КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-01499

НазваниеОбоснование государственной территориальной политики в России на основе расширенного агент-ориентированного подхода с использованием программно-аналитического комплекса

РуководительНовикова Татьяна Сергеевна, Доктор экономических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-155 - Прогнозирование социально-экономического развития, государственное регулирование экономики и управление социально-экономическими процессами

Ключевые словатерриториальная социальная, инвестиционная и межрегиональная политика, агент-ориентированное моделирование, функция общественного благосостояния, социальные и межбюджетные трансферты.

Код ГРНТИ06.52.17


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность исследования связана с этическими аспектами технологического развития, прежде всего, обострением проблемы территориального социального неравенства, требующими активизации государственного вмешательства в экономику. Несмотря на выдвигаемый в стратегических программных документах и научной социально-экономической литературе приоритет преодоления социального неравенства и бедности, проблема обоснования соответствующей государственной территориальной политики (ГТП) остается нерешенной. Фундаментальной научной проблемой проекта является разработка и применение взаимосвязанных экономико-математических методов пространственного агент-ориентированного и макроэкономического моделирования для обоснования ГТП с формальным представлением целей социальной справедливости наряду с целями экономической эффективности, применяемых в программно-аналитическом комплексе. Отличительные особенности данного комплекса связаны с возможностью проведения многовариантных расчетов по количественному обоснованию принимаемых решений микро-, мезо и национального уровней на основе принципов оптимизации. Предлагаемые в проекте методы обоснования ГТП, с одной стороны, сфокусированы на микроуровне принятия оптимальных решений отдельными агентами, с другой стороны, формируют механизмы координации взаимодействия агентов для продвижения в направлении оптимальных решений в рамках общества в целом и отдельных территорий. Для обоснования ГТП предлагается использовать программно-аналитический комплекс, позволяющий сочетать два указанных метода. Новизна предлагаемого исследования заключается в разработке расширенной пространственной агент-ориентированной модели, с одной стороны, включающей базовую микроэкономическую модель, с другой стороны, обобщающей решения агентов на мезо- и макроэкономическом уровнях на основе территориальных функций общественного благосостояния (ФОБ) и мультирегиональной таблицы «затраты-выпуск». Выбор вариантов ГТП соответствует определенному соотношению целей экономической эффективности и социальной справедливости и формализуется с помощью максимизации национальных и территориальных ФОБ. Сбалансированность предлагаемых вариантов ГТП и возникающие в результате такой политики структурные изменения в экономике анализируются с помощью всех квадрантов мультирегиональной таблицы «затраты-выпуск», в том числе с учетом перераспределительных эффектов налогов и трансфертов в четвертом квадранте. Предлагаемый комплекс обеспечивает возможность оптимизации ГТП за счет изменения ее параметров и расчета оптимальных налогов и трансфертов, обеспечивающих максимизацию территориальных ФОБ. Отличительной чертой предлагаемого подхода является пространственная принадлежность каждого из агентов и возможность анализа социальной, инвестиционной и межбюджетной политики в региональном разрезе, что имеет особенно важное значение для России. Результативность отдельных инструментов ГТП, а также их согласованность оцениваются в рамках трех основных сценариев: инерционного, умеренно-оптимистического и оптимистического. Предлагаемые инструменты политики сгруппированы по трем направлениям, связанным с трансфертами, налогами и межбюджетными отношениями. Во-первых, изменяются структура и общая сумма социальных трансфертов. В результате варьируются соотношения расходов на общественные блага и суммы социальных трансфертов по территориальным образованиям. Вторая группа факторов учитывает изменение налоговой нагрузки на экономику и прогрессивности налогообложения. В третьих, на разных уровнях бюджетной системы изменяются, с одной стороны, полномочия через соотношение федеральных и региональных расходов на общественные блага и социальные трансферты; с другой стороны, их финансовое обеспечение через нормативы зачисления налогов в соответствующие бюджеты и предоставление межбюджетных трансфертов.

Ожидаемые результаты
Ключевым научным результатом предлагаемого проекта станет создание программно-аналитического комплекса, обеспечивающего проведение многовариантных расчетов по оптимизации ГТП на основе расширенной пространственной агент-ориентированной модели. В ходе реализации проекта будут разработаны концепция и экономико-математический инструментарий для обоснования ГТП с апробацией двух групп инструментов ГТП: во-первых, активизация перераспределительной политики с целью преодоления территориального социального неравенства за счет определенного сочетания налогов и трансфертов, в том числе социальных и межбюджетных; во-вторых, стимулирование развития человеческого капитала как основы роста благосостояния в условиях современного НТР за счет расширения государственных инвестиций в предоставление общественных благ. Будет разработан алгоритм проведения расчетов по обоснованию ГТП. На первых этапах реализации проекта в течение первого года будут получены следующие ожидаемые результаты, связанные с оценкой отдельных инструментов ГТП. На основе максимизации территориальных функций общественного благосостояния населения территориальных образований для каждого уровня представлений о взаимосвязи справедливости и эффективности (и соответствующего коэффициента неприятия неравенства), проверена проверка гипотезы о наличии оптимального уровня трансфертов и налогов и определены оптимальные уровни суммарных налогов и трансфертов; проведена оценка изменения соотношения между адресными и универсальными социальными пособиями, а также между полномочиями и собственными доходами федерального и региональных бюджетов; исследовано изменение благосостояния в результате введения прогрессивного налогообложения, а также изменения соотношения прямых и косвенных налогов; рассчитаны мультипликаторы бюджетных расходов на основе таблицы межотраслевого баланса и использованы для оценки социальных и косвенных эффектов в моделях проектов социальной и научно-исследовательской инфраструктуры; проведена оценка названных выше показателей при изменении коэффициента неприятия неравенства и получены соответствующие зависимости значений ФОБ от управляющих параметров ГТП, в том числе построены кривые взаимосвязи оптимальных значений (изооптимальные кривые) для трансфертов и налогов. В начале второго года реализации проекта будут получены следующие ожидаемые результаты, связанные оптимизацией ГТП при различных уровнях неприятия неравенства. Выявлены тенденции в соотношении частного и общественного секторов как следствие изменения трансфертов и налогов (расширения социальных трансфертов при заданных налоговых ставках и наоборот, изменения налогового бремени при заданной структуре социальных трансфертов). Взаимосвязанные инструменты территориальной политики использованы для формирования основных сценариев ГТП. Следующий этап исследований в течение второго года будет связан с комплексной оценкой взаимосвязанных инструментов государственной территориальной политики, обеспечивающей их согласованность в рамках трех основных сценариев: инерционного, умеренно-оптимистического и оптимистического. По результатам реализации проекта предполагается публикация статей в изданиях, индексируемых в базах данных: «Сеть науки» (Web of Science); «Скопус» (Scopus); RSCI, РИНЦ. Планируются выступления участников на международных конференциях с докладами по тематике проекта (Апрельская международная научная конференция ВШЭ, Азиатское заседание Эконометрического общества или конгресс Европейской ассоциации региональных исследований) и расширение сети зарубежных научных контактов. В проекте примут участие молодые исследователи, и некоторые из задач проектов могут стать их диссертационными темами, что будет способствовать привлечению молодежи в научно-исследовательскую среду мирового уровня. Полученные результаты создадут возможность использования разработанного программно-аналитического комплекса для обоснования ГТП с формальным учетом принципов социальной справедливости и преодоления территориального социального неравенства.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
С точки зрения построения программно-аналитического комплекса обзор подходов к агентному моделированию показывает, что сбалансированность используемых ресурсов находится в центре внимания при построении моделей экономики на национальном и региональном уровнях. В макроэкономических АОМ данная проблема анализируется в терминах согласованности потоков и запасов. В предлагаемом исследовании методы пространственного агент-ориентированного моделирования развиваются на основе принципов оптимизации для обоснования пространственной государственной политики с формальным представлением целей социальной справедливости наряду с целями экономической эффективности, обобщением решений агентов на основе территориальных функций общественного благосостояния и мультирегионального межотраслевого баланса. Новые методы обоснования государственной политики, с одной стороны, сфокусированы на микроуровне принятия оптимальных решений отдельными агентами, с другой стороны, формируют механизмы координации взаимодействия агентов для продвижения в направлении оптимальных решений в рамках общества в целом и отдельных территорий. При анализе государственной политики одним из ключевых является вопрос перераспределения ресурсов между частным и общественным сектором, в том числе в региональном разрезе. В статье исследуются последствия изменения налоговых ставок и величины социальных трансфертов с точки зрения перераспределения финансовых ресурсов, основного капитала и труда между этими двумя секторами. Исследование базируется на пространственной агент-ориентированной модели, в которой основные решения принимаются на микроэкономическом уровне домашними хозяйствами и предприятиями. Основной капитал формируется в результате инвестиционной политики частных и государственных предприятий, на рынке труда уравновешивается спрос и предложение при заданных общих размерах трудовых ресурсов. Государство задает налоговые ставки и распределение общего объема и структуру социальных трансфертов в качестве институциональных рамок принятия микроэкономических решений. На мезо- и макроуровне изменения параметров государственной политики проявляются в изменении структуры экономики в разрезе регионов, отраслей, общественного и частного секторов. Относительные размеры общественного сектора рассчитываются по показателям использования в нем капитала и труда, а также финансовых ресурсов. Пространственная агент-ориентированная модель базируется на принятии решений домашними хозяйствами и предприятиями, но обеспечивает возможность анализа структурных изменений в экономике в разрезе отраслей, регионов и двух секторов: частного и общественного. Предлагаемый экономико-математический инструментарий позволяет исследовать перераспределение финансовых ресурсов, капитала и труда между частным и общественным секторами. При заданных налоговых ставках соотношение трансфертов и государственного конечного потребления как двух частей единого целого задается в модели фиксированным коэффициентом пропорционального изменения (через долю трансфертов в бюджетных расходах). При пропорциональном изменении налоговых ставок и фиксированной структуре социальных трансфертов соотношение двух направлений социальных расходов определяется эндогенно. Результаты экспериментов с увеличением трансфертов при неизменных налоговых ставках показали, что масштабы общественного сектора по показателю финансовых ресурсов практически остаются на исходном уровне (в пределах 2.3% при 5-кратном росте доли социальных трансфертов в бюджетных расходах). Однако одновременно наблюдается достаточно заметное сокращение удельного веса и капитала (на 9,9%), и труда (на 14,7%) в общественном секторе экономики. В экспериментах с увеличением налоговых ставок возрастают все основные показатели, характеризующие удельный вес общественного сектора в экономике. Усиление тяжести налогового бремени сопровождается перераспределением материальных ресурсов от частного сектора к общественному, одновременно большинство частных показателей резко падает. Суммарный удельный вес расходов домашних хозяйств в ВВП России снижается на 30.5% по сравнению с базовым вариантом. Несмотря на зна-чительное расширение возможностей снижения социальной дифференциации за счет равного распределения общественных благ, социальное нера-венство существенно растет в связи с резким сокращением частных потре-бительских расходов (на 52,7% по показателю индекса Джини по сравне-нию с базовым вариантом). Межрегиональные межотраслевые пропорции существенно изменяются в результате государственной социальной и налоговой политики, несмотря установление в рассматриваемых экспериментах единых долей социальных трансфертов и одинаковый рост налоговых ставок в территориальном разрезе. В результате увеличения трансфертов наибольшее снижение удельного веса материальных ресурсов общественного сектора наблюдается в регионе 1 (и для капитала, и для труда). При этом заметно сокращается удельный вес общественного сектора в агрегированном выпуске: на 8,3% по сравнению с базовым вариантом в целом по России, в том числе на 3,9% в регионе 1, на 2,5% в регионе 2 и на 1,9% в регионе 3. В результате роста налогового бремени удельный вес расходов домашних хозяйств в ВВП наиболее существенно сокращается в регионе 3 (на 37.3% по сравнению с базовым вариантом, соответственно). Удельный вес обще-ственного сектора в агрегированном выпуске для региона 3 снижается на 8,7% и одновременно растет на 3,9% в регионе 1 и на 1,9% в регионе 2. Расширенное агент-ориентированное моделирование используется в оценке медицинских инвестиционных проектов при расчете социальных эффектов на основе бюджетных мультипликаторов. При инвестициях в 7,8 млрд рублей, измеренных в постоянных ценах 2018 г., экономический чистый дисконтированный доход проекта строительства семи поликлиник в г. Новосибирске при 7.3 %-я ставке дисконтирования в 2019-2035 гг. достигает в центральном варианте уровня 3,6 млрд руб. и обеспечивается главным образом за счет социальных эффектов, вклад которых составляет 71,3%. Активная государственная политика за счет различных инструментов государственной поддержки и применения механизмов государственно-частного партнерства обеспечивает таким проектам своеобразные инвестиционные лифты, осуществляя перераспределение между бюджетной и коммерческой эффективностью проектов, при этом уровень общественной эффективности остается неизменным. В результате общественно значимые медицинские проекты социальной инфраструктуры сопровождаются приемлемым уровнем финансовой эффективности, способным заинтересовать частных агентов в рамках определенных схем государственно-частного партнерства и обеспечить реализацию таких проектов.

 

Публикации

1. Зафаржонова М.Р. Экономическое обоснование механизмов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения Актуальные вопросы экономики и социологии. Сборник статей по материалам XIX Осенней конференции молодых ученых в новосибирском Академгородке, С.42-44 (год публикации - 2023)

2. Ивершинь А. В. Подходы к учету финансового сектора в агент-ориентированном моделировании Мир экономики и управления, Т. 22, № 4 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25205/2542-0429-2022-22-4-42-59

3. Новикова Т.С., Зафаржонова М.Р. Оценки потребности в оборотном капитале при инвестициях в развитие здравоохранения Вопросы теоретической экономики, №3 C.62-79. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.52342/2587-7666VTE_2023_3_62_79

4. Суслов В.И., Цыплаков А.А., Новикова Т.С. Перераспределение ресурсов между частным и общественным сектором пространственной экономики: агент-ориентированный подход Экономика региона, Т.19, вып.3, C.612-628. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2023-3-2