КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00715

НазваниеЛичностная ресурсность и субъективное благополучие в контексте временной перспективы человека в позднем возрасте

РуководительСергеева Тамара Борисовна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словаЛичностная ресурсность, психологические ресурсы, временная перспектива, субъективное благополучие, поздний возраст, пожилой возраст, зрелый возраст, удовлетворенность жизнью, саморегуляция, копинг-стратегии, готовность к освоению возрастно-временных изменений, жизнестойкость, оптимизм

Код ГРНТИ15.31.00, 15.31.35, 15.31.41


СтатусЗакрыт досрочно


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на решение проблемы систематизации психологических ресурсов человека при переходе от зрелого возраста к пожилому. Целью исследования является разработка модели личностной ресурсности как интегративной психологической характеристики человека на поздних этапах развития и как предиктора временной перспективы и субъективного благополучия. Трансформация роли пожилых людей в социуме и негативные последствия социальной самоизоляции требуют новых подходов к пониманию потенциальных резервных способностей и возрастных ограничений в развитии на поздних этапах жизни. Актуальность обозначенной проблемы определяется: во-первых, необходимостью рассмотрения временной перспективы личности как переменной, определяющей и ресурсы, и благополучие в позднем возрасте. В настоящее время данные феномены изучаются как отдельные характеристики, способствующие совладанию с изменяющимися внешними и внутренними условиями жизни, без учета уровня их включенности в систему психологических ресурсов личности. Во-вторых, в рамках интенсивно развивающегося ресурсного подхода понятие «личностная ресурсность» является относительно новым и недостаточно разработанным, а эмпирические исследования ресурсности как интегративной личностной характеристики не охватывают поздние периоды жизни. В данном проекте предполагается разработка модели личностной ресурсности в позднем возрасте, гипотетически включающую в себя три взаимосвязанных компонента: регуляционный (ресурсы саморегуляции и совладающего поведения), смысложизненный (смысложизненные ориентации, диспозиционный оптимизм), компонент восприятия времени жизни (временная перспектива готовность к освоению возрастно-временных изменений). Это определяет научную новизну проекта, поскольку проблема личностной ресурсности, временной перспективы и субъективного благополучия в позднем возрасте ранее не ставилась ни в общем контексте в психологии личности, ни в контексте возрастного развития. Социальный запрос, связанный с вынужденным снижением социальной активности пожилых людей, с одной стороны, и отсутствие теоретического осмысления и эмпирических данных об их ресурсных возможностях – с другой, определяют актуальность настоящего исследования.

Ожидаемые результаты
Результатом реализации проекта станет структурно-функциональная модель личностной ресурсности в позднем возрасте как интегративной личностной характеристики и ее возможные модификации во втором периоде зрелости и пожилом возрасте. Предполагается определение характера сопряженности компонентов личностной ресурсности, временной перспективы и субъективного благополучия человека в указанные периоды. Апробация и эмпирическая верификация модели позволят технологизировать процедуру оценки личностной ресурсности в позднем возрасте, что, в свою очередь, расширяет возможности разработки программ психологического сопровождения человека в процессах старения.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проект был направлен на разработку структурно-функциональной модели личностной ресурсности как интегральной психологической характеристики человека на поздних этапах развития в контексте временной перспективы и субъективного благополучия. Были решены следующие научные задачи: 1) разработана теоретическая модель, проведена ее эмпирическая верификация; исследована личностная ресурсность лиц второго периода зрелости (45 – 60 лет) и пожилых людей (60 - 75 лет) с целью описания механизмов конвертации ресурсов при переходе от средней к поздней взрослости и определения путей управления данным процессом; 2) выявлены общие и частные личностные предикторы субъективного благополучия человека в позднем возрасте; 3) выявлен характер сопряженности временной перспективы личности с показателями субъективного благополучия и компонентами личностной ресурсности; 4) предложены методы управления личностной ресурсностью в позднем возрасте. Ресурсность была определена как совокупность и взаимосвязь ряда конкретных ресурсов, определяющих основные виды жизнедеятельности человека на поздних этапах развития, и рассмотрена как реальная характеристика (когда она имеется в наличии) и как потенциал. Теоретически обоснована структурно-функциональная модель личностной ресурсности в позднем возрасте как единство трех компонентов: регулятивного, смысложизненного и компонента восприятия времени жизни. В эмпирическом исследовании приняли участие 528 респондентов в возрасте от 45 до 75 лет, проживающие в разных регионах России (большинство на территории Уральского федерального округа). Были выделены две группы сравнения: второй период зрелости (45–60 лет) и пожилой возраст (60–75 лет). Реализован принцип добровольного участия в исследовании. Использован комплекс из восемнадцати стандартизированных психодиагностических методик, разделенных на блоки: методики диагностики гипотетических компонентов личностной ресурсности и методики диагностики субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью. Для обработки данных применены методы дескриптивной и компаративной статистики, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ. По результатам эмпирического исследования были скорректированы компоненты ресурсности и их содержательное наполнение. Предложена четырехкомпонентная структура ресурсности (Управление жизнью, Принятие возраста, Позитивные копинг-стратегии, Освоение возраста), подтвержден интегральный характер личностной ресурсности как уже состоявшейся в позднем возрасте характеристики, позволяющей осознавать, перераспределять и использовать ресурсные возможности. Были обнаружены различия как в структуре ресурсности, так и в уровне выраженности отдельных ресурсов при переходе от второго периода зрелости к пожилому возрасту. На фоне снижения и даже утраты части ресурсов в пожилом возрасте происходит и изменение отношения к ним. В зрелом возрасте оно реализуется по функциональной схеме «осознание ¬– неприятие – готовность к изменению и перераспределению ресурсов», а в пожилом – «осознание – принятие – неготовность к изменению, консервация ресурсов». Были выявлены общие предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью людей позднего возраста: жизнестойкость и ее установка на принятие риска; диспозиционный оптимизм и позитивные ожидания; смысложизненные ориентации на процесс и результат жизни, аффективная и мотивационная составляющие социального компонента готовности к возрастным изменениям; способы совладания с проблемной ситуацией (самоутверждение, отвлечение, социальная замкнутость, самоодобрение, беспомощность). Описаны частные предикторы конкретных видов субъективного благополучия и сфер удовлетворенности жизнью. Установлено, что временная перспектива, понимаемая как совокупность установок, выражающих отношение к прошлому, настоящему и будущему, сопряжена с показателями субъективного благополучия и с регулятивным и смысложизненным компонентами личностной ресурсности. Были определены «благоприятные» и «неблагоприятные» типы временных ориентаций в позднем возрасте. К «благоприятным» относятся ориентации на будущее, позитивное прошлое и гедонистическое настоящее, которые положительно связанны с субъективным благополучием, удовлетворенностью жизнью и счастьем. В структуре личностной ресурсности «благоприятные» типы сопряжены с показателями смысложизненного компонента (осмысленность жизни, диспозиционный оптимизм и жизнестойкость); положительно связаны с саморегуляцией, конструктивными копингами и отрицательно – с неконструктивными. «Неблагоприятные» типы – ориентация на негативное прошлое и фаталистическое настоящее – отрицательно связаны с субъективным благополучием. В структуре личностной ресурсности эти типы отрицательно связаны с показателями смысложизненного компонента (осмысленность жизни, диспозиционный оптимизм и жизнестойкость); отрицательно связаны с саморегуляцией, конструктивными копингами и положительно связаны с применением неконструктивных копингов. Результаты исследования составили информационную основу для разработки дифференцированных подходов к управлению ресурсами в позднем возрасте. Образовательные технологии эффективны и в зрелом, и в пожилом возрасте, но их реализация должна осуществляться в комплексе с рефлексивно-оценочными методами в программах для обучающихся зрелого возраста, и с методами психологического сопровождения для пожилых субъектов образования. С опорой на описанные предикторы субъективного благополучия были сформулированы положения и принципы конструирования образовательных программ для людей позднего возраста: создание временной перспективы с позитивными целями, бесконфликтная и поддерживающая индивидуально-ориентированная образовательная среда, содействие принятию и адаптации человека к новым социальным условиям, создание адекватного представления о ситуации обучения, своих целях и возможностях. Результаты исследования обсуждались на всероссийской и трех международных научных конференциях, подготовлены пять статей в рецензируемых научных изданиях (в том числе серия из трех статей в журнале, индексируемом в международной базе Scopus, Q2).

 

Публикации

1. Борисов Г.И., Сергеева Т.Б., Глуханюк Н.С. Предикторы субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью людей позднего возраста: прикладной аспект Перспективы науки и образования, №. 1 (год публикации - 2024)

2. Глуханюк Н.С., Сергеева Т.Б. Управление личностной ресурсностью в позднем возрасте Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, № 1 (год публикации - 2024)

3. Глуханюк Н.С., Сергеева Т.Б., Борисов Г.И., Панченко П.Б. Сопряженность временной перспективы, субъективного благополучия и личностной ресурсности в позднем возрасте Перспективы науки и образования, № 2 (год публикации - 2024)

4. Сергеева Т.Б., Борисов Г.И. Исследование взаимосвязи жизнестойкости и готовности к освоению возрастно-временных изменений в пожилом возрасте Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12–14 октября 2023 г., Москва., с.1605-1611 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.38098/conf_22_0466

5. Сергеева Т.Б., Глуханюк Н.С., Борисов Г.И. Личностная ресурсность человека в позднем возрасте Перспективы науки и образования, - (год публикации - 2023)