологические реакции Ярославский педагогический вестник. 2023. № 5 (134). С. 237-244, № 5 (134). С.237-244. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.20323/1813-145X_2023_5_134_237

3. Луньков А.С. Эволюция идеологии пионерского движения в СССР, ГДР и Югославии в контексте постконфликтных проектов человека Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 3. С. 138–155, Т. 20. № 3. С. 138–155 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_138

4. Сатыбалдина Д.К. Практики пространственного существования человека в условиях постконфликтной ситуации Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. Выпуск 4, - (год публикации - 2023)

5. Сысолятин А.А., Слепченко Д.В. Память о войне во Вьетнаме в американской культуре 1970-х: стратегии репрезентации фигуры ветерана Tempus et Memoria, Т.4., № 2 (год публикации - 2023)

6. Черепанова Е.С. Философско-антропологические основания немецкой педагогики мира: трансформация основных понятий и подходов Дискурс-Пи. 2023. Т. 20. № 3. С. 121–137., Т. 20. № 3. С. 121–137. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_3_121

7. Меньшиков А.С. The Returns to Power. A Political Theory of Economic Inequality by Thomas F. Remington (Oxford University Press, 2023) Changing Societies & Personalities., - (год публикации - 2023)

8. Слепченко Д.В. Renata Summa (2021). Everyday Boundaries, Borders and Post Conflict Societies. Palgrave Macmillan Changing Societies & Personalities. Vol. 7, No. 3, pp. 186–189, Vol. 7, No. 3, pp. 186–189 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/csp.2023.7.3.247

9. Боянич П. Конец войны и начало института Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.296-297., Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.296-297. (год публикации - 2023)

10. Давлетшина А.М. Трансформация правовой реальности в ХХ веке (на примере прав человека) Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.297-299., Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.297-299. (год публикации - 2023)

11. Круглова Т.А. Эстетические аспекты проектирования человека в период советского послевоенного десятилетия (1945-1955 гг.) Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.299-302., Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.299-302. (год публикации - 2023)

12. Луньков А.С. Скаутское движение в постконфликтный период 1940-х - 1950-х годов: трансформация практик проектирования человека (на примере США и Венгрии) Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.302-305., Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.302-305. (год публикации - 2023)

13. Меньшиков А.С. Культурно-обусловленные подходы к концептуализации конфликта и его разрешению Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.305-306., Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.305-306. (год публикации - 2023)

14. Сатыбалдина Д.К. Понятие дома в опыте немецкого народа в 30-е - 50-е годы ХХ века Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.306-308., Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.306-308. (год публикации - 2023)

15. Слепченко Д.В. Формирование публичной сферы в условиях постконфликтности Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.308-311., Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.308-311. (год публикации - 2023)

16. Сысолятин А.А. "Вьетнамский синдром" и "человек фронтира": дискурс травмы как инструмент антропологического проектирования Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.311-313., Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.311-313. (год публикации - 2023)

17. Черепанова Е.С. Образование и возможность проектирования человека в философии К. Ясперса Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.313-315., Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.313-315. (год публикации - 2023)

18. Янцен М.А. Материнство в постконфликтной ситуации: поиск методологии Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.315-316., Интеллектуальная культура Беларуси: гуманитарная безопасность в условиях глобальных вызов: материалы Седьмой междунар.науч.конф. В 2 т. Т.2. - Минск: Четыре четверти, 2023. С.315-316. (год публикации - 2023)