КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01291

НазваниеНаучное наставничество в российских вузах: институциональные модели, профессиональные роли, повседневные практики

РуководительАмбарова Полина Анатольевна, Доктор социологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые слованаучное наставничество, студенчество, научно-педагогическое сообщество, институциональные модели научного наставничества, профессиональные роли научного наставника, наставнические компетенции, повседневные практики научного наставничества, научно-исследовательская работа студентов, научно-исследовательская культура студентов, ранняя академическая карьера, воспроизводство научно-педагогических кадров

Код ГРНТИ04.51.53


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект посвящен проблеме развития институциональных моделей, профессиональных ролей и повседневных практик научного наставничества в российских университетах. Научное наставничество рассматривается как продуктивный способ активизации исследовательской деятельности студентов, повышения уровня их научно-исследовательской культуры и академического статуса до равноправного субъекта «взрослой» вузовской науки. Оно также служит механизмом формирования у студентов ориентации на академическую профессию и основ ранней академической карьеры. Практики руководства научно-исследовательской деятельностью студентов в большинстве вузов не имеют программного характера, не подкреплены необходимыми кадровыми, организационными, временными ресурсами. Требуется научная «ревизия» советско-российского опыта научного наставничества вместе с изучением современного зарубежного опыта, особенно исследовательских университетов. Главная идея проекта заключается в обосновании необходимости и возможностей внедрения в российские вузы продуктивных институциональных моделей и повседневных практик научного наставничества для студентов. Институциональные модели сформируют организационный, нормативный и ресурсный «каркас» этой деятельности научно-педагогического сообщества и студентов. Продуктивные повседневные практики создадут неформальное, креативное пространство для взаимодействия наставников и студентов, источники и ресурсы развития их интеллектуального и профессионального капитала. Разработка содержания профессиональных ролей научного наставника определит набор наставнических компетенций и моделей его взаимодействия со студентами. Актуальность проблемы проекта связана с трансформацией взгляда на студенчество – отказом от исключительно образовательной траектории движения его человеческого капитала в университетской системе и принятием научно-образовательного трека его развития как «нового стандарта» высшего образования. Другой аспект актуальности обусловлен необходимостью превращения научного наставничества в эффективный механизм кадрового воспроизводства и омоложения научно-педагогического сообщества. Немаловажным аспектом актуальности проблемы проекта является акцент на развитие мало мобилизованного ресурса научно-педагогического сообщества вузов – ресурса наставничества. Новизна проекта связана с уровневым теоретико-методологическим подходом к изучению научного наставничества – как научно-образовательного института, системы взаимодействия наставников и студентов и сферы их повседневных практик. Еще один аспект новизны проекта определяется выбором студенчества как объекта научного наставничества. В отличие от научного руководства в аспирантуре и докторантуре, научное наставничество студентов не получило своей научной разработки. Существенное значение имеет получение массива новых эмпирических данных – о научно-исследовательской культуре студентов, наставническом ресурсе НПР, потребностях современных российских университетов в новых институциональных моделях и практиках научного наставничества, зарубежном опыте формирования и использования таких моделей и практик. Ключевые задачи проекта: - Разработка теоретико-методологической рамки, методической стратегии и инструментария для исследования научного наставничества как научно-образовательного института, системы взаимодействия вузовских общностей, способа их академического развития. - Сравнительный анализ опыта организации научного наставничества в зарубежных и российских вузах с последующей концептуализацией институциональных моделей научного наставничества. - Идентификация уровня научно-исследовательской культуры студенчества и роли в ее формировании научного наставника. - Выявление нового содержания профессиональной роли научного наставника. - Изучение повседневных практик научного наставничества в российских вузах, обеспечивающих привлечение и удержание способной молодежи в сфере науки и высшего образования.

Ожидаемые результаты
В проекте запланировано получение следующих научных результатов в области теории: – теоретико-методологическая рамка исследования научного наставничества студентов как научно-образовательного института, системы взаимодействия вузовских общностей и сферы их повседневных практик; – содержание профессиональных ролей научного наставника в модели «распределенного» управления НИРС; в области методологии: – методическая стратегия и инструментарий для исследования институциональных моделей научного наставничества и его практик, сложившихся в зарубежных и российских вузах; в области эмпирического знания: – сравнительная характеристика опыта организации научного наставничества в зарубежных и российских вузах, а также сложившихся в них институциональных моделей научного наставничества и условий их успешного внедрения в университетскую практику; – аналитическое описание научно-исследовательской культуры студенчества в разрезе ее когнитивной, аксиологической и поведенческой структур; – характеристика содержания и типов успешных повседневных практик научного наставничества в российских вузах, способствующих привлечению и удержанию способной молодежи в сфере науки и высшего образования; – характеристика потребностей российских университетов в развитии новых институциональных моделей и повседневных практик научного наставничества, возможностей их внедрения в систему управления НИРС. Решение заявленной в проекте научной проблемы внесет вклад в научную дискуссию об источниках активизации молодежной (студенческой) науки, предпосылках формирования ранней академической карьеры и «бесшовного» воспроизводства научно-педагогических кадров, а также о перспективах развития академической профессии в российских университетах. Полученные результаты заполнят «лакуны» в отечественной науке о высшем образовании, которые связаны с отсутствием комплексных теоретических разработок и эмпирических исследований научного наставничества как научно-образовательного института, системы взаимодействия ментора и менти в формате повседневных практик. Разработка теоретико-методологической рамки исследования научного наставничества послужит расширению предметного поля теории адаптации (научное наставничество рассматривается как способ адаптации студентов к требованиям НИР в вузе), концепции академического развития научно-педагогического сообщества (научное наставничество определяется как «обновленная» профессиональная роль научно-педагогических работников). Она также внесет вклад в развитие концепции доверия в высшем образовании (научное наставничество трактуется как подсистема взаимодействия наставников и студентов, базирующегося на принципах доверия и обмена «неявным знанием»). Научной значимостью для теории университетского управления будут обладать результаты проекта, раскрывающие технологии научного наставничества и процесс интеграции модели наставничества в управление научно-исследовательской деятельностью в вузе. Исследование позволит концептуализировать модели научного наставничества студентов на основе фундаментальных теорий, сложившихся в социологии высшего образования, педагогике высшего образования, теории университетского управления. Это поможет отрефлексировать и систематизировать потребности в наставнических практиках в университетах, оценить сложившийся их опыт и определить условия успешной диссеминации новых моделей и практик научного наставничества. Практическая значимость результатов проекта заключается в возможности разработки научного обоснования управленческих решений, нацеленных на внедрение или обновление в университетах программ научного наставничества, создания оптимальных организационных условий для развития и реализации продуктивных повседневных практик научного наставничества, успешного функционирования сообществ научных менторов и менти, подготовки «корпуса» научных наставников. Общественная значимость таких управленческих решений позволит повысить качество высшего образования за счет формирования исследовательской культуры студентов, привлечения их интеллектуального капитала в масштабные научные проекты вузов, удержания талантливой молодежи в сфере университетского образования и науки.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Исследовательский проект посвящен обоснованию необходимости и поиску возможностей внедрения в российские вузы продуктивных институциональных моделей и повседневных практик научного наставничества для студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры. В 2023 году были решены следующие исследовательские задачи: 1. Разработана теоретико-методологическая рамка для исследования научного наставничества студентов как научно-образовательного института, системы взаимодействия вузовских общностей, способа их академического развития в повседневных практиках. 2. Разработана методическая стратегия и инструментарий для исследования институциональных моделей научного наставничества и его практик, сложившихся в зарубежных и российских вузах. 3. Проведен сравнительный анализ опыта организации научного наставничества в зарубежных и российских вузах с последующей концептуализацией институциональных моделей научного наставничества и определения условий их успешного внедрения в университетскую практику. 4. Осуществлена идентификация уровня научно-исследовательской культуры студенчества сквозь призму ее когнитивной, аксиологической и поведенческой структур и определена роль научного наставника в их формировании. В рамках теоретического анализа была проведена адаптация к предмету исследования положений институционального, деятельностного подходов, теории повседневности. С позиций институционального подхода была определена сущность научного наставничества как научно-образовательного института, выделены его институциональные признаки и функции. С позиций деятельностного подхода раскрыта коммуникативная природа научного наставничества и показана сущность научно-исследовательской культуры как качества деятельности студентов. С позиций социологической теории повседневности показаны содержание и смысл наставнических интеракций. Предложена трактовка взаимодействия научного наставника и наставляемого как элемента их жизненного мира и рассмотрение научного наставничества через проявленность этого взаимодействия в повседневной академической деятельности. Для решения исследовательских задач была разработана методическая стратегия Mixed Methods Research. Комплексный подход к решению исследовательских задач проекта нашел отражение в сложном формате дизайна эмпирического исследования (качественный – количественный – качественный). Исследование базировалось на использовании широкого спектра источников эмпирической информации, сочетании методов (количественных и качественных, опросных и неопросных). Опыт организации научного наставничества в зарубежных и российских вузах и условий их успешного внедрения в университетскую практику был изучен в ходе следующих исследований: 1. Систематический обзор зарубежной и отечественной литературы, отражающей организацию НИРС, научного наставничества, управления НИРС в зарубежных и отечественных вузах. Массив отобранных научных публикаций содержал описание практик научного наставничества. Выявленные кейсы классифицировались на основании выделения практик научного наставничества, которые идентифицировались как типичные для данного вуза. 2. Анализ контента сайтов зарубежных и отечественных вузов с целью выявления и анализа программ научного наставничества студентов, деятельности сообществ менторов и менти. Анализ контента сайтов университетов позволил выявить: 1) формы и организационные структуры научного наставничества; 2) наличие и содержание программ научного наставничества; 3) наличие, содержание и результаты деятельности сообществ менторов и менти; 4) способы презентации вузом достижений студентов в НИД. 3. Анализ документов, регламентирующих организацию научного наставничества и НИРС в российских вузах. Было изучено четыре исследовательских вопроса: 1) цели, задачи, принципы наставнической деятельности; 2) формы и организационные структуры научного наставничества; 3) содержание программ научного наставничества; 4) меры стимулирования наставничества. На основе результатов анализа документов было раскрыто содержание и структура институциональных моделей научного наставничества. 5. Полуструктурированные интервью с представителями университетов стран СНГ – Белоруссии, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана (n=11). Интервью включало два тематических блока: 1) формы организации научно-исследовательской работы студентов; 2) практики научного наставничества. Последний блок был структурирован по двум видам наставнических практик – институциональным и внеинституциональным. Научно-исследовательская культура студенчества и роль научного наставника в ее формировании была изучена в ходе двух исследований: 1. Массового онлайн опроса студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры российских вузов (n=3 032 чел.) 2. Контент-анализа научных журналов с целью изучения публикационной активности студентов. Понятие культуры отражает качество НИД, обеспечиваемое когнитивными, аксиологическими и поведенческими ее компонентами. Аксиологический компонент анализировался через отношение студентов к ценностям научной деятельности, когнитивный – через оценку студентами знаний, необходимых для научной работы, поведенческий – через самооценку включенности студентов в научно-исследовательские практики. Опрос выявил ожидания студентов в отношении научных наставников. Желаемые характеристики наставников анализировались сквозь призму трех составляющих: социально-демографических (пол, возраст, ученая степень), личностных (контроль деятельности, характер общения с менти, предоставление самостоятельности, соотношение инициативы ментора и менти) и профессиональных (научная, публикационная активность, профессиональная компетентность, владение иностранным языком, статус в вузе). Основным результатом контент-анализа научных журналов стала характеристика публикационной активности студентов. Несмотря на то, что подготовка статей – одна из самых популярных форм НИРС, небольшое число студентов вовлечено в этот вид научной деятельности на постоянной основе. Студенты-авторы публикаций в высокорейтинговых изданиях отличаются когнитивной и мотивационной готовностью к НИР. К особенностям данной группы студентов были отнесены: гендерная асимметрия (преобладание среди авторов студенток), множественное авторство, нарастание степени публикационной активности от младших курсов к старшим, от бакалавриата (специалитета) к магистратуре. Исследование позволило выявить различные факторы успешности студенческих публикаций в сегменте высокорейтинговых журналов: включенность в практики НИР на регулярной основе, наличие научного наставника. Исследование НИК студентов показало задачи и зоны ответственности научных наставников, осознание которых позволяет выстроить программы работы с молодыми исследователями. По результатам 1 этапа подготовлено 6 статей, в том числе: 3 в изданиях WoS и Scopus, 2 – в изданиях RSCI. Научные результаты были представлены на 4 конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и нашли отражение в материалах, размещенных в сети Интернет: Сотрудничество с Уральским федеральным университетом // Сайт Факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. URL: https://fh.grsu.by/index.php/faculty/novosti/3534-sotrudnichestvo-s-uralskim-federalnym-universitetom Купаловцы выступили экспертами в рамках реализации проекта Российского научного фонда // Сайт Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. URL: https://www.grsu.by/component/k2/item/47828-plodotvornoe-sotrudnichestvo-kupalovskogo-universiteta-s-uralskim-federalnym-universitetom-imeni-pervogo-prezidenta-rossii-b-n-eltsina-prodolzhaetsya.html Научное наставничество: ключ к успешной исследовательской карьере студентов // Телеграм-канал «Социальная политика & публичное управление: региональные исследования, аналитика, экспертиза». URL: https://t.me/SHGUP_UrFU/102

 

Публикации

1. Амбарова П.А. Целостность, структурность и функциональность повседневных практик научного наставничества как предмет микросоциологического анализа Социологический журнал, Т. 29. № 4. С. 61–78 (год публикации - 2023)

2. Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Институциональные модели научного наставничества над студентами российских вузов: организационно-управленческие аспекты Университетское управление: практика и анализ, Т. 27. № 3. С. 5–16 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/umpa.2023.03.019

3. Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Представления студентов о научном наставнике Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, - (год публикации - 2024)

4. Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Кеммет Е.В., Михайлова А.Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов Высшее образование в России, Т. 32. № 7. С. 96–116 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116

5. Кеммет Е.В. Организация и самоорганизация в управлении студенческой наукой и научным наставничеством Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, культуры и науки, Т. 29. № 4. С. 231–247 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.4.080

6. Шаброва Н.В., Амбарова П.А. Публикационная активность студентов российских вузов Образование и наука, Т. 25. № 9. С. 171–196 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-171-196